Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
30.09.2017
USD
58.02
EUR
68.45
CNY
8.74
JPY
0.52
GBP
77.85
TRY
16.33
PLN
15.89
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 02.07.2002 N 487-ПП О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2002 2004 Г.Г.)"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 2 июля 2002 г. N 487-ПП
   
               О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ
                   "КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2002-2004 ГГ.)"
   
      В целях  решения  задач комплексного социально - экономического
   развития  города  в   соответствии   с   основными   направлениями
   государственной   политики   в   сфере   культуры,   определенными
   постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000  N
   955  "О  Федеральной целевой программе "Культура России (2001-2005
   годы)",  и в соответствии с Законом города Москвы от 11.07.2001  N
   34   "О   государственных  целевых  программах  в  городе  Москве"
   Правительство Москвы постановляет:
      1. Утвердить  Городскую целевую комплексную программу "Культура
   Москвы (2002-2004 гг.)" (далее - Программа) согласно приложению.
      2. Определить    основными    задачами   реализации   Программы
   устойчивое развитие  отрасли  культуры  и  расширение  культурного
   пространства  города  за счет укрепления материально - технической
   базы учреждений культуры и творческих коллективов,  организации их
   взаимодействия    с   общественными   и   другими   организациями,
   действующими в сфере культуры и искусства.
      Нацелить деятельность  исполнителей  и  участников  программных
   мероприятий на решение актуальных социальных проблем города:
      - гражданско - патриотическое воспитание молодежи;
      - развитие системы художественного и  эстетического  воспитания
   детей;
      - организация системы социально - культурной реабилитации людей
   с ограниченными физическими возможностями (инвалидов);
      - пропаганда здорового образа жизни,  профилактика наркомании и
   алкоголизма;
      - воспитание культуры межнациональных отношений.
      3. Определить  статус  Программы  как  базового  документа  для
   разработки планов,  программ и проектов социально - экономического
   развития  административных  округов  и  города  в  целом  в  части
   развития сферы культуры и искусства.
      4. Комитету   по  культуре  обеспечить  координацию  работы  по
   выполнению мероприятий Программы,  в том  числе  взаимоувязанность
   положений   с  Федеральной  целевой  программой  "Культура  России
   (2001-2005 годы)",  Генеральным планом  развития  Москвы  до  2020
   года,  а  также  целевыми  программами  структурных  подразделений
   Комплекса социальной сферы Правительства Москвы.
      5. Префектурам  административных  округов  в  двухмесячный срок
   внести изменения в программы социально -  экономического  развития
   округов,   руководствуясь  задачами,  приоритетными  направлениями
   работы  и  мероприятиями  в   сфере   культуры,   предусмотренными
   Программой.
      6. Московскому комитету образования, Комитетам по делам семьи и
   молодежи,   физической   культуры   и   спорта,   общественных   и
   межрегиональных связей  Правительства  Москвы,  социальной  защиты
   населения  Москвы,  здравоохранения  Москвы обеспечить безусловное
   выполнение Программы,  представлять в Комитет по культуре отчеты о
   выполнении  мероприятий Программы за каждое полугодие (1 августа и
   1 февраля) с указанием финансовых затрат.
      7. Департаментам,  комитетам, управлениям Правительства Москвы,
   префектурам административных округов  осуществлять  финансирование
   мероприятий   Программы  в  2002  году  в  пределах  ассигнований,
   предусмотренных  в  бюджете  города  Москвы   на   2002   год   по
   соответствующим отраслям.
      8. Департаментам экономической политики и развития  г.  Москвы,
   финансов г. Москвы и Управлению бюджетного планирования городского
   заказа Правительства Москвы при формировании проектов бюджетов  на
   2003-2004  годы  предусматривать  ассигнования  на  финансирование
   мероприятий Программы исходя из возможностей бюджета города Москвы
   и его доходной части.
      9. Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства
   Москвы   в   ходе   реализации   Концепции   Московской  программы
   общественного  развития  организовать  взаимодействие   учреждений
   культуры  и   общественных  организаций   города,  в   том   числе
   профсоюзов, ветеранских  организаций, национальных  объединений, в
   воспитательной   работе   с   детьми   и   молодежью,    поддержку
   неправительственных организаций, действующих в сфере культуры.
      10. Московскому  комитету  образования совместно с Комитетом по
   культуре разработать и реализовать на основе Программы систему мер
   по развитию дополнительного художественного образования, поддержке
   одаренных  детей,  профилактике  правонарушений  и  безнадзорности
   среди детей и подростков.
      11. Комитету по делам семьи  и  молодежи  Правительства  Москвы
   совместно с Комитетом по культуре организовать на базе действующих
   учреждений культуры базовые центры по работе с  молодежью,  центры
   семейного отдыха в административных округах города.
      12. Комитету физической культуры и спорта Правительства  Москвы
   совместно  с  Комитетом  по  культуре,  Комитетом  здравоохранения
   Москвы разработать на основе  Программы  комплекс  мероприятий  по
   пропаганде здорового образа жизни.
      13. Комитету  здравоохранения  Москвы   на   основе   Программы
   выполнить   комплекс   мероприятий  по  медицинскому  обслуживанию
   работников  культуры,  лечению  и  профилактике   профессиональных
   заболеваний.
      14. Контроль за выполнением настоящего постановления  возложить
   на  первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову
   Л.И.
      О ходе   выполнения   постановления   докладывать  Мэру  Москвы
   ежегодно в I квартале.
   
                                                           Мэр Москвы
                                                          Ю.М. Лужков
   
   
   
   
   
                                                           Приложение
                                        к постановлению Правительства
                                                               Москвы
                                           от 2 июля 2002 г. N 487-ПП
   
       ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "КУЛЬТУРА МОСКВЫ
                           (2002-2004 ГГ.)"
   
                                Паспорт
                Городской целевой комплексной программы
   
   -----------------T---------------------------------------------¬
   ¦Наименование    ¦Городская целевая комплексная программа      ¦
   ¦Программы       ¦"Культура Москвы (2002-2004 гг.)"            ¦
   +----------------+---------------------------------------------+
   ¦Дата принятия   ¦Распоряжение первого заместителя Мэра Москвы ¦
   ¦правового акта  ¦в Правительстве Москвы от 14.09.2001 N 49-РЗМ¦
   ¦о разработке    ¦"О рабочей группе по разработке целевой      ¦
   ¦Программы       ¦комплексной программы государственной        ¦
   ¦                ¦поддержки культуры и искусства города Москвы ¦
   ¦                ¦на 2002-2005 гг."                            ¦
   +----------------+---------------------------------------------+
   ¦Государственный ¦Комитет по культуре                          ¦
   ¦заказчик -      ¦                                             ¦
   ¦координатор     ¦                                             ¦
   ¦Программы       ¦                                             ¦
   +----------------+---------------------------------------------+
   ¦Основные        ¦Структурные подразделения Комитета по        ¦
   ¦разработчики    ¦культуре, Российский институт культурного    ¦
   ¦Программы       ¦и природного наследия имени Д.С. Лихачева    ¦
   ¦                ¦Российской академии наук и Министерства      ¦
   ¦                ¦культуры Российской Федерации, Институт      ¦
   ¦                ¦социально - политических исследований        ¦
   ¦                ¦Российской академии наук, Единый научно -    ¦
   ¦                ¦методический центр Комитета по культуре,     ¦
   ¦                ¦ГУП "Институт микроэкономики" Министерства   ¦
   ¦                ¦экономического развития и торговли           ¦
   ¦                ¦и Министерства промышленности, науки и       ¦
   ¦                ¦технологий Российской Федерации, ООО         ¦
   ¦                ¦"Экокультура"                                ¦
   +----------------+---------------------------------------------+
   ¦Цель Программы  ¦Развитие культурного потенциала Москвы,      ¦
   ¦                ¦сохранение исторически сложившегося          ¦
   ¦                ¦культурного наследия и гармонизация          ¦
   ¦                ¦культурной жизни столицы                     ¦
   +----------------+---------------------------------------------+
   ¦Задачи          ¦Комплексная модернизация и целевая           ¦
   ¦Программы       ¦поддержка развития сферы культуры города     ¦
   ¦                ¦в тесном взаимодействии со структурными      ¦
   ¦                ¦подразделениями Комплекса социальной сферы   ¦
   ¦                ¦Правительства Москвы                         ¦
   ¦                +---------------------------------------------+
   ¦                ¦Обеспечение доступности учреждений культуры  ¦
   ¦                ¦для населения, достижение социально          ¦
   ¦                ¦гарантированного уровня культурного          ¦
   ¦                ¦обслуживания в жилых районах города          ¦
   ¦                +---------------------------------------------+
   ¦                ¦Создание широкого спектра культурных         ¦
   ¦                ¦продуктов, ориентированных на подростков     ¦
   ¦                ¦и молодежь                                   ¦
   ¦                +---------------------------------------------+
   ¦                ¦Обоснование основных направлений развития    ¦
   ¦                ¦материально - технической и финансовой базы  ¦
   ¦                ¦для устойчивого функционирования городских   ¦
   ¦                ¦учреждений культуры                          ¦
   +----------------+---------------------------------------------+
   ¦Основные целевые¦Развитие межрегиональных и международных     ¦
   ¦показатели      ¦культурных связей Москвы с целью интеграции  ¦
   ¦                ¦культурного пространства города в            ¦
   ¦                ¦общероссийское и мировое культурное          ¦
   ¦                ¦пространство                                 ¦
   ¦                +---------------------------------------------+
   ¦                ¦Рост разнообразия, уровня и объема           ¦
   ¦                ¦реализации (посещаемость учреждений культуры)¦
   ¦                ¦культурного продукта, необходимое ресурсное  ¦
   ¦                ¦обеспечение отрасли "Культура"               ¦
   +----------------+---------------------------------------------+
   ¦Сроки и этапы   ¦2002-2004 гг.                                ¦
   ¦выполнения      ¦                                             ¦
   ¦Программы       ¦                                             ¦
   +----------------+---------------------------------------------+
   ¦Перечень        ¦1. Развитие учреждений культуры города       ¦
   ¦разделов        ¦и совершенствование их деятельности.         ¦
   ¦и основных      ¦Система мероприятий Комитета по культуре     ¦
   ¦мероприятий     ¦по всем типам учреждений культуры и видам    ¦
   ¦                ¦деятельности                                 ¦
   ¦                +---------------------------------------------+
   ¦                ¦2. Взаимодействие Комитета по культуре       ¦
   ¦                ¦со структурными подразделениями Комплекса    ¦
   ¦                ¦социальной сферы Правительства Москвы и      ¦
   ¦                ¦Московским городским профессиональным        ¦
   ¦                ¦союзом работников культуры.                  ¦
   ¦                ¦Система совместных мероприятий структурных   ¦
   ¦                ¦подразделений Комплекса социальной сферы     ¦
   ¦                ¦Правительства Москвы с Комитетом по культуре ¦
   ¦                +---------------------------------------------+
   ¦                ¦3. Укрепление и развитие материально -       ¦
   ¦                ¦технической базы учреждений культуры.        ¦
   ¦                ¦Система мероприятий по укреплению и          ¦
   ¦                ¦развитию материально - технической базы      ¦
   ¦                ¦учреждений культуры, включая информатизацию  ¦
   ¦                ¦отрасли и оснащение специализированным       ¦
   ¦                ¦оборудованием                                ¦
   +----------------+---------------------------------------------+
   ¦Исполнители     ¦Комитет по культуре, подразделения Комплекса ¦
   ¦разделов        ¦социальной сферы Правительства Москвы,       ¦
   ¦и основных      ¦учреждения и организации культуры города     ¦
   ¦мероприятий     ¦Москвы, научные и образовательные            ¦
   ¦                ¦организации, творческие союзы и деятели      ¦
   ¦                ¦искусств                                     ¦
   +----------------+---------------------------------------------+
   ¦Объемы и        ¦Объем финансирования, необходимый для        ¦
   ¦источники       ¦реализации Программы на 2002-2004 гг.,       ¦
   ¦финансирования  ¦35518,49 млн. руб., из которых бюджетных     ¦
   ¦Программы       ¦средств 28646,75 млн. руб., внебюджетных -   ¦
   ¦                ¦6871,74 млн. руб., уточняется ежегодно при   ¦
   ¦                ¦формировании бюджета на очередной финансовый ¦
   ¦                ¦год исходя из возможностей бюджета города    ¦
   ¦                ¦Москвы и ее доходной части                   ¦
   +----------------+---------------------------------------------+
   ¦Ожидаемые       ¦Сохранение и развитие культурной среды       ¦
   ¦конечные        ¦города за счет государственной поддержки     ¦
   ¦результаты      ¦театральной и концертно - гастрольной        ¦
   ¦выполнения      ¦деятельности, музейно - выставочных проектов,¦
   ¦Программы       ¦деятельности библиотек и клубов, а также за  ¦
   ¦                ¦счет обеспечения эффективной деятельности    ¦
   ¦                ¦парков культуры и отдыха, кинотеатров,       ¦
   ¦                ¦поддержки художественного образования        ¦
   ¦                ¦и охраны художественного наследия            ¦
   ¦                +---------------------------------------------+
   ¦                ¦Укрепление традиций московской культурной    ¦
   ¦                ¦жизни в части проведения ежегодных городских ¦
   ¦                ¦общественно значимых и социально - культурных¦
   ¦                ¦мероприятий: московских, всероссийских и     ¦
   ¦                ¦международных фестивалей и конкурсов, Дня    ¦
   ¦                ¦города, Дня Победы, общегородских новогодних ¦
   ¦                ¦и других праздников                          ¦
   ¦                +---------------------------------------------+
   ¦                ¦Обеспечение доступности населению учреждений ¦
   ¦                ¦культуры, запросов подростковых и молодежных ¦
   ¦                ¦групп населения в сфере культуры, высокого   ¦
   ¦                ¦культурного уровня проведения досуга         ¦
   ¦                ¦москвичами                                   ¦
   ¦                +---------------------------------------------+
   ¦                ¦Создание условий для устойчивого             ¦
   ¦                ¦функционирования и развития учреждений       ¦
   ¦                ¦культуры города, обеспечение сохранности     ¦
   ¦                ¦и рост объектов культуры, а также условий для¦
   ¦                ¦работы творческих коллективов и деятелей     ¦
   ¦                ¦культуры:                                    ¦
   ¦                ¦- за счет ежегодной подготовки к открытию    ¦
   ¦                ¦  театрального сезона всех театрально -      ¦
   ¦                ¦  концертных учреждений, летнего сезона -    ¦
   ¦                ¦  парков культуры и отдыха, учебного года -  ¦
   ¦                ¦  детских музыкальных школ и школ искусств;  ¦
   ¦                ¦- за счет проведения комплексного            ¦
   ¦                ¦  капитального ремонта зрительных залов 9    ¦
   ¦                ¦  театров, 6 музеев, 8 детских кинотеатров;  ¦
   ¦                ¦- за счет внедрения программ технического    ¦
   ¦                ¦  перевооружения 20 театров, 4 ПКиО, 3       ¦
   ¦                ¦  библиотек, 20 музеев, 8 музыкальных учебных¦
   ¦                ¦  заведений, 2 симфонических оркестров,      ¦
   ¦                ¦  а также информатизации учреждений культуры ¦
   ¦                ¦  (155 библиотек, 12 музеев);                ¦
   ¦                ¦- за счет ввода объектов: 6 драматических    ¦
   ¦                ¦  театров, Культурного комплекса на Красных  ¦
   ¦                ¦  холмах, 2 картинных галерей, дома культуры,¦
   ¦                ¦  2 детских музыкальных школ и детской школы ¦
   ¦                ¦  искусств, 9,5 тысячи кв. метров новых      ¦
   ¦                ¦  библиотечных помещений, 18,3 тысячи        ¦
   ¦                ¦  кв. метров выставочных площадей и музейных ¦
   ¦                ¦  фондохранилищ                              ¦
   ¦                +---------------------------------------------+
   ¦                ¦Дальнейшее формирование Москвы как           ¦
   ¦                ¦культурного и туристского центра             ¦
   ¦                ¦общероссийского и мирового значения, развитие¦
   ¦                ¦межрегиональных и международных культурных   ¦
   ¦                ¦связей с целью интеграции культурного        ¦
   ¦                ¦пространства города в общероссийское и       ¦
   ¦                ¦мировое культурное пространство, создание    ¦
   ¦                ¦условий для гармонизации отношений           ¦
   ¦                ¦национально - этнических групп населения     ¦
   ¦                ¦Москвы                                       ¦
   ¦                +---------------------------------------------+
   ¦                ¦Повышение эффективности кадрового,           ¦
   ¦                ¦социального и правового обеспечения отрасли, ¦
   ¦                ¦организация обеспечивающей сферу культуры    ¦
   ¦                ¦научно - исследовательской, методической     ¦
   ¦                ¦и информационно - издательской деятельности  ¦
   +----------------+---------------------------------------------+
   ¦Система         ¦Комитет по культуре осуществляет контроль    ¦
   ¦организации     ¦за исполнением Программы, который включает   ¦
   ¦контроля за     ¦в себя:                                      ¦
   ¦исполнением     ¦- мониторинг выполнения системы программных  ¦
   ¦Программы       ¦  мероприятий, координацию деятельности      ¦
   ¦                ¦  исполнителей на основе периодической       ¦
   ¦                ¦  отчетности для обеспечения их согласованных¦
   ¦                ¦  действий;                                  ¦
   ¦                ¦- контроль за рациональным использованием    ¦
   ¦                ¦  исполнителями выделяемых финансовых        ¦
   ¦                ¦  средств;                                   ¦
   ¦                ¦- контроль за проведением открытых и закрытых¦
   ¦                ¦  конкурсов на получение госзаказа, сроками  ¦
   ¦                ¦  выполнения контрактов (договоров) и оценка ¦
   ¦                ¦  качества реализуемых программных           ¦
   ¦                ¦  мероприятий                                ¦
   ¦                +---------------------------------------------+
   ¦                ¦Комитет по культуре осуществляет текущую     ¦
   ¦                ¦работу по подготовке и реализации программных¦
   ¦                ¦мероприятий, обеспечивает взаимодействие     ¦
   ¦                ¦подразделений Комплекса социальной сферы     ¦
   ¦                ¦Правительства Москвы в области культуры;     ¦
   ¦                ¦вносит предложения по коррективам в Программу¦
   ¦                ¦на основании результатов работы за год,      ¦
   ¦                ¦подготавливает и представляет в установленном¦
   ¦                ¦порядке сводную бюджетную заявку на          ¦
   ¦                ¦ассигнование мероприятий Программы на        ¦
   ¦                ¦очередной финансовый год, рассматривает ход  ¦
   ¦                ¦и итоги ее реализации на заседаниях Коллегии ¦
   ¦                ¦Комитета, годовых совещаниях актива          ¦
   ¦                ¦работников культуры и деятелей искусств      ¦
   L----------------+----------------------------------------------
   
           Раздел 1. ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА
                 ПРОГРАММНЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ
               И ЦЕЛЕВОЙ ПОДДЕРЖКИ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ МОСКВЫ
   
      Москва - один из крупнейших исторических,  научных и культурных
   центров России и всего мира.
      Опыт культурного  строительства в условиях рыночных отношений и
   большой культурный потенциал столицы  обусловливают  необходимость
   систематической   комплексной  модернизации  и  целевой  поддержки
   развития  сферы  культуры   города.   Инструментом   осуществления
   стратегических и оперативных мер по реализации культурной политики
   Правительства Москвы должна стать  Городская  целевая  комплексная
   программа "Культура Москвы (2002-2004 гг.)".
      При разработке системы мероприятий целевой  Программы  применен
   единый системный подход на основе следующих принципов:
      - согласованность   мероприятий    Программы    по    ресурсам,
   исполнителям,   источникам   финансирования,  а  также  срокам  их
   выполнения;
      - рассмотрение системы программных мероприятий в сфере культуры
   как  необходимой  составляющей  при  решении  комплексной   задачи
   социально  - экономического развития города и научно обоснованного
   управления объектами социальной сферы;
      - согласованность  целей и задач Программы с Генеральным планом
   развития города Москвы,  программами  социально  -  экономического
   развития города,  в частности, постановлением Правительства Москвы
   "О концепции Московской программы общественного развития" от 4 мая
   1999  года  N  392  и  постановлением  Правительства  Москвы от 30
   октября 2001 года N 973-ПП "О ходе выполнения концепции московской
   программы  общественного  развития и мероприятиях по ее реализации
   на 2002 год",  приоритетными задачами, установленными нормативными
   актами  органов  государственной  власти  города  Москвы,  а также
   соответствие  разделам  Федеральной  целевой  программы  "Культура
   России (2001-2005 гг.)", в части, касающейся города Москвы;
      - признание многообразия  форм  культурной  деятельности  в  их
   динамике  залогом  сохранения  и  развития  культурного потенциала
   гражданского общества;
      - ориентация на государственную поддержку конкретных проектов и
   культурных учреждений с учетом  их  значимости  в  системе  единой
   культурной политики города,  призванной обеспечить конституционное
   право граждан на участие в культурной  жизни  города  и  доступ  к
   культурным ценностям;
      - отношение  к  объектам  культуры  и  результатам   творческой
   деятельности  как  средству для формирования позитивной ценностной
   ориентации населения, в особенности молодежи.
      Многообразие явлений и факторов,  составляющих отрасль культуры
   Москвы,  необходимость решать стоящие перед ней проблемы в  тесном
   взаимодействии с органами власти всех уровней,  с государственными
   и  негосударственными  учреждениями,  общественными  организациями
   обусловливают    необходимость    решения    поставленных    задач
   программными методами в рамках городской целевой Программы.
      К основным  принципам  системы  мероприятий Программы относятся
   также  комплексность,   целенаправленность   и   блочный   принцип
   построения.
      Комплексность выражается  во  взаимоувязке   всех   программных
   мероприятий   как   по   вертикали  (программы  -  подпрограммы  -
   конкретные  проекты),  так  и  по  горизонтали:   внутриотраслевые
   программы  и  проекты  по  различным  типам  культурных учреждений
   города,  программы и  проекты  подразделений  социальной  сферы  в
   области    культуры.    Ее    характеризует    также   обеспечение
   взаимодействия всех исполнителей Программы: Правительство Москвы -
   департаменты  и  комитеты  -  учреждения  культуры  - общественные
   организации культуры.
      Целенаправленность - целевой характер и адресное предоставление
   государственной  поддержки,  целевая  направленность   программных
   мероприятий.
      Блочный принцип    построения     Программы     предусматривает
   возможность  встраивания в ее структуру дополнительных программных
   мероприятий  по   развитию   актуальных   направлений   культурной
   деятельности города.
      Важной  составной  частью  Программы   является   пояснительная
   записка, которая содержит:
      - общий анализ существующих проблем в сфере культуры г. Москвы,
   а  также  анализ  специфических проблем различных типов учреждений
   культуры;
      - обоснование необходимости достижения поставленных в Программе
   целей и задач;
      - объем ресурсов, необходимых для реализации Программы;
      - ожидаемые социально  -  экономические  результаты  реализации
   программных  мероприятий,  изложенные  в Социально - экономическом
   обосновании  городской  целевой  комплексной  программы  "Культура
   Москвы (2002-2004 гг.)".
      Основной содержательной  частью  Программы   является   система
   программных мероприятий,  обоснованных по ресурсам, исполнителям и
   срокам выполнения.
      При разработке  системы  программных  мероприятий  были  учтены
   приоритеты двух видов:
      - "кризисные точки" - ситуации,  требующие повышенного внимания
   и принятия неотложных мер;
      - "точки  роста"  - объекты и субъекты культурной деятельности,
   социально  -   культурный   потенциал   которых   при   надлежащей
   государственной  поддержке  существенным  образом должен влиять на
   инновационное развитие культуры Москвы.
      В соответствии со ст. 2 Закона города Москвы "О государственных
   целевых  программах  в  городе  Москве"  в   настоящей   Программе
   реализована   следующая  методологическая  цепочка  разработки  ее
   содержательных элементов:
   
   ----------------------------¬     -----¬      ------------------¬
   ¦Анализ существующих проблем+--->-+Цели+---->-+Постановка задачи¦
   ¦и обоснование необходимости¦     L-----      L---------T--------
   ¦их решения                 ¦                           ¦
   L----------------------------                           V
                                     -----------¬     -----+-------¬
                                     ¦Ожидаемые +-<---+Программные ¦
                                     ¦результаты¦     ¦мероприятия ¦
                                     L-----------     L----T--------
                                                           /\
                                                           ¦
                                         ------------------+-------¬
                                         ¦Финансовое и материальное¦
                                         ¦обеспечение              ¦
                                         L--------------------------
   
      Для решения проблем  развития  культуры  необходимо  не  только
   предусмотреть   комплекс   программных  мер  по  совершенствованию
   системы  управления  отраслью,   но   и   разработать   конкретные
   программные   мероприятия   по   поддержке  позитивных  культурных
   процессов, объектов и субъектов культурной деятельности как основы
   поддержки культуры в целом.
      Пути решения   проблем   культурной   сферы,   предложенные   в
   Программе,  учитывают  опыт  реализации государственной культурной
   политики  в  1995-2001  гг.,  а  также  основаны  на   результатах
   фундаментальных  комплексных научных исследований,  среди которых:
   "Социальные аспекты формирования культуры в  условиях  московского
   мегаполиса"  <1>,  "Состояние  и  тенденции  развития  культурно -
   досуговой  сферы  Москвы"  <2>,   "Удовлетворенность   и   запросы
   москвичей  в  области  культуры  и  искусства",  "Москва на пути к
   культуре мира" <3>,  "Москва многонациональная"  <4>,  "Молодежная
   культура в условиях московского мегаполиса:  состояние, тенденции,
   перспективы"  <5>,  "Негативные  явления  в   молодежной   среде",
   "Культура  и  патриотическое  воспитание  молодежи",  "Состояние и
   тенденции  развития   культурно   -   досуговой   сферы   Москвы",
   "Отечественное   кино.  Есть  ли  выход  из  тупика",  "Молодежная
   субкультура  в  условиях  мегаполиса",  "Военно  -  патриотическое
   воспитание средствами культуры и искусства",  "Молодежная культура
   и свободное время".
      Информационно - аналитическими источниками  Программы  являются
   материалы    Московского   городского   комитета   государственной
   статистики, подразделений Комплекса социальной сферы Правительства
   Москвы, Единого научно - методического центра Комитета по культуре
   Москвы, Института социально - политических исследований Российской
   академии наук.
   
      --------------------------------
      <1> Институт социально - политических исследований РАН,  Единый
   научно - методический центр Комитета по культуре Москвы, М., 2000.
      <2> Институт социально - политических исследований РАН,  Единый
   научно - методический центр Комитета по культуре Москвы, М., 1999.
      <3> Сборник исследований "Москва XX-XXI века.  Город и мы", М.,
   2001.
      <4> Сборник исследований "Москва XX-XXI века.  Город и мы", М.,
   2001.
      <5> Комитет   по   телекоммуникациям   и   средствам   массовой
   информации Правительства Москвы, 2000.
   
        Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
                       МОСКВЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
   
          Общий анализ ситуации в сфере культуры в 90-е годы
                             и до 2001 г.
   
      В данный период формирования нового общественного мировоззрения
   произошла  частичная  утрата  населением  и   деятелями   культуры
   традиционной  системы  духовных  ценностей,  что  привело к потере
   культурой того доминирующего положения  в  общественном  сознании,
   которое она имела прежде.
      Возникший социокультурный вакуум быстро заполнился  суррогатной
   культурой.  Стремительно  распространяющиеся  компьютерные  игры и
   вал   кинематографических   и   видеопроизведений  фантастического
   содержания стали вытеснять в сознании молодежи реальный мир и  его
   ценности, включая ценности культуры.
      Сложившаяся в  начале  90-х  годов  ситуация  привела к резкому
   падению уровня культуры в целом, снижению качества производимого и
   потребляемого населением культурного продукта.
      Характерные составляющие этой кризисной ситуации:
      - распространение низкопробных продуктов массовой культуры  как
   западного,  так  и  отечественного  происхождения,   массированное
   воздействие  "чернухи"  на  общественное  сознание  через средства
   массовой информации;
      - сокращение  ассигнований федерального бюджета на производство
   отечественных   кинофильмов,   телепрограмм   и   видеофильмов   с
   позитивным социокультурным содержанием,  а также на их продвижение
   и   распространение   современными   технологическими   способами,
   наиболее приемлемыми для молодежных групп населения;
      - недостаточное  финансирование  исторически   сформировавшихся
   классических учреждений культуры - театров, музеев, библиотек, что
   негативно сказывалось на их функционировании и развитии;
      - приватизация   или   фактическое   перепрофилирование   части
   объектов культуры (кинотеатров,  клубов и т.д.)  под  коммерческие
   цели;
      - невозможность  эффективного  государственного   контроля   за
   производством  и распространением  произведений,  пропагандирующих
   "негатив":  антисоциальные личностные  установки,  потребительское
   отношение к жизни, бездуховность, порнографию и жестокость;
      - изменение демографической ситуации,  возникновение  в  городе
   новых  национально - культурных общностей с различными ценностями,
   запросами и интересами;
      - повышение запросов населения Москвы к объектам культуры как к
   месту организации досуга;
      - экономическое расслоение общества и социальная стратификация,
   затрудняющие равный  доступ  всех  групп  населения  к  культурным
   ценностям.
      Государственная культурная  политика  периода  первой  половины
   90-х  годов  была  в значительной степени хаотичной,  строилась на
   финансовом  принципе  "латания  дыр"  и  не  могла  решить  задачи
   сохранения культурных традиций,  органичного вхождения культурного
   наследия  во  вновь  формирующееся  социальное  и   информационное
   пространство.
      С середины 90-х годов в обществе наметились центростремительные
   тенденции,   актуализировались   идеи   возрождения   национальной
   духовности.  Заслон от чрезмерной рыночной стихийности  в  отрасли
   был  реализован  в городской Программе развития культуры Москвы на
   1995-2000 гг.
      Выполнение Программы  позволило получить  позитивные сдвиги  на
   определенных направлениях.  Укрепились тенденции увеличения  числа
   учащихся  в  сфере  дополнительного  образования.   Резко возросла
   посещаемость музеев, что позволяет говорить о феномене  "музейного
   бума",  сохранили  посещаемость  библиотеки.   Реализация основных
   позиций  Программы   1995-2000  гг.    позволила  сберечь   основы
   материальной  базы  отрасли  культуры  и  не  допустить обвального
   процесса вывода из строя ряда объектов культуры.
      2001 год    показал    положительный   "отложенный"   результат
   реализации Программы 1995-2000 гг.  Определенные позитивные сдвиги
   в  сфере культуры произошли благодаря своевременным управленческим
   решениям,  среди которых распоряжения Мэра Москвы от 05.12.2000  N
   1262-РМ  "О  повышении тарифных ставок (окладов) первого - шестого
   разрядов  Единой  тарифной  сетки  по  оплате   труда   работников
   организаций бюджетной сферы" и от 19.07.2001 N 710-РМ "О повышении
   доплат работникам бюджетных учреждений  и  организаций  социальной
   сферы  г.  Москвы".  В соответствии с постановлением Правительства
   Москвы от  30.06.98 N  516 "Об  организации бесплатного  посещения
   учреждений   культуры    Москвы   учащимися    общеобразовательных
   учреждений, приютов,  реабилитационных центров, центров социальной
   помощи семье и детям" Комитетом  по культуре с 1 января  1999 года
   введено бесплатное посещение подведомственных музеев,  выставочных
   залов и театров организованными группами учащихся  образовательных
   учреждений, приютов, реабилитационных центров, центров  социальной
   помощи  семье  и  детям.   Сумма  финансовых средств, направляемая
   подведомственным  учреждениям  культуры   на  компенсацию   данной
   льготы,  составила  в  2001  году  11500  тыс.   руб.,  что на 72%
   превышает  показатели   предыдущего  года.   Всего  в   2001  году
   бесплатно посетили музеи, выставочные залы и театры города  Москвы
   около  300  тыс.  учащихся  (из  них  театры  -  около  170   тыс.
   учащихся).
      В 2001   году   общий   объем   реализации    платных    услуг,
   предоставляемых  населению учреждениями культуры города,  составил
   694,5 млн.  руб. и увеличился по сравнению с 2000 годом на 13%. По
   кинотеатрам объем реализации платных услуг увеличился по сравнению
   с предыдущим годом на 21,5%.  В 2001  году  театры  выпустили  125
   премьерных  спектаклей  и  капитально  возобновили  20 постановок.
   Общее количество сыгранных в театрах спектаклей  составило  12378.
   При  этом посещаемость подведомственных Комитету театров составила
   3966  тыс.  чел.,  что  на  5%  больше,  чем  в  предыдущем  году.
   Посещаемость городских музеев возросла на 16%  и в целом составила
   3,5 млн.  человек.  В 2001 году в музеях организовано и  проведено
   210  выставок.  По городским паркам культуры и отдыха посещаемость
   составила около 2440 тыс.  человек,  что на 17,5%  больше,  чем  в
   предыдущем году. Московский зоопарк посетило более 2 млн. человек,
   что на 27% больше 2000 года.
      Разработка и   реализация   крупных   общегородских  культурных
   программ - важная и эффективная форма работы Комитета по  культуре
   Москвы  с  населением.  Ярким событием общественной жизни города в
   2001 году было проведение мероприятий,  посвященных 60-летию битвы
   под  Москвой,  празднованию  Дня  города  -  2001.  Комитетом были
   подготовлены программы празднования Дня  космонавтики  и  40-летия
   полета  Ю.А.  Гагарина  в космос,  а также 56-й годовщины Победы в
   Великой Отечественной войне.  Особое внимание привлекли молодежные
   программы    патриотической    направленности:    театрализованные
   представления  12  апреля  на  Воробьевых  горах  и  у   монумента
   Покорителям  космоса,  фестиваль духовой музыки,  концерт 9 мая на
   Красной площади.
      Культурный потенциал  Москвы в части его объектной составляющей
   и в динамике  1986-2001  гг.  (данные  приведены  ниже)  позволяет
   увидеть   лишь   формальную   сторону   трансформации  культурного
   пространства города.
   
           ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ И ОКРУЖНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
           КУЛЬТУРЫ СИСТЕМЫ КОМИТЕТА ПО КУЛЬТУРЕ (ГОРОДСКИЕ
              И ОКРУЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ) ЗА ПЕРИОД 1991-2001 гг.
   
          -----------------------------T-------------------¬
          ¦Наименование типа культурных¦Количество объектов¦
          ¦учреждений                  ¦культуры по годам  ¦
          ¦                            +----T----T----T----+
          ¦                            ¦1991¦1995¦1999¦2001¦
          +----------------------------+----+----+----+----+
          ¦Театры и концертные         ¦  44¦  76¦  87¦ 101¦
          ¦организации                 ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
          +----------------------------+----+----+----+----+
          ¦Музеи и выставочные залы    ¦  24¦  47¦  52¦  53¦
          +----------------------------+----+----+----+----+
          ¦Парки                       ¦  14¦  14¦  14¦  14¦
          +----------------------------+----+----+----+----+
          ¦Библиотеки                  ¦ 420¦ 414¦ 425¦ 428¦
          +----------------------------+----+----+----+----+
          ¦Клубы, дома культуры        ¦  81¦  85¦ 102¦ 112¦
          ¦и прочие учреждения         ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
          +----------------------------+----+----+----+----+
          ¦Учреждения дополнительного  ¦ 130¦ 132¦ 134¦ 135¦
          ¦образования (ДХШ, ДМШ, ДШИ, ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
          ¦музыкальные училища, вуз)   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
          +----------------------------+----+----+----+----+
          ¦Зоопарк                     ¦   1¦   1¦   1¦   1¦
          +----------------------------+----+----+----+----+
          ¦Кинотеатры                  ¦ 121¦ 117¦  88¦  81¦
          L----------------------------+----+----+----+-----
   
      Характерными явлениями для нашего времени стало, таким образом,
   стремительное увеличение количества  театров  и  сокращение  числа
   кинотеатров. Однако приведенные объектные данные ни в коей мере не
   могут дать понимания динамики ситуации в сфере городской  культуры
   в целом.
      Важнейшими показателями  по  объектам  культуры  являются   как
   количественные  характеристики (количество объектов,  посещаемость
   <6> и др.),  так и качественные - привлекательность для москвичей,
   а также художественный уровень предлагаемого культурного продукта.
   Динамика спроса на культурный продукт  среди  москвичей  1990-2001
   гг. приводится ниже.
   
         СПРОС МОСКВИЧЕЙ НА КУЛЬТУРНЫЙ ПРОДУКТ - ПОСЕЩАЕМОСТЬ
                          УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
   
                                               (млн. чел.)
          -----------------------T-------T-------T-------¬
          ¦Наименование          ¦1990 г.¦1995 г.¦2001 г.¦
          +----------------------+-------+-------+-------+
          ¦Библиотеки (постоянных¦  2,3  ¦  2,4  ¦   2,5 ¦
          ¦читателей)            ¦       ¦       ¦       ¦
          +----------------------+-------+-------+-------+
          ¦Театры                ¦ 10,9  ¦  6,2  ¦   7,3 ¦
          +----------------------+-------+-------+-------+
          ¦Кинотеатры            ¦ 81,4  ¦ 11,8  ¦   2,6 ¦
          +----------------------+-------+-------+-------+
          ¦Клубы и дома культуры ¦  0,18 ¦  0,32 ¦   0,4 ¦
          +----------------------+-------+-------+-------+
          ¦Музеи                 ¦ 10,7  ¦ 12,3  ¦  14,3 ¦
          L----------------------+-------+-------+--------
   
      За прошедшее десятилетие в целом лишь музеи,  библиотеки, клубы
   и   дома   культуры   сохранили   и   увеличили  количество  своих
   посетителей.  Существенно снизилась посещаемость  кинотеатров.  Во
   второй  половине 90-х годов после кризиса 1993-1995 гг.  наметился
   рост количества посетителей московских театров.
      Немаловажной проблемой,    сказывающейся    на   темпах   роста
   посетителей  учреждений   культуры,   является   удорожание   ряда
   категорий   культурного  продукта  (прежде  всего,  в кинотеатрах,
   театрах и на эстрадных площадках),  что  особенно  болезненно  для
   малоимущих   слоев  населения,  к  которым  относятся  сейчас  как
   пенсионеры, так и значительная часть молодежи.
      Существенной проблемой также  является общее снижение  интереса
   потребителя  (особенно  среди   молодежи)  к  посещению   объектов
   культуры. Исследования <7> (по молодежным группам) показали, что:
      - 70%  опрошенных не  посещают  никаких  традиционных  объектов
   культуры;
      - 36%  респондентов вообще не знают  никаких  мест  культурного
   досуга молодежи, кроме дискотек;
      - 84%  не читали художественную литературу в течение последнего
   года;
      - 95% не посещают выставочные залы.
   
      Приводится диаграмма "Досуг молодежи".
   
      Вместе с тем 10%  опрошенных считают, что "следует восстановить
   сеть  культурных молодежных центров", и 9%  полагают,  что следует
   "предоставить  молодежи  государственные  клубы   для   проведения
   культурного досуга" <8>.
      Существующие социокультурные   исследования  позволяют  сделать
   вывод  о расслоении  молодежи  на  множество  субкультур,  которые
   характеризуются:
      - развлекательно    -    рекреативной     и     коммуникативной
   направленностью;
      - приоритетом  потребительской  ориентации  над   творческо   -
   созидательной;
      - переориентацией на  идеал  одинокого  антисоциального  героя,
   относящегося  к  окружающим  с позиции грубой физической силы (88%
   молодежи  воспринимает  этот  "идеал"  как  образец   нормативного
   поведения и подражания);
      - отсутствием этнокультурной самоидентификации;
      - формированием агрессивных комплексов в поведении, склонностью
   к наркомании.
      Одновременно происходит    вытеснение   ценностей   мировой   и
   национальной культуры,  базирующихся на уважении  к  положительным
   качествам    личности,    гуманизме    и    принципах   социальной
   справедливости.
      Меры репрессивного  порядка,  как  например,  закрытие в Москве
   ряда дискотек в  связи  с  существовавшей  в  них  неблагополучной
   криминогенной    атмосферой,   не   представляются   эффективными.
   Единственно  возможным  путем   преодоления   кризиса   молодежной
   культуры является кропотливая поддержка ее позитивных составляющих
   и интеграция в традиционную культурную среду.  Одной из  важнейших
   задач  программы  является,  в  частности,  создание  условий  для
   принципиального  перелома  описанной   ситуации.   Вышеприведенный
   анализ определяет систему целей и задач Программы.
   
      --------------------------------
      <6> Данные  Москомстата  по  посещаемости  в  целом   по   всем
   возрастным группам.  Исследования ЕНМЦ Комитета по культуре Москвы
   и Института социально - политических исследований РАН  проводились
   в молодежной аудитории.
      <7> "Досуг и ценностные ориентации молодежи в сфере  культуры",
   ЕНМЦ Комитета по культуре Правительства Москвы.
      <8> Материалы исследований  "Негативные  явления  в  молодежной
   среде".
   
                   Раздел 3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
                      СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
   
      Основной целью   Программы   является   развитие    культурного
   потенциала Москвы, сохранение исторически сложившегося культурного
   наследия и гармонизация культурной жизни столицы.
      Генеральной установкой  является вывод сферы культуры за период
   2002-2004 гг.  на этап устойчивого стабильного роста и  расширение
   культурного  пространства  города  путем  реализации  обоснованных
   управленческих и хозяйственных решений.
      Приоритетными задачами   и  ожидаемыми  результатами  Программы
   являются:
      - развитие творческих и материальных ресурсов отрасли культуры;
      - обеспечение доступности учреждений культуры и  искусства  для
   населения   и   достижение   социально   гарантированного   уровня
   культурного обслуживания в районах массовой жилой застройки;
      - дальнейшее  развитие  Москвы  как культурного центра России с
   сохраненными объектами культурного наследия,  привлекательными для
   жителей   и   туристов,  и  учреждениями  культуры  с  современной
   инфраструктурой;
      - усиление  роли  институтов  государственного  регулирования в
   сфере производства  и  потребления  продуктов  культуры,  а  также
   эффективное   взаимодействие   с   соответствующими   федеральными
   структурами;
      - совершенствование  системы  научно  обоснованного  управления
   объектами культуры,  опирающегося на полноценную  информационно  -
   аналитическую основу, осуществление мониторинга их деятельности;
      - обеспечение  материально  -  технической  и  финансовой  базы
   функционирования   городских  учреждений  культуры  и  оптимизация
   алгоритмов их финансирования;
      - совершенствование  нормативно  -  правовой базы существования
   учреждений культуры;
      - сохранение   и  адаптация  к  новым  требованиям  и  условиям
   деятельности кадрового состава учреждений культуры;
      - усиление   государственных   гарантий   свободы   творчества,
   доступного дополнительного художественного образования,  участия в
   коллективах народного и самодеятельного творчества;
      - внедрение принципа адресной помощи  организациям  и  деятелям
   культуры   исходя   из   общественной   ценности   и    значимости
   производимого  ими  культурного  продукта,  в  т.ч.  более  тесное
   взаимодействие с московскими организациями творческих союзов;
      - обеспечение  запросов   подростковых   и   молодежных   групп
   населения  в сфере досуга и культуры при установке на формирование
   позитивных  элементов  молодежной  культуры  как  на  наиважнейшую
   задачу   противостояния   негативным  социокультурным  тенденциям,
   выявление  и  поддержка  молодых  дарований,   пропаганда   лучших
   образцов отечественного и зарубежного искусства;
      - создание условий для  гармонизации  отношений  национально  -

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное