Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
10.09.2016
USD
64.16
EUR
72.34
CNY
9.61
JPY
0.63
GBP
85.26
TRY
21.66
PLN
16.71
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 20.04.2004 N 245-ПП О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004-2006 ГОДЫ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

УТРАТИЛО СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ 
ОТ 29.08.2006 N 647-ПП                                  

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 20 апреля 2004 г. N 245-ПП
                                   
        О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
             РЫНКА И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2004-2006 ГОДЫ
                                   
          (с изм. и доп., согл. постановлений Правительства Москвы
            от 30.11.2004 N 828-ПП, от 12.04.2005 N 200-ПП,
            от 13.09.2005 N 705-ПП, от 06.06.2006 N 361-ПП)
                                   
       В  соответствии с постановлениями Правительства  Москвы  от  29
   июля  2003  года  N  632-ПП  "Об основных  направлениях  реализации
   социальной  политики в сфере потребительского рынка и услуг  города
   Москвы  до  2006  года"  и от 30 декабря 2003  года  N  1109-ПП  "О
   предварительных  итогах выполнения Программы  Правительства  Москвы
   за  2003 год и Программе Правительства Москвы на 2004 год", в целях
   дальнейшего  развития потребительского рынка и услуг города  Москвы
   Правительство Москвы постановляет:
       1.    Утвердить    Городскую   целевую    программу    развития
   потребительского  рынка  и услуг города Москвы  на  2004-2006  годы
   (далее    -    Программа)   согласно   приложению   к    настоящему
   постановлению.
       2.  Департаменту потребительского рынка и услуг  города  Москвы
   совместно    с    департаментами,   комитетами,   управлениями    и
   префектурами     административных    округов     города     Москвы,
   задействованными  в  реализации  Программы,  в  двухмесячный   срок
   разработать   план   организационных  мероприятий   по   реализации
   Программы.
       Установить,  что  участники  реализации  мероприятий  Программы
   представляют  в Департамент потребительского рынка и  услуг  города
   Москвы ежегодно до 10 июля и до 10 января полугодовую информацию  о
   ходе ее выполнения в установленном порядке.
       Координацию работы по организации выполнения заданий  Программы
   и  представление  в  Правительство Москвы обобщенной  информации  о
   ходе     выполнения    Программы    возложить    на     Департамент
   потребительского рынка и услуг города Москвы.
       3.   Префектурам   административных  округов   города   Москвы,
   Москомархитектуре совместно с Департаментом потребительского  рынка
   и  услуг города Москвы и Департаментом поддержки и развития  малого
   предпринимательства города Москвы завершить в срок до 1  июля  2004
   года  определение  функционального  назначения  нежилых  помещений,
   расположенных на первых этажах строящихся жилых домов,  планируемых
   к сдаче в эксплуатацию в 2004-2006 годах.
       4. Департаменту имущества города Москвы:
       4.1.  Совместно с Департаментом потребительского рынка и  услуг
   города   Москвы   и  Департаментом  поддержки  и  развития   малого
   предпринимательства города Москвы до 1 июля 2004  года  разработать
   и  в  установленном  порядке  утвердить  Порядок  предоставления  в
   аренду  нежилых  помещений, расположенных на  первых  этажах  жилых
   домов, для открытия предприятий потребительского рынка и услуг.
       4.2.  Обеспечить  сдачу  в аренду без права  перепрофилирования
   нежилых   помещений   в   строгом  соответствии   с   установленным
   функциональным  назначением, предусмотрев предоставление  не  менее
   50%   площадей  указанных  помещений  в  аренду  субъектам   малого
   предпринимательства города Москвы.
       5.  Москомархитектуре, Департаменту градостроительной политики,
   развития  и  реконструкции города Москвы  с  участием  Департамента
   потребительского   рынка   и   услуг   города   Москвы,   префектур
   административных   округов   города  Москвы   ежегодно   составлять
   адресные  перечни  объектов нового строительства  для  формирования
   инвестиционных  программ развития отрасли  с  целью  разработки  за
   счет   бюджетных  средств  предпроектной  и  исходно-разрешительной
   документации  обеспечения на системной основе  конкурсного  подбора
   инвесторов для строительства этих объектов.
       6.   Государственной  городской  инспекции   по   контролю   за
   использованием  объектов нежилого фонда города  Москвы  с  участием
   Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы и  других
   заинтересованных  организаций  в  течение  2004  года  организовать
   проведение  проверок  использования нежилых  помещений,  сданных  в
   аренду   для  размещения  продовольственных  магазинов   и   других
   социально значимых предприятий потребительского рынка и услуг.
       7. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы:
       7.1. При участии Департамента экономической политики и развития
       7.1. При участии Департамента экономической политики и развития
   города  Москвы  и ГУП "Московский социальный регистр"  организовать
   строгий  учет  льгот,  предоставляемых  населению  аккредитованными
   магазинами  в  соответствии с п. 21.2 настоящего  постановления,  а
   также  определить  количество граждан, реально пользующихся  правом
   приобретения товаров по сниженным ценам.
       7.2.   До   1  октября  2004  года  представить  в  Департамент
   экономической  политики и развития города Москвы  итоги  исполнения
   поручения  по  п.  7.1 настоящего постановления  и  предложения  по
   совершенствованию   льготного  обслуживания   населения   в   сфере
   торговли.
       8.  Департаменту потребительского рынка и услуг  города  Москвы
   совместно с префектурами административных округов города  Москвы  в
   течение  2004 года внести на рассмотрение Межведомственной комиссии
   по   вопросам  потребительского  рынка  при  Правительстве   Москвы
   предложения  о  перспективе  дальнейшего  функционирования   рынков
   (приложение  4  к  Программе)  с  учетом  завершения  к  2006  году
   мероприятий   по   преобразованию   их   в   современные   торговые
   предприятия.
       9.  Москомархитектуре при разработке проектной документации  на
   строительство  и  реконструкцию  торговых  комплексов,   строящихся
   взамен  рынков,  согласовывать технологическую  часть  технического
   задания на проектирование с Департаментом потребительского рынка  и
   услуг города Москвы.
       10.  Департаменту потребительского рынка и услуг города  Москвы
   совместно  с  префектурами административных округов города  Москвы,
   Департаментом  земельных ресурсов города Москвы, Москомархитектурой
   и  другими заинтересованными организациями в первом полугодии  2004
   года  провести  обследование торговых объектов  (торговых  центров,
   ярмарочных  комплексов  и  др.) с целью выявления  предприятий,  не
   отвечающих  архитектурно-эстетическим нормам, а  также  требованиям
   по  организации торгового процесса, применению современных  форм  и
   методов обслуживания, прогрессивных технологий и т.д.
       Результаты     обследования    направить    на     рассмотрение
   Межведомственной  комиссии по вопросам потребительского  рынка  при
   Правительстве Москвы.
       11.    Одобрить    инициативу   префектуры    Северо-Восточного
   административного    округа   города    Москвы    по    организации
   специализированного  рынка  по  реализации  гражданами   бывших   в
   употреблении товаров около платформы Марк.
       12. Префектурам административных округов города Москвы:
       12.1. Проработать вопросы создания специализированных рынков по
   реализации  гражданами  бывших  в  употреблении  товаров   ("сэконд
   хэнд")  и  до 1 июля 2004 года внести предложения по их  размещению
   на    рассмотрение    Межведомственной   комиссии    по    вопросам
   потребительского рынка при Правительстве Москвы.
       12.2.  В  целях расширения межрегиональных связей принять  меры
   для  развития "ярмарок выходного дня" по продаже москвичам  товаров
   в  широким  ассортименте непосредственно производителями  продукции
   из регионов России.
       13.  Департаменту потребительского рынка и услуг города  Москвы
   совместно  с  префектурами административных округов  города  Москвы
   рассмотреть вопрос о привлечении средств инвесторов для  реализации
   постановления Правительства Москвы от 11 июня 1996 года  N  493  "О
   стабилизации работы бань и банно-прачечных комбинатов в г.  Москве"
   в  части строительства и реконструкции муниципальных бань и  внести
   предложения в Правительство Москвы.
       14.  Москомархитектуре при участии ГУП "НИиПИ Генплана  Москвы"
   по  заказу  Департамента  потребительского  рынка  и  услуг  города
   Москвы:
       14.1.  В  2005  году  провести актуализацию  Генеральной  схемы
   размещения  крупных  торговых  объектов  городского  назначения   в
   соответствии  с п. 4.1.3 постановления Правительства  Москвы  от  8
   мая   2001   года  N  436-ПП  "Об  утверждении  Генеральной   схемы
   размещения крупных торговых объектов городского значения  в  Москве
   до 2020 года и механизме ее реализации".
       14.2.  До  1  апреля  2005  года  разработать  и  утвердить   в
   установленном  порядке  дифференцированные  нормативы  развития   и
   размещения сети предприятий питания по районам Москвы, в том  числе
   предприятий быстрого питания.
       14.3.  До  1  апреля  2005  года  разработать  и  утвердить   в
   установленном  порядке  дифференцированные  нормативы  развития   и
   размещения  сети  предприятий  бытового  обслуживания  по   районам
   Москвы,    в   том   числе   социально   гарантированного    уровня
   обслуживания.
       15. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы в
   развитие  Программы  внести  на рассмотрение  Правительства  Москвы
   вопросы:
       15.1.   О   совершенствовании  организации   питания   учащихся
   общеобразовательных учреждений города Москвы на 2004-2006 годы  (II
   квартал 2004 года).
       15.2.   О   мерах   по  развитию  в  Москве  сети   предприятий
   потребительского рынка и услуг "шаговой доступности"  на  2004-2006
   годы   (III   квартал   2004   года)   совместно   с   префектурами
   административных округов города Москвы.
       15.3.     О     Концепции     развития     оптовой     торговли
   непродовольственными  товарами в городе Москве  на  2005-2007  годы
   (III квартал 2004 года).
       15.4.  О  совершенствовании и развитии бытового обслуживания  в
   городе Москве (IV квартал 2004 года).
       16.  Департаменту потребительского рынка и услуг города  Москвы
   совместно    с    заинтересованными    организациями    разработать
   предложения  по  формированию  системы  контроля  качества  товаров
   потребительского назначения и защиты прав потребителей  в  условиях
   реализации  Федерального  закона "О  техническом  регулировании"  и
   внести  их  на рассмотрение Межведомственной комиссии  по  вопросам
   потребительского  рынка при Правительстве  Москвы  в  III  квартале
   2004 года.
       17.  Департаменту потребительского рынка и услуг города  Москвы
   выступить   в   качестве  заказчика  при  разработке  среднесрочной
   Программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы  на
   2007-2009  годы  и  представить  ее  на  утверждение  Правительства
   Москвы в первом полугодии 2006 года.
       18.  Департаменту  экономической  политики  и  развития  города
   Москвы по предложениям Департамента потребительского рынка и  услуг
   города   Москвы,   согласованным   с   городскими   инвесторами   и
   заказчиками,  предусматривать в адресных инвестиционных  программах
   города  Москвы на 2005-2006 годы средства на реализацию мероприятий
   Программы  в  пределах лимитов капитальных вложений, выделяемых  из
   городских  источников  по отраслям "Прочие  расходы  -  Торговля  и
   общественное  питание"  и "Прочие расходы  -  Бытовое  обслуживание
   населения".
       19.   Установить,   что   показатели  финансового   обеспечения
   Программы  уточняются  ежегодно  при  формировании  бюджета  города
   Москвы и адресной инвестиционной программы города Москвы.
       20.  Департаменту науки и промышленной политики  города  Москвы
   совместно  с  ОАО  "Московский комитет по науке и  технологиям"  по
   заявке  Департамента потребительского рынка и услуг  города  Москвы
   рассмотреть вопрос о включении в планы НИОКР:
       20.1.  Утратил  силу. - Постановление Правительства  Москвы  от
   12.04.2005 N 200-ПП.
       20.2.  На  2005-2006  годы финансирования разработки  Программы
   развития потребительского рынка и услуг на 2007-2009 годы.
       21.  Управлению информатизации города Москвы включить  на  2005
   год  финансирование  разработки информационной системы  "Выполнение
   мероприятий  Программы  развития  потребительского  рынка  и  услуг
   города Москвы на 2004-2006 годы".
   (п.  21 введен постановлением Правительства Москвы от 12.04.2005  N
   200-ПП)
       22.  Департаменту потребительского рынка и услуг города  Москвы
   предусмотреть:
       22.1.  Совместно с Управлением информатизации города Москвы  на
   2004-2006  годы  выполнение работ согласно ежегодно направляемым  в
   установленном  порядке заявкам Департамента потребительского  рынка
   и   услуг  города  Москвы  по  обеспечению  выполнения  программных
   мероприятий,   определенных   разделом   2.2.6   "ИКТ    в    сфере
   потребительского   рынка  и  услуг"  городской  целевой   программы
   "Электронная Москва".
       22.2.  Совместно с Управлением информатизации города  Москвы  и
   Департаментом  экономической политики и развития города  Москвы  за
   счет  средств,  выделенных на реализацию проекта "Социальная  карта
   москвича"  (раздел 1.3.2.2 городской целевой программы "Электронная
   Москва"),  выполнение работ в 2004 году в объеме 1500000 рублей  по
   созданию на базовых объектах Департамента потребительского рынка  и
   услуг  города  Москвы  "пилотного" проекта  "Система  персонального
   учета  льгот, предоставляемых предприятиями потребительского  рынка
   и услуг, с использованием социальных карт".
       23. Признать утратившим силу постановление Правительства Москвы
   от  14  мая 2002 года N 359-ПП "Об итогах развития потребительского
   рынка  и  услуг  г. Москвы в 2001 году и основных  направлениях  на
   2002-2003 годы".
       24.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
   на   министра   Правительства  Москвы,  руководителя   Департамента
   потребительского  рынка  и услуг города  Москвы  Малышкова  В.И.  и
   префектов административных округов города Москвы.
       О  ходе  выполнения  постановления доложить  Мэру  Москвы  в  I
   квартале 2005 года.
   
                                                      И.о. Мэра Москвы
                                                           В.П. Шанцев
   
   
   
   
   
                                                            Приложение
                                         к постановлению Правительства
                                                                Москвы
                                         от 20 апреля 2004 г. N 245-ПП
   
                      ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
         РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ
                           НА 2004-2006 ГОДЫ
                                   
              (в ред. постановлений Правительства Москвы
            от 30.11.2004 N 828-ПП, от 13.09.2005 N 705-ПП,
                        от 06.06.2006 N 361-ПП)
   
                         1. Паспорт Программы
   
      Наименование    Городская целевая программа развития
      Программы       потребительского рынка и услуг города Москвы
                      на 2004-2006 годы (далее - Программа)
   
      Основание       Закон города Москвы от 09.12.98 N 29
      для разработки  "О торговой деятельности в городе Москве",
      Программы       постановление Правительства Москвы
                      от 29.07.2003 N 632-ПП "Об основных
                      направлениях реализации социальной политики
                      в сфере потребительского рынка и услуг города
                      Москвы до 2006 года"
   
      Государственный Департамент потребительского рынка и услуг
      заказчик -      города Москвы
      координатор
      Программы
   
      Разработчики    Департамент потребительского рынка и услуг
      Программы       города Москвы,
                      отраслевые и функциональные департаменты,
                      комитеты и управления города Москвы,
                      префектуры административных округов города
                      Москвы,
                      Институт народно-хозяйственного прогнозирования
                      РАН,
                      Научно-исследовательский и маркетинговый центр
                      Министерства экономического развития и торговли
                      РФ,
                      ЗАО "Оптконсалт"
   
      Сроки           2004-2006 гг.
      реализации
      Программы
   
      Цель Программы  Создание условий для наиболее полного
                      удовлетворения спроса жителей города Москвы
                      на потребительские товары, торговые и бытовые
                      услуги и услуги общественного питания в широком
                      ассортименте, по доступным ценам и в пределах
                      территориальной доступности при установленных
                      государством гарантиях качества и безопасности
   
      Основные задачи Реализация Концепции социальной политики
      Программы       в сфере потребительского рынка и услуг
                      города Москвы до 2006 года, создание системы
                      социального мониторинга и механизмов его
                      реализации.
                      Обеспечение прогрессивных структурных сдвигов
                      и изменений на потребительском рынке (сетевая
                      торговля, крупные объекты, малые предприятия
                      торговли и бытового обслуживания населения
                      в шаговой доступности и т.д.).
                      Повышение технического уровня предприятий
                      потребительского рынка и услуг, новое
                      строительство, реконструкция и модернизация
                      объектов отрасли в соответствии
                      с градостроительными концепциями и новейшими
                      научно-техническими достижениями, развитие
                      механизмов и инструментов инвестиционной
                      и инновационной деятельности.
                      Совершенствование системы товародвижения,
                      развитие интеграции оптовой и розничной
                      торговли, совершенствование системы снабжения
                      предприятий общественного питания и бытового
                      обслуживания населения, развитие и укрепление
                      региональных, межрегиональных
                      и межгосударственных связей потребительского
                      рынка и услуг.
                      Повышение культуры торгового и бытового
                      обслуживания и ведения предпринимательской
                      деятельности, совершенствование механизмов
                      защиты прав потребителей и предпринимателей.
                      Совершенствование форм и методов
                      государственной координации, правового
                      регулирования и саморегулирования
                      потребительского рынка и услуг, устранение
                      административных барьеров, препятствующих
                      развитию предпринимательства
   
      Основные        Нормативно-правовое регулирование
      мероприятия     потребительского рынка и услуг.
      Программы       Развитие современных
                      информационно-коммуникационных технологий
                      и систем.
                      Реализация социальной политики в торговле,
                      общественном питании и бытовом обслуживании
                      населения.
                      Развитие сети социально ориентированных
                      объектов потребительского рынка и услуг,
                      магазинов шаговой доступности и других
                      объектов социально гарантированного уровня
                      торгового и бытового обслуживания.
                      Внедрение социальной карты москвича.
                      Структурная перестройка системы товародвижения
                      и развитие оптовой торговли.
                      Развитие предприятий потребительского рынка
                      и услуг на принципах сетевого ассоциирования
                      и интегрирования.
                      Открытие новых стационарных предприятий
                      торговли, общественного питания и бытового
                      обслуживания населения.
                      Реконструкция и модернизация предприятий
                      торговли, общественного питания и бытового
                      обслуживания населения.
                      Реализация генеральной схемы размещения крупных
                      торговых объектов городского значения
                      и проектов создания современных предприятий
                      торговли и услуг на территориях, прилегающих
                      к МКАД и третьему транспортному кольцу.
                      Упорядочение сети и преобразование городских
                      рынков.
                      Упорядочение мелкорозничной торговли.
                      Совершенствование транспортного обслуживания
                      и развитие автостоянок для предприятий
                      потребительского рынка и услуг.
                      Развитие систем быстрого питания.
                      Совершенствование организации питания учащихся
                      образовательных учреждений города Москвы.
                      Реализация инвестиционной программы
                      строительства и реконструкции объектов
                      похоронного назначения.
                      Реализация инвестиционной программы
                      строительства и реконструкции муниципальных
                      бань.
                      Реализация инвестиционной программы
                      реконструкции и модернизации фабрик химической
                      чистки и фабрик-прачечных.
                      Реализация мероприятий Комплексной целевой
                      программы реабилитации инвалидов в сфере
                      потребительского рынка и услуг.
                      Техническое регулирование и саморегулирование
                      потребительского рынка и услуг.
                      Формирование Торгового реестра.
                      Повышение эффективности использования
                      государственной собственности в сфере
                      потребительского рынка и услуг.
                      Поддержка малого предпринимательства.
                      Защита прав потребителей и организация контроля
                      в сфере потребительского рынка и услуг.
                      Региональная система контроля качества
                      и оборота алкогольной продукции.
                      Обеспечение безопасных условий эксплуатации
                      объектов потребительского рынка и услуг.
                      Наука и технологическая политика.
                      Занятость и кадровое обеспечение.
                      Целевые программы и проекты
   
      Ожидаемые       Прирост физических объемов розничного
      результаты      товарооборота на 4,0% и бытовых услуг
      реализации      на 1,5-2,5% в год.
      Программы       Снижение среднегодового индекса потребительских
                      цен на товары и услуги с 113,5% в 2003 году
                      до 107,5% в 2006 году.
                      Сохранение и расширение системы поддержки
                      малообеспеченных категорий населения
                      и действующих льгот в обеспечении их продуктами
                      питания, включенными в потребительскую
                      корзину.
                      Достижение в 2006 году нормативов социально
                      гарантированного уровня торгового и до 2008
                      года бытового обслуживания населения во всех
                      районах города.
                      Увеличение доли новых и модернизированных
                      предприятий торговли, общественного питания
                      и бытового обслуживания населения в общем
                      количестве предприятий потребительского рынка
                      и услуг на 10-12%.
                      Привлечение инвестиционных ресурсов
                      из негосударственных источников (средства
                      предприятий, инвесторов и др.) в развитие
                      инфраструктуры, реконструкцию и строительство
                      предприятий потребительского рынка и услуг
                      в 2004-2006 гг. в объеме не менее
                      170 млрд. руб.
                      Создание на предприятиях потребительского рынка
                      и услуг 46 тыс. новых рабочих мест.
                      Увеличение налоговых поступлений в бюджет
                      города Москвы от предприятий потребительского
                      рынка и услуг в 2006 году на 27-30%
                      по сравнению с уровнем 2004 года
   
      Финансовое      Общий объем финансирования 77334,5 млн. руб., в
      обеспечение     том числе по годам реализации:
      Программы
                      ---------------------T-------T-------T-------¬
                      ¦                    ¦2004 г.¦2005 г.¦2006 г.¦
                      +--------------------+-------+-------+-------+
                      ¦По источникам финансирования:               ¦
                      +--------------------T-------T-------T-------+
                      ¦городской бюджет    ¦ 1189,8¦ 1955,3¦ 2017,3¦
                      +--------------------+-------+-------+-------+
                      ¦федеральный бюджет  ¦   -   ¦   -   ¦   -   ¦
                      +--------------------+-------+-------+-------+
                      ¦средства предприятий¦47870,3¦61805,8¦62496,0¦
                      ¦и иные внебюджетные ¦       ¦       ¦       ¦
                      ¦источники           ¦       ¦       ¦       ¦
                      +--------------------+-------+-------+-------+
                      ¦По направлениям расходов:                   ¦
                      +--------------------T-------T-------T-------+
                      ¦НИОКР               ¦   43,0¦   30,0¦   26,0¦
                      +--------------------+-------+-------+-------+
                      ¦капитальные вложения¦49017,1¦63731,1¦64487,3¦
                      +--------------------+-------+-------+-------+
                      ¦прочие расходы      ¦   -   ¦   -   ¦   -   ¦
                      +--------------------+-------+-------+-------+
                      ¦Итого               ¦49060,1¦63761,1¦64513,3¦
                      L--------------------+-------+-------+--------
   
               Исполнители основных мероприятий Программы
   
      Система
      организации     Департамент потребительского рынка и услуг
      управления      города Москвы.
      и контроля      Департамент поддержки и развития малого
      за исполнением  предпринимательства города Москвы.
      Программы       Отраслевые и функциональные департаменты,
                      комитеты и управления города Москвы.
                      Префектуры административных округов города
                      Москвы.
                      Управы районов.
                      Предприятия и организации потребительского
                      рынка и услуг, организации оптовой торговли
                      и инфраструктуры торговой деятельности, другие
                      организации, в том числе финансовые,
                      участвующие в выполнении проектов и мероприятий
                      Программы
   
                                   Управление Программой
   
                      Департамент потребительского рынка и услуг
                      города Москвы.
                      Префектуры административных округов города
                      Москвы.
                      Управы районов
   
                              Обеспечение конкурсного отбора
   
                      Департамент потребительского рынка и услуг
                      города Москвы
   
                                 Финансирование Программы
   
                      Департамент экономической политики и развития
                      города Москвы.
                      Департамент науки и промышленной политики
                      города Москвы.
                      ОАО "Московский комитет по науке и технологиям"
   
                                     Система контроля
   
                      Управы районов.
                      Префектуры административных округов города
                      Москвы.
                      Департамент потребительского рынка и услуг
                      города Москвы
   
                     2. Общие положения Программы
   
          2.1. Состояние и проблемы развития потребительского
                             рынка и услуг
   
       Потребительский рынок города Москвы функционирует как  одна  из
   составных   частей  единого  комплекса  городского   хозяйства.   В
   деятельности   потребительского   рынка,   обеспечивающего    сферу
   конечного  потребления  населением товаров и  услуг,  находят  свое
   отражение   социальные   и   экономические   проблемы   мегаполиса,
   численность  населения которого с учетом гостей столицы  составляет
   порядка  12  млн. человек или около 8% всего населения России.  При
   этом   удельный  вес  Москвы  в  объемных  показателях   розничного
   товарооборота  Российской Федерации составляет (по данным  за  2003
   год)  28%,  оборота  оптовой торговли потребительскими  товарами  -
   37%, реализации бытовых услуг - 17%.
       Московская   региональная   система   торгового   и    бытового
   обслуживания  является крупнейшей в России и  насчитывает  в  своем
   составе   (по   состоянию  на  01.01.2004)  36,2  тыс.  предприятий
   (торговли   -  27,1,  общественного  питания  -  8,9   и   бытового
   обслуживания   -  6,2  тысячи),  135  рынков,  22   тыс.   объектов
   мелкорозничной сети.
       В  сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг занято
   1,3  млн.  человек,  или  каждый четвертый работающий  в  городском
   хозяйстве Москвы.
       В  результате приватизации и коммерциализации ведущее положение
   на      потребительском     рынке     занял     сектор     частного
   предпринимательства,  на  долю которого  приходится  более  99%  от
   общих  объемов  оборота  розничной торговли  и  реализации  бытовых
   услуг.   В   новых   экономических  условиях  главными   средствами
   взаимодействия   органов  государственной   власти   с   субъектами
   хозяйственной деятельности в сфере потребительского рынка  и  услуг
   стали    методы    координации,    правового    регулирования     и
   саморегулирования      участников     экономических      отношений,
   использование информационно-коммуникационных технологий.
       Выполнение  задач  социально-экономического  развития   города,
   установленных  Программой Правительства Москвы  на  2003  год  <*>,
   обеспечило  рост реальных доходов москвичей на 126,0% по  сравнению
   с   уровнем  2002  года.  Денежные  расходы  населения  (с   учетом
   приезжих)  на  покупку товаров и оплату услуг на территории  Москвы
   возросли  в фактических ценах на 28,6%. При этом весь предъявленный
   платежеспособный   спрос   населения   был   полностью    обеспечен
   предложением основных потребительских товаров, торговых  и  бытовых
   услуг.
   
   -----------------------------------
       <*> Постановление Правительства Москвы от 31.12.2002 N 1080-ПП.
   
       Объем  оборота розничной торговли во всех каналах реализации  в
   Москве  в  2003  году  составил 1179,0 млрд. руб.,  что  на  113,9%
   превысило  в  фактических  ценах  соответствующий  показатель  2002
   года, а в сопоставимых ценах обеспечило рост на 104,1% (2002  г.  -
   103,1%).   Доля   организованного  рынка  в  формировании   оборота
   розничной торговли возросла до 74% против 71% в 2000 году  (крупные
   и   средние  предприятия  и  организации  -  25%,  субъекты  малого
   предпринимательства - 49%).
       В    структуре    розничного   товарооборота    удельный    вес
   продовольственных   товаров   в   общем   объеме   составил    41%,
   непродовольственных - 59%.
       На  крупных  торговых предприятиях Москвы число  ассортиментных
   разновидностей   продовольственных  товаров   превысило   10   тыс.
   наименований, промышленных - 30 тыс. наименований.
       Объем  товарооборота общественного питания в 2003 году составил
   40,9  млрд.  руб.  и  превысил показатели 2002 года  в  фактических
   ценах на 25,3%, а в сопоставимых ценах - на 0,1%.
       Объем  бытовых услуг населению составил в 2003 году 29,2  млрд.
   руб., что в сопоставимых ценах на 1,4% выше уровня 2002 года.
       По  сравнению  с  началом  90-х годов  удвоилась  емкость  сети
   предприятий  торговли,  общественного  питания  и  бытовых   услуг,
   значительно  повысились  показатели  обеспеченности  сети,  которые
   составляют в настоящее время в части торговых площадей  487  кв.  м
   торговых площадей (или общих 950 кв. м) в расчете на 1000 жителей.
       На   основе   развития  материально-технической  базы   отрасли
   повысился технический уровень торгового и бытового обслуживания.  В
   2003  году введено в строй 2224 новых предприятия, в том числе 1332
   -   торговли,   365  -  общественного  питания,  423   -   бытового
   обслуживания  населения,  104  многопрофильных  комплекса,  и   др.
   Реконструировано    931    предприятие   потребительского    рынка.
   Потребительский  рынок  Москвы обеспечил высокую  привлекательность
   для вложений капиталов и их эффективного использования.
       С  вводом  новых  объектов несколько улучшилось территориальное
   размещение  сети  предприятий потребительского  рынка  и  услуг  по
   районам  города  (Южный,  Юго-Восточный административные  округа  и
   др.).
       В  развитие  Генерального  плана города  Правительством  Москвы
   утверждены  Генеральная схема размещения крупных торговых  объектов
   городского  значения до 2020 года и механизм ее реализации,  что  в
   корне  меняет сложившиеся подходы к развитию инфраструктуры отрасли
   торговли.  Определение  стратегии ее градостроительного  размещения
   на  длительную перспективу приобретает особую актуальность в  связи
   с  тем,  что  в  Москву пришли лидеры мировой торговли,  такие  как
   "Метро", "Спар" и многие другие.
       Определенные  структурные  изменения  происходили   в   секторе
   неорганизованной торговли. Они были связаны с упорядочением  работы
   сети   рынков,   а  также  объектов  мелкорозничной   торговли   на
   территории  Москвы. За период 2000-2003 гг. общее  число  рынков  в
   городе сократилось с 240 до 135.
       В   Москве   широко  внедряются  лучшие  мировые  стандарты   и
   технологии,  связанные с сетевыми формами организации  торгового  и
   бытового  обслуживания.  Продолжают  развиваться  крупные  торговые
   сети,  такие  как  "Седьмой  континент", "Перекресток",  "Рамстор",
   "БИН",  "Копейка", "ДИКСИ" и др. Сетевые структуры, в том  числе  с
   использованием  механизма франчайзинга, формируются в  общественном
   питании  и  бытовом обслуживании населения ("Елки-палки",  "Русское
   бистро",  "Ростикс",  "БФТ-Диана", "Лисичка", "А-Айсберг",  "Алина-
   сервис"  и  др.). На сетевых принципах организации строится  работа
   магазинов  сниженных цен (дискаунтов), магазинов по предварительным
   заказам    населения   "Утконос"   и   других    видов    социально
   ориентированных предприятий торговли.
       Развивается    нормативно-правовая   база   предпринимательской
   деятельности,  призванная обеспечить защиту прав  предпринимателей.
   Для  реализации  недавно  принятых федеральных  законов  в  области
   технического      регулирования,     упорядочения      деятельности
   контролирующих      органов     и     пресечения     необоснованных
   административных барьеров необходимы разработка и  внедрение  новых
   механизмов,   форм  и  методов  контроля  качества  и  безопасности
   товаров  и услуг, кардинальная перестройка работы контролирующих  и
   надзорных     органов     в    сфере    потребительского     рынка,
   предусматривающая оптимизацию контрольной деятельности,  сокращение
   числа   контролирующих   органов  и  устранение   дублирования   их
   деятельности.
       Заметно   улучшилось  экономическое  положение  предприятий   и
   организаций    потребительского   рынка   и    услуг.    Об    этом
   свидетельствует  рост налоговых поступлений в городской  бюджет  по
   отрасли  "Торговля  и  общественное питание", которые  составили  в
   2003   году   28,8   млрд.   руб.  Доля  предприятий   торговли   и
   общественного  питания  в  доходах  городского  бюджета  составляет
   порядка 17,4%.
       Состояние и тенденции развития потребительского рынка  и  услуг
   свидетельствуют  также о наличии ряда серьезных проблем,  требующих
   своего решения в рассматриваемой перспективе (2004-2006 гг.).
       На  фоне  роста по сравнению с дореформенным периодом в  семьях
   москвичей    среднедушевого   потребления   большинства    основных
   продуктов  питания  и уровня обеспеченности горожан  в  расчете  на
   1000   жителей  основными  потребительскими  товарами   длительного
   пользования  (телевизоры, холодильники, стиральные машины  и  т.д.)
   имеет  место  заметное снижение уровней среднедушевого  потребления
   услуг общественного питания и бытового обслуживания.
       При  очевидном  замедлении темпов инфляции  на  потребительском
   рынке   в   последние  годы  ее  уровень  остается  еще  достаточно
   значительным.  Сводный  индекс  потребительских  цен  на  товары  и
   услуги в Москве в 2003 году составил 113,0%.
       По  стоимости жизни Москва относится к числу "дорогих" городов-
   мегаполисов  в  мире,  а  московский прожиточный  минимум  является
   одним   из   самых   высоких  в  Российской  Федерации.   Стоимость
   минимального  набора продуктов питания, входящих в  потребительскую
   корзину  (для  мужчин трудоспособного возраста),  рассчитанного  по
   среднероссийским нормам потребления, оценивалась  в  конце  декабря
   2003  года  в Москве в 1373 руб. 75 коп. и возросла по сравнению  с
   началом года на 7,9%.
       Имеет  место  существенная (до 15-20%)  дифференциация  цен  на
   одноименные   товары,   в  том  числе  первой   необходимости,   по
   территориям административных округов города.
       Рост   потребительских  цен  во  многом  обусловлен  факторами,
   лежащими  в  сфере  оптовой  и  розничной  торговли,  общественного
   питания  и  бытовых  услуг. В их числе высокие издержки  обращения,
   наличие  многочисленных посредников, высокая импортная  зависимость
   по  отдельным видам потребительских товаров ("наведенная" инфляция,
   связанная  с ростом курса евро по отношению к рублю), недостаточная
   конкуренция  между  предприятиями  на  локальном  уровне  в  случае
   низкой насыщенности торговой сети и др.
       С  учетом  того,  что одна пятая часть населения  Москвы  имеет
   денежные  доходы  ниже  прожиточного  минимума,  одной  из  главных
   проблем  развития  потребительского рынка города в  рассматриваемой
   перспективе    является    обеспечение   экономической    (ценовой)
   доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения.
       Поскольку механизмы рыночного саморегулирования эффективны лишь
   для  покрытия спроса и удовлетворения потребностей социальных групп
   населения  с  высоким  и  средним  уровнями  доходов,  в  отношении
   малообеспеченных категорий граждан должны быть реализованы меры  их
   прямой  адресной  поддержки, а также мероприятия  по  приоритетному
   развитию   социально  ориентированной  сети  торгового  и  бытового
   обслуживания.
       При  высоких  темпах развития сети предприятий потребительского
   рынка   и   услуг  достигнутый  уровень  обеспеченности   населения
   торговыми  площадями в Москве еще заметно отстает  от  аналогичного
   показателя  в крупных европейских столицах, который превышает  1000
   кв.   м   в   расчете  на  1000  жителей.  Это  свидетельствует   о
   необходимости интенсивного роста емкости торговой сети в  городе  в
   рассматриваемой перспективе и наличии значительного потенциала  для
   такого роста.
       Сложившееся размещение объектов потребительского рынка и  услуг
   в  Москве  не  полностью  отвечает потребностям  населения.  Органы
   территориального  и  городского управления не  реализуют  в  полной
   мере   свои  функции  по  сохранению  профиля  социально   значимых
   объектов, расположенных в пределах пешеходной доступности. В  новых
   районах  города  ощущается дефицит стационарной  сети  торгового  и
   бытового    обслуживания.    Продолжается    вымывание    объектов,
   предоставляющих   товары   и   услуги   повседневного   спроса,   в
   центральной  части  города  и  на  крупных  магистралях  городского
   значения.   Недостаточно  развивается  сеть   небольших   магазинов
   социально гарантированного уровня торгового обслуживания  в  местах
   проживания москвичей.
       По-прежнему   актуальной   остается   проблема   обеспеченности
   предприятий  потребительского рынка и услуг, в  том  числе  крупных
   торговых  объектов, автостоянками и парковками. В этих  условиях  в
   число  главных  проблем  перспективного  развития  потребительского
   рынка   и   услуг   входит   задача   обеспечения   территориальной
   доступности  товаров и услуг во всех районах города  на  уровне  не
   ниже   установленных  градостроительных  и  социальных   стандартов
   (нормативов) обслуживания.
       Проблемы в сфере имущественно-земельных отношений, связанные  в
   том  числе  с  выделением  земельных участков,  замедляют  процессы
   создания  в  городе  сетевых распределительных центров,  магазинов-
   складов  типа "Кэш энд Кэрри" и других крупных торговых объектов  в
   зоне  МКАД  и  третьего  транспортного кольца.  Развитие  социально
   значимых  объектов потребительского рынка и услуг сдерживается  из-
   за трудностей с выделением нежилых помещений.
       Не завершены до конца процессы структурной перестройки оптового
   звена   торговли   продовольственными  товарами,  направленные   на
   создание    цивилизованного    конкурентного    оптового     рынка.
   Неудовлетворительное       состояние        оптовой        торговли
   непродовольственными   товарами   (состав    операторов,    система
   товародвижения   и   др.)   требует   разработки    и    реализации
   среднесрочной     городской     целевой     программы      развития
   непродовольственного опта.
       Общей стратегической задачей для всех секторов потребительского
   рынка  является  обеспечение  качества  и  безопасности  товаров  и
   услуг.  Наиболее остро она стоит в сфере неорганизованной торговли.
   Именно  здесь  -  на  рынках  и в мелкорозничной  сети  реализуется
   основная масса фальсифицированной и некачественной продукции,  доля
   которой,  судя  по результатам проверок, проводимых контролирующими
   органами,   достигает  по  отдельным  группам  товаров  (аудио-   и
   видеопродукция)    75-90%.    Существование    "теневых"    каналов
   товародвижения,  тесно  связанных  с  неорганизованной   торговлей,
   выводит  из  системы  контроля качества  и  безопасности,  а  также
   налогового контроля значительные объемы потребительских товаров.
       В  целом  итоги развития потребительского рынка и услуг  города
   Москвы  свидетельствуют о наличии предпосылок для  его  дальнейшего
   динамичного  качественного и количественного роста на среднесрочную
   перспективу.
   
               2.2. Макроэкономические условия развития
                    потребительского рынка и услуг
   
       Программа  развития потребительского рынка и  услуг  города  на
   2004-2006   годы   опирается  на  прогноз  социально-экономического
   развития Москвы, в соответствии с которым ожидаются:
   
   -----------------------------------------T-------T-------T-------¬
   ¦                                        ¦2004 г.¦2005 г.¦2006 г.¦
   +----------------------------------------+-------+-------+-------+
   ¦Рост реальных располагаемых денежных    ¦ 104,3 ¦ 105,0 ¦ 105,8 ¦
   ¦доходов населения, %                    ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------------------------------+-------+-------+-------+
   ¦Среднегодовой индекс потребительских    ¦ 112,0 ¦ 108,0 ¦ 107,5 ¦
   ¦цен, %                                  ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------------------------------+-------+-------+-------+
   ¦Темп роста розничного товарооборота в   ¦ 105,5 ¦ 104,0 ¦ 104,5 ¦
   ¦сопоставимых ценах, %                   ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------------------------------+-------+-------+-------+
   ¦Темп роста оборота общественного питания¦ 103,5 ¦ 103,5 ¦ 104,0 ¦
   ¦в сопоставимых ценах, %                 ¦       ¦       ¦       ¦
   +----------------------------------------+-------+-------+-------+
   ¦Темп роста объема реализации бытовых    ¦ 101,5 ¦ 102,0 ¦ 102,5 ¦
   ¦услуг населению, %                      ¦       ¦       ¦       ¦
   L----------------------------------------+-------+-------+--------
   
               2.3. Цели, задачи и приоритеты Программы
   
       Программа призвана обеспечить решение комплекса задач  развития
   потребительского  рынка и услуг города Москвы,  ориентированных  на
   наиболее  полное удовлетворение спроса населения на потребительские
   товары,  торговые  и  бытовые  услуги в  широком  ассортименте,  по
   доступным  ценам  и  в  пределах  территориальной  доступности  при

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное