Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 3 СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2007 ГОД И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2009 ГОДА (ПРИНЯТО 26.04.2007)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                  СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
   
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 3
          О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО
       ГОСУДАРСТВА НА 2007 ГОД И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2009 ГОДА
   
                          (26 апреля 2007 года)
   
       Совет Министров Союзного государства постановляет:
       1.  Одобрить Прогноз социально-экономического развития Союзного
   государства на 2007 год и параметры прогноза до 2009 года.
       2.  Постоянному Комитету Союзного государства направить Прогноз
   социально-экономического  развития Союзного государства на 2007 год
   и  параметры прогноза до 2009 года заинтересованным министерствам и
   ведомствам   Российской   Федерации   и   Республики  Беларусь  для
   использования  в совместной работе по выполнению положений Договора
   о  создании  Союзного  государства  и Программы действий Российской
   Федерации  и Республики Беларусь по его реализации, решений Высшего
   Государственного  Совета и Совета Министров Союзного государства по
   вопросам формирования единого экономического пространства.
       3.  Министерству  экономического развития и торговли Российской
   Федерации  и  Министерству  экономики Республики Беларусь внести на
   рассмотрение  Совета  Министров  Союзного государства в IV квартале
   2007  г.  согласованный  Прогноз  социально-экономического развития
   Союзного  государства  на  2008  год  и  параметры прогноза до 2010
   года.
       4.   Настоящее   Постановление  вступает  в  силу  со  дня  его
   подписания.
   
                                                          Председатель
                                                      Совета Министров
                                                  Союзного государства
                                                             М.ФРАДКОВ
   
   
   
   
   
                                                               Одобрен
                                                        Постановлением
                                                      Совета Министров
                                                  Союзного государства
                                              от 26 апреля 2007 г. N 3
   
                                 ПРОГНОЗ
         СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
              НА 2007 ГОД И ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА ДО 2009 ГОДА
   
                                ВВЕДЕНИЕ
   
       В  основу  разработки проекта Прогноза социально-экономического
   развития  Союзного государства на 2007 год и параметров прогноза до
   2009   года  положены  Программа  действий  Республики  Беларусь  и
   Российской  Федерации  и  Перечень первоочередных мер по реализации
   положений  Договора  о  создании Союзного государства, Методические
   рекомендации   по   разработке  прогнозов  социально-экономического
   развития  Союзного  государства, Программа социально-экономического
   развития   Республики  Беларусь  на  2006  -  2010  гг.,  Стратегия
   социально-экономического  развития  России  до  2010  года, а также
   прогнозы  социально-экономического  развития Республики Беларусь на
   2007  год  и  Российской  Федерации на 2007 год и на период до 2009
   года,   разработанные  Минэкономики  Беларуси  и  Минэкономразвития
   России.
       В    проекте    Прогноза    представлены:    анализ    развития
   социально-экономической  ситуации  в Беларуси и России в 2006 году,
   совместный  прогноз основных макроэкономических показателей на 2007
   -   2009  годы,  предложения  по  основным  направлениям,  мерам  и
   механизмам   дальнейшего   углубления  интеграционных  процессов  в
   рамках   Союзного   государства,   включая   макроэкономическую   и
   институциональную  политику,  структурную  перестройку  экономики и
   развитие   народнохозяйственных  комплексов  и  отраслей  реального
   сектора   экономики,  расширение  торгово-экономических  отношений,
   разработку  совместных  программ, формирование общего таможенного и
   экономического   пространства,   социальную   политику  и  развитие
   отраслей социальной сферы.
       При   подготовке   предложений   к  проекту  Прогноза  основное
   внимание  было уделено проблемам максимальной реализации совместных
   мероприятий  социально-экономического  сотрудничества и активизации
   интеграционных процессов.
       В  дальнейшем отдельные показатели и положения проекта Прогноза
   могут  быть  уточнены  с  учетом  развития  социально-экономической
   ситуации  в  двух  странах  и  возможных  изменений  в национальных
   прогнозах при их доработке и утверждении.
   
                 1. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И УСЛОВИЯ
         СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
   
       Динамика  развития  экономик  Российской Федерации и Республики
   Беларусь  в  2006  году имеет схожие черты и определяется действием
   общих внешнеэкономических факторов.
       В    государствах-участниках   сохраняется   высокая   динамика
   экономического  роста.  Рост валового внутреннего продукта составил
   в  2006 году по сравнению с 2005 годом в Российской Федерации 6,7%,
   в   Республике   Беларусь  -  9,9  процента.  Основными  факторами,
   стимулировавшими  экономический  рост  Союзного  государства, стали
   расширение   потребительского   спроса   в   результате  увеличения
   реальных   доходов   населения,  инвестиционного  спроса,  а  также
   экспорта  в  результате повышения мировых цен на нефть и увеличения
   объемов нефтепереработки.
       Розничный  товарооборот увеличился в 2006 году на 13,0% и 17,7%
   в  России  и  Беларуси  соответственно.  Этому  способствовал  рост
   реальных  доходов  населения  на  10,2%  и  17,3%  при  опережающей
   динамике  роста  оплаты  труда  в  обеих странах. Основной причиной
   увеличения   доходов   населения  в  Российской  Федерации  явилась
   благоприятная            внешнеэкономическая           конъюнктура,
   трансформировавшаяся   в  рост  доходов  и  внутреннего  спроса.  В
   Республике  Беларусь  рост  доходов  населения  является следствием
   положительных  результатов работы экономики в целом, в том числе за
   счет   роста   эффективности   в   части   снижения   материало-  и
   энергоемкости производства.
       Опережающими     ВВП    темпами    в    государствах-участниках
   увеличивался  инвестиционный  спрос.  В России прирост инвестиций в
   основной  капитал  в  2006  году  составил 13,7%, в Беларуси - 31,5
   процента.  Позитивные  сдвиги  в  структуре инвестиций в Российской
   Федерации    были    обусловлены   опережающим   ростом   жилищного
   строительства,  вызванные  началом реализации национального проекта
   "Комфортное   и   доступное   жилье   гражданам  России",  а  также
   опережающим    ростом    инвестиций    в   обрабатывающие   отрасли
   промышленности.  В  Беларуси при традиционно высокой динамике роста
   жилищного    строительства   опережающими   темпами   увеличивались
   инвестиции производственного назначения.
       Динамика  промышленного  производства  в Российской Федерации в
   2006  году  несколько  приблизилась к общей динамике экономического
   роста.   В   2006   году  прирост  промышленного  производства  был
   зафиксирован  на  отметке  3,9%  в  сопоставимых ценах к 2005 году.
   Ускорение  роста  в  основном  было  обеспечено отраслями сырьевого
   комплекса,    -    металлургией,    химией   -   воспользовавшимися
   благоприятной  внешней  конъюнктурой и ростом внутреннего спроса. С
   другой  стороны,  резко  повысили  темпы  роста  пищевая  и  легкая
   промышленность,  которые смогли адаптироваться к возросшим запросам
   потребителей     по    качеству    продукции.    Машиностроительные
   производства,  напротив, снизили темпы роста по сравнению с прошлым
   годом  (за  исключением автомобилестроения), что связано в основном
   с  прогрессирующим  замещением  отечественных  товаров импортными и
   сохраняющимися     структурными     проблемами     -    отставанием
   технико-технологической      базы      производства,      дефицитом
   квалифицированных  кадров, слабой инновационной активностью, низкой
   нормой прибыли, недостатками корпоративного управления.
       В  Республике  Беларусь  промышленность остается одной из самых
   динамично  развивающихся  отраслей  экономики. В 2006 году отмечено
   ускорение  промышленного  производства до 11,3% по сравнению с 2005
   годом,  в  первую  очередь,  за  счет сырьевых отраслей - топливной
   промышленности  (23,1%  прироста)  и  черной металлургии (11,2%), а
   также     промышленности     строительных    материалов    (14,7%),
   ориентированной  на  динамично  растущий  внутренний инвестиционный
   спрос.  Машиностроение,  так  же  как  и  в  Российской  Федерации,
   несколько  снизило  темпы  роста  по  сравнению с предыдущим годом,
   сохранив при этом высокую динамику (10,0%).
       В  России  прирост объемов производства сельхозпродукции в 2006
   году составил 2,8%, в Беларуси - 6,1 процента.
       При  этом  в  обоих  государствах отмечается более высокий рост
   производства  продукции животноводства по сравнению с производством
   продукции   растениеводства,   что   соответствует   изменениям   в
   структуре    потребительского   спроса   в   условиях   динамичного
   увеличения  реальных  доходов  населения.  Рост  доходов  сельского
   населения    в   Беларуси   приводит   к   снижению   необходимости
   низкопродуктивного  труда на приусадебных участках и сопровождается
   снижением  объемов  производства  сельскохозяйственной  продукции в
   подсобных хозяйствах населения.
       Высокая      динамика      показателей     внешней     торговли
   государств-участников   в   2006   году  обусловлена  благоприятной
   конъюнктурой  на  мировом  нефтяном рынке. Прирост экспорта товаров
   из  Российской  Федерации  составил  25,0% в стоимостном измерении.
   Прирост   стоимостных   объемов   экспорта  топливно-энергетических
   товаров  в  основном  определил общий прирост товарного экспорта из
   России.
       Рост  мировых цен и физических объемов переработки нефти привел
   к  росту  экспорта Республики Беларусь. При общем приросте экспорта
   товаров  на  23,5%  увеличение стоимостных объемов экспорта нефти и
   нефтепродуктов  также в основном обусловило общий прирост товарного
   экспорта Беларуси.
       Ситуация   во   взаимной   торговле   между  странами  Союзного
   государства  характеризуется восстановлением объемов торговли между
   Беларусью   и   Россией   после  спада  2005  года,  обусловленного
   возникшими  сложностями  при  переходе  на  уплату  НДС  по  стране
   назначения.
       Экспорт  товаров  Республики  Беларусь в Российскую Федерацию в
   2006  году  составил  119,8%  к  2005  году. В физическом выражении
   наиболее  динамично  рос  экспорт такой продукции, как льноволокно,
   прицепы  и  полуприцепы,  тракторы,  мясо  и мясопродукты, дорожная
   техника, седельные тягачи, шины.
       Экспорт  Российской  Федерации  в  Республику  Беларусь  растет
   опережающими  темпами.  В  2006  году  его  рост  составил 29,3% по
   сравнению  с  2005 годом. В физическом выражении наиболее динамично
   рос  экспорт  каучука,  бумаги  и картона, труб из черных металлов,
   черных металлов, сырой нефти.
       Замедление  темпов  инфляции  является  устойчивой тенденцией в
   обеих  странах.  В  России за 2006 год потребительские цены выросли
   на  9,0%,  что  составляет  0,7%  в  среднем  в  месяц.  Замедление
   инфляции,  в  основном, вызвано административным ограничением роста
   тарифов   ЖКХ   и   сокращением  разрыва  между  динамикой  доходов
   населения и предложением товаров и услуг.
       В  Беларуси  прирост  потребительских  цен за 2006 год составил
   6,6%  или  0,5%  в среднем в месяц. Цены и тарифы на платные услуги
   населению  росли  опережающими темпами по сравнению с ростом цен на
   потребительские  товары,  что  является  следствием  более  высокой
   трудоемкости   производства  услуг  в  условиях  динамичного  роста
   оплаты    труда   и   приближает   в   соответствии   с   динамикой
   экономического   развития  ценовую  структуру  страны  к  структуре
   развитых стран мира.
       В   целом   динамично   растущий  внутренний  инвестиционный  и
   потребительский   спрос,   высокий   уровень   экспортных   доходов
   обеспечивают    стабильность    темпов   экономического   роста   в
   государствах-участниках.   Эти   тенденции   создают  благоприятные
   условия  для  сохранения  высоких  темпов  роста  экономик и в 2007
   году.
       Вместе  с  тем  все  сильнее  начинают проявляться долгосрочные
   препятствия   развития,  связанные  со  значительным  физическим  и
   моральным  износом  основных  фондов  в отраслях экономики, высокой
   материало-    и    энергоемкостью    оборудования   и   технологий,
   недостаточным развитием предпринимательства.
       Успешному  продвижению в решении этих проблемных вопросов будет
   способствовать  усиление факторов инновационного роста, активизации
   энергосбережения,   увеличения  инвестиционной  активности,  в  том
   числе и по программам Союзного государства.
   
         2. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
                      РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
   
       Важнейшие   цели   и  основные  направления  развития  Союзного
   государства  в  социально-экономической сфере определены в Договоре
   о  создании  Союзного  государства  и Программе действий Российской
   Федерации  и Республики Беларусь по реализации положений Договора о
   создании  Союзного  государства,  а  также  принятых  соглашениях и
   мероприятиях по их реализации.
       Цели  развития  Союзного  государства в социально-экономической
   сфере  во  многом  идентичны  общенациональным, которые в настоящее
   время  решаются  в  Республике  Беларусь  и  Российской Федерации в
   соответствии  с  важнейшими прогнозными и программными документами.
   Более  того,  в  последние годы в экономическом развитии двух стран
   имеют  место  схожие  тенденции,  что связано со сближением целевых
   установок и приоритетов в социально-экономической сфере.
       В  качестве  основной  цели экономической политики в Беларуси и
   России   ставится   дальнейшее  повышение  уровня  жизни,  реальных
   денежных  доходов  и  заработной  платы,  социальных  стандартов на
   основе  ускорения  экономического  роста,  придания ему устойчивого
   долговременного   характера.   Для   этого   принимаются   меры  по
   обеспечению  опережающего роста инвестиций в модернизацию экономики
   и  активизацию  инновационной  деятельности,  сокращению  энерго- и
   материалоемкости  производства, наращиванию экспортного потенциала,
   финансовому   оздоровлению   экономики,   повышению   эффективности
   государственного  управления,  улучшению  фискальной  и  монетарной
   политики.  Одновременно усиливается социальный аспект экономической
   политики,  увеличиваются  ресурсы, направляемые в социальную сферу.
   В   Республике   Беларусь   данная   проблема  решается  на  основе
   общегосударственных  приоритетов  и  соответствующих программ по их
   реализации,   социальной   направленности   бюджетных  расходов,  в
   Российской    Федерации    -   посредством   реализации   важнейших
   национальных проектов.
       В  свою очередь углубление экономической интеграции позволяет в
   большей  мере  использовать экономические потенциалы двух стран, их
   ресурсные   возможности,   кооперационные   связи   для  достижения
   общенациональных  целей  и  приоритетов  в  социально-экономической
   сфере.
       Основными  направлениями  дальнейшего  развития  интеграционных
   процессов  в  социально-экономической  сфере между двумя странами в
   прогнозном периоде являются:
       -  формирование  единого  экономического  пространства,  в  том
   числе          таможенного,          транспортно-коммуникационного,
   научно-технологического  и информационного, фондового рынка и рынка
   труда;
       -  координация  структурной  и  промышленной политики, развитие
   кооперационных связей;
       -  разработка  и  реализация программ Союзного государства и их
   финансовое обеспечение;
       -  проведение согласованной макроэкономической политики, прежде
   всего денежно-кредитной и валютной, бюджетно-налоговой, ценовой;
       -  синхронизация институциональных преобразований, гармонизация
   и унификация нормативно-правовой базы;
       - сближение социальной политики;
       - объединение усилий в области охраны окружающей среды.
       Усилению  кооперационных  связей  и интеграции производственных
   потенциалов  двух  стран  будет  способствовать  функционирование и
   создание        межгосударственных        транснациональных       и
   финансово-промышленных групп.
       Кроме    благоприятной    внешнеэкономической   конъюнктуры   в
   прогнозном  периоде  развитие  белорусско-российских  отношений  во
   многом  будет  определяться  успешностью  решения ключевых вопросов
   экономического  взаимодействия  двух стран: создания равных условий
   хозяйствования  субъектам  двух стран, решения проблем приватизации
   ключевых  белорусских  предприятий  с участием российского капитала
   ("Белтрансгаза", нефтехимического комплекса и т.д.).
       Несмотря  на  сближение  уровня  инфляции  и процентных ставок,
   стабилизацию  обменных  курсов, по-прежнему существуют определенные
   проблемы  в  области  дальнейшего  согласования  макроэкономической
   политики  и  сближения  основных  макроэкономических  и  социальных
   показателей,   синхронизации   процессов   рыночной  трансформации,
   унификации      национальных      законодательств.     Недостаточно
   координируются   переговоры   Республики   Беларусь   и  Российской
   Федерации  по присоединению к Всемирной торговой организации. Имеет
   место  создание дублирующих производств в двух странах, что ведет к
   усилению  конкуренции  и  недозагрузке действующих производственных
   мощностей.
       В    соответствующих    разделах    прогноза   конкретизированы
   направления   и   механизмы  углубления  интеграции  и  дальнейшего
   формирования единого экономического пространства двух стран.
   
              3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ
                     ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
   
       Для   создания  макроэкономических  предпосылок  по  углублению
   экономической  интеграции  Беларуси  и  России в прогнозном периоде
   продолжится     дальнейшее    сближение    важнейших    индикаторов
   государственного   регулирования   в  части  инфляции,  девальвации
   официальных  обменных  курсов  российского  и  белорусского  рубля,
   ставок  рефинансирования  центральных банков и процентных ставок по
   срочным  депозитам  и  кредитам,  резервных  требований центральных
   банков,  налоговой  нагрузки  на  экономику,  дефицита госбюджета и
   государственного долга.
       Координация  и  сближение  в  области  монетарной политики двух
   стран  осуществлялись  в  соответствии  с откорректированным Планом
   совместных     действий    Правительства    Республики    Беларусь,
   Национального  банка Республики Беларусь и Правительства Российской
   Федерации,  Центрального  банка  Российской  Федерации  по введению
   единой денежной единицы Союзного государства.
       В  последние  годы  достигнут существенный прогресс в сближении
   ставок  рефинансирования  центральных банков и процентных ставок по
   срочным   депозитам   и  кредитам,  а  также  резервных  требований
   центральных банков.
       В    течение    2005    года    произошло    сближение   ставок
   рефинансирования  центральных  банков,  прежде  всего  в результате
   снижения  ставки  рефинансирования  Национальным  банком Республики
   Беларусь  с  17%  на  начало  года  до  11%  на конец. В Российской
   Федерации  данный  параметр  изменился  с  13 до 12%. На конец июня
   2006   года   объявленная   ставка  рефинансирования  в  Российской
   Федерации составила 11,5%, в Республике Беларусь - 10,5 процента.
       В   соответствии  с  проектом  Программы  развития  банковского
   сектора   экономики   и   Основных   направлений  денежно-кредитной
   политики  на  2006  - 2010 гг. прогнозируется дальнейшее сокращение
   ставки  рефинансирования  по  мере  снижения  инфляции к концу 2010
   года  до  4  -  6  процентов.  Аналогичные  тенденции  в  отношении
   изменения   ставки   рефинансирования   ожидаются  и  в  Российской
   Федерации.
       В  свою  очередь  сближение ставок рефинансирования центральных
   банков  способствовало аналогичным тенденциям в отношении ставок по
   срочным  кредитам  и  депозитам, хотя расхождения по данным ставкам
   по-прежнему  сохраняются.  В  частности, процентные ставки по вновь
   выданным  кредитам  в  белорусских рублях юридическим лицам на срок
   до  1 года в 2005 - 2006 гг. варьировались в пределах от 20 до 13%,
   на  срок 1 - 3 года - от 19 до 6% и на срок свыше 3-х лет - от 11,5
   до  2,3%.  Аналогичные  ставки  по  кредитам  в  российских  рублях
   нефинансовым  организациям  в  Российской Федерации в данный период
   составляли:  на срок до 1 года - от 11 до 10%, на срок 1 - 3 года -
   от  13,8 до 10,3% и на срок свыше 3-х лет - от 13,6 до 10,8%. Таким
   образом,   диапазон  колебаний  процентных  ставок  по  кредитам  в
   Республике   Беларусь   значительно   больше,   чем   в  Российской
   Федерации.  И  если  по  кредитам  на срок до 1 года и 1 - 3 года в
   последнее  время  процентные  ставки  в  двух  странах  практически
   сравнялись,   то  по  кредитам  на  срок  свыше  3-х  лет  различия
   по-прежнему    сохраняются,   поскольку   в   Республике   Беларусь
   процентные  ставки  по  долгосрочным  кредитам  существенно ниже. В
   свою  очередь  по  кредитам  в  СКВ  (особенно  на  срок до 1 года)
   процентные   ставки   в  Российской  Федерации  несколько  ниже  по
   сравнению с Республикой Беларусь.
       По-прежнему   сохраняются   различия,   несмотря  на  тенденции
   сближения  в последние годы, по уровню процентных ставок по срочным
   депозитам  в  двух  странах.  Так,  ставки  по  вновь  привлеченным
   вкладам  (депозитам)  физических  лиц в белорусских рублях в 2005 -
   2006  гг.  варьировались  в следующих пределах: на срок до 1 года -
   от  17  до  10%, на срок свыше 1 года - от 19 до 13 процентов. В то
   же  время в Российской Федерации как диапазон колебаний, так и сами
   процентные   ставки   по  депозитам  физических  лиц  ниже,  чем  в
   Республике  Беларусь. На более низком уровне в Российской Федерации
   сложились и процентные ставки по депозитам в СКВ.
       Имеет    место   тенденция   сближения   резервных   требований
   центральных  банков двух стран. В частности, нормативы обязательных
   резервных  отчислений  в  Республике Беларусь сократились в течение
   2005  -  2006  гг.  по  привлеченным  средствам  юридических  лиц в
   иностранной  валюте и белорусских рублях с 10 до 8%, физических лиц
   в  иностранной  валюте  - с 10 до 8% и физических лиц в белорусских
   рублях  - с 6 до 5 процентов. В прогнозном периоде в соответствии с
   проектом   Программы   развития  банковского  сектора  экономики  и
   Основных    направлений   денежно-кредитной   политики   Республики
   Беларусь   на   2006   -   2010  гг.  предусматривается  продолжить
   дальнейшее  снижение и унификацию нормативов обязательных резервных
   требований   при   одновременном   уменьшении  (вплоть  до  отмены)
   ограничений   на   заимствование   средств  из  фонда  обязательных
   резервов.
       Сближению    индикаторов   государственного   регулирования   в
   монетарной   сфере   способствовала   проводимая   в  рамках  Плана
   совместных    действий    унификация    принципов,   механизмов   и
   инструментов   денежно-кредитной  политики,  включающая  как  общие
   подходы   и   принципы,  так  и  нормативную  базу,  количественные
   значения и сроки действия отдельных монетарных инструментов.
       В  целях  реализации  мероприятий  в  области валютной политики
   Национальный   банк  в  настоящее  время  в  качестве  контрольного
   показателя   использует   обменный   курс   белорусского   рубля  к
   российскому    с    установлением   определенного   диапазона   его
   отклонения.  В  результате  в  2005  г.  произошло  даже  некоторое
   укрепление   номинального  обменного  курса  белорусского  рубля  к
   российскому  (с  77,91  до  74,86  Br/RUR,  или на 3,9%). В 2006 г.
   имеет   место   обратная   тенденция,   связанная   с  определенной
   девальвацией   белорусского   рубля  по  отношению  к  российскому.
   Одновременно  в  двух  странах  наблюдается  объективная  тенденция
   укрепления  национальных  валют, сближения их паритетных и рыночных
   курсов   по   отношению   к  доллару  США  и  другим  СКВ,  которая
   продолжится и в прогнозном периоде.
       На  стабилизацию и сближение обменного курса белорусского рубля
   по  отношению  к  российскому  направлены  и осуществляемые меры по
   унификации  отдельных  норм  валютного  регулирования  и  контроля,
   включая  доработку  и  согласование  Соглашения "О единых принципах
   валютного      регулирования     и     валютного     контроля     в
   государствах-участниках Союзного государства".
       В  прогнозном  периоде  будет  продолжена реализация совместных
   мероприятий   по  дальнейшему  сближению  и  унификации  в  области
   монетарной политики.
       В  сфере  ценовой  политики  в 2007 - 2009 гг. предстоит решать
   задачи  по  унификации  условий  ценообразования для производителей
   обеих  стран  в  структурообразующих  отраслях  экономики,  с целью
   обеспечения  равных  условий  формирования  цен  как  на  продукцию
   производственно-технического  назначения,  так и на товары и услуги
   потребительского  рынка.  В прогнозах обеих стран предусматривается
   значительное  снижение  инфляции, причем предполагается практически
   полная   синхронизация   темпов  прироста  потребительских  цен  по
   среднеинтервальному    их    значению.    Анализ    динамики    цен
   потребительского  рынка  за  последние  годы  позволяет  говорить о
   выполнении    намеченных    параметров,    поскольку   обозначилась
   достаточно  устойчивая тенденция снижения темпов их роста. Особенно
   характерна  данная  тенденция  для  Беларуси,  где  в начале 2000-х
   годов  наблюдалось  более чем двукратное превышение инфляции над ее
   российским  уровнем. В 2005 г. темпы пророста потребительских цен в
   Республике   Беларусь  снизились  до  8%  (декабрь  к  декабрю),  в
   Российской Федерации этот показатель составил 10,9 процента.
       Характерна  для  обеих  стран  тенденция опережения индекса цен
   производителей  промышленной  продукции  по  сравнению  с  индексом
   потребительских  цен.  До  2004  г. темпы роста цен на промышленную
   продукцию  снижались  в  обеих  странах.  В 2003 г. этот показатель
   составлял   в   Беларуси   128,1%,   России  -  113,1  процента.  В
   последующие   годы   темпы  роста  цен  белорусских  производителей
   промышленной  продукции продолжали снижаться по сравнению с темпами
   роста   российских   производителей,   однако   инфляционный  навес
   остается в обеих странах.
       В  Российской  Федерации ценовые колебания происходят в большей
   степени,  чем в Республике Беларусь под влиянием изменения рыночной
   конъюнктуры.  В  перспективе процесс синхронизации ценовой политики
   должен   идти   по   пути   применения   преимущественно   рыночных
   инструментов ее проведения.
       Принцип  открытости  границ между нашими странами обуславливает
   достижение  сопоставимых  уровней цен на основные категории товаров
   и   услуг,   такие   как   электроэнергия,   газ,   нефть,  товары,
   производимые  по одной технологии, в том числе сельскохозяйственное
   сырье  и продукты питания. Это необходимо для того, чтобы исключить
   однонаправленность   потоков   товаров   и  факторов  производства,
   которая  может привести к получению экономических преимуществ одним
   партнером за счет другого.
       По-прежнему  актуальным, с точки зрения создания равных ценовых
   условий,  остается вопрос о ценах на энергоносители. При увеличении
   уже  с  2007  года цены российского газа для Беларуси более чем в 2
   раза,   что   предусмотрено   в  заключенном  контракте  между  ОАО
   "Газпром"  и  ОАО "Белтрансгаз", возможно дополнительное увеличение
   цен на белорусскую продукцию и услуги, особенно отдельные их виды.
       В   прогнозном  периоде,  несмотря  на  тенденции  постепенного
   сближения,  по-прежнему  сохраняются существенные расхождения между
   двумя  странами  в  области  налогово-бюджетной  политики  в  части
   уровня  налоговой  нагрузки, дефицита госбюджета и государственного
   долга.
       В  соответствии  с  Федеральным  законом Российской Федерации о
   федеральном  бюджете на 2007 год доходы составят 6965,3 млрд. руб.,
   или  22,3%  ВВП,  расходы  -  5463,5  млрд.  руб.,  или 17,5% ВВП и
   профицит  -  1501,8  млрд. руб., или 4,8% ВВП. Прогнозируемый объем
   доходов   федерального  бюджета  в  2007  -  2009  гг.  в  реальном
   выражении  (с  учетом  инфляции)  практически останется неизменным.
   Средний   реальный   рост  доходов  составит  0,3%  в  год.  Доходы
   федерального  бюджета  в  2007  году прогнозируются в размере 22,3%
   ВВП,  в  2008  году - 19,8% ВВП, в 2009 году - 19,2% ВВП. Основными
   факторами   столь   существенного   снижения  доходов  федерального
   бюджета  по отношению к ВВП являются замедление темпов роста добычи
   и  экспорта  нефти и газа по сравнению с темпами роста ВВП, а также
   прогнозируемое  снижение  цен на нефть с 61,1 долл. США/бар. в 2006
   году до 52 долл. США/бар. в 2009 году.
       Из-за  сохраняющейся  сырьевой  ориентации российской экономики
   доходы  федерального  бюджета  в  значительной степени определяются
   внешнеэкономической   конъюнктурой.   При   этом   объем  расходных
   обязательств   должен   быть   прогнозируемым   и  не  зависеть  от
   неконтролируемых  внешних  условий.  Поэтому,  как  и  в предыдущие
   годы,   Стабилизационный  фонд  призван  не  только  способствовать
   сдерживанию  инфляции,  но  и  "страховать"  федеральный  бюджет  и
   бюджетную  систему в целом от трудно прогнозируемых падений цены на
   нефть.
       Тенденция  к повышению средней цены на нефть дала возможность с
   2006  года  направить  часть  дополнительных  "нефтяных" доходов на
   выполнение   социальных   обязательств,  несколько  сократив  темпы
   наращивания  Стабилизационного  фонда  без  ущерба для устойчивости
   бюджетной  системы.  Прогнозируемый  объем  Стабилизационного фонда
   позволит  покрыть  возможный  дефицит федерального бюджета в случае
   снижения  цены на нефть до 27 долл. США за баррель и ниже в течение
   1  -  2  лет.  Если  же тенденция к повышению средней цены на нефть
   сохранится,  часть средств Стабилизационного фонда будет направлена
   на  досрочное  погашение  наиболее дорогих для обслуживания внешних
   заимствований.  В 2005 году были досрочно погашены внешние долги на
   сумму  18,3  млрд.  долл.,  что  позволит  только в 2006 - 2008 гг.
   сэкономить  на их обслуживании 66 млрд. рублей. Политика сокращения
   государственного  долга  в  целом и доли в нем внешнего долга будет
   проводиться  и в среднесрочной перспективе. Ее результатом будет не
   только   высвобождение   средств   для   финансирования   бюджетных
   расходов,  но  и дальнейшее повышение кредитного рейтинга России и,
   следовательно,   расширение   доступа   российских   предприятий  к
   международным кредитным рынкам.
       Долговая  стратегия  Российской  Федерации  на  2007 - 2009 гг.
   предусматривает  уменьшение  абсолютных  и  относительных  размеров
   государственного  внешнего  долга  Российской  Федерации  путем его
   замещения  внутренними  заимствованиями  и  развитие  национального
   рынка  государственных  ценных  бумаг.  В результате, уже в 2008 г.
   объем   внутреннего   долга   должен   превысить   размер   внешних
   обязательств,  а совокупный объем государственного долга сократится
   с  9%  ВВП  на конец 2006 г. до 8,3% ВВП на конец 2007 г. и 7,5% на
   конец 2009 года.
       Приоритетами   налоговой   политики   Республики   Беларусь  на
   среднесрочную  перспективу  являются  упрощение налоговой системы и
   реальное  снижение  налоговой нагрузки на экономику. Предполагается
   снизить  долю  доходов консолидированного бюджета в ВВП на 3 - 4 п.
   п.  В условиях снижения уровня централизации ресурсов государства в
   ВВП  основные  усилия  при формировании бюджета будут направлены на
   повышение   эффективности   использования   бюджетных   средств   и
   оптимизацию   государственных   расходов   с  их  концентрацией  на
   важнейших    государственных   программах   и   мероприятиях.   Для
   реализации   поставленных   задач   предполагается   приступить   к
   разработке   финансового   плана   государства   на   среднесрочную
   перспективу   и  перейти  на  программно-целевой  метод  бюджетного
   планирования.
       Расходы  консолидированного  бюджета Республики Беларусь в 2007
   году   по  отношению  к  ВВП  без  учета  Фонда  социальной  защиты
   населения  снизятся  до  34,3%  (в 2006 г. 36,5,%). Дефицит бюджета
   составит  1400  млрд.  рублей,  или  1,5% к ВВП. Для финансирования
   дефицита   бюджета   в   2007   году  предусматривается  привлекать
   внутренние  источники  за  счет  размещения  государственных ценных
   бумаг   в   сумме   около   500  млрд.  рублей.  Погашение  внешних
   государственных  займов,  привлеченных  от международных финансовых
   организаций  и  правительств иностранных государств, составит 200,5
   млн.  долларов  США  (около 433 млрд. рублей). С учетом привлечения
   прочих  внешних  источников  в  объеме около 577 млн. долларов США,
   что   эквивалентно  1245,1  млрд.  рублей,  внешнее  финансирование
   дефицита бюджета составит 990,6 млрд. рублей.
       Отношение  внешнего  государственного  долга к ВВП составляло в
   Республике  Беларусь  на  конец  2005  года 2,8%, внутреннего - 5,9
   процента.
   
                   4. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
   
       В   системе   институциональных  преобразований  реформирование
   отношений  собственности имеет системообразующий, ключевой характер
   и   направлено   на   стимулирование   инвестиционной   активности,
   улучшение  использования  производственного  потенциала,  повышение
   эффективности  функционирования  предприятий.  За  период  рыночных
   преобразований  в  Беларуси  реформировано  более  4  тыс. объектов
   государственной   собственности  или  около  41%  от  общего  числа
   предприятий  Республики.  При  этом в сфере торговли, общественного
   питания,  бытового  обслуживания,  переработки сельскохозяйственной
   продукции  реформировано  более  70%  объектов,  в промышленности -
   около   40%,   в  строительстве  -  свыше  30  процентов.  Наиболее
   значительные  преобразования  проведены  в  таких  подотраслях, как
   пищевая   промышленность,   где   удельный   вес  негосударственных
   предприятий   составляет   78,8%,   деревообрабатывающая   (72,2%),
   целлюлозно-бумажная   (61,9%),   легкая   промышленность   (56,9%),
   промышленность  стройматериалов  (55,3%). Численность работающих на
   реформированных  предприятиях  составляет  958,9  тыс. человек, или
   22,3 процента от численности занятых в экономике Республики.
       На  ближайший  период  целью государственной политики в области
   приватизации   является  повышение  эффективности  функционирования
   приватизированных    организаций,    улучшение    показателей    их
   финансово-экономической  деятельности за счет более результативного
   использования   имущества  и  создания  благоприятных  условий  для
   привлечения инвестиций в эти организации.
       Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
       -  определение  цели  государственного  управления  в отношении
   каждой  государственной  организации  -  объекта управления (группе
   объектов);
       -    применение    индивидуального   подхода   к   приватизации
   государственных организаций;
       -  привлечение  инвестиций  в реальный сектор экономики, прежде
   всего  за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии
   белорусских  организаций,  готовых  взять  на себя обязательства по
   реализации инвестиционных и социальных условий;
       -  создание  в  процессе приватизации корпоративных структур, в
   том  числе  с  участием  банков  и иных финансовых организаций, для
   обеспечения внутреннего финансирования;
       -  существенное  повышение качества менеджмента и эффективности
   управления,   в  том  числе  за  счет  усиления  ответственности  и
   заинтересованности   собственников  приватизированных  организаций,
   руководства    (персонала)    приватизированных    организаций    в
   результатах        производственно-хозяйственной       деятельности
   приватизированных организаций;
       -   обеспечение   контроля  за  использованием  и  сохранностью
   государственного имущества;
       -  обеспечение  поступления  дополнительных  доходов  в бюджеты
   путем  создания  новых  источников  платежей  и  более эффективного
   использования имеющегося имущества.
       Приватизация  будет  рассматриваться  как  структурный  элемент
   единой   государственной  политики  по  управлению  государственным
   имуществом,    направленной    на    получение   в   краткосрочной,
   среднесрочной  и  долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в
   форме  расширения  налогооблагаемой  базы,  создания дополнительных
   рабочих  мест,  наполнения отечественного рынка товарами и услугами
   белорусских       производителей,      повышения      эффективности
   функционирования всего сектора экономики Республики.
       Приоритетным  направлением  приватизации  до  2009  года  будет
   оставаться   создание   открытых   акционерных   обществ   на  базе
   государственного   имущества  и  продажа  имущественных  комплексов
   государственных  унитарных  предприятий  на  аукционе, по конкурсу.
   Контрольные   пакеты   акций   будут  сохраняться  в  собственности
   государства.   Их   реализация   станет   возможной   при   наличии
   перспективных инвестиционных проектов.
       Преобразование  организаций  должно базироваться, прежде всего,
   на  экономическом эффекте, который планируется достичь от изменения
   их    организационно-правовой   формы,   а   перспектива   развития
   реформируемых   организаций   должна   увязываться  с  перспективой
   развития  отрасли  в  целом.  При  принятии  решений о приватизации
   государственного   имущества  будут  также  учитываться  социальные
   последствия  приватизации,  включая  вопросы  социального  развития
   приватизируемых  организаций  и территорий, охраны окружающей среды
   и здоровья граждан.
       Планируется    дифференцировано    подходить   к   приватизации
   организаций   в   зависимости   от   их  ликвидности.  Приватизацию
   низколиквидных    организаций    осуществлять   путем   привлечения
   эффективных  собственников, подтверждающих свою готовность и умение
   выполнять   инвестиционные   и   социальные   обязательства   перед
   организацией  и  государством.  Продажу  низколиквидных организаций
   осуществлять  на  аукционе либо по конкурсу при условии тщательного
   анализа  представляемых  бизнес-планов и реализации мер контроля за
   системой показателей деятельности приватизируемых организаций.
       Целью    государственного    контроля   за   ходом   проведения
   приватизации   будет   являться   уменьшение   рисков  в  отношении
   использования  государственного  имущества,  безусловная реализация
   новыми  собственниками  инвестиционных  и  социальных обязательств,
   гарантированное  получение  средств  от  приватизации в планируемых
   объемах и в установленные сроки.
       Как  ожидается,  к  окончанию  прогнозного  периода (2009 г.) в
   федеральной   собственности   Российской   Федерации   в   основном
   останется   имущество,   запрещенное   к   приватизации,   а  также
   предприятия   и   акционерные   общества,   обеспечивающие   выпуск
   продукции  стратегического  значения  для  обеспечения национальной
   безопасности  и  социальных  нужд. Кроме того, неприватизированными
   останутся объекты сетевой инфраструктуры.
       В   отношении   открытых  акционерных  обществ,  акции  которых
   находятся   в  федеральной  собственности,  будет  повышен  уровень
   управленческих  решений, в том числе через привлечение к управлению
   лиц,    не   являющихся   государственными   служащими,   а   также
   специализированных  управляющих  компаний,  которые могут выполнять
   функции  единоличного  исполнительного органа таких обществ. Защита
   прав     собственности     будет     обеспечена     реформированием
   правоохранительной  и  судебной  системы,  развитием  независимых и
   общественных  средств  массовой информации, институтов гражданского
   общества.
       Уже   сейчас,   рассматривая  возможность  привлечения  внешних
   инвесторов  для  участия в организации крупных совместных проектов,
   Правительство  Республики  Беларусь  продолжает  переговоры  с  ОАО
   "Газпром"  о  создании  совместного  газотранспортного предприятия.
   Создание     СП     на     базе     "Белтрансгаза"    предусмотрено
   Межправительственным     белорусско-российским     соглашением    о
   расширении  сотрудничества  в газовой сфере, которое было подписано
   в апреле 2002 года.
       Также  возможны участие российских инвесторов в нефтехимических
   проектах  на  территории Беларуси и строительство при их содействии
   подземных  хранилищ  газа.  Сохраняются  потенциальные  возможности
   приобретения  пакетов  акций  других  предприятий.  С  точки зрения
   частного   бизнеса  особую  привлекательность  имеют  инвестиции  в
   недвижимость,  розничную  торговлю  и  предприятия технологического
   цикла.   При   этом   участие   иностранных  компаний  в  процедуре
   акционирования  должно существенно улучшить финансово-хозяйственную
   ситуацию на предприятиях реального сектора Беларуси.
       Гармонизация  и  синхронизация институциональных преобразований
   в   рамках   Союзного  государства  невозможна  без  урегулирования
   вопроса  о  собственности  Союзного  государства,  к которой помимо
   бюджета,  относится  имущество,  приобретенное  за  счет  бюджетных
   средств,  а  также  имущество,  переданное в собственность Союзного
   государства.
       В  соответствии  с  Межгосударственным  соглашением  имуществом
   союзной   собственности   могут   стать   объекты   материальной  и
   интеллектуальной  собственности,  созданные за счет средств бюджета
   Союзного  государства  или  получившие  дальнейшее развитие за счет
   финансирования  из  союзного  бюджета  на  безвозмездной  основе, а
   также    необходимые    для   функционирования   органов   Союзного
   государства.  На  данном  этапе  речь  может  идти о собственности,
   созданной  в  результате  реализации программ Союзного государства.
   Соглашением  о  союзной  собственности  предусмотрено  сформировать
   реестр имущества, созданного на средства Союзного государства.
       В  рамках  этой задачи в прогнозный период необходима выработка
   единой  методики  учета  и  оценки  объектов союзной собственности.
   Сторонам  предстоит  отработать  концепцию  и  механизм  управления
   собственностью,   образовавшейся   в   процессе   вложений  союзных
   средств,  и  уточнить  правовую базу, регулирующую отношения такого
   имущества.  Главная  проблема,  с  которой необходимо определиться:
   какие  объекты  считать имуществом союзной собственности, а какие -
   оставить в ведении субъектов хозяйствования.
       Интенсификация  интеграционных  процессов Республики Беларусь и
   Российской  Федерации  в  прогнозном  периоде требует согласованных
   действий  и  в  развитии  малого  и  среднего  предпринимательства,
   совершенствовании  законодательной  базы, регулирующей деятельность
   субъектов   малого   и   среднего  предпринимательства,  применении
   эффективных мер государственной поддержки их развития.
       Роль  малого  и  среднего бизнеса должна существенно возрасти в
   экономическом  развитии  государств-участников, он должен выполнять
   присущие   ему  функции  решения  проблем  занятости  и  финансовой
   стабильности,  формирования  среднего  класса, реализации концепций
   активной  социальной  политики и максимального сокращения масштабов
   бедности.
       Законодательной   базой,  составляющей  основы  государственной
   системы поддержки и развития малого предпринимательства, являются:
       -  в  Республике  Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь
   от  19  июля  1996  г.  N  262  "О государственной поддержке малого
   предпринимательства",  Закон Республики Беларусь "О государственной
   поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь";
       -  в  Российской  Федерации: Закон "О государственной поддержке
   малого   предпринимательства  в  Российской  Федерации",  Концепция
   государственной    политики    поддержки    и    развития    малого
   предпринимательства в Российской Федерации.
       В   Республике   Беларусь   и   Российской  Федерации  критерии
   отнесения   предприятий   к   категории   "малых"   по  численности
   работников  не  имеют принципиальных отличий. Вместе с тем в России
   существуют   ограничения   по   цели   их  деятельности  и  составу
   учредителей,  в  то  время как в белорусском законодательстве такие
   ограничения  не  предусмотрены.  В Российской Федерации отсутствует
   ограничение   по   числу   наемных  работников  для  индивидуальных
   предпринимателей,  а  в  Республике Беларусь установлена предельная
   численность  работников  на  условиях  гражданско-правовых  и (или)
   трудовых договоров - 3 человека.
       С  целью  обеспечения динамичного и устойчивого развития малого
   и   среднего   предпринимательства   в   двух   странах   основными
   направлениями   государственной   политики   поддержки  и  развития
   данного сектора экономики должны стать:
       -  совершенствование  нормативной  правовой  базы, регулирующей
   деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;
       -    минимизация    административных    и   иных   ограничений,
   сдерживающих     развитие     субъектов     малого    и    среднего
   предпринимательства;
       -  создание  благоприятных условий для доступа субъектов малого
   и   среднего  предпринимательства  к  кредитно-финансовым  ресурсам
   (включая   дальнейшее   развитие   механизмов  микрофинансирования,
   упрощение  процедуры  получения микрокредитов, внедрение механизмов
   гарантирования      возврата      микрокредитов),      а      также
   материально-техническим,       информационным      ресурсам,      к
   научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;
       -  развитие  производственной,  инновационной,  инвестиционной,
   внешнеэкономической    деятельности   и   наращивание   экспортного
   потенциала  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства  на
   основе  повышения  уровня  конкурентоспособности  производимой  ими
   продукции;
       -   повышение   эффективности   функционирования  и  дальнейшее
   развитие     инфраструктуры    поддержки    малого    и    среднего
   предпринимательства;
       -  развитие  механизмов  кооперационного  сотрудничества  между
   субъектами   малого,   среднего   предпринимательства   и  крупными
   промышленными организациями;
       -  развитие  международного  сотрудничества  в  сфере  малого и
   среднего предпринимательства;
       -  дальнейшее  развитие системы подготовки кадров для субъектов
   малого  и  среднего  предпринимательства  с использованием для этих
   целей потенциала учреждений образования и иных организаций;
       -  упрощение  учета  и  оптимизация  отчетности  для  субъектов
   малого и среднего предпринимательства;
       -      обеспечение     координации     деятельности     органов
   государственного    управления    и    некоммерческих   организаций
   предпринимателей  по оказанию поддержки субъектам малого и среднего
   предпринимательства.
       Несмотря  на  определенные  успехи, малое предпринимательство в
   Республике  Беларусь  и Российской Федерации еще не оказывает столь
   существенного   влияния  на  социальное  и  экономическое  развитие
   общества, как в развитых странах.
       По  итогам  2005  г.  в Республике Беларусь удельный вес малого
   предпринимательства   в   ВВП   составил  8,1%,  в  данном  секторе
   экономики  занято около 15% от общего числа занятых по стране. На 1
   января  2006  г. функционировало 33,1 тыс. малых предприятий, 177,9
   тыс.  индивидуальных  предпринимателей, а также 2,2 тыс. фермерских
   хозяйств.  Причем  за  период  с  2002  по  2005  гг.  число  малых
   предприятий   увеличилось   более   чем  на  5  тыс.  хозяйствующих
   субъектов.
       В   Российской   Федерации   на   1   января   2006   г.  число
   зарегистрированных  малых  предприятий составило 979,3 тыс., что на
   2,8%  выше,  чем  по  состоянию  на  1  января 2005 года. В 2005 г.
   среднесписочная  численность  занятых  на  малых  предприятиях (без
   учета    внешних    совместителей   и   работающих   по   договорам
   гражданско-правового  характера)  в  целом  по  стране  выросла  по
   сравнению с 2004 г. на 2,9% и составила 8045,2 тыс. чел.
       В  прогнозном  периоде как в Беларуси, так и в России ожидается
   дальнейшее развитие предпринимательских структур.
       В  Республике  Беларусь  на  конец  2007  г.  количество  малых
   предприятий  возрастет  на  3% по сравнению с 2006 г. Число занятых
   на  этих  предприятиях  увеличится  на  4%,  выручка  от реализации
   продукции (товаров, работ, услуг) - на 29 процентов.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное