Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
21.06.2017
USD
58.58
EUR
65.32
CNY
8.58
JPY
0.52
GBP
74.29
TRY
16.64
PLN
15.46
 

ПИСЬМО ВАС РФ ОТ 31.05.94 N С1-7/ОП-373 ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СФЕРЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЗАТРАГИВАЮЩИХ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>

            ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                  ПИСЬМО
                     от 31 мая 1994 г. N С1-7/ОП-373

        Высший Арбитражный Суд  Российской  Федерации  направляет  для
    использования  в  работе  обзор  практики  разрешения арбитражными
    судами  споров,  возникающих  в  сфере   налоговых   отношений   и
    затрагивающих      общие     вопросы     применения     налогового
    законодательства.
        Одновременно необходимо  обратить  внимание  на  то,  что  акт
    налоговой инспекции может быть обжалован в арбитражном суде лишь в
    части,  касающейся  решения  о  взыскании  недоимок  и  финансовых
    санкций. Вопрос об обоснованности предложений налоговой инспекции,
    касающихся  порядка  ведения  учета  объектов налогообложения,  не
    может быть предметом рассмотрения в арбитражном суде.

                                                          Председатель
                                             Высшего Арбитражного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                           В.Ф.ЯКОВЛЕВ






                                                            Приложение
                                         к письму Высшего Арбитражного
                                             Суда Российской Федерации
                                       от 31 мая 1994 г. N С1-7/ОП-373

                                  ОБЗОР
             ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СФЕРЕ
            НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЗАТРАГИВАЮЩИХ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
                  ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

        1. Споры  о взыскании с граждан - предпринимателей недоимок по
    налогам  и  другим  обязательным  платежам,   а   также   санкций,
    предусмотренных   налоговым   законодательством,   подведомственны
    арбитражным судам.

        В арбитражный суд обратилась налоговая  инспекция  с  иском  о
    взыскании  с гражданина - предпринимателя суммы недоимки по налогу
    и пени. При принятии искового заявления у арбитражного суда возник
    вопрос о том, подведомственны ли такие споры арбитражным судам.
        В данном случае необходимо иметь в виду следующее.
        В соответствии  со  статьей 13 Закона Российской Федерации "Об
    основах налоговой  системы  в  Российской   Федерации"   взыскание
    недоимки  по налогам и другим обязательным платежам,  а также сумм
    штрафов    и    иных    санкций,     предусмотренных     налоговым
    законодательством,  производится  с  юридических  лиц в бесспорном
    порядке, а с физических лиц - в судебном.
        Поскольку граждане  -  предприниматели  не имеют обособленного
    имущества,  используемого  для  осуществления  предпринимательской
    деятельности,  по  своему статусу они остаются физическими лицами.
    Поэтому взыскание с них указанных выше сумм должно  осуществляться
    в порядке, предусмотренном для физических лиц, т.е. в судебном.
        В соответствии   со   статьями   22    и    29    Арбитражного
    процессуального  кодекса  Российской  Федерации  споры о взыскании
    налоговыми  органами  с  граждан  -  предпринимателей  недоимок  и
    санкций  за  нарушение налогового законодательства подведомственны
    арбитражным судам.
        Следует также   иметь  в  виду,  что  в  случае  отсутствия  у
    гражданина - предпринимателя расчетного счета или денежных средств
    на  нем  исполнение  приказа  арбитражного суда о взыскании с него
    соответствующих  сумм  производится  в  порядке,   предусмотренном
    статьями 356 - 358 Гражданского процессуального кодекса РСФСР.

        2. К требованиям  о  возврате  из  бюджета  денежных  средств,
    списанных  налоговыми  органами,  применяется  общий  срок исковой
    давности, установленный гражданским законодательством.

        В арбитражный  суд  обратилось предприятие с иском к налоговой
    инспекции о возврате из бюджета  денежных  средств,  взысканных  с
    этого  предприятия в качестве финансовых санкций.  Ответчик заявил
    ходатайство о  применении  сокращенного  срока  исковой  давности,
    предусмотренного  статьей  79  ГК  РСФСР  для  исков  о  взыскании
    неустойки (штрафа, пени).
        В другом случае аналогичное заявление налоговой инспекции было
    мотивировано ссылкой на пункт 3 статьи 38 Закона СССР "О налогах с
    предприятий,   объединений   и   организаций",   действующего   на
    территории  России  в   части,   не   противоречащей   российскому
    законодательству.  Согласно этой норме возврат платежей из бюджета
    производится, если не истек годичный срок со дня их поступления.
        В ходе  рассмотрения  описанных  споров  при решении вопроса о
    применении срока  давности  по  требованиям  налогоплательщиков  о
    возврате из бюджета списанных налоговыми инспекциями сумм недоимок
    и финансовых  санкций  арбитражные  суды  правомерно  исходили  из
    следующего.
        Отношения между налоговыми инспекциями и  налогоплательщиками,
    складывающиеся  в  связи  с  осуществлением налоговыми инспекциями
    контроля за правильностью исчисления,  полнотой и своевременностью
    внесения в соответствующий бюджет налогов, гражданско-правовыми не
    являются.  Согласно  пункту  4   статьи   1   Основ   гражданского
    законодательства     к     указанным     отношениям    гражданское
    законодательство  применяется  лишь  в  случаях,   предусмотренных
    законодательством.
        Пунктом 4 статьи 8 Закона  РСФСР  "О  собственности  в  РСФСР"
    предусмотрено,   что   при  несогласии  с  решением  о  бесспорном
    взыскании задолженности по обязательствам перед государством лицо,
    которое считает свои права нарушенными,  вправе обратиться с иском
    в суд или арбитражный суд.
        Согласно статье  42  Основ гражданского законодательства общий
    срок для защиты права  по  иску  лица,  право  которого  нарушено,
    устанавливается в три года.
        Сокращенный срок исковой давности, установленный статьей 79 ГК
    РСФСР,  к искам о возврате из бюджета денежных средств применяться
    не может,  поскольку указанные иски не подпадают под  определенный
    данной статьей перечень соответствующих исков.
        Годичный срок давности,  установленный  пунктом  3  статьи  38
    Закона СССР "О налогах с предприятий,  объединений и организаций",
    также не может  применяться  в  указанных  случаях,  поскольку  не
    является  сроком  исковой  давности на судебную защиту нарушенного
    права.

        3. При  применении  статьи  24 Закона Российской Федерации "Об
    основах  налоговой  системы  в  Российской  Федерации"  необходимо
    исходить  из  того,  что  установленный данной статьей шестилетний
    срок   давности   на   списание   сумм   в   бесспорном    порядке
    распространяется и на финансовые санкции.

        Законом Российской Федерации "Об основах налоговой  системы  в
    Российской   Федерации"   впервые   установлен  срок  давности  на
    взыскание недоимок  по  налогам.  Согласно  статье  24  названного
    Закона   бесспорный   порядок  взыскания  недоимок  по  налогам  с
    юридических лиц может быть применен в течение шести лет с  момента
    образования указанной недоимки.
        Между тем срок на бесспорное списание финансовых санкций новым
    налоговым законодательством установлен не был.
        В этой  связи  арбитражным  судам   необходимо   исходить   из
    следующего.
        В соответствии  со  статьей  11  Арбитражного  процессуального
    кодекса Российской Федерации в случае отсутствия законодательства,
    регулирующего  спорное  отношение,   арбитражный   суд   применяет
    законодательство, регулирующее сходные отношения.
        Поэтому установленный статьей 24 Закона  Российской  Федерации
    "Об   основах  налоговой  системы  в  Российской  Федерации"  срок
    давности на списание в бесспорном порядке сумм недоимок по налогам
    применяется  и  при  взыскании  финансовых  санкций  за  нарушения
    налогового законодательства.

        4. При  рассмотрении  исков   налогоплательщиков   к   местным
    налоговым  инспекциям  решения  вышестоящих  налоговых  органов об
    отказе  в  удовлетворении  жалоб  налогоплательщиков   оцениваются
    арбитражными  судами  наряду  с другими документами,  имеющимися в
    деле.

        В арбитражный суд обратилось предприятие с иском  о  признании
    недействительным  решения  (акта)  районной  налоговой инспекции о
    применении финансовых санкций. Из представленных в арбитражный суд
    документов  следовало,  что истец ранее обжаловал данное решение в
    областную налоговую инспекцию и Государственную  налоговую  службу
    Российской   Федерации,   которые  приняли  решение  об  отказе  в
    удовлетворении жалоб.
        При принятии указанного искового  заявления  возник  вопрос  о
    подсудности данного спора.
        В этой    связи    необходимо   учитывать,   что   действующее
    законодательство  предоставляет  налогоплательщику   два   способа
    защиты  имущественных прав:  путем обращения в судебные органы и в
    порядке,   предусмотренном   статьей   14    Закона    РСФСР    "О
    Государственной  налоговой  службе  РСФСР".  При  этом обжалование
    действий налоговых инспекций  в  вышестоящие  налоговые  органы  в
    случае,  если  указанные органы отказали в удовлетворении жалобы и
    не приняли иного решения,  не лишает налогоплательщика возможности
    обратиться   впоследствии   с   иском   к   налоговой   инспекции,
    непосредственно принявшей решение о взыскании денежных средств,  в
    арбитражный суд по месту ее нахождения.
        При принятии  к  производству  дела  по  указанному   исковому
    заявлению  судья  истребует у сторон копии соответствующих жалоб и
    решений по ним.  Решения вышестоящих налоговых органов об отказе в
    удовлетворении  жалоб  налогоплательщика  оцениваются  арбитражным
    судом наряду с другими документами, имеющимися в деле.
        В связи  с  изложенным   арбитражный   суд   принял   дело   к
    производству и рассмотрел его по существу.
        Следует также учитывать,  что,  если истцом обжалуется решение
    Государственной налоговой службы Российской Федерации об отказе  в
    удовлетворении  жалобы  наряду  с  соответствующим актом налоговой
    инспекции и Государственная налоговая служба Российской  Федерации
    указана  в  качестве  одного из ответчиков по делу,  спор подлежит
    рассмотрению в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.

        5. При  рассмотрении  споров  между  налоговыми   органами   и
    комиссионными  магазинами  необходимо  исходить  из  того,  что на
    комиссионные  магазины  не  может   быть   возложена   обязанность
    удержания налога с доходов физических лиц - комитентов.

        При проверке магазина,  осуществляющего комиссионную торговлю,
    налоговая инспекция установила,  что  магазином  не  производилось
    удержание и перечисление в бюджет налога с доходов,  выплачиваемых
    физическим лицам - комитентам.  В связи с  этим  с  магазина  были
    взысканы в бесспорном порядке финансовые санкции,  предусмотренные
    статьей 21 Закона Российской  Федерации  "О  подоходном  налоге  с
    физических лиц" (в редакции Закона от 22.12.92).
        Считая взыскание   необоснованным,   магазин    обратился    в
    арбитражный суд с иском о возврате из бюджета взысканных средств.
        При рассмотрении  данного  дела  арбитражный  суд  исходил  из
    следующего.
        В соответствии   со    статьей    121    Основ    гражданского
    законодательства   имущество,   поступившее   к   комиссионеру  от
    комитента, является собственностью последнего.
        Согласно статье 2 Закона Российской  Федерации  "О  подоходном
    налоге с физических лиц" объектом налогообложения у физических лиц
    является совокупный доход, полученный в календарном году.
        Выручка от   продажи   комиссионным    магазином    имущества,
    являвшегося  собственностью комитента,  не может считаться доходом
    физического  лица  -  комитента  и,  следовательно,  не   является
    объектом,   который   может  облагаться  подоходным  налогом.  Для
    правильного определения в  этом  случае  суммы  дохода  необходимо
    специальное исследование обстоятельств реализации соответствующего
    имущества, учет понесенных комитентом расходов.
        Кроме того,  в  случае  реализации  через комиссионный магазин
    ранее  приобретенной  вещи  гражданин   получает   лишь   денежный
    эквивалент    стоимости   данного   товара,   который   не   может
    рассматриваться  в  качестве   совокупного   дохода,   подлежащего
    налогообложению по правилам названного выше Закона.
        Поскольку законодательством не установлен  порядок  исчисления
    комиссионными  магазинами  сумм  доходов,  полученных  физическими
    лицами - комитентами,  на  комиссионные  магазины  не  может  быть
    возложена   обязанность  удержания  с  указанных  лиц  подоходного
    налога.
        В этой   связи   арбитражный   суд   правомерно   удовлетворил
    требования магазина о  возврате  из  бюджета  финансовых  санкций,
    взысканных  за  неудержание  с  комитентов  подоходного  налога  и
    неперечисление его в бюджет.

        6. О  применении  арбитражными  судами  при  разрешении споров
    разъяснений Государственной налоговой службы Российской Федерации

        В ходе   разрешения   споров   между   налогоплательщиками   и
    налоговыми  органами  стороны  нередко  обосновывают  свои  доводы
    ссылками  на  различные  рекомендации  и  разъяснения,  издаваемые
    Государственной   налоговой   службой   Российской   Федерации   и
    касающиеся  применения  тех  или  иных  актов  законодательства по
    вопросам налогообложения.
        В этой связи у  арбитражных  судов  возник  вопрос  о  порядке
    применения указанных документов при рассмотрении конкретных дел.
        При решении данного вопроса необходимо учитывать следующее.
        Статьей 25 Закона Российской Федерации "Об  основах  налоговой
    системы    в    Российской    Федерации"   предусмотрено   издание
    Государственной  налоговой   службой   Российской   Федерации   по
    согласованию   с   Министерством   финансов  Российской  Федерации
    инструкций и методических указаний по применению  законодательства
    о налогах.
        При разрешении  споров  упомянутые  выше  акты Государственной
    налоговой службы  Российской  Федерации  применяются  арбитражными
    судами   по   правилам,  закрепленным  в  статье  11  Арбитражного
    процессуального кодекса Российской Федерации.
        Вместе с тем в настоящее время в рамках выполнения функций  по
    организации  работы  налоговых  инспекций  и  обеспечению единства
    правоприменительной   практики,   закрепленных   в   Положении   о
    Государственной  налоговой службе Российской Федерации (утверждено
    Указом  Президента  Российской  Федерации  от  31.12.91  N   340),
    Государственная   налоговая  служба  Российской  Федерации  издает
    рекомендации  и  разъяснения  по  отдельным  вопросам   применения
    налогового законодательства.
        Такие рекомендации  и  разъяснения  не  являются  нормативными
    актами   и   не   могут   служить   основанием   для   привлечения
    налогоплательщика к ответственности.  При разрешении споров данные
    документы   оцениваются   арбитражными  судами  наряду  с  другими
    материалами по делу.

                                             Отдел анализа и обобщения
                                          судебно-арбитражной практики


-------------------------

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
21.06.2017
USD
58.58
EUR
65.32
CNY
8.58
JPY
0.52
GBP
74.29
TRY
16.64
PLN
15.46
Разное