ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2001 г. N ГКПИ 2001-1395
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Дончило В.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе закрытого акционерного общества "Канский биохимический
завод" о признании незаконными пунктов 5, 11, 13, 57 - 59, 61,
70, 71, 77, 83 "Правил пользования системами коммунального
водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167,
установил:
ЗАО "Канский биохимический завод" (сокращенное наименование
ЗАО "КБЗ") обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой о признании
незаконными пунктов 5, 11, 13, 57 - 59, 61, 70, 71, 77, 83 "Правил
пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в
Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства
РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, ссылаясь на то, что они
устанавливают ограничения для организаций и граждан в сфере
пользования системами водоснабжения и канализации населенных
пунктов, нарушают свободу договора, а также охраняемые
Конституцией и законами Российской Федерации права на свободное
осуществление предпринимательской деятельности, имущественные
права хозяйствующих субъектов и их законные интересы при
осуществлении предпринимательской деятельности с использованием
систем канализации населенных пунктов.
В судебном заседании представитель ЗАО "КБЗ" Погоденков В.К.
поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые
положения нормативного правового акта ограничивают
предпринимательскую деятельность, свободу договора, порядок
расчетов и Правительство РФ не вправе было в этой части принимать
Правила.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ
Овчаров П.И., Елисеев В.Ю., Хрупов А.И. возражали против
удовлетворения жалобы и пояснили в суде, что оспариваемый
нормативный акт издан в пределах компетенции Правительства РФ,
соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и
законных интересов юридического лица.
Выслушав объяснения представителя ЗАО "Канский биохимический
завод" Погоденкова В.К., представителей заинтересованного лица
Правительства РФ Овчарова П.И., Елисеева В.Ю., Хрупова А.И.,
исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора
Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что жалоба
не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не
находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской
Федерации ненормативный акт государственного органа или органа
местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом,
также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым
актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом
недействительными.
Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167
утверждены Правила пользования системами коммунального
водоснабжения и канализации в Российской Федерации. Настоящие
Правила регулируют отношения между абонентами (юридическими
лицами, а также предпринимателями без образования юридического
лица) и организациями водопроводно - канализационного хозяйства
(сокращенное наименование ВКХ) в сфере пользования центральными
системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
На отношения между организациями ВКХ и гражданами названные
Правила не распространяются, поэтому являются несостоятельными
доводы представителя ЗАО "КБХ" о нарушении оспариваемым актом прав
граждан - акционеров ЗАО "Канский биохимический завод".
Как пояснили в судебном заседании Верховного Суда РФ
представитель ЗАО "КБХ" Погоденков В.К. и представители
Правительства РФ Овчаров П.И. и Елисеев В.Ю., отношения между
абонентами и организациями ВКХ в сфере пользования
централизованными системами водоснабжения и канализации возникают
из публичного договора.
Гражданским кодексом РФ в статье 426 публичным договором
признается договор, заключенный коммерческой организацией и
устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению
работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру
своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к
ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего
пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское,
гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение
одному лицу перед другим в отношении заключения публичного
договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми
актами.
Гражданское законодательство допускает издание Правительством
РФ Правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении
публичных договоров по пользованию системами коммунального
водоснабжения и канализации (п. 4 ст. 426, п. 2 ст. 548 ГК РФ).
В силу п. 4 ст. 3 ГК РФ Правительство РФ на основании и во
исполнение Гражданского кодекса РФ и иных законов, указов
Президента РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы
гражданского права.
При таких обстоятельствах суд считает, что положения п. 5
Правил о действии их на всей территории Российской Федерации и
обязательности для организаций ВКХ, а также для всех абонентов
независимо от ведомственной принадлежности и организационно -
правовой формы, соответствуют действующему законодательству.
Пунктом 4 ст. 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора
определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание
соответствующего условия предписано законом или иными правовыми
актами.
Отношения между организациями ВКХ и юридическими лицами
возникают на основании публичного договора на отпуск (получение)
воды и (или) прием (сброс) сточных вод. Правила пользования
системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные
Правительством РФ, относятся к тем случаям, когда содержание
условий публичного договора определено правительственным
постановлением в пределах ст. 421 ГК РФ и доводы заявителя о
нарушении свободы договора являются несостоятельными.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что договорные отношения
между организациями ВКХ и абонентами регулируются по правилам о
договоре энергоснабжения (статьи 539 - 548 ГК РФ).
Положения оспариваемого пункта Правил соответствуют ст. 548
ГК РФ о применении правил об энергоснабжении к иным договорам.
Доводы жалобы о том, что отношения по водопользованию и
водоотведению не могут регулироваться правилами о договоре
энергоснабжения, не основаны на законе.
В пункте 13 Правил содержится требование об указании в
договоре предмета договора, которым является отпуск (получение)
питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, а также ряд
существенных условий, касающихся режима отпуска (получения)
питьевой воды, лимита водопотребления и водоотведения, качестве
питьевой воды и др.
Условия о режиме отпуска (получения) питьевой воды, о ее
качестве, осуществлении учета отпущенной (полученной) питьевой
воды, порядка, сроков, тарифов и условий оплаты, лимиты на отпуск
(получение) питьевой воды и др. предусмотрены статьями 539 - 547
ГК РФ, ст. 90 Водного кодекса РФ.
В пункте 57 Правил предусмотрено, что в случаях самовольного
присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и
канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется
по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения
к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном
действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в
секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом
принимается равным объему водопотребления.
Гражданское законодательство предусматривает ответственность
как за нарушение обязательств, вытекающих из договорных отношений,
так и из внедоговорных отношений.
Должник по закону обязан к возмещению убытков. Правила,
устанавливая существенные условия по данному виду публичного
договора, также определяют единый порядок подсчета количества
израсходованной питьевой воды и количества сточных вод в случаях
самовольного присоединения и самовольного пользования системами
водоснабжения и канализации.
Пунктом 58 Правил предусмотрено, что лимиты водопотребления и
водоотведения абонентам устанавливаются органами местного
самоуправления или уполномоченной ими организацией
водопроводно - канализационного хозяйства с учетом:
фактических мощностей систем водоснабжения и канализации;
необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в
питьевой воде и отведении бытовых сточных вод;
соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и
загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организации
водопроводно - канализационного хозяйства водохозяйственными и
природоохранными органами;
проведения абонентом мероприятий по рациональному
использованию питьевой воды, сокращению сброса сточных вод и
загрязняющих веществ;
баланса водопотребления и водоотведения абонента.
Как пояснил в суде представитель Правительства РФ Хрупов А.И.,
централизованные системы коммунального водоснабжения являются
важнейшими системами жизнеобеспечения и предназначены в первую
очередь для хозяйственно - питьевого водоснабжения населения,
производства пищевой продукции и пожаротушения. Централизованные
системы коммунальной канализации также предназначены для приема
от населения сточных вод и их очистки. Сброс абонентами в систему
коммунальной канализации производственных сточных вод разрешается
при наличии технической возможности этой системы и установлении
нормативов сброса сточных вод, т.к. организации ВКХ имеют
определенную пропускную способность устройств и сооружений
водоснабжения и канализации. Статьей 27 Закона РСФСР "Об охране
окружающей природной среды" предусмотрено, что нормативы предельно
допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, загрязняющих воды,
устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта.
Водный кодекс РФ в статье 82 устанавливает нормирование в
области использования и охраны водных объектов, которое
заключается: в установлении лимитов водопользования, а также в
разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области
использования и охраны водных объектов.
Соблюдение данных требований закона обязательно как для
организаций ВКХ, так и для абонентов.
В случае, если объемы фактически отпускаемой питьевой воды или
принимаемых сточных вод превышают указанные абонентом расчетные
объемы полученной питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод,
абонент представляет баланс по существующему положению, а также
план мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и
сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ (пункт 59
Правил).
Статьей 90 Водного кодекса РФ определено, что лимиты
водопользования представляют собой предельно допустимые объемы
изъятия водных ресурсов и сброса сточных вод нормативного
качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный
срок.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" к ведению местного
самоуправления относит регулирование использования водных объектов
местного значения (статья 6 настоящего Федерального закона).
Органы местного самоуправления устанавливают лимиты
водопользования и водоотведения для организаций ВКХ,
следовательно, последние вправе требовать, чтобы абоненты также
соблюдали нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод,
что предусмотрено п. 61 Правил.
В соответствии с п. 70 Правил расчеты абонентов с организацией
водопроводно - канализационного хозяйства за отпуск (получение)
питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в
пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и
нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ
производятся в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
Доводы представителя ЗАО "КБХ" о том, что на практике
исчисленная организациями ВКХ плата за отпущенную питьевую воду и
принятые к очистке стоки взыскивается с абонентов в безакцептном
порядке, не могут служить основанием для признания
недействительным п. 70 Правил, т.к. данная норма не содержит
указания о списании денежных средств со счета клиента без его
распоряжения и отсылает к порядку, установленному Правительством
РФ.
В пункте 71 Правил установлен порядок расчетов и корректировки
размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и
загрязняющих веществ, что Правительство РФ вправе было определить
в соответствии с п. 2 ст. 544 ГК РФ.
В пунктах 77 и 78 Правил установлен порядок определения
количества отпущенной воды и принятых сточных вод для расчетов
абонентов с организациями ВКХ в случаях потребления воды без
средств измерения, с неисправными приборами или при самовольном
возведении устройств и сооружений для присоединения к системам
водоснабжения и канализации.
Нанесенный организации ВКХ ущерб подлежит возмещению согласно
ст. 15 ГК РФ, и доводы представителя ЗАО "КБХ" о незаконности
положений пунктов 77, 78 Правил несостоятельны.
В пункте 83 Правил предусмотрено, что может явиться основанием
для прекращения или ограничения организацией ВКХ отпуска питьевой
воды и (или) приема сточных вод. Таким основанием является
неоплата абонентом полученной питьевой воды и (или) сброшенных
сточных вод.
Исходя из компетенции Правительства РФ издавать Правила,
обязательные для сторон при исполнении публичных договоров,
учитывая специфику публичного договора на отпуск (получение)
питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, Правительство РФ
в п. 83 Правил определило правила поведения организаций ВКХ при
неоплате абонентом поданной ему питьевой воды и (или) принятых
сточных вод.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного акта
соответствуют действующему законодательству, приняты
Правительством РФ в пределах его компетенции и не нарушают прав и
законных интересов заявителя, жалоба ЗАО "Канский биохимический
завод" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192,
197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу закрытого акционерного общества "Канский биохимический
завод" о признании незаконными пунктов 5, 11, 13, 57 - 59, 61, 70,
71, 77, 83 "Правил пользования системами коммунального
водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167,
оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней
после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
|