Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПИСЬМО ГОСАРБИТРАЖА СССР ОТ 29.05.90 N С-13/ОП-71 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК ОБ АРЕНДЕ"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>

                   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ СССР
                                 ПИСЬМО
                      от 29 мая 1990 г. N С-13/ОП-71

       О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ ОСНОВ
        ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК ОБ АРЕНДЕ

        В связи с принятием Верховным  Советом  СССР  Основ  законода-
    тельства Союза  ССР и союзных республик об аренде,  введением их в
    действие с 1 января 1990 г.  и в целях обеспечения  правильного  и
    своевременного рассмотрения  споров,  возникающих при заключении и
    исполнении договоров аренды, Государственный арбитраж СССР считает
    необходимым дать   органам  государственного  арбитража  следующие
    разъяснения.
        1. При  разрешении споров,  вытекающих из отношений по аренде,
    следует исходить из того, что согласно ст. 2 Основ законодательст-
    ва Союза ССР и союзных республик об аренде (в дальнейшем - Основы)
    эти отношения регулируются названными  Основами  и  издаваемыми  в
    соответствии с  ними  законодательными  актами Союза ССР и союзных
    республик, а в случаях, предусмотренных ими, - также   постановле-
    ниями Совета Министров  СССР и Советов Министров  союзных  респуб-
    лик.
        Если соответствующие отношения сторон вышеуказанными актами не
    урегулированы, стороны при заключении и исполнении договора аренды
    в конкретных случаях могут применять нормы гражданского  законода-
    тельства.
        2. Сторонами в арбитражном процессе могут выступать  указанные
    в статьях 4 и 5 Основ арендодатели и арендаторы:
        арендодатели -  государственные  предприятия  и  организации;
    государственные органы,  уполномоченные Советом Министров  СССР  и
    Советами Министров  союзных  республик  на  сдачу  в  аренду госу-
    дарственных предприятий  (объединений),  организаций,  структурных
    единиц объединений;  общественные организации; другие собственники
    имущества (кроме иностранных юридических лиц,  граждан,  колхозов)
    или органы  и  организации,  уполномоченные  собственником сдавать
    имущество в аренду;  Советы народных депутатов (при сдаче в аренду
    земли);
        арендаторы - советские юридические лица,  совместные предприя-
    тия с участием стран-членов СЭВ.
        указанные в ст.  6 Основ объединения арендаторов могут  высту-
    пать в арбитражном процессе в качестве сторон по спорам, связанным
    с деятельностью этих объединений.
        3. В  тех случаях,  когда в соответствии с п.  5 ст.  30 Основ
    предприятие предоставило арендному коллективу подразделения  право
    заключать хозяйственные договоры от имени предприятия,  стороной в
    арбитражном процессе  по  спорам,  возникающим  при  заключении  и
    исполнении таких договоров, является предприятие. Арендный коллек-
    тив подразделения вправе участвовать в арбитражном процессе по та-
    ким спорам только от имени предприятия. Исковое заявление подписы-
    вается руководителем арендного коллектива. К заявлению прилагается
    договор и документ,  подтверждающий,  что предприятие предоставило
    арендному коллективу право подписать договор.
         4. Согласно п. 1 ст. 7 Основ  договор  аренды заключается  на
    началах  добровольности.  Принцип добровольности относится в целом
    ко всем договорам аренды.  Вместе с тем следует учитывать,  что  в
    случаях, предусмотренных в ст. 10 и п. 1 ст. 16 Основ, возникающих
    при заключении договоров споры рассматриваются государственным ар-
    битражем. В остальных случаях (например, по договорам, заключаемым
    в соответствии со ст.ст.  22, 24, 25 Основ) государственный арбит-
    раж на основании п. 2 ст. 9 правил рассмотрения хозяйственных спо-
    ров разрешает   споры,  возникающие при заключении соответствующих
    договоров, при наличии об этом соглашения сторон.
        Споры, возникающие  при заключении договоров арендного подряда
    (предусмотренных разделом II Основ),  рассмотрению в государствен-
    ном арбитраже не подлежат.
         5. Урегулирование в ст. 10 и п. 1 ст. 16 Основ    разногласий
    производится в соответствии  с  разделом  IV  Положения  о порядке
    предъявления и рассмотрения претензий и урегулирования разногласий
    по хозяйственным договорам.  при этом должно быть учтено, что про-
    ект договора аренды государственного предприятия разрабатывает ор-
    ганизация арендаторов совместно с профсоюзным комитетом. Организа-
    ция  арендаторов  образуется  как самостоятельное юридическое лицо
    для создания на его основе арендного предприятия. Решение об обра-
    зовании  организации  арендаторов и ее органов управления принима-
    ется общим собранием (конференцией) трудового коллектива не  менее
    чем двумя третями голосов его членов. Проект договора направляется
    организацией арендаторов государственному органу,  уполномоченному
    собственником  сдавать в аренду государственные предприятия.  Этот
    орган обязан рассмотреть проект договора в тридцатидневный срок со
    дня его получения.
        Заявление о понуждении заключить договор может быть передано в
    государственный арбитраж при неполучении от указанного органа под-
    писанного договора  в  установленный срок (с учетом пробега почты)
    либо после получения отказа от заключения договора.
        6. При разрешении споров, связанных с уклонением от заключения
    договора аренды,  государственный арбитраж обязан тщательно анали-
    зировать причины такого уклонения.  Уклонение должно быть признано
    обоснованным, например,  тогда, когда на основании ст. 3 Основ за-
    конодательства Союза  ССР и союзных республик соответствующие виды
    (группы) предприятий (объединений),  организаций и виды  имущества
    относятся к видам, сдача которых в аренду на допускается.
        7. К заявлению о понуждении заключить договор  аренды  либо  о
    рассмотрении разногласий по условиям договора должен быть приложен
    документ, подтверждающий образование организации арендаторов и  ее
    органов управления. Таким документом является протокол общего соб-
    рания (конференции) трудового коллектива. При непредставлении про-
    токола вместе  с заявлением он должен быть истребован от заявителя
    в порядке подготовки дела к рассмотрению. Если из протокола следу-
    ет, что  голосовавших за образование организации арендаторов менее
    установленного в п.  1 ст. 16 Основ количества, эта организация не
    может считаться созданной и рассматриваться в качестве юридическо-
    го лица.
        Если организацией  арендаторов  не представлены доказательства
    разработки проекта договора  совместно  с  профсоюзным  комитетом,
    государственный арбитраж должен  истребовать эти доказательства от
    заявителя в порядке подготовки дела к рассмотрению.
        8. Подведомственность  споров, возникающих при заключении, из-
    менении и расторжении  договоров  аренды,  определяется  на  общих
    основаниях в  соответствии со статьями 10 - 13 Правил рассмотрения
    хозяйственных споров,  т.е.  по месту нахождения арендодателя и  с
    учетом размера арендной платы.
         9. Если  при  рассмотрении государственным арбитражем споров,
    возникающих при заключении договоров аренды по его  условиям  либо
    при исполнении таких договоров,  устанавливается, что договор зак-
    лючен предприятием (объединением),  организацией, не имеющим права
    сдавать имущество в аренду,  либо на виды имущества, сдача которых
    законодательством Союза ССР и союзных  республик  не  допускается,
    такой  договор  в соответствии со ст.  19 Закона о государственном
    арбитраже в СССР должен быть признан полностью  или  частично  не-
    действительным.
        10. В  соответствии с п.  1 ст.  13 Основ по соглашению сторон
    допускается изменение условий договора аренды и  его  расторжение.
    Споры между  сторонами  по  этим  вопросам  рассматриваются  госу-
    дарственным арбитражем на общих основаниях.
         Необходимо иметь в виду, что решением государственного арбит-
    ража  по  требованию  одной  из  сторон  договор аренды может быть
    расторгнут в случаях нарушения другой стороной его условий. Разре-
    шая эти споры,  государственный арбитраж должен выяснять, касаются
    ли нарушенные условия существа арендных отношений и влияли ли  они
    отрицательно  на исполнение обязательств,  устранены ли допущенные
    нарушения к моменту рассмотрения спора в арбитраже;  не вызваны ли
    они  действиями  обеих сторон.  Решение государственного арбитража
    должно быть принято с учетом этих  обстоятельств.  При  применении
    пунктов 3 и 4 ст.  13 Основ следует иметь в виду, что если арендо-
    датель отказался от продления договора,  государственный  арбитраж
    рассматривает  заявление о возобновлении договора в случаях,  пре-
    дусмотренных п. 1 ст. 16 Основ.

                                           Первый заместитель Главного
                                         государственного арбитра СССР
                                                           В.Н.ИСАЙЧЕВ


-------------------------

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное