Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 02.10.2001 N 5-Г01-116 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 06.08.2001 ПО ГРАЖДАНСКОМУ ДЕЛУ N 3-312/2001

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 2 октября 2001 года
                                   
                           Дело N 5-Г01-116
   
                             (Извлечение)
   
       Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  России
   рассмотрела  в  судебном заседании 2 октября 2001  г.  кассационные
   жалобы  представителей Московской городской Думы Коротковой Д.Э.  и
   Филиппова П.А., а также представителя Мэра г. Москвы Рословой  О.В.
   на  решение  Московского городского суда  от  6  августа  2001  г.,
   которым  признан Закон города Москвы "Об особенностях  приватизации
   жилых  помещений в квартирах коммунального заселения"  от  16  июня
   1999  г.  N  24-62  противоречащим  федеральному  законодательству,
   недействующим и не подлежащим применению со дня вступления  решения
   в законную силу.
       Заслушав  доклад судьи Нечаева В.И., объяснения  представителей
   Московской  городской  Думы Коротковой  Д.Э.  и  Минченковой  О.В.,
   объяснение  представителя Мэра г. Москвы Рословой О.В.,  заключение
   прокурора управления Генеральной прокуратуры России Власовой  Т.А.,
   полагавшей   оставить   решение  суда  без  изменения,   исследовав
   материалы дела, коллегия
   
                              установила:
   
       Прокурор  г.  Москвы обратился в суд с заявлением  о  признании
   противоречащим федеральному законодательству Закона  города  Москвы
   "Об   особенностях   приватизации  жилых  помещений   в   квартирах
   коммунального  заселения"  от 16 июня 1999  г.  N  24-62.  Прокурор
   прокуратуры  г.  Москвы Гнусенко О.Г. просил в  судебном  заседании
   признать  этот  Закон  города  Москвы  противоречащим  федеральному
   законодательству в полном объеме, указывая на то,  что  Федеральный
   закон  "О  приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"  не
   содержит  никаких  особенностей  приватизации  жилых  помещений   в
   коммунальных  квартирах. Поэтому установление таких особенностей  в
   оспариваемом Законе противоречит федеральному законодательству.
       Рассмотрев   дело,  суд  вынес  приведенное  выше  решение.   В
   кассационных  жалобах  представители Московской  городской  Думы  и
   Мэра   г.   Москвы  просят  отменить  решение  суда,  считая,   что
   оспариваемый  Закон  города  Москвы  не  противоречит  федеральному
   законодательству  и  оснований для признания  его  недействующим  у
   суда  не  имелось. Обсудив доводы кассационных жалоб,  коллегия  не
   находит оснований для их удовлетворения.
       Согласно  Закону Российской Федерации "О приватизации жилищного
   фонда  в  Российской  Федерации" приватизация  жилья  -  бесплатная
   передача   в   собственность  граждан   Российской   Федерации   на
   добровольной    основе   занимаемых   ими   жилых    помещений    в
   государственном  и  муниципальном жилищном  фонде,  а  для  граждан
   Российской  Федерации, забронировавших занимаемые жилые  помещения,
   -  по  месту  бронирования жилых помещений (ст. 1). Законодатель  в
   настоящем  Законе предусмотрел общий порядок приватизации жилищного
   фонда  в  Российской  Федерации. Никаких особенностей  приватизации
   жилых  помещений в коммунальных квартирах этот Закон  не  содержит.
   Между  тем Закон города Москвы "Об особенностях приватизации  жилых
   помещений   в   квартирах  коммунального  заселения"  устанавливает
   особенности  приватизации  квартир  коммунального  заселения  в  г.
   Москве.
       Так,  по  части 2 п. 1 ст. 2 Закона города Москвы  не  подлежат
   приватизации   жилые   помещения,   в   частности,   признанные   в
   установленном  порядке  непригодными  для  постоянного  проживания.
   Однако  данное  положение  противоречит  ст.  4  Закона  Российской
   Федерации  "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации",
   не   предусматривающей  такого  исключения.   Довод   представителя
   Московской  городской  Думы  о том, что понятие  "жилые  помещения,
   находящиеся   в  аварийном  состоянии"  идентично  понятию   "жилые
   помещения,  непригодные  для проживания", суд  отверг  обоснованно,
   так  как  круг  оснований  для признания квартир  непригодными  для
   проживания  значительно  шире,  чем  основания  к  признанию  жилых
   помещений  аварийными.  При  этом вывод суда  подтвержден  анализом
   Положения  по  оценке непригодности жилых домов и  жилых  помещений
   государственного  и общественного жилищного фонда  для  постоянного
   проживания,    утвержденного   приказом    Министра    жилищно    -
   коммунального  хозяйства  РСФСР от  5  ноября  1985  г.  N  529,  и
   Положения о порядке признания жилых помещений (домов) аварийными  в
   г.  Москве, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от
   26 августа 1997 г. N 643.
       В  статье  4  Закона города Москвы предусмотрена  необходимость
   получения  согласия  органов опеки и попечительства  на  совершение
   сделок   с   приватизированными  жилыми  помещениями  в   квартирах
   коммунального  заселения,  если  в  них  проживают   не   полностью
   дееспособные лица. Это положение противоречит Гражданскому  кодексу
   РФ,  так  как  в  Кодексе  нет понятия "не  полностью  дееспособные
   лица".  В  Гражданском  кодексе РФ дано определение  дееспособности
   граждан  (ст. 21), дееспособности несовершеннолетних в возрасте  от
   четырнадцати   до   восемнадцати  лет  (ст.   26),   дееспособности
   малолетних   (ст.   28),  недееспособных   граждан   (ст.   29)   и
   предусмотрены  основания  к  ограничению дееспособности  гражданина
   (ст.  30).  Вместе с тем Кодекс не содержит понятия  "не  полностью
   дееспособные лица".
       В    статье    6    оспариваемого    Закона    города    Москвы
   предусматривается,  что  сделки,  в  результате  которых   вселение
   граждан  в  жилые  помещения  в  квартире  коммунального  заселения
   приводит    к    значительному   ухудшению    условий    проживания
   собственников  и (или) пользователей других жилых помещений  данной
   квартиры,  могут  быть  признаны судом  недействительными  по  иску
   указанных  лиц  (ч.  1  п. 3) и что сделки с жилыми  помещениями  в
   квартирах  коммунального заселения, приводящие к вселению  в  жилое
   помещение  граждан,  проживание которых  в  квартире  коммунального
   заселения не допускается действующим законодательством, могут  быть
   признаны  судом  недействительными по иску  собственников  и  (или)
   пользователей   других   жилых   помещений   в   данной    квартире
   коммунального  заселения (ч. 2 п. 3). Из содержания  этой  правовой
   нормы  видно,  что  в ней установлены основания к признанию  сделок
   недействительными, которых нет в параграфе 2 главы  9  Гражданского
   кодекса Российской Федерации.
       В  статье  7  Закона  города  Москвы установлено  право  города
   реализовать  преимущественное  право  покупки  с  целью  расселения
   квартиры   коммунального   заселения   в   порядке,   установленном
   законодательством  города  Москвы, при  отказе  собственников  иных
   жилых  помещений в квартире коммунального заселения  от  реализации
   преимущественного  права  покупки.  Это  установление  противоречит
   части  1  п.  1 ст. 250 Гражданского кодекса Российской  Федерации,
   согласно  которой  при  продаже доли в  праве  общей  собственности
   постороннему  лицу остальные участники долевой собственности  имеют
   преимущественное  право  покупки  продаваемой  доли  по  цене,   за
   которую  она продается, и на прочих равных условиях, кроме  случаев
   продажи   с  публичных  торгов.  По  смыслу  этой  правовой   нормы
   преимущественное право покупки возникает лишь у участников  долевой
   собственности.
       Довод представителя Московской городской Думы о том, что данное
   положение   статьи  подразумевает  возникновение  у  города   права
   преимущественной  покупки только в случае наличия  у  него  доли  в
   квартире   коммунального  заселения,  судом  отвергнут   правильно.
   Буквальное толкование указанной статьи не дает возможности  сделать
   такой однозначный вывод.
       Как следует из содержания Закона города Москвы "Об особенностях
   приватизации  жилых помещений в квартирах коммунального  заселения"
   от  16  июня  1999  г.  N  24-62, его название  и  все  его  статьи
   взаимосвязаны  друг с другом, поэтому суд обоснованно  признал  его
   не соответствующим федеральному законодательству в полном объеме.
       Руководствуясь  ст. 304, 305, 311 Гражданского  процессуального
   кодекса РСФСР, коллегия
   
                              определила:
   
       Оставить решение Московского городского суда от 6 августа  2001
   г.  без  изменения,  кассационные жалобы представителей  Московской
   городской   Думы  Коротковой  Д.Э.  и  Филиппова  П.А.,   а   также
   представителя Мэра г. Москвы Рословой О.В. без удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное