ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 января 2003 г. N КАС02-645
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Кебы Ю.Г.,
Петроченкова А.Я.,
с участием прокурора Расторгуева В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 января 2003 года
гражданское дело по жалобам Б., К. и К.И. о признании незаконным
(недействительным) с момента издания п. 2 приказа директора
Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 12 февраля
2000 года N 043 "Об объявлении Перечня органов управления,
соединений и воинских частей Федеральной пограничной службы
Российской Федерации, входящих в состав Объединенной группировки
войск (сил) по проведению контртеррористических операций на
территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" по
кассационной жалобе представителя директора Федеральной
пограничной службы Петренко Д.А. на решение Верховного Суда
Российской Федерации от 8 октября 2002 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Петроченкова А.Я., выступление представителей директора
Федеральной пограничной службы Российской Федерации Петренко Д.А.
и Пыпко Н.В. в обоснование доводов жалобы, выступление Б. и К.И.,
представлявшего также интересы К., возражавших против
удовлетворения требований кассационной жалобы и заключение
прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Расторгуева В.В., предложившего кассационную жалобу оставить без
удовлетворения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
Б., К. и К.И. обратились в Верховный Суд РФ с вышеназванным
требованием, поскольку с момента издания оспариваемого приказа они
были лишены льгот, гарантий и компенсаций вопреки действующим в то
время Постановлениям Правительства Российской Федерации от 9
декабря 1994 года N 1360 и от 28 октября 1994 года N 1276,
которыми выполнение военнослужащими задач на территории Республики
Ингушетия якобы отнесено к выполнению задач при вооруженных
конфликтах, а также вопреки действующему в настоящее время
Постановлению Правительства РФ от 31.03.1994 N 280.
Приказ директора ФПС России от 12 февраля 2000 года N 043 к ним
в часть не поступал и до них не доводился, хотя они имели
соответствующие допуски к работе с секретными документами.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 октября 2002
года жалобы заявителей были удовлетворены, п. 2 приказа директора
Федеральной пограничной службы от 12 февраля 2000 года N 043
признан незаконным (недействующим) (в период действия
Постановлений Правительства РФ N 1360-94 г. п. 10, N 1276-96 г. п.
5 до признания их утратившими силу Постановлением Правительства РФ
от 26 декабря 2001 года N 896).
В кассационной жалобе, не соглашаясь с данным решением,
представитель директора Федеральной пограничной службы Российской
Федерации Петренко Д.А. просит об отмене этого решения, поскольку
суд не принял во внимание требования п. 2 Постановления
Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 года N 1210,
приказа директора Федеральной пограничной службы от 29 апреля 1998
года N 207 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций
военнослужащим ФПС Российской Федерации, проходящим военную службу
на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики
Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного
положения и при вооруженных конфликтах", а также и то
обстоятельство, что приказ директора Федеральной пограничной
службы Российской Федерации от 27 марта 1996 года N 0102 не был
зарегистрирован в установленном законом порядке. По этой причине,
а также по причине того, что он не соответствовал требованиям
Постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря
1995 года N 1210 о том, что к зоне вооруженного конфликта возможно
относить отдельные местности только совместными решениями
руководителей силовых структур, то есть при издании данного
приказа не был соблюден порядок, установленный п. 1 данного
Постановления, в связи с чем он был отменен приказом директора
Федеральной пограничной службы Российской Федерации. При этом
директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации
действовал в пределах своих полномочий. С учетом этих доводов
автор кассационной жалобы просит отказать в удовлетворении
требований заявителей.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия находит ее подлежащей удовлетворению по
следующим основаниям.
Анализ имеющейся нормативной базы, касающейся военнослужащих,
проходивших военную службу на территории Чеченской Республики и
прилегающих к ней регионов Северного Кавказа, позволяет прийти к
следующим выводам.
Дополнительные гарантии и компенсации, предоставления которых
требуют заявители, предусмотрены Законом Российской Федерации "О
дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим
военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и
Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите
конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и
при вооруженных конфликтах" от 21 января 1993 года N 4328-1, в
частности для военнослужащих, постоянно или временно выполняющих
задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных
конфликтах.
На основании данного Закона и во исполнение Указа Президента
Российской Федерации от 9 декабря 1994 года N 2166 "О мерах по
пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на
территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского
конфликта" Правительством Российской Федерации было принято
Постановление от 9 декабря 1994 года N 1360 "Об обеспечении
государственной безопасности и территориальной целостности
Российской Федерации, законности прав и свобод граждан,
разоружения незаконных вооруженных формирований на территории
Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного
Кавказа". В соответствии с пунктом 10 данного Постановления
выполнение военнослужащими задач, предусмотренных указанным
Постановлением, было отнесено к выполнению задач при вооруженных
конфликтах и на них распространено действие Закона Российской
Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях
военнослужащим, проходящим военную службу на территориях
государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а
также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в
условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от
21 января 1993 года N 4328-1.
При этом конкретные территории сопредельных с Чеченской
Республикой субъектов Российской Федерации, на которых выполнялись
поставленные задачи, не указывались.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства
Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке
установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач
в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и
предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" было
определено, что дополнительные гарантии и компенсации
предоставляются военнослужащим только за время фактического
выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное
положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного
конфликта. При этом периоды выполнения военнослужащими задач в
условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах
оформляются приказами командиров воинских частей.
Перечень воинских частей, подразделений ФПС Российской
Федерации, привлеченных к выполнению поставленных задач, был
определен приказом директора ФПС России от 17 декабря 1994 года N
0377. Дополнительные гарантии и компенсации предоставлялись
военнослужащим только на основании приказов командиров воинских
частей за время фактического выполнения ими задач в зоне
вооруженного конфликта.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 11
декабря 1995 года N 1210 "Об определении зоны вооруженного
конфликта в Чеченской Республике" к зоне, на которую
распространяется действие Закона Российской Федерации "О
дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим
военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и
Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите
конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и
при вооруженных конфликтах" от 21 января 1993 года N 4328-1,
отнесена только территория Чеченской Республики.
Пунктом 2 данного Постановления предоставлено право Министру
обороны РФ, Министру внутренних дел РФ, директору ФПС РФ,
директору ФСБ РФ относить совместными решениями к зоне, указанной
в пункте 1 этого Постановления, отдельные местности, прилегающие к
территории Чеченской Республики, при возникновении в этих
местностях вооруженных конфликтов.
В 1996 - 1998 годах совместных решений вышеуказанных ведомств
об отнесении к зоне, указанной в пункте 1 вышеуказанного
Постановления, какой-либо местности, прилегающей к территории
Чеченской Республики, не принималось.
При отсутствии совместного решения руководителей вышеуказанных
ведомств директором Федеральной пограничной службы был издан
приказ от 27 марта 1996 года N 0102 "О дополнительных гарантиях и
компенсациях, предоставляемых военнослужащим воинских частей ФПС
РФ и органов пограничной службы Российской Федерации, выполняющим
задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской
Республики и прилегающего к ней Северо-Кавказского региона
Российской Федерации". Этим приказом вся территория Ингушетии, за
исключением г. Назрани и Малобекского района, отнесена к зоне,
указанной в пункте 1 вышеуказанного Постановления, и отменен ранее
действующий порядок, установленный приказом ФПС РФ от 17 декабря
1994 года N 0377.
Таким образом, для военнослужащих войсковой части 2094,
входящей в состав ФПС РФ и дислоцировавшейся на территории
Республики Ингушетия, в отличие от военнослужащих иных силовых
структур данным приказом был определен особый порядок
предоставления льгот, в связи с чем руководители иных министерств
и ведомств обратились к Председателю Правительства Российской
Федерации за соответствующим разъяснением (обращение первого
заместителя Министра обороны РФ от 16 июля 1998 года N 180/3/554,
л.д. 55 т. 2).
Такими льготами военнослужащие ФПС РФ пользовались до 12
февраля 2000 года, то есть до издания директором Федеральной
пограничной службы РФ приказа N 043 (зарегистрирован в
Министерстве юстиции РФ 23 июня 1998 года, регистрационный N
1539), которым отменен приказ директора Федеральной пограничной
службы РФ от 27 марта 1996 года N 0102 "О дополнительных гарантиях
и компенсациях, предоставляемых военнослужащим воинских частей ФПС
РФ и органов пограничной службы Российской Федерации, выполняющим
задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской
Республики и прилегающего к ней Северо-Кавказского региона
Российской Федерации". В то же время данным приказом был объявлен
Перечень воинских частей, в который вошла и войсковая часть 2094,
и, таким образом, установлен ранее действующий порядок обеспечения
военнослужащих ФПС РФ льготами, установленный Постановлением
Правительства РФ от 11 декабря 1995 года N 1210 "Об определении
зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике". Приказ
директора Федеральной пограничной службы РФ от 27 марта 1996 года
был отменен, поскольку нарушал установленный п. 1 Постановления
Правительства РФ от 11 декабря 1995 года N 1210 порядок отнесения
местности к зонам вооруженных конфликтов, так как данный пункт
предоставлял такое право только для совместного решения
руководителей силовых структур, а не каждому из них. Из преамбулы
приказа директора Федеральной пограничной службы РФ от 27 марта
1996 года N 0102 явствует, что данный приказ был издан на
основании именно Постановления Правительства РФ от 11 декабря 1995
года N 1210, а не на основании каких-либо других более поздних
нормативных актов. Поскольку данный приказ был издан в нарушение
установленного данным Постановлением порядка, то директор
Федеральной пограничной службы РФ также был вправе отменить свой
приказ. Кроме того, он был издан в нарушение Указа Президента РФ
от 23 мая 1996 года N 763, так как не был зарегистрирован в
установленном порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Что же касается Постановления Правительства Российской
Федерации от 28 октября 1996 года N 1276 "О мерах по обеспечению
выполнения Указа Президента Российской Федерации от 19 октября
1996 года N 1474 "Об организации деятельности полномочного
представителя Президента Российской Федерации в Республике
Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия", то данный
нормативный акт не регламентирует порядок обеспечения льготами
военнослужащих ФПС РФ в соответствии с Законом Российской
Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях
военнослужащим, проходящим военную службу на территориях
государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а
также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в
условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от
21 января 1993 года N 4328-1.
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2001 года N 896
"О зонах вооруженных конфликтов" к выполнению задач в зоне
вооруженного конфликта военнослужащими на территории Республики
Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия только в октябре -
ноябре 1992 года к выполнению задач при вооруженных конфликтах,
что полностью согласуется с порядком, ранее установленным приказом
директора ФПС РФ от 17 декабря 1994 года N 0377 и оспариваемым
приказом директора ФПС РФ от 12 февраля 2000 года N 043 "Об
объявлении Перечня органов управления, соединений и воинских
частей Федеральной пограничной службы Российской Федерации,
входящих в состав Объединенной группировки войск (сил) по
проведению контртеррористических операций на территории Северо-
Кавказского региона Российской Федерации". При этом директор ФПС
РФ, действуя в пределах своих полномочий, предоставленных ему
действующим законодательством и вышеназванными Постановлениями
Правительства Российской Федерации, что не опровергается и
заявителями, объявил Перечень органов управления, соединений и
воинских частей Федеральной пограничной службы Российской
Федерации, входящих в состав Объединенной группировки войск (сил)
по проведению контртеррористических операций на территории Северо-
Кавказского региона Российской Федерации, утвержденный директивой
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 27
октября 1999 года N 314/12/0788.
На основании изложенного и принимая во внимание, что
обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и
правильно, но допущена ошибка в применении норм материального
права, по делу не требуется собирания и дополнительной проверки
доказательств, руководствуясь п. 4 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная
коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 октября 2002
года отменить.
Вынести новое решение, которым Б., К. и К.И. в удовлетворении
жалоб о признании п. 2 приказа директора Федеральной пограничной
службы Российской Федерации от 12 февраля 2000 года N 043
отказать.
|