Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 55-Г05-1 ОТ 24.02.2005 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ОТМЕНЕ РЕШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ОБ ОТКАЗЕ В РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТА В ДЕПУТАТЫ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ КАНДИДАТОМ ПРЕДСТАВЛЕНО НЕДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ДОСТОВЕРНЫХ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПОДПИСЕЙ, СОБРАННЫХ В ЕГО ПОДДЕРЖКУ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 24 февраля 2005 года
   
                                                       Дело N 55-Г05-1
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                          Харланова А.В.,
                                                        Макарова Г.В.
   
       рассмотрела в судебном заседании 24 февраля 2005 г. гражданское
   дело   по  кассационной  жалобе  И.  на  решение  Верховного   Суда
   Республики  Хакасия от 9 декабря 2004 г., которым  ему  отказано  в
   удовлетворении  заявления об отмене решения окружной  избирательной
   комиссии  избирательного  округа N 10 от  23  ноября  2004  г.  "Об
   отказе  в  регистрации И. кандидатом в депутаты  Верховного  Совета
   Республики    Хакасия   четвертого   созыва    по    одномандатному
   избирательному округу N 10".
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Харланова   А.В.,  заключение  прокурора  Генеральной   прокуратуры
   Российской   Федерации  Засеевой  Э.С.,  полагавшей  решение   суда
   оставить  без  изменения, Судебная коллегия  по  гражданским  делам
   Верховного Суда РФ
   
                              установила:
   
       решением окружной избирательной комиссии избирательного  округа
   N  10  (далее - избирательная комиссия) N 8 от 23 ноября 2004  года
   И.  отказано в регистрации кандидатом в депутаты Верховного  Совета
   Республики    Хакасия   четвертого   созыва    по    одномандатному
   избирательному округу N 10.
       Не соглашаясь с решением избирательной комиссии, И. обратился в
   суд с заявлением, в котором просил отменить указанное решение.
       В  обоснование  своего  заявления указал,  что  основанием  для
   принятия  решения  об  отказе  в регистрации  кандидатом  послужило
   признание  235  подписей недействительными в связи с  невыполнением
   им  требований  ч.  4 ст. 35 Закона Республики Хакасия  "О  выборах
   депутатов  Верховного  Совета Республик  Хакасия"  об  обязательном
   проставлении  на  подписном  листе собственноручной  подписи  лица,
   осуществлявшего сбор подписей, с указанием сведений  о  себе,  что,
   по  его  мнению, незаконно. Полагает, что подписные листы оформлены
   надлежащим  образом,  в  соответствии с  требованиями  Федерального
   закона  "Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на
   участие  в  референдуме граждан Российской Федерации",  который  не
   устанавливает  юридический статус лица, проводившего сбор  подписей
   в   поддержку  кандидата,  за  исключением  его  дееспособности   и
   возраста,  вследствие чего подпись данного лица либо ее  отсутствие
   или  отсутствие  сведений о лице, собравшем  подписи,  в  подписных
   листах  не  несет  никаких  правовых последствий  и  не  влияет  на
   действительную волю избирателей. Кроме того, считает, что  окружная
   избирательная   комиссия  незаконно  отказала  ему  в   возможности
   дополнения  подписных  листов  сведениями,  указанными  в  части  4
   статьи  35  Закона  РХ,  после  их  представления  в  избирательную
   комиссию,  поскольку  данные  сведения  не  препятствуют  выявлению
   действительной  воли  избирателей и не  нарушают  права  и  свободы
   других лиц.
       Решением  Верховного Суда Республики Хакасия от 9 декабря  2004
   г. в удовлетворении заявления отказано.
       В  кассационной  жалобе И. поставлен вопрос об  отмене  решения
   суда в связи с нарушением норм материального права.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
       Как  видно  из материалов дела и установлено судом, 29  октября
   2004  года  И.  выдвинул  свою кандидатуру  в  депутаты  Верховного
   Совета  Республики Хакасия по избирательному округу  N  10,  о  чем
   уведомил окружную избирательную комиссию.
       20  ноября 2004 года он представил в избирательную комиссию  26
   подписных  листов, содержащих 253 подписи избирателей, собранных  в
   его   поддержку,   протокол   об   итогах   сбора   подписей,   что
   подтверждается актом о принятии документов для регистрации.
       В  соответствии с пунктом 2 статьи 38 Закона Республики Хакасия
   "О  выборах  депутатов Верховного Совета Республики Хакасия"  от  1
   июля  2003 года N 43 (в редакции Законов РХ от 01.03.2004 N  4,  от
   06.05.2004  N  27,  от 22.09.2004 N 50) (далее -  Закон  Республики
   Хакасия) окружная избирательная комиссия не позднее чем через  пять
   дней   после  приема  необходимых  для  регистрации  кандидата   по
   одномандатному  избирательному округу  документов  (а  в  отношении
   кандидатов,  внесших для регистрации избирательный  залог  -  после
   поступления    избирательного   залога    на    специальный    счет
   избирательной комиссии Республики Хакасия) обязана принять  решение
   о  регистрации  кандидата по одномандатному  избирательному  округу
   либо  мотивированное  решение об отказе  в  регистрации  указанного
   кандидата.
       Согласно  подпункту  5  пункта 8 статьи  38  названного  Закона
   Республики  Хакасия  основанием  отказа  может  быть  недостаточное
   количество  представленных  достоверных и  действительных  подписей
   избирателей,  собранных  в  поддержку  выдвижения  кандидата,   или
   выявление  25  и  более процентов недостоверных и  недействительных
   подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных  для
   проверки.
       Аналогичное  положение закреплено и в подпункте "д"  пункта  23
   статьи  38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
   прав   и   права  на  участие  в  референдуме  граждан   Российской
   Федерации".
       Решением окружной избирательной комиссии избирательного  округа
   N  10  от  23  ноября  2004  года N 8  И.  отказано  в  регистрации
   кандидатом   в   депутаты  Верховного  Совета  Республики   Хакасия
   четвертого   созыва   по  тем  основаниям,  что   им   недостаточно
   представлено  достоверных и действительных  подписей,  собранных  в
   поддержку кандидата.
       Из  материалов  дела следует и установлено судом,  что  рабочей
   группой  по  проверке подписей избирателей в подписных листах  были
   проверены  с  участием И. все 253 подписи избирателей, собранные  в
   его поддержку.
       По  результатам проверки достоверными признаны 18 подписей, 235
   подписей  были  признаны недействительными,  что  составляет  92,88
   процента от общего количества проверенных подписей.
       Данное   обстоятельство  подтверждается  протоколом  об  итогах
   достоверности данных, содержащихся в подписных листах от 23  ноября
   2004 года.
       Согласно   ведомости   по   проверке   достоверности    данных,
   содержащихся  в подписных листах, указанные подписи  были  признаны
   недействительными  ввиду  отсутствия  требуемых  данных   о   лице,
   собиравшем  подписи,  и  удостоверения подписного  листа  сборщиком
   подписей (233 подписи), а также отсутствия указания в сведениях  об
   избирателях на дату рождения (2 подписи).
       Исследовав  в  судебном заседании подлинники подписных  листов,
   суд  установил,  что в 24 подписных листах (N 1  -  11,  14  -  26)
   лицом,  собиравшим  подписи, не заполнена  строка  "Подписной  лист
   удостоверяю",  в подписном листе N 12 в подписях 1,  2  отсутствует
   указание на год рождения избирателей.
       В  соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального  закона  "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие   в
   референдуме  граждан  Российской Федерации" в поддержку  выдвижения
   кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке,  который
   определяется законом.
       Согласно   пункту  8  статьи  37  Федерального   закона   форма
   подписного    листа   устанавливается   конституционным    законом,
   федеральным законом, законом субъекта РФ.
       Таким   образом,  Федеральный  закон  относит   к   компетенции
   законодательного  органа субъекта РФ установление формы  подписного
   листа.
       Согласно  пункту  1  статьи  35 Закона  Республики  Хакасия  "О
   выборах  депутатов  Верховного Совета Республики  Хакасия"  порядок
   сбора  подписей  избирателей  в поддержку  выдвижения  кандидата  и
   оформления    подписных   листов   устанавливается    статьей    37
   Федерального  закона  "Об основных гарантиях избирательных  прав  и
   права  на  участие  в референдуме граждан Российской  Федерации"  и
   настоящей статьей.
       В  соответствии с пунктом 4 статьи 35 Закона Республики Хакасия
   при  сборе  подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого
   по  одномандатному избирательному округу, подписной лист заверяется
   лицом,   осуществлявшим  сбор  подписей,  которое   собственноручно
   указывает  свои фамилию, имя, отчество, год рождения, серию,  номер
   и   дату   выдачи  паспорта  или  документа,  заменяющего   паспорт
   гражданина,  с  указанием  наименования  или  кода  выдавшего   его
   органа, а также адрес места жительства лица, ставит свою подпись  и
   дату ее внесения.
       Форма  подписного  листа  установлена приложением  1  к  Закону
   Республики Хакасия.
       В  силу  подпункта  7  пункта 10 статьи  37  Закона  Республики
   Хакасия  все  подписи избирателей в подписном листе в случае,  если
   подписной   лист   не  заверен  собственноручной   подписью   лица,
   осуществлявшего сбор подписей избирателей, и кандидата,  либо  если
   эта   подпись   недостоверна,  либо  если  в  сведениях   о   лице,
   осуществлявшем  сбор подписей избирателей, в дате внесения  подписи
   указанным  лицом,  кандидатом имеются  исправления,  специально  не
   оговоренные  соответственно  лицом,  осуществлявшим  сбор  подписей
   избирателей, считаются недействительными.
       Согласно  подпункту  3  пункта 10 статьи 37  Закона  Республики
   Хакасия   недействительными  являются   подписи   избирателей   без
   указания   каких-либо  из  требуемых  в  соответствии  с  настоящим
   законом сведений.
       В  соответствии  с  пунктом 44 статьи 2 этого  же  Федерального
   закона  подпись,  собранная  с нарушением  порядка  сбора  подписей
   избирателей   и   (или)  оформления  подписного   листа,   является
   недействительной.
       В  силу  пункта  8  статьи  37 указанного  Федерального  закона
   избиратель  в  подписном  листе  ставит  свою  подпись  и  дату  ее
   внесения,  указывает свои фамилию, имя, отчество, год  рождения  (в
   возрасте  18 лет на день голосования - дополнительно день  и  месяц
   рождения),  серию  и  номер  паспорта  или  документа,  заменяющего
   паспорт  гражданина,  а также адрес места жительства,  указанный  в
   паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
       При таких обстоятельствах вывод окружной избирательной комиссии
   и  суда о недействительности 235 подписей избирателей по основаниям
   подпунктов  3,  7  пункта  10 статьи 37 Закона  Республики  Хакасия
   является правильным.
       Доводы   жалобы   И.   о   том,  что  действующее   федеральное
   законодательство   не   устанавливает  юридический   статус   лица,
   проводившего  сбор подписей в поддержку кандидата,  за  исключением
   его  дееспособности  и  возраста, вследствие чего  подпись  данного
   лица  либо  ее отсутствие или отсутствие сведений о лице, собравшем
   подписи,  не  несет никаких правовых последствий  и  не  влияет  на
   действительную   волю  избирателей,  правильно  отвергнуты   судом,
   поскольку они не согласуются с вышеприведенными обстоятельствами  и
   противоречат им.
       Обоснованно  не  согласился суд и с доводами И.  о  возможности
   дополнения  подписных  листов  сведениями,  указанными  в  части  4
   статьи  35  Закона  РХ,  после  их  представления  в  избирательную
   комиссию.
       При  этом  суд  правильно указал в решении, что к избирательным
   документам  предъявляются  требования, установленные  избирательным
   законодательством.
       Соблюдение    требований    избирательного    законодательства,
   регулирующего   порядок  сбора  подписей  в  поддержку   кандидата,
   является  обязательным,  и  обязанность по  надлежащему  оформлению
   подписных  листов  в установленном законом порядке  возлагается  на
   самого   кандидата,  представившего  подписи  избирателей  в   свою
   поддержку.  Отступление от этого требования привело бы к  нарушению
   равных  возможностей  кандидатов по осуществлению  своих  пассивных
   избирательных прав, что недопустимо.
       Выявление   действительной   воли  избирателей   обеспечивается
   возможностью  без  какого-либо влияния, насилия, угрозы  применения
   насилия  или  иного противоправного действия сделать свой  выбор  в
   пользу  одного из кандидатов в день голосования в условиях, которые
   обеспечивали бы свободное волеизъявление избирателей, в  том  числе
   путем  соблюдения  тайны  голосования,  а  не  сбором  подписей   в
   поддержку   кандидатов,  исходя  из  права  избирателей  поддержать
   нескольких кандидатов.
       При  таких  обстоятельствах  соответствует  требованиям  закона
   вывод  суда  о том, что решение окружной избирательной комиссии  по
   избирательному  округу N 10 "Об отказе И. в регистрации  кандидатом
   в  депутаты Верховного Совета Республики Хакасия четвертого  созыва
   по   одномандатному  избирательному  округу  N  10"  по  основаниям
   подпункта  5  пункта  8  статьи  38 Закона  Республики  Хакасия  "О
   выборах  депутатов  Верховного Совета Республики Хакасия"  является
   законным    и   обоснованным,   а   заявление   И.   не    подлежит
   удовлетворению.
       Вывод   суда   мотивирован,  основан  на  анализе  действующего
   избирательного законодательства, соответствует требованиям  закона,
   и  оснований  считать  его  неправильным  у  Судебной  коллегии  не
   имеется.
       В  кассационной  жалобе  И. не указано, какие  конкретно  нормы
   Конституции  РФ,  федеральных законов и Закона  Республики  Хакасия
   нарушены судом.
       На  основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366
   ГПК РФ, Судебная коллегия
   
                              определила:
   
       решение Верховного Суда Республики Хакасия от 9 декабря 2004 г.
   оставить   без   изменения,  а  кассационную  жалобу   И.   -   без
   удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное
Rambler's Top100