Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
 

ПРОТЕСТ ПРОКУРАТУРЫ МО ОТ 08.08.2000 N 7/4-21-00 НА П. 1 СТ. 1, СТ. 7, ПОДП. "И" П. 1 СТ. 52 УСТАВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                    ПРОКУРАТУРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
                                   
                                ПРОТЕСТ
                   от 8 августа 2000 г. N 7/4-21-00
                                   
          НА П. 1 СТ. 1, СТ. 7, ПОДП. "И" П. 1 СТ. 52 УСТАВА
                          МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
   
       Прокуратурой  Московской  области  проведена  проверка   Устава
   Московской области.
       В  ходе  проверки  установлено, что отдельные положения  Устава
   Московской   области   не   соответствуют  Конституции   Российской
   Федерации и федеральному законодательству.
       В  пункте 1 статьи 1 Устава Московской области установлено, что
   граждане    Российской   Федерации,   проживающие   на   территории
   Московской   области   (далее   -  население   области),   являются
   источником власти в Московской области.
       В  соответствии  с ч. 1 ст. 3 Конституции Российской  Федерации
   носителем   суверенитета  и  единственным   источником   власти   в
   Российской Федерации является ее многонациональный народ.
       Федеративное  устройство Российской Федерации  основано  на  ее
   государственной   целостности,  единстве  системы   государственной
   власти,   разграничении  предметов  ведения  и   полномочий   между
   органами  государственной власти Российской  Федерации  и  органами
   государственной власти субъектов Российской Федерации,  равноправии
   и  самоопределении народов в Российской Федерации (ст.5 Конституции
   Российской Федерации).
       Определением Конституционного суда Российской Федерации  от  27
   июня  2000 года N 92-0 "По запросу группы депутатов Государственной
   Думы  о  проверке  соответствия  Конституции  Российской  Федерации
   отдельных   положений  Конституций  Республики  Адыгея,  Республики
   Башкортостан,  Республики  Ингушетия, Республики  Коми,  Республики
   Северная    Осетия-Алания   и   Республики   Татарстан"   положения
   Конституции  Республики  Адыгея,  согласно  которым  вся  власть  в
   Республике   Адыгея   принадлежит  ее  многонациональному   народу;
   носителем  суверенитета  и  источником  государственной  власти   в
   Республике  является  народ,  и  положения  Конституции  Республики
   Ингушетия,  согласно которым носителем суверенитета и  единственным
   источником    власти   в   Республике   Ингушетия    является    ее
   многонациональный народ, признаны не соответствующими ч. 1  ст.  3,
   ч.  1, 2 ст. 4, ст. 5, ч. 1, 5 ст. 66, подп. "б" ст. 71 Конституции
   Российской Федерации и не подлежащими применению судами  и  другими
   органами и должностными лицами, так как положения о том, что  народ
   республики    является   носителем   суверенитета   и    источником
   (единственным источником) власти в республике исключают тем  самым,
   что   таким  источником  власти  является  многонациональный  народ
   Российской Федерации.
       Пунктом 1 статьи 7 Устава предусмотрено, что вопрос, отнесенный
   к    ведению   Московской   области,   может   быть   вынесен    на
   консультативный    референдум,    результаты     которого     имеют
   рекомендательный характер.
       В Российской Федерации действует Федеральный закон "Об основных
   гарантиях  избирательных  прав и права  на  участие  в  референдуме
   граждан   Российской  Федерации",  определяющий  основные  гарантии
   реализации  гражданами Российской Федерации конституционного  права
   на   участие   в  референдуме  Российской  Федерации,   референдуме
   субъекта Российской Федерации и местном референдуме (п. 1  ст.  1).
   Федеральный  закон  имеет прямое действие  и  применяется  на  всей
   территории Российской Федерации (п. 2 ст. 1).
       В   ст.   2   Федерального   закона  "Об   основных   гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
   Российской  Федерации" предусмотрено только три вида референдума  -
   референдум  Российской  Федерации, референдум  субъекта  Российской
   Федерации    и   местный   референдум.   Понятие   "консультативный
   референдум"  в  Законе отсутствует. Кроме того, в  соответствии  со
   ст.   61  указанного  Федерального  закона  решение,  принятое   на
   референдуме     субъекта     Российской     Федерации,     является
   общеобязательным  и  не  нуждается  в  дополнительном  утверждении.
   Федеральный   закон   не  предусматривает  возможности   проведения
   консультативного референдума.
       Пункт   2   статьи   7  Устава  Московской  области   допускает
   возможность  вынесения  на  консультативный  референдум   вопросов,
   отнесенных   к  ведению  Российской  Федерации  или  к  совместному
   ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
       Однако   согласно  ст.  13  Федерального  закона  "Об  основных
   гарантиях  избирательных  прав и права  на  участие  в  референдуме
   граждан  Российской  Федерации" на референдум  субъекта  Российской
   Федерации  не  могут быть вынесены вопросы, находящиеся  в  ведении
   Российской  Федерации. На референдум субъекта Российской  Федерации
   не  могут  быть  вынесены также вопросы, находящиеся  в  совместном
   ведении  Российской Федерации и субъекта Российской  Федерации,  за
   исключением  случаев,  когда  вопрос не  урегулирован  Конституцией
   Российской Федерации, федеральным законом.
       Законы  субъектов Российской Федерации о выборах и референдумах
   не должны противоречить настоящему Федеральному закону (п. 7 ст.  1
   Федерального  закона  "Об основных гарантиях избирательных  прав  и
   права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
       Согласно  подпункту  "и" пункта 1 статьи 52  Устава  Московской
   области  полномочия  Губернатора  Московской  области  прекращаются
   досрочно  в  случае его отзыва избирателями Московской  области  по
   основаниям и в порядке, установленным законом Московской области.
       Данное  основание появилось в Уставе Московской  области  после
   внесения  в  него  поправок,  вступивших  в  силу  05.01.2000.  Это
   положение  дублирует положение подп. "и" п. 1 ст.  19  Федерального
   закона    "Об    общих   принципах   организации    законодательных
   (представительных) и исполнительных органов государственной  власти
   субъектов  Российской Федерации" N 184-ФЗ от 06.10.99  (в  редакции
   от  29.07.2000  это  подпункт  "к"), согласно  которому  полномочия
   высшего    должностного   лица   субъекта   Российской    Федерации
   (руководителя   высшего   исполнительного  органа   государственной
   власти  субъекта  Российской  Федерации)  прекращаются  досрочно  в
   случае его отзыва избирателями субъекта Российской Федерации,  если
   такое    положение    предусмотрено   законодательством    субъекта
   Российской Федерации.
       Постановлением  Конституционного суда Российской  Федерации  от
   07.06.2000  N 10-П "По делу о проверке конституционности  отдельных
   положений  Конституции Республики Алтай и Федерального  закона  "Об
   общих  принципах  организации законодательных (представительных)  и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации" подп. "и" п. 1 ст. 19 указанного федерального закона  (в
   редакции  от 06.10.99) признан не соответствующим ч. 2 ст.  3,  ст.
   10,  ч.  1,  2,  3  ст.  13,  ч.  2 ст. 32  Конституции  Российской
   Федерации  в  связи  с  тем, что названным положением  Федерального
   закона  не  предусмотрено четких правовых оснований отзыва  высшего
   должностного   лица  субъекта  Российской  Федерации  (руководителя
   высшего  исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта
   Российской  Федерации),  не  установлены  процедурные  гарантии,  в
   частности  не  требуется  необходимого  положительного  голосования
   большинства    всех    зарегистрированных   избирателей    субъекта
   Российской   Федерации,   что  создает  возможность   произвольного
   применения  данного института, тем более если отзыв  связывается  с
   утратой доверия по политическим мотивам.
       Институт  отзыва высшего должностного лица субъекта  Российской
   Федерации    (руководителя    высшего    исполнительного     органа
   государственной  власти субъекта Российской Федерации)  может  быть
   введен  при  условии установления надлежащих правовых  оснований  и
   процедур   с   учетом  конституционно-правового  смысла   института
   отзыва.
       На   основании   изложенного,   руководствуясь   ст.   22,   23
   Федерального   закона   "О   прокуратуре   Российской   Федерации",
   предлагаю:
       1.  Отменить  пункт  1  статьи 1 и статью 7  Устава  Московской
   области.
       2.  Привести  в  соответствие  с федеральным  законодательством
   подпункт "и" пункта 1 ст. 52 Устава Московской области.
       3.   Рассмотреть  настоящий  протест  на  ближайшем   заседании
   Московской областной Думы, уведомив прокурора о дне заседания.
       4.  О  результатах рассмотрения протеста сообщите в Прокуратуру
   Московской  области  в  установленный  законом  срок  в  письменной
   форме.
   
                                                      Прокурор области
                                      государственный советник юстиции
                                                              2 класса
                                                          Э.Г. Денисов
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
Разное