Центральный банк Российской Федерации
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 28 июля 1995 года N 14-0-13/4332
О повышении уровня работы
организации проверок кассовой дисциплины
Центральный банк Российской Федерации письмом N 80 от 17 июля
1995 г. довел до сведения, что органами Госналогслужбы Российской
Федерации в 1 квартале т.г. проведены массовые проверки выполнения
требований Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N
1006 в части соблюдения условий работы с денежной наличностью.
Проверка показала, что банки руководствуясь Порядком применения
положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года
N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному
внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей",
установленным Госналогслужбой России, Минфином России и Центральным
банком России (письмо от 16.08.1994 г. N 104) принимают определенные
меры по организации и практическому осуществлению контроля за
соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями условий
работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций,
передачи налоговым органам материалов проверок, которыми установлены
нарушения, для рассмотрения дел об административных правонарушениях
и наложении штрафов, предусмотренных Указом.
По результатам проверенного периода налоговыми органами по
представлениям банков взысканы штрафы с хозяйствующих объектов и их
должностных лиц за осуществление расчетов наличными денежными
средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями
сверх установленных предельных сумм, неоприходование в кассу
денежной наличности, несоблюдение действующего порядка хранения
свободных денежных средств и накопление их в кассах сверх
установленных лимитов на общую сумму 139,8 млрд.руб.
Согласно информации коммерческих банков региона в 1 квартале
т.г. за аналогичные нарушения применены штрафные санкции на сумму
1,3 млрд.руб.
Вместе с тем, в организации контроля за соблюдением условий
работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций,
как в Российской Федерации, так и в нашем регионе, проверкой
выявлены серьезные недостатки и нарушения, вследствие чего,
проводимые мероприятия не дают должного результата и требования
Указа в этой части во многих случаях не выполняются.
Банком России обращено внимание на факты недоведения до
обслуживаемых предприятий нормативных документов, регламентирующих
порядок работы хозорганов с денежной наличностью. Отмечен факт, что
большое число банков вообще не проводили проверки по данному вопросу
хозяйственных субъектов, находящихся на их расчетно-кассовом
обслуживании.
Вследствие неудовлетворительной организации контроля за
соблюдением условий работы с денежной наличностью и порядка ведения
кассовых операций, при наличии массовых нарушений со стороны
хозяйствующих объектов, проверке подвергается крайне незначительное
их количество, что не способствует своевременному устранению
имеющихся нарушений, а в итоге обеспечению полного поступления в
бюджет налогов и других обязательных платежей, а также укреплению
денежного обращения в регионе.
В 1994 году в целом по региону проверками охвачено лишь 5%
находящихся на расчетно-кассовом обслуживании предприятий и
организаций. По оперативным данным за 1-е полугодие т.г. процент
охвата проверками составил 3,9.
Многими учреждениями банков в нарушение действующего порядка не
устанавливаются обслуживаемым предприятиям, учреждениям и
организациям, осуществляющим наличноденежные расчеты, лимиты остатка
денег в кассе или устанавливаются в значительно завышенных размерах,
что также не способствует зачислению денежных средств на их
расчетные счета и своевременной уплате налогов и других обязательных
платежей в бюджет.
Письмом за N 14-0-13/2041 от 9.04.95 г. Управление денежного
оборота обращало Ваше внимание на необходимость своевременного и
обоснованного установления лимитов остатка касс предприятиям,
работающим с денежной наличностью.
Учреждениями банков практически повсеместно не выполняются
требования Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N
1006 и совместных указаний Госналогслужбы России, Минфина России и
Центрального банка России о порядке применения его положений в части
направления в налоговые органы представлений для рассмотрения дел об
административных правонарушениях. Во многих случаях такие
представления не направляются вообще или направляются с длительной
задержкой, что не позволяет налоговым органам принимать решение о
привлечении виновных в нарушениях должностных лиц к административной
ответственности в связи с истечением для этого установленного срока.
Качество представлений и материалов проверок, направляемых
банками в налоговые органы, не всегда отвечают предъявляемым
требованиям. Во многих из них нечетко излагаются характер, виды и
размеры нарушений, не заполняется раздел 4 справки о кассовых
операциях "Распоряжение руководителя учреждения банка о принятии мер
по результатам проверки" рекомендаций Центрального банка России от
30.09.94 г. N 113, не указываются конкретные должностные лица,
ответственные за допущенные нарушения. В результате значительное
количество представлений возвращаются на доработку и дооформление,
что в значительной мере задерживает принятие по ним правомерных
решений.
Недостаточно активно учреждения банков реагируют на информацию
налоговых органов о нарушениях условий работы с денежной наличностью
и порядка ведения кассовых операций, выявленных при документальных
проверках соблюдения налогового законодательства хозяйствующими
субъектами, и не организуют по ним проверки. При этом многие из них
необоснованно считают, что они не должны проводить проверки и
направлять налоговым органам представления по нарушениям, допущенным
при осуществлении расчетов наличными денежными средствами с другими
предприятиями, учреждениями и организациями.
Учитывая, что в соответствии со ст.4 п.2 Федерального закона "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России
монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их
обращение, в целях сокращения неоправданного наличного денежного
оборота в хозяйстве региона поручает Вам организовать работу по
контролю за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями
Порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной
наличностью, неукоснительного выполнения положений Указа Президента
России от 23.05.1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер
по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных
обязательных платежей", активизацию работы в части осуществления
проверок по данному вопросу и обязательное информирование органов
Госналогслужбы Российской Федерации по фактам выявленных нарушений.
С учетом вышеизложенного предлагаем Вам:
- обеспечить выполнение указания Банка России;
- при проверках на местах следует обращать внимание на
выполнение нормативных документов Банка России N 40 от 22.09.93 г.,
N 104 от 16.08.94 г., N 113 от 30.09.94 г.
О результатах произведенных проверок по соблюдению порядка
ведения кассовых операций, условий работы с денежной наличностью и
выполнения Указа Президента N 1006 от 23.05.94 г. необходимо
сообщить в Управление денежного обращения и эмиссионных операций по
прилагаемой форме: за 1 полугодие т.г. до 7.08., за 9 месяцев не
позднее 5.10. т.г.
Заместитель начальника
Главного Управления В.И.Схаб
СПРАВКА
о проверках соблюдения порядка ведения кассовых
операций и условий работы с денежной наличностью
за 1995 г. в ____________ банке
-----------------------------------T---------------T---------------¬
¦ ПОКАЗАТЕЛИ ¦ ВСЕГО ¦в т.ч. торговые¦
¦ ¦ ¦организации ¦
L--------------------------------------------------+----------------
1. Количество обслуживаемых
организаций
2. Фактически проверено
3. Процент охвата проверками
(п.2:п.1*100%)
4. Количество предприятий и
организаций, допустивших
нарушения - всего
5. В % к числу проверенных
(п.4:п.2*100%)
6. Виды нарушений:
а) превышение лимита
остатка кассы
- количество предприятий
- количество случаев
- сумма (млн.руб.)
б) расчеты нал.деньгами
свыше 2,0 млн.руб.
- количество предприятий
- количество случаев
- сумма (млн.руб.)
в) неоприходование (непол-
ное оприходование) денег,
полученных в банке
- количество предприятий
- количество случаев
- сумма (млн.руб.)
г) другие виды нарушений
- количество предприятий
- количество случаев
- сумма (млн.руб.)
7. Сумма нарушений -
- всего (млн.руб.)
8. Количество материалов
проверок, переданных на
рассмотрение
- налоговым органам
- правоохранительным органам
- другие меры (указать какие)
9. Принятые меры (штрафные
санкции) к предприятиям и
организациям
а) за расчеты свыше 2,0 млн.руб.
- количество
- сумма (млн.руб.)
б) за неоприходование денег,
полученных в банке
- количество
- сумма (млн.руб.)
в) за сверхлимитную кассовую
наличность
- количество случаев
- сумма (млн.руб.)
10. Принятые меры к руководителям
предприятий и организаций
- количество
- сумма (млн.руб.)
11. Количество проверенных филиалов
Вашего банка:
- Органами Госналогслужбы
- Совместные проверки
12. По результатам проверок
выявлены нарушения в части:
- невыполнения указаний
Банка России по осуществлению
контроля за кассовой дисциплиной
- установления лимита остатков
касс обслуживающим предприятиям
и организациям
- осуществления проверок кас-
совой дисциплины
- направления сведений
налоговым инспекциям
о выявленных нарушениях
- другие виды нарушений
(указать какие)
Подпись руководителя
Текст документа сверен по:
официальная рассылка.
|