ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПРИКАЗ
от 27 мая 1999 г. N 128
ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-8Т RA-25363
19 января 1999 года днем, в сложных метеоусловиях, при заходе
на посадку на посадочную площадку "Уральское" (в 40 км к юго-
западу от города Чайковский Пермской области) произошла авария
вертолета Ми-8Т RA-25363 2-го Пермского государственного
авиапредприятия Уральского межрегионального территориального
управления ФАС России.
Экипаж в составе командира воздушного судна (КВС) Султанова
А.Я., второго пилота Коржавина С.А., бортмеханика Радзивилюка
П.А., проверяющих: заместителя командира авиаотряда 2-го Пермского
ГАП Федотова Б.Е. и старшего бортмеханика авиаотряда Сейфутдинова
Р.В. выполнял полет по патрулированию нефтепровода на участке
Пермь - Азнапаево. В нарушение п. 3.8.4 НПП ГА-85 и п. 8.3.1 РОЛР-
87 в экипаже находились два проверяющих: в задачу Федотова Б.Е.
входила тренировка КВС Султанова А.Я. после 3-месячного перерыва,
Сейфутдинов Р.В. проверял практическую работу в полете
бортмеханика Радзивилюка И.А.
Кроме экипажа в вертолете находились представитель заказчика и
служебный пассажир. Груза не было.
Выполнялся полет по осмотру участка нефтепровода от г. Перми до
н.п. Амзя на высоте 100 м с посадками в аэропорту Чайковский для
дозаправки и на посадочной площадке Пермского районного
нефтепроводного управления в н.п. Уральское для доставки
служебного пассажира. Прогноз погоды по маршруту не препятствовал
выполнению задания (высота нижней границы облачности - 150 - 200
м, видимость - 2 - 3 км, без осадков).
После посадки в аэропорту Чайковский и стоянки
продолжительностью 40 минут, КВС Султанов А.Я. произвел взлет и
взял курс на н.п. Уральское. Правое сиденье занимал второй пилот
Коржавин С.В., проверяющие Федотов Б.Е. и Сейфутдинов Р.В.
находились в грузопассажирском салоне.
Выйдя на н.п. Уральское, экипаж выполнил пролет над площадкой и
начал заход на посадку. В процессе выполнения 4-го разворота
экипаж вошел в облачность, в нарушение требований п. 5.3.13 НПП ГА-
85 приступил к снижению с целью перехода на визуальный полет,
допустил при этом ошибки в технике пилотирования, приведшие к
уменьшению поступательной и увеличению вертикальной скорости. Это
привело к попаданию вертолета в режим "вихревого кольца" и к
непреднамеренному приземлению со значительной (до 4 м/с)
вертикальной скоростью на заснеженную пересеченную местность в 940
м северо-восточнее от посадочной площадки. В результате грубого
приземления вертолет получил значительные повреждения силовых
элементов. Находившиеся на борту 5 членов экипажа и 2 пассажира
получили телесные повреждения различной степени тяжести.
Причиной авиационного происшествия явилось сочетание следующих
факторов:
- необоснованное покидание проверяющим кабины пилотов и
отсутствие контроля за принимаемыми КВС решениями;
- несоответствие фактических метеоусловий в районе захода на
посадку требованиям правил выполнения визуальных полетов;
- нарушение требований п. 5.3.13 НПП ГА-85, выразившееся в
переходе на снижение с целью перехода на визуальный полет при
внезапном попадании в облачность;
- уменьшение поступательной скорости полета при одновременном
увеличении вертикальной скорости более 6 м/с, что привело к
попаданию вертолета в режим "вихревого кольца" и, как результат, к
непреднамеренному приземлению со значительной вертикальной
скоростью.
В ходе расследования авиационного происшествия в деятельности 2-
го Пермского ГАП были отмечены серьезные недостатки в организации
летной работы, техническом обслуживании авиационной техники,
ведении летно-технической документации.
Приказываю:
1. Руководителям территориальных органов ФАС России настоящий
Приказ довести до руководителей авиапредприятий, эксплуатирующих
вертолеты.
2. Начальнику Уральского МТУ ФАС России проконтролировать
устранение выявленных в ходе расследования авиационного
происшествия недостатков в организации и выполнении полетов 2-го
Пермского государственного авиапредприятия.
3. Руководителям авиапредприятий, выполняющих полеты на
вертолетах:
3.1. Изучить обстоятельства и причины авиационного происшествия
со всем летным составом на специальных разборах.
3.2. С летным составом дополнительно изучить аэродинамические
особенности вертолета Ми-8, обратив особое внимание на физическую
сущность и условия возникновения режима "вихревого кольца",
действия по предотвращению входа в этот режим и выходу из него.
3.3. Провести с летным составом специальные занятия по
особенностям выполнения полетов по ПВП, обратив особое внимание на
действия (взаимодействие и технологию работы членов экипажа) в
случае непреднамеренной потери визуального контакта с наземными
ориентирами, умение правильно принимать решение при встрече в
полете погодных условий хуже ожидаемых.
3.4. Командно-летному составу дополнительно изучить гл. 3.8 НПП
ГА-85, гл. 8 РОЛР-87 с учетом содержания Приказа ФАС России от
09.12.98 N 357, касающегося выполнения полетов с проверяющими.
Исключить случаи совмещения нескольких видов тренировок и
проверок в одном полете и, соответственно, нахождения на борту
вертолета двух проверяющих. При полетах с проверяющими в
метеоусловиях, близких к установленным минимумам, запретить
проверяющему покидать кабину экипажа.
4. Контроль за выполнением требований настоящего Приказа
возложить на начальника Управления государственного надзора за
безопасностью полетов ФАС России Нерадько А.В.
И.о. директора
В.Я.ГАЛКИН
|