УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 13 ноября 2006 г. N 20-12/100253
Управление Федеральной налоговой службы по Москве по вопросу
возможности применения организацией, не осуществляющей
транспортные перевозки, в целях учета для определения
налогооблагаемой прибыли расходов на приобретение горюче-смазочных
материалов формы путевого листа, самостоятельно разработанного и
выдаваемого на неделю, сообщает следующее.
Расходы организации на приобретение ГСМ могут учитываться либо
в составе материальных расходов в соответствии с подпунктом 5
пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- Кодекс), либо в составе расходов организации на содержание
служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 Кодекса), то есть в
зависимости от назначения используемого транспорта.
Однако независимо от их квалификации расходы на приобретение
ГСМ должны соответствовать критериям, установленным пунктом 1
статьи 252 Кодекса, согласно которой расходами в целях
налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально
подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под
обоснованными расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под
документально подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
При этом порядок оформления документов предусмотрен
нормативными правовыми актами соответствующих органов
исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством
Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок
составления и формы первичных документов, которыми оформляются
хозяйственные операции.
В силу пункта 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины
гражданского, семейного и других отраслей законодательства
Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том
значении, в каком они используются в этих отраслях
законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от
21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные
операции, проводимые организацией, должны оформляться
оправдательными документами. Эти документы служат первичными
учетными, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
При этом согласно пункту 2 указанной выше статьи, первичные
учетные документы принимаются к учету, если они составлены по
форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной
учетной документации, и только для документов, форма которых не
предусмотрена в этих альбомах, предусмотрены определенные
обязательные реквизиты.
Таким образом, если форма конкретного первичного учетного
документа предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной
учетной документации, то для того, чтобы этот документ был принят
к учету в качестве документа, подтверждающего совершение
определенной хозяйственной операции, он должен быть составлен по
форме, содержащейся в указанных альбомах.
Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 N 78 "Об
утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по
учету работы строительных машин и механизмов, работ в
автомобильном транспорте" (далее - постановление N 78) утверждены
формы путевого листа для строительных машин, легкового и грузового
автомобилей.
Предусмотренные постановлением Госкомстата России формы путевых
листов в обязательном порядке применяются специализированными и
автотранспортными организациями.
Что касается остальных организаций, то согласно разъяснению
Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129 они могут
разработать свою форму путевого листа либо иного документа,
подтверждающего произведенные расходы в виде горюче-смазочных
материалов, в котором должны быть отражены все реквизиты,
предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96
N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а именно:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен
документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном
выражении;
- наименования должностей лиц, ответственных за совершение
хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
При этом первичные документы должны составляться таким образом
и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было
судить об обоснованности произведенного расхода.
Кроме того, самостоятельно разработанная форма путевого листа в
обязательном порядке должна содержать также информацию о месте
следования автомобиля. Такие данные позволяют судить о факте
использования автомобиля сотрудниками организации в служебных
целях. Согласно названному письму Минфина России путевой лист, не
содержащий в составе своих реквизитов информацию о месте
следования автомобиля, не подтверждает осуществленные
налогоплательщиком расходы на приобретение горюче-смазочных
материалов.
Если организация использует самостоятельно разработанную форму
путевого листа, его форма должна быть приведена в учетной
политике, как того требует пункт 5 ПБУ 1/98 "Учетная политика
организации".
Таким образом, организация, не относящаяся к специализированной
либо автотранспортной, может применять самостоятельно
разработанную форму путевого листа, содержащую все
вышеперечисленные показатели, зафиксировав ее применение в учетной
политике на соответствующий налоговый период.
И.о. заместителя
руководителя Управления
Федеральной налоговой службы
по г. Москве
О.М. Спицына
|