ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ N 01-1/2-2001
(Минск, 2 октября 2001 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в
составе:
председательствующего - Председателя Экономического Суда
Каженова А.Б., судей Экономического Суда: Вылкова И., Жороева К.,
Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Толибова Х.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием Генерального советника Экономического Суда
Прониной М.Г., представителя Координационной службы Совета
командующих Пограничными войсками Шехалевича М.Д., представителя
Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств
Тышкевича М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу
Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками о
толковании,
установил:
Координационная служба Совета командующих Пограничными
войсками обратилась в Экономический Суд Содружества Независимых
Государств с запросом о толковании применения пункта 5.12
Положения о Совете командующих Пограничными войсками,
утвержденного Соглашением Совета глав государств Содружества
Независимых Государств от 24 сентября 1993 года, регламентирующего
некоторые вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих органов
Совета командующих Пограничными войсками, подлежащих увольнению в
запас. В частности, Координационная служба командующих
Пограничными войсками просит разъяснить: предполагает ли
пункт 5.12 Положения о Совете командующих Пограничными войсками
определение размера пенсии военнослужащим Координационной службы,
подлежащим увольнению в запас, на основе размеров должностных
окладов, установленных Решением Совета глав правительств СНГ от
20 июня 2000 года; требуется ли выполнение дополнительных
внутригосударственных процедур для вступления в силу Соглашения о
Положении о Совете командующих Пограничными войсками от
24 сентября 1993 года и Решения об условиях оплаты труда в рабочих
органах Совета министров обороны, Совета командующих Пограничными
войсками, Совета министров внутренних дел государств - участников
Содружества Независимых Государств от 20 июня 2000 года.
В обоснование запроса Координационная служба сослалась на
имеющиеся в государствах разногласия по применению пункта 5.12
Положения о Совете командующих Пограничными войсками. Так,
Федеральная пограничная служба Российской Федерации считает, что
для применения положения пункта 5.12 в части пенсионного
обеспечения военнослужащих Координационной службы исходя из
размеров их должностных окладов, установленных в Службе,
необходимо принятие соответствующего национального нормативного
акта, внесение соответствующих изменений в нормы российского
права.
Заслушав судью докладчика Жороева К., представителя
Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками
Шехалевича М.Д., обсудив заключение Генерального советника
Экономического Суда Прониной М.Г. и исследовав имеющиеся в деле
документы, Экономический Суд пришел к следующим выводам.
Толкование пункта 5.12 Положения о Совете командующих
Пограничными войсками должно осуществляться в соответствии с
правилом статьи 31 Венской конвенции о международных договорах
1969 года как на основе значения, которое следует придавать
терминам договора в их контексте, так и с учетом взаимосвязанных с
ним иных соглашений.
Пункт 5.12 Положения о Совете командующих Пограничными
войсками устанавливает: "Пенсионное обеспечение военнослужащих
органов Совета командующих, подлежащих увольнению в запас,
производится государством, гражданами которого они являются,
исходя из размеров должностных окладов, не ниже тех, что были для
них установлены в органе Совета командующих. Пенсионное
обеспечение военнослужащих органов Совета командующих
осуществляется через существующую систему пенсионного обеспечения
военнослужащих Пограничных войск посылающего государства".
Указанное Соглашение подписали: Республика Армения, Республика
Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика,
Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан,
Республика Узбекистан (не подписано Азербайджанской Республикой,
Республикой Молдова и Украиной) и в него Решением от 21 октября
1994 года были внесены дополнения и изменения, не касающиеся,
однако, содержания пункта 5.12 и повлекшие изменение нумерации
пунктов 4.1 - 4.9 раздела 4 Положения.
Пункт 5.12 Положения регламентирует вопросы, касающиеся
пенсионного обеспечения военнослужащих органов Совета командующих
Пограничными войсками. Таким постоянным рабочим органом является
Координационная служба, созданная, как указывается в пункте 4.7
Положения, для обеспечения выполнения возложенных на Совет
командующих функций. Следовательно, действие пункта 5.12
распространяется на подлежащих увольнению в запас военнослужащих
Координационной службы как органа Совета командующих.
Военнослужащие Координационной службы считаются проходящими
военную службу и составляют отдельную категорию личного состава
Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками.
Так определен правовой статус личного состава Положением о Совете
командующих Пограничными войсками от 24 сентября 1993 года, а еще
ранее - Соглашением о постоянном рабочем органе Совета командующих
Пограничными войсками, подписанным главами правительств 9 октября
1992 года.
Положение о Совете командующих Пограничными войсками
определяет военнослужащих органов Совета командующих как
военнослужащих государств - участников Содружества Независимых
Государств, проходящих службу в органах Совета командующих, а
служащих органов Совета командующих - как гражданский персонал,
состоящий с органами Совета командующих в трудовых
правоотношениях. Таким образом, личный состав органов Совета
командующих - это военнослужащие и служащие органов Совета
командующих.
Вопросы пенсионного обеспечения служащих межгосударственных
(межправительственных) органов Содружества решены в Общем
положении о межгосударственных (межправительственных) органах
Содружества Независимых Государств, утвержденном Решением Совета
глав правительств Содружества Независимых Государств от 21 октября
1994 года (пункт 13), а правовой статус военнослужащих
Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками, в
том числе их пенсионное обеспечение при увольнении в запас,
урегулирован специальными актами Содружества, которым является, в
частности, Положение о Совете командующих Пограничными войсками.
Пункт 5.12 Положения регулирует следующие 3 вопроса,
касающиеся пенсионного обеспечения военнослужащих Координационной
службы:
1) пенсионное обеспечение военнослужащих производится
государством, гражданами которого они являются;
2) такое обеспечение производится исходя из размера
должностных окладов, не ниже тех, что были для них установлены в
органе Совета командующих;
3) пенсионное обеспечение осуществляется через существующую
систему пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск
посылающего государства. Под системой пенсионного обеспечения
следует понимать органы, на которые в государствах возложено
пенсионное обеспечение военнослужащих Пограничных войск.
Так, в Российской Федерации в соответствии с Законом "О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно -
исполнительной системы и их семей" от 12 февраля 1993 года таким
органом является Федеральная служба безопасности Российской
Федерации.
Размер должностных окладов военнослужащим Координационной
службы определялся на протяжении 1992 - 2000 годов следующими
международными Соглашениями:
1. Соглашением о постоянном рабочем органе Совета командующих
Пограничными войсками, подписанным главами правительств
Содружества Независимых государств 9 октября 1992 года.
Части 2 и 3 статьи 5 этого Соглашения предусматривают, что
"военнослужащие, рабочие и служащие Координационной службы Совета
командующих Пограничными войсками пользуются льготами, всеми
видами довольствия и пенсионным обеспечением по нормам,
установленным для аналогичных категорий в Аппарате командующего
Пограничными войсками Российской Федерации.
Сохранить военнослужащим в случае их назначения в
Координационную службу на должность с меньшим должностным окладом
получаемые ими до такого назначения оклады, с учетом индексации,
на весь период работы в этих должностях. При увольнении указанных
военнослужащих исчислять им пенсию из индексированного оклада - по
занимаемой до назначения в Координационную службу должности".
2. Указанным выше Положением о Совете командующих Пограничными
войсками, пункт 5.15 которого содержит общее правило о том, что
денежным, вещевым, продовольственным и другими видами довольствия
военнослужащие органов Совета командующих обеспечиваются согласно
нормам, установленным для военнослужащих, соответствующих им по
своему должностному положению в органе Управления Пограничными
войсками принимающего государства.
3. Решением Совета глав правительств об условиях оплаты труда
в рабочих органах Совета министров обороны, Совета командующих
Пограничными войсками, Совета министров внутренних дел
государств - участников Содружества Независимых Государств от
20 июня 2000 года с 1 января 2001 года размеры должностных окладов
военнослужащих Координационной службы установлены на уровне
должностных окладов сотрудников Совета Безопасности Российской
Федерации.
При принятии каждого последующего акта (договора) действие
предыдущего в части положений, относящихся к одному и тому же
вопросу, не было прекращено или приостановлено, и, следовательно,
в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Венской конвенции о праве
международных договоров предыдущий акт применяется только в той
мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего.
При таких обстоятельствах Экономический Суд находит, что как
Соглашение от 9 октября 1992 года относительно обеспечения
военнослужащих Координационной службы денежным довольствием (в
части должностного оклада) по нормам, установленным для
аналогичных категорий в Аппарате командующего Пограничными
войсками Российской Федерации, а также исчисления пенсии в
соответствующих случаях из индексированного оклада по занимаемой
до назначения в Координационную службу должности, так и пункт 5.15
Положения о Совете командующих Пограничными войсками о нормах
денежного довольствия (также в части должностного оклада)
военнослужащих этой службы не подлежат применению.
Пункт 5.12 Положения как неотъемлемой части международного
договора, а также Решение Совета глав правительств СНГ от 20 июня
2000 года в части размеров должностных окладов военнослужащим
Координационной службы имеют приоритет перед нормами национального
права. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции
Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации
являются составной частью ее правовой системы, и если
международным договором Российской Федерации установлены иные
правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила
международного договора.
Это же положение закреплено и в Федеральном законе Российской
Федерации "О международных договорах Российской Федерации" от
15 июля 1995 года (пункт 1.2 статьи 5 Закона).
Из пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 15 июля 1995 года
следует, что положения официально опубликованных международных
договоров Российской Федерации, не требующие издания
внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской
Федерации непосредственно.
Согласие Российской Федерации на обязательность для нее
международного договора может выражаться способами, указанными в
пункте 1 статьи 6 Федерального Закона, в том числе путем
подписания. Таким путем выражено согласие Российской Федерации на
обязательность для нее Соглашения о Положении о Совете командующих
Пограничными войсками, Решения Совета глав правительств об
определении должностных окладов военнослужащим Координационной
службы, что соответствует статье 12 Венской конвенции о праве
международных договоров. Условия этих актов не содержат требований
о выполнении внутригосударственных процедур для их вступления в
силу, и ни одно из государств - участников не заявило такого
требования при подписании актов.
Следовательно, при увольнении в запас с 1 января 2001 года
военнослужащих Координационной службы, являющихся гражданами
Российской Федерации, в соответствии с пунктом 5.12 Положения о
Совете командующих Пограничными войсками их пенсионное обеспечение
должно осуществляться исходя из размеров должностных окладов не
ниже тех, что были установлены для них в Координационной службе,
то есть Решением Совета глав правительств от 20 июня 2000 года,
вынесенного в соответствии с компетенцией этого органа
Содружества, правомочного решать вопросы об условиях оплаты в
органах Содружества, финансируемых за счет бюджетных средств
государств - участников Содружества Независимых Государств.
Вместе с тем, определяя значение терминов, использованных в
пункте 5.12 Положения, в контексте с нормами других соглашений по
тому же вопросу, и в частности с частями 2 и 3 статьи 5 Соглашения
от 9 октября 1992 года, не связывающими пенсионное обеспечение
военнослужащих Координационной службы только с увольнением их в
запас, Экономический Суд пришел к выводу, что термину "увольнение
в запас" в пункте 5.12 Положения следует придавать значение
"увольнение с военной службы", и что таким образом действие этого
пункта распространяется на военнослужащих Координационной службы,
подлежащих увольнению как в запас, так и в отставку.
Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" от
12 февраля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями),
а также Постановления Совета Министров - Правительства Российской
Федерации о порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты
пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве
офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих срочной службы
или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин, либо
службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах
уголовно-исправительной системы и их семей от 22 сентября
1993 года (с последующими изменениями и дополнениями)
предусматривают включение в денежное довольствие, учитываемое при
исчислении пенсии военнослужащим, оклада по последней штатной
должности.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения,
установленные статьей 1 указанного выше Закона, распространяются
на лиц, проходивших военную службу в Федеральной пограничной
службе и органах пограничной службы Российской Федерации, а в
соответствии с пунктом 5.12 Положения о Совете командующих
Пограничными войсками - и на военнослужащих Координационной
службы, являющихся гражданами Российской Федерации, с учетом
условий и норм, определенных указанными выше международными
соглашениями Российской Федерации. При этом в соответствии со
статьей 27 Венской конвенции о праве международных договоров
государство - участник международного договора не может ссылаться
на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для
невыполнения им договора.
На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5, 16
Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых
Государств, пунктами 143, 148 Регламента Экономического Суда
Содружества Независимых Государств, Экономический Суд
решил:
По запросу Координационной службы Совета командующих
Пограничными войсками дать следующее толкование.
1. Пункт 5.12 Положения о Совете командующих Пограничными
войсками, утвержденного Соглашением Совета глав государств
Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993 года,
определяет обязанность государств, их подписавших:
а) производить пенсионное обеспечение военнослужащих
Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками
при увольнении их с военной службы через систему органов этого
государства;
б) при пенсионном обеспечении военнослужащих Координационной
службы исходить из размеров должностных окладов, установленных в
этой Службе.
2. При увольнении с военной службы военнослужащих
Координационной службы после 1 января 2001 года и назначении им
пенсии должны учитываться в соответствии с пунктом 5.12 Положения
о Совете командующих Пограничными войсками должностные оклады,
установленные Решением Совета глав правительств об условиях труда
в рабочих органах Совета министров обороны, Совета командующих
Пограничными войсками, Совета министров внутренних дел
государств - участников Содружества Независимых Государств от
20 июня 2000 года.
3. Соглашение о Положении о Совете командующих Пограничными
войсками от 24 сентября 1993 года и утвержденное им Положение о
Совете командующих Пограничными войсками, а также Решение Совета
глав правительств об условиях оплаты труда в рабочих органах
Совета министров обороны, Совета командующих Пограничными
войсками, Совета министров внутренних дел государств - участников
Содружества Независимых Государств от 20 июня 2000 года вступили в
силу со дня их подписания государствами - участниками и подлежат
непосредственному применению.
4. Опубликовать настоящее Решение в изданиях Содружества и
средствах массовой информации государств - участников Соглашения о
статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от
6 июля 1992 года.
5. Копию Решения направить Координационной службе Совета
командующих Пограничными войсками, государствам - участникам
Содружества Независимых Государств, Исполнительному комитету
Содружества Независимых Государств, Комиссии по экономическим
вопросам при Экономическом совете Содружества Независимых
Государств, Совету министров обороны государств - участников
Содружества Независимых Государств, Совету министров внутренних
дел государств - участников Содружества Независимых Государств.
6. Решение окончательное и обжалованию не подлежит.
Председатель
А.Б.КАЖЕНОВ
Руководитель аппарата
В.Г.ЗОРИН
|