Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 01.09.2004 N 93-Г04-16 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О НАРУШЕНИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, О НАЗНАЧЕНИИ НОВОЙ ДАТЫ ВЫБОРОВ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ТАК КАК ОСНОВАНИЙ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ВЫБОРОВ НЕ ИМЕЕТСЯ, ПРАВА ЗАЯВИТЕЛЯ ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НЕ НАРУШЕНЫ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 1 сентября 2004 года
   
                                                      Дело N 93-Г04-16
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                       Лаврентьевой М.Н.,
       судей                                            Маслова А.М.,
                                                        Макарова Г.В.
   
       рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлениям Л.
   о   назначении   даты  выборов  главы  муниципального   образования
   "Аткинский  поссовет  Хасынского  района  Магаданской  области"  по
   кассационной жалобе Л. на решение Магаданского областного  суда  от
   4 июня 2004 г.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Маслова   А.М.,   заключение   помощника   Генерального   прокурора
   Российской  Федерации  Засеевой Э.С., полагавшей  решение  оставить
   без  изменения,  Судебная коллегия по гражданским делам  Верховного
   Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       житель  поселка Атка Хасынского района Магаданской  области  Л.
   обратился  в суд с заявлением о нарушении его конституционных  прав
   избирать   и   быть  избранным  в  органы  местного  самоуправления
   муниципального  образования "Аткинский поссовет" и назначении  даты
   выборов главы муниципального образования.
       В  обоснование заявленных требований указал, что 8 июня 2003 г.
   истек  срок  полномочий главы муниципального образования "Аткинский
   поссовет"  Хасынского района Магаданской области, новые  выборы  не
   назначены,  территориальная избирательная  комиссия  муниципального
   образования   "Аткинский   поссовет"  не   сформирована.   Решением
   Магаданского  областного  суда от 30 мая  2003  г.  назначена  дата
   выборов.  Поскольку  выборы не были подготовлены  и  проведены,  Л.
   вновь  обратился  в  суд  с  заявлением  о  назначении  новой  даты
   выборов.
       Определением Судебной коллегии по гражданским делам  Верховного
   Суда   Российской   Федерации  от  11  февраля  2004   г.   решение
   Магаданского   областного  суда  об  отказе  Л.  в   удовлетворении
   заявления  о  назначении  новой  даты  выборов  отменено   и   дело
   направлено на новое рассмотрение.
       Постановлением президиума Магаданского областного  суда  от  31
   мая 2004 г. решение Магаданского областного суда от 30 мая 2003  г.
   и   определение   того  же  суда,  которыми  дата   выборов   главы
   муниципального  образования назначалась на 17  августа  2003  г.  с
   отсрочкой  исполнения решения до дня проведения  выборов  депутатов
   Государственной  Думы  Федерального Собрания Российской  Федерации,
   отменены с направлением дела на новое рассмотрение.
       Определением Магаданского областного суда от 2 июня 2004 г. оба
   дела  по  заявлениям  Л. в соответствии с  ч.  4  ст.  151  ГПК  РФ
   соединены в одно производство.
       В  судебном  заседании Л. указал, что в июле 1999 года  он  был
   избран   главой  муниципального  образования  "Аткинский  поссовет"
   Хасынского района Магаданской области. Срок его полномочий истек  в
   2003   году.   Однако   выборы  главы  муниципального   образования
   "Аткинский  поссовет" до сих пор не назначены. Избрание из  состава
   депутатов   представительного  органа  муниципального   образования
   "Аткинский  поссовет"  его  главы  18  ноября  2003  года  согласно
   принятому  6  ноября  2003  г.  Уставу  муниципального  образования
   считает  незаконным, ссылаясь на нарушение ст. 11 ФЗ  "Об  основных
   гарантиях  избирательных  прав и права  на  участие  в  референдуме
   граждан Российской Федерации", поскольку положение ст. 63 Устава  о
   порядке  формирования  органов  муниципального  образования   могло
   применяться лишь к выборам, назначенным после принятия Устава.
       Представители     Собрания    представителей     муниципального
   образования  "Аткинский  поссовет"  Хасынского  района  Магаданской
   области и избирательной комиссии Магаданской области требования  Л.
   не признали.
       Решением  Магаданского областного суда от  4  июня  2004  г.  в
   удовлетворении  заявлений  Л.  о  назначении  даты  выборов   главы
   муниципального  образования "Аткинский поссовет" Хасынского  района
   Магаданской области отказано.
       Л. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить
   и   направить  дело  на  новое  рассмотрение.  Полагает,  что   суд
   неправильно  применил  материальный  закон,  дал  ошибочную  оценку
   доводам заявления.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   возражений председателя избирательной комиссии Магаданской  области
   и  представителя Собрания представителей муниципального образования
   "Аткинский  поссовет",  Судебная  коллегия  по  гражданским   делам
   Верховного  Суда  Российской Федерации  не  находит  оснований  для
   отмены решения.
       Судом   правильно  установлено,  что  1  июля  1999  года   при
   отсутствии  Устава  муниципального  образования  состоялись  выборы
   главы  Аткинского поссовета, в результате которых  был  избран  Л.,
   житель   поселка   Атка  Хасынского  района  Магаданской   области.
   Фактически  полномочия главы муниципального образования исполнялись
   Л.  вплоть до июня 2003 г. Решение Магаданского областного суда  от
   30  мая  2003 года, которым в соответствии с п. п. 1  и  5  ст.  10
   Федерального  закона  "Об основных гарантиях избирательных  прав  и
   права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от  12
   июня  2002  г.  N 67-ФЗ назначена дата выборов главы муниципального
   образования  "Аткинский поссовет" Хасынского района на  17  августа
   2003  года, и определение того же суда от 25 июля 2003 г.,  которым
   исполнение  данного  решения отсрочено до  дня  проведения  выборов
   депутатов  Государственной  Думы Федерального  Собрания  Российской
   Федерации,  постановлением президиума Магаданского областного  суда
   от   31   мая  2004  г.  отменены  с  направлением  дела  на  новое
   рассмотрение.  Администрацией Магаданской области  в  установленном
   порядке    зарегистрирован    Устав   муниципального    образования
   "Аткинский  поссовет" Хасынского района Магаданской области.  Устав
   обнародован   6  ноября  2003  г.  В  нем  предусмотрена   выборная
   должность  главы  муниципального образования "Аткинский  поссовет",
   избрание  на  которую в соответствии со ст. 63 Устава  производится
   Собранием   представителей  муниципального  образования  "Аткинский
   поссовет"   из   своего   состава.  18  ноября   2003   г.   главой
   муниципального  образования "Аткинский поссовет" Хасынского  района
   Магаданской  области  из состава депутатов Собрания  представителей
   данного муниципального образования избрана Дроботун Е.М.
       Оценив   приведенные  обстоятельства  с  позиции   действующего
   законодательства,  суд сделал вывод, что оснований  для  назначения
   выборов  главы муниципального образования "Аткинский  поссовет"  не
   имеется,  права  Л.  избирать и быть избранным  в  органы  местного
   самоуправления не нарушены.
       Доводы  кассационной жалобы выводов суда не опровергают. Ссылку
   на  то,  что  судом  не  исполнены указания  Судебной  коллегии  по
   гражданским  делам  Верховного Суда РФ от  11  февраля  2004  г.  о
   применении требований п. 3 ст. 11 Федерального закона "Об  основных
   гарантиях  избирательных  прав и права  на  участие  в  референдуме
   граждан Российской Федерации", нельзя признать убедительной.
       В  соответствии с упомянутой нормой в случае принятия в  период
   избирательной    кампании   закона   или   устава    муниципального
   образования,  содержащих положения, которыми  определяется  порядок
   подготовки  и  проведения соответствующих выборов,  либо  в  случае
   внесения  в  указанный  период  в закон  или  устав  муниципального
   образования  изменений и дополнений, касающихся порядка  подготовки
   и   проведения   соответствующих  выборов,  указанные   нормативные
   правовые  акты,  изменения  и  дополнения  применяются  к  выборам,
   назначенным  после  вступления  в силу  этих  нормативных  правовых
   актов, изменений и дополнений.
       Определение   суда  кассационной  инстанции,  которым   решение
   Магаданского  областного суда отменено и дело направлено  на  новое
   рассмотрение,  состоялось в период избирательной кампании,  начатой
   на  основании решения Магаданского областного суда от 30  мая  2003
   г.,   однако   последнее   решение  было  отменено   постановлением
   президиума  Магаданского областного суда от 31 мая  2004  г.,  дело
   передано на новое рассмотрение.
       Таким  образом,  в  результате  отмены  решения  суда  утрачена
   юридическая   сила   и  все  правовые  последствия,   связанные   с
   назначением   даты   выборов   главы   муниципального   образования
   "Аткинский  поссовет" и формированием для этой  цели  избирательной
   комиссии.
       При  таких  обстоятельствах нельзя считать, что избрание  главы
   муниципального  образования  "Аткинский  поссовет"   на   основании
   Устава   муниципального   образования  осуществлено   в   нарушение
   Федерального   закона  и  вопреки  определению  суда   кассационной
   инстанции.
       Довод  о  том,  что суд неправильно определил  срок  полномочий
   главы  муниципального образования "Аткинский поссовет",  избранного
   в  1999 г. в отсутствие соответствующей нормативной правовой  базы,
   не  имеет  существенного значения, поскольку на момент рассмотрения
   данного   дела  прошло  5  лет  -  максимальный  срок   полномочий,
   допустимый  ст.  8  Федерального  закона  "Об  основных   гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
   Российской Федерации".
       С  учетом  изложенного Судебная коллегия по  гражданским  делам
   Верховного   Суда   Российской   Федерации   не   находит    доводы
   кассационной  жалобы убедительными, влекущими отмену решения  суда,
   постановленного  в  соответствии  с  требованиями  материального  и
   процессуального права.
       Руководствуясь  ст.  361  Гражданского процессуального  кодекса
   Российской  Федерации,  Судебная  коллегия  по  гражданским   делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение Магаданского областного суда от 4 июня 2004 г. оставить
   без изменения, а кассационную жалобу Л. - без удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное