Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕД БЮДЖЕТОМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА И ОКАЗАНИИ СОПУТСТВУЮЩИХ УСЛУГ (УТВ. МИНФИНОМ РФ 23.04.2004, ОДОБРЕНЫ СОВЕТОМ ПО АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ МИНФИНЕ РФ, ПРОТОКОЛ N 25 ОТ 22.04.2004)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                             Утверждаю
                                         Заместитель Министра финансов
                                                 Российской Федерации,
                                                   Председатель Совета
                                           по аудиторской деятельности
                                                    при Минфине России
                                                            А.Ю.ПЕТРОВ
                                                   23 апреля 2004 года
   
                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
             ПО ПРОВЕРКЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
                 ПЕРЕД БЮДЖЕТОМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА
                    И ОКАЗАНИИ СОПУТСТВУЮЩИХ УСЛУГ
                                   
             (одобрено Советом по аудиторской деятельности
        при Минфине России, протокол N 25 от 22 апреля 2004 г.)
   
       Актуальность  методики  по  проверке  налога  на  прибыль   при
   проведении  аудита  связана  с тем, что налоги  представляют  собой
   часть  отношений  экономического  субъекта  с  государственными   и
   контролирующими  органами  и  нарушения  в  данной  области   могут
   повлечь   за  собой  существенные  последствия  для  экономического
   субъекта.
   
                          I. Общие положения
   
       Данные методические рекомендации подготовлены в соответствии  с
   Федеральным законом РФ "Об аудиторской деятельности" от  07.08.2001
   N   119-Ф3,   Федеральными   правилами  (стандартами)   аудиторской
   деятельности,  утвержденными  Постановлением  Правительства  РФ  от
   23.09.2002  N 696, Международными стандартами аудита и  могут  быть
   использованы    аудиторскими   организациями   и    индивидуальными
   аудиторами при проведении аудита.
       Целью    методических   рекомендаций   является   представление
   руководства  по  практическому  применению  основных  принципов   и
   стандартов  аудита  на  базе  конкретного  рабочего  материала   по
   отдельной области аудита - налога на прибыль и обязательства  перед
   бюджетом по данному налогу.
       Основными задачами методических рекомендаций являются  оказание
   помощи аудиторам в:
       -  определении подходов к проведению проверки налога на прибыль
   на различных этапах аудита;
       - разработке основополагающих и конкретных процедур проверки;
       - оформлении рабочих документов и результатов аудита.
       Основными  задачами  аудита  в  области  налога  на  прибыль  и
   обязательств  перед  бюджетом является получение  доказательств  по
   вопросам:
       -   правильности   формирования  налоговой   базы,   отсутствие
   неправомерно исключенных статей;
       -  отражения  текущих налоговых обязательств перед  бюджетом  в
   бухгалтерской и налоговой отчетности;
       -  отражения сумм отложенных налогов в бухгалтерской отчетности
   согласно действующим принципам бухгалтерского учета;
       -  классификации и раскрытия в финансовой отчетности с  должной
   степенью  детализации информации о расходе по  налогу  на  прибыль,
   текущем  налоговом  обязательстве, отложенных налоговых  активах  и
   обязательствах;
       -  полноты  и своевременности уплаты экономическим субъектом  в
   бюджет налога на прибыль.
       При формировании мнения по финансовой отчетности аудитор должен
   получить   и  оценить  доказательства  по  утверждениям,  сделанным
   руководством аудируемого лица, по таким качественным аспектам,  как
   существование,   полнота,   оценка  и   измерение,   классификация,
   представление и раскрытие.
       Цель  аудита финансовой отчетности в области налога на  прибыль
   по качественным аспектам отчетности:
   
   Качественный аспект                   Цели аудита
       отчетности
   
   Существование        Расход   по  налогу  на  прибыль  и налоговое
                        обязательство  перед  бюджетом,  отраженные в
                        финансовой отчетности,  реально  существуют и
                        относятся к проверяемому отчетному периоду
   
   Полнота              Расход   по  налогу  на  прибыль  и налоговое
                        обязательство   перед   бюджетом   отражены в
                        финансовой отчетности в полном объеме
   
   Оценка (измерение)   Расход  по налогу   на  прибыль  и  налоговое
                        обязательство  перед  бюджетом,   указанные в
                        финансовой отчетности,  правильно  рассчитаны
                        и правдиво  отражают  результат  деятельности
                        организации
   
   Классификация        Налоговое обязательство организации правильно
                        распределено на текущее и отложенное
   
   Представление        Обязательство по уплате и возврату налогов, а
   и раскрытие          также расход по  налогу  на прибыль правильно
                        классифицированы и информация по ним раскрыта
                        в    финансовой   отчетности   с  достаточной
                        степенью детализации
   
       Критерии,  используемые  аудитором в оценке  доказательств  при
   проведении   проверки  налога  на  прибыль  и  обязательств   перед
   бюджетом:
       -    требования   законодательно-нормативных   актов   РФ    по
   бухгалтерскому учету;
       -  требования  налогового  законодательства  РФ  по  налогу  на
   прибыль;
       - требования международных стандартов финансовой отчетности.
       Источники   формирования  отчетной  информации  по  налогу   на
   прибыль:
   
   Показатель отчетности   Форма отчетности      Источник информации
   
   Прибыль, рассчитанная   Отчет о прибылях      Регистры
   по правилам             и убытках             бухгалтерского учета
   бухгалтерского учета
   
   Прибыль, рассчитанная   Декларация по         Регистры
   по правилам налогового  налогу на прибыль     налогового учета
   законодательства
   
   Текущий расход по       Отчет о прибыли и     Регистры
   налогу на прибыль       убытках,              налогового учета
                           Декларация по налогу
                           на прибыль
   
   Текущее обязательство   Баланс,               Регистры
   по налогу на прибыль    Декларация по налогу  бухгалтерского учета
                           на прибыль
   
   Отложенное налоговое    Баланс                Регистры налогового
   обязательство или                             и бухгалтерского
   актив                                         учета
   
              II. Рекомендации по организации и методике
         проверки расходов по налогу на прибыль и обязательств
               перед бюджетом на различных этапах аудита
                                   
       Этапы аудиторской проверки:
   
   II этап    Планирование аудита:  - оценка   аудиторского  риска  и
                                      допустимой   ошибки     (уровня
                                      существенности);
                                    - анализ учетной политики;
                                    - составление программы аудита по
                                      существу,   выбор   аудиторских
                                      процедур.
   
   III этап   Проведение аудита     - проведение          аудиторских
              по существу:            процедур;
                                    - детальное тестирование;
                                    - аналитические процедуры;
                                    - сбор аудиторских доказательств;
                                    - оформление рабочих документов.
   
   IIII этап  Завершение аудита:    - обобщение  и оценка результатов
                                      аудита;
                                    - документальное       оформление
                                      результатов аудита.
   
           2.1. Планирование аудиторской проверки по разделу
           "Налог на прибыль и обязательства перед бюджетом"
   
       На этапе планирования аудитор разрабатывает как общую стратегию
   аудита,  так  и детальный подход к ожидаемому характеру,  временным
   рамкам и объему работ по каждой из областей аудита.
       Детальное    планирование    аудиторской    работы     помогает
   удостовериться   в  том,  что  важным  областям  аудита   уделяется
   надлежащее внимание, а также координировать работу аудиторов  и  их
   ассистентов.
       Для успешного планирования аудита в области налога на прибыль и
   обязательств перед бюджетом аудитору необходимо:
       -   четко  понимать  цель,  для  которой  будет  использоваться
   информация,   содержащаяся  в  рабочих  документах  аудитора   (для
   аудиторского  заключения  в  рамках  общих  результатов  по  аудиту
   финансовой  отчетности или для составления отчета  по  специальному
   заданию);
       - обладать знаниями о бизнесе аудируемого лица;
       -  дать  оценку  аудиторского риска  и  разработать  процедуры,
   необходимые для его снижения до минимально низкого уровня;
       - определить ключевые по значимости области проверки;
       -   рассчитать   уровень  существенности   и   определить   его
   взаимосвязь с аудиторским риском;
       - составить детальную программу по проверке налога на прибыль и
   обязательств перед бюджетом, которая будет служить инструкцией  для
   аудиторов и ассистентов, а также средством внутреннего контроля  за
   надлежащим выполнением работы.
   
       2.1.1. Оценка рисков
   
       При  проведении  аудиторской  проверки  налога  на  прибыль   и
   расчетов  с  бюджетом  аудитор должен  стремиться  к  максимальному
   снижению  аудиторского  риска.  Надежное  определение  аудиторского
   риска    достигается    путем   комбинированной    оценки    рисков
   (неотъемлемого    риска,   риска   средств   контроля    и    риска
   необнаружения)  на  стадии  планирования  аудиторской  проверки   в
   целом.
       В случае получения высоких значений неотъемлемого риска и риска
   средств  контроля следует организовать проверку налога  на  прибыль
   так,  чтобы снизить насколько возможно величину риска необнаружения
   и  тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения.
   Для   этого   необходимо   получить   большее   число   аудиторских
   доказательств в ходе процедур проверки по существу.
       При  низких  значениях  неотъемлемого  риска  и  риска  средств
   контроля  аудитор  вправе  допустить более  высокий  уровень  риска
   необнаружения  и  тем  самым  свести  общий  аудиторский  риск   до
   приемлемого значения.
       На оценку неотъемлемого риска в отношении остатков по счетам  и
   группам   операций,  связанным  с  расчетом  налога   на   прибыль,
   оказывают   влияние   такие  факторы,  как   сложность   финансово-
   хозяйственных  операций  аудируемого  лица,  наличие  операций,  по
   которым  нет  однозначного толкования в бухгалтерском  и  налоговом
   законодательстве, наличие отраслевых особенностей в учете и т.д.
       Оценка  неотъемлемого  риска  может  быть  оформлена  в   форме
   оценочного теста (Рабочий документ РД 1п).
   
                   ТЕСТ "ОЦЕНКА НЕОТЪЕМЛЕМОГО РИСКА"
   
   --------------------------------T-------------------------T------¬
   ¦Наименование аудируемого лица  ¦                         ¦РД 1п ¦
   +-------------------------------+-------------------------+      ¦
   ¦Проверяемый период             ¦                         ¦      ¦
   +-------------------------------+-------------------------+      ¦
   ¦ФИО лица, составившего документ¦                         ¦      ¦
   +-------------------------------+-------------------------+      ¦
   ¦Дата составления документа     ¦                         ¦      ¦
   +-------------------------------+-------------------------+      ¦
   ¦ФИО лица, проверявшего документ¦                         ¦      ¦
   +-------------------------------+-------------------------+      ¦
   ¦Дата проверки документа        ¦                         ¦      ¦
   L-------------------------------+-------------------------+-------
   
   ----------------------------------------------------T------------¬
   ¦                   Факторы риска                   ¦Оценка риска¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦                         1                         ¦      2     ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦I. Особенности    деятельности,      осуществляемой¦            ¦
   ¦   аудируемым лицом                                ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   1. Операционная деятельность:                   ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      производство товаров с непрерывным циклом    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      оказание    услуг   специфического  характера¦            ¦
   ¦      в т.ч.                                       ¦            ¦
   ¦      - связанных   с  использованием     объектов,¦            ¦
   ¦        обслуживающих производств и хозяйств       ¦            ¦
   ¦      - профессионального участника рынка    ценных¦            ¦
   ¦        бумаг                                      ¦            ¦
   ¦      - лизинг (сублизинг)                         ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      выполнение     строительно-монтажных    работ¦            ¦
   ¦      (в т.ч. для собственных нужд)                ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      производство сельскохозяйственной продукции  ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      реализация покупных товаров   (оптовая    или¦            ¦
   ¦      розничная торговля)                          ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   2. Инвестиционная деятельность                  ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      приобретение        (реализация)     объектов¦            ¦
   ¦      недвижимости                                 ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      осуществление    строительных,     монтажных,¦            ¦
   ¦      пусконаладочных работ                        ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      осуществление НИОКР                          ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      осуществление финансовых вложений            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      реализация ценных бумаг                      ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      осуществление совместной деятельности        ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      осуществление    операций   по   уступке прав¦            ¦
   ¦      требований                                   ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   3. Финансовая деятельность                      ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      выпуск акций, облигаций, векселей            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      получение (погашение) кредитов и займов      ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   4. Осуществление             внешнеэкономической¦            ¦
   ¦      деятельности                                 ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   5. Наличие       отраслевых         методических¦            ¦
   ¦      рекомендаций,     имеющих   свою  специфику и¦            ¦
   ¦      отличия     от   общепринятых     нормативных¦            ¦
   ¦      документов                                   ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      нет                                          ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      да                                           ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   6. Продажа имущества                            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      да                                           ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      нет                                          ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   7. Наличие налоговых льгот                      ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      да                                           ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      нет                                          ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   8. Осуществление    мероприятий за счет средств,¦            ¦
   ¦      имеющих целевой     характер       (бюджетное¦            ¦
   ¦      финансирование, прочие источники)            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      да                                           ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      нет                                          ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   9. Доля расчетов денежными  средствами  в  общем¦            ¦
   ¦      объеме расчетов                              ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      менее 20%                                    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      от 20 до 50%                                 ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      более 50%                                    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦  10. Наличие    незавершенного     производства  и¦            ¦
   ¦      специфика его оценки                         ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      оценка    и   инвентаризация   запасов  и НЗП¦            ¦
   ¦      сложны и специфичны                          ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      запасы    легко    поддаются   оценке       и¦            ¦
   ¦      инвентаризации                               ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      у организации отсутствует НЗП и  значительная¦            ¦
   ¦      величина запасов                             ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦II. Структура организации                          ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   1. Соответствие     организационной    структуры¦            ¦
   ¦      размеру и степени сложности бизнеса клиента  ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      недостаточное                                ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      относительное                                ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      высокое                                      ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   2. Наличие     обособленных    подразделений   и¦            ¦
   ¦      филиалов, имеющих отдельный баланс           ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      отсутствуют                                  ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      имеются     обособленные     подразделения  и¦            ¦
   ¦      филиалы                                      ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      головная организация   осуществляет   функции¦            ¦
   ¦      расчетного центра  (расчеты  между  филиалами¦            ¦
   ¦      отражаются в бухучете головной организации)  ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   3. Наличие      территориально         удаленных¦            ¦
   ¦      подразделений, выполняющих отдельные  учетные¦            ¦
   ¦      функции либо оформляющих первичные документы ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   4. Географическое      положение    обособленных¦            ¦
   ¦      подразделений                                ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      на  территории   одного   субъекта    РФ    и¦            ¦
   ¦      муниципального  образования   как    головная¦            ¦
   ¦      организация                                  ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      на территории одного субъекта  РФ,  но  иного¦            ¦
   ¦      муниципального    образования,  чем  головная¦            ¦
   ¦      организация                                  ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      на территории иного субъекта РФ, чем головная¦            ¦
   ¦      организация                                  ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      за пределами РФ                              ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦III. Информационная обеспеченность организации     ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   1. Наличие специальной периодической  литературы¦            ¦
   ¦      в организации                                ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      да                                           ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      нет                                          ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   2. Наличие        регулярно          обновляемых¦            ¦
   ¦      справочно-информационных электронных баз     ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      да                                           ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      нет                                          ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦IV. Опыт и квалификация  работников,  ответственных¦            ¦
   ¦    за ведение бухгалтерского  и  налогового  учета¦            ¦
   ¦    и составление отчетности                       ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   1. Главный бухгалтер имеет  высшее  или  среднее¦            ¦
   ¦      специальное образование                      ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      да                                           ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      нет                                          ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      Стаж работы в данной должности               ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      менее 2 лет                                  ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      от 2 до 10 лет                               ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      свыше 10 лет                                 ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      Стаж работы в проверяемой организации        ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      менее 1 года                                 ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      от 1 года до 5 лет                           ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      свыше 5 лет                                  ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   2. Средний   возраст  работников  бухгалтерии  и¦            ¦
   ¦      налоговой службы:                            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      от 20 до 30 лет;                             ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      свыше 30.                                    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   3. Доля работников   бухгалтерии   и   налоговой¦            ¦
   ¦      службы,    имеющих    высшее    или   среднее¦            ¦
   ¦      экономическое образование                    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      менее 30%                                    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      от 30 до 65%                                 ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      более 65%                                    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   4. Доля  работников   бухгалтерии   и  налоговой¦            ¦
   ¦      службы,  обучавшихся  за  последний  год   на¦            ¦
   ¦      курсах       повышения          квалификации,¦            ¦
   ¦      посещающих        семинары,        получающих¦            ¦
   ¦      дополнительное образование                   ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      менее 20%                                    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      от 20 до 40%                                 ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      свыше 40%                                    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   5. Текучесть  кадров  бухгалтерии  и   налоговой¦            ¦
   ¦      службы                                       ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      высокая (свыше 40%)                          ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      средняя (от 10 до 40%)                       ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      низкая (менее 10%)                           ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦V. Наличие   информации  о  нарушениях   налогового¦            ¦
   ¦   законодательства                                ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦VI. Наличие обстоятельств, влияющих на  возможность¦            ¦
   ¦    искажения показателей  финансовой  и  налоговой¦            ¦
   ¦    отчетности                                     ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   1. Угроза непрерывности деятельности            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   2. Реорганизация                                ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   3. Наличие внешнего давления на руководителей  и¦            ¦
   ¦      персонал    (со    стороны     собственников,¦            ¦
   ¦      проверяющих органов, вышестоящих организаций)¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦VII. Роль и место средств вычислительной техники  в¦            ¦
   ¦     ведении учета и подготовки отчетности         ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   1. Применяемая система КОД                      ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      универсальная                                ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      адаптированная к условиям данной организации ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      разработанная    специально     для    данной¦            ¦
   ¦      организации                                  ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦   2. Наличие    разработанной   единой  внутренней¦            ¦
   ¦      отчетности и единой системы свода данных  для¦            ¦
   ¦      структурных подразделений                    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      да                                           ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      нет                                          ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦Итого оценок:                                      ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      "Высоких"                                    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      "Средних"                                    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦      "Низких"                                     ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦Итоговая оценка неотъемлемого риска                ¦            ¦
   L---------------------------------------------------+-------------
   
       Примечание. Оценка неотъемлемого риска производится  на  основе
   профессионального суждения аудитора путем оценки каждого вопроса  с
   точки  зрения уровня неотъемлемого риска, как "низкий",  "средний",
   "высокий".  По  итогам  результатов  тестирования  и  на  основании
   внутрифирменного стандарта аудитор оценивает уровень  неотъемлемого
   риска аудируемого лица в целом.
   
       Аудитору   необходимо   получить   представление   о   системах
   бухгалтерского   и   налогового  учета   и   внутреннего   контроля
   аудируемого  лица, достаточное для планирования аудита эффективного
   подхода к своей работе.
       Тест  по  оценке  системы учета и внутреннего контроля  поможет
   аудитору  принять решение о том, может ли аудитор  в  своей  работе
   полагаться на систему внутреннего контроля аудируемого лица и  дать
   оценку риска средств контроля (Рабочий документ РД 2п).
   
          ТЕСТ "ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ"
   
   --------------------------------T-------------------------T------¬
   ¦Наименование аудируемого лица  ¦                         ¦РД 2п ¦
   +-------------------------------+-------------------------+      ¦
   ¦Проверяемый период             ¦                         ¦      ¦
   +-------------------------------+-------------------------+      ¦
   ¦ФИО лица, составившего документ¦                         ¦      ¦
   +-------------------------------+-------------------------+      ¦
   ¦Дата составления документа     ¦                         ¦      ¦
   +-------------------------------+-------------------------+      ¦
   ¦ФИО лица, проверявшего документ¦                         ¦      ¦
   +-------------------------------+-------------------------+      ¦
   ¦Дата проверки документа        ¦                         ¦      ¦
   L-------------------------------+-------------------------+-------
   
   ----------------------------------------------------T------------¬
   ¦                   Факторы риска                   ¦Оценка риска¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦                         1                         ¦      2     ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦I. Учетная политика  и  основные  принципы  ведения¦            ¦
   ¦   бухгалтерского и налогового учета               ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦ 1. Учетная политика применяется                   ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    последовательно от одного отчетного  периода  к¦            ¦
   ¦    другому                                        ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    непоследовательно                              ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦ 2. Изменения в учетную политику                   ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    вносятся  в    соответствии    с   требованиями¦            ¦
   ¦    нормативных актов по бухгалтерскому учету      ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    с несоблюдением требований нормативных актов по¦            ¦
   ¦    бухгалтерскому учету                           ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦ 3. Учетная политика применяется                   ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    всеми структурными подразделениями организации ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    не     всеми   структурными     подразделениями¦            ¦
   ¦    организации                                    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    не  применяется  структурными   подразделениями¦            ¦
   ¦    организации                                    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦ 4. В учетной  политике  направления  хозяйственной¦            ¦
   ¦    деятельности и способы их учета                ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    раскрыты достаточно полно                      ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    частично раскрыты                              ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    не раскрыты                                    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦ 5. Наличие в  учетной   политике    противоречивых¦            ¦
   ¦    положений                                      ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    да                                             ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    нет                                            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦ 6. Наличие   в   учетной  политике  методов учета,¦            ¦
   ¦    отличных от установленных  нормативными  актами¦            ¦
   ¦    по     бухгалтерскому   учету     и   налоговым¦            ¦
   ¦    законодательством                              ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    да                                             ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    нет                                            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦II. Структура         и              характеристика¦            ¦
   ¦    финансово-бухгалтерской и налоговой служб      ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦ 7. Наличие в  структуре  организации  обособленной¦            ¦
   ¦    налоговой   службы,   отвечающей  за    ведение¦            ¦
   ¦    налогового  учета   и   составления   налоговой¦            ¦
   ¦    отчетности                                     ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    да                                             ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    нет                                            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦ 8. Степень взаимодействия   между  бухгалтерской и¦            ¦
   ¦    налоговой службой                              ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    взаимодействие  отсутствует  (налоговая  служба¦            ¦
   ¦    самостоятельно  формирует  регистры  налогового¦            ¦
   ¦    учета   без   применения   данных     регистров¦            ¦
   ¦    бухгалтерского учета)                          ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    первичные        документы     обрабатываются в¦            ¦
   ¦    бухгалтерии, а  затем  передаются  в  налоговую¦            ¦
   ¦    службу с необходимыми пояснениями и справками  ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦ 9. Наличие и соблюдение графика документооборота  ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    да                                             ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    нет                                            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦10. Наличие должностных  инструкций  на  работников¦            ¦
   ¦    финансово-бухгалтерской и налоговой службы:    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    да                                             ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    нет                                            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦11. Наличие отдела внутреннего контроля (аудита)   ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    да                                             ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    нет                                            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦III. Формы   и   методы   отражения   хозяйственных¦            ¦
   ¦     операций в бухгалтерском и налоговом учете    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦12. Применение   единого   рабочего  плана   счетов¦            ¦
   ¦    бухгалтерского   учета  (в  том   числе   всеми¦            ¦
   ¦    филиалами и структурными подразделениями)      ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    да                                             ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    нет                                            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    частично                                       ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦13. Система    налогового    учета  организована на¦            ¦
   ¦    основании:                                     ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    только регистров бухгалтерского учета          ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    самостоятельно      разработанных     регистров¦            ¦
   ¦    налогового учета                               ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    регистров бухгалтерского учета и самостоятельно¦            ¦
   ¦    разработанных регистров  налогового   учета  по¦            ¦
   ¦    отдельным операциям                            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦14. В организации разработаны  регистры  налогового¦            ¦
   ¦    учета  доходов  и  расходов  от  реализации   и¦            ¦
   ¦    внереализационных доходов, расходов            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    да                                             ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    нет                                            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    частично                                       ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦15. В организации разработаны  регистры  налогового¦            ¦
   ¦    учета наиболее сложных   операций  (на  ремонт,¦            ¦
   ¦    НИОКР, по определению  финансового   результата¦            ¦
   ¦    при реализации основных средств, ценных  бумаг,¦            ¦
   ¦    уступки прав требования  и  т.д.),  по  которым¦            ¦
   ¦    налоговым  законодательством  определен  особый¦            ¦
   ¦    порядок учета                                  ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    да                                             ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    нет                                            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    частично                                       ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦16. Финансово-хозяйственные операции отражаются   в¦            ¦
   ¦    бухгалтерском и налоговом учете                ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    только на основании первичных документов       ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    без подтверждающих первичных документов        ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦17. Исправления в бухгалтерском и налоговом учете  ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    всегда обоснованы                              ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    не обоснованы                                  ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦18. Ошибки при переносе из одного учетного регистра¦            ¦
   ¦    в другой                                       ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    отсутствуют                                    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    происходят часто                               ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    происходят иногда                              ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦IV. Компьютерная обработка данных (КОД)            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦19. Ведение  бухгалтерского   и   налогового  учета¦            ¦
   ¦    автоматизировано                               ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    полностью                                      ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    частично                                       ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    не автоматизировано                            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦20. Система КОД                                    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    охватывает     отдельные     участки     учета,¦            ¦
   ¦    автоматизирует работу отдельных подразделений  ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    охватывает весь бухгалтерский и налоговый учет ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    охватывает   всю    деятельность    организации¦            ¦
   ¦    (полностью интегрированная система)            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦21. Разработанные при помощи КОД формы документов и¦            ¦
   ¦    регистров        соответствуют      требованиям¦            ¦
   ¦    унифицированных и утвержденных форм            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    да                                             ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    нет                                            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦22. Алгоритмы  обработки    данных    соответствуют¦            ¦
   ¦    действующему законодательству                  ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    да                                             ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    нет                                            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦V. Составление бухгалтерской и налоговой отчетности¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦23. Бухгалтерская      и    налоговая    отчетность¦            ¦
   ¦    составляется:                                  ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    с соблюдением требований законодательства      ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    с нарушением требований законодательства       ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦24. В  случае   обнаружения   ошибок   изменения  в¦            ¦
   ¦    бухгалтерскую и налоговую отчетность вносятся  ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    с соблюдением установленного порядка           ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    с нарушением установленного порядка            ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦VI. Осуществление контроля                         ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦25. Служба внутреннего аудита                      ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    действует                                      ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    отсутствует                                    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦26. Ревизионная комиссия (ревизионный отдел)       ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    действует                                      ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    отсутствует                                    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦27. Инвентаризационная комиссия                    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    утверждена руководителем и действует           ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦    отсутствует                                    ¦            ¦
   +---------------------------------------------------+------------+
   ¦28. Комиссия по  приему,  вводу  в  эксплуатацию  и¦            ¦

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное