САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
М А Л Ы Й С О В Е Т
Р Е Ш Е Н И Е
13-й сессии 21-го созыва
от 13.03.92 N 68
О проведении конкурса
на концепцию градостроительного развития
В соответствии с решением 8-й сессии Петербургского
горсовета от 23.05.91 N 39 "О концепции градостроительного
развития Ленинградского региона" малый Совет Санкт-Петер-
бургского городского Совета народных депутатов РЕШИЛ:
1. Объявить конкурс на разработку концепции градостро-
ительного развития Санкт-Петербурга.
2. Определить срок окончания конкурса 30.04.92.
3. Утвердить подготовленные рабочей группой:
- прилагаемую программу-задание конкурса на разработку
концепции градостроительного развития Санкт-Петербурга;
- график проведения конкурса согласно приложению 1;
- смету расходов на проведение конкурса согласно при-
ложению 2;
- состав жюри конкурса согласно приложению 3.
4. Пригласить к участию в конкурсе ведущие градострои-
тельные институты Санкт-Петербурга: ВНИИТАГ, Ленгипрогор, Лен-
НИИПградостроительства, ЛенНИПИгенплана.
5. Принять к сведению, что организатором и заказчиком
конкурса является Комитет по архитектуре и градостроительству
при участии Главного управления архитектуры и градострои-
тельства Ленинградской области.
6. Предложить мэру Санкт-Петербурга предусмотреть в
бюджете Санкт-Петербурга на 1992 год средства на проведение
конкурса в размере 1.5 млн.руб.
7. Предложить Союзу архитекторов Санкт-Петербурга ока-
зать содействие в проведении конкурса и в экспертизе кон-
курсных проектов с привлечением зарубежных специалистов.
8. Рекомендовать средствам массовой информации
Санкт-Петербурга и Ленинградской области опубликовать материа-
лы конкурсных проектов и обеспечить освещение хода их обсужде-
ния.
9. Контроль за выполнением решения возложить на
председателя Совета.
Председатель Совета А.Н.Беляев
УТВЕРЖДЕНА
решением малого Совета
Петербургского горсовета
от N
ПРОГРАММА-ЗАДАНИЕ
КОНКУРСА НА РАЗРАБОТКУ КОНЦЕПЦИИ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
Единый Генеральный план развития Ленинграда и Ленинг-
радской области 1987 г. был первой попыткой создания единого
документа взаимоувязанного регулирования градостроительного
развития города и области. Он должен был корректироваться каж-
дые пять лет.
Первые 5 лет его реализации показали, что генеральный
план, созданный на базе административно-командной системы ре-
гулирования народного хозяйства и градостроительства, в совре-
менных условиях почти не работает. В процессе градостроитель-
ного регулирования возникают вопросы, опыт решения которых
отсутствует:
- планирование социально-экономического развития
в новых условиях;
- децентрализация производства;
- децентрализация и множественность застройщиков;
- децентрализация проектирования и строительного подряда;
- новое в землепользовании: цена земли, арендные отноше-
ния;
- демократизация и другие изменения в системах управления
населенными пунктами и территориями, возрастание роли местных
Советов в градостроительном регулировании и т.д.;
- взаимодействие федеральных законов и актов местного
самоуправления;
- громоздкость и излишняя детализация основного документа
градостроительного регулирования - генерального плана;
- возрастание роли историко-культурного и экологического
факторов, не учтенных в генплане;
- негибкость генплана как градорегулирующего документа
при изменении экономической ситуации;
- влияние сельскохозяйственного производства на систему
расселения.
Особенно актуален поиск новых форм воздействия на про-
цессы материально-пространственного развития территории. Для
него характерен как высокий невостребованный культурно-истори-
ческий, социально-экономический потенциал, так и крайне обост-
рившиеся социальные, экономические и экологические проблемы.
Разработка концепции предполагает создание целостного
представления о территориальном развитии Санкт-Петербурга и
зоны его формирующего влияния, учитывающего не только страте-
гические направления развития, но и организационные, правовые,
экономические и техонологические средства управления этим раз-
витием.
Организаторы конкурса предполагают получить сопоставимые
варианты моделей градостроительного развития Санкт-Петербурга,
обеспечивающие наилучшие условия жизнедеятельности при бе-
зусловном сохранении и восстановлении историко-культурных и
природных ценностей территории. Варианты моделей должны вклю-
чать описание условий и средств их реализации.
Результаты конкурса будут положены в основу программы
разработки последующих этапов проектно-планировочной докумен-
тации. Жюри выносит рекомендации по формированию творческого
коллектива, осуществляющего разработки.
2. СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
(СОСТАВ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ)
На основании исходных материалов и с учетом выданных
абсолютных градостроительных ограничений каждый участник кон-
курса излагает собственное понимание нижеследующих позиций:
2.1. Понятие концепции градостроительного развития
Санкт-Петербурга
Участники конкурса должны изложить свое представление о
концепции градостроительного развития как о своде необходимых
и достаточных документов, с помощью которых можно эффективно и
гибко осуществлять регулирование градостроительного развития
Санкт-Петербурга и зоны его формирующего влияния*, изменять
принципы градостроительства. В них, как минимум, должно быть
отражено следующее:
-перспективы развития экономической базы (цели, задачи,
этапы) и ее влияние на градостроительное развитие;
--------------------------------
* Под термином "зона формирующего влияния Санкт-Петербурга"
организаторы конкурса прежде всего понимают территорию Ленинг-
радской области. Авторы-участники конкурса могут предложить
свое понимание границ зоны.
- социальные и историко-культурные аспекты развития
Санкт-Петербурга и зоны его формирующего влияния (цели, зада-
чи, этапы);
- природоохранные аспекты развития территории;
- система градостроительного проектирования, цели и со-
держание основных проектов, основные требования к заданиям на
проектирование;
- принципы экономических и правовых отношений, основные
юридические документы, обеспечивающие реализацию концепции, в
том числе Градостроительный устав Санкт-Петербурга;
- организация проектного мониторинга и управление гра-
достроительным развитием;
- основные положения и показатели концепции (утверждаемая
часть).
Участники могут вносить другие свои предложения и
представления, дополняющие понятие концепции.
2.2. Анализ социально-экономического и градостроительного
развития Санкт-Петербурга и зоны его формирующего влияния.
Отношение к "Основным положениям Генерального плана развития
Ленинграда и _ 2 . 0Ленинградской области до 2005 г.".
Предметом анализа по определению является существующее
состояние и текущие процессы. Обязательным требованием к
составу и содержанию материалов по данной позиции является од-
нозначность выводов из анализа ситуации.
На основе предоставленных исходных данных участники кон-
курса должны проанализировать ситуацию и сделать выводы по ре-
зультатам анализа (причинно-следственные связи, приоритетность
проблем и т.д.).
Изменения, касающиеся социально-экономического развития,
не всегда приводят к территориально-пространственной выражен-
ности. Поэтому предметом анализа данной позиции являются преж-
де всего те процессы или аспекты деятельности, которые прямо
или косвенно влияют на территориально-пространственное разви-
тие.
Участники конкурса должны высказать свое отношение к
основным положениям Генерального плана развития Ленинграда и
Ленинградской области до 2005 г. и к ходу его реализации.
2.3. Целевой блок концепции градостроительного развития.
Участникам предлагается выразить свою позицию относитель-
но двух возможных полюсов рассмотрения целей.
Во-первых, традиционная для нашего общества постановка
конкретных целей на определенный срок планирования извне.
Здесь подразумевается административно-командный режим реализа-
ции градостроительных документов.
Во-вторых, полный отказ от целевого планирования, здесь
предполагается возможность максимально гибкого изменения целей
в процессе градостроительного саморазвития как системы с ра-
ботающими обратными связями.
2.4. Принципы экономических и правовых отношений в поль-
зовании землей и недвижимостью
Участники конкурса должны представить свои соображения о
тех основных причинах экономических и правовых отношений в
пользовании недвижимостью, без которых было бы невозможно осу-
ществить их вариант концепции, дать предложения о Градост-
роительном уставе Санкт-Петербурга, представить набор показате-
лей, по которым можно будет судить о соответствии реального
состояния Санкт-Петербурга и зоны его формирующего влияния то-
му, которое задано концепцией.
Допустимо относиться к нижеперечисленным вопросам и отве-
чать на них с любой степенью полноты, но при сравнении концеп-
ции предпочтение будет отдано наиболее емкой характеристике
следующих принципов:
- соответствие действующего законодательства и местных пра
вовых актов возможностям реализации предлагаемой концепции;
- значение для реализации концепции юридического и эконо-
мического статуса Санкт-Петербурга и зоны его формирующего
влияния отношения между ними, формы владения и пользования зем-
лей и недвижимостью до 1995 г., на период 1995-2005 гг. и да-
лее;
- источник формирования городского и прочих бюджетов в
условиях зоны свободного предпринимательства.
2.5. Основные положения Градостроительного устава
Санкт-Петербурга
Необходимо определить роль Градостроительного устава
Санкт-Петербурга, увязанного с подготавливаемым Градострои-
тельным кодексом Российской Федерации,в регулировании градост-
роительного развития Санкт-Петербурга и зоны его формирующего
влияния.
Эту задачу рекомендуется решать, отвечая на предлагаемые
ниже вопросы:
- территория действия устава, его принципы и ограничения;
- права и обязанности органов власти различных уровней в
области градостроительства;
- обеспечение участия населения в решении вопросов
использования территории и застройки;
- требования к проектной документации, нормам и правилам
всех уровней;
- регламентация строительства, реконструкции, ремонта,
сноса зданий и сооружений, благоустройства территории и пр.
Правовые и финансовые взаимоотношения строителей, проектиров-
щиков, заказчиков;
- отношение к недвижимости и его правовое обеспечение;
- градостроительный мониторинг, порядок изменения Гра-
достроительного устава и санкции за его нарушения.
2.6. Перечень актуальных проблем и конкретных градострои-
тельных вопросов, рекомендуемых для освещения в концепции.
Кроме изложенных требований к содержанию концепции, орга-
низаторы конкурса просят осветить авторское отношение к следу-
ющим градостроительным (и смежным с градостроительством) воп-
росам:
1. Собственный природно-ресурсный потенциал, размещение
производительных сил, их влияние на зонирование территории, а
также на динамику численности, источники формирования и рассе-
ление населения.
2. Конверсия ВПК: децентрализация производств и проблема
занятости населения, взаимосвязь этих явлений с экономикой и
системой расселения, характер влияния конверсии на прост-
ранственную организацию производственной сферы.
3. Градостроительные аспекты открытой зоны свободного
предпринимательства (ЗСП).
4. Развитие Санкт-Петербурга как Северо-Западного центра
предпринимательской деятельности и туризма.
5. Выход из экологического кризиса (в том числе природо-
охранные территории - существующие и предлагаемые, их статус).
6. Выход из кризиса стройпроизводства, изменение сущности
строительного комплекса.
7. Особенности городского и сельского расселения, специ-
фика размещение садоводческих, дачных и ведомственных посел-
ков, а также фермерских хозяйств.
8. Пути решения жилищной проблемы: многоэтажная, коттедж-
ная, усадебная застройка, поиск территории градостроительного
освоения.
9. Сохранение историко-культурных ценностей при рыночных
отношениях и раскрытие культурного потенциала, в том числе
установление и обеспечение режима охранных зон.
10. Новые подходы к размещению экологически вредных про-
изводств.
11. Проблема переработки и захоронения вредных (хими-
ческих, радиоактивных и др.) веществ.
12. Очистка водоемов, сточных вод и переработка отходов.
13. Выход к Балтийскому морю на побережье Кингисеппского,
Ломоносовского и Выборгского районов.
14. Проблема энергетического обеспечения.
15. Взаимоотношения органов градостроительства и архитек-
туры, землеустройства в системах управления территорией и эко-
номикой.
16. Внутренние и внешние административно-территориальные
границы Санкт-Петербурга и Ленинградской области и целесооб-
разность их изменения.
17. Отношение к следующим объектам:
- комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений;
- аэропорт (Тосно);
- новый морской порт;
- скоростная железная дорога Хельсинки-Москва-Юг;
- Северо-западная ТЭЦ;
- комплексы очистных сооружений;
- транзитные автомагистрали и объездные дороги.
18. Зеленая зона Санкт-Петербурга и Лесопарковый пояс.
19. Курортные зоны.
3. СОСТАВ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ УЧАСТНИКАМИ НА КОН-
КУРС, И УСЛОВИЯ КОНКУРСА
3.1. Пояснительная записка объемом не более 100 машино-
писных страниц через 1,5 интервала - 4 экз. (с поясняющими
графическими материалами) в соответствии с п.2 настоящей прог-
раммы и фотографиями демонстрационных материалов.
3.2. Сводные планы развития территории на 1995 г., 2010 г.:
- Санкт-Петербург в административных границах, М 1:25000;
- Санкт-Петербургская агломерация, М 1:100000;
- Ленинградская область, М 1:200000;
- Санкт-Петербург в системе Северо-Запада России,
М 1:500000 или 1:1000000 (в открытой продаже).
Сводные планы перспективного развития на другие сроки мо-
гут быть представлены по усмотрению авторов на тех же чертежах.
ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Участники могут определять территориальные
границы и зоны в соответствии с логи-
кой их варианта концепции. Показатели
перспективы развития в границах и сроки,
указанные в приложении,должны содержаться
в конкурсных материалах с целью обеспече-
ния сопоставимости вариантов.
2. Условные обозначения, задаваемые настоящей
программой, обязательны для всех участ-
ников.
3.3. Основные положения концепции на 16 машинописных
страницах через 1,5 интервала с поясняющими графическими мате-
риалами (для публикации в газете).
3.4. Список авторского коллектива с обозначением степени
участия каждого.
3.5. Организации - участники конкурса имеют право созда-
вать временные творческие коллективы с привлечением специа-
листов других организаций и отдельных граждан.
4. Исходные данные, предоставляемые участникам конкурса
Исходным для реализации концепции следует считать состоя-
ние территории и городских инфраструктур, соответствующих по-
казателям Генерального плана на 1995 г. (см.сводный план тер-
риториального развития на 1995 г.):
1. Свод абсолютных градостроительных ограничений (на кар-
тографических материалах).
2. Территориальные границы, обязательные для обеспечения
сопоставимости вариантов (на картографических материалах).
3. Основные положения Генерального плана развития Ленинг-
рада и Ленинградской области до 2005 г.
4. Основные технико-экономические показатели Генерального
плана развития Ленинграда и Ленинградской области на
1986-2005 гг.
5. Данные по релизации Генерального плана развития Ле-
нинграда и Ленинградской области до 2005 г. за 1987-1990 гг.
6. Перечень показателей развития, обязательных для обеспе-
чения сопоставимости вариантов.
7. Условные обозначения.
8. Картографические подосновы для выполнения чертежей
конкурса:
8.1. Опорная ситуация большого Санкт-Петербурга на
1985-1988 гг. М 1:25000;
8.2. Генплан большого Санкт-Петербурга на 2005 г. (без
грифа);
8.3. План Санкт-Петербургской агломерации, М 1:100000;
8.4. План Ленинградской области, М 1:200000.
Приложение 1
к решению Малого Совета
Петербургского горсовета
от N
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
1 этап
Работа творческих коллективов до 30.04.92
П этап
Выставка, публикации в прессе и
обсуждение конкурсных проектов,
работа экспертов, работа жюри, 01.05.92 - 31.05.92
подведение итогов конкурса
Ш этап
Подготовка решения Совета 01.06.92 - 30.06.92
Приложение 3
к решению малого Совета
Петербургского горсовета
от N
СОСТАВ ЖЮРИ КОНКУРСА
Председатель: председатель Союза архитекторов
Санкт-Петербурга
Члены жюри конкурса:
Представитель Министерства архитектуры и градостроительства
России
Представитель Министерства экологии России
Представитель Министерства культуры России
Председатель Комитета мэрии по архитектуре и градостроительству
Начальник Главного управления архитектуры и градостроительства
Ленинградской области
Главный архитектор Москвы
Представитель института Генплана Москвы
Главный архитектор Киева (представитель градостроительного
института)
Главный архитектор Минска (представитель градостроительного
института)
Представитель Союза архитекторов России
Представитель Союза писателей Санкт-Петербурга
Представитель Союза художников Санкт-Петербурга
Приложение 2
к решению Малого Совета
Петербургского горсовета
от N
СМЕТА РАСХОДОВ НА ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА
НА РАЗРАБОТКУ КОНЦЕПЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
тыс.руб.
1. Финансирование институтов-участников
конкурса 1200
в т.ч.
ВНИИТАГ 300
Ленгипрогор 300
ЛенНИИПградостроительства 300
ЛенНИПИгенплана 300
2. Оплата работы эксепертов, аренды
выставочного зала 150
3. Премия за лучший проект 150
_____________________________________________
ИТОГО - общие расходы 1500
|