Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
25.04.2015
USD
50.25
EUR
54.66
CNY
8.11
JPY
0.42
GBP
76.06
TRY
18.55
PLN
13.65
 

ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ОТ 14.02.2006 N 57986/00) ПО ДЕЛУ ОБЖАЛУЕТСЯ ТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ЧТО ЛИЦО, В ПРОШЛОМ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО СОТРУДНИЧАВШЕЕ С ВЕДОМСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, БЫЛО ЛИШЕНО ВОЗМОЖНОСТИ В ХОДЕ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА, ГАРАНТИРУЮЩЕГО РАВНОПРАВИЕ СТОРОН, ОБЖАЛОВАТЬ ФАКТ ВНЕСЕНИЯ ДАННЫХ О НЕМ В КАРТОТЕКУ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>

                                
                         Турек против Словакии
                          (Turek - Slovakia)
                          (Жалоба N 57986/00)
                                   
                      По материалам Постановления
                 Европейского Суда по правам человека
                        от 14 февраля 2006 года
                         (вынесено IV Секцией)
   
                          ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА
   
       Заявитель  занимал  руководящую  должность  в  системе  органов
   государственной   власти,  занимаясь  административными   вопросами
   школьного  образования. В 1992 году в ответ на запрос, направленный
   его  ведомством в соответствии с Законом "О люстрации <*>", законом
   1991  года,  определявшим  дополнительные  требования  для  занятия
   должности  в государственном аппарате, министерство внутренних  дел
   Чешской   и   Словацкой   Федеративной   Республики   <**>   выдало
   отрицательную  справку  относительно благонадежности  заявителя.  В
   результате  он был вынужден уволиться со своей работы. В  документе
   министерства    внутренних   дел   указывалось,    что    он    был
   зарегистрирован   в   картотеке   бывшей   Службы   государственной
   безопасности (СГБ) Чехословакии как сотрудничающее с  СГБ  лицо,  и
   что  поэтому  он  был не вправе занимать определенные  должности  в
   государственном  аппарате. Заявитель же утверждал,  что  он  против
   своей  воли встречался с сотрудниками СГБ до и после своих  поездок
   за  границу в середине 1980-х годов, но что он никогда не передавал
   им  какую-либо конфиденциальную информацию и не выступал в качестве
   агента.
   -----------------------------------
       <*>    Люстрация   (лат.   lustratio   -   очищение)   в   ряде
   восточноевропейских  государств  особая  процедура  проверки   лиц,
   занимающих  государственные должности, а также  кандидатов  на  эти
   должности  на  предмет  их принадлежности в прошлом  к  руководству
   коммунистических  партий, службам государственной безопасности  или
   сотрудничества с этими службами. Люстрация проводится на  основании
   специальных  законов.  Если в ходе люстрации устанавливаются  факты
   сотрудничества  с тоталитарным режимом, лицу предоставляется  выбор
   между   добровольным   уходом  в  отставку  с   сохранением   тайны
   выявленных   фактов   и   принудительной  отставкой   с   публичным
   оглашением компрометирующей информации (прим. перев.).
       <**> Чешская и Словацкая Федеративная Республика существовала с
   1990  по  1993  год,  с 1993 года распалась на независимые  Чешскую
   Республику и Словацкую Республику (прим. перев.).
   
       Заявитель  подал в суд гражданский иск о защите своей  чести  и
   репутации с требованием принятия решения, объявляющего о  том,  что
   его  регистрация в СГБ в качестве сотрудничающего с СГБ  лица  была
   неправомерной.   В   1995   году   по   запросу   областного   суда
   Разведывательная  служба  Словакии, - которая  фактически  взяла  в
   свое   распоряжение  соответствующие  архивы  -   представила   все
   документы  бывшей  Службы государственной безопасности,  касающиеся
   заявителя   которые  у  нее  имелись,  указав,  что  эти  документы
   совершенно  секретны  и  что  в  их  отношении  надлежит  соблюдать
   правила  работы  с  секретными документами. Суд  затем  провел  ряд
   заседаний  по  делу,  на  которых были заслушаны  показания  бывших
   сотрудников   СГБ.  На  одном  судебном  заседании  в   1998   году
   Разведывательная  служба  Словакии  представила  копию   внутренних
   правил   федерального  министерства  внутренних  дел   1972   года,
   касающихся  вопросов  негласного  сотрудничества  граждан  с   СГБ.
   Поскольку  этот документ был засекречен, заявителю было отказано  в
   ознакомлении с ним.
       В 1999 году иск заявителя был отклонен и Верховный суд Словакии
   оставил  это  судебное решение в силе. Верховный суд  установил,  в
   частности,  что только необоснованное внесение данных о  гражданине
   в  картотеку  СГБ  приравнивается к  нарушению  чести  и  репутации
   гражданина. Поэтому для заявителя самое главное было доказать,  что
   внесение  данных  о  нем  в  картотеку СГБ  противоречило  правовым
   нормам  в  период времени, фигурировавший по делу; он же  этого  не
   доказал.
       В  Европейский Суд заявитель жалуется на то, что продолжающееся
   существование     архива    бывшего    ведомства    государственной
   безопасности  Чехословакии,  содержащего  данные  на  него  как  на
   одного    из   агентов   этого   ведомства,   выдача   справки    о
   неблагонадежности,     отклонении    его    иска,     оспаривающего
   правомерность  хранения  данных о  нем  в  таком  качестве,  и  все
   вытекающие  из этих обстоятельств последствия составляют  нарушение
   его  права на уважение его частной жизни. Заявитель также  жалуется
   на чрезмерную продолжительность производства по его делу в суде.
   
                             ВОПРОСЫ ПРАВА
   
       По поводу соблюдения требований статьи 8 Конвенции. Хотя данная
   норма   Конвенции   и   не  содержит  никакого  прямо   выраженного
   процессуального требования, процесс принятия решений,  связанный  с
   применением  государством  меры  вмешательства  в  права  человека,
   должен  быть  справедливым и таким, чтобы гарантировать  соблюдение
   интересов,   ограждаемых  статьей  8  Конвенции.  Европейский   Суд
   поэтому  изучил  вопрос  о  том,  была  ли  процессуальная  защита,
   предоставленная   заявителю  в  отношении   предмета   его   жалоб,
   действительной  и  эффективной. В особенности, когда  речь  идет  о
   производстве   по   делам,   связанным  с   деятельностью   органов
   государственной   безопасности,   должны   существовать    законные
   основания  для  ограничения  доступа к  определенным  документам  и
   другим материалам.
       Однако,  что  касается  производства  по  делам,  связанным   с
   люстрацией,  то данное соображение теряет значительную часть  своей
   обоснованности,  в  частности,  поскольку  такое  производство   по
   своему  характеру ориентировано на выявление фактов, относящихся  к
   периоду  коммунистического  правления,  и  напрямую  не  связано  с
   текущей  деятельностью органов государственной безопасности.  Более
   того,  при  производстве по делу, связанному с  люстрацией,  именно
   законность  действий  органа государственной безопасности  является
   предметом рассмотрения.
       Суды   страны  сочли,  что  для  заявителя  чрезвычайно   важно
   доказать,  что вмешательство государства в осуществление  им  своих
   прав   нарушало  соответствующие  правила.  Поскольку  эти  правила
   сохранялись  в секрете, у заявителя не было к ним полного  доступа.
   С  другой  стороны,  государство - в лице  Разведывательной  службы
   Словакии  -  имело  к  ним  такой доступ.  В  этих  обстоятельствах
   требование,    предъявленное   заявителю,   возложило    на    него
   нереалистичное  и  чрезмерное бремя и нарушило принцип  равноправия
   сторон  в  судопроизводстве. Поэтому по делу имело место  нарушение
   требований  статьи 8 Конвенции, что касается отсутствия  процедуры,
   прибегнув к которой заявитель мог требовать защиты своего права  на
   уважение его частной жизни.
       Европейский Суд счел, что по делу нет необходимости в отдельном
   исследовании вопроса о последствиях, которые имели в частной  жизни
   заявителя внесение данных о нем в картотеку СГБ и выдача справки  о
   его неблагонадежности.
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
   
       Европейский Суд пришел к выводу, что в данном вопросе  по  делу
   допущено  нарушение требований статьи 8 Конвенции (вынесено  шестью
   голосами "за" и одним голосом "против").
       По  поводу  соблюдения требований пункта 1 статьи 6  Конвенции.
   Особо  учитывая,  какое значение для заявителя  имело  рассмотрение
   его   требований   в   суде,   Европейский   Суд   установил,   что
   продолжительность производства по его делу - семь лет и около  пяти
   месяцев в судах двух уровней - было чрезмерной.
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
   
       Европейский Суд пришел к выводу, что в данном вопросе  по  делу
   допущено   нарушение  требований  пункта  1  статьи   6   Конвенции
   (вынесено единогласно).
   
                              КОМПЕНСАЦИЯ
   
       В  порядке  применения  статьи 41  Конвенции.  Европейский  Суд
   присудил выплатить заявителю компенсацию в размере 8 тысяч  евро  в
   возмещение  причиненного ему морального вреда, а также некую  сумму
   в  возмещение судебных издержек и иных расходов, понесенных в связи
   с судебным разбирательством.
   
                                                (Перевод с английского
                                                        В.А.ВЛАСИХИНА)
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
25.04.2015
USD
50.25
EUR
54.66
CNY
8.11
JPY
0.42
GBP
76.06
TRY
18.55
PLN
13.65
Разное