Законы России
 
Навигация
Ссылки по теме
Популярное в сети
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 30.07.1999 N ГКПИ99-542 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ ОТ 23.10.1992 N 99 НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" И НАРУШАЮЩИМ ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ГРАЖДАН ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМОЕ ПИСЬМО ИЗДАНО В ПРЕДЕЛАХ ПОЛНОМОЧИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА, НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 30 июля 1999 г. N ГКПИ99-542
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                        Романенкова Н.С.,
       при секретаре                                  Бирюковой Е.Ю.,
       с участием прокурора                           Федотовой А.В.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению   ООО  "Охранное  предприятие  "Защита",  ЗАО   "Охранное
   предприятие   "Витязь",  ООО  "Охранное  предприятие  "Гамма-2"   о
   признании письма Министерства финансов Российской Федерации  от  23
   октября  1992 года N 99 "О порядке и размерах платежей  при  выдаче
   лицензий   на   осуществление  частной   детективной   и   охранной
   деятельности"   не   соответствующим   Федеральному    закону    "О
   лицензировании отдельных видов деятельности",
   
                              установил:
   
       заявители: охранные предприятия "Защита", "Витязь" и  "Гамма-2"
   -  обратились  в  Верховный  Суд России с  заявлением  о  признании
   письма   Минфина  России  от  23  октября  1992  года   N   99   не
   соответствующим  Федеральному закону  "О  лицензировании  отдельных
   видов   деятельности"  и  нарушающим  права  и  законные   интересы
   граждан.
       Как  указывают  заявители,  в соответствии  со  ст.  17  ФЗ  "О
   лицензировании  отдельных  видов  деятельности"  к   другим   видам
   деятельности,   на   осуществление  которых   требуется   лицензия,
   относится частная детективная и охранная деятельность.
       Порядок   лицензирования   частной   детективной   и   охранной
   деятельности  определен  Законом Российской  Федерации  "О  частной
   детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
       Статьей  15  ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
   определено,  что  размер  лицензионного сбора  за  выдачу  лицензии
   устанавливается Правительством Российской Федерации в положениях  о
   лицензировании конкретных видов деятельности и не должен  превышать
   десятикратный   минимальный  размер  оплаты  труда,   установленный
   Федеральным законом.
       Согласно  статьям 6 и 8 Закона Российской Федерации "О  частной
   детективной   и  охранной  деятельности  в  Российской   Федерации"
   порядок   и   размер  платежей  при  выдаче  лицензий  определяются
   Министерством    финансов   Российской   Федерации,    установившим
   лицензионные  сборы в 35 - 90-кратном размере к минимальной  оплате
   труда.
       Федеральный    закон   "О   лицензировании   отдельных    видов
   деятельности" ограничивает размер лицензионного сбора.
       Обращение в Минфин России с просьбой привести ставки сборов  за
   выдачу  лицензий  на осуществление частной детективной  и  охранной
   деятельности    в   соответствие   с   Федеральным    законом    "О
   лицензировании   отдельных   видов  деятельности"   оставлено   без
   удовлетворения.
       Как  пояснил  в  суде  представитель ООО "Охранное  предприятие
   "Защита"  и  ЗАО  "Охранное  предприятие "Витязь"  Голощапов  И.А.,
   Минфин   России   подменяет  понятие  "порядок  лицензирования"   и
   "порядок  и  размер платежей". К порядку лицензирования  относятся:
   выдача  лицензии,  ее  аннулирование,  документы,  необходимые  для
   получения лицензии, условия лицензирования.
       Таким образом, заинтересованное лицо неправильно трактует п.  3
   ст. 19 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
       По  мнению представителя Голощапова И.А., установление Минфином
   России  высоких ставок лицензионного сбора имеет также и социальный
   аспект,  т.к.  не  все кандидаты могут уплатить такой  лицензионный
   сбор.
       ООО   "Охранное  предприятие  "Гамма-2"  о  дне  слушания  дела
   извещено, в суд своего представителя не направило.
       Представитель  заинтересованного лица Минфина России  Бордукова
   Н.Л.  возражала  против  удовлетворения  заявленных  требований   и
   пояснила,  что заявители не оспаривают правомерность лицензирования
   частной детективной и охранной деятельности.
       Согласно   ст.  6  Закона  Российской  Федерации   "О   частной
   детективной   и  охранной  деятельности  в  Российской   Федерации"
   порядок   и  размеры  платежей  при  выдаче  лицензий  определяются
   Министерством финансов Российской Федерации.
       Размер  лицензионного сбора относится к порядку  лицензирования
   частной детективной и охранной деятельности.
       Установленный  ст.  15  ФЗ  "О лицензировании  отдельных  видов
   деятельности"  лицензионный  сбор не распространяется  на  те  виды
   лицензируемой   деятельности,   порядок   лицензирования    которых
   установлен ранее вступившими в силу иными законами.
       Что  касается социального фактора, то средства, поступающие  за
   выдачу  лицензий  на осуществление частной детективной  и  охранной
   деятельности, направляются в фонд борьбы с преступностью.
       Минюст  России  о  дне  слушания дела  извещен,  в  суд  своего
   представителя не направил.
       Выслушав  объяснения  представителя ООО  "Охранное  предприятие
   "Защита"  и  ЗАО  "Охранное предприятие "Витязь"  Голощапова  И.А.,
   представителя  Минфина России Бордукову Н.А., исследовав  материалы
   дела   и  заслушав  заключение  прокурора  Генеральной  прокуратуры
   Российской  Федерации  Федотовой А.В.,  полагавшей,  что  заявление
   подлежит  удовлетворению,  Верховный Суд  Российской  Федерации  не
   находит оснований для удовлетворения заявления.
       Как  установлено  в  судебном заседании, Министерство  финансов
   Российской Федерации 23 октября 1992 года издало письмо "О  порядке
   и  размерах  платежей при выдаче лицензий на осуществление  частной
   детективной  и  охранной деятельности", которое зарегистрировано  в
   Минюсте  России 2 ноября 1992 года за N 80. В последующем в  данное
   письмо  приказом  Минфина  России  от  10  января  1995  года  N  2
   вносились  изменения,  касающиеся перечисления  средств  за  выдачу
   лицензий в государственный фонд борьбы с преступностью.
       По  объяснениям  представителя Голощапова  И.А.,  заявители  не
   оспаривают    право    Минфина   России    устанавливать    размеры
   лицензионного  сбора  за выдачу лицензий на  осуществление  частной
   детективной  и охранной деятельности, но они должны соответствовать
   размеру   лицензионного  сбора,  установленного  ст.   15   ФЗ   "О
   лицензировании  отдельных видов деятельности",  который  не  должен
   превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда.
       Как  разъяснено  в п. 6 Постановления Пленума  Верховного  Суда
   Российской   Федерации   и   Пленума  Высшего   Арбитражного   Суда
   Российской  Федерации  от  1 июля 1996  года  N  6/8  "О  некоторых
   вопросах,   связанных  с  применением  части  первой   Гражданского
   кодекса  Российской  Федерации", основанием  для  принятия  решения
   суда   о   признании  нормативного  акта  государственного   органа
   недействительным  являются  одновременно  как  его   несоответствие
   закону  или  иному правовому акту, так и нарушение указанным  актом
   гражданских  прав  и  охраняемых законом интересов  гражданина  или
   юридического   лица,   обратившихся   в   суд   с   соответствующим
   требованием.
       В  соответствии  с  п. 3 ст. 19 ФЗ "О лицензировании  отдельных
   видов  деятельности" установленный в настоящем  Федеральном  законе
   порядок    лицензирования   отдельных   видов    деятельности    не
   распространяется   на  порядок  лицензирования   конкретных   видов
   деятельности,  лицензирование  которых  установлено  вступившими  в
   силу  до дня вступления в силу настоящего Федерального закона иными
   федеральными законами.
       Федеральный    закон   "О   лицензировании   отдельных    видов
   деятельности" вступил в силу с 3 октября 1998 года.
       Лицензирование  частной  детективной  и  охранной  деятельности
   установлено  Законом Российской Федерации от 11 марта 1992  года  N
   2487-1  "О частной детективной и охранной деятельности в Российской
   Федерации".
       Данный Закон введен в действие с 30 апреля 1992 года.
       Согласно   ст.  6  Закона  Российской  Федерации   "О   частной
   детективной   и  охранной  деятельности  в  Российской   Федерации"
   порядок   и  размеры  платежей  при  выдаче  лицензий  определяются
   Министерством   финансов  Российской  Федерации,   которое   издало
   оспариваемое заявителями письмо от 23 октября 1992 года N 99.
       Федеральный    закон   "О   лицензировании   отдельных    видов
   деятельности" определяет лицензирование как мероприятия,  связанные
   с  выдачей  лицензий,  переоформлением  документов,  подтверждающих
   наличие  лицензий,  приостановлением и  аннулированием  лицензий  и
   надзором  лицензирующих  органов за  соблюдением  лицензиатами  при
   осуществлении   лицензируемых  видов  деятельности  соответствующих
   лицензионных требований и условий (статья 2).
       Глава II "Осуществление лицензирования" названного Федерального
   закона  включает статью 15 о лицензионном сборе, которой  определен
   максимальный размер лицензионного сбора.
       Однако    осуществление   частной   детективной   и    охранной
   деятельности   не  включено  в  перечень  видов  деятельности,   на
   осуществление  которых требуются лицензии  в  силу  ст.  17  ФЗ  "О
   лицензировании отдельных видов деятельности".
       Лицензирование  данного  вида  деятельности  установлено  ранее
   принятым  законом,  который  к  компетенции  Министерства  финансов
   Российской Федерации отнес установление порядка и размера  платежей
   при   выдаче  лицензий  на  осуществление  частной  детективной   и
   охранной деятельности.
       Порядок  и  размеры  платежей при выдаче лицензий  относятся  к
   мероприятиям,  связанным с выдачей лицензий,  и,  следовательно,  в
   силу   ч.   3   ст.   19  ФЗ  "О  лицензировании  отдельных   видов
   деятельности"  установленные письмом Минфина России от  23  октября
   1992   года   N   99  размеры  платежей  при  выдаче  лицензий   не
   противоречат данному Федеральному закону.
       Что касается доводов заявителей о завышении размеров сбора,  то
   они  не  основаны  на законе, ставки сбора определены  компетентным
   ведомством  применительно к лицензионным сборам за выдачу  лицензий
   на осуществление частной детективной и охранной деятельности.
       Учитывая,  что  оспариваемое письмо издано  Минфином  России  в
   соответствии  с  законом,  в  пределах полномочий  государственного
   органа,  не  противоречит  Федеральному  закону  "О  лицензировании
   отдельных  видов  деятельности"  и  не  нарушает  права  и  свободы
   граждан    и   организаций,   поданное   заявление   не    подлежит
   удовлетворению.
       На  основании  изложенного и руководствуясь ст. ст.  191,  192,
   197,  239.7  Гражданского процессуального кодекса РСФСР,  Верховный
   Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление  ООО  "Охранное предприятие "Защита",  ЗАО  "Охранное
   предприятие   "Витязь",  ООО  "Охранное  предприятие  "Гамма-2"   о
   признании письма Министерства финансов Российской Федерации  от  23
   октября  1992 года N 99 "О порядке и размерах платежей  при  выдаче
   лицензий   на   осуществление  частной   детективной   и   охранной
   деятельности"   не   соответствующим   Федеральному    закону    "О
   лицензировании   отдельных   видов   деятельности"   оставить   без
   удовлетворения.
       Решение  может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
   коллегию  Верховного  Суда Российской Федерации  в  течение  десяти
   дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное