Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
30.09.2017
USD
58.02
EUR
68.45
CNY
8.74
JPY
0.52
GBP
77.85
TRY
16.33
PLN
15.89
 

ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 29.06.2006 N АФ-157/02 О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


         МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                ПИСЬМО
                    от 29 июня 2006 г. N АФ-157/02
                                   
                     О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
   
       Минобрнауки  России  направляет  Методические  рекомендации  по
   определению    нормативов   бюджетного   финансирования    основных
   общеобразовательных программ (далее - Методические рекомендации).
       В   Методических  рекомендациях  представлена  модель   расчета
   базовых     нормативов    бюджетного    финансирования     основных
   общеобразовательных  программ,  реализуемых  в  общеобразовательных
   учреждениях, - подушевой норматив в образовании.
       Предлагаемые  Методические  рекомендации  рассмотрены  Минфином
   России,  прошли  апробацию в пилотных регионах  и  рекомендуются  к
   использованию  при  разработке  региональных  систем   нормативного
   финансирования в образовании.
   
                                                          А.А.ФУРСЕНКО
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                                            Приложение
                                                                      
                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
          ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВОВ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
                 ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
   
                            Вводный раздел
   
       Определение   нормативов  бюджетного  финансирования   основных
   общеобразовательных   программ,   реализуемых   в   образовательных
   учреждениях,  является  одним  из  этапов  реализации  нормативного
   подушевого   финансирования   в   общем   образовании.   Применение
   нормативов    бюджетного   финансирования    создает    возможность
   объективного  и  "прозрачного"  способа  распределения   финансовых
   ресурсов  по  общеобразовательным учреждениям. При  формализованном
   способе    (по    формуле)    распределения    бюджетных    средств
   общеобразовательные   учреждения  ставятся  в   равные   финансовые
   условия, зависящие, прежде всего, от числа обучающихся.
       В   методических  рекомендациях  представлена  модель   расчета
   базовых     нормативов    бюджетного    финансирования     основных
   общеобразовательных  программ,  реализуемых  в  общеобразовательных
   учреждениях, - подушевой норматив в образовании.
       Методические   рекомендации   предлагают   расчет   показателей
   подушевого  финансирования  основных  общеобразовательных  программ
   трех   ступеней  общего  образования.  Учет  различий  в  стоимости
   указанных   программ   осуществляется  при   помощи   коэффициентов
   удорожания (поправочных коэффициентов).
       Расчет   норматива   расходов  на  реализацию  государственного
   образовательного    стандарта    общего    образования    (основных
   общеобразовательных  программ)  не  производится  при  планировании
   расходов   и   финансировании  малокомплектных  сельских   школ   и
   рассматриваемых  в  качестве таковых, если  иное  не  предусмотрено
   местным законодательным актом <*>.
   --------------------------------
       <*> В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г.,
   ст. 16 (21) N 122-ФЗ.
   
       При   разработке  методических  рекомендаций  учтены  следующие
   нормативные правовые и организационно-методические документы:
       Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992  г.
   N  3266-1 (в редакции Федерального закона от 16 марта 2006 г. N 42-
   ФЗ),
       Бюджетный  кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального
   закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ),
       Федеральный    закон    "Об    общих   принципах    организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации"   от   6
   октября  1999  г. N 184-ФЗ (в редакции Федерального  закона  от  31
   декабря 2005 г. N 199-ФЗ),
       Федеральный  закон  "Об  общих принципах  организации  местного
   самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N  131-
   ФЗ (в редакции Федерального закона от 15 февраля 2006 г. N 24-ФЗ),
       Постановление    Правительства   Российской    Федерации    "Об
   утверждении  Типового положения об общеобразовательном  учреждении"
   от  19  марта 2001 г. N 196 (в редакции Постановления Правительства
   Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854),
       Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта
   2004  г.  N  1312  "Об утверждении Федерального Базисного  учебного
   плана  и  примерных  учебных планов для образовательных  учреждений
   Российской Федерации, реализующих программы общего образования",
       письмо   Министерства   образования  Российской   Федерации   и
   Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября  2003  г.
   N  20-51-2839/20-01 "О реализации Федерального  закона  от  7  июля
   2003  г.  N  123-ФЗ"  (Методические рекомендации по  предоставлению
   субвенций   местным  бюджетам  на  финансирование   образовательных
   учреждений  в  части  реализации  ими  государственного   стандарта
   общего образования).
   
                 1. Порядок расчета норматива расходов
            на реализацию государственного образовательного
                     стандарта общего образования
   
       1.1.  В расходы на реализацию государственного образовательного
   стандарта    общего   образования   (основных   общеобразовательных
   программ)  в соответствии с законодательством Российской  Федерации
   включаются  текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная
   части  заработной платы педагогического, административного, учебно-
   вспомогательного    и   обслуживающего   персонала    муниципальных
   общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату),  а
   также  расходы  муниципальных  общеобразовательных  учреждений   на
   частичное    обеспечение   материальных   затрат,   непосредственно
   связанных  с  образовательным процессом:  расходы  на  приобретение
   наглядных   пособий,   технических  средств   обучения,   расходных
   материалов,  канцелярских  товаров,  хозяйственные  расходы  (кроме
   коммунальных расходов).
       1.2.   Норматив   расходов   на   реализацию   государственного
   образовательного стандарта общего образования в расчете  на  одного
   обучающегося определяется на основе:
       стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги;
       нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических
   работников    и    ставок    заработной   платы    административно-
   управленческого,    учебно-вспомогательного    и     обслуживающего
   персонала;
       нормативного  соотношения тарифного фонда и  фонда  надбавок  и
   доплат;
       расходов  на обеспечение образовательного процесса (расходы  на
   приобретение  наглядных  пособий,  технических  средств   обучения,
   расходных    материалов,   канцелярских   товаров,    хозяйственные
   расходы);
       коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги;
       норм  регионального  законодательства  дополнительно  к  нормам
   федерального законодательства.
       1.3.  Расчет  стандартной  (базовой)  стоимости  педагогической
   услуги     осуществляется    на    обучающегося     по     основным
   общеобразовательным программам, по ступеням общего образования  <*>
   (в  соответствии  с  количеством часов  в  Базисном  учебном  плане
   общеобразовательных учреждений Российской Федерации (далее -  БУП),
   а  также  коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги,
   исходя из следующих показателей:
   --------------------------------
       <*> 1 ступень общего образования: 1 - 4 классы, начальное общее
   образование,  2 ступень общего образования: 5 - 9 классы,  основное
   общее  образование, 3 ступень общего образования: 10 -  11  классы,
   среднее (полное) общее образование.
   
       количество  обучающихся  в  классе -  25  человек  в  городских
   общеобразовательных     учреждениях     и     14     в     сельских
   общеобразовательных учреждениях;
       количество часов по общеобразовательной программе при 6-дневной
   рабочей неделе;
       ставка  заработной  платы по региональной  тарифной  системе  в
   соответствии    со    средневзвешенным   разрядом    педагогических
   работников по данному муниципальному образованию <*>.
   --------------------------------
       <*> До введения региональных тарифных систем основой могут быть
   ставки  ЕТС.  При введении региональных систем оплаты труда  расчет
   может  осуществляться на основе региональных систем оплаты труда  и
   учитывать  ставки  заработной  платы  по  среднему  разряду  оплаты
   труда, установленные региональным законодательством.
   
       1.4.   Доля   расходов   на   оплату   труда   административно-
   управленческого,    учебно-вспомогательного    и     обслуживающего
   персонала  устанавливается в размере 25%  от  общего  фонда  оплаты
   труда  (далее  -  ФОТ)  учреждения.  Для  предотвращения  возможных
   социальных  рисков  на  адаптационный период  устанавливается  доля
   расходов   на   оплату   труда   АУП,   учебно-вспомогательного   и
   обслуживающего персонала в размере 30% от ФОТ учреждения.
       1.5.  Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат)  составляет  25%
   ФОТ по каждому общеобразовательному учреждению.
       1.6.   Нормативы   расходов   на  реализацию   государственного
   образовательного стандарта общего образования в расчете  на  одного
   обучающегося для каждого муниципального образования исчисляются  по
   формуле:
   
        sn    sn
       R   = З   + Р     ;
        i     i     учеб.
   
       где:
        sn
       З    - расходы   по   заработной плате в i-том   муниципальном
        i
   образовании   на   реализацию    государственного образовательного
   стандарта общего образования   в расчете   на  одного обучающегося
   по видам классов (s) и по ступеням общего образования (n).
       Р       - расходы   на обеспечение образовательного процесса в
        учебн.
   расчете на одного обучающегося.
        sn
       З   определяется по формуле:
        i
   
             a
             - x b x 1.262 x 1.02 x 1.33 x 12
        sn   d
       З   = -------------------------------- x 1.43 x w x c x R;
        i                    m
   
       где:
       a - количество часов по БУП;
       d  - число часов за ставку заработной платы. Для первой ступени
   общего  образования  -  20  часов, для второй  и  третьей  ступеней
   общего образования - 18 часов;
       b  - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному
   разряду по ЕТС <*> по i-тому муниципальному образованию;
   --------------------------------
       <*> При введении региональных тарифных систем ЕТС заменяется на
   РТС (региональная тарифная система).
   
       1,262 - коэффициент отчислений по единому социальному налогу;
       1,02 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного  с
   повышением  стажа  (общего  или педагогического),  квалификационной
   категории и т.п.;
       1,33  -  коэффициент  увеличения  ФОТ  на  величину  доплат   и
   надбавок;
       12 - количество месяцев в году;
       m - нормативная наполняемость классов;
       1,33   -   коэффициент   увеличения  ФОТ  на   административно-
   управленческий  персонал,  учебно-вспомогательный  и  обслуживающий
   персонал (на период адаптации применяется коэффициент 1,43);
       w  - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги  в
   зависимости  от различных факторов, представленных в  таблице  N  1
   (Приложении 1);
       c  - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по
   видам классов, представленные в таблице N 2 (Приложение 1);
       R  -  региональный коэффициент удорожания, отражающий введенные
   регионом  дополнительные  ставки заработной  платы  и  региональные
   надбавки/доплаты.
       1.7. Расходы на обеспечение образовательного процесса  Р
                                                               учебн.
   определяются   на   каждого   обучающегося   по   ступеням  общего
   образования, в процентном отношении   к   общему размеру норматива
   расходов, в соответствии со  сложившимися расходами  при ежегодном
   постепенном увеличении доли этих расходов.
       1.8.   При  определении  значения  коэффициентов  рекомендуется
   учитывать следующее:
       месторасположение общеобразовательного учреждения (городские  и
   сельские районы);
       количество классов в общеобразовательном учреждении;
       реализация программ дополнительного образования;
       предоставление образования детям с ограниченными  возможностями
   здоровья;
       реализация  основных  общеобразовательных программ  повышенного
   уровня    и    направленности   (углубленное   изучение   отдельных
   предметов).
       Коэффициенты   удорожания   стоимости   педагогической   услуги
   учитывают:
       разную  стоимость услуги на разных ступенях общего  образования
   (разная  стоимость обучения связана с разным количеством  часов  по
   БУП)  общеобразовательных учреждений Российской Федерации  (таблица
   N 3 Приложения 1);
       повышенную стоимость от деления классов на группы при  изучении
   отдельных  предметов,  наличия групп  продленного  дня  и  программ
   дополнительного образования (таблица N 1 Приложения 1);
       повышенную  стоимость  образовательной услуги  для  обучающихся
   специальных   (коррекционных)  классов,  гимназических  (лицейских)
   классов (таблица N 2 Приложения 1).
       Пример  расчета  норматива по ступеням общего  образования  для
   городских общеобразовательных учреждений приведен в Приложении 2.
       1.9.  Региональные коэффициенты могут вводиться для недопущения
   снижения  финансирования  образовательных  учреждений  и  ухудшения
   условий предоставления образовательной услуги.
   
                  2. Порядок расчета объема субвенций
   
       2.1.  Размер  субвенций  муниципальным бюджетам  на  реализацию
   основных    общеобразовательных    программ    в    образовательных
   учреждениях  муниципальных  образований  определяется,  исходя   из
   численности  учащихся,  расчетных  нормативов  по  ступеням  общего
   образования и с учетом коэффициентов удорожания.
       2.2.  При  расчете  субвенции  используется  прогнозируемая  на
   соответствующий    финансовый   год    среднегодовая    численность
   обучающихся по ступеням общего образования и видам классов.
       2.3. Расчет осуществляется по следующей формуле:
   
             3    o    o      3    g    g      3    k    k
       S  = SUM (R  x H )  + SUM (R  x H )  + SUM (R  x H ) ;
        i   n=1   i    i n   n=1   i    i n   n=1   i    i n
   
       где:
       S  - объем  субвенции  для  i-го   муниципального   бюджета на
        i
   реализацию основных общеобразовательных программ;
        o   g   k
       R , R , R  - нормативы    расходов  на   реализацию   основных
        i   i   i
   общеобразовательных   программ   в  расчете на одного обучающегося
   соответственно   в обычных, гимназических (лицейских), специальных
   (коррекционных) классах;
        o   g   k
       Н , Н , Н  - прогнозируемая на соответствующий финансовый  год
        i   i   i
   среднегодовая   численность  обучающихся соответственно в обычных,
   гимназических (лицейских), специальных   (коррекционных) классах в
   общеобразовательных     учреждениях     на     территории     i-го
   муниципального образования;
       n - ступени общего образования.
   
             3. Методы обязательной адаптации при переходе
             к формированию бюджетов на нормативной основе
   
       3.1.   Расчет  субвенций  осуществляется  не  на  среднегодовую
   численность, а на численность "условных обучающихся". Расчет  числа
   "условных обучающихся" осуществляется по формуле:
   
                                                    нормативная наполняемость
       Усл. Обучающиеся = факт. число обучающихся x -------------------------.
                                                    фактическая наполняемость
   
       "Условный   обучающийся"   позволяет   учитывать   не    только
   фактическое  число  обучающихся в муниципальном образовании,  но  и
   особенности  муниципального образования, в первую очередь  меньшую,
   чем   нормативная,  наполняемость  классов.  В  связи  с  возможной
   различной  наполняемостью по ступеням общего образования  в  рамках
   одного    муниципального   образования   расчет   числа   "условных
   обучающихся" рекомендуется производить по каждой ступени.
       3.2.  Осуществляется  выравнивание  (сглаживание)  рассчитанных
   объемов  субвенций по каждому муниципальному образованию в пределах
   допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным  путем
   (базы расходов или фактических расходов предыдущего года).
       Процесс "сглаживания" объема субвенций предполагает:
       сравнение  расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципальным
   образованиям;
       выявление отклонений, анализ причин;
       определение  диапазона отклонений расчетного ФОТ от  проектного
   для  "мягкого"  перехода от финансирования сети общеобразовательных
   учреждений к финансированию образовательной услуги.
       Выравнивание,  "сглаживание"  объемов  субвенций   по   каждому
   муниципальному   образованию   может  осуществляться   определением
   величины отклонения по каждому муниципальному образованию и  поиску
   диапазона допустимых отклонений.
   
   
   
   
   
                                                        Приложение N 1
                                          к методическим рекомендациям
   
                        РАСЧЕТНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ
   
                                                           Таблица N 1
   
      Коэффициенты удорожания в зависимости от различных факторов
                                   
   ----------------T------------------------------------------------¬
   ¦               ¦Удорожание в зависимости от различных  факторов ¦
   ¦               +---------T-----------T---------------T----------+
   ¦               ¦   от    ¦от наличия ¦  от наличия   ¦   общее  ¦
   ¦               ¦ деления ¦   групп   ¦   программ    ¦удорожание¦
   ¦               ¦ классов ¦продленного¦дополнительного¦    по    ¦
   ¦               ¦на группы¦    дня    ¦  образования  ¦ ступеням ¦
   ¦               ¦   К1    ¦    К2     ¦      К3       ¦ К1 x К2 x¦
   ¦               ¦         ¦           ¦               ¦    К3    ¦
   +---------------+---------+-----------+---------------+----------+
   ¦начальное общее¦  1,04   ¦    1,4    ¦     1,03      ¦   1,50   ¦
   ¦образование    ¦         ¦           ¦               ¦          ¦
   +---------------+---------+-----------+---------------+----------+
   ¦основное общее ¦  1,12   ¦     1     ¦     1,03      ¦   1,15   ¦
   ¦образование    ¦         ¦           ¦               ¦          ¦
   +---------------+---------+-----------+---------------+----------+
   ¦среднее(полное)¦  1,22   ¦     1     ¦     1,03      ¦   1,26   ¦
   ¦общее          ¦         ¦           ¦               ¦          ¦
   ¦образование    ¦         ¦           ¦               ¦          ¦
   L---------------+---------+-----------+---------------+-----------
   
                                          (25 час. + 1 час.)
       начальное общее образование 1,04 = ------------------;
                                              25 час.
                                          (34 + 4)
       основное общее образование  1,12 = --------;
                                             34
                                                 (36 + 8)
       среднее (полное) общее образование 1,22 = --------.
                                                    36
   
                                                           Таблица N 2
   
               Коэффициенты удорожания по видам классов
   
   ---------------------------------T------------¬
   ¦Общеобразовательные             ¦     1      ¦
   +--------------------------------+------------+
   ¦Гимназические/лицейские         ¦    1,15    ¦
   +--------------------------------+------------+
   ¦Специальные (коррекционные)     ¦    1,2     ¦
   L--------------------------------+-------------
   
                                                           Таблица N 3
   
        Коэффициенты удорожания по ступеням общего образования
   
   -------------------------------------T-----------T---------------¬
   ¦                                    ¦Часы по БУП¦ Коэффициенты  ¦
   ¦                                    ¦           ¦  удорожания   ¦
   +------------------------------------+-----------+---------------+
   ¦начальное общее образование         ¦    25     ¦       1       ¦
   +------------------------------------+-----------+---------------+
   ¦основное общее образование          ¦    34     ¦     1,36      ¦
   +------------------------------------+-----------+---------------+
   ¦среднее (полное) общее образование  ¦    36     ¦     1,44      ¦
   L------------------------------------+-----------+----------------
   
       начальное общее образование 1 = (25 часов)
   
                                         (34 часа)
       основное общее образование 1,36 = ---------
                                          25 час.
                                                 (36 час.)
       среднее (полное) общее образование 1,44 = ---------
                                                  25 час.
   
   
   
   
   
                                                        Приложение N 2
                                          к Методическим рекомендациям
   
         ПРИМЕР РАСЧЕТА НОРМАТИВА ПО ТИПАМ КЛАССОВ И СТУПЕНЯМ
                ДЛЯ ГОРОДСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦                   Общеобразовательные классы                   ¦
   +-----------T----------------------------------------------------+
   ¦1 ступень  ¦{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33¦
   ¦общего     ¦   x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,5  ¦
   ¦образования¦                                                    ¦
   +-----------+----------------------------------------------------+
   ¦2 ступень  ¦{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 ¦
   ¦общего     ¦  x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,15  ¦
   ¦образования¦                                                    ¦
   +-----------+----------------------------------------------------+
   ¦3 ступень  ¦{[(36 часов / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33¦
   ¦общего     ¦  x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,26  ¦
   ¦образования¦                                                    ¦
   +-----------+----------------------------------------------------+
   ¦                Гимназические и лицейские классы                ¦
   +-----------T----------------------------------------------------+
   ¦1 ступень  ¦{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33¦
   ¦общего     ¦ x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x ¦
   ¦образования¦                        1,5                         ¦
   +-----------+----------------------------------------------------+
   ¦2 ступень  ¦{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 ¦
   ¦общего     ¦ x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x ¦
   ¦образования¦                        1,15                        ¦
   +-----------+----------------------------------------------------+
   ¦3 ступень  ¦{[(36 часов / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33¦
   ¦общего     ¦ x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x ¦
   ¦образования¦                        1,26                        ¦
   +-----------+----------------------------------------------------+
   ¦             Специальные (коррекционные) классы                 ¦
   +-----------T----------------------------------------------------+
   ¦1 ступень  ¦{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33¦
   ¦общего     ¦x 1,02 x 1,2 x 12 месяцев] / 9 человек} x 1,43 x 1,5¦
   ¦образования¦                                                    ¦
   +-----------+----------------------------------------------------+
   ¦2 ступень  ¦{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 ¦
   ¦общего     ¦  x 1,02 x 1,2 x 12 месяцев] / 9 человек} x 1,43 x  ¦
   ¦образования¦                        1,15                        ¦
   L-----------+-----------------------------------------------------
   
                                                           Заместитель
                                                директора Департамента
                                                  экономики и финансов
                                                        Г.А.МАМЕД-ЗАДЕ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
30.09.2017
USD
58.02
EUR
68.45
CNY
8.74
JPY
0.52
GBP
77.85
TRY
16.33
PLN
15.89
Разное