Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.06.2017
USD
57.96
EUR
64.86
CNY
8.5
JPY
0.52
GBP
74.18
TRY
16.53
PLN
15.39
 

МИРНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ СОЮЗНЫМИ И ОБЪЕДИНИВШИМИСЯ ДЕРЖАВАМИ И ГЕРМАНИЕЙ (ВЕРСАЛЬСКИЙ ДОГОВОР) (ВМЕСТЕ СО СТАТУТОМ ЛИГИ НАЦИЙ, УСТАВОМ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И "ПРОТОКОЛОМ") (ПОДПИСАН В Г. ВЕРСАЛЕ 28.06.1919)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1


                             МИРНЫЙ ДОГОВОР
        МЕЖДУ СОЮЗНЫМИ И ОБЪЕДИНИВШИМИСЯ ДЕРЖАВАМИ И ГЕРМАНИЕЙ

                      (Версаль, 28 июня 1919 года)

       Соединенные Штаты Америки, Британская Империя, Франция, Италия
   и Япония,
       державы, обозначенные  в  настоящем  Договоре,   как   Главные
   Союзные и Объединившиеся державы,
       Бельгия, Боливия,  Бразилия,  Китай,  Куба,  Эквадор,  Греция,
   Гватемала,  Гаити,  Геджас,  Гондурас, Либерия, Никарагуа, Панама,
   Перу,  Польша,   Португалия,   Румыния,   Сербо-Хорвато-Словенское
   Государство, Сиам, Чехословакия и Уругвай,
       образующие с  названными  выше  Главными державами - Союзные и
   Объединившиеся державы,
       с одной стороны;
       и Германия
       с другой стороны;
       принимая во   внимание,   что   по   просьбе    Императорского
   Германского  Правительства  Главными  Союзными  и  Объединившимися
   державами было дано Германии 11 ноября 1918 года перемирие,  чтобы
   сделать возможным заключение с нею Мирного договора;
       принимая во  внимание,  что  Союзные  и Объединившиеся державы
   равным образом желают,  чтобы война, в которую они последовательно
   были прямо или косвенно вовлечены и которая источником своим имеет
   объявление  войны,   сделанное  Австро-Венгрией  Сербии  28   июля
   1914  года,  объявления  войны,   сделанные  Германией  1  августа
   1914 года  России  и  3  августа 1914 года Франции,  и вторжение в
   Бельгию,  - уступила место прочному,  справедливому и  длительному
   миру,
       с этой  целью  Высокие Договаривающиеся Стороны представленные
   следующим образом:
       Президент Соединенных Штатов Америки:
       Почтенным Вудро  Вильсоном,  Президентом  Соединенных  Штатов,
   действующим как лично от своего имени, так и по своей власти;
       Почтенным Робертом Лансингом, государственным секретарем;
       Почтенным Генри  Уайтом,  бывшим  Чрезвычайным  и  Полномочным
   послом Соединенных Штатов в Риме и в Париже;
       Почтенным Эдвардом М. Гаузом;
       Генералом Таскером   Г.   Блиссом,   военным    представителем
   Соединенных Штатов в Высшем военном совете;
       Его Величество Король Соединенного Королевства  Великобритании
   и Ирландии и Британских Владений за морями, Император Индии:
       Достопочтенным Давидом  Ллойд  Джорджем,  членом   Парламента,
   первым Лордом Казначейства и премьер-министром;
       Достопочтенным Эндрью Бонаром Лоу,  членом Парламента,  Лордом
   Личной Печати;
       Достопочтенным Виконтом Мильнером,  Кавалером Большого  Креста
   Ордена Бани,  Кавалером Большого Креста  Ордена Михаила и Георгия,
   статс-секретарем колоний;
       Достопочтенным Артуром  Джемсом  Бальфуром,  Кавалером  Ордена
   Заслуг, членом Парламента, статс-секретарем по иностранным делам;
       Достопочтенным Джорджем  Николаем Барнсом,  членом Парламента,
   министром без портфеля;
       и:
       За Доминион Канады:
       Почтенным Чарльзом Джозефом Догерти, министром юстиции;
       Почтенным Артуром Льюисом Сифтоном, министром таможен;
       За Австралийский Коммонвэльс:
       Достопочтенным Вильямом Морисом Юзом, Генеральным прокурором и
   премьер-министром;
       Достопочтенным Джозефом  Куком,  Кавалером   Большого   Креста
   Ордена Михаила и Георгия, морским министром;
       За Южно-Африканский Союз:
       Достопочтенным генералом Луи Бота, министром по туземным делам
   и премьер-министром;
       Достопочтенным генерал-лейтенантом  Яном  Христианом  Смутсом,
   министром национальной обороны;
       За Доминион Новой Зеландии:
       Достопочтенным Вильямом Фергюсоном Массей,  министром труда  и
   премьер-министром;
       За Индию:
       Достопочтенным Эдвином  Самуэлем Монтегю,  статс-секретарем по
   делам Индии;
       Генерал-майором Его  Высочеством  Магараджей  сэром Ганга Синг
   Багадуром,  Магараджей  Биканерским,  Кавалером  Большого   Креста
   Ордена   Индийской   Звезды,   Кавалером  Большого  Креста  Ордена
   Индийской Империи,  Кавалером  Большого  Креста  Ордена  Виктории,
   Командором Ордена Бани, Адъютантом Короля;
       Президент Французской Республики:
       Г. Жоржем  Клемансо,  председателем Совета министров,  военным
   министром;
       Г. Стефаном Пишоном, министром иностранных дел;
       Г. Луи-Люсьеном Клоцем, министром финансов;
       Г. Андрэ  Тардье,  генеральным  комиссаром  по  французско   -
   американским военным делам;
       Г. Жюлем Камбоном, послом Франции;
       Его Королевское Величество Король Италии:
       Бароном С. Соннино, депутатом;
       Маркизом Дж.  Империали,  Сенатором,  послом Е.  К.  В. Короля
   Италии в Лондоне;
       Г. С. Креспи, депутатом;
       Его Величество Император Японии:
       Маркизом Саиондзи, бывшим председателем Совета министров;
       Бароном Макино,   бывшим  министром  иностранных  дел,  членом
   Дипломатического совета;
       Виконтом Шинда,  Чрезвычайным  и Полномочным послом Е.  И.  В.
   Императора Японии в Лондоне;
       Г. К.  Матсуи,  Чрезвычайным  и  Полномочным послом Е.  И.  В.
   Императора Японии в Париже;
       Г. Г.  Иджуином,  Чрезвычайным и Полномочным послом Е.  И.  В.
   Императора Японии в Риме;
       Его Величество Король Бельгийцев:
       Г. Полем Гимансом,  министром иностранных дел, государственным
   министром;
       Г. Юлием   Ван-ден-Гейвель,   Чрезвычайным    посланником    и
   полномочным министром, государственным министром;
       Г. Эмилем  Вандервельде,  министром  юстиции,  государственным
   министром;
       Президент Республики Боливии:
       Г. Измаелем  Монтесом,  Чрезвычайным посланником и полномочным
   министром Боливии в Париже;
       Президент Республики Бразилии:
       Г. Хоао  Пандиа  Калогерасом,  депутатом,   бывшим   министром
   финансов;
       Г. Раулем Фернандесом, депутатом;
       Г. Родриго Октавио де-Л. Менесесом, профессором Международного
   права в Рио-де-Жанейро;
       Президент Китайской Республики:
       Г. Лу-Цзен-Цзяном, министром иностранных дел;
       Г. Чентином  Томасом  Ваном,  бывшим  министром  земледелия  и
   торговли;
       Президент Республики Кубы:
       Г. Антонио  Санчесом   де-Бустамантэ,   деканом   юридического
   факультета   Гаванского   университета,   председателем   Общества
   международного права в Кубе;
       Президент Республики Эквадора:
       Г. Энриком  Дорн-и-де-Альсуа,   Чрезвычайным   посланником   и
   полномочным министром Эквадора в Париже;
       Его Королевское Величество Король Эллинов:
       Г. Елевтерием К. Венизелосом, председателем Совета министров;
       Г. Николаем Политисом, министром иностранных дел;
       Президент Республики Гватемалы:
       Г. Хоакином   Мендесом,   бывшим   государственным   министром
   общественных   работ   и   народного   просвещения,   Чрезвычайным
   посланником  и  полномочным  министром  Гватемалы  в   Вашингтоне,
   Чрезвычайным  посланником  и  полномочным  министром в специальной
   миссии в Париже;
       Президент Республики Гаити:
       Г. Тертуллианом Гильбо, Чрезвычайным посланником и полномочным
   министром Гаити в Париже;
       Его Величество Король Геджаса:
       Г. Рустемом Гайдаром;
       Г. Абдулом Гади Ауни;
       Президент Республики Гондураса:
       Доктором Поликарпом   Бонилья,   в   специальной   миссии    в
   Вашингтоне,  бывшим Президентом Республики Гондураса, Чрезвычайным
   посланником и полномочным министром;
       Президент Республики Либерии:
       Почтенным Чарльзом Дунбаром Бургесом  Кингом,  государственным
   секретарем;
       Президент Республики Никарагуа:
       Г. Сальвадором Чаморро, председателем Палаты депутатов;
       Президент Республики Панамы:
       Г. Антонио  Бургосом,  Чрезвычайным  посланником и полномочным
   министром Панамы в Мадриде;
       Президент Республики Перу:
       Г. Карлосом Г. Кандамо, Чрезвычайным посланником и полномочным
   министром Перу в Париже;
       Президент Польской Республики:
       Г. Игнатием  И.  Падеревским,  председателем Совета министров,
   министром иностранных дел;
       Г. Романом  Дмовским,  председателем  Польского  национального
   комитета;
       Президент Португальской Республики:
       Доктором Аффонсо Аугусто да Коста, бывшим председателем Совета
   министров;
       Доктором Аугусто  Луицо  Виейра  Соаресом,  бывшим   министром
   иностранных дел;
       Его Королевское Величество Король Румынии:
       Г. Ионой  Дж.  К.  Братиано,  председателем  Совета министров,
   министром иностранных дел;
       Генералом Константином  Коанда,  Генералом армейского корпуса,
   бывшим председателем Совета министров;
       Его Величество Король Сербов, Хорватов и Словен:
       Г. Николаем П. Пашичем, бывшим председателем Совета министров;
       Г. Антэ Трумбичем, министром иностранных дел;
       Г. Миленко Весничем,  Чрезвычайным посланником  и  полномочным
   министром Е. К. В. Короля Сербов, Хорватов и Словен в Париже;
       Его Величество Король Сиама:
       Его Сиятельством  Князем  Чаруном,  Чрезвычайным посланником и
   полномочным министром Е. К. В. Короля Сиама в Париже;
       Его Светлостью    Князем    Траидосом   Прабанду,   помощником
   статс-секретаря по иностранным делам;
       Президент Чехословацкой Республики:
       Г. Карелем Крамаржем, председателем Совета министров;
       Г. Эдуардом Бенешем, министром иностранных дел;
       Президент Республики Уругвая:
       Г. Хуаном  Антонио  Буэро,  министром иностранных дел,  бывшим
   министром промышленности;
       Германия:
       Г. Германом Мюллером, имперским министром иностранных дел;
       Доктором Беллом, имперским министром, -
       действующими от имени  Германской  Империи  и  от  имени  всех
   государств, ее составляющих, и каждого из них в отдельности,
       которые, после   обмена  своими  полномочиями,  признанными  в
   должной   и   надлежащей   форме,    согласились    о    следующих
   постановлениях:
       со дня вступления в силу настоящего Договора  состояние  войны
   окончится.   С   этого  момента,  и  с  соблюдением  постановлений
   настоящего   Договора,    официальные    отношения    Союзных    и
   Объединившихся  держав  с Германией и с тем или иным из Германских
   Государств будут возобновлены.

                       ЧАСТЬ I. СТАТУТ ЛИГИ НАЦИЙ

       Высокие Договаривающиеся Стороны,
       принимая во  внимание,  что  для развития сотрудничества между
   народами и для гарантии их мира и безопасности, важно
       принять некоторые обязательства не прибегать к войне,
       поддерживать в  полной  гласности   международные   отношения,
   основанные на справедливости и чести,
       строго соблюдать     предписания     международного     права,
   признаваемые     отныне    действительным    правилом    поведения
   правительств,
       установить господство справедливости и добросовестно соблюдать
   все налагаемые Договорами  обязательства  во  взаимных  отношениях
   организованных   народов,   принимают  настоящий  Статут,  который
   учреждает Лигу Наций.

                                Статья 1

       Первоначальными членами   Лиги   Наций    являются    те    из
   подписавшихся,  имена  которых  значатся в Приложении к настоящему
   Статуту,  а  также  государства,  равным   образом   названные   в
   Приложении,  которые  приступят  к  настоящему Статуту безо всяких
   оговорок,  посредством декларации, сданной в Секретариат в течение
   двух  месяцев  по  вступлении в силу Статута,  о чем будет сделано
   оповещение другим членам Лиги.
       Все государства,  доминионы  или колонии,  которые управляются
   свободно и  которые  не  указаны  в  Приложении,  могут  сделаться
   членами  Лиги  если за их допущение выскажутся две трети Собрания,
   поскольку ими будут даны  действительные  гарантии  их  искреннего
   намерения  соблюдать  международные  обязательства и поскольку они
   примут  положения,  установленные  Лигой  касательно  их  военных,
   морских и воздушных сил и вооружений.
       Всякий член Лиги может,  после предварительного,  за два года,
   предупреждения,  выйти  из  Лиги,  при условии,  что он выполнил к
   этому моменту все  свои  международные  обязательства,  включая  и
   обязательства по настоящему Статуту.

                                Статья 2

       Деятельность Лиги,  как  она  определена  в настоящем Статуте,
   осуществляется Собранием и Советом, при которых состоит постоянный
   Секретариат.

                                Статья 3

       Собрание состоит из представителей членов Лиги.
       Оно собирается  в  установленное  время  и  во  всякий  другой
   момент,  если того требуют обстоятельства, в месте пребывания Лиги
   или в таком другом месте, какое может быть назначено.
       Собрание ведает  все вопросы,  которые входят в сферу действия
   Лиги или которые затрагивают всеобщий мир.
       Каждый член    Лиги    может   насчитывать   не   более   трех
   представителей в Собрании и располагает лишь одним голосом.

                                Статья 4

       Совет состоит   из   представителей    Главных    Союзных    и
   Объединившихся  держав,  а  также из представителей четырех других
   членов Лиги.  Эти четыре  члена  Лиги  назначаются  по  усмотрению
   Собрания  и  в те сроки,  которые оно пожелает избрать.  Впредь до
   первого назначения  Собранием,  представители  Бельгии,  Бразилии,
   Испании и Греции являются членами Совета.
       С одобрения большинства Собрания, Совет может назначать других
   членов  Лиги,  представительство  которых в Совете будет с тех пор
   постоянным.  Он может,  с такого же одобрения,  увеличивать  число
   членов   Лиги,   которые   будут  избраны  Собранием,  чтобы  быть
   представленными в Совете.
       Совет собирается,  когда  того требуют обстоятельства,  и,  по
   меньшей мере,  один раз в год, в месте пребывания Лиги или в таком
   другом месте, которое может быть назначено.
       Совет ведает все вопросы,  входящие в сферу действия Лиги  или
   затрагивающие всеобщий мир.
       Всякий член Лиги,  не представленный  в  Совете,  приглашается
   посылать  для  присутствия  в  нем  представителя,  когда  в Совет
   вносится вопрос, особенно затрагивающий его интересы.
       Каждый член  Лиги,  представленный в Совете,  располагает лишь
   одним голосом и имеет лишь одного представителя.

                                Статья 5

       Поскольку не имеется определенно противоположных постановлений
   настоящего  Статута  или  положений  настоящего Договора,  решения
   Собрания  или  Совета  принимаются   единогласно   членами   Лиги,
   представленными в собрании.
       Всякие вопросы  о   порядке   производства,   возникающие   на
   собраниях  Собрания  или Совета,  включая назначение комиссий,  на
   которые  возлагается  расследование  особых  случаев,  разрешаются
   Собранием  или  Советом, и  решение  выносится большинством членов
   Лиги, представленных на собрании.
       Первое собрание Собрания и первое собрание Совета состоятся по
   созыву Президента Соединенных Штатов Америки.

                                Статья 6

       Постоянный секретариат  устанавливается  в  месте   пребывания
   Лиги.   Он  заключает  в  себе  Генерального  секретаря,  а  также
   необходимых секретарей и необходимый персонал.
       Первый Генеральный секретарь указан в Приложении. Впоследствии
   Генеральный  секретарь  будет  назначаться  Советом  с   одобрения
   большинства Собрания.
       Секретари и  персонал  Секретариата  назначаются   Генеральным
   секретарем с одобрения Совета.
       Генеральный секретарь Лиги является по  должности  Генеральным
   секретарем Собрания и Совета.
       Расходы Секретариата   несут   члены   Лиги    в    пропорции,
   установленной для Международного бюро Всемирного почтового союза.

                                Статья 7

       Местом пребывания Лиги устанавливается Женева.
       Совет может во всякий момент решить установить его  во  всяком
   другом месте.
       Все должности в Лиге или  в  состоящих  при  ней  учреждениях,
   включая Секретариат, одинаково доступны мужчинам и женщинам.
       Представители членов  Лиги  и   ее   агенты   пользуются   при
   исполнении  своих  обязанностей  дипломатическими  привилегиями  и
   дипломатическим иммунитетом.
       Здания и земельные участки, занятые Лигой, ее учреждениями или
   под ее собрания, неприкосновенны.

                                Статья 8

       Члены Лиги признают,  что сохранение мира требует  ограничения
   национальных  вооружений до минимума,  совместимого с национальной
   безопасностью  и   с   выполнением   международных   обязательств,
   налагаемых общим выступлением.
       Совет, учитывая  географическое  положение  и  особые  условия
   каждого государства,  подготовляет планы этого ограничения в целях
   рассмотрения и вынесения решения различными Правительствами.
       Эти планы  должны  составить предмет нового рассмотрения, а, в
   случае надобности, пересмотра, по меньшей мере, каждые десять лет.
       После их    принятия    различными   Правительствами,   предел
   вооружений,  установленный таким образом,  не может быть превышаем
   без согласия Совета.
       Принимая во внимание,  что частное производство  снаряжения  и
   военного  материала  вызывает  серьезные  возражения,  члены  Лиги
   поручают Совету дать заключение о мерах,  способных устранить  его
   пагубные последствия, учитывая нужды членов Лиги, которые не могут
   изготовлять снаряжение и  военный  материал,  необходимые  для  их
   безопасности.
       Члены Лиги  обязуются   обмениваться   самым   откровенным   и
   исчерпывающим образом всеми сведениями, относящимися к масштабу их
   вооружений,  к их военным,  морским и  воздушным  программам  и  к
   состоянию  тех  из отраслей их промышленности,  которые могут быть
   использованы для войны.

                                Статья 9

       Постоянная комиссия будет образована  для  дачи  Совету  своих
   заключений  о  выполнении  постановлений  статей  1  и 8 и,  общим
   образом, о военных, морских и воздушных вопросах.

                               Статья 10

       Члены Лиги  обязуются  уважать  и  сохранять  против   всякого
   внешнего   нападения   территориальную   целость   и  существующую
   политическую независимость всех членов Лиги.  В случае  нападения,
   угрозы или опасности нападения, Совет указывает меры к обеспечению
   выполнения этого обязательства.

                               Статья 11

       Определенно объявляется,  что всякая война или  угроза  войны,
   затрагивает  ли  она  прямо,  или  нет,  кого-либо из членов Лиги,
   интересует Лигу в целом  и  что  последняя  должна  принять  меры,
   способные  действительным  образом оградить мир Наций.  В подобном
   случае  Генеральный  секретарь  немедленно   созывает   Совет   по
   требованию всякого члена Лиги.
       Кроме того,  объявляется,  что всякий член Лиги  имеет  право,
   дружественным  образом,  обратить  внимание Собрания или Совета на
   всякое обстоятельство, способное затронуть международные отношения
   и, следовательно грозящее поколебать мир или доброе согласие между
   нациями, от которого мир зависит.

                               Статья 12

       Все члены Лиги соглашаются,  что  если  между  ними  возникнет
   спор, могущий, повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо
   третейскому  разбирательству,  либо   рассмотрению   Совета.   Они
   соглашаются  еще,  что они ни в каком случае не должны прибегать к
   войне до истечения трехмесячного срока  после  решения  третейских
   судей или доклада Совета.
       Во всех  случаях,  предусмотренных   этой   статьей,   решение
   третейских судей должно быть вынесено в течение разумного срока, а
   доклад Совета должен  быть  составлен  в  течение  шести  месяцев,
   считая со дня представления спора на его рассмотрение.

                               Статья 13

       Члены Лиги  соглашаются,  что  если между ними возникнет спор,
   могущий,  по их мнению,  быть разрешенным третейским судом, и если
   этот   спор   не   может   быть   удовлетворительно   урегулирован
   дипломатическим  путем,  то  вопрос  будет  полностью   подвергнут
   третейскому разбирательству.
       Объявляются принадлежащими к числу вопросов, вообще подлежащих
   третейскому  разрешению,  споры,  которые  относятся  к толкованию
   какого-либо договора,  ко всякому вопросу международного права,  к
   наличию  всякого факта,  который,  будучи установлен,  составил бы
   нарушение международного обязательства,  или к  объему  и  способу
   возмещения, следуемого за такое нарушение.
       Третейским судом,  которому  передается  дело,  является  Суд,
   указанный  Сторонами  или  предусмотренный  в  их предшествовавших
   соглашениях.
       Члены Лиги   обязуются   выполнять   добросовестно  вынесенные
   решения и не прибегать к войне против члена Лиги,  который будет с
   ними   сообразоваться.   В   случае  невыполнения  решения,  Совет
   предлагает меры, которые должны обеспечить действие решения.

                               Статья 14

       Совету поручается   изготовить   проект   Постоянной    палаты
   Международного  Суда  и  представить  его членам Лиги.  Эта Палата
   будет ведать все споры международного характера,  которые  Стороны
   передадут ей. Она будет давать также консультативные заключения по
   всем спорам и по  всем  вопросам,  которые  будут  внесены  в  нее
   Советом или Собранием.

                               Статья 15

       Если между  членами  Лиги  возникнет спор,  могущий повлечь за
   собой разрыв,  и если этот спор не  будет  подвергнут  третейскому
   разбирательству,  предусмотренному  в  статье  13,  то  члены Лиги
   соглашаются представить его Совету.  Для этого  достаточно,  чтобы
   один  из  них указал на этот спор Генеральному секретарю,  который
   принимает все меры для полного расследования и рассмотрения.
       В кратчайший  срок  Стороны  должны  сообщить ему изложение их
   дела  со  всеми  относящимися  сюда  фактами   и   оправдательными
   документами.   Совет   может   распорядиться   об  их  немедленном
   опубликовании.
       Совет прилагает усилия к тому, чтобы обеспечить урегулирование
   спора.  Если ему это удается,  то он публикует в той мере, в какой
   сочтет   нужным,   изложение,  передающее  факты,  соответствующие
   разъяснения и условия этого урегулирования.
       Если спор  не  мог  быть  урегулирован,  то Совет составляет и
   публикует доклад,  принятый либо единогласно,  либо по большинству
   голосов,  для  осведомления  об  обстоятельствах  спора,  а  также
   решения,  предлагаемые им,  как наиболее справедливые  и  наиболее
   подходящие к случаю.
       Всякий член  Лиги,  представленный  в  Совете,  может   равным
   образом  публиковать изложение фактов, относящихся к спору  и свои
   собственные выводы.
       Если доклад   Совета   принят   единогласно,   при чем  голоса
   представителей   Сторон  не  учитываются  при  установлении  этого
   единогласия,  то члены Лиги обязуются не прибегать к войне  против
   всякой Стороны, которая сообразуется с выводами доклада.
       В том случае,  когда Совету не удастся достигнуть принятия его
   доклада всеми его членами,  кроме представителей всякой Стороны  в
   споре,  члены  Лиги  оставляют  за собой право поступать,  как они
   считают подходящим для сохранения права и правосудия.
       Если одна из Сторон утверждает и если Совет признает, что спор
   касается   вопроса,    предоставляемого    международным    правом
   исключительно  ведению  этой Стороны,  то Совет констатирует это в
   докладе,  не предлагая,  однако, какого-либо решения. Совет может,
   во всех случаях, предусмотренных в настоящей статье, внести спор в
   Собрание.  Собрание должно будет  заниматься  рассмотрением  спора
   также  и  по  ходатайству одной из Сторон;  это ходатайство должно
   быть представлено в течение четырнадцати дней,  считая с  момента,
   когда спор внесен в Совет.
       Во всяком деле,  переданном Собранию,  постановления настоящей
   статьи и статьи 12,  относящиеся к действиям и полномочиям Совета,
   равным образом применяются к  действиям  и  полномочиям  Собрания.
   Условлено,   что   доклад,   составленный  Собранием  с  одобрения
   представителей членов Лиги, представленных в Совете, и большинства
   других членов Лиги,  за исключением в каждом случае представителей
   Сторон,  имеет ту  же  силу,  как  и  доклад  Совета,  единогласно
   принятый его членами, кроме представителей Сторон.

                               Статья 16

       Если член    Лиги    прибегает    к   войне,   в   противность
   обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15, то он ipso facto
   рассматривается,  как  совершивший  акт  войны  против всех других
   членов Лиги.  Последние обязуются немедленно  порвать  с  ним  все
   торговые  или финансовые отношения,  воспретить все сношения между
   своими гражданами и гражданами государства,  нарушившего Статут, и
   прекратить  всякие финансовые,  торговые или личные сношения между
   гражданами  этого  государства  и   гражданами   всякого   другого
   государства, является ли оно членом Лиги или нет.
       В этом    случае    Совет    обязан    предложить    различным
   заинтересованным  Правительствам  тот  численный  состав  военной,
   морской или воздушной силы, посредством которого члены Лиги будут,
   по    принадлежности,    участвовать    в    вооруженных    силах,
   предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги.
       Члены Лиги  соглашаются,  кроме  того,  оказывать  друг  другу
   взаимную поддержку при применении экономических и финансовых  мер,
   которые  должны  быть  приняты  в  силу  настоящей  статьи,  чтобы
   сократить  до  минимума  могущие  проистечь  из   них   потери   и
   неудобства.  Они, равным образом, оказывают взаимную поддержку для
   противодействия  всякой  специальной  мере,  направленной   против
   одного  из  них  государством,  нарушившим  Статут.  Они принимают
   необходимые  постановления  для  облегчения   прохода   через   их
   территорию  сил всякого члена Лиги,  участвующего в общем действии
   для поддержания уважения к обязательствам Лиги.
       Может быть исключен из Лиги всякий член,  оказавшийся виновным
   в  нарушении  одного  из  обязательств,  вытекающих  из   Статута.
   Исключение   выносится   голосами   всех  остальных  членов  Лиги,
   представленных в Совете.

                               Статья 17

       В случае спора между двумя государствами, из которых лишь одно
   является  членом  Лиги  или  из  которых  ни одно не входит в нее,
   государство  или  государства,  посторонние   Лиге,   приглашаются
   подчиниться   обязательствам,   лежащим   на  ее  членах  в  целях
   урегулирования   спора,   на    условиях,    признанных    Советом
   справедливыми.  Если  это приглашение принимается,  то применяются
   постановления статей 12 - 16,  с соблюдением изменений,  сочтенных
   Советом необходимыми.
       После посылки этого приглашения, Совет открывает расследование
   об обстоятельствах спора и предлагает такую меру,  которая кажется
   ему лучшей и наиболее действительной в данном случае.
       Если приглашенное  государство,  отказываясь  принять  на себя
   обязанности члена Лиги в целях урегулирования спора,  прибегнет  к
   войне   против  члена  Лиги,  то  к  нему  применимы постановления
   статьи 16.
       Если обе  приглашенные  Стороны  отказываются  принять на себя
   обязанности члена Лиги в  целях  урегулирования  спора,  то  Совет
   может принять всякие меры и сделать всякие предложения,  способные
   предупредить  враждебные  действия   и   привести   к   разрешению
   конфликта.

                               Статья 18

       Всякие международные договоры или международные обязательства,
   заключаемые  в  будущем  членом  Лиги,  должны   быть   немедленно
   зарегистрированы  Секретариатом  и опубликованы им возможно скоро.
   Никакие  из  этих  международных  договоров  или  обязательств  не
   сделаются обязательными, пока не будут зарегистрированы.

                               Статья 19

       Собрание может  от  времени  до времени приглашать членов Лиги
   приступить   к   новому   рассмотрению   договоров,    сделавшихся
   неприменимыми, а также международных положений, сохранение которых
   могло бы подвергнуть опасности всеобщий мир.

                               Статья 20

       Члены Лиги признают,  - каждый,  поскольку то его касается,  -
   что  настоящий  Статут  отменяет  все обязательства или соглашения
   inter se,  несовместимые с его условиями, и торжественно обязуются
   подобных в будущем не заключать.
       Если до  своего  вступления  в  Лигу   член   взял   на   себя
   обязательства,  несовместимые  с  условиями Статута,  то он должен
   принять немедленные меры к освобождению себя от этих обязательств.

                               Статья 21

       Международные обязательства,  такие, как договоры о третейском
   разбирательстве,   и   ограниченные  пределами  известных  районов
   соглашения,  как доктрина Монрое,  которые обеспечивают сохранение
   мира,  не  рассматриваются,  как  несовместимые  с  каким-либо  из
   постановлений настоящего Статута.

                               Статья 22

       Следующие принципы  применяются  к  колониям  и   территориям,
   которые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств,
   управлявших ими перед тем,  и которые населены  народами,  еще  не
   способными   самостоятельно   руководить  собой  в  особо  трудных
   условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов
   составляет  священную  миссию  цивилизации,  и  подобает  включить
   гарантии осуществления этой миссии в настоящий Статут.
       Лучший метод  практически провести этот принцип - это доверить
   опеку над этими народами передовым нациям,  которые,  в силу своих
   ресурсов, своего опыта или своего географического положения, лучше
   всего в состоянии взять на  себя  эту  ответственность  и  которые
   согласны  ее  принять:  они  осуществляли  бы эту опеку в качестве
   Мандатариев и от имени Лиги.
       Характер мандата должен различаться сообразно степени развития
   народа,  географического положения  территории,  ее  экономических
   условий и всяких других аналогичных обстоятельств.
       Некоторые области,  принадлежавшие ранее Оттоманской  империи,
   достигли такой степени развития,  что их существование, в качестве
   независимых наций, может быть временно признано, под условием, что
   советы  и  помощь Мандатария будут направлять их управление впредь
   до того момента,  когда они окажутся  способными  сами  руководить
   собой.  Пожелания этих областей должны быть прежде всего приняты в
   соображение при выборе Мандатария.
       Степень развития, на которой находятся другие народы, особенно
   народы Центральной Африки,  требует,  чтобы Мандатарий взял там на
   себя управление территорией на условиях,  которые,  запрещая такие
   злоупотребления,  как торг рабами,  торговля  оружием  и  торговля
   алкоголем,  будут гарантировать свободу совести и религии без иных
   ограничений,  кроме  тех,  которые   может   наложить   сохранение
   публичного порядка и добрых нравов, и кроме воспрещения воздвигать
   укрепления или военные или морские базы и давать военное  обучение
   туземцам,  если  это  не  делается для полицейской службы и защиты
   территории,  и которые будут обеспечивать также другим членам Лиги
   условия равенства обмена и торговли.
       Наконец, есть территории,  такие,  как Юго-Западная  Африка  и
   некоторые  острова  южной части Тихого Океана,  которые вследствие
   малой плотности своего населения,  своей ограниченной поверхности,
   своей  отдаленности  от центров цивилизации,  своей географической
   смежности с территорией Мандатария,  или других обстоятельств,  не
   могли  бы лучше управляться как по законам Мандатария,  в качестве
   составной  части  его  территории,  с  соблюдением,  в   интересах
   туземного населения, предусмотренных выше гарантий.
       Во всех случаях Мандатарий должен посылать в  Совет  ежегодный
   доклад касательно территорий, которые ему поручены.
       Если степень  власти,  контроля  или  управления,   подлежащих
   осуществлению      Мандатарием,     не     составляла     предмета
   предшествовавшего  соглашения  между  членами  Лиги,  то  по  этим
   пунктам последует определенное постановление Совета.
       Постоянной комиссии будет поручено принимать  и  рассматривать
   ежегодные  доклады  Мандатариев и давать Совету свое заключение по
   всяким вопросам, относящимся к выполнению мандатов.

                               Статья 23

       С соблюдением постановлений международных соглашений,  которые
   существуют в настоящее время или будут заключены впоследствии, и в
   согласии с ними, члены Лиги:
       a) приложат  усилия  к обеспечению и сохранению справедливых и
   гуманных условий труда для мужчины,  женщины и  ребенка  на  своих
   собственных  территориях,  а  также и во всех странах,  на которые
   распространяются  их  торговые  и  промышленные  отношения,  и   к
   учреждению  и  содержанию  с  этой целью необходимых международных
   организаций;
       b) обязуются   обеспечить  справедливый  режим  для  туземного
   населения на территориях, подчиненных их управлению;
       c) поручают  Лиге  общий  контроль  над соглашениями по поводу
   торга женщинами и детьми,  торговли  опиумом  и  другими  вредными
   веществами;
       d) поручают  Лиге  общий  контроль  над  торговлей  оружием  и
   снаряжением  со  странами,  в  которых контроль над этой торговлей
   необходим в общих интересах;
       e) примут необходимые постановления, чтобы обеспечить гарантию
   и сохранение свободы сообщений и транзита,  а  также  справедливый
   режим для торговли всех членов Лиги, при чем условлено, что особые
   потребности   местностей,   разоренных  в  течение  войны  1914  -
   1918 годов, должны быть приняты во внимание;
       f) приложат усилия, чтобы принять меры международного порядка,
   для предупреждения болезней и борьбы с ними.

                               Статья 24

       Все международные   бюро,   ранее   учрежденные  коллективными
   договорами,  будут,  под условием согласия Сторон,  поставлены под
   руководство  Лиги.  Всякие  другие  международные  бюро  и  всякие
   комиссии по урегулированию дел  международного  значения,  которые
   будут созданы впоследствии, будут поставлены под руководство Лиги.
       По всем вопросам международного значения,  регулируемым общими
   соглашениями,  но  не  подчиненным контролю международных комиссий
   или  бюро,  Секретариат  Лиги  должен  будет,  если  Стороны  того
   потребуют  и  Совет  на то согласится,  собирать и сообщать всякие
   нужные сведения  и  оказывать  всякое  необходимое  и  желательное
   содействие.
       Совет может постановить о  включении  в  расходы  Секретариата
   расходов  всякого бюро или комиссии,  поставленных под руководство
   Лиги.

                               Статья 25

       Члены Лиги  обязуются  поощрять  и  облегчать   учреждение   и
   сотрудничество   добровольных  национальных  организаций  Красного
   Креста,  надлежаще разрешенных, имеющих задачею улучшение здравия,
   предупредительную  борьбу  с  болезнями  и  смягчение страданий на
   свете.

                               Статья 26

       Поправки к настоящему Статуту будут  вступать  в  силу  по  их
   ратификации  теми  членами Лиги,  представители которых составляют
   Совет,  и  большинством  тех,   представители   которых   образуют
   Собрание.
       Всякий член  Лиги  волен  не  принять  поправок,  внесенных  в
   Статут, в каковом случае он перестает входить в состав Лиги.


                                                           Приложение

                  I. Первоначальные члены Лиги Наций,
                          подписавшие Договор

       Соединенные Штаты Америки.    Гаити.
       Бельгия.                      Геджас.
       Боливия.                      Гондурас.
       Бразилия.                     Италия.
       Британская Империя.           Япония.
           Канада.                   Либерия.
           Австралия.                Никарагуа.
           Южная Африка.             Панама.
           Новая Зеландия.           Перу.
           Индия.                    Польша.
       Китай.                        Португалия.
       Куба.                         Румыния.
       Эквадор.                      Сербо-Хорвато-Словенское
                                      Государство.
       Франция.                      Сиам.
       Греция.                       Чехо-Словакия.
       Гватемала.                    Уругвай.

             Государства, приглашенные приступить к Статуту

       Аргентина.                    Нидерланды.
       Чили.                         Персия.
       Колумбия.                     Сальвадор.
       Дания.                        Швеция.
       Испания.                      Швейцария.
       Норвегия.                     Венецуэла.
       Парагвай.

              II. Первый Генеральный секретарь Лиги Наций

       Почтенный Сэр  Джемс Эрик Друммонд,  Командор Ордена Михаила и
   Георгия, Кавалер Ордена Бани.

                       ЧАСТЬ II. ГРАНИЦЫ ГЕРМАНИИ

                               Статья 27

       Границы Германии будут определены следующим образом:
       1. С Бельгией:
       От общего пункта на трех границах бельгийской, нидерландской и
   германской и к югу:
       Северо-восточная граница   бывшей   территории    нейтрального
   Морэнэ,  затем восточная граница округа Эйпен, затем граница между
   Бельгией и округом  Монжуа,  затем  северо-восточная  и  восточная
   границы   округа   Мальмеди   до  пункта  встречи  ее  с  границей
   Люксембурга.
       2. С Люксембургом:
       Граница к 3 августа 1914 года до ее смычки с границей  Франции
   к 18 июля 1870 года.
       3. С Францией:
       Граница к  18  июля  1870  года  от Люксембурга до Швейцарии с
   соблюдением постановлений статьи 48 отдела IV  (Саарский  Бассейн)
   части III.
       4. Со Швейцарией:
       Существующая граница.
       5. С Австрией:
       Граница к  3  августа 1914 года от Швейцарии до Чехо-Словакии,
   определенная ниже.
       6. С Чехо-Словакией:
       Граница к 3 августа 1914 года между Германией и  Австрией,  от
   пункта  встречи ее с бывшей административной границей,  отделяющей
   Богемию от провинции  Верхней  Австрии,  до  северной  оконечности
   выступа   бывшей   провинции  Австрийской  Силезии,  расположенной
   приблизительно в 8 километрах на восток от Нейштадта.
       7. С Польшей:
       От определенного выше пункта и  до  пункта,  который  надлежит
   установить на месте, приблизительно в двух километрах к востоку от
   Лорцендорфа:
       граница, как  она  будет  определена  согласно  со  статьей 88
   настоящего Договора;
       оттуда на  север  и  до  пункта,  где административная граница
   Познани пересекает реку Барч:
       линия, подлежащая   определению  на  месте  и  оставляющая  за
   Польшей  местности:  Скоришау,  Рейхталь,  Трембачау,  Кунцендорф,
   Шлейзе,   Гросс-Козел,   Штрейберсдорф,  Риппин,  Фюрстлих-Нифкен,
   Павелау,  Чешен,  Конрадау,  Иоганнисдорф, Модзенове, Богдай, а за
   Германией местности:  Лорцендорф,  Каульвиц, Глауше, Дальберсдорф,
   Резевиц,  Штрадам,  Гросс-Вартенберг,  Крашен,  Ней-Миттельвальде,
   Домаславиц, Ведельсдорф, Чешен-Гаммер;
       оттуда на северо-запад  административная  граница  Познани  до
   пункта, где она пересекает железную дорогу Равич-Геррнштадт;
       оттуда до  пункта,  где   административная   граница   Познани
   пересекает дорогу Рейзен-Чирнау:
       линия, подлежащая определению на месте и  проходящая  западнее
   Трибуша и Габеля и восточнее Заборвиц;
       оттуда административная граница Познани до пункта встречи ее с
   восточной административной границей уезда (Kreis) Фрауштадт;
       оттуда на северо-запад и до пункта, который должен быть выбран
   на дороге между местностями Унруштадт и Копниц:
       линия, подлежащая определению на месте и  проходящая  западнее
   местностей  Гейерсдорф,  Бренно,  Фелен,  Альтклостер,  Клебель  и
   восточнее  местностей  Ульберсдорф,   Бухвальд,   Ильген,   Вейне,
   Люпитце, Швентен;
       оттуда на север и до самого северного пункта озера Хлоп:
       линия, подлежащая  определению  на  месте  следуя  по линии по
   средине озер; однако, город и станция Бенчен (включая смычку линий
   Швибус-Бенчен и Цюллихау-Бенчен) остаются на польской территории;
       оттуда на северо-восток и до  пункта  встречи  границы  уездов
   (Kreise) Шверин, Бирнбаум и Мезериц:

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное