Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 29.07.2004 N 79-Г04-12 ЗАЯВЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДАТЫ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СУБЪЕКТА РФ УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ДОСРОЧНО ПРЕКРАЩЕНЫ, А ОРГАН ИЛИ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ НАЗНАЧИТЬ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                         от 29 июля 2004 года
   
                                                      Дело N 79-Г04-12
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                          Соловьева В.Н.,
                                                       Хаменкова В.Б.
   
       рассмотрела в судебном заседании от 29 июля 2004 года  дело  по
   кассационным  жалобам  Думы, администрации, избирательной  комиссии
   Усть-Ордынского Бурятского автономного округа на решение суда Усть-
   Ордынского  Бурятского автономного округа  от  26  мая  2004  года,
   которым    удовлетворены   заявления   прокурора    Усть-Ордынского
   Бурятского  автономного округа о назначении даты выборов  депутатов
   представительных органов и должностных лиц местного  самоуправления
   Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Хаменкова  В.Б.,  объяснения  представителей  Думы,  администрации,
   избирательной   комиссии  Усть-Ордынского  Бурятского   автономного
   округа  Пальчиковой  И.Г. и Мальковской Л.А.,  поддержавших  доводы
   кассационных  жалоб,  заключение прокурора Генеральной  прокуратуры
   Российской   Федерации  Засеевой  Э.С.,  полагавшей  решение   суда
   оставить  без  изменения, Судебная коллегия  по  гражданским  делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       прокурор   Усть-Ордынского   Бурятского   автономного    округа
   обратился  в суд с заявлениями о назначении даты выборов  депутатов
   представительных  органов  и  выборных  должностных  лиц   местного
   самоуправления  Аларского,  Баяндаевского,  Боханского,  Осинского,
   Нукутского районов Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
       В   обоснование  заявлений  прокурор  указал  на  то,   что   в
   муниципальных  образованиях  Аларского, Баяндаевского,  Боханского,
   Осинского,  Нукутского, Эхирит-Булагатского районов Усть-Ордынского
   Бурятского   автономного  округа  в  соответствии  с   Конституцией
   Российской  Федерации, федеральными законами,  законами  и  Уставом
   Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, уставами  Аларского,
   Баяндаевского,    Боханского,   Осинского,   Нукутского,    Эхирит-
   Булагатского  районов  осуществляется  местное  самоуправление.   В
   районах  сформирована  структура органов  местного  самоуправления,
   состоящая  из  представительных органов - районных дум  и  выборных
   должностных    лиц-глав   администраций,   избираемых   гражданами,
   проживающими на территории названных районов, сроком на 4  года  на
   основании  всеобщего,  равного, прямого  избирательного  права  при
   тайном голосовании.
       В соответствии с законодательством автономного округа, уставами
   муниципальных образований, осуществляющих местное самоуправление  в
   названных  районах, 19 ноября 2000 года состоялись выборы депутатов
   районных дум и глав администраций, срок полномочий которых  истекал
   19 ноября 2004 года.
       Однако     названные    представительные    органы     местного
   самоуправления    и    выборные   должностные    лица    Аларского,
   Баяндаевского, Боханского, Осинского и Нукутского районов в  январе
   -  феврале  2004  года  добровольно в  соответствии  с  положениями
   уставов  сложили  свои полномочия в связи с уходом  в  отставку.  С
   указанного   времени   в   названных   муниципальных   образованиях
   представительные органы и выборные должностные лица не действуют.
       В  связи  с досрочным прекращением полномочий органов  местного
   самоуправления не действуют и их исполнительные органы.
       Учитывая,  что  на территории автономного округа  избирательные
   комиссии  муниципальных  образований не  сформированы  и  выборы  в
   органы  местного самоуправления уполномоченными на то  органами  не
   назначены  до  настоящего времени, прокурор  просил  суд  назначить
   дату  выборов,  обязав избирательную комиссию  округа  сформировать
   для  подготовки и проведения данных выборов временную избирательную
   комиссию.
       Решением   суда  от  26  мая  2004  года  заявление   прокурора
   удовлетворено.
       В  кассационных  жалобах  Дума, администрация  и  избирательная
   комиссия  Усть-Ордынского  Бурятского  автономного  округа   просят
   решение   суда   отменить,   ссылаясь   на   его   незаконность   и
   необоснованность.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы  кассационных  жалоб,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации  считает  решение суда правильным  и  оснований  для  его
   отмены не находит.
       В  соответствии со статьей 19 Устава Усть-Ордынского Бурятского
   автономного   округа   территориальными  образованиями   в   округе
   являются сельские поселения (поселок, улус, село, деревня  и  т.д.)
   и  их  объединения  (территории сельских  администраций),  а  также
   районы.
       В  состав  округа  входят:  Аларский, Баяндаевский,  Боханский,
   Осинский, Нукутский, Эхирит-Булагатский районы.
       Виды и статус сельских поселений и районов определяются законом
   автономного округа.
       Вопросы административно-территориального устройства автономного
   округа  решаются  окружной  Думой с учетом  мнения  населения  и  в
   соответствии с законом автономного округа.
       Из  уставов  Аларского,  Баяндаевского, Боханского,  Осинского,
   Нукутского   районов   следует,  что  названные   районы   являются
   муниципальными  образованиями,  в пределах  которых  осуществляется
   местное   самоуправление:   имеется  муниципальная   собственность,
   местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
       Территории  этих  районов составляют земли сельских  поселений,
   прилегающие к ним земли общего пользования, земли, необходимые  для
   развития поселений, и другие земли в границах района независимо  от
   форм собственности и целевого назначения.
       Территории   упомянутых  районов  включают  в  себя  территории
   сельских   администраций,  поселковые,  сельские   административные
   округа.
       Судом   установлено,   что  Думой  Усть-Ордынского   Бурятского
   автономного  округа законы об упразднении муниципальных образований
   Аларского,   Баяндаевского,   Боханского,   Осинского,   Нукутского
   районов не принимались.
       Из  уставов муниципальных образований округа судом установлено,
   что  в  5  муниципальных  районах округа были  сформированы  органы
   местного     самоуправления,    которые    осуществляли     местное
   самоуправление.
       Так,  согласно  статьям  10 и 17 Устава Аларского  района  Дума
   является  постоянно действующим представительным органом  районного
   самоуправления  и  избирается сроком  на  4  года.  Глава  местного
   самоуправления    Аларского    района    избирается     гражданами,
   проживающими на территории района, на тот же срок.
       Аналогичные  положения  содержатся и в  уставах  Баяндаевского,
   Боханского, Нукутского и Осинского районов.
       Соответствующими  решениями  дум указанных  районов  полномочия
   представительных  органов  и  выборных  должностных  лиц   местного
   самоуправления были досрочно прекращены.
       Законность данных решений не оспаривается.
       В  соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 10 Федерального  закона
   "Об  основных  гарантиях избирательных прав и права  на  участие  в
   референдуме  граждан  Российской  Федерации"  в  случае  досрочного
   прекращения полномочий органов местного самоуправления,  депутатов,
   выборных   должностных  лиц  этих  органов,  влекущего   за   собой
   неправомочность  органа, выборы должны быть  назначены  не  позднее
   чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.
       Если  уполномоченный  на  то орган или должностное  лицо,  либо
   соответствующая избирательная комиссия не назначит в  установленный
   срок    выборы   указанных   органов   или   депутатов   или   если
   соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может  быть
   сформирована  в  порядке,  предусмотренном  настоящим   Федеральным
   законом,  выборы,  в том числе по заявлению прокурора,  назначаются
   судом  общей  юрисдикции. При этом выборы  организует  и  проводит'
   временная   избирательная   комиссия,   которая   формируется   для
   подготовки  и  проведения данных выборов Центральной  избирательной
   комиссией  РФ или избирательной комиссией субъекта РФ в  количестве
   не   более   15   членов   с  соблюдением  требований   к   составу
   избирательной  комиссии,  установленных  статьями  22  -  24  и  29
   настоящего  Федерального закона, в течение 7 дней со дня вступления
   решения суда в законную силу.
       В  соответствии  с  пунктом 1 статьи 24 этого  же  Федерального
   закона   подготовку   и  проведение  выборов  в   органы   местного
   самоуправления  осуществляет избирательная комиссия  муниципального
   образования.
       Судом установлено, что на территории Усть-Ордынского Бурятского
   автономного    округа    избирательные    комиссии    муниципальных
   образований  не  сформированы,  их  полномочия  на  соответствующих
   выборах делегировались территориальным избирательным комиссиям.
       При  таких  обстоятельствах, когда полномочия органов  местного
   самоуправления  досрочно прекращены, а орган или должностное  лицо,
   уполномоченные  назначить  выборы, а также  избирательные  комиссии
   муниципальных  образований  отсутствуют,  вывод  суда   о   наличии
   достаточных оснований для назначения даты выборов органов  местного
   самоуправления   в   Усть-Ордынском  Бурятском  автономном   округе
   следует признать правильным.
       Довод   кассационных  жалоб  о  неправильном  применении  судом
   пунктов  4 и 5 статьи 57 Федерального закона "Об основных гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
   Российской    Федерации",    действие    которых    приостановлено,
   невозможности  проведения выборов в связи с отсутствием  в  бюджете
   финансовых средств является несостоятельным.
       В  соответствии  с  действующими  пунктами  1  и  3  статьи  57
   указанного   выше   Федерального  закона   расходы,   связанные   с
   подготовкой  и  проведением  выборов  соответствующего   уровня   в
   Российской    Федерации,   эксплуатацией   и   развитием    средств
   автоматизации  и  обучением организаторов  выборов  и  избирателей,
   производятся избирательными комиссиями за счет средств,  выделенных
   на  эти  цели  из  соответствующего бюджета (федерального  бюджета,
   бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета).
       Ассигнования    на    подготовку    и    проведение     выборов
   предусматриваются  отдельной строкой в соответствующем  бюджете  на
   очередной   финансовый   год.  Главными  распорядителями   средств,
   предусмотренных  в соответствующих бюджетах на проведение  выборов,
   являются  комиссии,  организующие  выборы,  финансирование  которых
   осуществляется   в   десятидневный   срок   со   дня   официального
   опубликования   (публикации)  решения  о  назначении   (проведении)
   выборов.
       Пунктом  4 статьи 4 действующего Федерального закона  N  138-ФЗ
   "Об  обеспечении конституционных прав граждан Российской  Федерации
   избирать  и  быть  избранными  в  органы  местного  самоуправления"
   финансирование    выборов   в   органы   местного    самоуправления
   осуществляется  за  счет средств местного  бюджета.  Если  на  день
   вступления  в  силу  настоящего Федерального закона  финансирование
   выборов  в  органы местного самоуправления не может быть обеспечено
   за  счет средств местного бюджета, финансирование осуществляется за
   счет   средств   бюджета   соответствующего   субъекта   Российской
   Федерации.  Избирательная  комиссия муниципального  образования  по
   согласованию   с   избирательной  комиссией   субъекта   Российской
   Федерации   вправе  взять  кредит  на  финансирование   выборов   в
   коммерческом  банке  на  конкурсной  основе.  Выплаты   кредита   и
   процентов  по нему осуществляются за счет средств бюджета  субъекта
   Российской  Федерации в течение календарного  года,  следующего  за
   годом проведения выборов.
       Таким образом, действующим законодательством в достаточной мере
   урегулирован  вопрос  финансирования  выборов  в  органы   местного
   самоуправления.
       Кроме  этого, представляется, что указание в Федеральном законе
   "О  федеральном  бюджете  на 2004 год" на приостановление  действия
   пунктов  4  и  5  статьи 57 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных
   прав   и   права  на  участие  в  референдуме  граждан   Российской
   Федерации"   не   может  быть  распространено  на   отношения,   не
   затрагивающие расходов Российской Федерации.
       Подобный  подход  полностью согласуется и с  правовой  позицией
   Конституционного  Суда РФ, высказанной в его  постановлении  от  23
   апреля  2004  года  N  9-П  по  делу о  проверке  конституционности
   отдельных  положений федеральных законов о федеральном  бюджете,  в
   соответствии  с  которой федеральный закон  о  федеральном  бюджете
   создает   надлежащие  финансовые  условия  для   реализации   норм,
   закрепленных  в иных федеральных законах, изданных до его  принятия
   и  предусматривающих  финансовые  обязательства  государства,  т.е.
   предполагающих  предоставление каких-либо  средств  и  материальных
   гарантий  и необходимость соответствующих расходов. Как таковой  он
   не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может  в
   качестве  последующего закона изменять положения других федеральных
   законов,  в  том числе материальных законов, затрагивающих  расходы
   Российской Федерации, и тем более - лишать их юридической силы.
       Из  этого  следует,  что  в Российской Федерации  как  правовом
   государстве  в силу вытекающих из Конституции Российской  Федерации
   требований  федеральный  закон  о  федеральном  бюджете  не   может
   устанавливать  положения, не связанные с государственными  доходами
   и расходами.
       Суд   правильно   указал  в  решении  на  то,  что   реализация
   гарантированного   Конституцией   РФ   права   граждан   Российской
   Федерации   избирать   и   быть  избранными   в   органы   местного
   самоуправления не может быть поставлена в зависимость от наличия  в
   соответствующем бюджете финансовых средств.
       Ссылка  в  кассационных  жалобах на отсутствие  в  резолютивной
   части  решения  всех тех положений, необходимость указания  которых
   установлена  в пункте 9 статьи 3 Федерального закона N  138-ФЗ  "Об
   обеспечении  конституционных  прав  граждан  Российской   Федерации
   избирать  и  быть  избранными  в  органы  местного  самоуправления"
   представляется неубедительной.
       В соответствии с данной нормой в решении суда указываются:
       основания для назначения даты выборов, дата выборов;
       нормативный  правовой акт, на основании которого в соответствии
   с пунктами 1, 3 и 10 настоящей статьи будут проводиться выборы;
       в  случае  назначения даты выборов депутатов  представительного
   органа  местного  самоуправления - определенные  в  соответствии  с
   настоящим   Федеральным  законом  срок  полномочий  и   численность
   депутатов представительного органа местного самоуправления;
       в  случае  назначения даты выборов должностного  лица  местного
   самоуправления   -   наименование   выборной   должности   местного
   самоуправления,     предусмотренной     уставом      муниципального
   образования,  и  срок  полномочий занимающего эту  должность  лица,
   который   определяется  в  соответствии  с  настоящим   Федеральным
   законом;
       орган   местного   самоуправления  или   глава   муниципального
   образования   либо   в   соответствии  с   уставом   муниципального
   образования  иное  должностное  лицо  местного  самоуправления,  на
   которых  возлагается  исполнение решения суда в  части  обеспечения
   проведения  выборов  в соответствии с нормативным  правовым  актом,
   определенным   судом.  В  случае  отсутствия  правомочных   органов
   местного    самоуправления    или    должностных    лиц    местного
   самоуправления   исполнение  решения  суда  в   части   обеспечения
   проведения  выборов  в соответствии с нормативным  правовым  актом,
   указанным    судом,    возлагается    на    исполнительный    орган
   государственной власти субъекта Российской Федерации.
       Как  следует  из  содержания  решения  (его  мотивировочной   и
   резолютивной  частей),  все  приведенные  положения  Закона  в  нем
   указаны.
       Указаний  на  существенные нарушения судом норм процессуального
   права,  которые  могли  бы  привести или  привели  к  неправильному
   разрешению  дела  и  в  силу статьи 364 ГПК  РФ  могли  бы  служить
   основанием к отмене решения, кассационные жалобы не содержат.
       Прочие доводы жалоб направлены на иную оценку доказательств  об
   обстоятельствах, исследованных судом по правилам статей  12,  56  и
   67, и поводом к отмене судебного решения являться не могут.
       Изложенное  позволяет признать решение суда о  назначении  даты
   выборов  в  Аларском, Баяндаевском, Боханском, Осинском и Нукутском
   районах  Усть-Ордынского Бурятского автономного округа  законным  и
   обоснованным.
       Вместе  с  тем,  принимая  во внимание то,  что  обстоятельства
   формирования   на   территории  округа   77   новых   муниципальных
   образований  на  уровне  сельских поселений  для  разрешения  судом
   вопроса  о  назначении даты выборов органов местного самоуправления
   в  Аларском, Баяндаевском, Боханском, Осинском и Нукутском  районах
   не    имеют    значения,   любые   суждения   суда   об   указанных
   обстоятельствах подлежат исключению из его решения.
       Подлежит  исключению  из  резолютивной  части  решения  суда  и
   указание  на  обязанность  избирательной  комиссии  Усть-Ордынского
   Бурятского  автономного округа сформировать временную избирательную
   комиссию,  поскольку  данная  обязанность  избирательной   комиссии
   округа  прямо  вытекает  из приведенных выше  требований  пункта  5
   статьи  10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
   прав   и   права  на  участие  в  референдуме  граждан   Российской
   Федерации".  Не содержит требований об указании в решении  суда  на
   обязанность формировать временную избирательную комиссию и пункт  9
   статьи   3   Федерального   закона   N   138-ФЗ   "Об   обеспечении
   конституционных прав граждан Российской Федерации избирать  и  быть
   избранными в органы местного самоуправления".
       Поскольку судом установлено отсутствие в указанных выше районах
   округа   правомочных  органов  местного  самоуправления   или   его
   должностных   лиц,   Судебная  коллегия  считает   необходимым   на
   основании того же пункта 9 статьи 3 Федерального закона 138-ФЗ  "Об
   обеспечении  конституционных  прав  граждан  Российской   Федерации
   избирать  и  быть  избранными  в  органы  местного  самоуправления"
   дополнить   резолютивную  часть  решения  указанием  о   возложении
   исполнения  настоящего решения суда в части обеспечения  проведения
   выборов  на  администрацию Усть-Ордынского  Бурятского  автономного
   округа.
       На  основании изложенного и руководствуясь статьями 360  и  361
   ГПК  РФ,  Судебная  коллегия по гражданским делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  суда Усть-Ордынского Бурятского автономного округа  от
   26   мая   2004   года  по  существу  оставить  без  изменения,   а
   кассационные  жалобы  Думы, администрации,  избирательной  комиссии
   Усть-Ордынского    Бурятского    автономного    округа    -     без
   удовлетворения.
       Исключить из решения суждения суда, касающиеся формирования  77
   муниципальных  образований Усть-Ордынского  Бурятского  автономного
   округа.
       Исключить  из  резолютивной  части  решения  суда  указание  на
   обязанность   избирательной  комиссии  Усть-Ордынского   Бурятского
   автономного округа сформировать временную избирательную комиссию.
       Дополнить   резолютивную  часть  решения   суда   указанием   о
   возложении  исполнения настоящего решения суда в части  обеспечения
   проведения  выборов  на  администрацию  Усть-Ордынского  Бурятского
   автономного округа.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное