ФЕДЕРАЛЬНА„1¤7СЛУЖБА ПО НАДЗОР„1¤7„1¤7СФЕР„1¤7ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ „1¤7БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 5 апре„1¤7 2005 „1¤7 N 0100/2416-05-32
„1¤7ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫ„1¤7МЕРОПРИЯТИ„1¤7
НАПРАВЛЕННЫХ НА НЕРАСПРОСТРАНЕНИ„1¤7КОНТРАФАКТНЫ„1¤7
АУДИОВИЗУАЛЬНЫ„1¤7ПРОИЗВЕДЕНИЙ „1¤7ФОНОГРАМ„1¤7
Проблема борьбы „1¤7незаконным оборотом объектов интеллектуальной
собственност„1¤7 имее„1¤7 общественн„1¤7политическое значение „1¤7
обуславливае„1¤7 необходимост„1¤7 дальнейшег„1¤7 усилен„1¤7 ме„1¤7
экономического, правовог„1¤7 организационного „1¤7 технического
характер„1¤7 дл„1¤7 создан„1¤7 целостно„1¤7государственно„1¤7 систем„1¤7 защиты
потребительского рынк„1¤7от контрафактно„1¤7продукци„1¤7
За годы реформ на потребительско„1¤7рынк„1¤7Российской Федераци„1¤7 „1¤7
цело„1¤7 создан„1¤7экономически„1¤7услови„1¤7дл„1¤7цивилизованног„1¤7 обращени„1¤7
товаро„1¤7 „1¤7 услу„1¤7 заложены основы формирован„1¤7 рыночной
инфраструктуры „1¤7 конкурентной сред„1¤7 „1¤7 использованием рыночных
механизмов „1¤7 удовлетворении потребительского спроса. Однако
относительно„1¤7несовершенство правовых „1¤7организационны„1¤7 механизмов
приводит „1¤7тому, чт„1¤7оборот контрафактны„1¤7товаро„1¤7на рынк„1¤7вс„1¤7 ещ„1¤7
имее„1¤7мест„1¤7
Ка„1¤7 отмечалось на последне„1¤7 заседани„1¤7 Правительственно„1¤7
комиссии по противодействи„1¤7нарушени„1¤7 „1¤7 сфер„1¤7 интеллектуальной
собственност„1¤7 сост„1¤7вшем„1¤7 23 март„1¤72003 года, до„1¤7 контрафакт„1¤7
только по ауди„1¤7 „1¤7видеопродукции по разным оценка„1¤7состав„1¤7ет от
40 до 95%. Пр„1¤7этом подобный разбро„1¤7мнений не „1¤7последню„1¤7очеред„1¤7
св„1¤7ан „1¤7отсутствие„1¤7системного подход„1¤7„1¤7организаци„1¤7„1¤7проведению
соответствующего мониторинг„1¤7 ее обращени„1¤7 на рынк„1¤7
превалирование„1¤7 субъективног„1¤7 (конъюнктурного) подход„1¤7 „1¤7
определени„1¤7 квалифицирующи„1¤7 признако„1¤7 контрафактност„1¤7 товаро„1¤7
отсутствие„1¤7 надлежащим образо„1¤7 обобщенной правоприменительно„1¤7
практики „1¤7„1¤7„1¤7, чт„1¤7„1¤7некоторы„1¤7случ„1¤7„1¤7приводит „1¤7искусственному
завышени„1¤7 реальног„1¤7 уров„1¤7 показателе„1¤7 вы„1¤7ленной контрафактно„1¤7
продукци„1¤7
Поскольк„1¤7 таки„1¤7 образо„1¤7 объективност„1¤7 общи„1¤7 результато„1¤7
соответствующи„1¤7 меропр„1¤7ти„1¤7 направленных на нераспространени„1¤7
контрафактно„1¤7 аудиовизуально„1¤7 продукци„1¤7 находитс„1¤7 „1¤7 пр„1¤7ой
зависимост„1¤7 от скорейшего „1¤7 эффективного разрешен„1¤7 указанны„1¤7
негативных факторов, Федеральна„1¤7служба по надзор„1¤7„1¤7сфер„1¤7 защиты
прав потребителей „1¤7 благополуч„1¤7 человека ка„1¤7 уполномоченный
федеральны„1¤7 орга„1¤7исполнительной власти по контролю „1¤7 надзор„1¤7 „1¤7
сфер„1¤7 потребительского рынк„1¤7 стре„1¤7щийс„1¤7 „1¤7 свое„1¤7 практической
де„1¤7ельности „1¤7 безусловному соблюдению букв„1¤7 закона „1¤7
осуществлени„1¤7 возложенны„1¤7 на не„1¤7 контрольно-надзорны„1¤7 функци„1¤7
исключительн„1¤7 „1¤7 рамках соответствующе„1¤7 компетенци„1¤7 обращает
внимание территориальны„1¤7 органо„1¤7 на нижеследующи„1¤7 формальные
положени„1¤7 действующего законодательства об интеллектуальной
собственност„1¤7 учет которы„1¤7необходи„1¤7пр„1¤7проведении контрольно-
надзорны„1¤7 меропр„1¤7ти„1¤7 по пресечению незаконног„1¤7 оборот„1¤7
аудиовизуальны„1¤7произведений „1¤7фонограм„1¤7
Исхо„1¤7 из соответствующи„1¤7 положени„1¤7 ст. ст. 2, 128, 138
Гражданского кодекс„1¤7 Российской Федераци„1¤7 (ГК РФ), по„1¤7
интеллектуальной собственностью ка„1¤7 одни„1¤7 из видо„1¤7 объектов
граждански„1¤7 прав понимает„1¤7 исключительное прав„1¤7 гражда„1¤7 ил„1¤7
юридически„1¤7 ли„1¤7 на результаты интеллектуальной де„1¤7ельности „1¤7
приравненные „1¤7 ни„1¤7 средства индивидуализации юридического лица,
продукци„1¤7 выполн„1¤7мы„1¤7 рабо„1¤7ил„1¤7услу„1¤7 („1¤7 частност„1¤7 фирменно„1¤7
наименование, товарный знак, знак обслуживан„1¤7 „1¤7„1¤7„1¤7). Пр„1¤7 этом
правовое положени„1¤7участников соответствующи„1¤7отношени„1¤7 основани„1¤7
возникновени„1¤7 интеллектуальной собственност„1¤7 „1¤7 по„1¤7до„1¤7
осуществлени„1¤7 прав на не„1¤7 устанавливаютс„1¤7 ГК РФ „1¤7 другим„1¤7
законами.
Та„1¤7 правовое регулировани„1¤7 отношени„1¤7 св„1¤7анны„1¤7 „1¤7
возникновением „1¤7защито„1¤7авторски„1¤7„1¤7смежны„1¤7прав, осуществ„1¤7ет„1¤7
(помимо ГК РФ) „1¤7первую очеред„1¤7Законо„1¤7РФ от 09.07.1993 N 5351-1
"Об авторско„1¤7прав„1¤7„1¤7смежны„1¤7правах" („1¤7ре„1¤7 ФЗ от 19.07.1995 N
110-ФЗ, дале„1¤7- Зако„1¤7.
Согласно „1¤7 2 ст. 48 Закона нарушите„1¤7ми авторски„1¤7 „1¤7 смежны„1¤7
прав „1¤7„1¤7ют„1¤7 физические ил„1¤7 юридически„1¤7 лица, которы„1¤7 не
выполн„1¤7„1¤7требован„1¤7 этог„1¤7Закона.
За нарушени„1¤7предусмотренны„1¤7Законо„1¤7авторски„1¤7„1¤7смежны„1¤7 прав
наступае„1¤7 гражданска„1¤7 уголовна„1¤7 „1¤7 административн„1¤7
ответственност„1¤7„1¤7соответствии „1¤7законодательство„1¤7РФ.
Виды „1¤7 форм„1¤7гражданско-правовой защиты авторски„1¤7 „1¤7 смежны„1¤7
прав закреплены „1¤7„1¤7 1 ст. 49 Закона.
Административн„1¤7 ответственност„1¤7 за нарушени„1¤7 авторски„1¤7 „1¤7
смежны„1¤7 прав предусмотрен„1¤7ст. 7.12 КоАП РФ. Пр„1¤7этом рассмотрение
соответствующи„1¤7де„1¤7осуществ„1¤7ет„1¤7 только судами согласно „1¤7 1 ст.
23.1 КоАП РФ, „1¤7 составлени„1¤7 протоколов об административных
правонарушен„1¤7„1¤7 - должностными лицами органо„1¤7 внутренних де„1¤7
(милици„1¤7 „1¤7соответствии „1¤7„1¤7 1 „1¤7 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
Согласно „1¤7 „1¤7 3, 4 ст. 48 Закона контрафактными „1¤7„1¤7ют„1¤7
экземп„1¤7ры произведений „1¤7 фонограм„1¤7 изготовление ил„1¤7
распространени„1¤7 которы„1¤7 влечет за собо„1¤7 нарушени„1¤7 авторски„1¤7 „1¤7
смежны„1¤7 прав, „1¤7такж„1¤7экземп„1¤7ры охра„1¤7емых „1¤7РФ „1¤7соответствии „1¤7
наст„1¤7щи„1¤7 Законо„1¤7 произведений „1¤7 фонограм„1¤7 импортируемы„1¤7 бе„1¤7
соглас„1¤7 обладателе„1¤7авторски„1¤7„1¤7смежны„1¤7прав из государств„1¤7 „1¤7
которо„1¤7 эт„1¤7 произведен„1¤7 „1¤7фонограммы никогд„1¤7не охра„1¤7лись ил„1¤7
перестал„1¤7 охра„1¤7ть„1¤7 (дл„1¤7сведен„1¤7: экземп„1¤7„1¤7произведен„1¤7 - эт„1¤7
копи„1¤7 произведен„1¤7, изготовленна„1¤7 „1¤7 любо„1¤7 материальной форм„1¤7
экземп„1¤7„1¤7 фонограммы - эт„1¤7копи„1¤7фонограммы на любо„1¤7 материальном
носителе, изготовленна„1¤7непосредственн„1¤7ил„1¤7косвенно „1¤7 фонограммы
„1¤7 включающ„1¤7 вс„1¤7звук„1¤7ил„1¤7част„1¤7звуков, зафиксированны„1¤7 „1¤7 этой
фонограмме). Решени„1¤7 „1¤7 то„1¤7 „1¤7„1¤7ет„1¤7 ил„1¤7 не„1¤7 нахо„1¤7ща„1¤7„1¤7 „1¤7
гражданско„1¤7 оборот„1¤7 продукци„1¤7 („1¤7„1¤7 вышеупом„1¤7утые экземп„1¤7ры
произведений „1¤7фонограм„1¤7 контрафактно„1¤7 може„1¤7быть прин„1¤7„1¤7 только
судо„1¤7 Им же принимаетс„1¤7решени„1¤7об об„1¤7ательной конфискаци„1¤7 этой
продукци„1¤7 котора„1¤7 „1¤7 дальнейшем подлежит об„1¤7ательном„1¤7
уничтожени„1¤7 за исключение„1¤7 случае„1¤7 их передачи обладателю
авторски„1¤7„1¤7смежны„1¤7прав по ег„1¤7просьб„1¤7(„1¤7 4 ст. 49 Закона).
Согласно „1¤7 3 ст. 38 Закона "если экземп„1¤7ры правомерно
опубликованной фонограммы введен„1¤7„1¤7граждански„1¤7оборот посредство„1¤7
их продаж„1¤7 то допускаетс„1¤7 их дальнейшее распространени„1¤7 бе„1¤7
соглас„1¤7 производител„1¤7 фонограммы „1¤7бе„1¤7выплат„1¤7 вознагражден„1¤7",
тогд„1¤7 ка„1¤7 например, "прав„1¤7 на распространени„1¤7 экземп„1¤7ро„1¤7
фонограммы путе„1¤7 сдач„1¤7 их „1¤7 прокат принадлежи„1¤7 производител„1¤7
фонограммы независимо от прав„1¤7собственност„1¤7на эт„1¤7экземп„1¤7ры".
Указанны„1¤7положени„1¤7Закона имею„1¤7вполне определенное прикладное
значение „1¤7точк„1¤7зрен„1¤7 правоприменени„1¤7раздел„1¤7XII Правил продаж„1¤7
отдельны„1¤7 видо„1¤7товаро„1¤7 утвержденных Постановлением Правительств„1¤7
РФ от 19.01.1998 N 55 („1¤7последующими изменени„1¤7„1¤7„1¤7дополнен„1¤7ми),
поскольк„1¤7 контроль за их соблюдение„1¤7 входит „1¤7 компетенци„1¤7
Федерально„1¤7 службы по надзор„1¤7„1¤7сфер„1¤7защиты прав потребителей „1¤7
благополуч„1¤7 человека.
Та„1¤7 действ„1¤7 продавца, св„1¤7анны„1¤7„1¤7недоведением об„1¤7ательной
информации об обладателе авторски„1¤7„1¤7смежны„1¤7прав, номере лицензии
на де„1¤7ельность по воспроизведени„1¤7(изготовлению) аудиовизуальны„1¤7
произведений „1¤7 фонограм„1¤7 других сведений, призванных обеспечить
соблюдение соответствующи„1¤7требований Положени„1¤7 „1¤7 лицензировании
де„1¤7ельности по воспроизведени„1¤7 (изготовлению экземп„1¤7ро„1¤7
аудиовизуальны„1¤7произведений „1¤7фонограм„1¤7на любы„1¤7вида„1¤7 носителе„1¤7
ут„1¤7 Постановлением Правительств„1¤7 РФ от 04.06.2002 N 381, „1¤7
отношени„1¤7 реализуемы„1¤7экземп„1¤7ро„1¤7аудиовизуальны„1¤7 произведений „1¤7
фонограм„1¤7 нахо„1¤7щихс„1¤7„1¤7гражданско„1¤7оборот„1¤7 („1¤7„1¤7 приобретенны„1¤7
этим продавцо„1¤7 „1¤7 предпринимател„1¤7 „1¤7 которы„1¤7 „1¤7 свою очеред„1¤7
приобрел эт„1¤7 продукци„1¤7„1¤7предпринимател„1¤7„1¤7 „1¤7„1¤7„1¤7), могу„1¤7 быть
квалифицирован„1¤7лишь ка„1¤7нарушени„1¤7продавцо„1¤7прав„1¤7потребителей на
информацию по „1¤7 1 ст. 14.8 КоАП РФ ил„1¤7нарушени„1¤7правил продаж„1¤7
отдельны„1¤7 видо„1¤7товаро„1¤7по ст. 14.15 КоАП РФ. Пр„1¤7этом определени„1¤7
„1¤7 констатаци„1¤7 того, чт„1¤7 названны„1¤7 „1¤7 рассматриваемо„1¤7 пример„1¤7
экземп„1¤7ры продукци„1¤7 не сопровождающие„1¤7 соответствующе„1¤7
необходимо„1¤7 информацие„1¤7 „1¤7„1¤7ют„1¤7 контрафактными, „1¤7 продавец, их
реализующи„1¤7 „1¤7„1¤7ет„1¤7 нарушителе„1¤7авторски„1¤7 „1¤7 смежны„1¤7 прав, „1¤7
полномоч„1¤7„1¤7Роспотребнадзора не относитс„1¤7
Боле„1¤7 того, „1¤7св„1¤7„1¤7„1¤7те„1¤7 чт„1¤7подобное утверждени„1¤7 не буде„1¤7
подкреплен„1¤7 соответствующи„1¤7 решением суда, он„1¤7 може„1¤7 быть
расценен„1¤7 ка„1¤7 нарушени„1¤7„1¤7отношени„1¤7субъекта предпринимательско„1¤7
де„1¤7ельности принципа презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ).
Чт„1¤7 же касает„1¤7 действий исполнител„1¤7 оказывающего услуги по
сдач„1¤7 соответствующи„1¤7 экземп„1¤7ро„1¤7 фонограм„1¤7 „1¤7 прокат бе„1¤7
лицензионног„1¤7 соглашен„1¤7 „1¤7 правообладателем, то Федерально„1¤7
службо„1¤7 по надзор„1¤7„1¤7сфер„1¤7защиты прав потребителей „1¤7благополуч„1¤7
человека он„1¤7могу„1¤7быть квалифицирован„1¤7тоже только ка„1¤7нарушающие
прав„1¤7потребителей на получени„1¤7полной „1¤7достоверно„1¤7информации об
услуге. Ка„1¤7 введение „1¤7оборот товара „1¤7незаконным использованием
результато„1¤7 интеллектуальной де„1¤7ельности „1¤7 приравненных „1¤7 ни„1¤7
средст„1¤7 индивидуализации продукци„1¤7 указанны„1¤7действ„1¤7 могу„1¤7 быть
квалифицирован„1¤7(пр„1¤7определенных услови„1¤7) помимо ст. 7.12 КоАП
РФ (см. выше) такж„1¤7 „1¤7 по ст. 10 "Форм„1¤7 недобросовестной
конкуренци„1¤7 Закона РФ "„1¤7 конкуренци„1¤7 „1¤7 ограничени„1¤7
монополистическо„1¤7 де„1¤7ельности на товарных рынках",
государственны„1¤7 контроль за соблюдение„1¤7 которого осуществ„1¤7ет
Федеральна„1¤7антимонопольна„1¤7служба „1¤7ее территориальны„1¤7органы.
Те„1¤7 не мене„1¤7 приним„1¤7 во внимание то обст„1¤7тельство, чт„1¤7 „1¤7
любо„1¤7 случае люба„1¤7реализуема„1¤7аудиовизуальна„1¤7продукци„1¤7 ка„1¤7 „1¤7
са„1¤7 по„1¤7до„1¤7 ее продаж„1¤7 должны соответствоват„1¤7 установленны„1¤7
требован„1¤7„1¤7 „1¤7 осуществ„1¤7емый „1¤7этой част„1¤7 контроль со сторон„1¤7
Роспотребнадзора може„1¤7рассматриватьс„1¤7ка„1¤7традиционн„1¤7 примен„1¤7ма„1¤7
защитн„1¤7 мера, направленн„1¤7 на недопущени„1¤7 попадани„1¤7 на
потребительски„1¤7 рыно„1¤7 контрафактно„1¤7 продукци„1¤7 максимальн„1¤7
эффективност„1¤7 которо„1¤7 може„1¤7 быть достигнута лишь „1¤7 тесном
взаимодействии „1¤7 другим„1¤7 контролирующим„1¤7 органами, Федеральна„1¤7
служба по надзор„1¤7„1¤7сфер„1¤7защиты прав потребителей „1¤7благополуч„1¤7
человека доводи„1¤7 до сведен„1¤7 территориальны„1¤7 управлений, чт„1¤7 „1¤7
июне 2005 года на очередно„1¤7заседани„1¤7Правительственно„1¤7 комиссии
по противодействи„1¤7 нарушени„1¤7 „1¤7 сфер„1¤7 интеллектуальной
собственност„1¤7состоитс„1¤7заслушивание Роспотребнадзора (совместн„1¤7 „1¤7
МВ„1¤7 России) по вопрос„1¤7"Об информационной систем„1¤7изготовлен„1¤7 „1¤7
распространени„1¤7фальсифицированной „1¤7контрафактно„1¤7продукци„1¤7.
„1¤7 этой св„1¤7„1¤7„1¤7це„1¤7„1¤7своевременно„1¤7подготовки соответствующи„1¤7
материалов „1¤7 заседани„1¤7 Комиссии территориальны„1¤7 управлен„1¤7„1¤7
Роспотребнадзора необходимо:
1. Провести „1¤7 апреле - ма„1¤72005 года комплексны„1¤7 проверки
индивидуальных предпринимателей „1¤7юридически„1¤7ли„1¤7 осуществ„1¤7ющих
розничну„1¤7 реализацию экземп„1¤7ро„1¤7аудиовизуальны„1¤7 произведений „1¤7
фонограм„1¤7 на предме„1¤7безусловного соблюден„1¤7 им„1¤7 соответствующи„1¤7
требований „1¤7 4, „1¤7 90, „1¤7 91, „1¤7 92, „1¤7 93 Правил продаж„1¤7
отдельны„1¤7 видо„1¤7 товаро„1¤7 обеспечи„1¤7 по результата„1¤7 котрольн„1¤7
надзорны„1¤7 меропр„1¤7ти„1¤7 (пр„1¤7 наличи„1¤7 основани„1¤7 применение ме„1¤7
административног„1¤7 воздействи„1¤7 „1¤7 рамках компетенци„1¤7 Федерально„1¤7
службы.
2. „1¤7 срок до 1 ма„1¤72005 года представит„1¤7„1¤7Роспотребнадзо„1¤7
обобщенную информацию „1¤7 результата„1¤7соответствующи„1¤7 контрольно-
надзорны„1¤7меропр„1¤7ти„1¤7„1¤7указание„1¤7
общего числ„1¤7соответствующи„1¤7проверок за указанны„1¤7 период („1¤7
то„1¤7 числ„1¤7 проведенны„1¤7 совместн„1¤7 „1¤7 представител„1¤7„1¤7 органо„1¤7
внутренних де„1¤7;
числ„1¤7 вы„1¤7ленных нарушени„1¤7 Правил продаж„1¤7 отдельны„1¤7 видо„1¤7
товаро„1¤7 „1¤7 цело„1¤7 („1¤7 то„1¤7 числ„1¤7 отдельно по индивидуальным
предпринимател„1¤7 „1¤7юридически„1¤7лица„1¤7, „1¤7такж„1¤7отдельно по каждом„1¤7
из вышеуказанны„1¤7пункто„1¤7Правил (4, 90, 91, 92, 93);
общего числ„1¤7возбужденных административных де„1¤7 „1¤7то„1¤7числ„1¤7 по
соответствующи„1¤7 стат„1¤7„1¤7 КоАП РФ („1¤7 цело„1¤7 „1¤7 отдельно по
индивидуальным предпринимател„1¤7 (должностны„1¤7лица„1¤7 „1¤7 юридически„1¤7
лица„1¤7;
общего числ„1¤7выданных представлени„1¤7по ст. 29.13 КоАП РФ;
общего числ„1¤7 наложенных „1¤7 уплаченных (взысканных) штрафо„1¤7
(всег„1¤7 „1¤7 по стат„1¤7„1¤7КоАП РФ „1¤7разрез„1¤7субъекто„1¤7административной
ответственност„1¤7- должностны„1¤7„1¤7юридически„1¤7ли„1¤7;
сведений „1¤7примененны„1¤7мера„1¤7обеспечени„1¤7производства по делу
об административном правонарушении из числ„1¤7 предусмотренны„1¤7 ст.
27.1 КоАП РФ (обще„1¤7числ„1¤7 „1¤7то„1¤7числ„1¤7по вида„1¤7;
ассортиментной структур„1¤7проверенно„1¤7„1¤7 установленно„1¤7 по„1¤7дк„1¤7
продукци„1¤7 (примерна„1¤7 до„1¤7 аудиокассе„1¤7 ауди„1¤7CD, видеокассе„1¤7
DVD);
предложени„1¤7 по упор„1¤7очению „1¤7 повышени„1¤7 эффективност„1¤7
соответствующи„1¤7 контрольно-надзорны„1¤7 меропр„1¤7ти„1¤7 на
рассматриваемо„1¤7сегменте потребительского рынк„1¤7
Руководитель
„1¤7„1¤7ОНИЩЕНКО
___________________________________________________________________
|