ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПИСЬМО
от 2 марта 2005 г. N 06-04-21/3652ф
О ПРИМЕНЕНИИ ФОРМ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
В связи с вопросами, возникающими у таможенных органов,
подчиненных Северо-Западному таможенному управлению (далее -
СЗТУ), при применении отдельных форм таможенного контроля,
сообщаем следующее.
В соответствии со ст. 11 Таможенного кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс), таможенный контроль представляет собой
совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях
обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской
Федерации. Вопрос выбора форм таможенного контроля, установленных
статьей 366 Кодекса, относится к исключительной компетенции
таможенных органов Российской Федерации. Решение о проведении
таможенного досмотра должно приниматься исключительно таможенными
органами в порядке, установленном Кодексом и действующими
правовыми актами ФТС (ГТК) России. Досмотр товаров и транспортных
средств, находящихся под таможенным контролем, иными
государственными органами, осуществляющими санитарно-карантинный,
карантинный фитосанитарный, ветеринарный и другие виды
государственного контроля, целесообразно проводить одновременно с
таможенным досмотром, если таможенным органом принято решение о
его проведении. В иных случаях, контроль за совершением
государственными контрольными органами операций с находящимися под
таможенным контролем товарами и транспортными средствами может
проводиться таможенным органом с применением таможенного
наблюдения как формы таможенного контроля.
По завершении таможенного наблюдения в связи с окончанием
грузовых и иных операций с товарами и транспортными средствами,
находящимися под таможенным контролем, на грузовые отсеки
транспортных средств, контейнеры, складские помещения и т.п.
налагаются таможенные пломбы, если такая идентификация необходима
в целях обеспечения соблюдения требований таможенного
законодательства Российской Федерации либо международных договоров
Российской Федерации (например, Конвенции МДП, 1975), а также при
идентификации российских товаров по просьбе декларанта (пункт 4
статьи 390 Кодекса).
Факт применения таможенного наблюдения и его результаты
уполномоченное должностное лицо отражает в рапорте, составленном в
произвольной форме на имя лица, принявшего решение о его
проведении.
Рапорт может содержать сведения:
- о месте, дате и времени начала и завершения таможенного
наблюдения;
- об уполномоченном должностном лице, применившем таможенное
наблюдение;
- о целях применения таможенного наблюдения, например: контроль
за погрузкой товаров в транспортное средство, убывающее с
таможенной территории Российской Федерации; контроль за
перегрузкой товаров из грузового отсека транспортного средства N
*** в грузовой отсек транспортного средства N ***; контроль за
выгрузкой товаров из грузового отсека транспортного средства при
принятии на временное хранение на склад временного хранения (склад
получателя); контроль совершения операций с товарами при
проведении карантинного фитосанитарного государственного контроля;
контроль совершения таможенных операций с товарами при проведении
их осмотра декларантом и т.п.;
- о результатах таможенного наблюдения;
- о наложенных таможенных пломбах (иных средствах идентификации
товаров и транспортных средств) в случае их применения;
- иные сведения, указание которых может повлиять на решения,
принимаемые таможенным органом в соответствии с действующим
таможенным законодательством Российской Федерации.
К рапорту могут прилагаться иные документы, в том числе
полученные путем печати фотографического отображения объектов
таможенного наблюдения - товаров и/или транспортных средств.
Заверенные в соответствии с установленным порядком копия
рапорта и прилагаемые к нему документы прикладываются к первому
экземпляру таможенной декларации и хранятся вместе с ним. В иных
случаях, когда таможенное наблюдение применялось вне таможенной
процедуры декларирования товаров, указанные копии прикладываются к
соответствующему документу, например, к отчету о принятии товаров
на временное хранение, к транзитной декларации, к акту
государственного контрольного органа и хранятся вместе с
указанными документами.
Результаты таможенного наблюдения уполномоченное должностное
лицо также отражает в накладной и ее копии, предъявляемой
таможенным органам при убытии товаров с таможенной территории
Российской Федерации. Если уполномоченное должностное лицо
осуществляло таможенное наблюдение, а на грузовое отделение
транспортного средства им были наложены запорно-пломбировочные
устройства (далее - ЗПУ), то в накладной и вышеуказанной копии им
делаются следующие записи:
а) "Погрузка произведена под таможенным наблюдением";
б) "Наложено ЗПУ N (указываются номер(а)" (если были наложены
ЗПУ).
Напротив указанных записей уполномоченное должностное лицо
проставляет дату их внесения, а также подпись и оттиск личной
номерной печати.
Пунктом 1 статьи 127 Кодекса определено право декларанта
осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том
числе до подачи таможенной декларации. Реализация данной нормы
применительно к товарам, находящимся на временном хранении, как
правило, не вызывает трудностей, поскольку соответствующие права
лиц, обладающих правомочиями в отношении товаров, и их
представителей, изложены в статье 104 Кодекса. Вместе с тем, право
декларанта осматривать и измерять подлежащие декларированию им
товары, может быть реализовано и при нахождении товаров в месте
доставки (постоянной зоне таможенного контроля в месте нахождения
таможенного органа) до завершения внутреннего таможенного транзита
при условии соблюдения норм Кодекса, в частности:
статьи 89 Кодекса, которой установлено, что выгрузка, погрузка
и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с
внутренним таможенным транзитом, допускаются с разрешения
таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется
соответствующая грузовая операция. При этом таможенный орган может
отказать в выдаче разрешения на проведение грузовых операций с
товарами только в случае, если их осуществление может повлечь
утрату товаров или изменение их свойств;
статьи 390 Кодекса, которой установлено, что средства
идентификации могут уничтожаться или изменяться (заменяться)
только таможенными органами или с их разрешения, за исключением
случаев, если существует реальная угроза уничтожения, утраты или
существенной порчи товаров и транспортных средств.
При этом, учитывая требования п. 22.3 Инструкции о совершении
таможенных операций при внутреннем и международном таможенном
транзите товаров, утвержденной приказом ГТК России от 08.09.2003 N
973 (далее - Инструкция), для получения разрешения на проведение
грузовых операций, в том числе с уничтожением средств
идентификации (снятием таможенных пломб с грузового отсека
транспортного средства), декларант должен подать в таможенный
орган письменное заявление в произвольной форме на русском языке.
Разрешение или отказ на проведение грузовых операций оформляется в
виде резолюции на заявлении ("Разрешаю" или "Запрещаю") начальника
таможенного органа (его заместителя, курирующего вопросы
таможенного оформления и таможенного контроля). Разрешение на
проведение грузовых операций выдается декларанту в день принятия
соответствующего решения, которое принимается в течение суток
после подачи заявления. Учитывая требования пункта 1 статьи 92
Кодекса указанное разрешение должно выдаваться только по окончании
проверки представленных перевозчиком документов и идентификации
товаров таможенным органом, в котором завершается внутренний
таможенный транзит.
В соответствии с п. 22.1 Инструкции, грузовые операции при
внутреннем таможенном транзите товаров производятся с разрешения
таможенного органа с осуществлением таможенного контроля в форме,
как правило, таможенного наблюдения.
С учетом вышеизложенного, предлагаем исключить проведение
таможенных досмотров в случаях, когда у таможенного органа
отсутствуют достаточные основания для принятия решения о
проведении таможенного досмотра.
Врио начальника
Северо-Западного таможенного управления
генерал-лейтенант таможенной службы
П.В.Корчажкин
|