Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
17.02.2018
USD
56.36
EUR
70.65
CNY
8.88
JPY
0.53
GBP
79.62
TRY
14.99
PLN
16.99
 

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 03.04.1998 N 12-52-41ИН/12-23 О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СО СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


          МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 ПИСЬМО
                 от 3 апреля 1998 г. N 12-52-41ин/12-23

                            О РЕКОМЕНДАЦИЯХ
          ПО РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МИНИМУМУ
         СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СО СРЕДНИМ
            ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ

       Направляем Рекомендации  по     разработке     государственных
   требований  к  минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
   со  средним  профессиональным  образованием  повышенного   уровня,
   одобренные  Межведомственным экспертным советом по государственным
   образовательным стандартам среднего профессионального образования,
   состоявшимся 17 марта 1998 года.
       Информируем, что   представление   в   Минобразование   России
   проектов  государственных  образовательных  стандартов повышенного
   уровня по специальностям  среднего  профессионального  образования
   следует   сопровождать   пояснительной   запиской  с  обоснованием
   необходимости открытия профессиональной образовательной  программы
   повышенного   уровня   подготовки  по  специальности,  подписанной
   заместителем Министра соответствующего министерства (ведомства).
       Приложение N 1.   Рекомендации  по разработке  государственных
   требований  к  минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
   со средним профессиональным образованием повышенного  уровня  (для
   методических служб министерств и ведомств).
       Приложение N   2.    Государственные  требования   к  минимуму
   содержания и уровню подготовки выпускников по  специальности  1201
   Технология    машиностроения    (повышенный    уровень    среднего
   профессионального образования).

                                         Управление учебных заведений
                                           среднего профессионального
                                                          образования






                                                       Приложение N 1
                                       к письму Минобразования России
                               от 3 апреля 1998 г. N 12-52-41ин/12-23

                              РЕКОМЕНДАЦИИ
          ПО РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МИНИМУМУ
         СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СО СРЕДНИМ
            ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ
            (ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ)

                           1. Общие положения

       1.1. В соответствии с Постановлением Правительства  Российской
   Федерации   от   18   августа   1995  г.  N  821  "Об  утверждении
   государственного     образовательного      стандарта      среднего
   профессионального     образования"     среднее    профессиональное
   образование может быть осуществлено на  двух  уровнях:  базовом  и
   повышенном.
       Основная профессиональная      образовательная       программа
   повышенного уровня состоит из программы базового уровня подготовки
   специалиста среднего  звена  по  соответствующей  специальности  и
   программы   дополнительной   подготовки.   Кроме   того,  основная
   профессиональная  образовательная  программа  повышенного   уровня
   может представлять собой непрерывную (единую) программу подготовки
   специалистов со средним профессиональным образованием  повышенного
   уровня.  При этом по данной специальности предусматривается только
   повышенный уровень (например,  "Домашнее образование", "Социальная
   педагогика").
       В отличие      от       специализации,       предусматривающей
   узкоспециализированную   подготовку  в  рамках  цикла  специальных
   дисциплин,  программа дополнительной подготовки представляет собой
   реализацию   всех   компонентов  профессиональной  образовательной
   программы среднего профессионального  образования.  Отличительными
   характеристиками    профессиональной   образовательной   программы
   среднего   профессионального   образования   повышенного    уровня
   являются:
       - усиление фундаментальной подготовки;
       - изменение    соотношения    содержания    теоретической    и
   практической    подготовки    (увеличение    доли    теоретической
   подготовки);
       - усиление социально - психологической подготовки;
       - расширение      содержания      подготовки      гуманитарной
   направленности;
       - углубление знаний в области новых информационных технологий.
       1.2. Программы дополнительной подготовки могут реализовываться
   как  дополнительно  к  образовательным программам базового уровня,
   так  и  целостно  (при  интегрировании  образовательных   программ
   базового уровня и дополнительной подготовки).
       1.3. Программы дополнительной подготовки направлены на:
       - углубление  подготовки,  которое  следует понимать как более
   глубокое изучение предмета  труда  и  (или)  вида  деятельности  в
   рамках специальности;
       - расширение     подготовки,      предполагающее      освоение
   дополнительных    знаний    и    умений    из   смежных   областей
   профессиональной деятельности, что позволяет специалисту расширить
   круг функций, которые он способен выполнять.
       1.4. Программа  дополнительной  подготовки  по   специальности
   формируется  на  основе профессиональной образовательной программы
   базового уровня данной специальности.
       1.5. Содержание  программ  дополнительной  подготовки  находит
   свое отражение в квалификации, присваиваемой выпускнику.
       1.5.1. При  реализации  программы  дополнительной  подготовки,
   направленной на углубленное изучение предмета труда и  (или)  вида
   деятельности в рамках специальности,  выпускнику, в зависимости от
   специфики профессиональной образовательной программы,  может  быть
   присвоена  квалификация,  отличная от квалификации базового уровня
   СПО:
       - "старший техник" (для ряда технических специальностей);
       - квалификация,  указывающая на  новое  качество  специалиста.
   Например,   по   специальности  3201  Охрана  окружающей  среды  и
   рациональное использование природных ресурсов  на  базовом  уровне
   присваивается квалификация "техник", на повышенном уровне возможно
   присвоение квалификации "эколог";  по специальности 0606 Страховое
   дело  на  базовом  уровне  присваивается  квалификация "специалист
   страхового дела",  на повышенном  уровне  -  "менеджер  страхового
   дела";  по  специальности 3101 Землеустройство на базовом уровне -
   квалификация "техник - землеустроитель", на повышенном - "менеджер
   - землеустроитель" и т.д.
       1.5.2. При  реализации  программы  дополнительной  подготовки,
   предполагающей освоение дополнительных знаний и умений из  смежных
   областей    профессиональной    деятельности,   выпускнику   может
   присваиваться квалификация базового  уровня  с  указанием  области
   дополнительной  подготовки,  например,  "техник  с  дополнительной
   подготовкой в области менеджмента"; "воспитатель детей дошкольного
   возраста с дополнительной подготовкой в области логопедии" и т.д.
       1.5.3. Государственные требования повышенного  уровня  СПО  по
   конкретной    специальности    могут   предусматривать   овладение
   выпускниками квалификаций, определенных п. 1.5.1 и п. 1.5.2.
       1.6. Нормативный      срок      освоения      профессиональной
   образовательной  программы  повышенного  уровня  при  очной  форме
   обучения равен сумме нормативных сроков освоения:
       - программы базового уровня  по  конкретной  специальности  на
   базе среднего (полного) общего образования;
       - программы дополнительной подготовки.
       Нормативный срок  освоения программы дополнительной подготовки
   при очной форме обучения составляет 10 месяцев.
       1.7. Государственные требования к минимуму содержания и уровню
   подготовки  выпускников  среднего  профессионального   образования
   повышенного     уровня    (далее    Государственные    требования)
   разрабатываются  как  единый  документ  для  всех  форм  обучения.
   Примеры   оформления   Государственных   требований   приведены  в
   приложении 1 <*>.
       --------------------------------
       <*> Не приводится.

                2. Структура Государственных требований

       Государственные требования содержат четыре раздела:
       - общая характеристика     профессиональной    образовательной
   программы;
       - требования     к    уровню    подготовки    выпускника    по
   профессиональной образовательной программе;
       - обязательный минимум        содержания      профессиональной
   образовательной программы;
       - примечания.
       2.1. Раздел     "Общая     характеристика     профессиональной
   образовательной программы"
       2.1.1. В Государственных требованиях по специальности в данном
   разделе отражаются:
       - код  и   наименование   специальности   в   соответствии   с
   Классификатором    специальностей    среднего    профессионального
   образования, дата и номер его утверждения;
       - дата  и  регистрационный  номер  утверждения Государственных
   требований по специальности среднего профессионального образования
   базового уровня;
       - формы освоения профессиональной образовательной программы по
   специальности   в   соответствии  с  Постановлением  Правительства
   Российской Федерации от 22 апреля 1997 г.  N 463  "Об  утверждении
   перечня   специальностей   получение  которых  в  очно  -  заочной
   (вечерней),  заочной форме и в форме экстерната в  образовательных
   учреждениях     среднего    профессионального    образования    не
   допускается";
       - образовательная  база  приема  студентов  и  сроки  освоения
   программы  дополнительной  подготовки  при очной форме обучения на
   базе   среднего   (полного)   общего   образования   и    среднего
   профессионального образования базового уровня.
       Квалификации выпускника определяются в соответствии с п. 1.5.
       Перечень программ дополнительной подготовки.
       Виды профессиональной деятельности.
       2.2. Раздел "Требования  к  уровню  подготовки  выпускника  по
   профессиональной образовательной программе"
       Данный раздел должен включать:
       - ссылку  на  требования  к  уровню  подготовки  выпускника по
   образовательной программе среднего  профессионального  образования
   базового уровня;
       - общие требования  к  образованности  выпускника  со  средним
   профессиональным образованием повышенного уровня (дополнительные к
   требованиям базового уровня);
       - требования   к   уровню   подготовки  выпускника  по  циклам
   дисциплин и производственной (профессиональной) практике.
       2.2.1. Общие требования к образованности выпускника со средним
   профессиональным образованием повышенного уровня:
       выпускник отвечает следующим требованиям:
       - обладает  гражданской  зрелостью,  профессиональной  этикой,
   нравственным    сознанием,    твердостью    моральных   убеждений,
   гуманностью, ответственностью за порученное дело;
       - обладает научно - гуманистическим мировоззрением,  культурой
   мышления  для  решения  профессиональных  задач   диагностического
   характера;
       - имеет сформированные  профессиональные  интересы,  знаком  с
   основными проблемами в области профессиональной деятельности;
       владеет:
       - компьютерными   методами   сбора,   хранения   и   обработки
   информации,   применяемыми   в    сфере    его    профессиональной
   деятельности;
       - методами  оценки  и  контроля  качества  в  профессиональной
   деятельности;
       - основами законодательства  и  иными  нормативными  правовыми
   актами  Российской Федерации,  относящимися к его профессиональной
   деятельности;
       - знаниями методов управления и организации работы коллектива;
       способен:
       - самостоятельно сформулировать задачи и определять способы их
   решения в рамках профессиональной компетенции;
       - осуществлять  самостоятельный  поиск  необходимой информации
   для  решения   профессиональных   задач,   используя   современные
   информационные технологии;
       - принимать  управленческие  решения,  организовывать   работу
   трудовых коллективов;
       - самостоятельно    анализировать    свою     профессиональную
   деятельность и процесс собственного труда, осуществлять постановку
   и     реализацию     задач     в     области     профессионального
   самосовершенствования и повышения деловой квалификации,  оценивать
   соответствие  своей  профессиональной  деятельности   изменяющимся
   требованиям к ней.
       Общие требования  к  образованности  выпускника   со   средним
   профессиональным  образованием повышенного уровня являются едиными
   для всех специальностей и могут быть  дополнены  разработчиками  с
   учетом специфики конкретной специальности.
       2.2.2. Требования к уровню  подготовки  выпускника  по  циклам
   дисциплин    и    производственной   (профессиональной)   практике
   излагаются в понятиях:  "иметь представление",  "знать", "уметь" и
   оформляются  по форме Государственных требований,  аналогичной для
   специальностей СПО базового уровня.
       2.3. Раздел "Обязательный минимум содержания  профессиональной
   образовательной программы"
       Данный раздел состоит из двух частей:
       Первая часть   содержит   ссылку   на   "Обязательный  минимум
   содержания   профессиональной   образовательной    программы    по
   специальности   среднего  профессионального  образования  базового
   уровня",  в котором указывается соответствующий  ему  объем  часов
   максимальной учебной нагрузки студента,  в т.ч. часов обязательных
   учебных занятий.
       Вторая часть  именуется  как  "Обязательный минимум содержания
   программы дополнительной подготовки" и содержит:
       - наименование   циклов   и  учебных  дисциплин,  их  основные
   разделы,  темы,  понятия,  с помощью которых определяется основное
   содержание  дисциплин,  устанавливаемое  федеральным  компонентом,
   наименование      специальных      дисциплин      профессиональной
   образовательной программы повышенного уровня;
       - минимальные  объемы  времени,   отводимые   для   реализации
   федерального  компонента  циклов  дисциплин,  дисциплин  по выбору
   студентов,   устанавливаемых   образовательным   учреждением,    и
   производственной (профессиональной) практики;
       - резерв времени учебного заведения;
       - время на факультативные дисциплины;
       - минимальные объемы времени на промежуточную аттестацию;
       - минимальные   объемы  времени  на  итоговую  государственную
   аттестацию;
       - время на консультации;
       - каникулярное время.
       2.3.1. В  программе  дополнительной  подготовки объем учебного
   времени  по  общим  гуманитарным  и  социально   -   экономическим
   дисциплинам   может   составлять   до   20%   от   общего   объема
   теоретического обучения.
       Обязательными дисциплинами    цикла    являются    "Социальная
   психология" (объемом 40 - 50 часов)  и  "Физическая  культура"  (2
   часа в неделю обязательных учебных занятий).
       Остальные учебные   дисциплины   этого   цикла   (по   выбору)
   определяются   в   зависимости   от   содержания  профессиональной
   подготовки. Так, для технических специальностей возможно включение
   таких    дисциплин,    как    "История    развития    техники    и
   изобретательства",  "Эстетика труда и  производства",  "Техника  и
   дизайн";  при  подготовке специалистов гуманитарного профиля могут
   быть введены дисциплины,  связанные с изучением отдельных  проблем
   философии, истории мировых цивилизаций, истории религии и т.п.
       Допустимо также  увеличение  времени  на  изучение   дисциплин
   базового уровня.
       2.3.2. Объем   учебного   времени,    отводимый    на    циклы
   математических     и     общих    естественнонаучных    дисциплин,
   общепрофессиональных дисциплин,  может составлять до 25% от общего
   объема теоретического обучения.
       Обязательными дисциплинами общепрофессионального  цикла  могут
   быть   "Менеджмент"   (50   -  60  часов),  "Правовое  обеспечение
   профессиональной  деятельности"  (50  -  60  часов),   "Управление
   качеством" (50 - 60 часов).
       Содержание математической,        естественнонаучной         и
   общепрофессиональной подготовки формируется с учетом сферы и видов
   профессиональной  деятельности  таким  образом,  чтобы  обеспечить
   более    высокий    фундаментальный    уровень   профессионального
   образования.
       2.3.3. Специальная  подготовка  включает в себя изучение цикла
   специальных дисциплин (не менее 55% от общего объема теоретической
   подготовки)  и производственную (профессиональную) практику (около
   10%  от  общего  бюджета  подготовки).  В  теоретическом  обучении
   (ТО.00)   доля   практической   подготовки  (лабораторные  работы,
   практические занятия,  курсовые работы  (проекты))  составляет  не
   менее 30%.
       2.3.4. Государственные   требования   должны   предусматривать
   объемы  учебного времени на дисциплины по выбору,  устанавливаемые
   учебным заведением,  в пределах до  30%  от  общего  объема  часов
   теоретического   обучения   ТО.00.  Дисциплины  по  выбору  должны
   присутствовать в каждом из циклов дисциплин.
       2.3.5. Устанавливается   резерв   времени  учебного  заведения
   объемом не менее 7%  от срока реализации программы  дополнительной
   подготовки.
       2.3.6. Примерный  бюджет  времени   программы   дополнительной
   подготовки:

   -----------------------------------------------T------------------
   |         Элементы учебного процесса           |Количество недель|
   +----------------------------------------------+-----------------+
   |                      1                       |        2        |
   +----------------------------------------------+-----------------+
   |1. Теоретическое обучение                     |       31        |
   +----------------------------------------------+-----------------+
   |2. Производственная (профессиональная)        |                 |
   |практика и подготовка к ИГА                   |        4        |
   +----------------------------------------------+-----------------+
   |3. Промежуточная аттестация                   |        1        |
   +----------------------------------------------+-----------------+
   |4. Итоговая государственная аттестация        |        2        |
   +----------------------------------------------+-----------------+
   |5. Каникулы                                   |        2        |
   +----------------------------------------------+-----------------+
   |6. Резерв времени учебного заведения          |        3        |
   +----------------------------------------------+-----------------+
   |                                        Итого |       43        |
   L----------------------------------------------+------------------

       2.3.7. Примерные расчеты объемов учебного  времени  по  циклам
   учебных  дисциплин в рамках теоретического обучения (из расчета 36
   часов в неделю обязательных учебных занятий) при сроке обучения 10
   месяцев:

   ---------------------------------T--------------------------------
   |      Содержание обучения       |    Объемы учебного времени    |
   |                                +------------T------------------+
   |                                |   всего    | в т.ч. по выбору |
   |                                +-------T----+---------T--------+
   |                                |в часах|в % | в часах | в % к  |
   |                                |       |    |         |графе 2 |
   +--------------------------------+-------+----+---------+--------+
   |               1                |   2   | 3  |    4    |   5    |
   +--------------------------------+-------+----+---------+--------+
   |Теоретическое обучение          | 1116  |100 |   335   |   30   |
   |в том числе:                    |       |    |         |        |
   +--------------------------------+-------+----+---------+--------+
   |Общие гуманитарные и социально -|  223  | 20 |    67   |   30   |
   |экономические дисциплины        |       |    |         |        |
   +--------------------------------+-------+----+---------+--------+
   |Естественно - математические и  |  279  | 25 |    84   |   30   |
   |общепрофессиональные дисциплины |       |    |         |        |
   +--------------------------------+-------+----+---------+--------+
   |Специальные дисциплины          |  614  | 55 |         |        |
   +--------------------------------+-------+----+---------+--------+
   |Практическая подготовка         |  335  | 30 |   184   |   30   |
   |не менее                        |       |    |         |        |
   L--------------------------------+-------+----+---------+---------

       2.3.8. Консультации указываются на  каждую  учебную  группу  в
   течение   учебного   года   и  составляют  100  часов,  дисциплины
   факультативные - 4 часа в неделю теоретического обучения.
       2.3.9. Государственные  требования  должны  содержать  сводные
   данные  по  бюджету  времени,   на   основе   которых   составлена
   профессиональная   образовательная   программа   по  специальности
   среднего профессионального образования повышенного уровня:

       1. Срок реализации основной профессиональной
   образовательной программы базового уровня при очной форме
   обучения для лиц, обучающихся на базе среднего (полного)
   общего образования                                            нед.
       2. Срок реализации программы дополнительной
   подготовки при очной форме обучения:
       Теоретическое обучение                                 31 нед.
       Промежуточная аттестация                                1 нед.
       Производственная (профессиональная) практика
       и подготовка к итоговой государственной аттестации      4 нед.
       Итоговая государственная аттестация                     2 нед.
       Резерв времени учебного заведения                       3 нед.
       Каникулярное время                                      2 нед.
                                                       Итого: 43 нед.
       3. Срок реализации профессиональной образовательной
   программы повышенного уровня при очной форме обучения
   для лиц, обучающихся на базе среднего (полного) общего
   образования                                                   нед.

       2.4. Раздел "Примечания"
       Раздел включает  в себя порядок реализации ГОС СПО повышенного
   уровня  и  права   образовательных   учреждений   в   формировании
   профессиональных образовательных программ.






                                                       Приложение N 2
                                       к письму Минобразования России
                               от 3 апреля 1998 г. N 12-52-41ин/12-23

                                                            Утверждаю
                                          Первый заместитель Министра
                                          ___________________________
                                          "___" _____________ 199_ г.
                                          Регистрационный N _________

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
                 СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                       ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
               К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
              ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1201 ТЕХНОЛОГИЯ
              МАШИНОСТРОЕНИЯ (ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО
                     ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

       Действуют в  качестве  временных  требований  до  введения   в
   действие стандарта с 1 сентября 2001 г.

                1. Общая характеристика профессиональной
            образовательной программы по специальности 1201
                       Технология машиностроения

       1.1. Специальность утверждена Постановлением  Государственного
   комитета  Российской  Федерации  по  высшему образованию от 25 мая
   1994 г.  N 4  "Об  утверждении  государственного  образовательного
   стандарта   в   части   Классификатора   специальностей   среднего
   профессионального образования".
       Основная профессиональная    образовательная    программа   по
   специальности среднего профессионального  образования  повышенного
   уровня  состоит  из  программы  базового уровня по соответствующей
   специальности и программы дополнительной подготовки.
       1.2. Государственные требования к минимуму содержания и уровню
   подготовки   выпускников   по   специальности   1201    Технология
   машиностроения  среднего  профессионального  образования  базового
   уровня утверждены Минобразованием  России  13  сентября  1996  г.,
   регистрационный N 13-1201 ВР.
       1.3. Формы освоения основной профессиональной  образовательной
   программы по специальности 1201 Технология машиностроения:
       - очная;
       - очно - заочная (вечерняя);
       - заочная;
       - экстернат.
       1.4. Нормативный      срок      освоения      профессиональной
   образовательной программы при очной форме обучения:
       - на базе среднего (полного) общего образования -  3  года  10
   месяцев;
       - на  базе  среднего  профессионального  образования  базового
   уровня - 10 месяцев.
       1.5. Квалификации выпускника:
       - старший техник;
       - техник  с дополнительной подготовкой в области ...  (далее в
   соответствии с наименованием конкретной  программы  дополнительной
   подготовки).
       1.6. Перечень программ дополнительной подготовки:
       - промышленная экология;
       - коммерция на машиностроительных предприятиях;
       - предпринимательство;
       - маркетинг.
       1.7. Виды профессиональной деятельности:
       - организационно - управленческая;
       - производственно - технологическая;
       - конструкторская;
       - опытно - экспериментальная.

              2. Требования к уровню подготовки выпускника
             по профессиональной образовательной программе

       Требования к   уровню   подготовки  лиц,  успешно  закончивших
   обучение   по   базовому   уровню    среднего    профессионального
   образования,  изложены в Государственном образовательном стандарте
   в части Государственных требований к минимуму содержания и  уровню
   подготовки  выпускников  по  специальности,  которые утверждены 13
   сентября 1996 года, регистрационный N 13-1201 ВР.
       2.1. Общие требования к образованности выпускника:
       выпускник отвечает следующим требованиям:
       - обладает  гражданской  зрелостью,  профессиональной  этикой,
   нравственным   сознанием,    твердостью    моральных    убеждений,
   гуманностью, ответственностью за порученное дело;
       - обладает научно - гуманистическим мировоззрением,  культурой
   мышления   для  решения  профессиональных  задач  диагностического
   характера;
       - имеет  сформированные  профессиональные  интересы,  знаком с
   основными проблемами в области профессиональной деятельности;
       владеет:
       - компьютерными   методами   сбора,   хранения   и   обработки
   информации,    применяемыми    в    сфере   его   профессиональной
   деятельности;
       - методами  оценки  и  контроля  качества  в  профессиональной
   деятельности;
       - основами  законодательства  и  иными  нормативно - правовыми
   актами Российской Федерации,  относящимися к его  профессиональной
   деятельности;
       - знаниями методов управления и организации работы коллектива;
       - знаниями и умениями по дополнительной подготовке;
       способен:
       - самостоятельно сформулировать задачи и определять способы их
   решения в рамках профессиональной компетенции;
       - осуществлять  самостоятельный  поиск  необходимой информации
   для  решения   профессиональных   задач,   используя   современные
   информационные технологии;
       - принимать  управленческие  решения,  организовывать   работу
   трудовых коллективов;
       - самостоятельно    анализировать    свою     профессиональную
   деятельность и процесс собственного труда, осуществлять постановку
   и     реализацию     задач     в     области     профессионального
   самосовершенствования и повышения деловой квалификации,  оценивать
   соответствие  своей  профессиональной  деятельности   изменяющимся
   требованиям к ней.
       2.2. Требования к уровню  подготовки  по  циклам  дисциплин  и
   производственной (профессиональной) практике:
       2.2.1. По  общим  гуманитарным  и  социально  -  экономическим
   дисциплинам выпускник должен:
       в области социальной психологии:
       - уметь дать психологическую характеристику личности,  владеть
   простейшими приемами психологической саморегуляции;
       - владеть  знаниями  о  закономерностях  общения,  социально -
   психологических феноменах  группы  и  общества,  путях  социальной
   адаптации личности;
       в области других гуманитарных наук:
       - уметь  самостоятельно  использовать  знания  по  дисциплинам
   общей гуманитарной и  социально  -  экономической  подготовки  для
   анализа  и  оценки  явлений и событий общественной,  политической,
   экономической и культурной  жизни;  реализации  своих  гражданских
   прав, анализа и оценки деятельности и проявлений окружающих и себя
   лично;
       в области физической культуры:
       - владеть системой умений и навыков, обеспечивающих сохранение
   и    укрепление    здоровья,    развитие    и    совершенствование
   психофизических   способностей,   самоопределение   в   физической
   культуре.
       2.2.2. По   математическим    и    общим    естественнонаучным
   дисциплинам выпускник должен:
       в области информационной технологии:
       иметь представление:
       - о работе в локальных и глобальных информационных сетях;
       - о способах представления знаний;
       уметь:
       - пользоваться  прикладным  программным  обеспечением  в сфере
   профессиональной деятельности.
       2.2.3. По общепрофессиональным дисциплинам выпускник должен:
       иметь представление:
       - о   кадровом,   информационном,   техническом   и   правовом
   обеспечении системы управления персоналом;
       - о   юридических   и   законодательных   основах   финансовых
   отношений,  налогообложения,  внешнеэкономических связей и учетной
   политики предприятия;
       - об основах научно - технического творчества;
       - о  последствиях  своей профессиональной деятельности с точки
   зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека;
       - о методике проведения патентных исследований;
       знать и уметь использовать:
       - принцип   организации   трудовых   процессов   и  управление
   персоналом в системе рыночных отношений;
       - основные   методы   регулирования   личностных  отношений  в
   коллективе;
       - нормы делового общения;
       - основы  российской  правовой  системы  и   законодательства,
   правовые  и нравственно - этические нормы в сфере профессиональной
   деятельности;
       - нормативные и правовые документы практической деятельности;
       - методы и нормативную документацию  по  управлению  качеством
   продукции;
       - основные методы оценки качества и надежности изделий;
       - методы   внедрения   технологических   процессов,  испытания
   изделий в производстве и соответствующую техническую документацию;
       - правила  предъявления  и рассмотрения рекламаций по качеству
   сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой
   продукции;
       - методику   определения   показателей   технического   уровня
   объектов техники и технологии;
       - правила разработки и оформления документации по  патентно  -
   лицензионной работе и изобретательству.
       2.2.4. По специальным дисциплинам:
       выпускник должен  владеть  знаниями  и  умениями  по программе
   дополнительной   подготовки   в   соответствии   с   присваиваемой
   квалификацией.
       2.2.5. По производственной (профессиональной) практике:
       при освоении   программы  производственной  (профессиональной)
   практики выпускник должен закрепить и углубить знания,  приобрести
   умения и навыки по всем видам профессиональной деятельности.

          3. Обязательный минимум содержания профессиональной
                       образовательной программы

       3.1. Обязательный    минимум    содержания    профессиональной
   образовательной   программы   по   специальности  1201  Технология
   машиностроения  среднего  профессионального  образования  базового
   уровня:  всего  часов максимальной учебной нагрузки - 4104,  в том
   числе часов обязательных учебных занятий - 2736.
       3.2. Обязательный  минимум содержания программы дополнительной
   подготовки:

   ---------T--------------------------------T-----------T-----------
   | Индекс | Наименование циклов дисциплин, |Всего часов|В т.ч.    |
   |        |дисциплин и их основных разделов|  учебной  |часов     |
   |        |                                | нагрузки  |обязатель-|
   |        |                                |           |ных       |
   |        |                                |           |учебных   |
   |        |                                |           |занятий   |
   +--------+--------------------------------+-----------+----------+
   |   1    |               2                |     3     |    4     |
   +--------+--------------------------------+-----------+----------+
   |ОГСЭ.00 |Общие гуманитарные и социально -|   261     |    174   |
   |        |экономические дисциплины        |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |ОГСЭ.01 |Социальная психология:          |           |          |
   |        |предмет социальной психологии;  |           |          |
   |        |социально - психологическая ха- |           |          |
   |        |рактеристика личности; проблема |           |          |
   |        |социализации личности в социаль-|           |          |
   |        |ной психологии; проблема межлич-|           |          |
   |        |ностных отношений; психология   |           |          |
   |        |общения; содержание, цели и     |           |          |
   |        |средства общения; техника и при-|           |          |
   |        |емы организации коммуникации;   |           |          |
   |        |группа как социально - психоло- |           |          |
   |        |гический феномен; виды групп;   |           |          |
   |        |большие и малые группы; этапы   |           |          |
   |        |образования малых групп; группо-|           |          |
   |        |вая динамика и лидерство в груп-|           |          |
   |        |пе; проблема эффективности груп-|           |          |
   |        |повой деятельности, природа     |           |          |
   |        |конфликтов и пути их разрешения;|           |          |
   |        |человек и труд; человек как     |           |          |
   |        |субъект труда; мотивы трудовой  |           |          |
   |        |деятельности; психология профес-|           |          |
   |        |сий                             |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |ОГСЭ.02 |Физическая культура:            |           |          |
   |        |физическая культура в профессио-|           |          |
   |        |нальной подготовке; оздорови-   |           |          |
   |        |тельные системы и спорт; профес-|           |          |
   |        |сионально - прикладная физичес- |           |          |
   |        |кая подготовка                  |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |ОГСЭ.03 |Дисциплины по выбору студентов, |           |     64   |
   |        |устанавливаемые учебным заведе- |           |          |
   |        |нием                            |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |ЕН.00   |Математические и общие естест-  |    72     |     48   |
   |        |веннонаучные дисциплины         |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |ЕН.01   |Информационная технология:      |           |          |
   |        |компьютерные технологии и воз-  |           |          |
   |        |можности новых электронных      |           |          |
   |        |технологий в сфере профессио-   |           |          |
   |        |нальной деятельности; модем;    |           |          |
   |        |Интернет                        |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |ОПД.00  |Общепрофессиональные дисциплины |   336     |    224   |
   |        |                                |           |          |
   |ОПД.01  |Менеджмент:                     |           |          |
   |        |сущность и характерные черты    |           |          |
   |        |современного менеджмента; внеш- |           |          |
   |        |няя и внутренняя среда организа-|           |          |
   |        |ции; цикл менеджмента; стратеги-|           |          |
   |        |ческое и тактическое управление;|           |          |
   |        |типы организаций; структура ор- |           |          |
   |        |ганизации; организационные про- |           |          |
   |        |цессы: коммуникации в управле-  |           |          |
   |        |нии, принятие решений, власть и |           |          |
   |        |влияние, управление конфликтами |           |          |
   |        |и стрессами; система методов уп-|           |          |
   |        |равления: руководство и лидер-  |           |          |
   |        |ство, власть и партнерство, де- |           |          |
   |        |ловое общение, мотивация и по-  |           |          |
   |        |требности                       |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |ОПД.02  |Правовое обеспечение профессио- |           |          |
   |        |нальной деятельности:           |           |          |
   |        |предмет, задачи дисциплины, ос- |           |          |
   |        |новные понятия; административно |           |          |
   |        |- правовые нормы и отношения;   |           |          |
   |        |отношения, регулируемые граж-   |           |          |
   |        |данским и уголовным правом; от- |           |          |
   |        |ветственность по экологическому |           |          |
   |        |праву; система трудового права  |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |ОПД.03  |Управление качеством:           |           |          |
   |        |система качества, нормативные   |           |          |
   |        |акты и документы, применяемые в |           |          |
   |        |процессе управления качеством;  |           |          |
   |        |методы контроля качеством про-  |           |          |
   |        |дукции, статические методы конт-|           |          |
   |        |роля: классическая вероятностная|           |          |
   |        |схема, случайные величины и их  |           |          |
   |        |функции, математическая статис- |           |          |
   |        |тика, числовые оценки параметров|           |          |
   |        |распределения, статистические   |           |          |
   |        |методы для оценки показателей   |           |          |
   |        |качества; теория оценок; интег- |           |          |
   |        |ральные оценки качества;        |           |          |
   |        |методы оценки качества продук-  |           |          |
   |        |ции; методы оценки надежности   |           |          |
   |        |изделий;                        |           |          |
   |        |рационализаторские предложения, |           |          |
   |        |изобретения, открытия; понятия, |           |          |
   |        |авторство, документы; промышлен-|           |          |
   |        |ные образцы и товарные знаки;   |           |          |
   |        |патентно - лицензионная работа; |           |          |
   |        |основы научно - технического    |           |          |
   |        |творчества                      |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |ОПД.04  |Дисциплины по выбору студентов, |           |     48   |
   |        |устанавливаемые учебным заведе- |           |          |
   |        |нием                            |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |СД.00   |Специальные дисциплины          |   881     |    670   |
   |        |                                |           |          |
   |СД.01   |Дисциплины дополнительной подго-|           |    530   |
   |        |товки                           |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |        |Квалификация - старший техник:  |           |          |
   |        |электронная техника; технические|           |          |
   |        |измерения; конструкция приборов |           |          |
   |        |точной механики; производство   |           |          |
   |        |изделий приборостроения         |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |        |Квалификация - старший техник:  |           |          |
   |        |электрические машины; измери-   |           |          |
   |        |тельная техника; вычислительная |           |          |
   |        |техника; автоматическое управле-|           |          |
   |        |ние; типовые элементы систем ав-|           |          |
   |        |томатического управления        |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |        |Квалификация - техник с дополни-|           |          |
   |        |тельной подготовкой в области   |           |          |
   |        |промышленной экологии:          |           |          |
   |        |химические основы экологии; био-|           |          |
   |        |логические основы экологии; об- |           |          |
   |        |щая экология; основы рациональ- |           |          |
   |        |ного природопользования; приро- |           |          |
   |        |доохранная деятельность; при-   |           |          |
   |        |кладная экология                |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |        |Квалификация - техник с дополни-|           |          |
   |        |тельной подготовкой в области   |           |          |
   |        |коммерческой деятельности на    |           |          |
   |        |промышленных предприятиях:      |           |          |
   |        |маркетинг; внешнеэкономическая  |           |          |
   |        |деятельность промышленных пред- |           |          |
   |        |приятий; товароведение промыш-  |           |          |
   |        |ленных товаров; организация ком-|           |          |
   |        |мерческой деятельности; бухгал- |           |          |
   |        |терский учет; финансы и кредит, |           |          |
   |        |налоговая система               |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |        |Квалификация - техник с дополни-|           |          |
   |        |тельной подготовкой в области   |           |          |
   |        |предпринимательства:            |           |          |
   |        |маркетинг; бухгалтерский учет;  |           |          |
   |        |управление персоналом; налогооб-|           |          |
   |        |ложение; управление финансами;  |           |          |
   |        |статистика; деловое общение и   |           |          |
   |        |деловая корреспонденция; основы |           |          |
   |        |предпринимательства; инновацион-|           |          |
   |        |ная деятельность; анализ хозяй- |           |          |
   |        |ственной деятельности промышлен-|           |          |
   |        |ного предприятия                |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |        |Квалификация - техник с дополни-|           |          |
   |        |тельной подготовкой в области   |           |          |
   |        |маркетинга:                     |           |          |
   |        |основы маркетинга; маркетинг от-|           |          |
   |        |расли; маркетинг товаров и ус-  |           |          |
   |        |луг; внешнеэкономическая дея-   |           |          |
   |        |тельность; статистика; делопро- |           |          |
   |        |изводство                       |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |СД.02   |Дисциплины по выбору студентов, |   210     |    140   |
   |        |устанавливаемые учебным заведе- |           |          |
   |        |нием                            |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |Ф.00    |Дисциплины факультативные       |   124     |          |
   |        |                                |           |          |
   |ТО.00   |Всего часов теоретического обу- |  1674     |   1116   |
   |        |чения                           |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |ПП.00   |Производственная (профессиональ-|           |  4 нед.  |
   |        |ная) практика и подготовка к    |           |          |
   |        |итоговой государственной аттес- |           |          |
   |        |тации                           |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |ВПА.00  |Время промежуточной аттестации  |           |  1 нед.  |
   |        |                                |           |          |
   |ИГА.00  |Итоговая государственная аттес- |           |  2 нед.  |
   |        |тация                           |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |КВ.00   |Каникулярное время              |           |  2 нед.  |
   |        |                                |           |          |
   |РВ.00   |Резерв времени учебного заведе- |           |  3 нед.  |
   |        |ния                             |           |          |
   |        |                                |           |          |
   |К.00    |Консультации (на каждую учебную |           |          |
   |        |группу на весь период обучения) |           |          |
   |        |- 100 ч                         |           |          |
   +--------+--------------------------------+-----------+----------+
   |       Государственные требования к минимуму содержания и       |
   |    уровню подготовки выпускников среднего профессионального    |
   |      образования повышенного уровня составлены на основе       |
   |                       следующих данных                         |
   +--------T--------------------------------T----------------------+
   |        |1. Срок реализации основной про-|       147 нед.       |
   |        |фессиональной образовательной   |                      |
   |        |программы базового уровня при   |                      |
   |        |очной форме обучения для лиц,   |                      |
   |        |обучающихся на базе среднего    |                      |
   |        |(полного) общего образования    |                      |
   |        |                                |                      |
   |        |2. Срок реализации программы до-|        43 нед.       |
   |        |полнительной подготовки при оч- |                      |
   |        |ной форме обучения на базе сред-|                      |
   |        |него профессионального образова-|                      |
   |        |ния базового уровня:            |                      |
   |        |                                |                      |
   |        |Теоретическое обучение          |        31 нед.       |
   |        |                                |                      |
   |        |Промежуточная аттестация        |         1 нед.       |
   |        |                                |                      |
   |        |Производственная (профессио-    |         4 нед.       |
   |        |нальная) практика и подготовка  |                      |
   |        |к итоговой государственной      |                      |
   |        |аттестации                      |                      |
   |        |                                |                      |
   |        |Итоговая государственная аттес- |         2 нед.       |
   |        |тация                           |                      |
   |        |                                |                      |
   |        |Резерв времени учебного заведе- |         3 нед.       |
   |        |ния                             |                      |
   |        |                                |                      |
   |        |Каникулярное время              |         2 нед.       |
   |        |                                |                      |
   |        |3. Срок реализации основной про-|       195 нед.       |
   |        |фессиональной образовательной   |                      |
   |        |программы повышенного уровня при|                      |
   |        |очной форме обучения для лиц,   |                      |
   |        |обучающихся на базе среднего    |                      |
   |        |(полного) общего образования    |                      |
   L--------+--------------------------------+-----------------------

                             4. Примечания

       1. При   освоении  основной  профессиональной  образовательной
   программы  среднего  профессионального   образования   повышенного
   уровня:
       - максимальный  объем  учебной  нагрузки  студента  не  должен
   превышать  54  часа  в  неделю,  включая  все  виды  аудиторной  и
   внеаудиторной учебной работы;
       - при  очной  форме  обучения  нагрузка студента обязательными
   аудиторными учебными занятиями не  должна  превышать  36  часов  в
   неделю,   при   этом  в  указанный  объем  не  входят  занятия  по
   факультативным дисциплинам и консультации.
       2. Образовательное    учреждение    имеет    право    выбирать
   квалификации, присваиваемые выпускнику в соответствии с п. 1.5.
       3. Открытие профессиональных образовательных программ среднего
   профессионального образования повышенного уровня в образовательном
   учреждении осуществляется в соответствии с утвержденным порядком.
       4. При  разработке  основной  профессиональной образовательной
   программы  повышенного  уровня  образовательное  учреждение  имеет
   право:
       4.1. Выбирать   направление   дополнительной   подготовки   из
   указанных  в   пункте  1.6;   новое   направление   дополнительной
   подготовки,    не   указанное   в   Государственных   требованиях,
   согласовывается с отраслевыми министерствами  -  разработчиками  и
   Минобразованием России в соответствии с утвержденным порядком.
       4.2. Реализовывать  программы  дополнительной  подготовки  как
   дополнительно к образовательным программам базового уровня,  так и
   целостно (при  интегрировании  образовательных  программ  базового
   уровня и дополнительной подготовки).
       4.3. Устанавливать общий  объем  учебной  нагрузки  по  каждой
   дисциплине с учетом ее специфики.
       Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала
   для циклов дисциплин в целом и для дисциплин,  входящих в цикл,  в
   пределах  10%  без  превышения  максимального  недельного   объема
   нагрузки  студентов  и  при  сохранении  минимального  содержания,
   указанных в настоящем документе.
       4.4. Определять   форму   и   сроки  проведения  промежуточной
   аттестации,  суммарный объем времени которых должен составлять  не
   менее одной недели на весь период обучения.
       4.5. Реализовывать дисциплины,  направленные на удовлетворение
   образовательных потребностей обучающегося в сфере профессиональных
   интересов (дисциплин по выбору студента).
       Выбранные студентом  дисциплины  становятся  обязательными для
   изучения.
       4.6. Использовать   резерв   времени   учебного  заведения  на
   реализацию национально - регионального  компонента;  углубление  и
   (или)  расширение  квалификации выпускника в части теоретической и
   (или) практической подготовки по  отдельным  дисциплинам  и  (или)
   циклам дисциплин.
       За счет резерва времени учебного заведения (но не  более  30%)
   также  может  быть  увеличен  объем  времени  на  промежуточную  и
   итоговую аттестации.
       4.7. Определять  соотношение  и  объемы видов производственной
   (профессиональной) практики.
       4.8. Объем   практической   подготовки   студентов   в  рамках
   теоретического   обучения   (лабораторные   работы,   практические
   занятия,  курсовые  работы  (проекты))  должен составлять не менее
   30%.
       4.9. Производить  деление  групп  на подгруппы численностью не
   менее 8 человек при проведении лабораторных работ,  практических и
   семинарских занятий, занятий по физической культуре и т.п.
       5. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как  вид  учебной
   работы по дисциплине и выполняются в пределах часов,  отводимых на
   ее изучение.
       Планируется не менее 1 курсовой работы (проекта).
       6. Факультативные дисциплины предусматриваются рабочим учебным
   планом   учебного   заведения   (не   более   4   часов  в  неделю
   теоретического обучения) и не являются обязательными для  изучения
   студентом.
       7. Консультации      для      студентов      предусматриваются
   образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу в
   течение учебного года.




Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
17.02.2018
USD
56.36
EUR
70.65
CNY
8.88
JPY
0.53
GBP
79.62
TRY
14.99
PLN
16.99
Разное