ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 апреля 2006 года
Дело N 78-Г06-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Соловьева В.Н.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании от 26 апреля 2006 г. дело по
заявлению заместителя прокурора Санкт-Петербурга об оспаривании
законности пункта 5 постановления правительства Санкт-Петербурга
"Об утверждении Положения о государственном регистре населения
Санкт-Петербурга" N 1472 от 07.09.04 и пунктов 5.1, 6.1, 12.2,
12.5 Положения о государственном регистре населения Санкт-
Петербурга, по кассационной жалобе представителя правительства
Санкт-Петербурга на решение Санкт-Петербургского городского суда
от 22 декабря 2005 г., которым заявленные прокурором требования
были удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Соловьева В.Н., объяснения представителя губернатора Санкт-
Петербурга Смелова С.А., заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей
решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
правительством Санкт-Петербурга издано постановление N 1472 от
07.09.2004 "Об утверждении Положения о государственном регистре
населения Санкт-Петербурга" (далее - постановление).
Пунктом 1 указанного постановления утверждено Положение о
государственном регистре населения Санкт-Петербурга (далее -
Положение).
Пунктом 5 постановления установлено, что в составе работ по
созданию и внедрению автоматизированной информационной системы
государственного регистра населения (АИС "ГРН Санкт-Петербурга")
создана и внедрена единая автоматизированная информационная
система органов ЗАГС Санкт-Петербурга как один из основных
источников информации для формирования государственного регистра
населения. В состав АИС ЗАГС входит централизованный
государственный информационный ресурс - база данных органов ЗАГС
Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 5.1 Положения в состав информации ГРН
включаются сведения о номере и дате записи акта гражданского
состояния, подтверждающей запись о рождении, заключении или
расторжении брака и т.п., место регистрации соответствующего акта
гражданского состояния; реквизиты документа, подтверждающего акт
рождения, заключения или расторжения брака и т.п.; наименование
документа, серия, номер, дата выдачи, наименование организации,
выдавшей документ.
Пунктом 6.1 Положения устанавливается, что одним из источников
информации ГРН Санкт-Петербурга является Управление записи актов
гражданского состояния.
Пунктом 12.2 Положения определены функции генерального
подрядчика по созданию и внедрению АИС "ГРН Санкт-Петербурга" -
Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия
"Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр", к которым
отнесено хранение актов гражданского состояния в электронном виде
и передача сведений об актах гражданского состояния в соответствии
со ст. 12 ФЗ "Об актах гражданского состояния" N 143-ФЗ от
15.11.97.
Пунктом 12.5 Положения установлены функции Управления записи
актов гражданского состояния.
Заместитель прокурора Санкт-Петербурга полагая, что
перечисленные нормы противоречат статье 12 Федерального закона N
143-ФЗ от 15.11.97 "Об актах гражданского состояния", обратился в
Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании
указанных пунктов Положения недействующими и не подлежащими
применению.
По мнению прокурора, правительство Санкт-Петербурга вышло за
пределы своей компетенции, предусмотрев иные случаи
распространения органами ЗАГС сведений о государственной
регистрации актов гражданского состояния. Включение сведений в
состав информации государственного регистра населения Санкт-
Петербурга, по мнению прокурора, является их незаконным
разглашением пользователям ГРН, перечисленным в пункте 8
Положения.
Представитель правительства Санкт-Петербурга в судебном
заседании заявленные требования полагал необоснованными и просил
их отклонить.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 22.12.2005
заявленные прокурором требования об оспаривании законности пункта
5 постановления правительства Санкт-Петербурга "Об утверждении
Положения о государственном регистре населения Санкт-Петербурга" N
1472 от 07.09.04 удовлетворены частично, в отношении пунктов 5.1,
6.1, 12.2, 12.5 Положения о государственном регистре населения
Санкт-Петербурга удовлетворены полностью.
Пункт 5 постановления правительства Санкт-Петербурга "Об
утверждении Положения о государственном регистре населения Санкт-
Петербурга" N 1472 от 07.09.04 в части слов "установить, что
единая автоматизированная информационная система органов ЗАГС
Санкт-Петербурга (далее АИС ЗАГС) создана и внедрена в составе
работ по созданию и внедрению АИС "ГРН Санкт-Петербурга" для
органов записи актов гражданского состояния как одного из основных
источников информации для формирования ГРН Санкт-Петербурга",
признан недействующим со дня вступления решения суда в законную
силу, в остальной части отказано.
Пункты 5.1, 6.1, 12.2, 12.5 Положения о государственном
регистре населения Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением
правительства Санкт-Петербурга "Об утверждении Положения о
государственном регистре населения Санкт-Петербурга" N 1472 от
07.09.04, признаны недействующими со дня вступления решения в
законную силу.
В кассационной жалобе правительства Санкт-Петербурга содержится
просьба об отмене состоявшегося решения суда как вынесенного с
нарушением требований процессуального законодательства и на
основании ошибочных выводов о правовой природе оспариваемых
нормативно-правовых актов.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации находит постановленное по данному делу решение суда
законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об
актах гражданского состояния" N 143-ФЗ от 15.11.1997 (в редакции
от 29.12.2004) государственная регистрация актов гражданского
состояния производится органами записи актов гражданского
состояния, образованными органами государственной власти субъектов
Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов
записи актов гражданского состояния на территориях субъектов
Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации
самостоятельно на основании настоящего Федерального закона (статья
4). В субъекте РФ - Санкт-Петербурге деятельность органа ЗАГС
осуществляется в соответствии с постановлением правительства Санкт-
Петербурга N 4 от 13 января 2004 г. "Об Управлении записи актов
гражданского состояния" в редакции от 01.11.2005, что
соответствует предоставленным субъекту РФ полномочиям указанным
Федеральным законом.
Как установлено судом, Постановлением Правительства Российской
Федерации от 28.01.2002 N 65 "О федеральной целевой программе
"Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" в качестве мероприятия
целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" (далее -
Программа) предусмотрена разработка и реализация опытного проекта
создания в субъектах Российской Федерации региональных подсистем
автоматизированной системы "Государственный регистр населения"
(АИС ГРН).
Соглашаясь с мнением прокурора о том, что при этом недопустимо
нарушение норм действующего федерального законодательства, суд
полагает, что такое нарушение имело место применительно к статье
12 Федерального закона Российской Федерации "Об актах гражданского
состояния".
Указанная норма права не допускает разглашения сведений,
ставших известными работнику органа записи актов гражданского
состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского
состояния и относит эти сведения к категории конфиденциальной
информации, признавая их персональными данными.
При этом указанная норма предусматривает случаи предоставления
сведений о государственной регистрации акта гражданского состояния
по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или
следствия либо Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации и в других случаях, установленных федеральными законами.
Анализируя содержание данной нормы права, суд правильно
отметил, что согласно ст. 11 Федерального закона "Об информации и
защите информации" от 20.02.1995 N 24-ФЗ перечни персональных
данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов,
информационных ресурсов совместного ведения, информационных
ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов
органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых
негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне
федерального закона. Персональные данные относятся к категории
конфиденциальной информации.
В этой связи судом обоснованно обращено внимание на то, что
Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом
Президента Российской Федерации N 188 от 06.03.1997. Согласно п. 1
Перечня сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной
жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность
(персональные данные), за исключением сведений, подлежащих
распространению в средствах массовой информации в установленных
федеральными законами случаях, отнесены к конфиденциальным.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Положение об
Управлении записи актов гражданского состояния утверждено
постановлением правительства Санкт-Петербурга N 4 от 13 января
2004 года. Согласно п. 3.24 к полномочиям Управления отнесено
обеспечение государственной регистрации актов гражданского
состояния в единой автоматизированной системе "ЗАГС Санкт-
Петербурга" (АИС ЗАГС). Пункт 3.26 предусматривает обеспечение
защиты конфиденциальной информации, содержащейся в электронной
базе данных актов гражданского состояния, в соответствии с
установленными требованиями при помощи программно-аппаратных
средств.
Таким образом, как отмечено судом, в ходе создания и внедрения
автоматизированной информационной системы государственного
регистра населения (АИС "ГРН Санкт-Петербурга") создана и внедрена
единая автоматизированная информационная система органов ЗАГС
Санкт-Петербурга как один из основных источников информации для
формирования данного регистра населения.
В состав информации ГРН включаются сведения о номере и дате
записи акта гражданского состояния, подтверждающей запись о
рождении, заключении или расторжении брака и т.п., место
регистрации соответствующего акта гражданского состояния,
реквизиты документа, подтверждающего акт рождения, заключения или
расторжения брака и т.п., наименование документа, серия, номер,
дата выдачи, наименование организации, выдавшей документ.
Не случайно одним из источников информации, поступающей в ГРН,
является Управление записи актов гражданского состояния.
В то же время вопросы хранения актов гражданского состояния в
электронном виде и передача сведений об актах гражданского
состояния отнесены к функциям АИС "ГРН Санкт-Петербурга" - Санкт-
Петербургского государственного унитарного предприятия "Санкт-
Петербургский информационно-аналитический центр".
Анализируя содержание оспариваемых правовых актов, суд
обоснованно указал в решении, что установленные функции Управления
записи актов гражданского состояния в рамках деятельности АИС "ГРН
Санкт-Петербурга" противоречат федеральному законодательству, а
также не согласуются с Положением об Управлении записи актов
гражданского состояния, утвержденным постановлением правительства
Санкт-Петербурга N 4 от 13 января 2004 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
полагает обоснованным вывод суда о том, что включение в состав
информации ГРН Санкт-Петербурга следующих сведений: номер и дата
записи акта гражданского состояния, подтверждающей запись о
рождении, заключении или расторжении брака и т.п., место
регистрации соответствующего акта гражданского состояния,
реквизиты документа, подтверждающего акт рождения, заключения или
расторжения брака и т.п., наименование документа, серия, номер,
дата выдачи, наименование организации, выдавшей документ -
является распространением информации персонального характера
непосредственно относящейся к конкретной личности гражданина.
Следует согласиться и с суждением суда о том, что включение
оспариваемых сведений в состав информации государственного
регистра населения при широком перечне его пользователей (пункт 8
Положения о ГРН Санкт-Петербурга) повлияет на законность их
разглашения.
Отмечая обоснованность и правильность выводов суда о признании
недействующими частично пункта 5 постановления правительства Санкт-
Петербурга "Об утверждении Положения о государственном регистре
населения Санкт-Петербурга" N 1472 от 07.09.04 и пунктов 5.1; 6.1;
12.2; 12.5 Положения о государственном регистре населения Санкт-
Петербурга, кассационная инстанция считает возможным изменить
решение Санкт-Петербургского городского суда в отношении пунктов
6.1 и 12.2 Положения.
Недействующими признаются указания (п. 6.1) на то, что
источником информации ГРН Санкт-Петербурга является "Управление
записи актов гражданского состояния"; указание (п. 12.2) на то,
что к функциям ГУП Санкт-Петербурга ИАЦ относится "хранение актов
гражданского состояния в электронном виде и передача сведений об
актах гражданского состояния".
В остальной части решение суда подлежит оставлению без
изменения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны
состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с
оценкой судом установленных обстоятельств по делу, что не
относится к основаниям, влияющим на законность и обоснованность
постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 22.12.2005
изменить, признав недействующими пункт 6.1 Положения о
государственном регистре населения Санкт-Петербурга в части
указания в качестве источника информации ГРН Санкт-Петербурга -
Управление записи актов гражданского состояния; пункта 12.2
Положения в части указания о хранении актов гражданского состояния
в электронном виде и передаче сведений об актах гражданского
состояния.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без
изменения.
|