ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2001 г. N 144/1320-3
О СОДЕЙСТВИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ КОМИССИЯМ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ
Заслушав и обсудив доклад Секретаря Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации О.К. Застрожной, Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации отмечает следующее.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" ЦИК России оказывает правовую,
методическую и организационно - техническую помощь избирательным
комиссиям субъектов Российской Федерации при проведении
региональных выборов.
Для оказания содействия избирательным комиссиям при проведении
в 2001 году выборов высших должностных лиц субъектов Российской
Федерации (руководителей высших исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации)
формировались и направлялись на места комплексные группы ЦИК
России. Такие группы выезжали в Приморский край, Иркутскую,
Нижегородскую, Ростовскую и Тульскую области.
Новый подход ЦИК России позволяет более эффективно оказывать
организаторам выборов помощь в подготовке и проведении
избирательных кампаний.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации стали
более профессионально применять нормы избирательного
законодательства, активнее взаимодействовать с правоохранительными
и иными государственными органами, что обеспечило проведение
выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в
установленные законодательством сроки и порядке.
Однако анализ прошедших региональных выборов показал, что в
ходе избирательных кампаний нередко допускаются нарушения
избирательного законодательства. Наибольшее количество нарушений
связано с проведением предвыборной агитации, финансированием
избирательных кампаний кандидатов.
К наиболее часто применяемым правонарушающим технологиям
следует отнести распространение анонимных агитационных материалов;
участие СМИ в агитационной деятельности в качестве
самостоятельного субъекта избирательного процесса; использование
на выборах "теневых" финансовых средств; использование преимуществ
своего служебного положения со стороны отдельных должностных лиц и
другие.
Следует отметить, что деятельность правоохранительных и иных
органов по выявлению и пресечению фактов таких правонарушений еще
недостаточно эффективна. Организаторы выборов испытывали
затруднения во взаимоотношениях с организациями Министерства
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств
массовых коммуникаций, которые в ряде случаев не принимали
соответствующих мер по представлениям избирательных комиссий
(Приморский край и Тульская область). Органам внутренних дел
только один раз удалось пресечь изготовление анонимных
агитационных материалов (Тульская область). В ряде случаев не
соблюдались установленные законодательством сроки проведения
проверок по фактам нарушений избирательного законодательства,
которые содержатся в представлениях избирательных комиссий. Ответы
на эти представления нередко носили формальный характер: не
устанавливались конкретные лица, нарушающие закон, не в полной
мере выявлялись эпизоды противоправной деятельности, что в
конечном счете приводило к низкой результативности проведенных
проверок и слабой эффективности мер по пресечению правонарушений.
Координация действий организаторов выборов и
правоохранительных органов, а также территориальных органов
Министерства Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций обеспечивалась
недостаточно.
Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской
Федерации и Министерства Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций не принимали
достаточные организационные меры по пресечению правонарушений в
ходе проведения предвыборной агитации на региональных выборах.
Необходимо отметить недостаточно активную деятельность и самих
избирательных комиссий по использованию возможностей воздействия
на нарушителей. Так, составлено всего 76 протоколов об
административных правонарушениях, из них удовлетворено судами
только 26.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
постановляет:
1. Принять к сведению доклад Секретаря Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации О.К. Застрожной.
2. Продолжить практику создания и направления в субъекты
Российской Федерации комплексных групп ЦИК России с участием
представителей федеральных органов исполнительной власти для
оказания содействия избирательным комиссиям при подготовке и
проведении выборов.
3. Рекомендовать избирательным комиссиям субъектов Российской
Федерации рассмотреть на заседаниях комиссий вопросы
взаимодействия с органами исполнительной власти и
правоохранительными органами, а также главными федеральными
инспекторами при проведении выборов в органы государственной
власти.
4. Обратить внимание председателей избирательных комиссий
субъектов Российской Федерации на необходимость усиления
результативности деятельности контрольно - ревизионных служб по
осуществлению контроля за источниками поступления, правильным
учетом и использованием денежных средств избирательных фондов
кандидатов.
5. Подготовить для внесения в Правительство Российской
Федерации предложения об обеспечении координации взаимодействия
системы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с
заинтересованными министерствами и ведомствами при подготовке и
проведении выборов.
6. Предложить Министерству Российской Федерации по делам
печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций совместно
с ЦИК России проанализировать ситуацию, сложившуюся в сфере
предвыборной агитации, и обсудить на коллегии министерства вопрос
о мерах по повышению эффективности совместных действий в ходе
выборов.
7. Обратиться в Министерство внутренних дел Российской
Федерации с просьбой о принятии органами внутренних дел субъектов
Российской Федерации дополнительных организационных мер по
пресечению в ходе избирательных кампаний противоречащей закону
предвыборной агитации, попыток подкупа избирателей и
информированию организаторов выборов о принятых мерах (с учетом
требований ст. 10 Закона Российской Федерации "О милиции").
8. Направить настоящее Постановление и прилагаемую к нему
записку <*> в избирательные комиссии субъектов Российской
Федерации.
--------------------------------
<*> Не приводится.
9. Опубликовать настоящее Постановление в "Российской газете",
"Парламентской газете" и журнале "Вестник Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.ВЕШНЯКОВ
Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
О.ЗАСТРОЖНАЯ
|