Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА СНГ N 01-1/2-2001 О ТОЛКОВАНИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПУНКТА 5.12 ПОЛОЖЕНИЯ О СОВЕТЕ КОМАНДУЮЩИХ ПОГРАНИЧНЫМИ ВОЙСКАМИ, УТВЕРЖДЕННОГО СОГЛАШЕНИЕМ СОВЕТА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ СНГ ОТ 24 СЕНТЯБРЯ 1993 ГОДА (ПРИНЯТО В Г. МИНСКЕ 02.10.2001)

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


          ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

                         РЕШЕНИЕ N 01-1/2-2001

                      (Минск, 2 октября 2001 года)

       Экономический Суд   Содружества   Независимых   Государств   в
   составе:
       председательствующего -   Председателя   Экономического   Суда
   Каженова А.Б.,  судей Экономического Суда: Вылкова И., Жороева К.,
   Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Толибова Х.,
       при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
       с участием    Генерального   советника   Экономического   Суда
   Прониной М.Г.,   представителя   Координационной   службы   Совета
   командующих  Пограничными войсками Шехалевича М.Д.,  представителя
   Исполнительного  комитета   Содружества   Независимых   Государств
   Тышкевича М.М.,
       рассмотрев в  открытом  судебном  заседании  дело  по  запросу
   Координационной  службы Совета командующих Пограничными войсками о
   толковании,
       установил:
       Координационная служба   Совета    командующих    Пограничными
   войсками  обратилась  в  Экономический Суд Содружества Независимых
   Государств  с  запросом  о  толковании  применения   пункта   5.12
   Положения    о    Совете    командующих   Пограничными   войсками,
   утвержденного  Соглашением  Совета  глав  государств   Содружества
   Независимых Государств от 24 сентября 1993 года, регламентирующего
   некоторые вопросы пенсионного обеспечения  военнослужащих  органов
   Совета командующих Пограничными войсками,  подлежащих увольнению в
   запас.   В   частности,   Координационная    служба    командующих
   Пограничными   войсками   просит   разъяснить:   предполагает   ли
   пункт 5.12 Положения о Совете  командующих  Пограничными  войсками
   определение  размера пенсии военнослужащим Координационной службы,
   подлежащим увольнению в  запас,  на  основе  размеров  должностных
   окладов, установленных Решением Совета глав  правительств  СНГ  от
   20 июня  2000  года;  требуется   ли   выполнение   дополнительных
   внутригосударственных  процедур для вступления в силу Соглашения о
   Положении   о  Совете   командующих   Пограничными   войсками   от
   24 сентября 1993 года и Решения об условиях оплаты труда в рабочих
   органах Совета министров обороны,  Совета командующих Пограничными
   войсками,  Совета министров внутренних дел государств - участников
   Содружества Независимых Государств от 20 июня 2000 года.
       В обоснование  запроса  Координационная  служба  сослалась  на
   имеющиеся в государствах разногласия  по  применению  пункта  5.12
   Положения   о   Совете  командующих  Пограничными  войсками.  Так,
   Федеральная пограничная служба Российской Федерации  считает,  что
   для   применения   положения   пункта  5.12  в  части  пенсионного
   обеспечения  военнослужащих  Координационной  службы   исходя   из
   размеров   их   должностных   окладов,   установленных  в  Службе,
   необходимо принятие  соответствующего  национального  нормативного
   акта,  внесение  соответствующих  изменений  в  нормы  российского
   права.
       Заслушав судью    докладчика    Жороева    К.,   представителя
   Координационной службы Совета  командующих  Пограничными  войсками
   Шехалевича   М.Д.,   обсудив   заключение  Генерального  советника
   Экономического Суда  Прониной М.Г. и  исследовав  имеющиеся в деле
   документы, Экономический Суд пришел к следующим выводам.
       Толкование пункта  5.12   Положения   о   Совете   командующих
   Пограничными  войсками  должно  осуществляться  в  соответствии  с
   правилом статьи 31 Венской  конвенции  о  международных  договорах
   1969  года  как  на  основе  значения,  которое  следует придавать
   терминам договора в их контексте, так и с учетом взаимосвязанных с
   ним иных соглашений.
       Пункт 5.12  Положения  о   Совете   командующих   Пограничными
   войсками  устанавливает:  "Пенсионное  обеспечение  военнослужащих
   органов  Совета  командующих,  подлежащих  увольнению   в   запас,
   производится   государством,  гражданами  которого  они  являются,
   исходя из размеров должностных окладов,  не ниже тех, что были для
   них   установлены   в   органе   Совета   командующих.  Пенсионное
   обеспечение    военнослужащих    органов    Совета     командующих
   осуществляется  через существующую систему пенсионного обеспечения
   военнослужащих   Пограничных   войск   посылающего   государства".
   Указанное  Соглашение  подписали:  Республика Армения,  Республика
   Беларусь,  Грузия,  Республика Казахстан,  Кыргызская  Республика,
   Российская   Федерация,   Республика   Таджикистан,  Туркменистан,
   Республика Узбекистан (не подписано  Азербайджанской  Республикой,
   Республикой  Молдова  и  Украиной) и в него Решением от 21 октября
   1994 года были внесены  дополнения  и  изменения,  не  касающиеся,
   однако,  содержания  пункта  5.12  и повлекшие изменение нумерации
   пунктов 4.1 - 4.9 раздела 4 Положения.
       Пункт 5.12   Положения   регламентирует   вопросы,  касающиеся
   пенсионного обеспечения военнослужащих органов Совета  командующих
   Пограничными  войсками.  Таким постоянным рабочим органом является
   Координационная служба,  созданная,  как указывается в пункте  4.7
   Положения,   для   обеспечения  выполнения  возложенных  на  Совет
   командующих   функций.   Следовательно,   действие   пункта   5.12
   распространяется  на  подлежащих увольнению в запас военнослужащих
   Координационной службы как органа Совета командующих.
       Военнослужащие Координационной  службы  считаются  проходящими
   военную службу и составляют отдельную  категорию  личного  состава
   Координационной  службы  Совета командующих Пограничными войсками.
   Так определен правовой статус личного состава Положением о  Совете
   командующих Пограничными войсками от 24 сентября 1993 года,  а еще
   ранее - Соглашением о постоянном рабочем органе Совета командующих
   Пограничными войсками,  подписанным главами правительств 9 октября
   1992 года.
       Положение о    Совете    командующих   Пограничными   войсками
   определяет   военнослужащих   органов   Совета   командующих   как
   военнослужащих  государств  -  участников  Содружества Независимых
   Государств,  проходящих службу в  органах  Совета  командующих,  а
   служащих  органов  Совета  командующих - как гражданский персонал,
   состоящий   с   органами    Совета    командующих    в    трудовых
   правоотношениях.  Таким  образом,  личный  состав  органов  Совета
   командующих  -  это  военнослужащие  и  служащие  органов   Совета
   командующих.
       Вопросы пенсионного  обеспечения  служащих  межгосударственных
   (межправительственных)   органов   Содружества   решены   в  Общем
   положении  о  межгосударственных  (межправительственных)   органах
   Содружества  Независимых Государств,  утвержденном Решением Совета
   глав правительств Содружества Независимых Государств от 21 октября
   1994   года   (пункт   13),   а   правовой  статус  военнослужащих
   Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками, в
   том  числе  их  пенсионное  обеспечение  при  увольнении  в запас,
   урегулирован специальными актами Содружества,  которым является, в
   частности, Положение о Совете командующих Пограничными войсками.
       Пункт 5.12   Положения   регулирует   следующие   3   вопроса,
   касающиеся  пенсионного обеспечения военнослужащих Координационной
   службы:
       1) пенсионное    обеспечение    военнослужащих    производится
   государством, гражданами которого они являются;
       2) такое    обеспечение   производится   исходя   из   размера
   должностных окладов,  не ниже тех,  что были для них установлены в
   органе Совета командующих;
       3) пенсионное обеспечение  осуществляется  через  существующую
   систему  пенсионного  обеспечения военнослужащих Пограничных войск
   посылающего  государства.  Под  системой  пенсионного  обеспечения
   следует  понимать  органы,  на  которые  в  государствах возложено
   пенсионное обеспечение военнослужащих Пограничных войск.
       Так, в  Российской  Федерации  в  соответствии  с  Законом  "О
   пенсионном обеспечении лиц,  проходивших военную службу,  службу в
   органах   внутренних   дел,   учреждениях   и органах  уголовно  -
   исполнительной  системы  и их семей" от 12 февраля 1993 года таким
   органом   является   Федеральная  служба  безопасности  Российской
   Федерации.
       Размер должностных   окладов   военнослужащим  Координационной
   службы определялся на протяжении  1992  -  2000  годов  следующими
   международными Соглашениями:
       1. Соглашением о постоянном рабочем органе Совета  командующих
   Пограничными    войсками,    подписанным    главами   правительств
   Содружества Независимых государств 9 октября 1992 года.
       Части 2  и  3  статьи 5 этого Соглашения предусматривают,  что
   "военнослужащие,  рабочие и служащие Координационной службы Совета
   командующих   Пограничными  войсками  пользуются  льготами,  всеми
   видами  довольствия   и   пенсионным   обеспечением   по   нормам,
   установленным  для  аналогичных  категорий в Аппарате командующего
   Пограничными войсками Российской Федерации.
       Сохранить военнослужащим    в    случае    их   назначения   в
   Координационную службу на должность с меньшим должностным  окладом
   получаемые  ими до такого назначения оклады,  с учетом индексации,
   на весь период работы в этих должностях.  При увольнении указанных
   военнослужащих исчислять им пенсию из индексированного оклада - по
   занимаемой до назначения в Координационную службу должности".
       2. Указанным выше Положением о Совете командующих Пограничными
   войсками,  пункт 5.15 которого содержит общее правило о  том,  что
   денежным,  вещевым, продовольственным и другими видами довольствия
   военнослужащие органов Совета командующих обеспечиваются  согласно
   нормам,  установленным  для военнослужащих,  соответствующих им по
   своему должностному положению  в  органе  Управления  Пограничными
   войсками принимающего государства.
       3. Решением Совета глав правительств об условиях оплаты  труда
   в  рабочих  органах  Совета министров обороны,  Совета командующих
   Пограничными   войсками,   Совета   министров    внутренних    дел
   государств -  участников  Содружества  Независимых  Государств  от
   20 июня 2000 года с 1 января 2001 года размеры должностных окладов
   военнослужащих   Координационной   службы  установлены  на  уровне
   должностных окладов  сотрудников  Совета  Безопасности  Российской
   Федерации.
       При принятии каждого  последующего  акта  (договора)  действие
   предыдущего  в  части  положений,  относящихся  к одному и тому же
   вопросу,  не было прекращено или приостановлено, и, следовательно,
   в  соответствии  с  пунктом  3 статьи 30 Венской конвенции о праве
   международных договоров предыдущий акт применяется  только  в  той
   мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего.
       При таких обстоятельствах Экономический Суд находит,  что  как
   Соглашение   от  9  октября  1992  года  относительно  обеспечения
   военнослужащих Координационной  службы  денежным  довольствием  (в
   части   должностного   оклада)   по   нормам,   установленным  для
   аналогичных  категорий  в   Аппарате   командующего   Пограничными
   войсками   Российской  Федерации,  а  также  исчисления  пенсии  в
   соответствующих случаях из индексированного оклада  по  занимаемой
   до назначения в Координационную службу должности, так и пункт 5.15
   Положения о Совете  командующих  Пограничными  войсками  о  нормах
   денежного   довольствия   (также   в  части  должностного  оклада)
   военнослужащих этой службы не подлежат применению.
       Пункт 5.12  Положения  как  неотъемлемой  части международного
   договора,  а также Решение Совета глав правительств СНГ от 20 июня
   2000  года  в  части  размеров  должностных окладов военнослужащим
   Координационной службы имеют приоритет перед нормами национального
   права.  Так,  в  соответствии  с  пунктом  4 статьи 15 Конституции
   Российской   Федерации    общепризнанные    принципы    и    нормы
   международного права и международные договоры Российской Федерации
   являются  составной   частью   ее   правовой   системы,   и   если
   международным  договором  Российской  Федерации  установлены  иные
   правила,  чем  предусмотренные  законом,  то  применяются  правила
   международного договора.
       Это же положение закреплено и в Федеральном законе  Российской
   Федерации  "О  международных договорах  Российской  Федерации"  от
   15 июля 1995 года (пункт 1.2 статьи 5 Закона).
       Из пункта  3 статьи 5 Федерального закона от 15 июля 1995 года
   следует,  что положения  официально  опубликованных  международных
   договоров    Российской    Федерации,    не    требующие   издания
   внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской
   Федерации непосредственно.
       Согласие Российской  Федерации  на  обязательность   для   нее
   международного  договора может выражаться способами,  указанными в
   пункте  1  статьи  6  Федерального  Закона,  в  том  числе   путем
   подписания.  Таким путем выражено согласие Российской Федерации на
   обязательность для нее Соглашения о Положении о Совете командующих
   Пограничными   войсками,   Решения  Совета  глав  правительств  об
   определении  должностных  окладов  военнослужащим  Координационной
   службы,  что  соответствует  статье  12  Венской конвенции о праве
   международных договоров. Условия этих актов не содержат требований
   о  выполнении  внутригосударственных  процедур для их вступления в
   силу,  и ни одно из государств  -  участников  не  заявило  такого
   требования при подписании актов.
       Следовательно, при увольнении в запас с  1  января  2001  года
   военнослужащих   Координационной   службы,  являющихся  гражданами
   Российской Федерации,  в соответствии с пунктом 5.12  Положения  о
   Совете командующих Пограничными войсками их пенсионное обеспечение
   должно осуществляться исходя из размеров  должностных  окладов  не
   ниже  тех,  что были установлены для них в Координационной службе,
   то есть Решением Совета глав правительств от 20  июня  2000  года,
   вынесенного   в   соответствии   с   компетенцией   этого   органа
   Содружества,  правомочного решать вопросы  об  условиях  оплаты  в
   органах  Содружества,  финансируемых  за  счет  бюджетных  средств
   государств - участников Содружества Независимых Государств.
       Вместе с  тем,  определяя значение терминов,  использованных в
   пункте 5.12 Положения,  в контексте с нормами других соглашений по
   тому же вопросу, и в частности с частями 2 и 3 статьи 5 Соглашения
   от 9 октября 1992 года,  не  связывающими  пенсионное  обеспечение
   военнослужащих  Координационной  службы  только с увольнением их в
   запас,  Экономический Суд пришел к выводу, что термину "увольнение
   в  запас"  в  пункте  5.12  Положения  следует  придавать значение
   "увольнение с военной службы",  и что таким образом действие этого
   пункта  распространяется на военнослужащих Координационной службы,
   подлежащих увольнению как в запас, так и в отставку.
       Закон Российской  Федерации  "О  пенсионном  обеспечении  лиц,
   проходивших военную  службу,  службу  в  органах  внутренних  дел,
   учреждениях   и   органах   уголовно-исполнительной   системы"  от
   12 февраля 1993 года (с последующими изменениями и  дополнениями),
   а  также Постановления Совета Министров - Правительства Российской
   Федерации о порядке исчисления выслуги лет,  назначения и  выплаты
   пенсий  и  пособий  лицам,  проходившим  военную службу в качестве
   офицеров,  прапорщиков,  мичманов и военнослужащих срочной  службы
   или  по  контракту  в  качестве солдат,  матросов и старшин,  либо
   службу  в  органах   внутренних   дел,   учреждениях   и   органах
   уголовно-исправительной   системы  и  их  семей   от  22  сентября
   1993   года   (с   последующими   изменениями   и    дополнениями)
   предусматривают включение в денежное довольствие, учитываемое  при
   исчислении пенсии  военнослужащим,  оклада  по  последней  штатной
   должности.
       Условия, нормы     и    порядок    пенсионного    обеспечения,
   установленные статьей 1 указанного выше  Закона,  распространяются
   на  лиц,  проходивших  военную  службу  в  Федеральной пограничной
   службе и органах пограничной  службы  Российской  Федерации,  а  в
   соответствии   с  пунктом  5.12  Положения  о  Совете  командующих
   Пограничными  войсками  -  и  на  военнослужащих   Координационной
   службы,  являющихся  гражданами  Российской  Федерации,  с  учетом
   условий  и  норм,  определенных  указанными  выше   международными
   соглашениями  Российской  Федерации.  При  этом  в соответствии со
   статьей 27  Венской  конвенции  о  праве  международных  договоров
   государство  - участник международного договора не может ссылаться
   на положения своего внутреннего права в  качестве  оправдания  для
   невыполнения им договора.
       На основании  изложенного  и  руководствуясь  пунктами  5,  16
   Положения    об   Экономическом   Суде   Содружества   Независимых
   Государств,  пунктами  143,  148  Регламента  Экономического  Суда
   Содружества Независимых Государств, Экономический Суд
       решил:
       По запросу    Координационной    службы   Совета   командующих
   Пограничными войсками дать следующее толкование.
       1. Пункт  5.12  Положения  о  Совете  командующих Пограничными
   войсками,  утвержденного  Соглашением   Совета   глав   государств
   Содружества  Независимых  Государств  от  24  сентября  1993 года,
   определяет обязанность государств, их подписавших:
       а) производить     пенсионное    обеспечение    военнослужащих
   Координационной службы Совета  командующих  Пограничными  войсками
   при  увольнении  их  с  военной службы через систему органов этого
   государства;
       б) при  пенсионном  обеспечении военнослужащих Координационной
   службы исходить из размеров должностных окладов,  установленных  в
   этой Службе.
       2. При   увольнении   с    военной    службы    военнослужащих
   Координационной  службы  после  1 января 2001 года и назначении им
   пенсии должны учитываться в соответствии с пунктом 5.12  Положения
   о  Совете  командующих  Пограничными  войсками должностные оклады,
   установленные Решением Совета глав правительств об условиях  труда
   в  рабочих  органах  Совета министров обороны,  Совета командующих
   Пограничными   войсками,   Совета   министров    внутренних    дел
   государств -  участников  Содружества  Независимых  Государств  от
   20 июня 2000 года.
       3. Соглашение  о  Положении  о Совете командующих Пограничными
   войсками от 24 сентября 1993 года и утвержденное  им  Положение  о
   Совете  командующих Пограничными войсками,  а также Решение Совета
   глав правительств об  условиях  оплаты  труда  в  рабочих  органах
   Совета   министров   обороны,   Совета   командующих  Пограничными
   войсками,  Совета министров внутренних дел государств - участников
   Содружества Независимых Государств от 20 июня 2000 года вступили в
   силу со дня их  подписания  государствами - участниками и подлежат
   непосредственному применению.
       4. Опубликовать настоящее Решение  в  изданиях  Содружества  и
   средствах массовой информации государств - участников Соглашения о
   статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств  от
   6 июля 1992 года.
       5. Копию  Решения  направить  Координационной  службе   Совета
   командующих   Пограничными  войсками,  государствам  -  участникам
   Содружества  Независимых  Государств,   Исполнительному   комитету
   Содружества  Независимых  Государств,  Комиссии  по  экономическим
   вопросам  при   Экономическом   совете   Содружества   Независимых
   Государств,  Совету  министров  обороны  государств  -  участников
   Содружества Независимых Государств,  Совету  министров  внутренних
   дел государств - участников Содружества Независимых Государств.
       6. Решение окончательное и обжалованию не подлежит.

                                                         Председатель
                                                          А.Б.КАЖЕНОВ

                                                Руководитель аппарата
                                                            В.Г.ЗОРИН



Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное