Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
11.08.2017
USD
59.93
EUR
70.27
CNY
9
JPY
0.54
GBP
77.69
TRY
16.94
PLN
16.45
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ NO. ГКПИ95-176 ОТ 03.11.1995 ЖАЛОБА НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦИК РФ ОБ ОТКАЗЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ В РЕГИСТРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СПИСКА КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ УДОВЛЕТВОРЕНА, ТАК КАК ЗАКОН НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ОТКАЗА В РЕГИСТРАЦИИ ВСЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО СПИСКА КАНДИДАТОВ В СВЯЗИ С...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                  от 3 ноября 1995 г. No. ГКПИ95-176

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
       председательствующего -
       судьи Верховного Суда РФ                        Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                    Рачиной К.А.,
       с участием прокурора                            Дюковлева В.В.
       и адвоката                                    Штейнберга Д.Д.,

       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   жалобе   избирательного   объединения   "Социал   - патриотическое
   движение  "Держава"  на  постановление  Центральной  избирательной
   комиссии от 28 октября 1995 г.  No.  33/257-П об отказе названному
   избирательному   объединению   в регистрации  федерального  списка
   кандидатов  в депутаты  Государственной Думы Федерального Собрания
   Российской Федерации,

                              установил:

       вышеуказанным    постановлением    Центральной   избирательной
   комиссии Российской Федерации избирательному объединению "Социал -
   патриотическое    движение   "Держава"   отказано   в  регистрации
   федерального  списка  кандидатов  в депутаты  Государственной Думы
   Федерального  Собрания  Российской  Федерации,  выдвинутого данным
   избирательным объединением.
       Считая   названное   постановление  Центральной  избирательной
   комиссии   незаконным,   избирательное   объединение   "Социал   -
   патриотическое   движение  "Держава"  обратилось  в Верховный  Суд
   Российской  Федерации  с жалобой,  в которой просит о  его отмене,
   как  необоснованного  и принятого  без  учета  требований  ст.  20
   Федерального  закона  "Об  основных  гарантиях  избирательных прав
   граждан  Российской  Федерации"  и ст.  42  Федерального закона "О
   выборах   депутатов  Государственной  Думы  Федерального  Собрания
   Российской Федерации".
       В  обоснование  своего  требования  избирательное  объединение
   ссылается   на  то,   что  федеральный  список  кандидатов  им  не
   изменялся,   в   том  числе  не  изменялся  и состав  первых  трех
   кандидатов, возглавлявших федеральную и региональную часть списка.
   В    решении   Президиума   национального   комитета   "Социал   -
   патриотическое   движение   "Держава"   от   15  октября  1995  г.
   указывается о невключении в федеральный список кандидатов от этого
   избирательного  объединения  86  человек,  не подтвердивших своего
   согласия  баллотироваться  по данному федеральному списку,  что не
   противоречит требованиям закона.
       При  сборе подписей в поддержку федерального списка кандидатов
   в  каждом  подписном  листе  были  указаны  данные  о первых  трех
   кандидатах,  возглавляющих федеральную часть списка,  а также трех
   кандидатов,   возглавлявших   соответствующую  региональную  часть
   списка.   Основная   и  значительная  часть  подписей  избирателей
   относится к поддержке федерального списка,  состав первых трех лиц
   которого   не   изменялся.   Что  касается  подписей  избирателей,
   собранных в поддержку лиц,  возглавлявших региональные списки и не
   подтвердивших  свое намерение в дальнейшем участвовать в выборах в
   качестве  кандидатов  от  названного избирательного объединения по
   различным причинам, то объединением предлагалось Центризбиркому РФ
   исключить  собранное  количество  подписей в поддержку этих лиц из
   общего  числа  подписей,  но  это  предложение  было оставлено без
   внимания.
       Не  давало  оснований  для  отказа  в регистрации федерального
   списка   кандидатов   и то  обстоятельство,   что  в отношении  30
   кандидатов  были представлены не подлинные их заявления о согласии
   баллотироваться  по  федеральному списку кандидатов,  а заявления,
   полученные от них по факсимильной связи.
       В  судебном заседании представитель избирательного объединения
   "Социал   -  патриотическое  движение  "Держава"  Руцкой  А.В.   и
   принимавший  участие  по  делу  в интересах данного избирательного
   объединения адвокат Штейнберг Д.Д.  жалобу поддержали и просили об
   ее удовлетворении.
       Представители  Центральной  избирательной  комиссии Российской
   Федерации по доверенности Ситников В.Г.,  Ищенко Е.П., Белобородов
   А.Г., Фадеев Н.В.  и Вощинин В.С. с доводами жалобы избирательного
   объединения  не  согласились  и утверждали  в суде,  что  принятое
   Центризбиркомом   РФ   постановление   об   отказе   в регистрации
   федерального  списка кандидатов соответствует требованиям закона и
   вынесено им в пределах своих полномочий.
       Выслушав  объяснения представителей избирательного объединения
   "Социал   -  патриотическое  движение  "Держава",   представителей
   Центральной  избирательной  комиссии  РФ,   показания  свидетелей,
   заключение  прокурора  Генеральной  прокуратуры РФ Дюковлева В.В.,
   полагавшего  жалобу  удовлетворить,  и  исследовав материалы дела,
   Верховный  Суд  Российской Федерации находит жалобу избирательного
   объединения  обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим
   основаниям.
       Отказывая     избирательному    объединению    в   регистрации
   федерального   списка  кандидатов  в депутаты,   выдвинутого  этим
   объединением,   Центральная   избирательная  комиссия  РФ  в своем
   постановлении  сослалась на то,  что им для регистрации указанного
   выше   списка   не   были   представлены  предусмотренные  законом
   необходимые  данные  в отношении  всех  кандидатов,  включенных  в
   заверенный  список.  Сбор  подписей  избирателей велся в поддержку
   федерального  списка,  в  значительной  части  состоявшего из лиц,
   которые не дали согласия баллотироваться по этому списку,  в связи
   с  чем избиратели были введены в заблуждение при внесении подписей
   в подписные листы в поддержку данного федерального списка.
       Приняв  решение  об  исключении  86 кандидатов,  избирательное
   объединение,   по   существу, произвело их отзыв, что противоречит
   ч. 7   ст.  44    Федерального   закона   "О   выборах   депутатов
   Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
       Кроме   того,   отдельные  лица  были  включены  избирательным
   объединением   в  федеральный   список   кандидатов   в  нарушение
   требований закона без их согласия.
       Однако  с такими  выводами Центральной избирательной комиссии,
   по  мнению  суда,  нельзя  согласиться,  поскольку они сделаны без
   учета требований закона и достаточных к тому оснований.
       В  соответствии с ч.  1 ст.  42 Федерального закона "О выборах
   депутатов  Государственной  Думы  Федерального Собрания Российской
   Федерации"   для   регистрации   федеральных   списков  кандидатов
   уполномоченные     представители     избирательных    объединений,
   избирательных   блоков  представляют  в Центральную  избирательную
   комиссию  Российской  Федерации  не  позднее чем за 55 дней до дня
   выборов подписные листы в поддержку федерального списка кандидатов
   и данные о каждом кандидате из федерального списка с указанием его
   фамилии,  имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой
   должности  (рода  занятий)  и места  жительства.   Одновременно  в
   Центральную    избирательную    комиссию    Российской   Федерации
   представляются заявления кандидатов об их согласии баллотироваться
   по  федеральному  списку,  выдвинутому избирательным объединением,
   избирательным блоком.
       Как  установлено  судом,  избирательным объединением "Социал -
   патриотическое   движение  "Держава"  18  октября  1995  г.   были
   представлены   в  Центризбирком  РФ  подписные  листы  в поддержку
   федерального  списка  кандидатов  от  этого  объединения (285 тыс.
   подписей  избирателей),   заявления  от  184  из  270  кандидатов,
   включенных   в  заверенный  федеральный  список, об   их  согласии
   баллотироваться  по  названному  списку,  а  также предусмотренные
   вышеуказанной  нормой  закона  данные  на  них,  т.е.  необходимые
   документы для регистрации кандидатов в количестве 184 человек.
       Отмеченные  выше  обстоятельства  подтверждаются  объяснениями
   представителя избирательного объединения Руцкого А.В., имеющейся в
   деле  копией  справки Центризбиркома РФ от 18 октября 1995 г.,  из
   которой    следует,    что    от   уполномоченного   представителя
   избирательного объединения  приняты личные заявления кандидатов об
   их  согласии  баллотироваться  по  федеральному списку от 184 лиц,
   данные о каждом кандидате федерального списка на 184 лица, а также
   подписные  листы  с подписями избирателей в поддержку федерального
   списка в количестве 14213 листов, и другими материалами дела.
       Не  оспаривали  этих  обстоятельств  в судебном  заседании  по
   существу и представители Центральной избирательной комиссии. Более
   того,  представитель  Центризбиркома  Ситников  В.Г.  подтвердил в
   суде,  что  после  проверки представленных названным избирательным
   объединением   документов   для  регистрации  федерального  списка
   кандидатов  каких-либо  иных  претензий  к ним,  кроме указанных в
   обжалуемом   постановлении   Центризбиркома   РФ,   у  Центральной
   избирательной  комиссии  не  имелось.  Не  имелось  претензий  и в
   отношении  количества  собранных  подписей избирателей в поддержку
   федерального списка кандидатов.
       При таких данных,  по мнению суда, у Центральной избирательной
   комиссии  Российской  Федерации  не имелось законных оснований для
   отказа  в регистрации федерального списка кандидатов,  выдвинутого
   избирательным   объединением   "Социал  - патриотическое  движение
   "Держава",   в   соответствии   с  представленными  документами  в
   количестве 184 кандидатов.
       То  обстоятельство,  что  86 человек,  включенных в заверенный
   федеральный    список   кандидатов   от   данного   избирательного
   объединения,   впоследствии   не   подтвердили   своего   согласия
   баллотироваться  по названному списку,  не могло служить поводом к
   отказу   в  регистрации   этого  списка  с оставшимися  в нем  184
   кандидатами,   давшими  такое  согласие,  поскольку  в федеральных
   законах  о выборах  каких-либо прямых указаний,  предусматривающих
   возможность отказа в регистрации в целом всего федерального списка
   кандидатов  по  мотиву  отсутствия  согласия  отдельных кандидатов
   баллотироваться по этому списку, не содержится.
       Суд   при   этом   не   может  не  согласиться  с утверждением
   представителей   Центризбиркома  о том,   что  федеральный  список
   кандидатов является единым, но при этом учитывает,  что   согласно
   ч.  4   ст.  37   Федерального   закона   "О   выборах   депутатов
   Государственной  Думы  Федерального Собрания Российской Федерации"
   этот список может быть изменен в связи с выбытием кандидатов.
       Из объяснений представителя избирательного объединения,  и это
   подтверждается  имеющимся в деле решением Президиума национального
   комитета "Социал - патриотическое движение "Держава" от 15 октября
   1995  г.  (л.д.  31  - 37),  следует,  что изменения в федеральном
   списке кандидатов были произведены в связи с отказом 86 кандидатов
   баллотироваться по данному списку,  что свидетельствует фактически
   о их выбытии.
       Какой-либо   соответствующей   процедуры   оформления  выбытия
   кандидатов  из  федерального  списка либо необходимости подачи ими
   заявления  об этом закон не предусматривает,  а поэтому отказ того
   или  иного  кандидата  баллотироваться  по  федеральному списку не
   может быть расценен судом в таком случае иначе, как его выбытие.
       Именно   в  связи  с выбытием  кандидатов,   по  мнению  суда,
   претерпел  изменения  представленный  на регистрацию избирательным
   объединением федеральный список кандидатов, а не с их отзывом, как
   указывается в постановлении Центризбиркома РФ.  Кроме того, ссылка
   Центризбиркома  в своем  постановлении  на  это  обстоятельство не
   может   быть   признана   обоснованной   и потому,   что  отзыв  в
   соответствии  с ч.   7  ст.  44  вышеназванного  Закона  о выборах
   возможен  лишь зарегистрированных кандидатов в депутаты.  Выбывшие
   же  из федерального списка кандидатов от указанного избирательного
   объединения  лица  в качестве таковых зарегистрированы не были,  а
   поэтому  каких-либо  оснований  утверждать  о якобы  произведенном
   избирательным объединением их отзыве у Центризбиркома не имелось.
       Не  мог служить основанием к отказу в регистрации федерального
   списка  кандидатов  и довод  Центризбиркома  о том,   что  в числе
   выбывших  86 кандидатов оказались лица,  входившие в состав первых
   трех  кандидатов,  возглавлявших  федеральную и региональную часть
   списка, под которых якобы давали свои подписи избиратели.
       Как уже отмечалось выше,  закон не предусматривает возможности
   отказа  в регистрации всего федерального списка кандидатов в связи
   с  выбытием из него отдельных лиц,  так как в противном случае это
   бы  противоречило  принципу равенства избирательных прав граждан и
   добровольного участия их в выборах (ст. ст. 3   и   5 Федерального
   закона   "Об    основных  гарантиях   избирательных  прав  граждан
   Российской Федерации").
       Кроме  этого,   по  утверждению  представителя  избирательного
   объединения,   состав   первых   трех  кандидатов,   возглавлявших
   федеральную  часть  списка,  какого-либо  изменения не претерпел и
   подписи  избирателей  в поддержку  федерального  списка кандидатов
   собирались с указанием в подписных листах именно этих лиц.  Данное
   обстоятельство    не    оспаривали    в   суде    и  представители
   Центризбиркома.
       Тот  факт,  что  избиратели,  давая  свои  подписи в поддержку
   федерального списка кандидатов, интересовались фактически лишь его
   лидером,  подтвердили  в судебном  заседании  свидетели Мещерякова
   Е.Р. и Тимофеева О.С.
       Исходя из этого,  указанный выше довод Центризбиркома,  как не
   нашедший  своего  подтверждения  в судебном заседании и основанный
   лишь на предположениях, нельзя признать обоснованным.
       Что касается ссылки Центризбиркома в постановлении на то,  что
   отдельные   лица   были   включены  избирательным  объединением  в
   федеральный  список кандидатов при его выдвижении без их согласия,
   то  она  также не может быть признана убедительной,  так как Закон
   (ст.  6  Федерального  закона "О выборах депутатов Государственной
   Думы  Федерального  Собрания  Российской  Федерации") не связывает
   возможность выдвижения кандидатов с их согласием.
       Необходимость   истребования   согласия  кандидата  в депутаты
   предусматривается  лишь при его регистрации в качестве кандидата в
   депутаты (ч. 1 ст. 42 названного выше Закона), в чем и реализуется
   принцип добровольного участия каждого гражданина в выборах.
       Не  может  быть  признан убедительным и довод Центризбиркома о
   том,  что  избирательным объединением в нарушение требований ч.  1
   ст.  42  Закона  о выборах  не  были  представлены для регистрации
   федерального   списка   кандидатов   подлинные   заявления  от  30
   кандидатов об их  согласии баллотироваться по данному федеральному
   списку,  так  как  он  также  не основан на законе и опровергается
   вышеупомянутой копией справки Центризбиркома от 18 октября 1995 г.
       Из содержания приведенной выше нормы Закона усматривается, что
   свое  согласие  баллотироваться  по федеральному списку кандидат в
   депутаты   подтверждает  своим  заявлением  об  этом.   Каких-либо
   указаний  о форме  заявления  либо  его  подлинности  данная норма
   закона не содержит.  Из имеющегося же по этому вопросу разъяснения
   Центризбиркома  следует,  что допускается представление переданных
   по  факсимильной связи данных о кандидатах из федерального списка,
   подписанных  кандидатами,  с последующим представлением оригиналов
   не позднее 10 ноября 1995 г.
       В  отношении  30 кандидатов федерального списка уполномоченным
   представителем  избирательного  объединения  были  представлены  в
   Центризбирком,   как  отмечалось  выше,  их  заявления  о согласии
   баллотироваться по федеральному списку, полученные по факсимильной
   связи,   и   что,   исходя  из  требований  закона,   не  являлось
   препятствием  для  регистрации  федерального  списка  кандидатов в
   составе 184 человек, в том числе и указанных 30 кандидатов.
       Учитывая,  что  в судебном заседании не установлено каких-либо
   существенных   препятствий   к  регистрации   федерального  списка
   кандидатов,   выдвинутого  избирательным  объединением  "Социал  -
   патриотическое  движение "Держава" в количестве 184 человек,  суд,
   исходя  из  требований  ст.  239.7 ГПК РСФСР,  считает необходимым
   возложить  на Центральную избирательную комиссию РФ обязанность по
   восстановлению   нарушенного   права   указанного   избирательного
   объединения.
       На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.  191 - 197 и
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

                                решил:

       жалобу  избирательного  объединения  "Социал  - патриотическое
   движение "Держава" удовлетворить.
       Постановление  Центральной  избирательной  комиссии Российской
   Федерации   от  28  октября  1995  г.   No.   33/257-П  об  отказе
   избирательному   объединению   "Социал  - патриотическое  движение
   "Держава"  в регистрации федерального списка кандидатов в депутаты
   Государственной  Думы  Федерального  Собрания Российской Федерации
   отменить.
       Обязать    Центральную   избирательную   комиссию   Российской
   Федерации   зарегистрировать   федеральный   список  кандидатов  в
   депутаты  Государственной  Думы  Федерального  Собрания Российской
   Федерации  второго  созыва, выдвинутый  избирательным объединением
   "Социал   - патриотическое  движение  "Держава"  в соответствии  с
   представленными документами, в количестве 184 кандидатов в срок до
   5 ноября 1995 г.
       Настоящее  решение обжалованию и опротестованию в кассационном
   порядке   не  подлежит  и вступает  в законную  силу  со  дня  его
   провозглашения.

                                               Председательствующий -
                                                судья Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                         Ю.Д.РЕДЧЕНКО



Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
11.08.2017
USD
59.93
EUR
70.27
CNY
9
JPY
0.54
GBP
77.69
TRY
16.94
PLN
16.45
Разное