ПРОКУРАТУРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОТЕСТ
от 10 августа 2001 г. N 7/4-21-2001
НА АБЗАЦЫ 2, 4, 10 ПУНКТА 3, ПУНКТ 4, АБЗАЦЫ 1-3 ПУНКТА 5
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 27.09.2000 N 108/27 "О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОБРАЩЕНИЯ
С ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Постановлением Правительства Московской области от 27.09.2000 N
108/27 "О мерах по улучшению обращения с отходами на территории
Московской области" (далее - Постановление) создано
Государственное унитарное предприятие "Экосистема" (далее - ГУП
"Экосистема"), определены виды деятельности данного предприятия.
Абзацы 2, 4, 10 пункта 3, пункт 4, абзацы 1-3 пункта 5
Постановления не соответствуют действующему федеральному
законодательству и подлежат отмене по следующим основаниям.
В абзаце 2 пункта 3 Постановления ГУП "Экосистема" поручено
управление перемещением и размещением отходов на территории
Московской области.
Деятельность по перемещению, размещению, утилизации,
складированию отходов согласно Положению о лицензировании
отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды,
утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.02.96 N 168,
подлежит лицензированию. Лицензия является официальным документом,
который разрешает осуществление указанного в ней вида деятельности
и определяет обязательные для исполнения требования (условия) его
осуществления (п. 11).
Таким образом, законодательством установлены ограничения на
осуществление деятельности, связанной с перемещением и размещением
отходов, в виде лицензирования.
Кроме того, наделение коммерческой организации, которой
является ГУП "Экосистема", функциями по управлению перемещением и
размещением отходов на территории Московской области влечет за
собой нарушение прав других хозяйствующих субъектов на
осуществление деятельности, связанной с отходами.
Так, согласно п. 1 ст. 7 Закона РФ от 22.03.91 N 948-1 "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" органам исполнительной власти субъектов РФ
запрещено принимать акты и (или) совершать действия, которые
ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают
дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия
деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты
или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение
конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов
или граждан, в т.ч. в виде необоснованного препятствия
осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо
сфере.
Абзац 4 пункта 3 Постановления предписывает, что ГУП
"Экосистема" проводит инвентаризацию действующих полигонов и
подготовку предложений по их дальнейшему использованию.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.98 N 89-
ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ от 24.06.98
N 89-ФЗ) проведение инвентаризации отходов и объектов их
размещения (т.е. полигонов) осуществляется индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами при эксплуатации
предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов,
связанных с обращением с отходами.
Абзац 10 пункта 3 Постановления относит к полномочиям ГУП
"Экосистема" проектирование и строительство новых полигонов и
создание мощностей по переработке отходов.
Указанная норма не отвечает требованиям ст. 6 ФЗ от 24.06.98 N
89-ФЗ, предусматривающей, что проектирование и строительство
объектов размещения отходов, а также объектов использования и
обезвреживания отходов относится к полномочиям субъектов
Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 7 Закона РФ от 22.03.91 N 948-1 "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" запрещается совмещение функций органов
исполнительной власти субъектов РФ с функциями хозяйствующих
субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и
правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов
государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных
законодательными актами Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления в целях контроля использования земель в
Московской области органам местного самоуправления поручено
передать земельные участки, занятые объектами размещения отходов,
в фонд земель областного значения для оформления прав пользования
ими на ГУП "Экосистема".
Положения данного пункта не соответствуют действующему
законодательству, т.к. земельные участки, занятые объектами
размещения отходов, могут находиться как в областной, так и в
муниципальной собственности.
В силу ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в
Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение
населением вопросов местного значения, владение, пользование и
распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление
осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм
прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного
самоуправления.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти. Местное самоуправление в пределах своих
полномочий самостоятельно (ст. 12 Конституции РФ).
Абзацем 1 пункта 5 Постановления определено, что в целях
государственного контроля за обращением отходов в Московской
области предложено Государственному комитету по охране окружающей
среды Московской области осуществлять выдачу лицензий на обращение
с отходами и устанавливать лимиты захоронения отходов и лимиты
использования отходов в качестве дополнительной рекультивации
после предварительной экспертизы ГУП "Экосистема".
Названные рекомендации не соответствуют действующему
федеральному законодательству.
Лицензирование деятельности по обращению (складирование,
перемещение, размещение и т.д.) с отходами и деятельности по
установлению порядка разработки и утверждения нормативов
образования отходов и лимитов на их размещение (в т.ч.
захоронение) соответственно регламентируются Положением о
лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны
окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от
26.02.96 N 168, Правилами разработки и утверждения нормативов
образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными
постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 N 461, которыми не
предусмотрено проведение каких-либо экспертиз государственными
унитарными предприятиями субъекта РФ перед выдачей лицензий,
установлением лимитов захоронения отходов.
Абзацами 2, 3 пункта 5 Постановления предписано организациям,
поставляющим отходы в Московскую область, эксплуатирующим полигоны
захоронения отходов в Московской области, в соответствии с
законодательством оформить договоры с ГУП "Экосистема".
Поскольку объекты размещения отходов, т.е. специально
оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов
(хранение, захоронение отходов), являются объектами гражданских
правоотношений и могут находиться у организации, эксплуатирующей
объект размещения отходов, в собственности, во владении или
пользовании, то принятие мер по обязательному оформлению договоров
на ГУП "Экосистема" с такими организациями нарушит права
последних.
Редакция указанных выше положений в виде обязательного
оформления договоров с ГУП "Экосистема" противоречит принципу
свободы заключения договора, предусмотренному ст. 421 ГК РФ.
Этой же статьей запрещено понуждение к заключению договора, за
исключением случаев, когда обязанность заключить договор
предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым
обязательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Абзацы 2, 4, 10 пункта 3, пункт 4, абзацы 1-3 пункта 5
постановления Правительства Московской области от 27.09.2000 N
108/27 "О мерах по улучшению обращения с отходами на территории
Московской области" отменить как не соответствующие действующему
законодательству.
2. Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не
позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
3. О результатах рассмотрения настоящего протеста и принятых по
нему мерах сообщить прокурору области в установленный законом
срок.
И.о. прокурора Московской области
государственный советник юстиции
3 класса
А.А. Митусов
|