Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
02.08.2016
USD
65.96
EUR
73.65
CNY
9.93
JPY
0.64
GBP
87.29
TRY
22.17
PLN
16.92
 

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 19.07.2001 N 3-360/2001 О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ П. 2 СТ. 2 ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О НАЛОГЕ С ПРОДАЖ"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
                      МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 19 июля 2001 г. N 3-360/2001
   
      Судебная коллегия  по  гражданским делам Московского городского
      суда в составе:
      председательствующего Емышевой В.А.;
      с участием прокурора Гнусенко О.Г.;
      при секретаре Тарасовой М.И.
   
      рассмотрев в открытом судебном  заседании  гражданское  дело  N
   3-360/2001 по   заявлению   Николаева   Андрея   Александровича  о
   признании Закона города Москвы противоречащим федеральному закону,
   
                              установила:
   
      Николаев А.А. обратился  в суд с  заявлением о признании  п.  2
   ст. 2 Закона города Москвы от 17.03.1999 N 14 "О налоге с  продаж"
   в части слов "..., а также других товаров и услуг, за  исключением
   поименованных в частях 3 и 4 настоящей статьи" по тем  основаниям,
   что указанное положение  противоречит п.   3 ст.   20 Федерального
   закона "Об  основах налоговой  системы в  Российской Федерации"  и
   нарушает его права как потребителя.
      Представители  Московской   городской  Думы   и  Мэрии   Москвы
   возражали  против  удовлетворения  заявления,  ссылаясь на то, что
   оспариваемые  заявителем  положения  не  противоречат федеральному
   закону и не нарушают прав потребителей.
      Выслушав объяснения  сторон, заключение  прокурора, полагавшего
   удовлетворить  заявления,  исследовав  материалы  дела,   судебная
   коллегия находит его  обоснованным и подлежащим  удовлетворению по
   следующим основаниям.
      Согласно ст.   239.1 ГПК  РСФСР гражданин  вправе обратиться  в
   суд  с  жалобой,  если  считает,  что  неправомерными   действиями
   государственного    органа,    общественной    организации     или
   должностного лица нарушены его права или свободы.
      В силу ст.  13 ГК РФ ненормативный акт государственного  органа
   или органа местного  самоуправления, а в  случаях, предусмотренных
   законом,  также  нормативный  акт,  не  соответствующие закону или
   иным правовым  актам и  нарушающие гражданские  права и охраняемые
   законом  интересы  гражданина  или  юридического  лица, могут быть
   признаны судом недействительными.
      В  соответствии  с  п.   "и"  ст.  72  Конституции   Российской
   Федерации установление  общих принципов  налогообложения находится
   в совместном ведении  Российской Федерации и  субъектов Российской
   Федерации.
      В  соответствии  со  ст.   76  Конституции Российской Федерации
   законы  и  иные  нормативные  правовые  акты  субъектов Российской
   Федерации  по  вопросам  налогообложения  не  могут  противоречить
   федеральному законодательству.
      Согласно подп.  9 п.  1 ст. 6 Налогового кодекса РФ от 31  июля
   1998 года  N 146-ФЗ  (часть первая),  принят Государственной Думой
   16 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года  (в
   редакции  Федеральных   законов  от   09.07.1999  N   154-ФЗ,   от
   02.01.2000 N  13-ФЗ, от  05.08.2000 N  118-ФЗ (ред.   24.03.2001),
   нормативный  правовой  акт  о  налогах  и  сборах  признается   не
   соответствующим настоящему  Кодексу, если  такой акт  иным образом
   противоречит общим началам  и (или) буквальному  смыслу конкретных
   положений настоящего Кодекса.
      В соответствии  с пунктом  3 ст.   20 Закона  РФ от  27 декабря
   1991  г.  N  2118-1  "Об  основах  налоговой  системы в Российской
   Федерации" (в ред. Законов РФ от 16.07.92 N 3317-1, от 22.12.92  N
   4178-1, от 21.05.93  N 5006-1; Федеральных  законов от 01.07.94  N
   9-ФЗ, от 21.07.97  N 121-ФЗ, от  31.07.98 N 138-ФЗ,  от 31.07.98 N
   147-ФЗ, от 31.07.98 N 149-ФЗ, от 31.07.98 N 150-ФЗ, от 22.10.98  N
   160-ФЗ, от 18.11.98 N 173-ФЗ, от 29.12.98 N 192-ФЗ, от 10.02.99  N
   32-ФЗ) плательщиками налога с продаж признаются юридические  лица,
   созданные   в   соответствии   с   законодательством    Российской
   Федерации,  их  филиалы,  представительства  и другие обособленные
   подразделения;  иностранные  юридические  лица,  компании и другие
   корпоративные      образования,      обладающие        гражданской
   правоспособностью,  созданные  в  соответствии с законодательством
   иностранных государств,  международные организации,  их филиалы  и
   представительства, созданные  на территории  Российской Федерации;
   а  также  индивидуальные   предприниматели,  осуществляющие   свою
   деятельность  без  образования  юридического  лица, самостоятельно
   реализующие  товары  (работы,  услуги)  на  территории  Российской
   Федерации.
      Объектом  налогообложения   по  налогу   с  продаж   признается
   стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или  оптом
   за  наличный  расчет,  а  именно:   стоимость подакцизных товаров,
   дорогостоящей   мебели,    радиотехники,   одежды,    деликатесных
   продуктов   питания,   автомобилей,   мехов,   ювелирных  изделий,
   видеопродукции  и  компакт  -  дисков;  услуг  туристических фирм,
   связанных  с  поездками  за   пределы  Российской  Федерации   (за
   исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг трех-, четырех-  и
   пятизвездочных гостиниц,  услуг по  пассажирским авиаперевозкам  в
   салонах первого и бизнес - классов и пассажирским  железнодорожным
   перевозкам  в  вагонах  классов  "люкс"  и  "СВ",  а  также других
   товаров   и   услуг   не    первой   необходимости   по    решению
   законодательных  (представительных)  органов  субъектов Российской
   Федерации.
      Не  является  объектом  налогообложения  по  налогу  с   продаж
   стоимость:     хлеба   и    хлебобулочных   изделий,   молока    и
   молокопродуктов,  масла  растительного,  маргарина,  круп, сахара,
   соли,  картофеля,  продуктов  детского  и  диабетического питания;
   детской  одежды  и  обуви;  лекарств,  протезно  -  ортопедических
   изделий;  жилищно  -  коммунальных  услуг,  а также услуг по сдаче
   внаем   населению   государственных   или   муниципальных    жилых
   помещений, а также по  предоставлению жилья в общежитиях;  услуг в
   сфере  культуры  и   искусства,  оказываемых  государственными   и
   муниципальными учреждениями и  организациями культуры и  искусства
   (театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы,  клубные
   учреждения,  включая   сельские,  библиотеки,   цирки,   лектории,
   планетарии, парки культуры и отдыха, ботанические сады,  зоопарки)
   при   проведении    театрально    -   зрелищных,    культурно    -
   просветительских  мероприятий,  в  том  числе  стоимость   входных
   билетов и  абонементов; зданий,  сооружений, земельных  участков и
   иных  объектов,  относящихся  к  недвижимому  имуществу,  и ценных
   бумаг; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и  уходу
   за  больными  и  престарелыми;   услуг  по  перевозке   пассажиров
   транспортом  общего  пользования  муниципального  образования  (за
   исключением  такси),  а  также  услуг  по  перевозкам пассажиров в
   пригородном   сообщении   морским,   речным,   железнодорожным   и
   автомобильным  транспортом;   услуг,  предоставляемых   кредитными
   организациями,   страховщиками,   негосударственными   пенсионными
   фондами,  профессиональными   участниками  рынка   ценных   бумаг,
   оказываемых в рамках  их деятельности, подлежащей  лицензированию,
   а  также  услуг,  предоставляемых  коллегией адвокатов; ритуальных
   услуг похоронных бюро,  кладбищ и крематориев,  проведения обрядов
   и  церемоний   религиозными  организациями;   услуг,   оказываемых
   уполномоченными  органами   государственной  власти   и   органами
   местного  самоуправления,  за  которые  взимаются  соответствующие
   виды  пошлин  и  сборов;  товаров  (работ,  услуг),  связанных   с
   учебным,  учебно  -  производственным,  научным или воспитательным
   процессом  и   производимых  государственными   и   муниципальными
   образовательными учреждениями;  путевок (курсовок)  в санаторно  -
   курортные  и   оздоровительные  учреждения,   учреждения   отдыха,
   реализуемых для инвалидов; других товаров первой необходимости  по
   перечню,  устанавливаемому  законодательными   (представительными)
   органами  субъектов  Российской  Федерации  с  целью   недопущения
   снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения.
      Налог с продаж устанавливается  и вводится в действие  законами
   субъектов  Российской   Федерации  и   обязателен  к   уплате   на
   территории   соответствующих   субъектов   Российской   Федерации.
   Устанавливая  налог  с  продаж, законодательные (представительные)
   органы субъектов  Российской Федерации  определяют ставку  налога,
   порядок  и  сроки  уплаты  налога,  льготы  и  форму отчетности по
   данному  налогу,  а   также  могут  устанавливать   дополнительный
   перечень товаров (работ, услуг), реализация которых  освобождается
   от налога с продаж.
      Таким образом, Федеральный закон установил:
      - специальный перечень товаров (работ, услуг) как первой, так и
   не  первой  необходимости, являющихся объектами налогообложения по
   налогу с продаж;
      - перечень  товаров (работ,  услуг),  которые не могут являться
   объектами налогообложения по налогу с продаж,  - товары  и  услуги
   первой необходимости;
      - условие,  при котором объектами налогообложения по  налогу  с
   продаж признаются  товары  и  услуги  по  решению законодательного
   (представительного) органа субъекта Российской Федерации.
      Содержание  этих  норм  федерального  законодательства не может
   истолковываться   иначе,   как   обязывающее   субъект  Российской
   Федерации   при   установлении   налога   с   продаж    определять
   налогооблагаемую  базу  путем  принятия  решения  об  установлении
   конкретного перечня товаров не первой необходимости, от  стоимости
   которых рассчитывается налог.
      Правильность   такого   толкования   основана   на   том,   что
   платежеспособность  населения   в  настоящее   время  в   основном
   невелика  и  позволяет,  как  правило,  приобретать  лишь  товары,
   необходимые  для  удовлетворения  насущных  потребностей.    Таким
   образом,  платежеспособный  спрос   на  реализуемую  продукцию   в
   подавляющем  большинстве   случаев  распространяется   именно   на
   необходимые людям товары (работы, услуги).
      По  этой   причине  федеральным   законодательством   субъектам
   Российской   Федерации   предоставлена   возможность    установить
   расширенный перечень  товаров не  первой необходимости  и признать
   объектом   налогообложения   стоимость   иных   не   указанных   в
   Федеральном законе, но  также строго определенных  товаров (работ,
   услуг) не  первой необходимости,  а не  устанавливать иной принцип
   налогообложения, по которому налогом  облагаются все товары, а  из
   налогооблагаемой  базы   исключается  лишь   стоимость   некоторых
   товаров первой необходимости.
      В противоречие указанному Федеральному  закону пунктом 2 ст.  2
   Закона  города  Москвы  от  17.03.1999  N  14  "О налоге с продаж"
   установлено,  что  объектом  налогообложения  является   стоимость
   "...других товаров (работ, услуг), за исключением товаров  (работ,
   услуг), перечисленных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи".
      Таким   образом,   обжалуемым   Законом   в   качестве  объекта
   налогообложения  указаны  все  товары,  работы  и  услуги   (кроме
   специально перечисленных товаров первой необходимости)  независимо
   от  того,  первой  или   не  первой  необходимости  товарами   они
   являются.
      Возражая  против   заявления  Николаева   А.А.,   представители
   Московской городской Думы  и Мэра города  Москвы ссылались на  то,
   что п.  3  ст. 30 Закона Российской  Федерации от 27 декабря  1991
   г.   N   2118-1  "Об  основах   налоговой  системы  в   Российской
   Федерации" признан не соответствующим Конституции РФ.
      Действительно,   п.    2   резолютивной   части   постановления
   Конституционного Суда  Российской Федерации  от 30  января 2001 г.
   N 2-П  "По делу  о проверке  конституционности положений подпункта
   "д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации  "Об
   основах  налоговой  системы  в  Российской  Федерации"  в редакции
   Федерального закона от 31 июля  1998 года "О внесении изменений  и
   дополнений в  статью 20  Закона Российской  Федерации "Об  основах
   налоговой   системы   в   Российской   Федерации"   признаны    не
   соответствующими Конституции Российской  Федерации, ее статьям  19
   (часть 1),  55 (часть  3) и  57 положения  частей первой,  второй,
   третьей  и  четвертой  пункта   3  статьи  20  Закона   Российской
   Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации  (в
   редакции  Федерального  закона  от  31  июля  1998  года), а также
   основанные на них и воспроизводящие их положения Закона  Чувашской
   Республики  "О  налоге  с  продаж",  Закона  Кировской  области "О
   налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с  продаж"
   как  не  обеспечивающие   необходимую  полноту  и   определенность
   регулирования  налога  с  продаж,  что  порождает  возможность его
   произвольного  истолкования  законодателями  субъектов  Российской
   Федерации и правоприменительной практикой.
      Однако оспариваемые заявителем положения противоречат и  другим
   нормам федерального налогового законодательства.
      Согласно  ст.   1,  п.   4  НК  РФ  законодательство  субъектов
   Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и  иных
   нормативных  правовых   актов  о   налогах  и   сборах   субъектов
   Российской  Федерации,   принятых  в   соответствии  с   настоящим
   Кодексом (п.   4 в  редакции Федерального  закона от  09.07.1999 N
   154-ФЗ).  В силу ст. 3,  п. 1 НК РФ каждое лицо  должно уплачивать
   законно установленные налоги  и сборы. Законодательство  о налогах
   и  сборах  основывается  на  признании  всеобщности  и   равенства
   налогообложения.      При   установлении    налогов    учитывается
   фактическая  способность  налогоплательщика  к  уплате  налога  (в
   редакции Федерального закона от  09.07.1999 N 154-ФЗ) (см.   текст
   в предыдущей редакции).
      Налоговым  кодексом  РФ   установлено,  что  при   установлении
   налогов  должны  быть  определены  все  элементы  налогообложения.
   Акты   законодательства   о   налогах   и   сборах   должны   быть
   сформулированы  таким  образом,  чтобы  каждый  точно  знал, какие
   налоги (сборы), когда и в каком  порядке он должен платить (п.   6
   ст.  3),  налог считается установленным  лишь в том  случае, когда
   определены налогоплательщики  и элементы  налогообложения, в  т.ч.
   объект налогообложения (ст. 17, п. 1 НК РФ).
      Налог, по которому не  определен хотя бы один  из перечисленных
   в  п.  1  ст.   17  НК  РФ  элементов  налогообложения,  не  может
   считаться установленным и не должен взиматься.
      При  таких  условиях  п.   2  ст.   2  Закона  города Москвы от
   17.03.1999  N   14  "О   налоге  с   продаж"  как   противоречащий
   федеральному  налоговому  законодательству,  установившему принцип
   отнесения  к  налогооблагаемой  базе  по  налогу с продаж лишь тех
   товаров (работ,  услуг), которые  должны включаться  в специальные
   перечни товаров (работ,  услуг) не первой  необходимости, подлежит
   признанию недействительным  со слов:   "...других товаров  (работ,
   услуг),  за  исключением  товаров  (работ, услуг), перечисленных в
   пунктах 3  и  4  настоящей  статьи", недействующим и не подлежащим
   применению с момента вступления решения в законную силу.
      Согласно п.  9 постановления Конституционного Суда РФ,  которым
   Конституционный Суд  Российской Федерации  признал, что  поскольку
   налог  с  продаж,  введенный  на  основании  федерального   закона
   законами  субъектов  Российской  Федерации,  является   источником
   доходной  части  бюджетов  соответствующих  субъектов   Российской
   Федерации и местных  бюджетов, немедленное признание  оспариваемых
   положений утратившими  силу может  повлечь неисполнение  указанных
   бюджетов  и  привести  к  нарушению  прав  и  свобод  граждан, что
   обусловливает необходимость установления в соответствии с  пунктом
   12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона  "О
   Конституционном  Суде  Российской  Федерации"  порядка,  сроков  и
   особенностей  исполнения  настоящего  постановления.   А   поэтому
   указал, что эти положения  должны быть приведены в  соответствие с
   Конституцией Российской  Федерации и  во всяком  случае утрачивают
   силу не позднее 1 января 2002 года.
      Доводы  представителей  заинтересованных  лиц  о  том,  что  на
   основании   этого   оспариваемые   положения   следует    признать
   недействующими  и  не  подлежащими  применению  с  01.01.2001  суд
   считает несостоятельными.
      Правомочия   Конституционного   Суда   Российской    Федерации,
   определенные  в  частях  первой  и  третьей статьи 79 Федерального
   конституционного  закона   "О  Конституционном   Суде   Российской
   Федерации", предусматривающие вступление решения  Конституционного
   Суда Российской Федерации в силу немедленно после  провозглашения,
   сами   по   себе   не   определяют   момент  наступления  правовых
   последствий  признания  акта  неконституционным,  в  том числе тот
   момент,   с    которого   подлежит    восстановлению    нарушенное
   неконституционной нормой право.
      В случае  признания противоречащим  федеральному закону  закона
   субъекта  Российской  Федерации  суд  в резолютивной части решения
   указывает об  этом, а  также о  том, что  данный закон  признается
   недействующим  и  не  подлежащим  применению  со  дня   вступления
   решения в законную силу.
      Доводы  представителей  Московской  городской  Думы  о том, что
   оспариваемые положения не нарушают права потребителей,  физических
   лиц,  каковым  является   заявитель,  т.к.  плательщиками   налога
   являются  юридические  лица,  суд  считает  необоснованными,  т.к.
   сумма  налога  с  продаж  включается  в  цену товаров и услуг, что
   ведет к их удорожанию, что нарушает права потребителей.
      Руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР, коллегия
   
                                решила:
   
      Заявление Николаева  Андрея Александровича  о признании  Закона
   города  Москвы  "О  налоге   с  продаж"  частично   противоречащим
   федеральному закону удовлетворить.
      Признать п. 2  ст. 2 Закона  города Москвы "О  налоге с продаж"
   от 17 марта  1999 года N  14 (в редакции  Закона города Москвы  от
   14.07.2000 N 19) со слов:   "..., а также других товаров и  услуг,
   за  исключением  поименованных  в  частях  3 и 4 настоящей статьи"
   противоречащим федеральному закону, недействующим и не  подлежащим
   применению с момента вступления решения в законную силу.
      Решение  может  быть  обжаловано  в  Верховный  Суд  Российской
   Федерации в течение 10 дней.
   
      Председательствующий В.А. Емышева
      Судья:
      Секретарь:
   
   


Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
02.08.2016
USD
65.96
EUR
73.65
CNY
9.93
JPY
0.64
GBP
87.29
TRY
22.17
PLN
16.92
Разное