МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 июня 2006 г. N 241
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ НА ПРОИЗВОДСТВО
ЭКСПЕРТИЗ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМ ЭКСПЕРТНОЙ НАГРУЗКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ
В целях оптимизации экспертного производство и научно-
методического обеспечения экспертной деятельности государственных
судебно-экспертных учреждений Минюста России приказываю:
Утвердить:
нормы затрат времени на производство экспертиз для определения
норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов
государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции
Российской Федерации (Приложение 1);
Методические рекомендации по применению норм затрат времени на
производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки
государственных судебных экспертов государственных судебно-
экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации
(Приложение 2).
Министр
Ю.Я.ЧАЙКА
Приложение 1
к Приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 22 июня 2006 г. N 241
НОРМЫ ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ НА ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМ ЭКСПЕРТНОЙ НАГРУЗКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
------------------------------------------T----------------------¬
¦ Роды (виды) судебных экспертиз ¦ Затраты времени на ¦
¦ ¦ производство одной ¦
¦ ¦экспертизы (количество¦
¦ ¦ часов) в зависимости ¦
¦ ¦ от категории ее ¦
¦ ¦сложности (1, 2, 3, 4)¦
¦ +-----T----T-----T-----+
¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Почерковедческая ¦23 ¦54 ¦136 ¦328 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Автороведческая ¦23 ¦54 ¦136 ¦328 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Техническая экспертиза документов: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦реквизитов документов ¦30 ¦64 ¦136 ¦328 ¦
¦материалов документов ¦40 ¦82 ¦164 ¦328 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Фототехническая ¦32 ¦64 ¦136 ¦328 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Портретная ¦32 ¦64 ¦136 ¦328 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Трасологическая: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦следов человека ¦23 ¦64 ¦110 ¦246 ¦
¦следов орудий, инструментов, механизмов ¦23 ¦64 ¦110 ¦246 ¦
¦следов транспортных средств (транспортно-¦40 ¦82 ¦164 ¦246 ¦
¦трасологическая идентификация) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Видео- и звукозаписей: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦голоса и звучащей речи ¦40 ¦82 ¦164 ¦410 ¦
¦звуковой среды, условий, средств, ¦40 ¦82 ¦164 ¦410 ¦
¦материалов и следов звукозаписей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦видеоизображений, условий, средств, ¦40 ¦82 ¦164 ¦410 ¦
¦материалов и следов видеозаписей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Оружия и следов выстрела: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦огнестрельного оружия и патронов к нему ¦27 ¦54 ¦110 ¦246 ¦
¦следов и обстоятельств выстрела ¦27 ¦54 ¦110 ¦246 ¦
¦холодного оружия ¦16 ¦46 ¦96 ¦246 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Маркировочных обозначений ¦16 ¦46 ¦110 ¦246 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Взрывотехническая: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦взрывчатых веществ, продуктов и следов их¦40 ¦82 ¦164 ¦246 ¦
¦взрыва ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦боеприпасов, взрывных устройств и следов ¦40 ¦82 ¦164 ¦246 ¦
¦их взрыва ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦порохов, пиротехнических составов и ¦40 ¦82 ¦164 ¦246 ¦
¦следов их сгорания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Материалов, веществ и изделий: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦волокнистых материалов и изделий из них ¦32 ¦82 ¦164 ¦328 ¦
¦лакокрасочных материалов и покрытий ¦32 ¦82 ¦164 ¦246 ¦
¦нефтепродуктов и горюче-смазочных ¦32 ¦82 ¦164 ¦246 ¦
¦материалов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦изделий из металлов и сплавов ¦32 ¦82 ¦164 ¦246 ¦
¦наркотических средств, психотропных ¦40 ¦54 ¦164 ¦246 ¦
¦веществ и их прекурсоров, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сильнодействующих и ядовитых веществ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лекарственных средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦изделий из стекла и керамики, силикатных ¦32 ¦54 ¦164 ¦246 ¦
¦строительных материалов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦спиртосодержащих жидкостей ¦27 ¦54 ¦164 ¦246 ¦
¦изделий из резины, пластмасс и других ¦32 ¦54 ¦110 ¦246 ¦
¦полимерных материалов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦автомобильных электроламп ¦32 ¦54 ¦110 ¦246 ¦
¦изделий парфюмерной промышленности ¦32 ¦54 ¦164 ¦246 ¦
¦драгоценных, полудрагоценных камней, ¦32 ¦54 ¦164 ¦246 ¦
¦минералов и горных пород ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦веществ неустановленной природы ¦40 ¦82 ¦164 ¦246 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Почвоведческая ¦27 ¦54 ¦96 ¦246 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Биологическая: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦объектов растительного происхождения ¦23 ¦46 ¦96 ¦246 ¦
¦объектов животного происхождения ¦23 ¦46 ¦96 ¦246 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Автотехническая: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обстоятельств дорожно-транспортного ¦32 ¦54 ¦110 ¦328 ¦
¦происшествия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦технического состояния транспортных ¦32 ¦54 ¦110 ¦328 ¦
¦средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦следов на транспортных средствах и месте ¦32 ¦54 ¦110 ¦328 ¦
¦дорожно-транспортного происшествия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(транспортно-трасологическая диагностика)¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦технического состояния дороги, дорожных ¦32 ¦54 ¦110 ¦328 ¦
¦условий на месте дорожно-транспортного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦происшествия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦транспортных средств в целях определения ¦14 ¦46 ¦96 ¦246 ¦
¦стоимости восстановительного ремонта и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦остаточной стоимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Пожарно-техническая ¦32 ¦54 ¦110 ¦328 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Взрывотехнологическая ¦40 ¦82 ¦164 ¦492 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Строительно-техническая ¦40 ¦82 ¦164 ¦492 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Бухгалтерская ¦40 ¦82 ¦164 ¦492 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Финансово-экономическая ¦40 ¦82 ¦164 ¦492 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Товароведческая: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦промышленных (непродовольственных) ¦23 ¦46 ¦110 ¦246 ¦
¦товаров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продовольственных товаров ¦- ¦- ¦- ¦- ¦
¦транспортных средств ¦6 ¦46 ¦96 ¦246 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Психологическая ¦27 ¦54 ¦110 ¦246 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Компьютерно-техническая ¦40 ¦82 ¦164 ¦328 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Экологическая ¦40 ¦82 ¦164 ¦492 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Электробытовой техники ¦20 ¦46 ¦96 ¦246 ¦
+-----------------------------------------+-----+----+-----+-----+
¦Лингвистическая ¦23 ¦54 ¦136 ¦328 ¦
L-----------------------------------------+-----+----+-----+------
Приложение 2
к Приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 22 июня 2006 г. N 241
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОРМ ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ НА ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМ ЭКСПЕРТНОЙ НАГРУЗКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Нормы экспертной нагрузки устанавливаются из расчета 100%
затрат рабочего времени на экспертную и прямо связанную с ней
работу (участие в судебном заседании, выезд на осмотр объектов
исследования, разработка при необходимости методики решения
конкретной экспертной задачи, проведение экспертного эксперимента
и т.п.), работу по научно-методическому обеспечению экспертной
деятельности (далее - НМО), в том числе научно-исследовательскую
работу (далее - НИР).
Общие затраты рабочего времени на НИР для государственных
судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской
Федерации (далее - СЭУ) не могут превышать следующие показатели
затрат рабочего времени, обеспеченного бюджетным финансированием:
в РФЦСЭ при Минюсте России - 20%, в региональных центрах судебной
экспертизы Минюста России - 10%, в лабораториях судебной
экспертизы Минюста России - 5%.
2. Расчет норм экспертной нагрузки за месяц производится исходя
из продолжительности рабочего времени в соответствующем месяце,
определяемой производственным календарем.
Для некоторых категорий работников нормы экспертной нагрузки
рассчитываются с учетом установленной для них в соответствии с
трудовым законодательством сокращенной продолжительности рабочего
времени.
3. При определении сложности судебной экспертизы рекомендуется
учитывать следующие признаки:
- многообъектность (более трех объектов или более 200 листов
материалов дела, представленных на исследование);
- множественность поставленных вопросов (свыше трех вопросов,
требующих проведения исследований);
- потребность в применении трудоемких методов и сложных
инструментальных средств, технологический регламент которых
превышает 5 дней, в проведении модельных экспериментов для решения
конкретных экспертных задач;
- необходимость разработки новых расчетных моделей и частных
методик исследования для решения поставленных вопросов;
- отнесение экспертизы к комплексной либо повторной, либо
межведомственной;
- необходимость выезда на место происшествия либо осмотра
объектов, находящихся вне территории СЭУ, либо проведения
исследования на базе других учреждений.
Указанные признаки используются также и при определении
сложности выполняемых в СЭУ экспертных исследований (несудебных
экспертиз).
4. По степени сложности судебные экспертизы подразделяются на 4
категории:
1 - экспертизы, не имеющие ни одного признака сложности; их
производство осуществляется в срок до 5 календарных дней.
2 - имеющие хотя бы один признак сложности; для их производства
требуется до 15 календарных дней.
3 - имеющие не менее двух признаков сложности; для их
выполнения требуется более 15 календарных дней (до 30 календарных
дней).
4 (особо сложные экспертизы) - имеющие не менее четырех
признаков сложности. Для производства экспертиз данной категории
сложности требуется более 30 календарных дней. В исключительных
случаях возможно превышение (при соответствующем обосновании)
указанных в Приложении 1 затрат времени на выполнение экспертизы
этой категории сложности. Срок завершения экспертизы этой
категории сложности необходимо согласовывать с лицом, ее
назначившим.
5. При определении нагрузки эксперта, участвующего в
производстве комиссионной экспертизы, выполняемой экспертами одной
специальности, рекомендуется исходить из затрат рабочего времени
на проведение им одной экспертизы соответствующей категории
сложности.
При определении нагрузки эксперта, участвующего в производстве
комиссионной экспертизы, выполняемой экспертами разных
специальностей (комплексная экспертиза), рекомендуется исходить из
затрат рабочего времени на проведение экспертизы соответствующей
категории сложности, выполняемой им в рамках комплексной
экспертизы в соответствии с его экспертной специальностью.
6. При определении общей экспертной нагрузки рекомендуется
учитывать затраты времени на выполнение работ по научно-
методическому обеспечению экспертной деятельности СЭУ (исходя из
норм затрат времени на производство экспертизы соответствующей
категории сложности):
- проверка руководителем подразделения заключения эксперта,
подготовленного для отправки лицу (органу), назначившему
экспертизу, - 0,05 экспертизы соответствующей категории сложности;
- методическое рецензирование одного наблюдательного
производства по экспертизе - 0,1 экспертизы соответствующей
категории сложности;
- организация и проведение школы, курсов повышения
квалификации, семинара, конференции - 1 экспертиза четвертой
категории сложности за каждое из указанных учебных мероприятий
(доля участия каждого специалиста определяется исходя из
фактически затраченного им количества рабочих часов в пределах
нормы, установленной на организацию и проведение мероприятия);
- руководство стажировкой эксперта - 0,1 экспертизы первой
категории сложности за каждый день стажировки;
- руководство подготовкой эксперта к аттестации - 0,5
экспертизы первой категории сложности за каждый месяц;
- разработка программы подготовки экспертов по новой экспертной
специальности - 1,5 экспертизы третьей категории сложности;
- разработка программы подготовки экспертов по утвержденной
экспертной специальности, а равно внесение изменений и дополнений
в нее - 0,5 экспертизы третьей категории сложности;
- подготовка отзыва на работу научного и методического
характера: на пособие, монографию, диссертацию - 0,3 экспертизы
третьей категории сложности; на другие методические материалы -
0,3 экспертизы второй категории сложности;
- проведение испытания (апробации) методических материалов - 1
экспертиза третьей категории сложности;
- подготовка обобщения экспертной практики - изучение одного
наблюдательного производства - 0,05 одной экспертизы
соответствующей категории сложности;
- подготовка и чтение лекции судьям, следователям и другим
категориям слушателей (в порядке служебного задания) - 0,2
экспертизы первой категории сложности;
- оказание методической помощи и проверка состояния практики
производства экспертиз с выездом в конкретное СЭУ - 1 экспертиза
второй категории сложности за одну календарную неделю
командировки;
- научное руководство темой НИР различного уровня планирования
(федеральный, региональный, лабораторный) - 1 экспертиза третьей,
второй или первой категории сложности соответственно;
- участие в выполнении промежуточного этапа НИР различного
уровня планирования (федеральный, региональный, лабораторный) - 1
экспертиза третьей, второй или первой категории сложности
соответственно;
- участие в выполнении заключительного этапа НИР различного
уровня планирования (федеральный, региональный, лабораторный) с
выходным материалом методического характера - 2 экспертизы
третьей, второй или первой категории сложности соответственно;
- подготовка диссертации: кандидатской - 1 экспертиза первой
категории сложности за каждый месяц; докторской - 1 экспертиза
второй категории сложности за каждый месяц.
|