ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2001 г. N 2059-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 111888-3
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 164 ЧАСТИ ВТОРОЙ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 111888-3 "О внесении дополнения в статью 164 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами
Государственной Думы Н.И. Булаевым, М.А.-Х. Текеевым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам
до 20 ноября 2001 года.
3. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 111888-3
Вносится депутатами
Государственной Думы
Н.И. БУЛАЕВЫМ,
М.А.-Х. ТЕКЕЕВЫМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 164 ЧАСТИ ВТОРОЙ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Пункт 2 статьи 164 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18) дополнить
новым подпунктом 3 следующего содержания:
"3) следующей продукции средств массовой информации и книжной
продукции:
учебной книжной продукции;
продукции средств массовой информации;
книжной продукции, связанной с образованием, наукой и
культурой;
редакционных, издательских и полиграфических работ (услуг) по
производству продукции, перечисленной в настоящем подпункте.
Действие настоящего подпункта не распространяется на продукцию
средств массовой информации рекламного и эротического характера, а
также на книжную продукцию рекламного и эротического характера.".
Статья 2. Предложить Президенту Российской Федерации и
поручить Правительству Российской Федерации привести свои
нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1
января 2002 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со
дня их официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 164 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Названный законопроект предусматривает установление налоговой
ставки 10 процентов (по налогу на добавленную стоимость) при
реализации учебной книжной продукции, книжной продукции, связанной
с образованием, наукой и культурой, продукции не рекламных и не
эротических средств массовой информации (СМИ), а также
редакционных, издательских и полиграфических работ (услуг) по
производству перечисленной продукции.
Подготовленный законопроект направлен на предотвращение
одномоментного повышения цен на книги и периодику, прогнозируемого
экспертами в связи с прекращением действия с 1 января 2002 года
государственной поддержки СМИ и книгоиздания. (Меры
государственной поддержки, установленные с 01.01.1996 Федеральным
законом "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы
Российской Федерации о налогах" от 30.11.1995 N 188-ФЗ с учетом
Федерального закона от 16.11.1998 N 170-ФЗ, Федеральным законом "О
государственной поддержке средств массовой информации и
книгоиздания Российской Федерации" от 01.12.1995 N 191-ФЗ,
действуют до 31.12.2001.)
По оценкам экспертов, в 2002 году следует ожидать
существенного повышения цен на печатную продукцию, которое
затронет интересы значительной части населения, прежде всего,
наиболее уязвимой его части - учащихся, студентов, ученых,
пенсионеров; неизбежно вызовет спад производства печатной
продукции, дестабилизирует работу отрасли. В связи с чем эксперты
прогнозируют не увеличение налоговых поступлений в бюджет, что
является основным аргументом отмены мер государственной поддержки,
а к их уменьшению в связи с сокращением налогооблагаемой базы.
Проведенный сравнительный анализ зарубежного законодательства
показывает, что развитые демократические страны, где насыщенность
периодикой (в расчете на тысячу человек) на порядок выше, чем в
России, достаточно часто применяют аналогичное налоговое
регулирование в сфере СМИ и книгоиздания - полное или частичное
освобождение от налога на добавленную стоимость.
Принятие подготовленного законопроекта потребует внесения
изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке средств
массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (от 1
декабря 1995 г. N 191-ФЗ).
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 164 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Финансово - экономическое обоснование выполнено на основании
данных, предоставленных Министерством финансов Российской
Федерации (ответ от 02.07.2001 N 01-02-03/04-439 на депутатский
запрос).
В связи с освобождением от налога на добавленную стоимость
реализации продукции не рекламных и не эротических СМИ, а также
книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой
(льгота установлена с 01.01.1996 Федеральным законом "О внесении
изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о
налогах" от 30.11.1995 N 188-ФЗ с учетом Федерального закона от
16.11.1998 N 170-ФЗ, действует до 31.12.2001), Министерство
финансов Российской Федерации оценивает уменьшение доходной части
федерального бюджета за 2001 г. в 1,4 млрд. руб., а по прогнозу на
2002 г. - 1,6 млрд. руб.
Таким образом, при сравнении доходов федерального бюджета 2002
года с базовым 2001 годом, имеют место дополнительные доходы:
- в размере 0,8 млрд. руб. при установлении налоговой ставки
10 процентов, как это предусматривает законопроект;
- в размере 1,6 млрд. руб. в случае полной отмены существующих
льгот по НДС.
При сравнении прогнозируемых доходов федерального бюджета 2002
года в случае установления 10-процентной налоговой ставки
относительно полной отмены разница составляет 0,8 млрд. руб. На
практике эта разница будет меньшей, поскольку отмена льгот по НДС
неизбежно скажется на уровне цен, приведет к падению тиражей
(большему или меньшему), а значит - к уменьшению налоговых
поступлений в бюджет в связи с сокращением налогооблагаемой базы.
По расчетам экспертов МПТР России, в случае учета всех негативных
последствий налоговые поступления в бюджет от издательской отрасли
в 2002 г. могут сократиться в 1,5 - 1,7 раза по сравнению с
уровнем 2001 г.
В дополнение к этим (финансовым) аргументам необходимо
добавить информационные и культурные потери для общества,
связанные с тем, что пресса станет еще менее доступной для
основной части населения России.
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ИЗМЕНЕНИЮ И ДОПОЛНЕНИЮ В СЛУЧАЕ
ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 164 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В случае принятия Федерального закона "О внесении дополнения в
статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
необходимо внести изменения в:
- статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке
средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации"
(от 1 декабря 1995 г. N 191-ФЗ);
- статью 10 Федерального закона "О государственной поддержке
средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации"
(от 1 декабря 1995 г. N 191-ФЗ).
|