Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 08.10.2001 N ГКПИ 2001-1395 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ "ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМАМИ КОММУНАЛЬНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 12.02.1999 N 167

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                 от 8 октября 2001 г. N ГКПИ 2001-1395

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд Российской Федерации в составе:

       председательствующего - судьи
       Верховного Суда Российской Федерации         Романенкова Н.С.,
       при секретаре                                    Дончило В.В.,
       с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.

       рассмотрел  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   жалобе  закрытого  акционерного  общества  "Канский  биохимический
   завод" о признании незаконными пунктов   5,  11,  13, 57 - 59, 61,
   70,   71,  77,  83  "Правил  пользования  системами  коммунального
   водоснабжения и канализации в Российской Федерации",  утвержденных
   Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167,

                              установил:

       ЗАО  "Канский  биохимический  завод" (сокращенное наименование
   ЗАО  "КБЗ")  обратилось  в Верховный  Суд РФ с жалобой о признании
   незаконными пунктов 5, 11, 13, 57 - 59, 61, 70, 71, 77, 83 "Правил
   пользования  системами коммунального водоснабжения и канализации в
   Российской  Федерации",  утвержденных Постановлением Правительства
   РФ  от  12  февраля  1999  г.  N  167,  ссылаясь  на  то,  что они
   устанавливают   ограничения   для  организаций  и граждан  в сфере
   пользования   системами   водоснабжения  и канализации  населенных
   пунктов,   нарушают   свободу   договора,   а   также   охраняемые
   Конституцией  и законами  Российской  Федерации права на свободное
   осуществление   предпринимательской  деятельности,   имущественные
   права   хозяйствующих   субъектов   и  их  законные  интересы  при
   осуществлении  предпринимательской  деятельности  с использованием
   систем канализации населенных пунктов.
       В  судебном  заседании представитель ЗАО "КБЗ" Погоденков В.К.
   поддержал   заявленные  требования  и пояснил,   что  оспариваемые
   положения     нормативного     правового     акта     ограничивают
   предпринимательскую   деятельность,   свободу  договора,   порядок
   расчетов  и Правительство РФ не вправе было в этой части принимать
   Правила.
       Представители     заинтересованного    лица  Правительства  РФ
   Овчаров П.И.,    Елисеев В.Ю.,     Хрупов А.И.    возражали против
   удовлетворения жалобы  и  пояснили  в   суде,   что   оспариваемый
   нормативный  акт  издан  в  пределах компетенции Правительства РФ,
   соответствует действующему законодательству и не нарушает  прав  и
   законных интересов юридического лица.
       Выслушав  объяснения  представителя ЗАО "Канский биохимический
   завод"  Погоденкова  В.К.,  представителей  заинтересованного лица
   Правительства  РФ  Овчарова  П.И.,  Елисеева  В.Ю.,  Хрупова А.И.,
   исследовав   материалы   дела   и  заслушав  заключение  прокурора
   Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф.,  полагавшей, что жалоба
   не подлежит удовлетворению,  Верховный Суд Российской Федерации не
   находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
       В  соответствии  со  ст.  13  Гражданского  кодекса Российской
   Федерации  ненормативный  акт  государственного  органа или органа
   местного  самоуправления,  а  в случаях,  предусмотренных законом,
   также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым
   актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы
   гражданина  или  юридического  лица,  могут  быть  признаны  судом
   недействительными.
       Постановлением  Правительства  РФ от 12 февраля 1999 г.  N 167
   утверждены    Правила    пользования    системами    коммунального
   водоснабжения  и канализации  в Российской  Федерации.   Настоящие
   Правила   регулируют   отношения  между  абонентами  (юридическими
   лицами,  а  также  предпринимателями  без образования юридического
   лица)  и организациями  водопроводно  - канализационного хозяйства
   (сокращенное  наименование  ВКХ)  в сфере пользования центральными
   системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
       На  отношения  между  организациями ВКХ и гражданами названные
   Правила  не  распространяются,  поэтому  являются несостоятельными
   доводы представителя ЗАО "КБХ" о нарушении оспариваемым актом прав
   граждан -  акционеров ЗАО "Канский биохимический завод".
       Как   пояснили   в  судебном   заседании  Верховного  Суда  РФ
   представитель   ЗАО   "КБХ"   Погоденков   В.К.   и  представители
   Правительства  РФ  Овчаров  П.И.  и  Елисеев В.Ю., отношения между
   абонентами    и   организациями    ВКХ    в   сфере    пользования
   централизованными  системами водоснабжения и канализации возникают
   из публичного договора.
       Гражданским  кодексом  РФ  в статье  426  публичным  договором
   признается   договор,   заключенный  коммерческой  организацией  и
   устанавливающий  ее  обязанности  по  продаже товаров,  выполнению
   работ  или оказанию услуг,  которые такая организация по характеру
   своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого,  кто к
   ней  обратится  (розничная торговля,  перевозка транспортом общего
   пользования,    услуги   связи,    энергоснабжение,   медицинское,
   гостиничное обслуживание и т.п.).
       Коммерческая  организация  не  вправе  оказывать  предпочтение
   одному   лицу   перед  другим  в отношении  заключения  публичного
   договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми
   актами.
       Гражданское  законодательство допускает издание Правительством
   РФ  Правил,  обязательных  для  сторон при заключении и исполнении
   публичных   договоров   по   пользованию  системами  коммунального
   водоснабжения и канализации (п. 4 ст. 426, п. 2 ст. 548 ГК РФ).
       В  силу  п.  4 ст.  3 ГК РФ Правительство РФ на основании и во
   исполнение   Гражданского   кодекса  РФ  и иных  законов,   указов
   Президента  РФ  вправе  принимать постановления,  содержащие нормы
   гражданского права.
       При  таких  обстоятельствах  суд считает,  что положения п.  5
   Правил  о действии  их  на  всей территории Российской Федерации и
   обязательности  для  организаций  ВКХ,  а также для всех абонентов
   независимо  от  ведомственной  принадлежности  и организационно  -
   правовой формы, соответствуют действующему законодательству.
       Пунктом  4 ст.  421 ГК РФ предусмотрено,  что условия договора
   определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание
   соответствующего  условия  предписано  законом или иными правовыми
   актами.
       Отношения   между   организациями  ВКХ  и юридическими  лицами
   возникают  на  основании публичного договора на отпуск (получение)
   воды  и (или)  прием  (сброс)  сточных  вод.  Правила  пользования
   системами коммунального водоснабжения и канализации,  утвержденные
   Правительством  РФ, относятся  к тем  случаям,   когда  содержание
   условий    публичного    договора   определено   правительственным
   постановлением  в пределах  ст.  421  ГК  РФ  и доводы заявителя о
   нарушении свободы договора являются несостоятельными.
       Пунктом  11  Правил  предусмотрено,  что  договорные отношения
   между  организациями  ВКХ  и абонентами регулируются по правилам о
   договоре энергоснабжения (статьи 539 - 548 ГК РФ).
       Положения оспариваемого  пункта  Правил  соответствуют ст. 548
   ГК РФ о применении правил об энергоснабжении к иным договорам.
       Доводы  жалобы  о том,  что  отношения  по  водопользованию  и
   водоотведению   не   могут   регулироваться  правилами  о договоре
   энергоснабжения, не основаны на законе.
       В  пункте  13  Правил  содержится  требование  об  указании  в
   договоре  предмета  договора,  которым является отпуск (получение)
   питьевой  воды  и (или)  прием  (сброс)  сточных вод,  а также ряд
   существенных   условий,   касающихся  режима  отпуска  (получения)
   питьевой  воды,  лимита водопотребления и водоотведения,  качестве
   питьевой воды и др.
       Условия  о режиме  отпуска  (получения)  питьевой  воды,  о ее
   качестве,  осуществлении  учета  отпущенной  (полученной) питьевой
   воды,  порядка, сроков, тарифов и условий оплаты, лимиты на отпуск
   (получение)  питьевой воды и др.  предусмотрены статьями 539 - 547
   ГК РФ, ст. 90 Водного кодекса РФ.
       В  пункте 57 Правил предусмотрено,  что в случаях самовольного
   присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и
   канализации  количество  израсходованной питьевой воды исчисляется
   по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения
   к  системам  водоснабжения  и канализации  при  их  круглосуточном
   действии  полным  сечением  и скорости  движения  воды 1,2 метра в
   секунду  с момента  обнаружения.   Объем  водоотведения  при  этом
   принимается равным объему водопотребления.
       Гражданское  законодательство  предусматривает ответственность
   как за нарушение обязательств, вытекающих из договорных отношений,
   так и из внедоговорных отношений.
       Должник  по  закону  обязан  к возмещению  убытков.   Правила,
   устанавливая  существенные  условия  по  данному  виду  публичного
   договора,  также  определяют  единый  порядок  подсчета количества
   израсходованной  питьевой  воды и количества сточных вод в случаях
   самовольного  присоединения  и самовольного  пользования системами
   водоснабжения и канализации.
       Пунктом 58 Правил предусмотрено,  что лимиты водопотребления и
   водоотведения    абонентам   устанавливаются   органами   местного
   самоуправления     или     уполномоченной     ими     организацией
   водопроводно - канализационного хозяйства с учетом:
       фактических мощностей систем водоснабжения и канализации;
       необходимости  первоочередного удовлетворения нужд населения в
   питьевой воде и отведении бытовых сточных вод;
       соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и
   загрязняющих  веществ в водные объекты,  установленных организации
   водопроводно  - канализационного  хозяйства  водохозяйственными  и
   природоохранными органами;
       проведения     абонентом    мероприятий    по    рациональному
   использованию  питьевой  воды,  сокращению  сброса  сточных  вод и
   загрязняющих веществ;
       баланса водопотребления и водоотведения абонента.
       Как пояснил в суде представитель Правительства РФ Хрупов А.И.,
   централизованные   системы  коммунального  водоснабжения  являются
   важнейшими  системами  жизнеобеспечения  и предназначены  в первую
   очередь  для  хозяйственно  - питьевого  водоснабжения  населения,
   производства  пищевой продукции и пожаротушения.  Централизованные
   системы  коммунальной  канализации также  предназначены для приема
   от населения сточных вод и их очистки.  Сброс абонентами в систему
   коммунальной  канализации производственных сточных вод разрешается
   при  наличии  технической  возможности этой системы и установлении
   нормативов  сброса  сточных  вод,   т.к.   организации  ВКХ  имеют
   определенную   пропускную   способность   устройств   и сооружений
   водоснабжения  и канализации.  Статьей  27 Закона РСФСР "Об охране
   окружающей природной среды" предусмотрено, что нормативы предельно
   допустимых  выбросов и сбросов вредных веществ, загрязняющих воды,
   устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта.
       Водный  кодекс  РФ  в статье  82  устанавливает нормирование в
   области   использования   и  охраны   водных   объектов,   которое
   заключается:  в  установлении  лимитов водопользования,  а также в
   разработке  и принятии  стандартов,  нормативов и правил в области
   использования и охраны водных объектов.
       Соблюдение  данных  требований  закона  обязательно   как  для
   организаций ВКХ, так и для абонентов.
       В случае, если объемы фактически отпускаемой питьевой воды или
   принимаемых  сточных  вод  превышают указанные абонентом расчетные
   объемы  полученной  питьевой  воды и (или) сброшенных сточных вод,
   абонент  представляет  баланс по существующему положению,  а также
   план  мероприятий  по  рациональному использованию питьевой воды и
   сокращению  сброса  сточных  вод  и загрязняющих веществ (пункт 59
   Правил).
       Статьей   90   Водного  кодекса  РФ  определено,   что  лимиты
   водопользования  представляют  собой  предельно  допустимые объемы
   изъятия   водных   ресурсов   и сброса  сточных  вод  нормативного
   качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный
   срок.
       Федеральный  закон  "Об  общих  принципах организации местного
   самоуправления   в  Российской   Федерации"   к  ведению  местного
   самоуправления относит регулирование использования водных объектов
   местного значения (статья 6 настоящего Федерального закона).
       Органы    местного    самоуправления    устанавливают   лимиты
   водопользования    и   водоотведения    для    организаций    ВКХ,
   следовательно,  последние  вправе требовать,  чтобы абоненты также
   соблюдали нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод,
   что предусмотрено п. 61 Правил.
       В соответствии с п. 70 Правил расчеты абонентов с организацией
   водопроводно  - канализационного  хозяйства  за отпуск (получение)
   питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в
   пределах   и  сверх   установленных   лимитов   водопотребления  и
   нормативов    водоотведения    и   сброса   загрязняющих   веществ
   производятся  в порядке,  установленном  Правительством Российской
   Федерации.
       Доводы   представителя  ЗАО  "КБХ"  о том,   что  на  практике
   исчисленная  организациями ВКХ плата за отпущенную питьевую воду и
   принятые к очистке стоки   взыскивается с абонентов в безакцептном
   порядке,    не    могут    служить    основанием   для   признания
   недействительным  п. 70  Правил,  т.к.  данная  норма  не содержит
   указания  о списании  денежных  средств  со  счета клиента без его
   распоряжения  и отсылает к порядку,  установленному Правительством
   РФ.
       В пункте 71 Правил установлен порядок расчетов и корректировки
   размеров   платы   за   сверхнормативный   сброс   сточных  вод  и
   загрязняющих веществ,  что Правительство РФ вправе было определить
   в соответствии с п. 2 ст. 544 ГК РФ.
       В  пунктах  77  и 78  Правил  установлен  порядок  определения
   количества  отпущенной  воды  и принятых  сточных вод для расчетов
   абонентов  с организациями  ВКХ  в случаях  потребления  воды  без
   средств  измерения,  с  неисправными приборами или при самовольном
   возведении  устройств  и сооружений  для  присоединения к системам
   водоснабжения и канализации.
       Нанесенный  организации ВКХ ущерб подлежит возмещению согласно
   ст.  15  ГК  РФ, и доводы  представителя  ЗАО "КБХ" о незаконности
   положений пунктов 77, 78 Правил несостоятельны.
       В пункте 83 Правил предусмотрено, что может явиться основанием
   для  прекращения или ограничения организацией ВКХ отпуска питьевой
   воды  и (или)  приема  сточных  вод.   Таким  основанием  является
   неоплата  абонентом  полученной  питьевой  воды и (или) сброшенных
   сточных вод.
       Исходя  из  компетенции  Правительства  РФ  издавать  Правила,
   обязательные   для  сторон  при  исполнении  публичных  договоров,
   учитывая  специфику  публичного  договора  на  отпуск  (получение)
   питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод,  Правительство РФ
   в  п.  83  Правил определило правила поведения организаций ВКХ при
   неоплате  абонентом  поданной  ему  питьевой воды и (или) принятых
   сточных вод.
       Учитывая,   что   положения  оспариваемого  нормативного  акта
   соответствуют      действующему     законодательству,      приняты
   Правительством  РФ в пределах его компетенции и не нарушают прав и
   законных  интересов  заявителя,  жалоба ЗАО "Канский биохимический
   завод" не подлежит удовлетворению.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст.  191,  192,
   197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

                                решил:

       жалобу  закрытого акционерного общества "Канский биохимический
   завод" о признании незаконными пунктов 5, 11, 13, 57 - 59, 61, 70,
   71,   77,   83   "Правил   пользования   системами   коммунального
   водоснабжения и канализации в Российской Федерации",  утвержденных
   Постановлением  Правительства  РФ  от  12  февраля 1999 г.  N 167,
   оставить без удовлетворения.
       Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
   коллегию  Верховного  Суда  Российской Федерации в течение 10 дней
   после вынесения судом решения в окончательной форме.

                                                Судья Верховного Суда




Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное