КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2003 г. N 10/1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Заслушав и обсудив доклад заведующего отделом первичной
медицинской помощи Павловой О.В., коллегия Министерства
здравоохранения Московской области отмечает, что современный этап
развития скорой медицинской помощи характеризуется выраженным
влиянием негативных факторов социально-экономического развития
общества (снижение уровня жизни, повышение уровня травматизма, в
первую очередь дорожно-транспортного и криминогенного, ослабление
профилактической направленности здравоохранения, ограниченная
доступность медикаментов для большинства людей пожилого возраста).
Оказание скорой медицинской помощи, уровень ее организации
влияет на снижение потерь общества от острых заболеваний, травм,
отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью
населения, как в условиях штатного функционирования, так и в
условиях чрезвычайных ситуаций.
Служба скорой медицинской помощи включает в себя 25 станций и
58 отделений скорой медицинской помощи, в которых работают 1100
врачей и 3100 средних медработников.
За 5 лет количество бригад скорой медицинской помощи
увеличилось на 160 (на 7%) за счет фельдшерских бригад с 990 до
1138 (на 15%), что соответствует рекомендации приказа Минздрава
России от 26.03.99 N 100 "О совершенствовании организации скорой
медицинской помощи населению".
Ежегодно фельдшерскими бригадами обслуживается 46,9% вызовов,
общеврачебными - 43%, бригадами интенсивной терапии - 6%, другими
специализированными бригадами - 2,3% и психиатрическими - 1,8%.
Каждый год выполняется около 2,1 млн. вызовов.
Первое место в структуре занимают вызовы к больным с сердечно-
сосудистыми заболеваниями, на втором - вызовы к больным с
хроническими неспецифическими заболеваниями легких, затем - травмы
и несчастные случаи. Число вызовов по поводу ДТП стабильно и
составляет 17,0 тыс. (на 0,8%).
Из общего количества вызовов несчастные случаи составляют
10,4%, 78,2% - - внезапные заболевания и состояния,
безрезультатных вызовов - 6,3%, что указывает на высокую
затратность и низкую эффективность работы бригад скорой
медицинской помощи.
За 5 лет общее количество вызовов увеличилось на 9,3%, на 15%
увеличилось число вызовов по поводу несчастных случаев, при этом
среднее число вызовов на бригаду в течение суток сохраняется на
уровне 10,5 (при нормативе 14).
Обращаемость населения за скорой медицинской помощью в 2002 г.
составила 340,8 (на 1 тыс. населения), против 309,4 в 1998 г. при
плановом нормативе областной программы государственных гарантий -
336,5. Обращаемость сельских жителей соответственно 377,7 и 332,8.
Наибольший рост отмечен в Звенигороде (749), Шаховском (610),
Талдомском и Серебряно-Прудском (602), Лотошинском (520),
Солнечногорском (468) районах, городах Рошаль, Дубна (452).
Динамика вызовов скорой медицинской помощи связана с
нерешенными проблемами освобождения высокозатратной службы скорой
медицинской помощи от несвойственных ей функций, подменой
обязанности амбулаторно-поликлинической службы по помощи на дому.
Половина всех вызовов приходится на часы работы поликлиник, при
этом каждый второй вызов - к хроническим больным.
Сохраняется высоким процент непрофильных перевозок
(транспортировка хронических больных в стационары и санатории) -
14%. Так, непрофильные перевозки составляют в Серебряно-Прудском
35%, Шатурском, Талдомском районах и городе Электрогорске по 26%.
Финансовые затраты на ежегодное содержание станций и отделений
скорой медицинской помощи растут. Удельный вес этих затрат в 2003
г. составил 10,9% против 7,2% в 2000 г.
За последние годы наметились существенные сдвиги в укреплении
материально-технической базы станций скорой медицинской помощи,
построены новые здания станций СМП в Пушкинском, Раменском,
Щелковском, Химкинском районах, городах: Бронницы, Дубна, Клин и
Подольск. На 50% обновился парк машин скорой помощи. Бригады СМП
полностью обеспечены медицинскими укладками, электрокардиографами,
дыхательной аппаратурой. Принимаются меры по созданию
автоматизированной системы учета и контроля материально-
технических и кадровых ресурсов станций (отделений) скорой
медицинской помощи, модернизации средств связи. Вместе с тем 70%
станций скорой медицинской помощи находятся в приспособленных
зданиях, часть из них не имеет теплых гаражей. Существуют проблемы
с обеспечением бригад СМП наркозной аппаратурой, дефибрилляторами
и глюкометрами.
Имеющиеся недостатки в обеспечении СМП лекарственными
препаратами в большей степени связаны с отсутствием надлежащего
учета за их рациональным расходованием.
Укомплектованность подразделений скорой медицинской помощи
врачами составляет 93%, средним медицинским персоналом 98%,
физическими лицами соответственно 46% и 72%. Несмотря на то, что
количество врачей скорой медицинской помощи, имеющих
квалификационную категорию, увеличилось с 20% до 35,6%, а
сертификат специалиста имеют 67% врачей, не решены проблемы по
обучению медицинского персонала скорой медицинской помощи
мануальным навыкам интенсивной терапии из-за отсутствия тренажеров
и манекенов.
Не разработаны протоколы (стандарты) оказания скорой
медицинской помощи, учитывающие этапы ее оказания и отражающие
преемственность в деятельности, объемы и виды помощи.
В целях совершенствования скорой медицинской помощи Московской
области необходим комплексный подход в решении организационно-
методических, управленческих и материально-технических проблем
функционирования скорой медицинской помощи на догоспитальном
этапе.
Системное решение задач по развитию скорой медицинской помощи
возможно на основе программно-целевого планирования - разработки и
принятия отраслевой целевой программы "Скорая медицинская помощь".
Коллегия решила:
1. Заместителям министра здравоохранения Московской области
Берташ С.А., Тамазян Г.В., декану ФУВ МОНИКИ Агафонову Б.В.:
1.1. Разработать отраслевую областную программу "Скорая
медицинская помощь". Срок исполнения - II квартал 2004 г.
1.2. Подготовить предложения по проведению эксперимента
организации отделений неотложной медицинской помощи на базе
амбулаторно-поликлинических учреждений и муниципальных
стационаров. Срок исполнения - I квартал 2004 г.
1.3. Разработать протоколы (стандарты) по оказанию скорой
медицинской помощи населению Московской области. Срок исполнения -
IV квартал 2004 г.
2. Заместителю министра здравоохранения Московской области
Шаркову Н.А., заместителю министра здравоохранения Кузнецовой Т.Ф.
и декану ФУВ МОНИКИ Агафонову Б.В.:
2.1. Организовать подготовку медицинского персонала скорой
медицинской помощи по вопросам оказания медицинской помощи в
условиях чрезвычайных ситуаций. Срок исполнения - 2004 и 2005 гг.
3. Заместителю министра здравоохранения Московской области
Кузнецовой Т.Ф. и декану ФУВ МОНИКИ Агафонову Б.В.:
3.1. Организовать подготовку и аттестацию спасателей из числа
медицинского персонала станций (отделений) скорой медицинской
помощи. Срок исполнения - III квартал 2004 г.
3.2. Обсудить на постоянно действующем семинаре для
руководителей МОУЗ вопрос готовности СМП к работе в условиях
чрезвычайных ситуаций. Срок исполнения - 2004 г.
3.3. Обеспечить кафедру скорой медицинской помощи ФУВ МОНИКИ
тренажерами и муляжами в рамках программы "Совершенствование
службы медицины катастроф". Срок исполнения - 2004 г.
4. Заместителю министра здравоохранения Московской области
Кузнецовой Т.Ф., директору ТЦМК Министерства Московской области
Пахоменко Л.А.:
4.1. Подготовить предложения по использованию выделенного в
2003 году санитарного транспорта для обеспечения ликвидации
чрезвычайных ситуаций с учетом предложений муниципальных органов
управления здравоохранением. Срок исполнения - II квартал 2004 г.
5. Руководителям органов управления здравоохранением: главному
врачу ЦГБ г. Звенигорода С.П. Зинченко, главному врачу Лотошинской
ЦРБ В.А. Вдовиной, главному врачу Серебряно-Прудской ЦРБ В.В.
Растегаеву, главному врачу Солнечногорской ЦРБ Н.Е. Проваторову,
председателю комитета по здравоохранению г. Рошаль Н.М.
Мартыновой, главному врачу Талдомской ЦРБ Е.В. Кондракову и
главному врачу Шаховской ЦРБ М.Г. Коробко:
5.1. Указать на низкую организацию работы первичной медико-
санитарной помощи, приведшую к высокой обращаемости за скорой
медицинской помощью.
6. Руководителям муниципальных органов управления
здравоохранением:
6.1. Заслушать отчеты главных врачей станций скорой медицинской
помощи на медицинских советах. Срок исполнения - 2004 г.
6.2. Обеспечить контроль за деятельностью станций (отделений)
скорой медицинской помощи. Срок исполнения - постоянно.
6.3. Принять меры к созданию в структуре амбулаторно-
поликлинической службы отделений (кабинетов) неотложной
медицинской помощи. Срок исполнения - 2004 г.
6.4. Продолжить внедрение автоматизированных систем управления
скорой медицинской помощью. Срок исполнения - 2004-2005 гг.
7. Контроль за исполнением решения коллегии Министерства
здравоохранения Московской области возложить на заместителей
министра здравоохранения Правительства Московской области -
начальника управления организации медицинской помощи взрослому
населению Берташ С.А., начальника управления организации
медицинской помощи матерям и детям Тамазян Г.В. и начальника
второго отдела Кузнецову Т.Ф.
Председатель коллегии,
Министр здравоохранения
Правительства Московской области
В.Ю. Семенов
Секретарь коллегии
О.Ю. Ситникова
|