Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
 

МИНПРИРОДЫ РФ 01 ИЮНЯ 1996 Г. ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩИХ ДАННЫХ О ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДАХ МИНИСТЕРСТВ, КОМИТЕТОВ, ИНСТИТУТОВ, ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>

     МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
                           РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             01 июня 1996 г.

                                                   Территориальным
                                           природоохранным органам
                                                 Минприроды России


          ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩИХ   ДАННЫХ  О  ПРОМЫШЛЕННЫХ  ОТХОДАХ
             МИНИСТЕРСТВ, КОМИТЕТОВ, ИНСТИТУТОВ, ОРГАНИЗАЦИЙ
                          РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ


                              СОДЕРЖАНИЕ

    1.Оценка существующих данных о промышленных отходах

         1.1.Анализ существующего положения в управлении отходами
    Российской Федерации

         1.2.Выводы

         1.3.Предложения

    Приложения
         1.Существующие данные о промышленных отходах
            Министерств,Комитетов,Институтов,Организаций
            Российской Федерации

         2.Нормативно-правовые акты, действующие в сфере
            обращения с отходами

         3.Работы, проводимые ГП "Промотходы" в сфере
            обращения с отходами

         4.Список организаций, специалистов,  которых
            целесообразно  использовать в работах, проводимых
            в рамках компонента по управлению
            опасными отходами Проекта по управлению
            окружающей средой Российской Федерации


                      1. ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩИХ ДАННЫХ
              О ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДАХ МИНИСТЕРСТВ, КОМИТЕТОВ,
              ИНСТИТУТОВ,  ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         1.1.Анализ существующего положения в управлении отходами
                           Российской Федерации

         В соответствии с Соглашением между  Российской  Федерацией  и
    Международным   банком   реконструкции  и  развития  о  займе  для
    финансирования Проекта по управлению окружающей средой  (ПУОС),  а
    также  постановлениями  Правительства  Российской  Федерации от 11
    августа 1995г.  № 808 и № 809 в России разворачиваются  работы  по
    реализации  ПУОС,  в  состав которого входит компонент _Управление
    опасными отходами_.
         Оценка существующих  данных  о  промышленных отходах является
    первой  частью  подкомпонентного  проекта  "Создание  национальной
    системы  управления  данными о промышленных отходах" ПУОС.  Работа
    имеет своей целью объединение и просмотр информации об образовании
    и   размещении  отходов,  находящейся  в  распоряжении  Минприроды
    России,  идентификацию  хранилищ  данных  в   других   федеральных
    министерствах,   комитетах  или  подведомственных  им  институтах,
    региональных  природоохранных   комитетах   и   администрациях   и
    самостоятельных организациях, создание системы постоянного сбора и
    передачи  этих  данных,  утверждение  и  внедрение  пересмотренной
    национальной   системы   классификации   отходов,  соответствующей
    международным   соглашениям,   перевод    имеющихся    данных    в
    пересмотренную систему классификации промышленных отходов.
         Общая оценка положения  в  сфере  обращения  с  промышленными
    отходами  позволяет  сделать  вывод,  что  на  национальном уровне
    отсутствует  достоверная  информационная  база  по  образованию  и
    размещению промышленных отходов, что препятствует созданию системы
    управления промышленными отходами на национальном уровне.
         Временный классификатор    токсичных   промышленных   отходов
    разработан и внедрен в 1987 г.,  однако,  он обладает целым  рядом
    существенных недостатков. Кроме того, незавершен его пересмотр для
    приведения в  соответствие  с  Базельской  конвенцией.  Работа  по
    внесению    необходимых    изменений   начата,   но   продвигается
    недостаточно быстро.
         Сбор данных  об  отходах проводится на местном,  отраслевом и
    национальном уровнях.  На местном  уровне  городские  и  областные
    природоохранные  комитеты  под  руководством  Минприроды  России в
    течение  нескольких  последних  лет  установили  для   предприятий
    требования   по   представлению   отчетности  по  отходам,  и  эта
    информация  накапливается,  но   передача   этой   информации   на
    постоянной   согласованной  основе  на  федеральном  уровне  носит
    случайный неполный характер.
         В Государственный   институт   прикладной   экологии   (ГИПЭ)
    поступают отчеты территориальных комитетов  по  охране  природы  с
    данными о промышленных отходах,  однако,  по состоянию на сентябрь
    1995 г.  такие данные из 90 комитетов представили всего  лишь  19.
    Обобщение    поступающих    данных    и    сведение    в    единый
    автоматизированный банк данных не проводится.  Основным  барьером,
    препятствующим  сбору,  передаче  полных,  отражающих  современное
    состояние данных и формированию банка данных по  отходам  является
    отсутствие финансирования.  Ряд отраслевых министерств, комитетов,
    подведомственных  институтов  располагают   данными   об   отходах
    соответствующей  отрасли промышленности,  однако отсутствует общая
    координация и объединение этой информации.
         Первая обобщенная  информация  об  образовании  и  накоплении
    опасных отходов в Российской Федерации была опубликована в 1990 г.
    Она   опиралась  на  данные,  собранные  Госкомстатом  в  1989  г.
    Инвентаризация 1989 г.  осуществлялась с помощью  анкетной  формы.
    Предприятия  заполняли  и  передавали  местным органам Госкомстата
    анкеты с данными по объемам образующихся отходов утилизированному,
    храниному,    переданному   другим   предприятиям,   захороненному
    количествам отходов на основе четырех типовых классов  токсичности
    отходов.
         Госкомстат России и в 1995 г.  выпустил и передал  Минприроды
    России  отчет "Об образовании и удалении токсичных отходов за 1994
    г.", в котором представлены данные об отходах по районам, областям
    и   видам   отраслей  промышленности  России  по  четырем  классам
    опасности отходов.  Однако эти данные,  неполные,  ненадежные,  не
    отражают  реальную  картину,  поскольку  предприятия  при передаче
    данных по отходам местным отранам  Госкомстата  не  несут  никакой
    ответственности за представление ложной информации.
         В 1994  г.  Минприроды   России   разработало   и   утвердило
    "Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства
    и потребления Российской Федерации",  в  соответствии  с  которыми
    предприятия   ежегодно   должны   представлять   и   утверждать  в
    территориальных комитетах по охране природы "Лимиты на  размещение
    отходов".   За   эти   данные   предприятия   несут   материальную
    ответственность.  Эти данные проверяются  службами  экологического
    контроля комитетов по охране природы.  За представление искаженных
    данных  на  предприятия  могут  быть  наложены  штрафные  санкции.
    Указанные  данные  могли-бы  быть  положены  в основу формирования
    достоверных  банков  данных  по  отходам.  Отчеты  территориальных
    комитетов по охране природы поступают в ГИПЭ, которому поручено их
    обобщать и формировать национальный банк данных по отходам .
         В 1995г.  Минприроды  России  разработало  проект Федеральной
    программы _Отходы_, которая находится на стадии утверждения.
         В соответствии  с  приказом Минприроды России от 19.09.  95г.
    №370 в 1995-1996 годах на базе 13 субъектов  Российской  Федерации
    проводится  эксперимент  по  обращению  с  отходами производства и
    потребления,    совершенствования,    разработки    и    внедрения
    нормативнометодических   документов   в   этой  области.  Намечены
    организация  и  проведение  работ  по  созданию  типовой   системы
    управления отходами на региональном уровне, подготовка предложений
    по  созданию   автоматизированных   информационно-справочных   баз
    данных,    необходимых   для   принятия   решений   по   улучшению
    экологической  обстановки,  связанной  с  обращением  с  отходами,
    отработка  взаимодействия  федерального  и  регионального  уровней
    управления отходами.
         В период  сентябрь-октябрь  1995 г.  сотрудниками Федеральной
    группы  Компонента  _Управление  опасными  готходами_  ПУОС   были
    собраны   существующие   данные   о   промышленных  отходах  в  50
    министерствах,  комитетах,  подведомственных   им   институтах   и
    самостоятельных организациях,  имеющих отношение к сфере обращения
    с отходами (Приложение 1) и проведена их оценка.  В 26 учреждениях
    имелись те или иные данные о промышленных отходах. В таких же, как
    Минздравмедпром  России,  Минтопэнерго  России,  Минтранс  России,
    Минстрой   России,   Миннауки   и   технической  политики  России,
    Госкомпром  России,  Роскоммаш,  АО   "Лесмаш",   АО   "Российские
    лесопромышленники",  Рослеспром  данные  по  промышленным  отходам
    отсутствуют,  работы  по  учету  отходов  не   проводятся.   В   7
    организациях:  ГИПЭ, ГП "Промотходы" г.Москва, СП"Прима" г.Москва,
    МосНПО"Радон",    РНЦ    "Прикладная     химия"     г.С-Петербург,
    НИИ"Волгопромэкология"   г.Тольятти,   Московский   энергетический
    институт имеются данные по отходам,  полученные не по формам  2-ТП
    (токсичные   отходы)   Госкомстата   России,   а   по  результатам
    обследований   предприятий,   что    значительно    повышает    их
    достоверность. В 19 организациях имеются данные Госкомстата (форма
    2--ТП).  Автоматизированные банки данных по отходам с  применением
    ЭВМ   сформированы  в  9  организациях:  Госкомоборонпром  России,
    ЦНИИТЭнефтехим,  АО  "Агрохиминвест"  (ранее   Минудобрений),   ГП
    "Промотходы",  СП "Прима",  МосНПО "Радон", НИИ"Волгопромэкология"
    г.Тольятти,  Московский  энергетический  институт,  Информационный
    центр  ГП  "Экотехпром"  г.Москва.  Надо отметить,  что наибольший
    охват  -  до  90%  предприятий  Самарской  области  выполнен   НИИ
    "Волгопромэкология"  г.Тольятти.  В Госкомоборонпром России данные
    по форме 2-ТП  представили  порядка  40%  предприятий  отрасли,  в
    Роскомметаллургию - 20% предприятий отрасли.
         Необходимо отметить,  что указанные выше учреждения  в  своей
    работе  используют нормативно- правовые акты,  действующие в сфере
    обращения с отходами, перечень которых приведен в Приложении 2.
         Наибольший интерес  представляют работы в области обращения с
    отходами  ГП  "Промотходы"  Департамента  инженерного  обеспечения
    Правительства  Москвы,  проводимые в соответствии с Постановлением
    Правительства Москвы от 15.12.92 г.  №1071 в  рамках  утвержденной
    программы  "Управление,организация  утилизации,  обезвреживания  и
    захоронения промышленных отходов" (Приложение 3).  ГП "Промотходы,
    Москомприроде,  СП  "Прима"  поручены организация систематического
    контроля за образованием и размещением отходов,  анализ информации
    и  формирование  на этой основе автоматизированного общегородского
    банка данных по отходам.  В  настоящее  время  в  ГП  "Промотходы"
    сформирован   банк  данных  "Промышленные  отходы",  состоящий  из
    разделов:    предприятия-производители    отходов,    номенклатура
    промышленных     отходов,    технология    переработки    отходов,
    предприятияпереработчики   отходов,   места   размещения   отходов
    (полигоны),    объемы    образования    и    размещения   отходов,
    нормативно-правовые       документы,        предприятия-нарушители
    природоохранных законов. Сбор данных осуществляется по результатам
    актов обследований предприятий технической инспекцией на основании
    лимитов на размещение отходов (Приложение 6 Времененых правил).
         Информация от 3000 предприятий поступает  в  ГП  с  нарочным,
    тщательно  проверяется  и вводится в ЭВМ.  Разработаны собственные
    справочник-классификатор  и   система   кодирования   промышленных
    отходов.
         Интересен автоматизированный   банк   данных    по    отходам
    предприятий     химического     компленкса,    сформированный    в
    ЦНИИТЭнефтехим на основе данных,  поступающих  от  предприятий  по
    формам  2-ТП  Госкомстата  по  запросам Роскомхимнефтепрома.  Банк
    состоит из трех разделов:  1) сведения об отходах производства  на
    предприятиях  химкомплекса  по даннывм на 1991 год;  2) технологии
    нейтрализации  отходов;  3)  сведения  о  токсичных   отходах   на
    предприятиях  химического комплекса.  В банк введены данные по 185
    предприятиям , что составляет порядка 35% от их общей численности.
    Автоматизированная  информационная  поисковая система имеет режимы
    работы:  ввод,  добавление,  корректировка, удаление данных, поиск
    информации,  печать  и  позволяет  получить распечатки по отрасли,
    подотрасли, НПО, предприятиям, территориям. Разработана отраслевая
    классификация    отходов    с   учетом   действующего   временного
    классификатора.  Банк данных по технологиям нейтрализации  отходов
    включает 70 технологий и представляет сводные табличные материалы,
    не внесенные в ЭВМ.
         Российский научный  центр  "Прикладная химия" проводит работы
    по сбору данных по  промышленным  отходам  химических  предприятий
    г.С.Петербурга  и  области,  формированию банка данных.  По данным
    максимальной производительности заводов за 1990  г.  спроектирован
    завод  по  переработке  промотходов  в  пос.Красный  Бор мощностью
    100тыс.тонн в  год.  Данные  по  отходам  собирались  сотрудниками
    Центра  на основе обследования и паспортизации заводов.  В 1994 г.
    проведены обследование и  паспортизация  промышленных  предприятий
    г.Дзержинска   Нижегородской   области   -  наиболее  нагруженного
    предприятиями химического комплекса региона России. По результатам
    обследования  выпущен  отчет  с  данными  об  отходах  предприятий
    г.Дзержинска.
         Перед НИИ  Волгопромэкология  г.Тольятти  Самарским областным
    Комитетом по охране природы  поставлена  задача  сбора  данных  по
    промотходам  Самарской  области.  В  настоящее  время  в Институте
    создан постоянно пополняющийся автоматизированный банк  данных  по
    промотходам,   в  который  включены  до  90%  предприятий  области
    (порядка    100    предприятий    в    гг.    Тольятти,    Самара,
    Сызрань,Чапаевс,Жигулевск,Октябрьск и др,).  Информация собиралась
    сотрудниками  института  совместно   со   службой   экологического
    контроля  Облкомприроды,  что  значительно  повышает достоверность
    данных.
         Пермским политехническим   университетом  собраны  данные  по
    отходам предприятий Пермской области по форме 2-ТП Госкомстата  за
    последние  5  лет до 1994 года включительно.  Охвачено порядка 25%
    предприятий области.  Сформирован автоматизированный банк  данных,
    разработаны  паспорта  на  отход  и места складирования.  В стадии
    разработки информационная  система  управления  отходами  Пермской
    области.
         Московским энергетическим  институтом   собраны   достоверные
    данные   по   отходам   -  доменным,  конверторным,  мартеновским,
    сталеплавильным шлакам Череповецкого металлургического комбината -
    АО     "Северсталь".     Разработана     математическая     модель
    энерготехнологической системы переработки и использования  твердых
    отходов,  которая позволяет рассчитать выход шлаков на аналогичных
    металлургических производствах.

         Анализ данных,   полученных   в    результате    проведенного
    обследования позволяет сделать следующие ВЫВОДЫ:
         1. Имеются данные Госкомстата по промышленным отходам  России
    за 1994 г. Однако эти данные неполные и ненадежные.
         2. Подтверждается вывод, сформулированный в докладе по оценке
    ПУОС об отсутствии надежной, достоверной, обобщенной информации по
    промышленным  отходам  России,  объединяющей   различные   отрасли
    промышленности и регионы.
         3. В отдельных регионах России  проводятся  работы  по  сбору
    данных  по  промышленным отходам,  формированию автоматизированных
    банков данных,  систем управления  отходами  (например:  Москва  и
    обл.,  С.-Петербург и обл., Самарская обл., Пермская обл.). Однако
    не  налажена  постоянная,упорядоченная  передача  этих  данных  на
    федеральный уровень.
         4. В  настоящее  время  существует  два   подхода   к   сбору
    информации   по   отходам   от   предприятий:   1)   использование
    территориальных комитетов  Госкомстата  России;  2)  использование
    территориальных  комитетов  Минприроды  России и его экономических
    рычагов.  Второй подход дает результаты значительно более  полные,
    надежные, достоверные.
         5. В ГИПЭ поступает информация  по  промышленным  отходам  от
    территориальных  комитетов  по  охране природы.  Однако ее анализ,
    объединение  и  формирование   национального   банка   данных   не
    проводятся.
         6. На местах при формировании  банка  данных  по  промотходам
    применяются   различные   системы   классификации.   Разработка  и
    внедрение национальной системы классификации промышленных отходов,
    совместимой  с  Базельской  конвенцией  продвигается  недостаточно
    быстро.
         7. В  сфере  обращения  с  отходами  разработаны  и действуют
    нормативно- правовые акты, охватывающие основные стадии обращения,
    однако требуются их существенная переработка и дополнение.

         Исходя из   вышеизложенного  можно  сформулировать  следующие
     ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
         Первоочередным условием   эффективной   работы   по  проблеме
    отходов является создание национальной системы управления  данными
    о  промышленных отходах на основе формирования национального банка
    данных по  отходам,  который  целесообразно  создавать  на  основе
    распределенных   (   территориальных)   баз   данных.   Програмное
    обеспечение по  созданию  и  ведению  всех  баз  данных,  а  также
    национальную    систему    классификации   промышленных   отходов,
    соответствующую Базельской конвенцией,  необходимо направить  всем
    территориальным  организациям,  которые  ведут  сбор  и  обработку
    данных об отходах в России.
         На первом  этапе  необходимо  провести работы по формированию
    распределенной базы по отходам и обеспечению ее функционирования в
    режимах сбора, верификации и обмена данными, обработки запросов:
         - разработать национальную систему классификации промышленных
    отходов, соответствующую Базельской конвенцией;
         - сформировать  распределенную   базу   данных   по   отходам
    (конкретные  исполнители на территориях ведут базы данных по своим
    территориальным предприятиям, должны быть обеспечены инструкциями,
    методическими  материалами,  техникой  ( компьютерами и модемами),
    связью, програмным обеспечением и обучены ).
         На втором  этапе  необходимо провести комплекс мероприятий по
    формированию автоматизированного  национального  банка  данных  по
    отходам с аналитической службой:
         - территориальные базы по сети обмена данными объединяются  в
    информационном   центре,   который  располагается  в  Москве,  при
    Минприроды России,  где  проходят  необходимые  виды  обработки  и
    анализа для обеспечения функционирования системы управления.
         На третьем  этапе  необходимо  войти  в  состав  национальных
    информационных систем для расширения возможности запросов и обмена
    данными и для  подготовки  обобщенных  аналитических  справок  для
    общих уровней системы управления.
         Таким образом,  ставится   задача   создания   информационной
    системы  по  отходам  (ИСО)  на  основе  работы с территориальными
    базами данных,  обеспечивающей высокую оперативность,  унификацию,
    надежность,  конфиденциальность в работе с информацией и способную
    служить  основой   системы   подготовки   принятия   решений.   На
    национальном  уровне ИСО должна обеспечить обзор текущей ситуации,
    общую оценку ситуации  по  отходам,  выдачу  справок  и  обработку
    запросов.
         Для решения  этой  задачи  необходимо   выполнить   следующие
    организационно-технические мероприятия:
         - разработать  структуру  территориальных   баз   данных   по
    отходам,
         - разработать классификатор промышленных отходов, совместимый
    с Базельской конвенцией,
         - подготовить предложения по организационному и  техническому
    обеспечению системы сбора информации,
         - подготовить предложения по  програмному  и  математическому
    обеспечению  автоматизированных  территориальных  и  национального
    банков данных по отходам,
         - решить  вопрос  с организацией и оснащением информационного
    центра,
         - разработать  предложения  по  организации  работы  с учетом
    рыночных отношений в системах  сбора  информации  по  промышленным
    отходам и ее представления различным пользователям.
         Исполнителями по   формированию   автоматизированных   банков
    данных по отходам могут выступить специалисты организаций,  список
    которых приведен в Приложении 4.
         В заключении  необходимо  отметить,  что  выполненная  оценка
    является предварительной,  начальной стадией  комплекса  работ  по
    созданию  национальной  системы  управления данными о промышленных
    отходах России.



                                                          Приложение 1

                СУЩЕСТВУЮЩИЕ ДАННЫЕ О ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДАХ

             Министерств, Комитетов, Институтов, Организаций
                           Российской Федерации

                       г.Москва            1995 г.

         1. Минприроды России
         Имеются данные о промышленных отходах  по  территориям  и
    отраслям  промышленности России в виде отчета об образовании и
    удалении токсичных отходов за 1994  г.  Госкомстата  РФ(Москва
    1995  г.).  Автоматизированный  банк данных по промотходам от-
    сутствует.

         2. Институт  экономических   проблем   природопользования
    (ИЭПП)
         Институт располагает данными об объемах образования,  ис-
    пользования и размещения отходов по номенклатуре, включенной в
    Федеральную программу "Отходы".  Данные официальные, представ-
    лены  в  Минприроды  России  природоохранными  комитетами всех
    субъектов РФ.  Созданы автоматизированные банки данных по тех-
    нологиям  переработки  отходов и нормативно-методической доку-
    ментации, действующей в сфере обращения с отходами.

         3. Государственный институт прикладной экологии (ГИПЭ)
         Поступают отчеты территориальных комитетов по охране при-
    роды с данными о промышленных отходах. Автоматизированный банк
    данных о промотходах отсутствует.

         4. Минздравмедпром России
          Сведений по отходам нет.

         5. Институт экономики медицинской промышленности
          Сведений  о промотходах нет.

         6. Минсельхозпрод России
         Ведется учет накопления пестицидов и отходов. Банк данных
    отсутствует.

         7. Минтопэнерго России
         Данных о промотходах нет.  Работа в сфере обращения с от-
    ходами не проводится.  Нет приказа по Министерству.  Действует
    нормативная документация по обращению с отходами Минприроды.

         8. ГП "Роснефть"
          Данных по отходам нет.

         9. РАО "Газпром"
         Данные по отходам отсутствуют.  Остро стоят вопросы захо-
    ронения  бурового  шлама,утилизации металлолома - техника,боч-
    ки,контейнеры на Севере,  катализаторов газоконденсатных комп-
    лексов в г.г.Оренбурге и Астрахани.

         10. АО "Транснефтепродукт"
         Данные по отходам отсутствуют.

         11. Госкомоборонпром России
         Поступают данные Госкомстата 2-ТП. Ведется обработка. Мо-
    гут дать распечатку по отраслям,регионам.  Имеются  обобщенные
    данные  Госстатотчетности  за  1995  год по Комитету,Главкам и
    предприятиям,  по экономическим районам, Москве, С.-Петербургу
    по 4 классам опасности отходов. Нормативная документация толь-
    ко Минприроды. Своей документации нет. В план работ на 1996 г.
    входит: создание банка данных по информационному обеспечению в
    сфере обращения с отходами;  создание банка данных по техноло-
    гиям и оборудованию в области обращения с отходами в машиност-
    роительном комплексе.

         12. Госкомсанэпиднадзор России
         Данные по отходам 2-ТП не поступают.  Все сосредоточено в
    территориальных СЭС.  Всего центров СЭС 89.  72 центра связаны
    модемной  связью с комитетом.  Обобщением данных по отходам не
    занимаются. Банк данных по отходам отсутствует.

         13. Госкомстат России
         Отчет об образовании и удалении токсичных отходов за 1994
    г.  Госкомстат.М.-1995. Постановлением Госкомстата от 31.07.95
    №113 утверждена новая форма 2-ТП (токсичные отходы)

         14. Роскоммаш
         Работа по учету отходов не ведется. От предприятий данных
    не поступает. Создана АРМ "Эколог" и система баз в области ох-
    раны окружающей среды,  включающая 19 разделов,  в том  числе:
    промотходы,  адресно-технологическая  характеристика  отходов,
    образование и накопление отходов, методы переработки, правовая
    и нормативная документация.  В качестве образцов в ЭВМ введено
    11 примеров отходов.  Применяется 13-значная система кодирова-
    ния отходов.

         15. Роскомметаллургия
         Имеется отчетность Госкомстата по токсичным отходам (фор-
    ма 2-ТП) за 1994 г. Общего свода данных нет. Отчетность предп-
    риятий поступает по почте,  складывается в архивв и в дальней-
    шем используется только при подготовке Госдоклада. Система уп-
    равления отходами  отсутствует.  Управление  предприятиями  по
    экологии практически разрушено.  Данные отчетов искажены.  Ве-
    домственных нормативных документов  нет.  Действуют  документы
    Минприроды.

         16. ЦНИИЧермет
         Имеются отчетные данные по отходам за 1993 г.  по 15 ком-
    бинатам, собранные сотрудниками Института.

         17. Объединение ЦВЕТМЕТЭКОЛОГИЯ
         Данные по отходам цветной металлургии отсутствуют. Работа
    по  учету  отходов  не проводится.  Служба экологии сокращена.
    Имеются разрозненые данные за 1987 г.

         18. ЦНИИцветметэкономики и информации
         Данные по отходам отсутствуют.

         19. Роскомхимнефтепром
         Предприятия ежегодно  представляют  отчетность  по  форме
    2-ТП  по  почте.  Далее  отчетность передается для обработки в
    ЦНИИЭНефтехим. Ведомственной документации нет. Действует доку-
    ментацияя Минприроды. В настоящее время фирма "Агрохимбезопас-
    ность" АО "Агрохиминвест" проводит анализ нормативных актов  и
    разрабатывает  отраслевые методические документы для обеспече-
    ния природоохранной деятельности предприятий отрасли по вопро-
    сам контроля за загрязнением окружающей среды.

         20. ЦНИИТЭнефтехим
         Получают информацию об отходах от  предприятий  по  форме
    2-ТП. Разработана АИПС "Экология". Создан банк данных по отхо-
    дам предприятий отрасли,  включающий разделы:  1) сведенияя об
    отходах  производства на предприятиях химического комплекса по
    данным 1991 г.; 2)технологии нейтрализации отходов; 3)сведения
    о  токсичных  отходах  на  предприятиях химического комплекса.
    Система АИПС имеет режимы  работы:  ввод  данных;  добавление,
    корректировка,  удаление,  печать, поиск информации; позволяет
    получить распечатки по отрасли,  подотрасли , НПО, предприяти-
    ям,  торриториям. Разработана отраслевая классификация отходов
    с учетом Временного классификатора. Банк данных по технологиям
    нейтрализации  отходов  включает  70 технологий и представляет
    сводные табличные материалы, не внесенные в ЭВМ.

         21. АО "Агрохиминвест" (ранее Минудобрений)
         фирма "Агрохимбезопасность"(ранее  Управление охраны при-
         роды)
         Разработан банк  данных  по промотходам с применением ЭВМ
    на базе данных Госкомстата по форме 2-ТП,  включающий:  1)базу
    данных по нормативным документам по охране окружающей среды, в
    том числе по отходам - 30 документов;  в машине перечень доку-
    ментов,  имеющихся в АО. Перечень включает 2170 документов, из
    них в наличии - 510;  2)классификатор отходов,  включающий 749
    записей - карточек отходов.  Это номенклатура всех отходов хи-
    мической промышленности. Включена информация от ведущих предп-
    риятий химической промышленности.  Информация получена по зап-
    росам через Роскомхимнефтепром; 3) данные по токсичным отходам
    на основе данных Госкомстата,  включающие 1426 записей по 1200
    видам отходов. Информация неполная - выборочная.

         22. НИИ "Синтез"
         Имеются разрозненые  данные  по  отходам предприятий хим-
    комплекса.Автоматизированный банк данных отсутствует.

         23. Росгидромет
         Отходами не занимаются. Данные об отходах отсутствуют.

         24. Госгортехнадзор России
         Осуществляет контрроль захоронений в недра. Данные о про-
    мотходах отсутствуют.

         25. ГП  "Промотходы"  Департамент  инж.обеспечения Прави-
         тельства Москвы
         Постановлением Правительства Москвы от 15.12.92 г.  №1071
    в рамках утвержденной Программы "Управление,  организация ути-
    лизации, обезвреживания и захоронения промышленных отходов" ГП
    "Промотходы",  Москомприроде  и СП"Прима" поручены организация
    систематического контроля за образованием и размещением  отхо-
    дов, анализ информации и формирование на этой основе автомати-
    зированного общегородского банка данных по отходам.  В настоя-
    щее  время  сформирован и действует банк даннвых "Промотходы".
    Сбор данных по отходам  осуществляется  по  результатам  актов
    обследований  предприятий  технической инспекцией,  а также на
    основании лимитов на размещение отходов(Приложение 6 Временных
    правил).  Информация от предприятий поступает с нарочным, тща-
    тельно проверяется и вводится в ЭВМ.  Разработаны справочникк-
    лассификатор  и система кодирования промышленных отходов.  Ин-
    формация от предприятий поступает и вводится в банк постоянно.
    Действует нормативно-методическая документация "Минприроды".

         26. СП"Прима"
         Создана и  действует  база  данных "Промотходы г.Москвы".
    Последние сведения за 1994 г.  поступили от Москомстата и НИИ-
    Генплан г.Москвы. Разработана система классификации отходов, а
    также программа по хранению и обработке  информации  "INVENT".
    Разработаны  основные  положения  системы управления процессом
    образования,перемещения,  переработки и складирования пром.  и
    ТБО на территории г.Самара.

         27. Минтранс России
         Работа по учету отходов не проводится.  Данные отсутству-
    ют.  Существуют  серьезные проблемы с утилизацией отработанных
    аккумуляторов транспортных средств и авторезины.

         28. Российский регистр потенциально опасных химических  и
    биологических веществ (РРПОХБВ)
         Имеются 4 базы данных опасных  химических  веществ  и  их
    токсических эффектов.

         29. Миннауки и технической политики
         Автоматизированный банк данных  по  отходам  отсутствует.
    Сведения  по  отходам не поступают.  Задача формирования банка
    данных по отходам не ставится.  Имеются разрозненные,  хаосные
    сведения  по различным отраслям промышленности,  полученные от
    некоторых министерств и ведомств по личным каналам.

         30. НТИ межотраслевой информации
         Сведения по отходам отсутствуют.  Имеется НТ- и ТЭ-инфор-
    мация о практике и нормативной базе  обращения  с  отходами  в
    различных зарубежных странах, направляемая в ГИПЭ.

         31. Минстрой России
         Данные по отходам отсутствуют.  Задача  сбора  данных  не
    ставится. Возможно выполнение работ: - "Схема размещения поли-
    гонов и предприятий-переработчиков отходов на территории  Рос-
    сии",  "Оценка территориального потенциала России с точки зре-
    ния накопленных отходов и их переработки".

         32. МосНПО"Радон"
         Создана постоянно пополняющаяся автоматизированная систе-
    ма слежения за сбором, переработкой и захоронением радиоактив-
    ных отходов в Москве, области и 9 прилегающих областях, ключа-
    ющая базы данных предприятий-поставщиков РАО, договоров на вы-
    воз и захоронение РАО, слежение за обращением источников иони-
    зирующего  излучения,  участков  радиоактивного   загрязнения,
    пунктов дозиметрического контроля,  характеристик РАО, вывози-
    мых с предприятий-поставщиков и др. Создана графическая инфор-
    мационная  система  "Радиационный контроль" (Московская обл.),
    позволяющая существенно ускорить процесс  принятия  решений  о
    захоронении РА отходов.  Создана база данных предприятий и ко-
    личеств РА отходов с них по 16 спец.регионам, охватывающим всю
    территорию  России.  Информация поступает курьерским обменом 1
    раз в 3 месяца от служб технической инспекции радиационной бе-
    зопасности.  Охвачено 99% предприятий, работающих с РАФ. Уста-
    новлена модемная связь с СП"Прима" и штабом ГО МЧС.  Норматив-
    ная  база  по обращению с РАО отсутствует.  Имеются устаревшие
    санитарные нормы.

         33. Российский научный центр"Прикладная химия" С.-Петербург.
         Имеются данные по промотходам 8- химзаводов С.-Петербурга
    и области за 1994 г. на бумаге. Автоматизированный банк данных
    отсутствует. По данным максимальной производительности заводов
    за 1990 г.  спроектирован завод по переработке  промотходов  в
    пос.Красный Бор мощностью 100 тыс.тонн в год.  Данные собирали
    на основе  обследования  и  паспортизации  заводов  сотрудники
    Центра.  В  1994  г.  проведены  обследование  и паспортизация
    пром.предприятий г.Дзержинска.  Выпущен отчет  по  результатам
    обследования  с  данными о промотходах г.Дзержинска - наиболее
    нагруженного региона предприятиями химического  комплекса.  По
    разработкам  Центра  созданы  установки по переработке отходов
    промпредприятий гг. Дзержинска, Перми, Славгорода, Волгограда.

         34. Штаб по делам гражданской обороны и черезвычайным си-
    туациям г.Москвы
         Отходами не занимаются. Учет не ведется.
         Ведется учет природных,  техногенных,  криминальных  ава-
    рий,катастроф по г.Москве.

         35. НИИ"Волгопромэкология" , г.Тольятти, Самарской обл.
         Самарским обл.комитетом по охране природы перед  институ-
    том  поставлена  задача  сбора данных по промотходам Самарской
    области.Имеется  постоянно  пополняющийся   автоматизированный
    банк  данных по промотходам Самарской обл.  за 1994-95 гг.,  в
    который включены до 90% предприятий области (гг. Тольятти, Са-
    мара,Сызрань,  Чапаевск,Жигулевск,Октябрьск и др.). Информация
    собирается сотрудниками института совместно с технической инс-
    пекцией  облкомприроды.  Составляются акты проверки источников
    загрязнения (экспертная оценка).  Имеется перечень действующих
    нормативных документов Минприроды, рубрикатор документов.

         36. Институт экологии человека и гигиены окружающей среды
         им.А.Н.Сысина АМН РФ.
         Имеется банк данных по отходам.  Данные получены из ГИПЭ,
    а также из некоторых министерств с 1984 г. по настоящее время.
    В 1994 г.  разработан новый классификатор отходов и передан  в
    Минприроду.  Во П кв.  1995 г. классификатор разослан на отзыв
    территориальным комитетам по охране природы. В новом классифи-
    каторе расширено число опасных отходов, охвачено большее число
    отраслей - 10 отраслей.  Уточнены классы  опасности  отдельных
    видов отходов.  Введено 30 показателей опасности.  Сформирован
    перечень отходов с указанием класса опасности  -  450  отходов
    ведущих отраслей промышленности.

         37. Институт проблем комплексного освоения недр АН РФ
         Имеются разрозненные несистематизированные данные по 1985
    г.  по отходам горнометаллургических отраслей  промышленности,
    черной  и  цветной металлургии,  промышленности минудобрений и
    стройматериалов,  Данные собирались  по  личным  контактам  на
    предприятиях и в министерствах.  Данные - на бумаге, автомати-
    зированный банк данных отсутствует.

         38. Пермский Политехнический Университет, г.Пермь.
         Решением Администрации Пермской обл. утверждена разработ-
    ка "Областной программы по охране окр.среды", в которую входит
    раздел "Промотходы".Имеются данные на бумаге о промотходах об-
    ласти по форме 2-ТП за последние 5 лет до 1994 г.  включитель-
    но. Охвачено 25% пр5едприятий области. Сформирован автоматизи-
    рованный банк данных.  Разработан паспорт  на  опасный  отход.
    Разрабатывается  информационная  система управления отходами в
    Пермской области.  Работы проводятся по заданию Облкомприроды.
    Действуют нормативные акты Минприроды России.

         39. Московский Энергетический Институт.
         По договору с  Череповецким  металлургическим  комбинатом
    (ЧМК) - АО "Северсталь" Институтом проводится работа - "Разра-
    ботка  автоматизированной  программно-информационной   системы
    планирования,  развития и рационализации энерготехнологической
    системы АО "Северсталь".  Имеются данные по твердым отходам  и
    выбросам  в атмосферу ЧМК за 1990,92,94 гг.  Данные собирались
    на ЧМК,  а также получены расчетным путем по материальному ба-
    лансу. Это доменные,конверторные,мартеновские, сталеплавильные
    шлаки,  составляющие 80% твердых отходов. Анализ данных позво-
    ляет оптимизировать энерго-технологическую системы ЧМК по кри-
    териям - энергетика и экология. Разработана методика, позволя-
    ющая по объему производства и технологическим параметрам опре-
    делить выход шлаков.  Подготовлена диссертационная работа "Оп-
    тимизация энерго-технологической системы переработки и исполь-
    зования твердых отходов металлургического производства на  ос-
    нове  математического модулирования".  Разработанная математи-
    ческая модель энерго-технологической системы переработки и ис-
    пользованияя  твердых  отходов  реализована  в виде расчетного
    программного модуля,  который включен в состав  программно-ин-
    формационной системы "ENERMK".
         Разработанная методика позволяет рассчитать выходы шлаков
    на аналогичных металлургических производствах: Липецкий, Челя-
    бинский,  Тульский,  Западно-Сибирский  (г.Новокузнецк),  Ниж-
    не-Тагильский,  Магнитогорский,  Орско-Халиловский металлурги-
    ческие комбинаты .

         40. Инженерно-технический Центр "Компьютерный экологичес-
         кий сервис" ИТЦ "КЭС" г.Санкт-Петербург.
         Данных по отходам нет,  собрана нормативная  документация
    по охране окружающей среды.  Разработано программное обеспече-
    ние комплексной системы оценки нормирования и  управления  ка-
    чеством окружающей среды.  Подготовлена диссертация на эту те-
    му.

         41. Информационный центр ГП "Экотехпром" Департамент  ин-
         женерного обеспечения Правительства Москвы
         Сформирован автоматизированный банк данных по номенклату-
    ре  объемов  образования,  использования и размещения отходов,
    отдельных промышленных предприятий Москвы и Московской  облас-
    ти,  по личной инициативе. Охвачено 10% предприятий. Подготав-
    ливается и выпускается экспресс-информация по вопросам  управ-
    ления отходами.

         42. РАО "Норильский никель"
         На предприятиях РАО в г.г  Норильск,  Печенга,  Север-Ни-
    кель,  Красноярск,  Оленегорск  имеются разрозненные данные по
    отходам.  Обобщенных данных по РАО нет.  Единый банк данных по
    отходам отсутствует.

         44. Госкомпром России
         Перед комитетом стоит задача выработки промышленной поли-
    тики,  связанной со структурной перестройкой, поддержкой това-
    ропроизводителей на законодательном уровне.  Задача сбора дан-
    ных не стоит. Данные по отходам отсутствуют.

         44. Рослесхоз
         Стоят задачи:  сохранение лесного  фонда,  восстановление
    лесного  фонда,  контроль  за ведением и соблюдением законода-
    тельных актов по ведению лесного хозяйства,  учет лесного фон-
    да. Промышленных предприятий нет, отходов нет.

         45. АО "Лесмаш"
         Выпускают лесохозяйственную технику  на  14  предприятиях
    России. Учет отходов не ведется.

         46. АО-корпорация "Российские лесопромышленники"
         Заготовка леса, переработка древесины, целлюлозо-бумажные
    комбинаты в г.г.  Норильск, Братск, Кондопога, Усть-Илим, Бай-
    кал и др. Вопросами учета отходов не занимаются. Данных по от-
    ходам нет.

         47. Российское  Государственная лесопромышленная компания
         "Рослеспром"
         Заготовка леса,  ЦБП,  деревообработка, домостроение, фа-
    нерное,  лесохимическое производства. Порядка 2000 предприятий
    только по лесозаготовке. Сбор данных по отходам не осуществля-
    ется. Данные по отходам лесопромышленного комплекса отсутству-
    ют.

         48. ГНТЦ "Росстройинформ" Минстроя России
         Есть разрозненные данные по отходам стройиндустрии и дру-
    гих отраслей, которые могут быть использованы в создании стро-
    ительных конструкций и деталей.

         49. Научно-исследовательский центр по проблемам  управле-
         ния ресурсосбережением и отходами при Минэкономики России
         и Минприроды России (НИЦПУРО)
         Имеются разрозненные  данные  по  промышленным отходам по
    различным регионам и отраслям промышленности до 1987 г. В нас-
    тоящее  время Центр проводит работы по заказам Минприроды Рос-
    сии по разработке нормативно-правовой документации в сфере об-
    ращения с отходами.

         50. Академия коммунального хозяйства им.К.Д.Памфилова
         Имеются сведения  на бумажных носителях по накоплению ТБО
    по странам СНГ за последние 10 лет,  отрывочные несистематизи-
    рованные  данные по промышленным отходам 3-4 классов опасности
    за последние 5 лет,  полученные на основе обследований отдель-
    ных городов, регионов СНГ, а также данные по технологиям пере-
    работки и утилизации отходов.
         Автоматизированный банк  данных  по  промышленным отходам
    отсутствует.


                                                      Приложение 2

                      НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ,
               ДЕЙСТВУЮЩИЕ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

                     1.  Международные соглашения

         1.1. Базельская  конвенция  о  контроле за трансграничной
    перевозкой опасных отходов и их удалением.Базель  20-22  марта
    1989, пункт 3 повестки дня.

                    2. Законы Российской Федерации

         2.1. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе-
    ния" от 19.04.91.
         2.2. "О плате за землю" от 11.10.91.
         2.3. "Об охране окружающей природной среды"  от  19.12.91
    №2060-1.
         2.4. "О недрах" от 21.02.92  №2395-1.
         2.5. "О  ратификации  Базельской  конвенции о контроле за
    трансграничной перевозкой опасных отходов и их  удалением"  от
    25.11.94 №49-ФЗ.
         2.6.  "Об отходах производства и потребления", проект.

                        3. Указы Президента РФ

         3.1. "О государственной стратегии Российской Федерации по
    охране  окружающей  среды и обеспечению устойчивого развития",
    от 4.02.94 №236.

                  4. Постановления Правительства РФ

         4.1. "Об утилизации, обезвреживании и захоронении токсич-
    ных промышленных отходов", СМ РСФСР от 12.06.84 №250.
         4.2. "О серьезных недостатках в использовании ВМР  в  на-
    родном хозяйстве РСФСР", СМ РСФСР от 30.01.85 №46.
         4.3. "О  коренной  перестройке  дела  охраны  природы   в
    РСФСР", СМ РСФСР от 18.03.88 №93.
         4.4. "О неотложных мерах  по  оздоровлению  экологической
    обстановки в РСФСР в 1990-95 гг. и основных направлениях охра-
    ны природы в ХШ пятилетке и в период до 2005 г.",  СМ РСФСР от
    16.03.90 №93.
         4.5. "Об ответственности за нарушение порядка представле-
    ния  государственной  статистической  отчетности"  от 09.07.92
    №2761-1.
         4.6. "Положение о порядке лицензирования пользования нед-
    рами", ИС РФ от 15.07.92 №3314- 1.
         4.7. "Об  утверждении  порядка  разработки  и утверждения
    экологических нормативов выбросов и сбросов  загрязняющих  ве-
    ществ в окружающую среду,  лимитов использования природных ре-
    сурсов,  размещения отходов".  Правительство  РФ  от  03.08.92
    №545.
         4.8. "Об утверждении порядка определения платы и ее  пре-
    дельных  размеров за загрязнение окружающей среды,  размещение
    отходов,  другие  виды  воздействия".  Правительство   РФ   от
    28.08.92 №632.
         4.9. "О Государственной регистрации потенциально  опасных
    химических и биологических веществ" 12.11.1992 г.№869.
         4.10. "Об утверждении Положения о государственной  эколо-
    гической экспертизе". СМ РФ от 22.09.93 №942.
         4.11. "Положение о Минприроды России".  Правительство  РФ
    от 23.04.94 №375.
         4.12. "Во исполнение  Указа  Президента  РФ  от  04.02.94
    №236"О государственной стратегии Российской Федерации по охра-
    не окружающей среды и обеспечению устойчивого развития"". Рас-
    поряжение Правительства РФ от 24.02.94 №217-р.
         4.13. "О мерах по обеспечению безопасности при  перевозке
    опасных грузов автомобильным транспортом", Правительство РФ от
    23.04.94 №372.
         4.14. "О  плане действий Правительства РФ по охране окру-
    жающей среды на 1994-95 гг.".  Правительство  РФ  от  18.05.94
    №496.
         4.15. "О порядке экспорта,  импортаи транзита по террито-
    рии РФ взрывчатых веществ,  в том числе после утилизации боеп-
    рипасов,  а также отходов их производства,  средств взрывания,
    порохов  промышленного  применения  и пиротехнических изделий"
    Правительство РФ от 10.06.94 №732.
         4.16. "Об  утверждении  Федеральной  целевой программы по
    охране территории РФ от завоза и распространения особо опасных
    инфекционных заболеваний людей,  животных и растений,  а также
    токсичных  веществ  на  1994-97  гг.".  Правительство  РФ   от
    05.06.1994 №624.
         4.17. "О создании  государственного  учреждения  -  Науч-
    но-исследовательского центра по проблемам управления ресурсос-
    бережением и отходами (с опытным заводом) - НИЦПУРО при  Минэ-
    кономики России и Минприроды России".Распоряжение Правительст-
    ва РФ от 03.11.94 №1744-р.
         4.18. "О  первоочередных мерах по выполнению Федерального
    закона "О  ратификации  Базельской  конвенции  о  контроле  за
    трансграничной   перевозкой  опасных  отходов  и  их  удалени-
    ем"".Правительство РФ 1.07.95 №670.
         4.19. "О  мерах по выполнению Соглашения между Российской
    Федерацией и Международным банком реконструкции и  развития  о
    займе для финансирования Проекта по управлению окружающей сре-
    дой". Правительство РФ 11.08.95 №808.
         4.20. "Об утверждении Соглашения от 6.02.95 г. между РФ и
    Международным банком реконструкции и развития о займе для  фи-
    нансирования Проекта по управлению окружающей средой".  Прави-
    тельство РФ от11.08.95 №809.

                  5. Нормативные акты Минприроды РФ

         5.1. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязня-
    ющих  веществ  в окружающую природную среду и размещение отхо-
    дов.  Коэффициенты, учиывающие экологические факторы.Утв.Минп-
    рироды  РФ 27.08.92 по согласованию с Минэкономики РФ и Минфи-
    ном РФ.
         5.2. Инструкция  о порядке регистрации потенциально опас-
    ных химических и биологических веществ.  Рег.№279 от 18.06.93,
    утв.Минприроды  России  25.05.93 №237-2-7/435 и Госкомсанэпид-
    надзором России огт 25.05.93 №0119/22-22.
         5.3. Положение о порядке принятия решений о выдаче лицен-
    зий на экспорт и импорт промышленных отходов.  Минприроды Рос-
    сии, 1993 г.
         5.4.Об утверждении Инструкции по организации  и  осущест-
    влению  государственного  контроля за использованием и охраной
    земель органами Минприроды России.  Рег.№602 от 16.06.94.  Ут-
    верждено приказом Минприроды России от 25.05.94 №160.
         5.5. Временные правила охраны окружающей среды от отходов
    производства   и   потребления  в  РФ.  Утв.Минприроды  России
    15.07.94.
         5.6. Положение  об оценке воздействия на окружающую среду
    в РФ.Утв.Приказом Минприроды России от 18.06.94 г. №222, заре-
    гистрировано в Минюсте России 22.09.94 №695.
         5.7. Временные методические  рекомендации  по  проведению
    инвентаризации  мест  захоронения  и  хранения  отходов  в РФ.
    Утв.Минприроды России 6.07.95.
         5.8. О  первоочередных  мерах  по выполнению Федерального
    закона "О  ратификации  базельской  конвенции  о  контроле  за
    трансграничной  перевозкой  опасных  отходов и их удалениеми".
    Приказ Минприроды от 24.07.95 №300.
         5.9. О проведении регионального эксперимента по обращению
    с отходами производства и потребления на территории РФ. Приказ
    Минприроды от 19.09.95 №370.
         5.10. Федеральная целевая  программа  "Отходы".Минприроды
    России,Москва,1995., проект.

            6. Нормативные акты Министерств и Ведомств  РФ

         6.1. О  надлежащем  оформлении и направлении материалов в
    органы Прокуратуры  по  фактам  уголовно-наказуемых  нарушений
    природоохранительного законодательства. Письмо Ген.прокуратуры
    России от 23.07.92 №7/4-1-1135-92. Направлено Минэкологии Рос-
    сии,    территориальным    органам    письмом    от   31.08.92
    №06-22/65-5038.
         6.2. Об утверждении Программы развития санитарно-гигиени-
    ческого нормирования в  1992-95  гг.  Госкомсанэпиднадзор  РФ.
    Приказ от 02.09.92 г. №73.Приложение 2,п.6.
         6.3. О Программе  "Упрапвление,  организация  утилизации,
    обезвреживание  и захоронение отходов с промпредприятий и ана-
    логичных производственных отходов в  г.Москве".  Постановление
    Правительства Москвы от 15.12.92. №1071.
         6.4. Положение о взаимодействии и  разграничении  функций
    Госкомсанэпиднадзора России и Минприроды России,  их органов и
    учреждений на местах,  утв.16.02.93 Госкомсанэпиднадзором Рос-
    сии и 12.02.93 Минприроды России.
         6.5. Положение о технической инспекции по контролю за об-
    разованием,  размещением и обезвреживанием отходов предприятий
    г.Москвы.Утв.Правительством  Москвы  08.08.93  г.  Согласовано
    Москомприродой 9.03.93.
         6.6. О ходе выполнения программы удаления  и  переработки
    промышленных  отходов.  Постановление  Правительства Москвы от
    18.10.94 г. №938.
         6.7. Об  индексации  платы за загрязнение окружающей при-
    родной среды в 1995 г. Постановление Главы адм.Московской обл.
    от 23.01.95 г. №4.
         6.8. Сведения об образовании,поступлении,использовании  и
    размещеении   токсичных  отходов  производства  и  потребления
    за______ г. Форма №2-тп (токсичные отходы). Утв.постановлением
    Госкомстата России от 31.07.95 №163.
         6.9. Памятка по оформлению разрешения и расчета  экологи-
    ческих платежей. Правительство Москвы. Департамент инженерного
    обеспечения.  Государственное предприятие "Экотехпром".  Моск-
    ва,1995 г.

                     7. Государственные стандарты

         7.1. ГОСТ  12.1.007-76  "Вредные вещества.Классификация и
         общие требования безопасности".
         7.2. ГОСТ 2.2235-76 "Правила перевозок грузов"
         7.3. ГОСТ 17.4.1.02-83 "Охрана  природы.Почвы.Классифика-
    ция химических веществ для контроля загрязнения".
         7.4. ГОСТ  25-916-83  "Ресурсы  материальные,  вторичные.
    Термины и определения".
         7.5. ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка".
         7.6. ГОСТ 12.0.003 "Опасные и вредные факторы".
         7.7. ГОСТ 17.4.3.04.  "Почвы. Общие требования к контролю
    и охране от загрязнения".
         7.8. ГОСТ 17.0.0.04-90 "Экологический паспорт  промышлен-
    ного предприятия. Основные положения. Охрана природы".

             8. Санитарные, строительные нормы и правила

         8.1. Правила  перевозок  пассажиров,  багажа  и грузов по
    воздушным линиям СССР. Приказ Министерства гражданской авиации
    от 02.06.71 №401.
         8.2 Общие правила перевозки грузов  автомобильным  транс-
    портом РСФСР. Минавтотранс СССР от 30.07.71.
         8.3. Правила   перевозок   грузов.Минречфлот   РСФСР   от
    14.08.78 №114.
         8.4. Правила  безопасной  морской  перевозки  генеральных
    грузов. Минморфлот СССР от 02.04.81 № НТУ-3-48/586.
         8.5. Правила безопасности и порядок ликвидации  аварийных
    ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железной доро-
    ге. Утв. МПС СССР 10.12.83.
         8.6. Санитарные правила по сбору,  хранению,  транспорти-
    ровке и первичной обработке вторсырья. М.1982, МЗ СССР.
         8.7. Санитарные правила устройства и содержания полигонов
    для твердых бытовых отходов.М.,1983,МЗ СССР.
         8.8. Предельное содержание токсичных соединений в промыш-
    ленных отходах, обусловливающее отнесение этих отходов к кате-
    гории по токсичности.М,,1984,МЗ СССР, АН СССР.
         8.9. Порядок накопления,  транспортировки, обезвреживания
    и  захоронения токсичных промышленных отходов (Санитарные пра-
    вила).М.,1985,МЗ СССР.
         8.10. Предельное  количество накопления токсичных промыш-
    ленных  отходов  на  территории   предприятия   (организации).
    М.,1985,МЗ СССР, Минводхоз СССР, Мингео СССР.
         8.11. Предельное количество токсичных промышленных  отхо-
    дов,допускаемых для складирования в накопителях (на полигонах)
    твердых бытовых  отходов  (нормативный  документ).М.,1985,  МЗ
    СССР, Минжилкомхоз РСФСР,
         8.12. Предельное содержание токсичных соединений  в  про-
    мышленных отходах в накопителях,  расположенных вне территории
    предприятия (организации). М.,1985, МЗ СССР, Мингео СССР, Мин-
    сельхоз СССР, Госкомгидромет СССР.
         8.13. СНиП 2.01.28-85 "Полигоны по обезвреживанию и захо-
    ронению токсичных промышленных отходов.  Основные положения по
    проектированию.М.,1985, Госстрой СССР.
         8.14. Санитарные правила проектирования,  строительства и
    эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых  промышлен-
    ных отходов.М.,1986,МЗ ссср.
         8.15. Правила разработки схем санитарной очистки  городов
    РСФСР. М.1986, АКХ им.Панфилова. ЖКХ №6.
         8.16. Правила перевозки опасных  грузов.  Сборник  правил
    перевозки и тарифов ж/д транспорта. №392 МПС СССР, 1987.
         8.17. Санитарные нормы допустимых концентраций химических
    веществ в почве. М.1988.МЗ СССР,СанПиН 42-128-4433-87.
         8.18. Санитарные правила при работе с ртутью, ее соедине-
    ниями и приборами с ртутным заполнением.М.,1988. МЗ СССР.
         8.19. Санитарные правила содержания территорий населенных
    мест.М.,1989. МЗ СССР.(СанПиН 42-128-4490-88).
         8.20. Пособие по проектированию полигонов по обезврежива-
    нию  и  захоронению  токсичных  промышленных  отходов  (к СНиП
    2.01.28-85).М.1990, Госстрой СССР, Минхимпром СССР.
         8.21. СНиП   П-89-80.   "Генеральные  планы  промышленных
    предприятия (с изм. 1985-87, 1990).
         8.22. Перечень  предельно  допустимых концентраций(ПДК) и
    ориентировочно допустимых количеств (ОДК) химических веществ в
    почве.СанПиН 6229-91, МЗ СССР, 1991.
         8.23. Правила по  охране  труда  при  работе  со  ртутью.
    ПОД-РМ-001-93, Минтруд РФ, 1993.

                      9.  Методические указания

         9.1. Методические указания по осуществлению государствен-
    ного санитарного надзора за проектированием,  строительством и
    эксплуатацией заводов биотермической обработки ТБО.М,1979,  МЗ
    СССР.
         9.2. Методические указания для органов и учреждений сани-
    тарно-эпидемиологической службы по контролю за реализацией ме-
    роприятий,  направленных на санитарную охрану окружающей среды
    от загрязнения твердыми и жидкими токсичными отходами  промыш-
    ленных предприятий.М.,1985, МЗ СССР.
         9.3. Методические указания по контролю за реализацией ме-
    роприятий,  направленных на санитарную охрану окружающей среды
    от загрязнения отходами промышленных предприятий.  М.,1985, МЗ
    СССР.
         9.4. Методические указания по определению низких концент-
    раций токсичных и особо токсичных веществ в различных средах и
    степени миграции (в различных формах) этих веществ в  окружаю-
    щей среде. М.,1985, (Утв. МЗ СССР от 6.06.85 №3901-85).
         9.5. Методика по оценке экономической  эффективности  ис-
    пользования твердых отходов производства и потребления.М.1986.
         9.6. Методические указания по  оценке  степени  опасности
    загрязнения   почвы   химическими  веществами.М.,1987,МЗ  СССР
    №4266-87.
         9.7. Временный классификатор токсичных промышленных отхо-
    дов и методические рекомендации по определению класса  токсич-
    ности промышленных отходов.М.,1987, МЗ СССР, ГКНТ СССР.
         9.8. Методика прогнозирования масштабов заражения сильно-
    действующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на
    химически опасных объектах и транспорте.  Ленинград,1990.  ГГО
    им.А.И.Воейкова Госкомгидромета СССР.
         9.9. Инструктивно-методические указанияя по взиманию пла-
    ты  за  загрязнение окружающей природной среды.  Минприроды РФ
    26.01.93.
         9.10. Классификатор  промышленных  предприятий железнодо-
    рожного транспорта. Москва, 1994г. МПС РФ, Минприроды России.
         9.11. Проект временного классификатора промышленных отхо-
    дов и методических рекомендаций по определению класса опаснос-
    ти отходов.М.,1995. Минприроды РФ, Госкомсанэпиднадзор РФ.

                            10. Инструкции

         10.1. Инструкция о порядке перевозки грузов автомобильным
    транспортом.Утв.МВД СССР 20.11.80 №371.
         10.2. Инструкция по проектированию и эксплуатации полиго-
    нов для ТБО. М.,1983, Минжилкомхоз РСФСР, АКЧ им.Памфилова.
         10.3. Инструкция  о порядке инвентаризации тооксичных от-
    ходов, подлежащих использованию, обезщвреживанию и захоронению
    по  состоянию  на  30.04.1985  по  форме  №1  "Токсичные отхо-
    ды".Утв.ЦСУ СССР 07.01.85.
         10.4. Инструкция  по  обеспечению  безопасности перевозки
    опасных  грузов  автомобильным   транспортом.   Утв.МВД   СССР
    23.09.85.
         10.5. Инструкция по методике и планированию использования
    отходов жилищнокоммунального хозяйства. М.,1986, АКХ им.Памфи-
    лова.
         10.6. Временная  инструкция  по  подготовке и захоронению
    запрещенных и непригодных к применению  в  сельском  хозяйстве
    пестицидов и тары из-под них. Рязань,1989, ВНИПИАгрохим.
         10.7. Инструкция о составлении статистической  отчетности
    об  образовании  удалении  отходов  производства и потребления
    (форма № 2-тп "токсичные отходы"). Утв.Постановлением Госкомс-
    тата России от 31.07.95. №163.

                          11.  Рекомендации

         11.1. Рекомендации по условиям приема слаботоксичных про-
    мышленных отходов  на  полигоны  (усовершенствованные  свалки)
    ТБО,1977, АКХ, ЖКХ.
         11.2 Рекомендации по определению норм накопления  твердых
    бытовых отходов для городов РСФСР.М.,1982,  АКХ. 11.3. Методи-
    ческие рекомендации по контролю за использованием отходов кок-
    сохимических производств  в строительстве и эксплуатации авто-
    мобильных дорог, МЗ СССР,1984.
         11.4. Рекомендации по выбору методов и организации удале-
    ния бытовых отходов.М.,1985, АКХ.
         11.5. Рекомендации по безотходному производству:  исполь-
    зование шлака и золяы котельной.ГПИ Сантехпроект,1985.
         11.6. Методические  рекомендации  об усилении контроля за
    соблюдением правил обезвреживания и захоронения токсичных  от-
    ходов.М.,1986.МЗ СССР.
         11.7. Рекомендации по проектированию и эксплуатации заво-
    дов по переработке ТБО в компост.М.,1986,АКХ.
         11.8. Рекомендации по проектированию и эксплуатации заво-
    дов по сжиганию ТБО,М.,1987, МЖКХ, АКХ.
         11.9. Рекомендации по организации сбора  и  планово-регу-
    лярного удаления бытовых отходов с городских территорий, КЖКХ.
         11.10. Методические  рекомендации  по  охране  окружающей
    среды при применении,  хранении и транспортировке пестицидов и
    минеральных удобрений.М.,1990, Госкомприрода СССР.
         11.11. Методические рекомендации по изготовлению стройма-
    териалов из промотходов.М.,1994, ГП "Промотходы". .
         11.12. Методические  рекомендации.  Гигиеническая  оценка
    утилизации твердых и концентрированных жидких отходов химичес-
    ких  производств на предприятиях других отраслей промышленнос-
    ти. Кемерово,1989.МЗ РСФСР.

           12. Справочно-информационные и другие материалы

         12.1. Классификация промышленных  отходов.  И.П.Наркевич.
    Хим.пром.№4,  1988 г.,с.51-54.
         12.2. Сборник технологий и оборудования по  утилизации  и
    рекуперации  отходов производства.Вып.1."Переработка и исполь-
    зование отходов металлургической  промышленности  и  литейного
    производства.М.,Информэлектро.Научно-информационный      центр
    "Глобус",1993.
         12.3. Сборник нормативно-методических документов по обра-
    щению с отходами производства и потребления.М.,1995,  НПП "Ло-
    гус", Минприроды России.
         12.4. Сборник нормативных актов,  Правовое  регулирование
    природопользования и охраны окружающей среды. РЭФИА, Минприро-
    ды России. М.1995.
         12.5. Методические  рекомендации  по  изготовлению строи-
    тельных материалов из промотходов. Часть 1.ГП"Промышленные от-
    ходы".М.1994..
         12.6. Государственный доклад "О состоянии окружающей при-
    родной среды РФ в 1993 г.". Минприроды России.М.,1994.
         12.7. Окружающая природная среда России.  Краткий  обзор.
    Центр международных проектов Минприроды России.М.,1995.
         12.8. Научный отчет  по  контракту  №ЭБР-102-93  на  тему
    8.5.1.5  "Разработать классификатор опасных промышленных отхо-
    дов с учетом экологических требований"  (заключительный).  НИИ
    экологии  человека  и  гигиены  окружающей среды им.А.Н.Сысина
    РАМН Минприроды России.М.1994.
         12.9. Встреча на высшем уровне "Планета Земля". Программа
    действий. Повестка дня на ХХI век и другие документы конферен-
    ции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Публикация Центра
    "За наше  общее  будущее".  Составитель  Майкл  Китинг.  Жене-
    ва,Швейцария,1993 г.
         12.10. Резолюции и предложения тематических  секций  Все-
    российского съезда по охране природы 3-5 июня 1995 г.,Москва.
         12.11. Тезисы пленарных докладов Всероссийского съезда по
    охране природы 3-5 июня 1995 г.,Москва.
         12.12. Концепция перехода РФ на модель устойчивого разви-
    тия. Проект. Зеленый мир №4,1995, Приложение 5, стр.22-24.
         12.13. Международный регистр потенциально токсичных хими-
    ческих веществ. Юнеп. Программа ООН по окружающей среде, 1992.
         12.14. Управление отходами. Информационные материалы. Вы-
    пуски 1-4. Правительство Москвы. Департамент инженерного обес-
    печения. ГП "Экотехпром".М.,1994 г.
         12.15. Управление отходами. Информационные материалы. Вы-
    пуски 1-3. Правительство Москвы. Департамент инженерного обес-
    печения. ГП "Экотехпром" М.,1995.
         12.16. Состояние окружающей среды и природоохранная  дея-
    тельность на территории бывшего СССР.  - от Стокгольма к Рио-.
    Справочное пособие.  Т.т.1-2.  Минприроды России,  ВНИИ охраны
    природы.М.,1994.
         12.17. Государственная система контроля и учета токсичных
    химических отходов.  Е.Л.Адасова,  А.С.Беляновский.  Хим.пром.
    №3-4, 1993, с.8-9.
         12.18. Разработка  единой  системы  статистического учета
    загрязнения окружающей среды токсичными химическими  отходами.
    Е.Л.Адасова, А.С.Беляновский. Хим.пром. №3-4, 1993, с.48-49.
         12.19. Радиационные аномалии Московской  области.  МосНПО
    "Радон". Соболев И.А. и др.М.,1994.
         12.20. Что нужно знать о твердых бытовых отходах? Библио-
    течка для населения.  Серия: "Экологическая безопасность в бы-
    ту".  Н.И.Игнатович, Н.Г.Рыбальский. РЭФИА, Федеральный эколо-
    гический фонд РФ. Информационно-справочный бюллетень "Экологи-
    ческий вестник России",1995.
         12.21. Положение  о  государственной регистрации потенци-
    ально опасных химических и биологических веществ. Токсикологи-
    ческий вестник №1, июль 1993 г.Москва.
         12.22.Отчет об образовании и удалении  токсичных  отходов
    за 1994г.Госкомстат России. Москва,1995г.


                                                      Приложение 3

                  РАБОТЫ, ПРОВОДИМЫЕ ГП "ПРОМОТХОДЫ"
                     В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ


         Государственное предприятие ГП "Промотходы" (ГП) является
    головной организацией по вопросам сбора,  обезвреживания и пе-
    реработки промышленных отходов в г.Москве.
         Постановлением Правительства   г.Москвы  от  15.12.92  г.
    №1071 в рамках утвержденной программы "Управление, организация
    утилизации, обезвреживания и захоронения промышленных отходов"
    ГП поручены организация систематического контроля за образова-
    нием  и размещением отходов,  анализ информации и формирование
    на этой основе автоматизированного общегородского банка данных
    по отходам. В настоящее время в ГП сформирован и действует ав-
    томатизированный банк данных по промышленным отходам, структу-
    ра  которого показана на рис.1.  Сбор данных проводится по ре-
    зультатам проверок предприятий технической инспекцией ГП, осу-
    ществляющей  учет  номенклатуры и объемов образующихся отходов
    на предприятиях г.Москвы, контроль за их размещением, расчета-
    ми и сбором экологических платежей за размещение отходов, фор-
    мирование городского автоматизированного банка данных.
         В ГП разработаны справочник-классификатор и система коди-
    рования промышленных отходов, созданы и действуют:
         - аварийная службы ликвидации химических загрязнений;
         - опытное производство переработки токсичных отходов;
         - участок переработки промышленных отходов в стройматериалы;
         - полигоны захоронения нетоксичных промышленных отходов;
         - групповые очистные сооружения промливневой канализации.
         Проводятся работы по  созданию  системы  централизованной
    переработки промышленных отходов в г.Москве.



        Рис.1

                      г========================¬
                      ¦                        ¦
                      ¦ СТРУКТУРА БАНКА ДАННЫХ ¦
                      ¦ "ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОТХОДЫ"  ¦
                      ¦                        ¦
                      L============T===========-
                                   ¦
          ---------------T---------+--T-----------T-----------¬
          ¦              ¦            ¦           ¦           ¦
          ^              ^            ^           ^           ^
    -------------¬------------¬------------¬-----------¬------------¬
    ¦Справочник  ¦¦Справочник ¦¦Справочник ¦¦СправочниꦦСправочник ¦
    ¦номенклатуры¦¦администра-¦¦муниципаль-¦¦инспекторদтехнологий ¦
    ¦промотходов ¦¦тивных     ¦¦ных        ¦¦          ¦¦переработки¦
    ¦            ¦¦округов    ¦¦округов    ¦¦          ¦¦отходов    ¦
    L-------------L------------L------------L-----------L------------




                                                   г=====================¬
                                                   ¦  проектируемые БД   ¦
    ------------¬-----------¬ ---------¬---------¬ ¦---------¬----------¬¦
    ¦Справочник ¦¦Справочник¦ ¦БД      ¦¦БД      ¦ ¦¦БД      ¦¦БД       ¦¦
    ¦предприяти馦мест раз- ¦ ¦предпри-¦¦по пром-¦ ¦¦норма-  ¦¦предприя-¦¦
    ¦переработ- ¦¦мещения   ¦ ¦ятий    ¦¦отходам ¦ ¦¦тивных  ¦¦тий-нару-¦¦
    ¦чиков      ¦¦отходов   ¦ ¦        ¦¦        ¦ ¦¦докумен-¦¦шителей  ¦¦
    ¦           ¦¦          ¦ ¦        ¦¦        ¦ ¦¦тов     ¦¦         ¦¦
    L------------L----------- L---------L--------- ¦L---------L----------¦
                                                   L=====================-




                                                      Приложение 4

                                СПИСОК
    организаций, специалистов,  которых целесообразно использовать
       в работах,  проводимых в рамках компонента по управлению
      опасными отходами Проекта по управлению окружающей средой
                        Российской Федерации.

    1. Институт экономических проблем  природопользования  (ИЭПП),
       г. Москва
       дир. Игнатьев Алексей Евгеньевич
    Шахкаламян Григорий Степанович
    Оськина Маргарита Яковлевна

    2. Государственный  институт   прикладной   экологии   (ГИПЭ),
       г.Москва дир. Дмитриев Евгений Сергеевич
    Адасова Екатерина Леонидовна
    Васильченко Зоя Александровна
    Беляновский Александр Семенович

    3. Научно-исследовательский  центр по проблемам управления ре-
    сурсосбережением и отходами при Минэкономики России и  Минпри-
    роды России (НИЦПУРО), г. Москва
       дир. Голубин Александр Константинович
    Девяткин Вячеслав Васильевич

    4.Институт экологии человека и гигиены  окружающей  среды  им.
    А.Н.Сысина РАМН, г. Москва
       дир. Сидоренко Геннадий Иванович
    Русаков Николай Васильевич
    Павлов Владимир Никитович
    Крятов Игорь Александрович

    5.Российское экологическое  федеральное  информационное агент-
       ство (РЭФИА),
       дир. Рыбальский Николай Григорьевич
    Галкин Юрий Юрьевич
    Снакин Валерий Викторович
    Тунцева Римма Ивановна

    6.НПК _Клевер_ Информационный сервис, г. Москва
    Солдатов Алексей Леонидович

    7.РНЦ _Прикладная химия_, г.С.-Петербург
      дир. Терещенко Генадий Федорович
    Шариков Юрий Васильевич

    8.НИИ _Волгопромэкология_, г. Тольятти
      дир. Ковалев Олег Сергеевич
    Курносов Владимир Николаевич

    9.Инженерно-технический центр _Компьютерный экологический сер-
    вис_ ИТЦ _КЭС _,  г.С.- Петербург
      Рейнгольдт Анатолий  Юрьевич
    Соснин Сергей Александрович

    10.Государственное предприятие _Промотходы_, г. Москва
    Департамент инженерного обеспечения Правительства Москвы
    Ген.дир. Иванов Василий Васильевич
    Альтовский Герман Сергеевич
    Зрянин Алексей Алексеевич
    Бурцева Наталья Николаевна

    11.ЦНИИТЭнефтехим Роскомхимнефтепрома, г. Москва
    Михайловер Марк Владимирович
    Ванникова Елизавета Львовна

    12.СП "Прима_, г. Москва
    Ген.дир. Пупырев Евгений Иванович
    Елизарова Наталья Николаевна

    13.Пермский политехнический университет, г. Пермь
    Зав. кафедрой _Охрана окружающей среды_
    Вайсман Яков Иосифович

     14.Институт проблем комплексного освоения недр (ИПКОН) АН РФ
      Барский Лев Абрамович

     15.Минприроды России

     16.Национальный Центр автоматизированного обмена информацией,
      АО_ОЛВИТ_
      Свирида Сергей Викторович

     17.Российская компания "Инфоссистемы Джет"
      Черняк Леонид
      Овсянников Вадим


Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
Разное