СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
РЕШЕНИЕ
от 19 июля 2001 г. N 3-360/2001
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда в составе:
председательствующего Емышевой В.А.;
с участием прокурора Гнусенко О.Г.;
при секретаре Тарасовой М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N
3-360/2001 по заявлению Николаева Андрея Александровича о
признании Закона города Москвы противоречащим федеральному закону,
установила:
Николаев А.А. обратился в суд с заявлением о признании п. 2
ст. 2 Закона города Москвы от 17.03.1999 N 14 "О налоге с продаж"
в части слов "..., а также других товаров и услуг, за исключением
поименованных в частях 3 и 4 настоящей статьи" по тем основаниям,
что указанное положение противоречит п. 3 ст. 20 Федерального
закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и
нарушает его права как потребителя.
Представители Московской городской Думы и Мэрии Москвы
возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что
оспариваемые заявителем положения не противоречат федеральному
закону и не нарушают прав потребителей.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего
удовлетворить заявления, исследовав материалы дела, судебная
коллегия находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению по
следующим основаниям.
Согласно ст. 239.1 ГПК РСФСР гражданин вправе обратиться в
суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями
государственного органа, общественной организации или
должностного лица нарушены его права или свободы.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа
или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных
законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или
иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые
законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть
признаны судом недействительными.
В соответствии с п. "и" ст. 72 Конституции Российской
Федерации установление общих принципов налогообложения находится
в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации по вопросам налогообложения не могут противоречить
федеральному законодательству.
Согласно подп. 9 п. 1 ст. 6 Налогового кодекса РФ от 31 июля
1998 года N 146-ФЗ (часть первая), принят Государственной Думой
16 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года (в
редакции Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от
02.01.2000 N 13-ФЗ, от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. 24.03.2001),
нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не
соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт иным образом
противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных
положений настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 ст. 20 Закона РФ от 27 декабря
1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" (в ред. Законов РФ от 16.07.92 N 3317-1, от 22.12.92 N
4178-1, от 21.05.93 N 5006-1; Федеральных законов от 01.07.94 N
9-ФЗ, от 21.07.97 N 121-ФЗ, от 31.07.98 N 138-ФЗ, от 31.07.98 N
147-ФЗ, от 31.07.98 N 149-ФЗ, от 31.07.98 N 150-ФЗ, от 22.10.98 N
160-ФЗ, от 18.11.98 N 173-ФЗ, от 29.12.98 N 192-ФЗ, от 10.02.99 N
32-ФЗ) плательщиками налога с продаж признаются юридические лица,
созданные в соответствии с законодательством Российской
Федерации, их филиалы, представительства и другие обособленные
подразделения; иностранные юридические лица, компании и другие
корпоративные образования, обладающие гражданской
правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством
иностранных государств, международные организации, их филиалы и
представительства, созданные на территории Российской Федерации;
а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою
деятельность без образования юридического лица, самостоятельно
реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской
Федерации.
Объектом налогообложения по налогу с продаж признается
стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом
за наличный расчет, а именно: стоимость подакцизных товаров,
дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных
продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий,
видеопродукции и компакт - дисков; услуг туристических фирм,
связанных с поездками за пределы Российской Федерации (за
исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг трех-, четырех- и
пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским авиаперевозкам в
салонах первого и бизнес - классов и пассажирским железнодорожным
перевозкам в вагонах классов "люкс" и "СВ", а также других
товаров и услуг не первой необходимости по решению
законодательных (представительных) органов субъектов Российской
Федерации.
Не является объектом налогообложения по налогу с продаж
стоимость: хлеба и хлебобулочных изделий, молока и
молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара,
соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;
детской одежды и обуви; лекарств, протезно - ортопедических
изделий; жилищно - коммунальных услуг, а также услуг по сдаче
внаем населению государственных или муниципальных жилых
помещений, а также по предоставлению жилья в общежитиях; услуг в
сфере культуры и искусства, оказываемых государственными и
муниципальными учреждениями и организациями культуры и искусства
(театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, клубные
учреждения, включая сельские, библиотеки, цирки, лектории,
планетарии, парки культуры и отдыха, ботанические сады, зоопарки)
при проведении театрально - зрелищных, культурно -
просветительских мероприятий, в том числе стоимость входных
билетов и абонементов; зданий, сооружений, земельных участков и
иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, и ценных
бумаг; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу
за больными и престарелыми; услуг по перевозке пассажиров
транспортом общего пользования муниципального образования (за
исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в
пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и
автомобильным транспортом; услуг, предоставляемых кредитными
организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными
фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг,
оказываемых в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию,
а также услуг, предоставляемых коллегией адвокатов; ритуальных
услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведения обрядов
и церемоний религиозными организациями; услуг, оказываемых
уполномоченными органами государственной власти и органами
местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие
виды пошлин и сборов; товаров (работ, услуг), связанных с
учебным, учебно - производственным, научным или воспитательным
процессом и производимых государственными и муниципальными
образовательными учреждениями; путевок (курсовок) в санаторно -
курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха,
реализуемых для инвалидов; других товаров первой необходимости по
перечню, устанавливаемому законодательными (представительными)
органами субъектов Российской Федерации с целью недопущения
снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения.
Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами
субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на
территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог с продаж, законодательные (представительные)
органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога,
порядок и сроки уплаты налога, льготы и форму отчетности по
данному налогу, а также могут устанавливать дополнительный
перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается
от налога с продаж.
Таким образом, Федеральный закон установил:
- специальный перечень товаров (работ, услуг) как первой, так и
не первой необходимости, являющихся объектами налогообложения по
налогу с продаж;
- перечень товаров (работ, услуг), которые не могут являться
объектами налогообложения по налогу с продаж, - товары и услуги
первой необходимости;
- условие, при котором объектами налогообложения по налогу с
продаж признаются товары и услуги по решению законодательного
(представительного) органа субъекта Российской Федерации.
Содержание этих норм федерального законодательства не может
истолковываться иначе, как обязывающее субъект Российской
Федерации при установлении налога с продаж определять
налогооблагаемую базу путем принятия решения об установлении
конкретного перечня товаров не первой необходимости, от стоимости
которых рассчитывается налог.
Правильность такого толкования основана на том, что
платежеспособность населения в настоящее время в основном
невелика и позволяет, как правило, приобретать лишь товары,
необходимые для удовлетворения насущных потребностей. Таким
образом, платежеспособный спрос на реализуемую продукцию в
подавляющем большинстве случаев распространяется именно на
необходимые людям товары (работы, услуги).
По этой причине федеральным законодательством субъектам
Российской Федерации предоставлена возможность установить
расширенный перечень товаров не первой необходимости и признать
объектом налогообложения стоимость иных не указанных в
Федеральном законе, но также строго определенных товаров (работ,
услуг) не первой необходимости, а не устанавливать иной принцип
налогообложения, по которому налогом облагаются все товары, а из
налогооблагаемой базы исключается лишь стоимость некоторых
товаров первой необходимости.
В противоречие указанному Федеральному закону пунктом 2 ст. 2
Закона города Москвы от 17.03.1999 N 14 "О налоге с продаж"
установлено, что объектом налогообложения является стоимость
"...других товаров (работ, услуг), за исключением товаров (работ,
услуг), перечисленных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи".
Таким образом, обжалуемым Законом в качестве объекта
налогообложения указаны все товары, работы и услуги (кроме
специально перечисленных товаров первой необходимости) независимо
от того, первой или не первой необходимости товарами они
являются.
Возражая против заявления Николаева А.А., представители
Московской городской Думы и Мэра города Москвы ссылались на то,
что п. 3 ст. 30 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991
г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" признан не соответствующим Конституции РФ.
Действительно, п. 2 резолютивной части постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2001 г.
N 2-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта
"д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции
Федерального закона от 31 июля 1998 года "О внесении изменений и
дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" признаны не
соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19
(часть 1), 55 (часть 3) и 57 положения частей первой, второй,
третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации (в
редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года), а также
основанные на них и воспроизводящие их положения Закона Чувашской
Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области "О
налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж"
как не обеспечивающие необходимую полноту и определенность
регулирования налога с продаж, что порождает возможность его
произвольного истолкования законодателями субъектов Российской
Федерации и правоприменительной практикой.
Однако оспариваемые заявителем положения противоречат и другим
нормам федерального налогового законодательства.
Согласно ст. 1, п. 4 НК РФ законодательство субъектов
Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных
нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов
Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим
Кодексом (п. 4 в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N
154-ФЗ). В силу ст. 3, п. 1 НК РФ каждое лицо должно уплачивать
законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах
и сборах основывается на признании всеобщности и равенства
налогообложения. При установлении налогов учитывается
фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (в
редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) (см. текст
в предыдущей редакции).
Налоговым кодексом РФ установлено, что при установлении
налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
Акты законодательства о налогах и сборах должны быть
сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие
налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6
ст. 3), налог считается установленным лишь в том случае, когда
определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в т.ч.
объект налогообложения (ст. 17, п. 1 НК РФ).
Налог, по которому не определен хотя бы один из перечисленных
в п. 1 ст. 17 НК РФ элементов налогообложения, не может
считаться установленным и не должен взиматься.
При таких условиях п. 2 ст. 2 Закона города Москвы от
17.03.1999 N 14 "О налоге с продаж" как противоречащий
федеральному налоговому законодательству, установившему принцип
отнесения к налогооблагаемой базе по налогу с продаж лишь тех
товаров (работ, услуг), которые должны включаться в специальные
перечни товаров (работ, услуг) не первой необходимости, подлежит
признанию недействительным со слов: "...других товаров (работ,
услуг), за исключением товаров (работ, услуг), перечисленных в
пунктах 3 и 4 настоящей статьи", недействующим и не подлежащим
применению с момента вступления решения в законную силу.
Согласно п. 9 постановления Конституционного Суда РФ, которым
Конституционный Суд Российской Федерации признал, что поскольку
налог с продаж, введенный на основании федерального закона
законами субъектов Российской Федерации, является источником
доходной части бюджетов соответствующих субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов, немедленное признание оспариваемых
положений утратившими силу может повлечь неисполнение указанных
бюджетов и привести к нарушению прав и свобод граждан, что
обусловливает необходимость установления в соответствии с пунктом
12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" порядка, сроков и
особенностей исполнения настоящего постановления. А поэтому
указал, что эти положения должны быть приведены в соответствие с
Конституцией Российской Федерации и во всяком случае утрачивают
силу не позднее 1 января 2002 года.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что на
основании этого оспариваемые положения следует признать
недействующими и не подлежащими применению с 01.01.2001 суд
считает несостоятельными.
Правомочия Конституционного Суда Российской Федерации,
определенные в частях первой и третьей статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", предусматривающие вступление решения Конституционного
Суда Российской Федерации в силу немедленно после провозглашения,
сами по себе не определяют момент наступления правовых
последствий признания акта неконституционным, в том числе тот
момент, с которого подлежит восстановлению нарушенное
неконституционной нормой право.
В случае признания противоречащим федеральному закону закона
субъекта Российской Федерации суд в резолютивной части решения
указывает об этом, а также о том, что данный закон признается
недействующим и не подлежащим применению со дня вступления
решения в законную силу.
Доводы представителей Московской городской Думы о том, что
оспариваемые положения не нарушают права потребителей, физических
лиц, каковым является заявитель, т.к. плательщиками налога
являются юридические лица, суд считает необоснованными, т.к.
сумма налога с продаж включается в цену товаров и услуг, что
ведет к их удорожанию, что нарушает права потребителей.
Руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР, коллегия
решила:
Заявление Николаева Андрея Александровича о признании Закона
города Москвы "О налоге с продаж" частично противоречащим
федеральному закону удовлетворить.
Признать п. 2 ст. 2 Закона города Москвы "О налоге с продаж"
от 17 марта 1999 года N 14 (в редакции Закона города Москвы от
14.07.2000 N 19) со слов: "..., а также других товаров и услуг,
за исключением поименованных в частях 3 и 4 настоящей статьи"
противоречащим федеральному закону, недействующим и не подлежащим
применению с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий В.А. Емышева
Судья:
Секретарь:
|