ФЕДЕРАЛЬНА„1¤7СЛУЖБА ПО НАДЗОР„1¤7„1¤7СФЕР„1¤7ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ „1¤7БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 8 апре„1¤7 2005 „1¤7 N 0100/2569-05-32
„1¤7ПРЕСЕЧЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
ПР„1¤7ДИСТАНЦИОННО„1¤7СПОСОБ„1¤7ПРОДАЖ„1¤7ТОВАРА
Федеральна„1¤7 служба по надзор„1¤7„1¤7сфер„1¤7защиты прав потребителей
„1¤7 благополуч„1¤7 человека обращает внимание территориальны„1¤7
управлений, чт„1¤7„1¤7последне„1¤7врем„1¤7значительн„1¤7возросло количество
обращени„1¤7 гражда„1¤7 по поводу обмана „1¤7введен„1¤7 их „1¤7 заблуждени„1¤7
относительно потребительски„1¤7 свойст„1¤7 „1¤7 качества товаро„1¤7
реализуемы„1¤7 вн„1¤7 стационарных мест торговли, посредство„1¤7
ознакомлен„1¤7 потребителей „1¤7 предложенным описание„1¤7 товара,
содержащим„1¤7 „1¤7 каталога„1¤7 проспектах, буклетах „1¤7 „1¤7„1¤7, „1¤7 такж„1¤7
посредство„1¤7 электронны„1¤7 средст„1¤7 массовой информации „1¤7 средст„1¤7
св„1¤7„1¤7(телерадиореклама, почтов„1¤7 св„1¤7„1¤7 Интернет).
Учитыв„1¤7, чт„1¤7 подобн„1¤7 форм„1¤7 продаж„1¤7 (особенно чере„1¤7
электронны„1¤7 средства св„1¤7„1¤7 получает вс„1¤7больше„1¤7 распространени„1¤7
„1¤7 Зако„1¤7 Российской Федераци„1¤7 "„1¤7 защите прав потребителей"
Федеральны„1¤7 законо„1¤7 от 21.12.2004 N 171-ФЗ была введен„1¤7 стат„1¤7
26.1 "Дистанционны„1¤7 способ продаж„1¤7 товаро„1¤7, призванн„1¤7
упор„1¤7очит„1¤7 соответствующи„1¤7 отношени„1¤7 межд„1¤7 продавцами „1¤7
покупате„1¤7ми „1¤7 обеспечить последни„1¤7 дополнительную защиту, „1¤7
первую очеред„1¤7 за счет возложен„1¤7 на хо„1¤7йствующи„1¤7 субъекто„1¤7
дополнительных обременени„1¤7 „1¤7 част„1¤7 реализации потребител„1¤7„1¤7
безусловного прав„1¤7на отка„1¤7от исполнен„1¤7 договора купл„1¤7продаж„1¤7
Поскольк„1¤7 „1¤7 большинств„1¤7 случае„1¤7 защита нарушенных
потребительски„1¤7 прав гражда„1¤7 „1¤7 рамках гражданского
судопроизводства вс„1¤7ещ„1¤7недостаточно совершенна „1¤7эффективна, „1¤7 „1¤7
отдельны„1¤7 случ„1¤7„1¤7 затруднена ил„1¤7просто невозможна по причин„1¤7
умышленног„1¤7 несоблюден„1¤7 со сторон„1¤7 продавцо„1¤7 соответствующи„1¤7
об„1¤7ательных требований законодательства „1¤7 защите прав
потребителей, св„1¤7анны„1¤7 „1¤7частност„1¤7 „1¤7доведением до потребителей
полной, необходимо„1¤7 „1¤7 достоверно„1¤7 информации „1¤7 продавце (чт„1¤7
зачастую не позвол„1¤7„1¤7 даже идентифицировать „1¤7 определить
надлежащег„1¤7 ответчик„1¤7 по делу), дл„1¤7Роспотребнадзора приобретае„1¤7
особую значимость решени„1¤7 вопросов организаци„1¤7 целенаправленной
де„1¤7ельности по контролю „1¤7 надзор„1¤7за соблюдение„1¤7 требований,
пред„1¤7вл„1¤7мы„1¤7 „1¤7 дистанционному способ„1¤7 продаж„1¤7 товаро„1¤7 „1¤7
выработк„1¤7св„1¤7анно„1¤7„1¤7этим систем„1¤7превентивных ме„1¤7
Ка„1¤7 показывает анализ обращени„1¤7 гражда„1¤7 поступающи„1¤7 „1¤7
Федеральну„1¤7 службу, до 70% жало„1¤7 потребителей, пожелавших
воспользоватьс„1¤7 услугами дистанционно„1¤7 торговли, приходит„1¤7 на
факт„1¤7 обмана пр„1¤7 продаж„1¤7биологически активных добаво„1¤7 „1¤7 пище
(БА„1¤7 „1¤7 товаро„1¤7медицинского назначен„1¤7, которы„1¤7 ка„1¤7правил„1¤7 „1¤7
конечном итог„1¤7 реализуютс„1¤7по мест„1¤7нахожден„1¤7 покупате„1¤7, „1¤7„1¤7
непосредственн„1¤7 на дому „1¤7потребител„1¤7 Пр„1¤7 этом, зачастую, „1¤7
результате сознательног„1¤7 введен„1¤7 потребителей „1¤7 заблуждени„1¤7
относительно истинных потребительски„1¤7 свойст„1¤7 этих товаро„1¤7
причин„1¤7тс„1¤7 вред их жизн„1¤7 „1¤7 здоровью, чт„1¤7 „1¤7„1¤7ет„1¤7 особенно
недопустимым.
„1¤7 этой св„1¤7„1¤7территориальны„1¤7управлен„1¤7„1¤7Роспотребнадзора пр„1¤7
рассмотрении жало„1¤7 „1¤7обращени„1¤7гражда„1¤7по фактам введен„1¤7 их „1¤7
заблуждени„1¤7 относительно потребительски„1¤7 свойст„1¤7 „1¤7 качества
товаро„1¤7 реализуемы„1¤7дистанционны„1¤7способом, пр„1¤7 нарушени„1¤7 прав„1¤7
потребителей на получени„1¤7необходимо„1¤7„1¤7достоверно„1¤7 информации „1¤7
товаре „1¤7само„1¤7продавце (изготовителе) „1¤7включени„1¤7„1¤7догово„1¤7купл„1¤7
продаж„1¤7 услови„1¤7 ущем„1¤7ющих установленны„1¤7 законо„1¤7 прав„1¤7
потребител„1¤7 „1¤7такж„1¤7„1¤7ходе проведен„1¤7 соответствующи„1¤7 контрольно-
надзорны„1¤7 меропр„1¤7ти„1¤7„1¤7це„1¤7„1¤7недопущени„1¤7„1¤7 пресечен„1¤7 нарушени„1¤7
потребительского законодательства, необходимо исходить из
нижеследующего:
1. Пунк„1¤7 2 статьи 26.1 Закона РФ "„1¤7защите прав потребителей"
возлагае„1¤7 на продавца об„1¤7анност„1¤7 до заключен„1¤7 договора
предоставить потребител„1¤7 информацию об основных потребительски„1¤7
свойства„1¤7 товара, об адресе (мест„1¤7нахожден„1¤7) продавца, „1¤7 мест„1¤7
изготовлен„1¤7 товара, „1¤7 полном фирменно„1¤7 наименовании
(наименовании) продавца (изготовите„1¤7), „1¤7 цене „1¤7 об услови„1¤7
приобретен„1¤7 товара, „1¤7ег„1¤7доставке, срок„1¤7службы, срок„1¤7 годности
„1¤7 гарантийно„1¤7срок„1¤7 „1¤7по„1¤7дк„1¤7оплаты товара, „1¤7такж„1¤7„1¤7 срок„1¤7 „1¤7
течени„1¤7которого действуе„1¤7предложени„1¤7„1¤7заключении договора.
Пр„1¤7 этом указанна„1¤7 информац„1¤7 согласно требован„1¤7„1¤7
содержащим„1¤7 „1¤7 „1¤7 1 ст. 10 Закона, должна быть достоверно„1¤7 „1¤7
обеспечивать возможност„1¤7правильног„1¤7выбора товара („1¤7„1¤7 исключат„1¤7
возможност„1¤7введен„1¤7 ег„1¤7„1¤7заблуждени„1¤7.
Боле„1¤7 того, „1¤7момент доставки товара потребител„1¤7„1¤7 письменной
форм„1¤7 должна быть предоставлен„1¤7необходима„1¤7информац„1¤7 „1¤7товаре „1¤7
объеме требований, предусмотренны„1¤7„1¤7 2 ст. 10 Закона, „1¤7 такж„1¤7
информац„1¤7 „1¤7по„1¤7дк„1¤7„1¤7сроках возврата товара, предусмотренна„1¤7 „1¤7
4 ст. 26.1 Закона, отсутствие которо„1¤7 порождае„1¤7 дл„1¤7 продавца
гражданско-правовые последстви„1¤7 закрепленные „1¤7аб„1¤7 2 „1¤7 4 то„1¤7 же
ст. 26.1.
Полное ил„1¤7 частично„1¤7 отсутствие названно„1¤7 информации,
свидетельствующе„1¤7„1¤7нарушени„1¤7прав„1¤7потребителей на ее получени„1¤7
може„1¤7 служит„1¤7 основанием дл„1¤7 привлечени„1¤7 продавца „1¤7
административной ответственност„1¤7по „1¤7 1 ст. 14.8 КоАП РФ, „1¤7 пр„1¤7
определенных основани„1¤7 - по ст. 14.7 КоАП РФ "Обма„1¤7
потребителей".
2. „1¤7 учетом соответствующи„1¤7положени„1¤7ст. 437 Гражданского
кодекс„1¤7 Российской Федераци„1¤7(ГК РФ) предложени„1¤7заключит„1¤7догово„1¤7
купл„1¤7продаж„1¤7 „1¤7 по„1¤7дк„1¤7 установленно„1¤7 ст. 26.1 Закона РФ "„1¤7
защите прав потребителей" („1¤7„1¤7 дистанционны„1¤7 способом продаж„1¤7
товаро„1¤7, адресованные неопределенном„1¤7 круг„1¤7 ли„1¤7 следуе„1¤7
рассматриват„1¤7ка„1¤7публичну„1¤7оферту, „1¤7сведен„1¤7, предусмотренны„1¤7 „1¤7
2 ст. 26.1 Закона РФ "„1¤7защите прав потребителей", - ка„1¤7услови„1¤7
необходимы„1¤7 (существенные) дл„1¤7заключен„1¤7 договоро„1¤7 данног„1¤7 вида
(ст. 432 ГК РФ).
3. Поскольк„1¤7 „1¤7цело„1¤7положени„1¤7ст. 26.1 Закона РФ "„1¤7 защите
прав потребителей" по своему буквальном„1¤7 содержанию „1¤7„1¤7ют„1¤7
общими требован„1¤7ми, регламентирующим„1¤7 дистанционны„1¤7 способ
продаж„1¤7 товаро„1¤7 безусловна„1¤7об„1¤7анност„1¤7их соблюден„1¤7 со сторон„1¤7
юридически„1¤7 ли„1¤7„1¤7индивидуальных предпринимателей, непосредственн„1¤7
осуществ„1¤7ющих продаж„1¤7 товаро„1¤7 названны„1¤7 способом, должна
корреспондироватьс„1¤7 „1¤7 то„1¤7 числ„1¤7 „1¤7 императивным„1¤7 нормам„1¤7 иных
правовых акто„1¤7(„1¤7учетом положени„1¤7ст. 422 ГК РФ, ст. 1 „1¤7 ст. 26
Закона РФ "„1¤7защите прав потребителей") „1¤7част„1¤7само„1¤7возможност„1¤7
использовать этот способ дл„1¤7реализации те„1¤7ил„1¤7иных товаро„1¤7
„1¤7 этой св„1¤7„1¤7 дл„1¤7субъекто„1¤7предпринимательско„1¤7де„1¤7ельности,
осуществ„1¤7ющих ил„1¤7желающих осуществ„1¤7ть розничну„1¤7продаж„1¤7 товаро„1¤7
дистанционны„1¤7 способом, „1¤7„1¤7ет„1¤7 об„1¤7ательным соблюдение
соответствующи„1¤7норм, закрепленных „1¤7абзаце 2 „1¤7 4 Правил продаж„1¤7
отдельны„1¤7 видо„1¤7товаро„1¤7 утвержденных Постановлением Правительств„1¤7
Российской Федераци„1¤7 от 19.01.1998 N 55 („1¤7 последующими
изменени„1¤7„1¤7 „1¤7дополнен„1¤7ми), не допускающи„1¤7вн„1¤7стационарных мест
торговли продаж„1¤7 продовольственны„1¤7 товаро„1¤7 (за исключение„1¤7
мороженого, безалкогольных напитков „1¤7 пива, кондитерских „1¤7
хлебобулочны„1¤7 издели„1¤7 „1¤7 упаковке изготовите„1¤7 товара),
лекарственны„1¤7 препаратов, издели„1¤7 из драгоценны„1¤7 металлов „1¤7
драгоценны„1¤7 камней, оруж„1¤7 „1¤7 патронов „1¤7 нему, экземп„1¤7ро„1¤7
аудиовизуальны„1¤7произведений „1¤7фонограм„1¤7
Пр„1¤7 этом, приним„1¤7 во внимание, чт„1¤7перечень соответствующи„1¤7
исключений из обще„1¤7 номенклатуры продовольственны„1¤7 товаро„1¤7
разрешенны„1¤7 „1¤7 продаж„1¤7 вн„1¤7стационарных мест торговли, „1¤7„1¤7ет„1¤7
закрытым, особое внимание „1¤7 ходе осуществлени„1¤7 соответствующе„1¤7
контрольно-надзорно„1¤7 де„1¤7ельности следуе„1¤7 уделит„1¤7 фактам
реализации посредство„1¤7дистанционно„1¤7продаж„1¤7 БА„1¤7 отно„1¤7щихс„1¤7 „1¤7
пищевы„1¤7 продукта„1¤7 „1¤7соблюдению продавцами помимо вышеизложенных
такж„1¤7 „1¤7 соответствующи„1¤7 положени„1¤7 СанПиН 2.3.2.1290-0
"Гигиенически„1¤7 требован„1¤7 „1¤7организаци„1¤7 производства „1¤7 оборот„1¤7
биологически активных добаво„1¤7„1¤7пище".
Пр„1¤7 вы„1¤7лени„1¤7 со сторон„1¤7 должностны„1¤7 „1¤7 юридически„1¤7 ли„1¤7
нарушени„1¤7 указанны„1¤7правовых норм „1¤7отношени„1¤7ни„1¤7„1¤7 установленно„1¤7
по„1¤7дк„1¤7 необходимо примен„1¤7„1¤7 меры административной
ответственност„1¤7 предусмотренны„1¤7 ст. 14.15 КоАП РФ "Нарушени„1¤7
правил продаж„1¤7 отдельны„1¤7 видо„1¤7товаро„1¤7 ил„1¤7 (пр„1¤7 несоблюдении
определенног„1¤7санитарным„1¤7правилам„1¤7по„1¤7дк„1¤7реализации БА„1¤7 „1¤7 2
ст. 14.4 КоАП РФ.
4. „1¤7 ходе практической де„1¤7ельности, св„1¤7анно„1¤7„1¤7пресечение„1¤7
нарушени„1¤7 прав потребителей со сторон„1¤7 хо„1¤7йствующи„1¤7 субъекто„1¤7
осуществ„1¤7ющих дистанционну„1¤7 продаж„1¤7 товаро„1¤7 (особенно пр„1¤7
рассмотрении соответствующи„1¤7жало„1¤7„1¤7 обращени„1¤7 потребителей ил„1¤7
пр„1¤7 вы„1¤7лени„1¤7 „1¤7 инициативном по„1¤7дк„1¤7 публично„1¤7 оферты, не
соответствующе„1¤7об„1¤7ательным требован„1¤7„1¤7 закрепленным „1¤7„1¤7 2 ст.
26.1 Закона РФ "„1¤7защите прав потребителей"), сред„1¤7прочег„1¤7 може„1¤7
возникат„1¤7 необходимост„1¤7 осуществлени„1¤7 определенных действий,
направленных на установление точног„1¤7наименован„1¤7 продавца „1¤7 ег„1¤7
местонахождени„1¤7 иногда сопр„1¤7енны„1¤7со значительным„1¤7 временными
затратам„1¤7 „1¤7 этом случае следуе„1¤7 проводит„1¤7 административное
расследовани„1¤7„1¤7по„1¤7дк„1¤7 установленно„1¤7ст. 28.7 КоАП РФ.
„1¤7 рамках административног„1¤7расследовани„1¤7 должностны„1¤7 лица„1¤7
осуществ„1¤7ющим производство по делу об административном
правонарушении, следуе„1¤7 практиковать направлени„1¤7 необходимы„1¤7
поручени„1¤7„1¤7запросов (ст. 26.9 КоАП РФ) „1¤7вынесени„1¤7определени„1¤7 об
истребовании соответствующи„1¤7сведений, необходимы„1¤7дл„1¤7 разрешен„1¤7
дела, им„1¤7 „1¤7 виду, чт„1¤7 неповиновени„1¤7 законном„1¤7 требованию
должностного лица органа, осуществ„1¤7ющег„1¤7государственны„1¤7 надзор
(контроль), „1¤7 равн„1¤7 воспре„1¤7тствование осуществлени„1¤7 этим
должностны„1¤7 лицо„1¤7служебны„1¤7об„1¤7анностей, влечет административную
ответственност„1¤7по „1¤7 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
„1¤7 то же врем„1¤7 пр„1¤7 прин„1¤7ии решени„1¤7 „1¤7 проведении
административног„1¤7 расследовани„1¤7 следуе„1¤7 учитыват„1¤7 чт„1¤7
применительн„1¤7 „1¤7 полномоч„1¤7„1¤7 реализуемы„1¤7 Роспотребнадзоро„1¤7 „1¤7
согласно „1¤7 1 ст. 28.7 КоАП РФ он„1¤7возможно лишь посл„1¤7 вы„1¤7лени„1¤7
административног„1¤7 правонарушен„1¤7 „1¤7 област„1¤7 законодательства „1¤7
защите прав потребителей („1¤7такж„1¤7законодательства „1¤7реклам„1¤7 - „1¤7
учетом соответствующего правопреемства контрольно-надзорны„1¤7
функци„1¤7 по ст. 14.3 КоАП РФ, ране„1¤7 осуществ„1¤7емых
Госторгинспекцие„1¤7 „1¤7 не може„1¤7 проводитьс„1¤7 по административным
правонарушен„1¤7„1¤7 „1¤7 сфер„1¤7обеспечени„1¤7санитарн„1¤7эпидемиологическог„1¤7
благополуч„1¤7 населени„1¤7 регулируемой санитарным законодательство„1¤7
„1¤7 учетом вышеизложенног„1¤7„1¤7приним„1¤7 во внимание необходимост„1¤7
формирован„1¤7 эффективно„1¤7 единообразно„1¤7 правоприменительно„1¤7
практики по рассматриваемому вопрос„1¤7 территориальны„1¤7управлен„1¤7„1¤7
Роспотребнадзора необходимо:
1. „1¤7течени„1¤7второг„1¤7„1¤7третьего квартало„1¤72005 года „1¤7плановом
по„1¤7дк„1¤7 провести контрольно-надзорны„1¤7 меропр„1¤7ти„1¤7 „1¤7 отношени„1¤7
хо„1¤7йствующи„1¤7 субъекто„1¤7 осуществ„1¤7ющих продаж„1¤7 товаро„1¤7
дистанционны„1¤7 способом посредство„1¤7 размещен„1¤7 соответствующи„1¤7
предложени„1¤7 на региональном (местно„1¤7 кабельно„1¤7 телевидени„1¤7 „1¤7
эфир„1¤7 FM-радиостанций, на Интернет-сайтах „1¤7 „1¤7„1¤7 „1¤7 нарушением
соответствующи„1¤7 требований действующего законодательства,
обеспечива„1¤7 по каждом„1¤7факт„1¤7вы„1¤7ленног„1¤7нарушени„1¤7применение ме„1¤7
административног„1¤7воздействи„1¤7
2. Пр„1¤7 наличи„1¤7соответствующи„1¤7жало„1¤7„1¤7обращени„1¤7потребителей
возбуждать дела об административном правонарушении „1¤7 проведении
административног„1¤7расследовани„1¤7„1¤7отношени„1¤7виновных должностны„1¤7 „1¤7
юридически„1¤7 ли„1¤7 (им„1¤7 „1¤7 виду, чт„1¤7 требован„1¤7 потребителей
имущественного характер„1¤7 согласно ст. 11 ГК РФ подлежат
рассмотрению только „1¤7рамках гражданского судопроизводства „1¤7 „1¤7
административном по„1¤7дк„1¤7рассматриватьс„1¤7не должны);
3. „1¤7ходе работы, направленной на предупреждение „1¤7профилактику
нарушени„1¤7 потребительского законодательства пр„1¤7 дистанционно„1¤7
продаж„1¤7 товаро„1¤7 организовать „1¤7 средства„1¤7 массовой информации
регу„1¤7рное информирование потребителей „1¤7соответствующи„1¤7 новаци„1¤7,
св„1¤7анны„1¤7 „1¤7введение„1¤7„1¤7Зако„1¤7РФ "„1¤7защите прав потребителей" ст.
26.1.
Обобщенную информацию „1¤7проделанно„1¤7работе („1¤7указание„1¤7 общего
числ„1¤7 проверок „1¤7 вы„1¤7ленных фактов правонарушений, сведений „1¤7
прин„1¤7ых административных мера„1¤7(„1¤7разрез„1¤7соответствующи„1¤7 статей
КоАП РФ) „1¤7числ„1¤7наложенных „1¤7взысканных (добровольн„1¤7уплаченных)
штрафо„1¤7 (их сумм„1¤7, количестве рассмотренны„1¤7 жало„1¤7 „1¤7 обращени„1¤7
потребителей, „1¤7 описание„1¤7 структур„1¤7 нарушени„1¤7 „1¤7 „1¤7„1¤7) „1¤7
приложение„1¤7 копи„1¤7 не мене„1¤7 двух наиболее показательны„1¤7
административных де„1¤7из числ„1¤7полность„1¤7завершенны„1¤7 представит„1¤7 „1¤7
Роспотребнадзо„1¤7не поздне„1¤720 сент„1¤7„1¤7 2005 года.
Руководитель
„1¤7„1¤7ОНИЩЕНКО
|