ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 6 сентября 2001 г. N ГКПИ 2001-1280
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда Романенкова Н.С.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе Жмаковского Александра Владимировича о признании
недействительными: п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР
от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в
РСФСР", указаний на дополнение положений "Примерных правил учета
граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР" местными органами власти с
учетом местных условий и компенсации морального вреда,
установил:
Жмаковский А.В. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой о
признании недействительными: п. 2 Постановления Совета Министров
РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых
помещений в РСФСР", указаний на дополнение положений "Примерных
правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР" местными органами власти с
учетом местных условий и компенсации морального вреда.
Как пояснил в судебном заседании заявитель Жмаковский А.В.,
Совет Министров РСФСР превысил свои полномочия, поручив Советам
Министров автономных республик, исполнительным Комитетам краевых,
областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных
депутатов разработать и утвердить правила учета граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых
помещений в автономной республике, крае, области, городах Москве и
Ленинграде. Соглашения по передаче полномочий в области жилищного
законодательства между федеральными органами исполнительной власти
и, в частности, Правительством Московской области не было.
Положения оспариваемого нормативного акта не соответствуют
действующему законодательству и нарушают его права, т.к. ему было
необоснованно отказано в принятии на учет как нуждающемуся в
улучшении жилищных условий.
Представитель заинтересованного лица Правительства РФ
Овчаров П.И. возражал против удовлетворения заявленных требований
и пояснил в суде, что оспариваемый нормативный акт не противоречит
действующему законодательству и не нарушает прав и законных
интересов заявителя.
Выслушав объяснения заявителя Жмаковского А.В., представителя
заинтересованного лица Правительства РФ Овчарова П.И., исследовав
материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что жалоба не подлежит
удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит
оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской
Федерации ненормативный акт государственного органа или органа
местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом,
также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым
актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом
недействительными.
В связи с введением в действие Жилищного кодекса РСФСР Совет
Министров РСФСР принял Постановление N 335 от 31 июля 1984 г. "О
порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР" (в ред. Постановлений
Правительства РФ от 18.01.92 N 34, от 23.07.93 N 726, от 28.02.96
N 199).
Данным Постановлением утверждены Примерные правила учета
граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР, а пунктом 2 Постановления
поручено Советам Министров автономных республик, исполнительным
комитетам краевых, областных, Московского и Ленинградского
городских Советов народных депутатов:
а) на основании Примерных правил учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в
РСФСР, утвержденных настоящим Постановлением, с учетом местных
условий разработать и по согласованию с советами профессиональных
союзов утвердить правила учета граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, и предоставления жилых помещений в автономной
республике, крае, области, городах Москве и Ленинграде;
б) определить порядок выделения жилой площади для обеспечения
граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и пользующихся
правом внеочередного и первоочередного получения жилых помещений.
Доводы заявителя о том, что при издании оспариваемого
нормативного акта Совет Министров РСФСР превысил свои полномочия,
ибо не наделен правом определять или перераспределять компетенцию
и полномочия органов власти, являются несостоятельными.
Жилищный кодекс РСФСР в статье 49 устанавливает, что Правила
учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений утверждаются в порядке,
определяемом Советом Министров РСФСР.
Совет Министров РСФСР Постановлением от 31 июля 1984 г. N 335
установил такой порядок.
Конституция Российской Федерации к совместному ведению
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относит
жилищное законодательство (п. "к" ст. 72 Конституции РФ).
Жилищные отношения в Российской Федерации регулируются
Жилищным кодексом РСФСР, Законом РФ "Об основах федеральной
жилищной политики" и иными актами жилищного законодательства,
которые определяют компетенцию как органов государственной власти
и управления Российской Федерации, так и субъектов Российской
Федерации в этой сфере.
При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными ссылки
Жмаковского А.В. на положения Федерального закона "О принципах и
порядке разграничения предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации".
Подпунктом "б" п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР
поручено Советам Министров автономных республик, исполнительным
комитетам краевых, областных, Московского и Ленинградского Советов
народных депутатов определить порядок выделения жилой площади для
обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и
пользующихся правом внеочередного и первоочередного получения
жилых помещений.
Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" в
статье 13 предусматривает, что порядок и условия предоставления
жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в
улучшении жилищных условий, определяют органы государственной
власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение
жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых
помещений, установленных органами государственной власти и
управления Российской Федерации и республик в составе Российской
Федерации.
С учетом изложенного доводы заявителя о незаконности пп. "б"
п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335
являются ошибочными.
Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР
предусматривают, что в Правилах учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений с
учетом местных условий устанавливается продолжительность
проживания граждан в общежитиях и на условиях поднайма либо найма
жилых помещений в случаях, указанных в подпунктах "д" и "е" п. 7,
а также могут быть предусмотрены дополнительные основания
признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Положения данного пункта соответствуют ст. ст. 30, 49 ЖК РСФСР
и ст. 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики".
Так, согласно ст. 30 ЖК РСФСР порядок учета граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения
очередности предоставления гражданам жилых помещений
устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и
другим законодательством РСФСР.
В абзаце 2 пп. "а" п. 7 Примерных правил учета граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых
помещений в РСФСР речь идет о признании нуждающимися в улучшении
жилищных условий инвалидов Великой Отечественной войны, а также
других категорий граждан, для которых могут быть предусмотрены
основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных
условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи
выше уровня, установленного в регионе.
Положения данной нормы не нарушают прав заявителя и не
противоречат закону.
Абзац 2 п. "8" Примерных Правил учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в
РСФСР предоставляет льготу для рабочих и служащих, длительное
время добросовестно работающих на предприятиях, в учреждениях,
организациях, проживающих в близлежащем населенном пункте, при
постановке на учет.
Права Жмаковского А.В. данным положением не нарушаются.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного акта
соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах
компетенции органа государственной власти и не нарушают права и
охраняемые законом интересы гражданина, заявленные Жмаковским А.В.
требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192,
197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Жмаковского Александра Владимировича о признании
недействительными: п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР
от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений
в РСФСР", указаний на дополнение положений "Примерных правил учета
граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР" местными органами власти с
учетом местных условий и компенсации морального вреда - оставить
без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней
после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
|