Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
25.04.2015
USD
50.25
EUR
54.66
CNY
8.11
JPY
0.42
GBP
76.06
TRY
18.55
PLN
13.65
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 06.12.2006 N 46-Г06-29 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.09.2006, КОТОРЫМ УДОВЛЕТВОРЕНО ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ АБЗАЦА 6 СТАТЬИ 35 ЗАКОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" ОТ 04.05.01 N 29-ГД В РЕДАКЦИИ ОТ 30.12.05 И ПУНКТА 2 СТАТЬИ 1 ЗАКОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "О

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 6 декабря 2006 года
   
                                                      Дело N 46-Г06-29
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                           Емышевой В.А.,
       судей                                          Меркулова В.П.,
                                                        Еременко Т.И.
   
       рассмотрела  в  открытом судебном заседании дело  по  заявлению
   прокурора    Самарской   области   о   признании    противоречащими
   Федеральному  закону  и  недействующими  абзаца  6  ст.  35  Закона
   Самарской  области  от  04.05.01. N  29-ГД  "Об  охране  окружающей
   природной   среды  и  природопользования  в  Самарской  области   в
   редакции  от 30.12.05 и пункта 2 ст. 1 Закона Самарской области  от
   30.12.05  N 245-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской  области
   "Об  охране  окружающей  среды  и  природопользования  в  Самарской
   области"   по  кассационным  жалобам  Самарской  Губернской   Думы,
   Губернатора  Самарской  области  на решение  Самарского  областного
   суда от 13 сентября 2006 года.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Меркулова  В.П.,  объяснения  представителя  Губернатора  Самарской
   области  Саксоновой  В.В. поддержавшей доводы кассационной  жалобы,
   заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации
   Власовой   Т.А.  об  оставлении  решения  без  изменения,  Судебная
   коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
                                   
                              установила:
   
       прокурор Самарской области обратился в Самарский областной  суд
   с  заявлением  о  признании противоречащими Федеральному  закону  и
   недействующими  абз.  6  (обозначенный ЗСО  N  254-ГД  от  30.12.05
   абзацем 7) ст. 35 Закона Самарской области от 04.05.01 N 29-ГД  "Об
   охране  окружающей природной среды и природопользования в Самарской
   области"  в редакции от 30.12.05 и пункта 2 ст. 1 Закона  Самарской
   области  от  30.12.05  N  245-ГД  "О  внесении  изменений  в  Закон
   Самарской  области "Об охране окружающей среды и природопользования
   в Самарской области".
       Решением  Самарского областного суда от 13 сентября  2006  года
   постановлено:  признать  противоречащими  Федеральному   закону   и
   недействующими  абзац  6 (обозначенный ЗСО N  254-ГД  от  30.12.05.
   абзацем 7) ст. 35 Закона Самарской области от 04.05.01 N 29-ГД  "Об
   охране  окружающей природной среды и природопользования в Самарской
   области"  в  редакции от 30.12.05 и пункт 2 ст. 1 Закона  Самарской
   области  от  30.12.05  N  245-ГД  "О  внесении  изменений  а  Закон
   Самарской  области "Об охране окружающей среды и природопользования
   в  Самарской  области" со дня вступления решения  суда  в  законную
   силу.
       В  кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения ввиду
   существенных нарушений норм материального и процессуального права.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы  кассационных  жалоб,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации не находит оснований для их удовлетворения.
       Пунктом  2  статьи  1  статья 35 Закона Самарской  области  "Об
   охране  окружающей среды и природопользования в Самарской  области"
   дополнена  указанным  абзацем  следующего  содержания:  при  выдаче
   лицензий   на   право   пользования   недрами   предусматривать   в
   соответствии   с   действующим   законодательством   включение    в
   лицензионные условия обязанности недропользователей по  обеспечению
   экологических  интересов  населения,  проживающего  на   территории
   Самарской области.
       Вывод    суда    о    том,    что   установление    обязанности
   недропользователей    по   обеспечению   экологических    интересов
   населения  не  входит  в  компетенцию  органов  власти  субъекта  и
   ограничивает права недропользователей, сделан правильно.
       В  соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-
   ФЗ  "Об  охране окружающей среды" отношения, возникающие в  области
   охраны   и  рационального  использования  природных  ресурсов,   их
   сохранения    и    восстановления,   регулируются    международными
   договорами   Российской   Федерации,  земельным,   водным,   лесным
   законодательством, законодательством о недрах, животном мире,  иным
   законодательством   в   области   охраны   окружающей    среды    и
   природопользования.
       Согласно ст. 1.1 Закона РФ от 21.02.92 "О недрах" разграничение
   предметов  ведения  и  полномочий  между  органами  государственной
   власти  Российской  Федерации  и  органами  государственной  власти
   субъектов  РФ  в  сфере  государственного  регулирования  отношений
   недропользования  осуществляется  Конституцией  РФ  и  принятыми  в
   соответствии с ней федеральными законами.
       Субъекты  РФ принимают свои законы и иные нормативные  правовые
   акты  в  целях регулирования отношений недропользования в  пределах
   своих полномочий.
       В  ст.  15  Закона  РФ от 21.02.92 "О недрах" установлено,  что
   одной  из  задач  государственной системы  лицензирования  является
   обеспечение  социальных,  экономических,  экологических  и   других
   интересов  населения,  проживающего на данной  территории,  и  всех
   граждан Российской Федерации.
       Таким  образом, экологические интересы населения обеспечиваются
   посредством лицензирования деятельности по пользованию недрами.
       Вместе  с  тем  правовое регулирование вопросов  лицензирования
   относится к исключительной компетенции Российской Федерации.
       Анализ  ст. 16 указанного Закона РФ свидетельствует о том,  что
   организационное обеспечение государственной системы  лицензирования
   возлагается на федеральный орган управления государственным  фондом
   недр   и   его   территориальные  органы.  Порядок   лицензирования
   пользования   участками   недр  устанавливается   законодательством
   Российской Федерации.
       Согласно ст. 4 ФЗ "О введении в действие части первой ГК РФ" на
   территории  России действует порядок, установленный  Постановлением
   Верховного  Совета  РФ от 15.07.92 N 3314-1 "О порядке  введения  в
   действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами".
       В  данном  Положении  установлены условия  получения  лицензий,
   система  платежей  при  пользовании недрами,  содержание  лицензии,
   основные права и обязанности владельцев лицензий.
       Общие положения об условиях получения лицензий также содержатся
   и в ст. ст. 11, 12 Закона "О недрах".
       Таким  образом,  данные  вопросы уже урегулированы  федеральным
   законодательством,  а  доводы  кассационной  жалобы  в  этой  части
   нельзя признать обоснованными.
       Статьей  13.1  Закона  РФ "О недрах" определено,  что  принятие
   решений  о  проведении конкурсов или аукционов на право пользования
   участками  недр, о составе и порядке работы конкурсных и аукционных
   комиссий,  а  также определение порядка и условий проведения  таких
   конкурсов  или  аукционов  в отношении  каждого  участка  недр  или
   группы   участков  недр,  расположенных  на  территориях  субъектов
   Российской    Федерации,   осуществляется    федеральным    органом
   управления  государственным фондом недр  или  его  территориальными
   органами.
       Согласно п. 10.3 Положения о порядке лицензирования пользования
   недрами,  утвержденного Постановлением ВС РФ от 15.07.92 N  3314-1,
   при    конкурсной   системе   победителем   признается   заявитель,
   отвечающий   условиям   конкурса   и   представивший   экономически
   приемлемые  и  наиболее соответствующие требованиям охраны  недр  и
   окружающей природной среды технические решения. В случае,  если  на
   конкурс  подана  только одна заявка, лицензия на право  пользования
   недрами  может  быть  предоставлена  этому  заявителю  на  условиях
   объявленного  конкурса. Конкурс считается несостоявшимся,  если  ни
   один из претендентов не отвечает выдвинутым условиям.
       Таким  образом,  юридическое  лицо получает  право  пользования
   определенным  участком  недр только в  случае  победы  в  конкурсе,
   которая   невозможна  без  обязательного  соблюдения  его  основных
   условий.
       Следовательно, недропользователи смогут получить  участок  недр
   на   территории  Самарской  области  только  в  случае   выполнения
   обязательства  по  обеспечению экологических  интересов  населения,
   установленного региональным Законом.
       Довод  жалобы  о том, что оспариваемая норма областного  Закона
   принята  в  соответствии со ст. 12 Закона РФ  "О  недрах",  которой
   предусмотрена возможность дополнения лицензии на право  пользования
   недрами  иными условиями, не противоречащими Закону РФ "О  недрах",
   основан на неправильном толковании закона.
       В  соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ и ст.  3  ГК  РФ
   гражданское  законодательство находится  в  исключительном  ведении
   Российской  Федерации.  В  связи  с  этим  субъект  РФ  не   вправе
   самостоятельно  осуществлять  правовое  регулирование  по  вопросам
   лицензирования, относящимся к гражданскому законодательству РФ.
       Таким образом, установление дополнительных лицензионных условий
   возможно только федеральным законодательством.
       Необоснованность  иных  доводов,  изложенных   в   кассационных
   жалобах,  отражена в судебном решении с изложением  соответствующих
   мотивов,  в  связи с чем отсутствует необходимость в  приведении  в
   кассационном  определении таких мотивов, подтверждающих  законность
   решения.
       Нормы    материального   права   применены   судом   правильно,
   процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
       Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос  в
   кассационных жалобах, Судебная коллегия не усматривает.
       Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
   делам Верховного Суда Российской Федерации
                                   
                              определила:
                                   
       решение  Самарского  областного суда от 13 сентября  2006  года
   оставить  без  изменения, кассационные жалобы Самарской  Губернской
   Думы, Губернатора Самарской области - без удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
25.04.2015
USD
50.25
EUR
54.66
CNY
8.11
JPY
0.42
GBP
76.06
TRY
18.55
PLN
13.65
Разное