Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
11.08.2017
USD
59.93
EUR
70.27
CNY
9
JPY
0.54
GBP
77.69
TRY
16.94
PLN
16.45
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ NO. ГКПИ95-126 ОТ 01.09.1995 О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦИК РФ ОБ ОТКАЗЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЯМ В РЕГИСТРАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО БЛОКА ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ, ТАК КАК ДОВОД ЦЕНТРИЗБИРКОМА РФ О ТОМ, ЧТО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КАЧЕСТВЕ НАИМЕНОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО БЛОКА СОЧЕТАНИЯ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                 от 1 сентября 1995 г. No. ГКПИ95-126

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
       председательствующего -
       судьи Верховного Суда РФ                        Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                    Рачиной К.А.,
       с участием прокурора                               Белан М.Г.,

       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   жалобе   избирательного   блока   ФНС   об   отмене  постановления
   Центральной    избирательной    комиссии   от  24  августа 1995 г.
   No. 10/70-П об отказе   общественным   объединениям   "Историко  -
   просветительский  фонд  имени  П.Б.  Струве"  и "Партия  научно  -
   технической  интеллигенции"  в регистрации избирательного блока по
   выборам   депутатов  Государственной  Думы  Федерального  Собрания
   Российской Федерации второго созыва,

                              установил:

       совместным   решением  общественных  объединений  "Историко  -
   просветительский  фонд  имени  П.Б.  Струве"  и "Партия  научно  -
   технической  интеллигенции"  от  10 августа 1995 г.  для участия в
   выборах   депутатов  Государственной  Думы  Федерального  Собрания
   Российской  Федерации  был  образован избирательный блок в составе
   указанных объединений с наименованием ФНС.
       Постановлением  Центральной  избирательной комиссии Российской
   Федерации  от  24  августа  1995  г.  No.  10/70-П  названным выше
   общественным  объединениям  отказано  в регистрации  образованного
   избирательного  блока  по  мотивам несоответствия его наименования
   требованиям закона.
       Не    согласившись    с  данным   постановлением   Центральной
   избирательной   комиссии,   избирательный  блок  ФНС  обратился  в
   Верховный Суд Российской Федерации с жалобой,  в которой просит об
   его  отмене,  как  вынесенного с нарушением Конституции Российской
   Федерации   и  Федерального     закона      "О  выборах  депутатов
   Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
       В   жалобе   избирательный   блок   указывает   на   то,   что
   буквосочетание   ФНС   в  его   названии  не  является  какой-либо
   аббревиатурой и потому раскрытию не подлежит.  В этой связи ссылка
   Центральной   избирательной   комиссии  в своем  постановлении  на
   нарушение  блоком  требований  ст.  10  Закона о выборах депутатов
   Государственной Думы при выборе названия является несостоятельной.
   В   Российской   Федерации  нет  зарегистрированных  избирательных
   объединений  с названием ФНС или близкими к нему буквосочетаниями,
   в   связи   с  чем   дезориентация   избирателей  названием  блока
   невозможна, а произвольные ассоциации этого названия с какими-либо
   другими организациями являются необоснованными.
       Названный  выше Закон о выборах депутатов Государственной Думы
   не  содержит  ограничений  на  выбор  избирательными блоками своих
   наименований.
       В  судебном  заседании  представители избирательного блока ФНС
   Смирнов  В.М.  и  Краснов А.В.  жалобу поддержали и пояснили,  что
   претензии  Центризбиркома  РФ  к блоку  по  поводу его названия не
   основаны  на  законе.  Право выбора наименования блока принадлежит
   только  ему,  и Центризбирком не вправе входить в обсуждение этого
   вопроса.
       Общеизвестно,  что  в Российской  Федерации  в последние  годы
   зарегистрированы  общественные объединения с названием,  состоящим
   из   произвольного   буквосочетания,   в   частности,   АО  "МММ",
   общественное объединение "Констар".
       Отказав   избирательному  блоку  ФНС  в регистрации  под  этим
   названием без раскрытия его содержания,  Центризбирком РФ превысил
   свои полномочия.
       Кроме    того,    согласно    Закону    о  выборах   депутатов
   Государственной   Думы   Центральной   избирательной  комиссии  не
   предоставлено  права  принимать  решения  об  отказе в регистрации
   общественных объединений и избирательных блоков.
       Представители  Центральной  избирательной  комиссии Застрожная
   О.К.  и Орлов Ю.С. с жалобой избирательного блока не согласились и
   просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что
   наименование блока буквосочетанием ФНС  не  отвечает   требованиям
   ст. ст. 10 и 57 Закона о выборах депутатов Государственной Думы.
       Выслушав  объяснения  представителей  избирательного блока ФНС
   Смирнова  В.М.  и  Краснова А.В.,  возражения на жалобу со стороны
   представителей  Центральной избирательной комиссии Застрожной О.К.
   и  Орлова  Ю.С.,  заключение  прокурора Генеральной прокуратуры РФ
   Белан   М.Г.,   полагавшей  жалобу  удовлетворить,   и  исследовав
   материалы дела,  Верховный Суд Российской Федерации находит жалобу
   обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
       В  соответствии с ч.  4 ст.  33 Федерального закона "О выборах
   депутатов  Государственной  Думы  Федерального Собрания Российской
   Федерации"    избирательные   блоки   регистрируются   Центральной
   избирательной   комиссией   Российской   Федерации.    Регистрация
   производится    не   позднее   чем   в  пятидневный   срок   после
   предоставления  в Центральную избирательную комиссию РФ протоколов
   съездов   (конференций)  общественных  объединений  с решениями  о
   вхождении  в избирательный блок и совместного решения общественных
   объединений   о  создании   избирательного   блока,   подписанного
   уполномоченными представителями этих общественных объединений.
       Отказывая избирательному блоку ФНС в регистрации,  Центральная
   избирательная комиссия в своем постановлении сослалась на то,  что
   использование   в  качестве   наименования   избирательного  блока
   сочетания   букв   "ФНС",   не   имеющего   смыслового   значения,
   противоречит  принципу  открытости и гласности выборов.  Сочетание
   указанных  букв  словом  не  является  и не  может быть помещено в
   избирательный  бюллетень  в качестве  наименования  избирательного
   блока.
       Однако  с такими  выводами  Центральной избирательной комиссии
   нельзя  согласиться,  поскольку они сделаны без достаточных к тому
   оснований.
       Как установлено в судебном заседании, общественные объединения
   "Историко  - просветительский  фонд  имени П.Б.  Струве" и "Партия
   научно   -  технической   интеллигенции",   зарегистрированные   в
   установленном порядке, совместным решением от 10 августа 1995 г. с
   соблюдением  требований ст. ст. 32 и 33 Закона о выборах депутатов
   Государственной   Думы  образовали  избирательный  блок  в составе
   названных общественных объединений для участия в выборах депутатов
   Государственной Думы,  присвоив данному блоку наименование ФНС без
   какого-либо определенного его содержания. Подготовленные созданным
   избирательным  блоком  все необходимые документы были направлены в
   Центральную избирательную комиссию для его регистрации.
       Указанные выше обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле
   совместным   решением   общественных  объединений  об  образовании
   избирательного блока (л.д.  11), протоколом конференции Историко -
   просветительского фонда им. П.Б. Струве (л.д. 12 - 14), протоколом
   конференции  Партии научно - технической интеллигенции (л.д.  15 -
   17),   копиями   свидетельств  о регистрации  Устава  общественных
   объединений (л.д. 18, 27) и другими материалами дела.
       Не   оспаривали  этого  в судебном  заседании  и представители
   Центральной избирательной комиссии Застрожная О.К. и Орлов Ю.С.
       С учетом приведенных данных принятое Центральной избирательной
   комиссией  РФ постановление об отказе в регистрации избирательного
   блока ФНС, по указанным в нем основаниям, по мнению суда, не может
   быть признано законным и обоснованным.
       Довод  Центризбиркома  РФ о том,  что использование в качестве
   наименования избирательного блока сочетания букв ФНС,  не имеющего
   смыслового значения,  противоречит принципу открытости и гласности
   выборов, нельзя признать правомерным.
       Согласно  ст.  10  Закона  о выборах депутатов Государственной
   Думы подготовка и проведение выборов депутатов Думы осуществляется
   открыто и гласно.
       Все  решения  избирательных комиссий,  органов государственной
   власти и органов местного самоуправления,  связанные с подготовкой
   и  проведением  выборов,  подлежат  опубликованию.  Из  содержания
   приведенной  нормы  Закона  следует,  что обеспечение открытости и
   гласности    подготовки   и  проведения   выборов   возложено   на
   избирательные  комиссии,  органы  государственной  власти и органы
   местного  самоуправления,  которые обязаны все принимаемые решения
   по  этим  вопросам,  в  том  числе  и о  регистрации избирательных
   объединений   и  блоков,    опубликовать   в  средствах   массовой
   информации.   Какой-либо   обязанности  по  обеспечению  гласности
   подготовки  и проведения  выборов  на  избирательные объединения и
   блоки  Закон  не возлагает.  Не предусматривается данным Законом и
   каких-либо   определенных   требований  к названиям  избирательных
   объединений  и блоков.  Предусматривается  лишь  необходимость  их
   наименования.
       Наименование   образованного   избирательного   блока   в виде
   произвольного  сочетания букв ФНС его представителями было указано
   при направлении документов на регистрацию в Центризбирком, из чего
   следует,  что  своего  названия  избирательный  блок  не скрывал и
   принципа открытости и гласности выборов при этом не нарушал.
       Что   касается   требования   Центризбиркома   о необходимости
   обязательного    раскрытия    смыслового   значения   наименования
   избирательного  блока,  как  это следует из его постановления,  то
   такого требования в законе не содержится.
       Не  возражали  против этого в судебном заседании по существу и
   представители Центральной избирательной комиссии РФ.
       Довод  постановления  Центризбиркома  РФ о том,  что сочетание
   букв  ФНС  словом  не  является  и в  связи  с этим  не может быть
   помещено   в  избирательный   бюллетень,   также  нельзя  признать
   убедительным,  поскольку  каких-либо  конкретных  указаний  о том,
   каким   критериям   должно  отвечать  наименование  избирательного
   объединения   либо   блока,    в   Законе    о  выборах  депутатов
   Государственной  Думы  не  имеется.  Не  имеется  их  и в   ст. 57
   названного  Закона,  на  которую  Центризбирком  ссылается в своем
   постановлении.
       Не  может  быть  принята во внимание и ссылка Центризбиркома в
   постановлении  на  нормы  современного  русского языка,  так как в
   названном  выше  Законе   требования  о том,   чтобы  наименование
   избирательных  объединений  и блоков  соответствовало этим нормам,
   также не содержится.
       Имеющееся  же   в  ст.   57    Закона   о  выборах   депутатов
   Государственной  Думы указание о том,  что избирательные бюллетени
   печатаются   на  русском  языке,   не  может  свидетельствовать  о
   необходимости соответствия наименования избирательного объединения
   нормам    русского   языка   либо   недопустимости   использования
   фантазийного  или  окказионального  его  наименования  (созданного
   фантазией  какого-либо  человека  или  созданного по определенному
   случаю),  о  чем указывается в письме Института русского языка РАН
   им. В.В. Виноградова от 31 августа 1995 г.
       Исходя  из  общих  требований,   предъявляемых  к наименованию
   общественных  объединений,  содержащихся  в ст.   23  Федерального
   закона "Об общественных объединениях", в регистрации общественного
   объединения по этому основанию может быть отказано лишь в случаях,
   если  ранее  зарегистрировано  общественное  объединение  с тем же
   названием  на  территории,  в  пределах которой данное объединение
   осуществляет  свою  деятельность,  и  если  название общественного
   объединения оскорбляет нравственность,  национальные и религиозные
   чувства   граждан.   Каких-либо   иных   оснований  для  отказа  в
   регистрации    общественного   объединения,    связанного   с  его
   наименованием, в данном  Законе  не содержится.
       Предусмотренных   вышеназванной   нормой   Закона   оснований,
   препятствующих  регистрации  избирательного  блока с наименованием
   ФНС, в постановлении Центризбиркома не приводится.
       Утверждение  представителей Центральной избирательной комиссии
   РФ  в судебном  заседании  о том,  что наименование избирательного
   блока из сочетания букв ФНС может ввести избирателей в заблуждение
   при сборе подписей и голосовании, так как такое же название в виде
   аббревиатуры  использует  движение "Фронт национального спасения",
   не может быть принято во внимание, поскольку данное обстоятельство
   в  постановлении  Центризбиркома  РФ не нашло своего отражения и в
   качестве  основания к отказу в регистрации избирательного блока не
   указано.
       В   соответствии   с  требованием   Закона  суд  при  проверке
   законности   названного   выше   постановления  вправе  входить  в
   обсуждение  лишь  тех  обстоятельств,   которые  в нем  указаны  и
   послужили основанием к принятию такого постановления.
       По    указанным   выше   основаниям,    принятое   Центральной
   избирательной  комиссией  РФ постановление об отказе в регистрации
   избирательного  блока  не  может  быть  признано  правомерным  и в
   соответствии   с  ч.   7  ст.   29  Закона  "О  выборах  депутатов
   Государственной  Думы  Федерального Собрания Российской Федерации"
   подлежит отмене.
       С учетом  изложенного  и  руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК
   РСФСР, Верховный Суд РФ

                                решил:

       жалобу избирательного блока ФНС удовлетворить.
       Постановление  Центральной  избирательной  комиссии Российской
   Федерации   от   24   августа  1995  г.   об  отказе  общественным
   объединениям "Историко - просветительский фонд им.  П.Б. Струве" и
   "Партии   научно   -  технической   интеллигенции"   в регистрации
   избирательного  блока  по  выборам  депутатов Государственной Думы
   Федерального   Собрания   Российской   Федерации   второго  созыва
   отменить.
       Настоящее  решение обжалованию и опротестованию в кассационном
   порядке   не  подлежит  и вступает  в законную  силу  со  дня  его
   провозглашения.

                                               Председательствующий -
                                                судья Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                         Ю.Д.РЕДЧЕНКО






Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
11.08.2017
USD
59.93
EUR
70.27
CNY
9
JPY
0.54
GBP
77.69
TRY
16.94
PLN
16.45
Разное