Стр. 1
ГУБЕРНАТОР ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 1999 г. N 260-пг
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2000 ГОДЫ
В соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости
населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года N 1032-1
(в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) и
в целях реализации Концепции региональной политики содействия
занятости населения Ленинградской области на 1999-2000 годы,
утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от
2 октября 1998 года N 35, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости
населения Ленинградской области на 1999-2000 годы.
2. Департаменту федеральной государственной службы занятости
населения по Ленинградской области (Рожков В.Д.):
2.1. Совместно с областными и муниципальными органами
управления организовать реализацию мероприятий Программы и
обеспечить контроль за ее выполнением.
2.2. Представить в Правительство Ленинградской области в первом
квартале 2000 года отчет о выполнении мероприятий Программы за
1999 год.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-
губернатора Ленинградской области - председателя комитета по
экономике и инвестициям Дваса Г.В.
Первый вице-губернатор
Ленинградской области -
председатель комитета финансов
А.Яковлев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Губернатора
Ленинградской области
от 13.08.1999 N 260-пг
(приложение)
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1999-2000 ГОДЫ
Одобрена координационным комитетом содействия занятости
населения Ленинградской области,
протокол N 1 от 14 апреля 1999 года
Согласована:
Министерство труда и социального
развития Российской Федерации,
заместитель министра Москвина М.В.
30 июня 1999 года, исх. N 4400-ММ
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2000 ГОДЫ
Наименование Программа содействия занятости населения
программы: Ленинградской области на 1999-2000 годы
Основание статья 15 Закона Российской Федерации "О
для разработки занятости населения в Российской Федерации",
программы: постановление Губернатора Ленинградской
области от 30 декабря 1998 года N 440-пг "О
разработке областной и муниципальных программ
содействия занятости населения Ленинградской
области на 1999-2000 годы"
Государственный Министерство труда и социального развития
заказчик: Российской Федерации
Основные Департамент федеральной государственной службы
разработчики занятости населения по Ленинградской области,
программы: рабочая группа из представителей комитетов
Правительства Ленинградской области,
межправительственных организаций, образованная
постановлением Губернатора Ленинградской
области от 30 декабря 1998 года N 440-пг
Цели и задачи Реализация государственной политики занятости
программы, путем:
важнейшие развития гибкости рынка труда;
целевые увеличения уровня занятости;
показатели: переориентации экономически активного
населения на новые формы трудовых отношений;
повышения стимулов к активному поиску работы
безработными;
смягчения социальных последствий
высвобождения рабочей силы;
повышения сбалансированности количества
предложений рабочей силы и числа рабочих мест;
предупреждения массовой безработицы на
муниципальных рынках труда;
создания новых и повышения эффективности
существующих рабочих мест;
развития кадрового потенциала путем
совершенствования системы обучения,
переобучения, переподготовки и повышения
квалификации кадров;
роста мобильности трудовых ресурсов
Сроки реализации 1999-2000 годы
программы:
Объемы финансовые затраты на реализацию программы из
и источники Государственного фонда занятости населения
финансирования: Российской Федерации в 1999 году составят
308,5 миллиона рублей, в том числе: средства
федерального бюджета, направляемые на
финансирование мероприятий, влияющих на
состояние рынка труда, составят в 1999 году -
37,1 миллиона рублей; областного бюджета -
256,4 миллиона рублей; муниципальных бюджетов
- 13,8 миллиона рублей.
Ожидаемые Реализация программы в течение 1999-2000 годов
конечные позволит:
результаты обеспечить среднегодовой уровень
реализации регистрируемой безработицы в 1999-2000 годах в
программы: пределах 5,1%;
оказать консультационные услуги по вопросам
трудоустройства 180 тысячам человек, в том
числе в 1999 году - 90 тысячам человек;
повысить сбалансированность спроса и
предложения рабочей силы на рынке труда и
оказать содействие в трудоустройстве 59,3
тысячи жителей области (в 1999 году - 27,8
тысячи человек, в 2000 году - 31,5 тысячи
человек);
обеспечить участие в общественных работах
2730 человек, в том числе: в 1999 году - 1250
человек, в 2000 году - 1480 человек;
обеспечить временное трудоустройство 2403
человек, в том числе: в 1999 году - 1029
человек, в 2000 году - 1374 человек;
трудоустроить на временные рабочие места
6816 несовершеннолетних подростков, в том
числе: в 1999 году - 4300 человек, в 2000 году
- 4500 человек;
поддержать предпринимательскую инициативу
1350 человек, в том числе: в 1999 году - 650
человек, в 2000 году - 700 человек;
предоставить возможность получения
необходимых для последующего трудоустройства
профессиональных навыков и знаний более 8915
безработным гражданам, в том числе: в 1999
году - 4915 человекам, в 2000 году - 4000
человек;
провести профориентационную работу со 110
тысячами человек, в том числе: в 1999 году с
52,2 тысячи человек, в 2000 году - 57,8 тысячи
человек;
создать 8868 новых рабочих мест, в том
числе: в 1999 году - 3863 рабочих места, в
2000 году - 5005 рабочих мест;
сохранить 19152 действующих рабочих места, в
том числе: в 1999 году - 9281 рабочее место, в
2000 году - 9871 рабочее место;
поддержать доходы 168 тысяч безработных
граждан, в том числе: в 1999 году - 90 тысяч
безработных, при среднемесячной численности
безработных, получающих пособие, 34,0 тысячи
человек, в 2000 году - 78 тысяч безработных,
при среднемесячной численности безработных,
получающих пособие, 34,3 тысячи человек;
предоставить возможность выхода на досрочную
пенсию 300 безработным ежегодно
Система Контроль за реализацией программы осуществляет
организации Департамент федеральной государственной службы
контроля за занятости населения по Ленинградской области
выполнением совместно с подразделениями Правительства
программы: Ленинградской области при участии органов
исполнительной власти муниципальных
образований
Введение
Программа содействия занятости населения Ленинградской области
на 1999-2000 годы (далее Программа) сориентирована на ускорение
рыночных преобразований в трудовой сфере в целях осуществления
структурных сдвигов в экономике, повышения эффективности труда,
изменения трудового менталитета и развития гибкого рынка труда.
Основные положения Программы определены на основании:
Федеральной целевой программы содействия занятости населения
Российской Федерации на 1998-2000 годы, утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998
года N 828;
прогноза ситуации на рынке труда на краткосрочную и
среднесрочную перспективу, доведенного письмом министра труда и
социального развития Российской Федерации от 30 сентября 1998 года
N 1916-Пр;
рекомендаций по разработке и корректировке территориальных
программ содействия занятости населения на 1999 год (письмо
Минтруда России от 9 декабря 1998 года N 479-13);
Концепции региональной политики содействия занятости населения
Ленинградской области на 1999-2000 годы, утвержденной
постановлением Правительства Ленинградской области от 2 октября
1998 года N 35.
Подготовка Программы осуществлялась с учетом прогноза социально-
экономического развития Российской Федерации на 1998-2000 годы,
разработанного Министерством экономики Российской Федерации, а
также прогноза социально-экономического развития Ленинградской
области на 1999-2000 годы.
В разработке Программы принимали участие представители
комитетов Правительства Ленинградской области:
- комитета по экономике и инвестициям (подразделы 1.4.1.
Прогнозируемый спрос на рабочую силу в 1999-2000 годы, 3.2.
Инвестиционная политика по созданию рабочих мест, приложение к
Программе "Расходы федерального, регионального и местного бюджетов
на реализацию инвестиционных и социальных программ, оказывающих
влияние на состояние рынка труда");
- комитета по труду и социальной защите населения (подраздел
1.4. Прогноз спроса и предложения рабочей силы, разделы 5.
Мероприятия по обеспечению качества рабочей среды, 7. Мероприятия
социальной интеграции по поддержке граждан с особыми
потребностями);
- комитета общего и профессионального образования (подразделы
1.4. Прогноз спроса и предложения рабочей силы, 7.6. Содействие
занятости выпускников учебных заведений);
- комитета промышленности (подраздел 1.4.3. Отраслевые проблемы
занятости в 1999-2000 годах);
- комитета пищевой, перерабатывающей промышленности и
потребительского рынка (подраздел 1.4.3. Отраслевые проблемы
занятости в 1999-2000 годах);
- комитета по лесу (подразделы 1.4.3. Отраслевые проблемы
занятости в 1999-2000 годах, 6.3. Временная занятость и
общественные работы);
- комитета по лесопромышленному комплексу (подраздел 1.4.3.
Отраслевые проблемы занятости в 1999-2000 годах);
- комитета по сельскому хозяйству (подразделы 1.4.3. Отраслевые
проблемы занятости в 1999-2000 годах, 6.4. Содействие развитию
предпринимательской инициативы и самозанятости);
- комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и
туризму (подразделы 7.4. Содействие занятости молодежи, 7.5.
Временная занятость несовершеннолетних подростков).
В качестве реализации мер, предусмотренных Концепцией
региональной политики содействия занятости населения Ленинградской
области на 1999-2000 годы (постановление Правительства области от
2 октября 1998 года N 35), в Программу включены мероприятия,
осуществляемые при взаимодействии с Леноблкомимуществом.
Кроме того, в разработке Программы приняли участие
межправительственные организации:
- Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и
Ленинградской области (подразделы 1.4. Прогноз спроса и
предложения рабочей силы, 7.8. Содействие трудовой занятости
граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание);
- Миграционная служба Санкт-Петербурга и Ленинградской области
(подразделы 1.4. Прогноз спроса и предложения рабочей силы, 7.9.
Содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев,
регулирование трудовой миграции);
- Ленинградский областной комиссариат (подраздел 1.4. Прогноз
спроса и предложения рабочей силы).
В разработанной Программе учтены предложения Ленинградского
областного правления Всероссийского общества инвалидов (подраздел
7.1. Поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью).
Программа определяет основные направления и приоритеты
государственной политики занятости на 1999-2000 годы. Реализация
мероприятий Программы будет осуществляться в основном путем
выполнения муниципальных программ содействия занятости.
Программа рассчитана на дальнейшую консолидацию усилий
областных и муниципальных органов исполнительной власти,
деятельность которых влияет на состояние занятости, а также
объединений работодателей и объединений профсоюзов. Она
предполагает реализацию мероприятий по содействию трудоустройству
незанятых граждан в увязке с экономическими возможностями
расширения сферы приложения труда, предстоящим реформированием
системы оплаты труда, профессионального образования и социального
обеспечения.
Программа базируется на разграничении функций и ответственности
между областными органами государственной власти и органами
государственной власти муниципальных образований по регулированию
рынка труда с целью повышения их роли в реализации политики
занятости. Финансирование мероприятий по содействию занятости
населения осуществляется на местах в основном за счет средств
Государственного фонда занятости населения Российской Федерации
(ГФЗН), формируемого в Ленинградской области, а также областного и
местных бюджетов и других источников.
Основное внимание в Программе уделяется решению экономических и
социальных проблем перехода к эффективной занятости как за счет
содействия формированию прогрессивной структуры занятости, так и
смягчения социальных последствий неизбежного ускорения
высвобождения рабочей силы, в том числе в связи с банкротством
предприятий.
Используемые в Программе понятия означают следующее:
трудовые ресурсы - лица трудоспособного возраста (за
исключением неработающих инвалидов труда и войны первой и второй
групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях),
а также работающие лица нетрудоспособного возраста;
занятые - лица трудоспособного возраста и старше, а также
младших возрастов, работающие по найму за вознаграждение на
условиях полного или неполного рабочего времени, не по найму, на
приносящей доход работе, самостоятельно или у отдельных граждан,
без оплаты на семейном предприятии;
незанятые - лица трудоспособного возраста и старше (если
последние ищут работу), которые не имеют работы (доходного
занятия);
безработица - явление в экономике, при котором часть
экономически активного населения, желающая работать, не может
применить свою рабочую силу. Выделяются следующие виды
безработицы:
сезонная, которая обусловлена сезонным характером деятельности
организации;
структурная, которая вызвана несоответствием структуры рабочих
мест структуре рабочей силы;
скрытая (завуалированная), которая характеризуется накоплением
на предприятиях излишней, неэффективной рабочей силы, что приводит
к снижению производительности труда.
Безработица различается по продолжительности - временная (до 4
месяцев), застойная (от 4 до 12 месяцев) и хроническая (свыше
года);
безработные - лица трудоспособного возраста и старше, которые
не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и
готовы приступить к работе. Из них выделяются безработные,
официально зарегистрированные в органах государственной службы
занятости и получившие этот статус в соответствии с
законодательством Российской Федерации о занятости населения;
уровень общей безработицы - отношение численности безработных к
численности экономически активного населения (в процентах);
уровень регистрируемой безработицы - отношение численности
зарегистрированных безработных к численности экономически
активного населения (в процентах);
экономически активное население (рабочая сила) - часть
населения, включающая всех занятых и безработных граждан.
РАЗДЕЛ 1
ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Подраздел 1.1
Макроэкономические факторы
Положение в экономике Ленинградской области в течение 1997-1998
годов оставалось достаточно сложным, хотя темпы падения объемов
производства в ряде отраслей замедлились, а по отдельным отраслям
в 1998 году наметился рост.
Объем валового регионального продукта (ВРП) за 1998 год
составил в текущих ценах 19,9 миллиарда рублей. По сравнению с
1997 годом реальный объем ВРП снизился на 2,2%. В структуре
произведенного валового регионального продукта производство
товаров составило 60,4% (в 1997 году - 59,3%).
В январе-декабре 1998 года предприятиями Ленинградской области
было произведено промышленной продукции на 16,3 миллиарда рублей,
что составило 99,9% по отношению к соответствующему периоду 1997
года.
Крупными и средними предприятиями произведено промышленной
продукции на 15,6 миллиарда рублей (99,8%).
Прирост производства наблюдался в легкой промышленности на
18,3%, в химической и нефтехимической промышленности на 10,9%, в
лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
на 1,2%.
Наибольшее отставание допущено в машиностроении и
металлообработке (по полному кругу предприятий) на 30,1%, в
металлургической промышленности - на 29,1%, в энергетике - на 13%.
Валовая продукция сельского хозяйства в Ленинградской области в
1998 году составила в действующих ценах 6 миллиардов рублей и по
сравнению с 1997 годом уменьшилась на 13%, в том числе в
хозяйствах населения и фермеров - на 30%.
Объем продукции растениеводства уменьшился на 32%,
животноводства увеличился на 8%.
Количество предприятий и организаций, поставленных на учет
Петербургкомстатом в Едином государственном регистре предприятий и
организаций (ЕГРПО) на 1 января 1999 года, составляет по области
26,2 тысячи единиц. За 1998 год количество предприятий и
организаций в ЕГРПО увеличилось на 7,7%.
Наибольшая доля предприятий (76,5%) относится к частной форме
собственности.
Сложное финансово-экономическое положение, в котором находились
многие предприятия региона, вызвало дополнительное давление на
рынок труда.
Сокращение объемов производства, взаимные неплатежи, задержки
выплат заработной платы, неполная занятость работающих привели к
активному движению кадров, уменьшению занятости населения.
Подраздел 1.2
Изменения в сфере занятости
Проводимые реформы обусловили количественные и качественные
изменения в сфере занятости населения Ленинградской области,
которые в последние годы характеризуются:
1) снижением численности населения, занятого экономической
деятельностью.
Наиболее существенным последствием кризисного проявления
макроэкономических факторов (спада производства, низкой
инвестиционной активности, бюджетных ограничений, инфляции и т.
д.) для рынка труда области стало сокращение спроса на рабочую
силу. За последние два года реформирования экономики численность
занятых уменьшилась на 7,0 тысячи человек<*> (с 679,0 тысячи
человек в 1997 году до 672,0 тысячи человек в 1998 году).
-------------------------------
<*> По данным комитета по экономике и инвестициям Ленинградской
области.
По данным Петербургкомстата в 1998 году среднесписочная
численность работников крупных и средних предприятий составила
405,7 тысячи человек и уменьшилась по сравнению с 1997 годом на
9,3 тысячи человек, или на 2,2%.
Из важных отраслей экономики наибольшее снижение численности по
сравнению с 1997 годом отмечено в строительстве - на 9,4%, науке и
научном обслуживании - на 6,7%, в сельском хозяйстве - на 6,4%, в
промышленности - на 4,8%, торговле и общественном питании - на
4,7%.
Вместе с тем в таких отраслях экономики как жилищно-
коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового
обслуживания населения по сравнению с 1997 годом отмечен рост
среднесписочной численности на 9,8%, в финансах, кредите,
страховании и пенсионном обеспечении - на 3,7%, в том числе в
банковской деятельности - на 2,1%.
В отраслях промышленности по сравнению с 1997 годом наибольшее
снижение численности произошло в машиностроении и металлообработке
- на 9,3%, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной -
на 7,7%, строительных материалов - на 7,2%, в легкой - на 7,0%,
цветной металлургии - на 5,2%, в топливной - на 4,0%.
Увеличение численности отмечено в электроэнергетике - на 2,2%,
пищевой - на 3,3%, мукомольно-крупяной и комбикормовой - на 1,3%,
полиграфической - на 0,3%;
2) перераспределением работающих по формам собственности.
В последние два года наметилась тенденция к увеличению
численности занятых вне государственного сектора.
По оценочным данным отделов занятости населения по состоянию на
начало 1999 года, в частном секторе трудилось 29,6% занятых в
экономике региона, в то время как в начале 1997 года на их долю
приходилось 20,7%;
3) превышением численности выбывающих с предприятий и
организаций над численностью принятых.
В 1997 году количество принятых на работу на крупные и средние
предприятия было меньше числа выбывших на 18,4 тысячи человек.
В 1998 году выбыло на 5,6 тысячи человек больше, чем принято на
работу. Уровень замещения выбывших работников принятыми составил
95% против 84,4% в 1997 году;
4) снижением активности процессов высвобождения работников.
В 1997 году с предприятий и организаций области было
высвобождено 13,4 тысячи работников, в 1998 году - всего 8,0
тысячи человек, т. е. на 5,4 тысячи человек меньше;
5) незначительным снижением масштабов вынужденной неполной
занятости.
В 1997 году 51,4 тысячи работников<*> (12,2% к среднесписочной
численности работников крупных и средних предприятий) находились в
отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной
платы по инициативе администрации. В 1998 году этот показатель
сократился до 40,2 тысячи человек (9,9%).
-------------------------------
<*> По данным Петербургкомстата.
Сократилось число работников, имевших вынужденные отпуска без
сохранения заработной платы, с 15,1 тысячи человек (3,6%
среднесписочной численности работников) в 1997 году до 11,7 тысячи
человек (2,9%) в 1998 году, то есть в 1,3 раза.
Наибольшие размеры неполной занятости отмечались на
предприятиях промышленности.
Отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной
платы по инициативе администрации в 1997 году в промышленности
имели 28,6% среднесписочной численности работников, в 1998 году -
25,9%. В строительстве за 1998 год в такие отпуска были отправлены
17,1%, материально-техническом снабжении и сбыте - 15,3%, науке и
научном обслуживании - 14,7%.
Кроме того, в 1998 году в режиме неполного рабочего времени в
области работало 27,4 тысячи работников (6,8%);
6) расширением вторичной занятости и занятости в неформальном
секторе.
Значительное распространение неполной занятости, задержка
выплаты заработной платы, а также сложности с трудоустройством
обусловили распространение вторичной и неформальной занятости.
В 1998 году 8,0 тысячи человек работали по совместительству,
9,0 тысячи человек выполняли работы по договорам подряда и другим
договорам гражданско-правового характера. Петербургкомстат из-за
отсутствия необходимых средств в последние годы не проводил
исследования по определению занятости в неформальном секторе,
однако очевидно, что из-за несовершенства законодательства о труде
и падения жизненного уровня населения, превышения предложения
рабочей силы над спросом на нее постоянно увеличивают занятость в
неформальном секторе;
7) снижением давления иностранной рабочей силы на рынок труда.
В 1997 году количество мигрантов, работавших в Ленинградской
области, составило 3,9 тысячи человек, в 1998 году - 3,1 тысячи
человек. От числа занятых в экономике региона это 0,6-0,5%.
Основную долю среди мигрантов составляют мужчины - 95,7%,
граждане республик бывшего СССР - 70,1%.
Наибольшее количество иностранной рабочей силы используется в
строительстве (в 1997 году - 60,1% общей численности работающих
иностранных рабочих, в 1998 году - 50,5%), в лесном хозяйстве (в
1997 году - 15,9%, в 1998 году - 28%), в промышленности (в 1997
году - 11,1%, в 1998 году - 9,7%);
8) недостаточным использованием интеллектуального потенциала,
обусловленным сокращением спроса на высококвалифицированную
рабочую силу, в наибольшей степени затронувшим
высокотехнологические отрасли, а также науку и научное
обслуживание;
9) отсутствием зачастую связи между трудовым вкладом работника
и его доходами, низким уровнем оплаты труда во многих отраслях, а
также длительными задержками выплаты заработной платы.
Процессы, наблюдавшиеся в сфере занятости населения, определяли
проблемы безработицы на территории области.
Подраздел 1.3
Характеристика безработицы в Ленинградской области
1.3.1. Динамика безработицы и ее основные показатели
В течение 1997-1998 годов проблема безработицы оставалась для
территории одной из острейших социальных проблем.
Ленинградская область входит в число 20 субъектов Российской
Федерации с наиболее высоким уровнем безработицы.
Вместе с тем за указанный период в этом направлении наметились
положительные тенденции, что подтверждается сокращением как общей,
так и регистрируемой безработицы.
В соответствии с данными Петербургкомстата состояние рынка
труда характеризуется хотя и незначительным, но снижением общей
численности безработных со 106,4 тысячи человек на 1 января 1998
года до 104 тысяч человек на 1 января 1999 года и сокращением
уровня общей безработицы с 13,6 до 13,4%.
В то же время численность официально зарегистрированных
Департаментом федеральной государственной службы занятости
населения по Ленинградской области безработных сократилась с
начала 1997 года с 49494 до 35674 человек на конец 1998 года, а
уровень регистрируемой безработицы с 6,3 до 4,6%.
Общее число безработных, с которыми работала служба занятости в
1998 году, составило 83660 человек, что на 13851 безработного, или
на 14,2%, меньше, чем в 1997 году.
Сокращение объемов регистрируемой безработицы обусловлено:
- снижением на 13697 человек численности безработных,
остававшихся на учете в начале анализируемых периодов (с 49494
человек на 1 января 1997 года до 35797 человек на 1 января 1998
года);
- снижением вновь поставленных за год на учет безработных (на
154 человека, или на 0,3%).
Число вновь зарегистрированных в 1998 году безработных
составило 47863 человека, из них наименьшее количество было
поставлено на учет в мае - 3078 человек (6,4% от годового),
наибольшее в октябре - 5060 человек (10,6%).
Сокращение регистрируемой безработицы происходило вплоть до
конца августа 1998 года, когда уровень безработицы снизился до
4,0%, а численность безработных составляла не более 31 тысячи
человек. За последние четыре месяца в условиях ухудшившейся
экономической и финансовой обстановки ситуация с занятостью
населения вновь обострилась, что привело к увеличению безработных
в регионе.
В то же время, благодаря активным действиям на рынке труда всех
заинтересованных структур Правительства области, службы занятости,
органов местного самоуправления муниципальных образований, удалось
к концу 1998 года не допустить стремительного, обвального роста
безработицы и сохранить ее уровень в пределах 4,6%, то есть таким
же, как в начале года.
При этом, несмотря на сокращение занятости населения в
формальном секторе экономики и общего спроса на рабочую силу,
увеличилось количество обращений в службу занятости со стороны
работодателей и число представленных ими вакансий.
Если на начало 1997 года число вакансий, заявленных
предприятиями и организациями области, в целом составляло лишь 731
единицу, то к концу 1998 года их было в службе занятости 1754
единицы, или в 2,4 раза больше.
1.3.2. Состав безработных, зарегистрированных в органах службы
занятости
Среди безработных области за прошедшие два года преобладали
женщины, их доля возросла с 59,6% в начале 1997 года до 62,4% в
конце 1998 года. Такая тенденция создает для женщин дополнительные
трудности при поиске работы, так как в предлагаемых работодателями
вакансиях преобладает спрос на мужские профессии.
По причинам выхода на рынок труда
Основной причиной выхода на рынок труда для безработных, ранее
имевших работу, являлось увольнение по собственному желанию. Доля
граждан, по своей инициативе покинувших прежнее место работы, хотя
несколько и снизилась к концу 1998 года, оставалась достаточно
высокой - 44,3% (таблица 1).
Можно отметить, что женщины более осторожно и взвешенно
принимали решения о добровольном расторжении трудовых отношений.
По этой причине оказались безработными к концу 1998 года только
42,2% женщин, мужчин - 47,8%.
Постепенно увеличивалась (с 16,2% на 1 января 1997 года до
18,6% на 1 января 1999 года) среди безработных доля высвобожденных
работников по причине сокращения численности штатов, реорганизации
и ликвидации предприятий.
Таблица 1
СОСТАВ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ БЕЗРАБОТНЫХ
ПО ПРИЧИНАМ ВЫХОДА НА РЫНОК ТРУДА
------------T--------------------------------T--------------------------------T--------------------------------¬
¦Безработные¦ На 1 января 1997 года ¦ На 1 января 1998 года ¦ На 1 января 1999 года ¦
¦ +----------T----------T----------+----------T----------T----------+----------T----------T----------+
¦ ¦ всего ¦ женщин ¦ мужчин ¦ всего ¦ женщин ¦ мужчин ¦ всего ¦ женщин ¦ мужчин ¦
¦ +-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+
¦ ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦
+-----------+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+
¦Численность¦49494¦100 ¦29511¦100 ¦19983¦100 ¦35797¦100 ¦21900¦100 ¦13897¦100 ¦35674¦100 ¦22273¦100 ¦13401¦100 ¦
¦зарегистри-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рованных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦безработных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Уволившиеся¦23691¦47,9¦13138¦44,5¦10553¦52,8¦15847¦44,3¦ 9199¦42,0¦ 6648¦47,8¦15819¦44,3¦ 9407¦42,2¦ 6412¦47,8¦
¦по собст-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦венному же-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ланию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Уволенные ¦ 2131¦ 4,3¦ 606¦ 2,1¦ 1525¦ 7,6¦ 1192¦ 3,3¦ 318¦ 1,5¦ 874¦ 6,3¦ 929¦ 2,6¦ 202¦ 0,9¦ 727¦ 5,4¦
¦за наруше-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ние трудо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вой дисцип-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Высвобож- ¦ 8009¦16,2¦ 6306¦21,4¦1703 ¦ 8,5¦ 6601¦18,4¦ 5038¦23,0¦ 1563¦11,3¦ 6638¦18,6¦ 5018¦22,5¦ 1620¦12,1¦
¦денные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Граждане, ¦ 538¦ 1,1¦ 238¦ 0,8¦ 300 ¦ 1,5¦ 527¦ 1,5¦ 271¦ 1,2¦ 256¦ 1,8¦ 654¦ 1,8¦ 320¦ 1,4¦ 334¦ 2,5¦
¦уволенные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦с военной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦службы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Лица, ¦ 411¦ 0,8¦ 38¦ 0,1¦ 373 ¦ 1,9¦ 357¦ 1,0¦ 51¦ 0,2¦ 306¦ 2,2¦ 265¦ 0,8¦ 31¦ 0,1¦ 234¦ 1,8¦
¦освобожден-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ные из мест¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лишения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦свободы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Выпускники ¦ 3313¦ 6,7¦ 2395¦ 8,1¦ 918 ¦ 4,6¦ 1959¦ 5,5¦ 1462¦ 6,7¦ 497¦ 3,6¦ 1860¦ 5,2¦ 1428¦ 6,4¦ 432¦ 3,2¦
¦общеобразо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦школ, выс-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ших, сред-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦них специ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦альных и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦профессио- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нально-тех-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учебных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦заведений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Другие ¦11401¦23,0¦ 6790¦23,0¦4611 ¦23,1¦ 9314¦26,0¦ 5561¦25,4¦ 3753¦27,0¦ 9509¦26,7¦ 5867¦26,5¦ 3642¦27,2¦
¦причины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+-----
Обращает на себя внимание тот факт, что среди безработных
женщин высвобожденных почти в два раза больше (22,5%), чем среди
мужчин (12,1%). Это говорит об актуальности проблемы профилактики
дискриминации на рынке труда.
Важным моментом в изменении состава безработных следует считать
сокращение в течение двух лет с 6,7 до 5,2% доли безработных,
которые обратились за содействием в трудоустройстве после
окончания учебы в вузах, средних специальных учебных заведениях,
профтехучилищах, школах.
По образованию
Изучение социального состава безработных за 1997-1998 годы
показало, что большинство клиентов службы занятости имеет
недостаточный образовательный уровень - только среднее общее
образование и неполное среднее образование (таблица 2).
Удельный вес безработных, не имеющих профессионального
образования, несмотря на наметившуюся тенденцию к сокращению,
значительный и составил на 1 января 1999 года 44,8%.
Высшее профессиональное образование имел только каждый
одиннадцатый безработный, среднее профессиональное образование и
начальное профессиональное образование - каждый второй.
По возрасту
За последние два года в соотношении возрастных групп произошли
некоторые изменения.
Немного уменьшилась (с 30 до 28,8%) доля молодежи в возрасте 16-
29 лет (таблица 3).
Число лиц предпенсионного возраста сократилось в 2,7 раза. В
общей численности безработных их доля снизилась с 7,4 до 3,8%.
При этом доля других возрастов (от 30 лет до предпенсионного)
возросла с 62,6 до 67,4%.
Таблица 2
СОСТАВ БЕЗРАБОТНЫХ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
------------T--------------------------------T--------------------------------T--------------------------------¬
¦Безработные¦ На 1 января 1997 года ¦ На 1 января 1998 года ¦ На 1 января 1999 года ¦
¦ +----------T----------T----------+----------T----------T----------+----------T----------T----------+
¦ ¦ всего ¦ женщин ¦ мужчин ¦ всего ¦ женщин ¦ мужчин ¦ всего ¦ женщин ¦ мужчин ¦
¦ +-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+
¦ ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦
+-----------+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+
¦Численность¦49494¦100 ¦29511¦100 ¦19983¦100 ¦35797¦100 ¦21900¦100 ¦13897¦100 ¦35674¦100 ¦22273¦100 ¦13401¦100 ¦
¦зарегистри-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рованных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦безработных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Имеющие ¦ 3880¦ 7,8¦ 2578¦ 8,7¦ 1302¦ 6,5¦ 2836¦ 7,9¦ 1849¦ 8,5¦ 987¦ 7,1¦ 3119¦ 8,7¦ 2132¦ 9,6¦ 987¦ 7,4¦
¦высшее про-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦фессиональ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ное образо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Имеющие ¦10343¦20,9¦ 7721¦26,2¦ 2622¦13,1¦ 7395¦20,7¦ 5737¦26,2¦ 1658¦11,9¦ 8143¦22,8¦ 6327¦28,4¦ 1816¦13,5¦
¦среднее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦профессио- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нальное об-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦разование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Имеющие ¦ 9487¦19,2¦ 5405¦18,3¦ 4082¦20,4¦ 7402¦20,7¦ 4321¦19,7¦ 3081¦22,2¦ 8444¦23,7¦ 4710¦21,1¦ 3734¦27,9¦
¦начальное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦профессио- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нальное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образование¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Имеющие ¦16708¦33,8¦ 9764¦33,1¦ 6944¦34,8¦12294¦34,3¦ 7388¦33,7¦ 4906¦35,3¦11054¦31,0¦ 6836¦30,7¦ 4218¦31,5¦
¦среднее об-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦щее образо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Не имеющие¦ 9076¦18,3¦ 4043¦13,7¦ 5033¦25,2¦ 5870¦16,4¦ 2605¦11,9¦ 3265¦23,5¦ 4914¦13,8¦ 2268¦10,2¦ 2646¦19,7¦
¦полного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦среднего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образования¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+-----
Таблица 3
СОСТАВ БЕЗРАБОТНЫХ ПО ВОЗРАСТУ
------------T--------------------------------T--------------------------------T--------------------------------¬
¦Безработные¦ На 1 января 1997 года ¦ На 1 января 1998 года ¦ На 1 января 1999 года ¦
¦ +----------T----------T----------+----------T----------T----------+----------T----------T----------+
¦ ¦ всего ¦ женщин ¦ мужчин ¦ всего ¦ женщин ¦ мужчин ¦ всего ¦ женщин ¦ мужчин ¦
¦ +-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+
¦ ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦
+-----------+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+
¦Численность¦49494¦100 ¦29511¦100 ¦19983¦100 ¦35797¦100 ¦21900¦100 ¦13897¦100 ¦35674¦100 ¦22273¦100 ¦13401¦100 ¦
¦зарегистри-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рованных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦безработных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Молодежь ¦14871¦30,0¦ 9793¦33,2¦ 5078¦25,4¦ 9972¦27,8¦ 6816¦31,1¦ 3156¦22,7¦10287¦28,8¦ 7063¦31,7¦ 3224¦24,0¦
¦16-29 лет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Предпенси- ¦ 3648¦ 7,4¦ 1681¦ 5,7¦ 1967¦ 9,9¦ 1242¦ 3,5¦ 542¦ 2,5¦ 700¦ 5,0¦ 1357¦ 3,8¦ 666¦ 3,0¦ 691¦ 5,2¦
¦онного воз-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦раста ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Других ¦30975¦62,6¦18037¦61,1¦12938¦64,7¦24583¦68,7¦14542¦66,4¦10041¦72,3¦24030¦67,4¦14544¦65,3¦ 9486¦70,8¦
¦возрастов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+-----
По отношению к занятости
Ухудшение материального положения нашло отражение в социальном
составе безработных. Многие из тех, кто ранее длительное время не
работал, вынужден обращаться в службу занятости за помощью в
трудоустройстве. В конце 1996 года в общей численности оставшихся
на учете такие граждане составляли 24,8%, в конце 1998 года их
доля возросла до 30,3% (таблица 4).
Доля среди безработных, которые не приступали к трудовой
деятельности, увеличилась незначительно и составила 12,8%.
По продолжительности безработицы
Ограниченный спрос на рабочую силу способствовал росту
продолжительности безработицы. В период с 1997 года средняя
продолжительность безработицы увеличилась с 7 до 7,6 месяца
(таблица 5).
В то же время расширение в 1998 году банка вакансий, усиление
внимания к проведению активной политики занятости, рост числа
направленных на профобучение и ряд других мер способствовали
сокращению числа безработных и продолжительности безработицы с 7,6
месяца в начале 1998 года до 6,9 месяца к концу года.
В общей численности зарегистрированных безработных возросла
доля граждан, не нашедших работу и состоящих на учете в органах
службы занятости до 4 месяцев (временная безработица), с 34,6 до
42,6%.
Положительным является факт снижения в рассматриваемые периоды
с 48,1 до 35% доли "застойной" безработицы (от 4 месяцев до 1
года).
При этом возросла доля "хронической" безработицы с 17,3 до
22,4%.
Таблица 4
СОСТАВ БЕЗРАБОТНЫХ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗАНЯТОСТИ
------------T--------------------------------T--------------------------------T--------------------------------¬
¦Наименова- ¦ На 1 января 1997 года ¦ На 1 января 1998 года ¦ На 1 января 1999 года ¦
¦ние +----------T----------T----------+----------T----------T----------+----------T----------T----------+
¦показателя ¦ всего ¦ женщин ¦ мужчин ¦ всего ¦ женщин ¦ мужчин ¦ всего ¦ женщин ¦ мужчин ¦
¦ +-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+-----T----+
¦ ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦чел. ¦ % ¦
+-----------+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+
¦Численность¦49494¦ ¦29511¦ ¦19983¦ ¦35797¦ ¦21900¦ ¦13897¦ ¦35674¦ ¦22273¦ ¦13401¦ ¦
¦зарегистри-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рованных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦безработных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Не присту- ¦ 6224¦12,6¦ 4232¦14,3¦ 1992¦10,0¦ 5139¦14,4¦ 3451¦15,8¦ 6188¦12,1¦ 4599¦12,9¦ 3246¦14,6¦ 1353¦10,1¦
¦павшие к¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦трудовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦деятельнос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Не имеющие ¦ 3548¦ 7,2¦ 2455¦ 8,3¦ 1093¦ 5,5¦ 2453¦ 6,9¦ 1671¦ 7,6¦ 782¦ 5,6¦ 2466¦ 6,9¦ 1754¦ 7,9¦ 712¦ 5,3¦
|