САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
МАЛЫЙ СОВЕТ
Р Е Ш Е Н И Е
от 11.03.92 N 62
О проекте Соглашения между
Россией и субъектами Федерации
Заслушав сообщение о проекте Соглашения о разграничении
предметов ведения и полномочий между федеральными органами
государственной власти Российской Федерации и органами власти
республик, краев, областей, автономной области, автономных ок-
ругов в составе Российской Федерации, малый Совет Санкт-Петер-
бургского городского Совета народных депутатов РЕШИЛ:
1. Считать необходимыми условиями подписания Соглашения
равноправие субъектов Федерации и включение в их перечень
городов Москвы и Санкт-Петербурга.
2. Направить в Верховный Совет Российской Федерации пред-
ложения по внесению изменений и дополнений в проект Соглашения
согласно приложению.
3. Комиссии по вопросам законодательства провести в Вер-
ховном Совете Российской Федерации работу по согласованию под-
готовленных предложений для включения их в проект Соглашения.
4. После согласования представить доработанный проект
Соглашения на рассмотрение малого Совета.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить
на председателя Совета.
Председатель Совета А.Н.Беляев
Приложение
к решению Малого Совета
"О проекте Соглашения
между Россией и
субъектами Федерации"
ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
к проекту Соглашения о разграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными органами
государственной власти Российской Федерации,
краев, областей, автономной области, автономных
округов в составе Российской Федерации
1. В заголовке и везде по тексту в перечне субъектов Фе-
дерации после слов "краев, обалстей" вставить слова "городов
Москвы и Санкт-Петербурга".
Комментарий: города Москва и Санкт-Петербург формально не
являются никакими из перечисленных в проекте Соглашения обра-
зованиями (республика, край, область, автономная область, ав-
тономный округ). Они также не входят в состав республик, кра-
ев, областей и т.п. Их статус определяется Конституцией
России, как статус городов республиканского (РФ) подчинения.
Поэтому в соответствии с уровнем полномочий (краевой,
областной) их следует прямо поименовать в тексте проекта Сог-
лашения.
2. В заголовке и везде по тексту вместо термина "органы
власти республик, краев, областей..." употреблять термин "ор-
ганы государственной власти республик, краев, областей..."
Комментарий: это более точный термин, используемый и в
принятом Верховным Советом Российской Федерации Законе "О кра-
евом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной
администрации".
3. Преамбулу проекта сократить, убрав перечисления Декла-
раций о суверенитете.
Комментарий: три четверти текста преамбулы составляет
простое перечисление Деклараций, хотя из проекта неясно, какие
из положений названных Деклараций получили в нем свое разви-
тие.
4. В пункте "г" ч.1 ст.1. вместо слов "установление общих
принципов организации системы органов власти республик в
составе Российской Федерации; организации системы органов
представительной и исполнительной власти краев, областей, ав-
тономной области, автономных округов", записать:
"установление общих принципов организации системы органов
государственной власти республик, краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных ок-
ругов в составе Российской Федерации".
Комментарий: представленный в проекте текст дает возмож-
ность его неоднозначного толкования, особенно при сопоставле-
ния с текстом пункта "б" ч.1 ст.4.
5. В пункте "О" ч.1 ст.1:
после слова "прокуратура" вставить слово "нотариат" (иск-
лючив его из пункта "ж" ч.1 ст.2);
исключить слова "правовое регулирование интеллектуальной
собственности".
Комментарий: система государственных органов, в задачу
которых входит удостоверение сделок, придание документам
исполнительной силы, должна обеспечивать единые формы и спосо-
бы совершения соответствующих действий на территории свей
России, поэтому представляется целесообразным решать вопросы
регулирования деятельности нотариата на федеральном уровне.
Что касается интеллектуальной собственности, то правовое
регулирование в этой области должно осуществляться в рамках
гражданского законодательства, которое уже упомянуто в пункте
"о".
6. Пункт "е" ч.1 ст. 2 дополнить словами "законодательст-
во о недрах".
7. Пункт "ж" ч.1 ст.2 исключить.
8. В ч.2 ст.2 исключить слова "основы законодательства".
Комментарий: название законодательных актов "Основы зако-
нодательства" появилось в Конституции СССР 1936 г. Однако чет-
кие критерии отличия основ законодательства от законов
отсутствуют. Трудно определить почему одни законодательные ак-
ты назывались основами ( о земле, о недрах, о судоустройстве и
т.д.), а другие - законами ( об охране атмосферного воздуха,
об охране и использовании животного мира, о нотариате и т.д),
хотя они однородны по своей правовой природе. Следует отка-
заться от названия законодательных актов "Основы законода-
тельства", оставив только термины "Закон" и "Кодекс".
9. В ч.2 ст.2, пункте "а" ч. 1 ст.46 первом предложении
ч. 1 и втором предложении ч.3 ст.7 слова "правовые акты" заме-
нить словами "законы и иные правовые акты".
Комментарий: авторы проекта записав за республиками право
принятия законов (пункт "а" ч.1 ст.3), а за краями, областями
право принятия правовых актов (пункт "а" ч.1 ст.4), судя по
тексту проекта, видимо имели ввиду, что края и области будут
принимать акты более низкого уровня, чем законы. Однако, по
определению, понятие "правовой акт" шире чем "закон" и включа-
ет в себя, как законы, так и все другие нормативные акты, а
также индивидуальные акты.
Допущенная терминологическая неточность может привести к
неоднозначному толкованию соответствующей нормы проекта.
В то же время не видно оснований для отказа краям и об-
ластям, как субъектам Федерации, в праве принятия законов.
10. Пункт "д" ч.1 ст.3 исключить.
Комментарий: введение института гражданства республик в
составе России повлечет неравноправие ее жителей в пределах
территории России, поскольку, например, в Санкт-Петербурге жи-
тельСанкт-Петербурга и житель Казани, как граждане России бу-
дут пользоваться равными правами, а в Казани их права будут
различны, т.к. житель Казани будет дополнительно обладать пра-
вами гражданина Татарстана.
11. В пункте "о" ч.1 ст.4 исключить слова "кроме
свойственных только респубилка".
Комментарий: "Полномочие, свойственное только республи-
кам" - неопределенное понятие.
12. Ст.3 и ст.4 могут быть легко редакционно объединены.
Комментарий: различия в эвтиё статьях очень незначительны
и нет необходимости повторять практически индентичные тексты
дважды.
13. Ст.8 изложить в следующией редакции:
"Изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся в
порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федера-
ции".
Комментарий: автораская редакция допускает неоднозначное
толкование.
14. Ст.2 следуте сократить до минимума, как можно четче
разграничив собственную компетенцию России и субъектов Федера-
ции путем соответствующего перераспределения вопросов ведения,
включенных в ст. 2.
15. Проект Соглашения нуждается в редакционной правке.
Подготовленно комиссией по вопросам законодательства
Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов
|