Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 13.05.2003 N 367-ПП О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 13 мая 2003 г. N 367-ПП
                                   
          О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА"
   
          (с изм. и доп., согл. постановлений Правительства Москвы
            от 14.10.2003 N 853-ПП, от 22.06.2004 N 420-ПП,
            от 03.08.2004 N 526-ПП, от 22.02.2005 N 92-ПП,
            от 12.04.2005 N 220-ПП, от 13.12.2005 N 996-ПП)
                                   
       С  целью  повышения  уровня и качества жизни населения  Москвы,
   развития   демократических   институтов,   создания   благоприятных
   условий    для   предпринимательской   деятельности   и   повышения
   эффективности   и   открытости   системы   городского   управления,
   улучшения  работы городского хозяйства и экологии  города  за  счет
   развития    и    широкомасштабного   использования   информационно-
   коммуникационных   технологий,  во  исполнение  распоряжений   Мэра
   Москвы  от  20  июля  2001 года N 715-РМ "О разработке  Комплексной
   программы  движения  Москвы к информационному  обществу"  и  от  17
   октября  2002  года N 609-РМ "О первоочередных мерах по  подготовке
   городской  целевой  программы  "Электронная  Москва",  а  также   в
   соответствии  с постановлением Правительства Москвы  от  6  августа
   2002  года  N  609-ПП  "О городской целевой программе  "Электронная
   Москва" Правительство Москвы постановляет:
       1.  Одобрить  городскую целевую программу "Электронная  Москва"
   (далее - Программа) (приложение 1).
       2.  Считать  необходимым  создание  в  структуре  Правительства
   Москвы  Управления информатизации города Москвы  с  возложением  на
   него следующих функций:
       2.1.   Главного  распорядителя  по  разделу  "Прочие  расходы",
   подразделу  "Прочие  расходы, не отнесенные к другим  подразделам",
   строке   "Расходы  по  развитию  информационно-телекоммуникационной
   структуры,   информационных  ресурсов   и   доступу   москвичей   к
   накопленным   информационным   ресурсам   ("Электронная   Москва")"
   бюджета города Москвы.
       2.2.  Государственного заказчика-координатора городской целевой
   программы "Электронная Москва".
       2.3.  Уполномоченного органа управления информатизацией  города
   Москвы.
       2.4.  Ответственного исполнителя по реализации соглашения между
   Министерством  Российской  Федерации по связи  и  информатизации  и
   Правительством   Москвы   о   совместной   деятельности   в   сфере
   информатизации от 28 сентября 2001 года N 6841.
       3. Утвердить:
       3.1.  План мероприятий городской целевой программы "Электронная
   Москва" на 2003 год (приложение 2).
       3.2. Положение об Экспертном совете городской целевой программы
   "Электронная Москва" (приложение 3).
       4.  Установить,  что  объемы финансирования  городской  целевой
   программы  "Электронная Москва" по годам уточняются в  соответствии
   с  законодательством  о  бюджете города Москвы  на  соответствующий
   год.
       5.  Внести городскую целевую программу "Электронная Москва"  на
   рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
       6. Возложить:
       6.1.  Представление  городской целевой  программы  "Электронная
   Москва"  в Московской городской Думе на заместителя Мэра  Москвы  в
   Правительстве   Москвы,  руководителя  Департамента   экономической
   политики и развития города Москвы Росляка Ю.В.
       6.2.  Утратил  силу.  - Постановление Правительства  Москвы  от
   13.12.2005 N 996-ПП.
       7.   Государственным   заказчикам  создания,   разработки   или
   модернизации   информационных   систем   и   /   или   формирования
   информационных     ресурсов    обеспечить    назначение     главных
   конструкторов  по  соответствующим направлениям по  согласованию  с
   генеральным  конструктором городской целевой программы "Электронная
   Москва".
       8.   Назначить  генеральным  конструктором  городской   целевой
   программы   "Электронная   Москва"   (на   общественных    началах)
   Припачкина  Ю.И., генерального директора ОАО "Электронная  Москва",
   поручив   ему   координацию  работ  по   реализации   Программы   и
   формирование Совета главных конструкторов.
       9.   Управлению   информатизации  города   Москвы   после   его
   регистрации в установленном порядке:
       9.1.  Обеспечить реализацию плана мероприятий городской целевой
   программы "Электронная Москва" на 2003 год (приложение 2).
       9.2.  До  15  октября  2003  года представить  на  рассмотрение
   Координационного  совета по реализации в городе  городской  целевой
   программы "Электронная Москва" план мероприятий Программы  на  2004
   год.
       9.3.   В   месячный  срок  после  регистрации   представить   в
   установленном порядке на утверждение Правительства Москвы:
       9.3.1.  Положение  о  прохождении заказов  в  рамках  городской
   целевой программы "Электронная Москва".
       9.3.2.  Положение  о  порядке  приемки,  вводе  в  действие   и
   эксплуатации информационных систем и ресурсов города Москвы.
       9.3.3.  Положение о генеральном конструкторе городской  целевой
   программы  "Электронная  Москва"  и  Совете  главных  конструкторов
   Программы.
       9.3.4.  Положение о фонде алгоритмов, программ,  информационных
   ресурсов и технической документации города Москвы.
       9.4.   Обеспечить   по   мере   необходимости   подготовку    и
   представление   на  утверждение  нормативных  актов,   определяющих
   процессы  создания,  эксплуатации, использования  и  взаимодействия
   информационных систем и ресурсов города Москвы.
       10.  Департаменту  экономической  политики  и  развития  города
   Москвы включить городскую целевую программу "Электронная Москва"  в
   перечень  городских целевых программ, подлежащих финансированию  за
   счет средств бюджета города Москвы.
       11. Департаментам, комитетам, главным управлениям, управлениям,
   префектурам административных округов города Москвы:
       11.1.    Организовать   работу   по   реализации   мероприятий,
   предусмотренных  городской целевой программой "Электронная  Москва"
   и настоящим постановлением.
       11.2.  Сформировать  в пределах установленной  численности  при
   необходимости   в   установленном   порядке   в   своей   структуре
   подразделения,     обеспечивающие    создание    и     эксплуатацию
   информационных систем.
       11.3.  Провести  согласование технических заданий  на  создание
   (разработку)  информационных  систем и формирование  информационных
   ресурсов  по  выполняемым и вновь начинаемым проектам с Управлением
   информатизации города Москвы.
       12.  Департаменту финансов города Москвы начиная  с  2004  года
   предусматривать   ассигнования  на  реализацию  городской   целевой
   программы  "Электронная Москва", выделяемые  отдельной  строкой  по
   коду  ведомственной классификации Управления информатизации  города
   Москвы.
       13.  Утратил  силу.  -  Постановление Правительства  Москвы  от
   12.04.2005 N 220-ПП.
       14.  Управлению  информатизации  города  Москвы  доложить  Мэру
   Москвы   в   декабре   2003  года  о  ходе  выполнения   настоящего
   постановления.
       15.  Контроль за выполнением настоящего постановления  оставляю
   за собой.
   
                                                            Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 1
                                         к постановлению Правительства
                                                                Москвы
                                            от 13 мая 2003 г. N 367-ПП
   
                      ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                         "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА"
   
                           ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
   
   ------------------------T----------------------------------------¬
   ¦Наименование Программы ¦Городская целевая программа "Электронная¦
   ¦                       ¦Москва"                                 ¦
   +-----------------------+----------------------------------------+
   ¦Основания разработки   ¦Распоряжение Мэра Москвы от 20 июля 2001¦
   ¦Программы              ¦г. N 715-РМ "О разработке комплексной   ¦
   ¦                       ¦программы движения Москвы               ¦
   ¦                       ¦к информационному обществу";            ¦
   ¦                       ¦постановление Правительства Москвы      ¦
   ¦                       ¦от 6 августа 2002 г. N 609-ПП           ¦
   ¦                       ¦"О городской целевой программе          ¦
   ¦                       ¦"Электронная Москва";                   ¦
   ¦                       ¦распоряжение Мэра Москвы от 17 октября  ¦
   ¦                       ¦2002 г. N 609-РМ "О первоочередных мерах¦
   ¦                       ¦по подготовке городской программы       ¦
   ¦                       ¦"Электронная Москва"                    ¦
   +-----------------------+----------------------------------------+
   ¦Государственный        ¦Управление информатизации города Москвы ¦
   ¦заказчик-координатор   ¦                                        ¦
   ¦Программы              ¦                                        ¦
   +-----------------------+----------------------------------------+
   ¦Ответственные за       ¦Управление информатизации города Москвы;¦
   ¦реализацию Программы   ¦Департамент экономической политики      ¦
   ¦                       ¦и развития города Москвы;               ¦
   ¦                       ¦Департамент науки и промышленной        ¦
   ¦                       ¦политики города Москвы;                 ¦
   ¦                       ¦Департамент поддержки и развития малого ¦
   ¦                       ¦предпринимательства города Москвы;      ¦
   ¦                       ¦Департамент финансов города Москвы;     ¦
   ¦                       ¦Департамент социальной защиты населения ¦
   ¦                       ¦города Москвы;                          ¦
   ¦                       ¦Департамент образования города Москвы;  ¦
   ¦                       ¦Департамент здравоохранения города      ¦
   ¦                       ¦Москвы;                                 ¦
   ¦                       ¦Департамент потребительского рынка      ¦
   ¦                       ¦и услуг города Москвы;                  ¦
   ¦                       ¦Департамент градостроительной политики, ¦
   ¦                       ¦развития и реконструкции города Москвы; ¦
   ¦                       ¦Комитет по делам семьи и молодежи города¦
   ¦                       ¦Москвы;                                 ¦
   ¦                       ¦Комитет по телекоммуникациям и средствам¦
   ¦                       ¦массовой информации города Москвы;      ¦
   ¦                       ¦Комитет по культуре города Москвы;      ¦
   ¦                       ¦Управление бюджетного планирования      ¦
   ¦                       ¦и городского заказа города Москвы;      ¦
   ¦                       ¦Управление городского заказа города     ¦
   ¦                       ¦Москвы;                                 ¦
   ¦                       ¦Управление транспорта и связи города    ¦
   ¦                       ¦Москвы;                                 ¦
   ¦                       ¦ФХУ Мэрии Москвы;                       ¦
   ¦                       ¦Дирекция ГЦП "Электронная Москва"       ¦
   +-----------------------+----------------------------------------+
   ¦Основные разработчики  ¦Департамент экономической политики      ¦
   ¦Программы              ¦и развития города Москвы;               ¦
   ¦                       ¦Управление транспорта и связи города    ¦
   ¦                       ¦Москвы;                                 ¦
   ¦                       ¦Комитет по телекоммуникациям и средствам¦
   ¦                       ¦массовой информации города Москвы;      ¦
   ¦                       ¦Институт развития информационного       ¦
   ¦                       ¦общества;                               ¦
   ¦                       ¦ОАО Акционерный коммерческий "Московский¦
   ¦                       ¦муниципальный банк - Банк Москвы" (Банк ¦
   ¦                       ¦Москвы);                                ¦
   ¦                       ¦ОАО "Московский комитет по науке        ¦
   ¦                       ¦и технологиям";                         ¦
   ¦                       ¦ОАО "Электронная Москва";               ¦
   ¦                       ¦ОАО "Московская телекоммуникационная    ¦
   ¦                       ¦корпорация" (КОМКОР);                   ¦
   ¦                       ¦ОАО "Мобильные телематические системы   ¦
   ¦                       ¦позиционирования" (МТСП)                ¦
   +-----------------------+----------------------------------------+
   ¦Цели Программы         ¦Развитие информационного общества       ¦
   ¦                       ¦в городе Москве.                        ¦
   ¦                       ¦Повышение уровня и качества жизни       ¦
   ¦                       ¦горожан, развитие демократических       ¦
   ¦                       ¦институтов, создание благоприятных      ¦
   ¦                       ¦условий для предпринимательской         ¦
   ¦                       ¦деятельности и повышения                ¦
   ¦                       ¦конкурентоспособности предприятий       ¦
   ¦                       ¦города, повышение эффективности         ¦
   ¦                       ¦и открытости городского управления,     ¦
   ¦                       ¦улучшение работы городского хозяйства   ¦
   ¦                       ¦и экологии города, обеспечение          ¦
   ¦                       ¦оперативного реагирования               ¦
   ¦                       ¦на чрезвычайные и аварийные ситуации,   ¦
   ¦                       ¦повышение безопасности граждан за счет  ¦
   ¦                       ¦развития и широкомасштабного            ¦
   ¦                       ¦использования информационно-            ¦
   ¦                       ¦коммуникационных технологий             ¦
   +-----------------------+----------------------------------------+
   ¦Задачи Программы       ¦- стимулирование и организация массового¦
   ¦                       ¦и эффективного использования ИКТ        ¦
   ¦                       ¦в ключевых областях экономической,      ¦
   ¦                       ¦социальной и культурной жизни города,   ¦
   ¦                       ¦включая реализацию концепции            ¦
   ¦                       ¦"электронного правительства", создание  ¦
   ¦                       ¦единой  образовательной информационной  ¦
   ¦                       ¦среды и т.д.;                           ¦
   ¦                       ¦- обеспечение доступа к социально       ¦
   ¦                       ¦значимой информации и базовым           ¦
   ¦                       ¦информационно-коммуникационным услугам  ¦
   ¦                       ¦для всех горожан независимо от пола,    ¦
   ¦                       ¦возраста и социально-экономического     ¦
   ¦                       ¦положения;                              ¦
   ¦                       ¦- развитие информационно-               ¦
   ¦                       ¦коммуникационной инфраструктуры города, ¦
   ¦                       ¦отвечающей современным требованиям      ¦
   ¦                       ¦и удовлетворяющей потребности населения,¦
   ¦                       ¦органов управления и организаций города ¦
   ¦                       ¦в инфокоммуникационных услугах;         ¦
   ¦                       ¦- формирование публичных информационных ¦
   ¦                       ¦ресурсов, направленных на удовлетворение¦
   ¦                       ¦информационных потребностей населения   ¦
   ¦                       ¦и хозяйствующих субъектов города;       ¦
   ¦                       ¦- обеспечение необходимого уровня       ¦
   ¦                       ¦информационной безопасности             ¦
   ¦                       ¦информационно-коммуникационной          ¦
   ¦                       ¦инфраструктуры и информационных ресурсов¦
   ¦                       ¦и систем города;                        ¦
   ¦                       ¦- создание условий для развития         ¦
   ¦                       ¦в городе конкурентоспособного           ¦
   ¦                       ¦производства информации, информационных ¦
   ¦                       ¦технологий и услуг, превращение сектора ¦
   ¦                       ¦ИКТ в важнейшую отрасль городской       ¦
   ¦                       ¦экономики                               ¦
   +-----------------------+----------------------------------------+
   ¦Этапы и сроки          ¦2003-2007 гг.                           ¦
   ¦реализации Программы   ¦1 этап - 2003-2004 гг.,                 ¦
   ¦                       ¦2 этап - 2004-2007 гг.                  ¦
   +-----------------------+----------------------------------------+
   ¦Ожидаемые результаты   ¦- формирование нормативно-правовой      ¦
   ¦                       ¦базы, необходимой для электронного      ¦
   ¦                       ¦развития города;                        ¦
   ¦                       ¦- повышение уровня защищенности         ¦
   ¦                       ¦информационных систем города от внешних ¦
   ¦                       ¦и внутренних угроз;                     ¦
   ¦                       ¦- унификация и интеграция используемых  ¦
   ¦                       ¦в городе информационных систем          ¦
   ¦                       ¦и ресурсов, сокращение расходов         ¦
   ¦                       ¦бюджета на создание, развитие           ¦
   ¦                       ¦и поддержку информационных систем       ¦
   ¦                       ¦и информационных ресурсов;              ¦
   ¦                       ¦- создание современной информационно-   ¦
   ¦                       ¦коммуникационной инфраструктуры города; ¦
   ¦                       ¦- создание платформы "электронного      ¦
   ¦                       ¦правительства", оказание услуг          ¦
   ¦                       ¦и обеспечение взаимодействия органов    ¦
   ¦                       ¦власти с гражданами и хозяйствующими    ¦
   ¦                       ¦субъектами на основе ИКТ;               ¦
   ¦                       ¦- повышение эффективности и качества    ¦
   ¦                       ¦медицинских услуг и системы             ¦
   ¦                       ¦здравоохранения за счет использования   ¦
   ¦                       ¦ИКТ;                                    ¦
   ¦                       ¦- создание условий для повышения        ¦
   ¦                       ¦качества образования за счет            ¦
   ¦                       ¦эффективного использования современных  ¦
   ¦                       ¦ИКТ;                                    ¦
   ¦                       ¦- создание благоприятных условий        ¦
   ¦                       ¦для развития инфраструктуры             ¦
   ¦                       ¦потребительского рынка и услуг, в т.ч.  ¦
   ¦                       ¦"электронной торговли", и  эффективного ¦
   ¦                       ¦управления отраслью за счет применения  ¦
   ¦                       ¦ИКТ;                                    ¦
   ¦                       ¦- создание дополнительных рабочих       ¦
   ¦                       ¦мест в высокотехнологичных отраслях;    ¦
   ¦                       ¦- повышение налоговых поступлений       ¦
   ¦                       ¦за счет увеличения объемов производства ¦
   ¦                       ¦в городе, в частности, объемов          ¦
   ¦                       ¦производства и продаж информационных    ¦
   ¦                       ¦продуктов и услуг;                      ¦
   ¦                       ¦- повышение инновационной активности    ¦
   ¦                       ¦предприятий города в сфере ИКТ,         ¦
   ¦                       ¦формирование в городе системы венчурного¦
   ¦                       ¦финансирования;                         ¦
   ¦                       ¦- привлечение дополнительных            ¦
   ¦                       ¦инвестиций как непосредственно в сферу  ¦
   ¦                       ¦ИКТ, так и в иные отрасли;              ¦
   ¦                       ¦- повышение эффективности и доходности  ¦
   ¦                       ¦предприятий города;                     ¦
   ¦                       ¦- повышение эффективности городских     ¦
   ¦                       ¦органов управления по обеспечению       ¦
   ¦                       ¦безопасности населения, оптимизация     ¦
   ¦                       ¦оперативного реагирования в чрезвычайных¦
   ¦                       ¦и аварийных ситуациях;                  ¦
   ¦                       ¦- оптимизация управления транспортом    ¦
   +-----------------------+----------------------------------------+
   ¦Управление Программой  ¦Координационный совет ГЦП "Электронная  ¦
   ¦                       ¦Москва";                                ¦
   ¦                       ¦Управление информатизации города Москвы;¦
   ¦                       ¦Дирекция ГЦП "Электронная Москва";      ¦
   ¦                       ¦Совет главных конструкторов             ¦
   +-----------------------+----------------------------------------+
   ¦Объем и источники      ¦Для реализации Программы необходим      ¦
   ¦финансирования         ¦следующий объем бюджетных средств (млн. ¦
   ¦Программы              ¦руб.):                                  ¦
   ¦                       ¦                                        ¦
   ¦                       ¦  -------T------T------T------T------¬  ¦
   ¦                       ¦  ¦2003  ¦2004  ¦2005  ¦2006  ¦2007  ¦  ¦
   ¦                       ¦  +------+------+------+------+------+  ¦
   ¦                       ¦  ¦3470  ¦3902  ¦4053  ¦4221  ¦4259  ¦  ¦
   ¦                       ¦  ¦<*>   ¦<*>   ¦<*>   ¦<*>   ¦<*>   ¦  ¦
   ¦                       ¦  L------+------+------+------+-------  ¦
   ¦                       ¦                                        ¦
   ¦                       ¦Помимо бюджета г. Москвы, механизм      ¦
   ¦                       ¦финансирования и реализации Программы   ¦
   ¦                       ¦предусматривает привлечение внебюджетных¦
   ¦                       ¦источников для реализации Программы. Это¦
   ¦                       ¦средства коммерческих структур для      ¦
   ¦                       ¦инвестирования коммерческих проектов;   ¦
   ¦                       ¦средства доноров и благотворителей для  ¦
   ¦                       ¦финансирования социально значимых       ¦
   ¦                       ¦проектов; средства федерального бюджета ¦
   ¦                       ¦(в том числе из средств ФЦП "Электронная¦
   ¦                       ¦Россия") для совместного финансирования ¦
   ¦                       ¦проектов Программы, представляющих      ¦
   ¦                       ¦взаимный интерес; средства населения,   ¦
   ¦                       ¦прежде всего, в области образовательных,¦
   ¦                       ¦медицинских, развлекательных и некоторых¦
   ¦                       ¦других информационных услуг             ¦
   +-----------------------+----------------------------------------+
   ¦Система экспертизы     ¦Экспертный совет Программы, эксперты,   ¦
   ¦                       ¦государственная экспертиза,             ¦
   ¦                       ¦специализированные экспертные           ¦
   ¦                       ¦организации                             ¦
   +-----------------------+----------------------------------------+
   ¦Система контроля       ¦Правительство Москвы;                   ¦
   ¦                       ¦Московская городская Дума;              ¦
   ¦                       ¦Управление информатизации города Москвы;¦
   ¦                       ¦Департамент экономической политики      ¦
   ¦                       ¦и развития города Москвы;               ¦
   ¦                       ¦Контрольно-счетная палата города Москвы;¦
   ¦                       ¦Главное контрольно-ревизионное          ¦
   ¦                       ¦управление города Москвы;               ¦
   ¦                       ¦Координационный совет ГЦП "Электронная  ¦
   ¦                       ¦Москва";                                ¦
   ¦                       ¦Общественный экспертный совет Московской¦
   ¦                       ¦городской Думы по развитию              ¦
   ¦                       ¦информационного общества                ¦
   L-----------------------+-----------------------------------------
   
   --------------------------------
       <*>   Бюджет   программы   "Электронная   Москва"   вместе    с
   консолидированным    бюджетом   других    программ    и    проектов
   информатизации и развития телекоммуникаций города Москвы.
   
                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
          К ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА"
   
                               ВВЕДЕНИЕ
   
       Глобализация  и развитие информационного общества  стремительно
   меняют   облик   современного   мира.   Общепринятого   определения
   информационного общества нет, но большинство специалистов  сходятся
   в том, что его сущность определяют ряд взаимосвязанных процессов:
       -  информация и знания становятся важным ресурсом  и  подлинной
   движущей силой социально-экономического развития;
       - формируется рынок информации и знания как фактор производства
   наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала;
       -  стремительно  растет  удельный вес отраслей,  обеспечивающих
   создание, передачу, обработку и использование информации;
       -   развитая   информационная  инфраструктура  превращается   в
   условие,      определяющее     национальную     и      региональную
   конкурентоспособность   не  в  меньшей  степени,   чем,   например,
   транспортная инфраструктура;
       - развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых
   информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существенно  меняет
   модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
       Города  - и особенно мегаполисы, к которым относится Москва,  -
   находятся   в   центре   происходящих   изменений.   Интенсификация
   глобальной   конкуренции  и  развитие  ИКТ  приводят  к   серьезным
   изменениям  в  экономике  городов,  которые  можно  обозначить  как
   деиндустриализация. В развитых странах происходит опережающий  рост
   информационного   сектора  экономики,  что  вызывает   значительные
   изменения  на рынке труда и в социоэкономической динамике  городов.
   В  результате этих изменений экономическая деятельность,  связанная
   с  получением и обработкой информации, в настоящее время играет как
   никогда    важную   роль   в   экономике   мегаполисов,    позволяя
   характеризовать их как "информационные". Соответствующие  изменения
   произошли  и  на  рынке  труда: по оценкам экспертов  60-70%  новых
   рабочих  мест  в развитых странах связаны сегодня с  той  или  иной
   формой  обработки  информации.  ИКТ занимают  центральное  место  в
   обновлении   и   реструктуризации   ключевых   для   города    сфер
   деятельности:   производство   продукции,   транспорт,    торговля,
   общественное  питание,  быт, а также образование,  здравоохранение,
   управление   городом,  индустрия  отдыха  и  зрелищ,   общественное
   питание,  быт и досуг, СМИ, социальные службы, городское хозяйство,
   общественная и культурная жизнь.
       Значимость   происходящих  сегодня  перемен  хорошо  осознается
   ведущими странами мира. Они осуществляют стратегические вложения  в
   совершенствование  процессов  управления  регионами,  городами,   в
   развитие   науки,   образования,   системы   поддержки   инноваций,
   информационно-коммуникационной   инфраструктуры,   в    наращивание
   информационных   ресурсов.  Уже  более   20   лет   "информационное
   общество"    является   предметом   программных    разработок    на
   национальном,  международном и региональном уровнях, нацеленных  на
   полноценное  использование открывающихся возможностей.  В  развитых
   странах  приняты документы, подводящие промежуточные итоги развития
   информационного  общества и ставящие новые  цели.  Самое  серьезное
   значение этим проблемам придается в странах "Большой восьмерки",  к
   которой в свое время присоединилась Россия.
       Несмотря  на  большой  опыт  решения  вопросов  информатизации,
   Россия  и  Москва  задержались в разработке  современных  программ,
   учитывающих  проблематику информационного общества. На  федеральном
   уровне  только  в  начале 2002 года утверждена федеральная  целевая
   программа "Электронная Россия". В Москве ежегодно принимается  план
   работ по информатизации, программные основы этой деятельности  были
   заложены   в   Концепции  создания  и  эксплуатации   общегородской
   информационной  системы,  принятой в 1991  г.  Учитывая  однако  то
   обстоятельство,  что  основные  целевые  установки  этой  Концепции
   выполнены,  а  также  то,  что она была в  основном  направлена  на
   информатизацию   городского  управления,   возникла   настоятельная
   необходимость в создании программного документа, отражающего  новые
   реалии  и направленного на более широкий круг вопросов формирования
   информационного общества.
   
        СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ
            ОБЩЕСТВУ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ
   
       Можно выделить несколько проблем, на решение которых направлена
   ГЦП "Электронная Москва".
       1.  Масштабные  работы по информатизации, проводимые  в  Москве
   последнее   десятилетие,   недостаточно   скоординированы.   Помимо
   ежегодно     принимаемого    городского    плана    информатизации,
   подразделения  Правительства  Москвы и территориальные  образования
   имеют  собственные программы, планы и проекты информатизации,  есть
   разделы,   связанные  с  информатизацией,  в  различных   городских
   целевых  программах.  Несогласованность и слабая  координация  этих
   работ  приводят  к  тому,  что остается низким  уровень  интеграции
   существующих    систем    городского    управления    и    местного
   самоуправления;  происходит неоправданное  дублирование  функций  в
   различных  системах; отсутствует общегородской комплекс стандартов,
   классификаторов,    наборов   метаданных   и   т.п.,    позволяющих
   унифицировать   представление  данных  и  обеспечить  согласованное
   функционирование этих систем. Москва нуждается в разработке  единой
   стратегии  информатизации  города, в новых  действенных  механизмах
   координации   этой  деятельности,  в  реализации   мероприятий   по
   общесистемному       обеспечению      городской      информационно-
   коммуникационной инфраструктуры.
       2.    Интенсивное    развитие    информационно-коммуникационных
   технологий,  их внедрение во все сферы жизнедеятельности  города  и
   горожан    породили   новые   проблемы   -   проблемы   обеспечения
   информационной     безопасности    города.     Кибертерроризм     и
   киберпреступность   -  новые  явления,  требующие   координации   и
   объединения усилий всех заинтересованных в противодействии им  лиц.
   В   этой   ситуации   крайне   актуальной   становится   разработка
   современной,   учитывающей  мировой  опыт  системы   информационной
   безопасности   города   и   содержащей   комплекс   технических   и
   организационно-административных мер.
       3. Последние годы характеризуются повышенным вниманием, которое
   правительства разных стран и регионов уделяют более оперативному  и
   эффективному взаимодействию с гражданами и организациями на  основе
   широкомасштабного  применения  ИКТ,  идет  процесс   создания   так
   называемых  "электронных правительств". Проводимые в Москве  работы
   по  информатизации  были  в основном направлены  на  информационное
   обеспечение     управленческих    задач     и     делопроизводство.
   Взаимодействию   органов  власти  с  гражданами  и   хозяйствующими
   субъектами    на    основе   новых   информационно-коммуникационных
   технологий    не    уделялось    должного    внимания.    Программа
   информатизации   городского   управления   должна    строиться    в
   соответствии   с  общей  концепцией  "электронного  правительства",
   содержать   систему   организационных,  нормативно-методических   и
   технических  мероприятий,  обеспечивающих  переход  на  электронную
   форму  взаимодействий органов власти с населением и  организациями.
   Реализация  концепции  "электронного правительства"  направлена  на
   повышение   качества   государственных   услуг,   постоянный   рост
   эффективности  деятельности органов власти, в  частности,  за  счет
   встраивания    успешных   корпоративных   методов   управления    в
   государственную    сферу.   Реализация   концепции    "электронного
   правительства" обеспечит большую информационную открытость  власти,
   будет  стимулировать  широкомасштабное использование  ИКТ  во  всех
   сферах  деятельности,  обеспечит важный канал  обратной  связи  для
   органов  власти  и  организаций города  и  должна  стать  одним  из
   первоочередных направлений Программы "Электронная Москва".
       4.  Несмотря  на  заметный прогресс в области  законодательного
   регулирования       процессов      информатизации,       московское
   законодательство    отстает   от   мировых    процессов    развития
   информационного  общества. В рамках Программы "Электронная  Москва"
   должен  быть  разработан и реализован план мероприятий по  созданию
   полноценной    нормативно-правовой   базы   движения    города    к
   информационному обществу.
       5.  ИКТ  сегодня  являются  мощным  инструментом  обновления  и
   повышения    эффективности   всех   сфер   деятельности.    Уровень
   информатизации   школ,  музеев,  библиотек  и   других   учреждений
   культуры,  образования  и  науки,  находящихся  в  ведении  Москвы,
   остается  низким. В качестве одной из стратегических задач движения
   города  к  информационному  обществу  должны  стать  разработка   и
   реализация  комплекса мероприятий по информатизации соответствующих
   сфер городской жизни.
       6.  Последнее десятилетие экономический рост и создание рабочих
   мест  в экономически развитых странах все в большей степени зависят
   от   инновационной   активности,  которая  подразумевает   успешную
   коммерциализацию  результатов  исследований  и  разработок.  Причем
   наибольшей  инновационной  активностью отличаются  предприятия  ИКТ
   сектора,  в  котором разработка и коммерциализация новых технологий
   является важнейшим условием конкурентоспособности. Во времена  СССР
   Москва  была  центром национальной инновационной  системы,  которая
   формировалась в условиях тотальной государственной собственности  и
   централизованного   управления   экономикой.   Ликвидация   союзных
   отраслевых министерств, приватизация и острый экономический  кризис
   разрушили эту систему. Инновационный процесс, налаженный  в  рамках
   ведомственной   системы,  был  сломан,  -  исчезла  организационная
   структура,  административно  связывающая  производство  и  науку  и
   обеспечивающая  внедрение  разработок,  рыночные  же  инновационные
   механизмы  полноценно пока не заработали. Резко снизилась  и  общая
   инновационная продуктивность Москвы. По данным Госкомстата, если  в
   1992   г.   в  Москве  создавалось  14,7%  образцов  новых   машин,
   оборудования, приборов и средств автоматизации, то к  концу  1990-х
   г.  эта  доля  упала  ниже  4% от общероссийских  показателей.  Для
   Москвы  жизненно  важно  не  просто  сохранить  свой  инновационный
   потенциал,  но  и  сформировать  в Москве  функционально  полную  и
   эффективно  действующую инфраструктуру поддержки инноваций,  прежде
   всего, в самом ИКТ-секторе и за счет внедрения ИКТ в другие сферы.
       7.  Социальная  дифференциация по доступу  к  возможностям  ИКТ
   является  общей проблемой для всех городов и стран,  вступивших  на
   путь  движения к информационному обществу. Эта проблема, актуальная
   и   для   Москвы,   получила   название  проблемы   информационного
   неравенства.   Важность   ее  признается  всеми   государствами   и
   международными   организациями.  Доступ  к  базовым  информационно-
   коммуникационным  услугам  и социально значимой  информации  должен
   быть  обеспечен всем гражданам независимо от места их проживания  и
   социально-экономического  положения.  Без  решения   этой   сложной
   проблемы,  связанной с техническими, экономическими, культурными  и
   социально-психологическими    барьерами    на    пути     массового
   использования ИКТ, успешное продвижение к информационному  обществу
   невозможно.
       8.  В условиях развития глобального информационного общества  и
   ориентации  России на открытость экономики и полноценную интеграцию
   в  мировую  хозяйственную  систему  актуальной  проблемой  является
   выработка  экономической и промышленной политики Москвы, отвечающей
   новым  условиям. Важными направлениями этой политики  должны  стать
   стимулирование   информационной  индустрии   города   (производства
   информационных  технологий, контент-индустрии  и  телекоммуникаций)
   как  наиболее  рентабельной  и  быстрорастущей  отрасли  экономики,
   создающей к тому же предпосылки повышения конкурентоспособности  во
   всех  других отраслях, а также стимулирование использования  ИКТ  в
   экономике,   в  частности,  развития  различных  форм   электронной
   торговли.
   
                  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
   
       Целями  Программы являются развитие информационного общества  в
   Москве,   повышение  уровня  и  качества  жизни  горожан,  развитие
   демократических  институтов,  создание  благоприятных  условий  для
   предпринимательской  деятельности и повышения конкурентоспособности
   предприятий   города,   повышение   эффективности   и    открытости
   городского  управления,  улучшение работы  городского  хозяйства  и
   экологии   города,   обеспечение   оперативного   реагирования   на
   чрезвычайные  и аварийные ситуации, повышение безопасности  граждан
   за  счет  развития и широкомасштабного использования информационно-
   коммуникационных технологий.
       Программа должна обеспечить решение следующих задач:
       -   стимулирование  и  организация  массового  и   эффективного
   использования ИКТ в ключевых областях экономической,  социальной  и
   культурной    жизни    города,   включая    реализацию    концепции
   "электронного   правительства",  создание  единой   образовательной
   информационной среды и т.д.;
       - обеспечение доступа к социально значимой информации и базовым
   информационно-коммуникационным услугам для всех горожан  независимо
   от пола, возраста и социально-экономического положения;
       -    развитие   информационно-коммуникационной   инфраструктуры
   города,   отвечающей  современным  требованиям  и   удовлетворяющей
   потребности  населения,  органов  власти  и  организаций  города  в
   инфокоммуникационных услугах;
       -  формирование публичных информационных ресурсов, направленных
   на   удовлетворение   информационных   потребностей   населения   и
   хозяйствующих субъектов города;
       -  обеспечение необходимого уровня информационной  безопасности
   информационно-коммуникационной  инфраструктуры   и   информационных
   ресурсов и систем города;
       -  создание  условий для развития в городе конкурентоспособного
   производства   информации,  информационных  технологий   и   услуг,
   превращение сектора ИКТ в важнейшую отрасль городской экономики.
   
            ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
   
       Процесс  движения  города  к  информационному  обществу  должен
   регулироваться следующими основными принципами:
       -  явно  выраженная  социальная и  гуманитарная  направленность
   стратегических   целей   и  основных  задач   движения   Москвы   к
   информационному обществу;
       -   открытость   политики   обеспечения   движения   Москвы   к
   информационному обществу, регулярный обмен информацией между  всеми
   субъектами  информационного общества, конкурсный отбор исполнителей
   в установленном порядке;
       - информационная безопасность создаваемых информационных систем
   и ресурсов;
       - правовая, научная, техническая и экономическая обоснованность
   разрабатываемых мероприятий и принимаемых решений;
       -  социальное  партнерство в деле формирования  информационного
   общества, учет интересов общества в целом;
       - концентрация ресурсов на важнейших направлениях с завершением
   создания отдельных проектов и подсистем в конкретные сроки;
       -   стандартизация,  унификация  и  обеспечение   совместимости
   городских   информационных  систем  на   базе   типовых   форматов,
   протоколов и прикладных платформ;
       -   экономическая  эффективность,  устранение  дублирования   и
   снижение затрат на эксплуатацию информационных систем и ресурсов;
       -    последовательность,    поэтапность    и    согласованность
   осуществления   всех   мероприятий,   направленных   на    развитие
   информационного общества;
       -   комплексность  и  системность  подхода  к  решению  проблем
   развития информационного общества.
       Городская  политика  в  процессе  формирования  информационного
   общества должна основываться на следующих базовых положениях:
       -  исследование  общественного  мнения  и  регулярное  изучение
   потребности    горожан   в   государственных,    муниципальных    и
   информационных услугах;
       -   привлечение   к   обсуждению  ключевых  вопросов   развития
   информационного    общества    всех    заинтересованных     сторон:
   представителей государственного и коммерческого сектора  экономики,
   общественных и некоммерческих организаций, ученых и специалистов;
       -   контроль   со  стороны  Правительства  Москвы,   Московской
   городской  Думы, городских органов власти и местного самоуправления
   за реализацией Программы "Электронная Москва";
       -   мониторинг  процессов  информатизации  города   с   помощью
   организации  статистического  наблюдения  за  значениями   основных
   индикаторов движения к информационному обществу;
       -  создание  благоприятных условий для  осуществления  развития
   информатизации по признанным приоритетным направлениям;
       -  стимулирование использования в городе современной техники  и
   технологий;
       -  обеспечение доступа широким слоям населения города к  ИКТ  с
   помощью  организации общественных центров доступа к ИКТ,  в  первую
   очередь  для социально незащищенных групп населения, с обеспечением
   при этом необходимого уровня информационной безопасности;
       -   анализ   и   учет   отечественного  и  зарубежного   опыта,
   международных норм и тенденций.
   
                  ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
   
       К   моменту   подготовки  ГЦП  "Электронная  Москва"  сложилась
   противоречивая  ситуация: с одной стороны,  возникли  новые  важные
   задачи   информатизации,  а  с  другой  -  их  решение   невозможно
   организовать    в    рамках   традиционного   формата    управления
   информатизацией,   ориентированного   на   создание    разрозненных
   отраслевых ("вертикальных") информационных систем.
       В  связи  с  этим  возникла  необходимость  создания  программы
   информатизации  нового  типа, которая ориентирована  на  реализацию
   важных  приоритетов современного этапа движения  к  информационному
   обществу.  Был  сформулирован  ключевой  принцип  ГЦП  "Электронная
   Москва"  -  при  всей  важности  "вертикальных"  подпрограмм,  весь
   спектр  которых полностью представлен в Программе, основной  акцент
   на  первом  этапе  должен быть сделан на обосновании  и  реализации
   системы    интеграционных   ("горизонтальных")   и   обеспечивающих
   подпрограмм  и  мероприятий. Задержка в их  реализации  приведет  к
   усугублению  ситуации,  еще  большему  обособлению  систем  и,  как
   следствие,   невозможности  их  взаимодействия   или   сверхвысоким
   затратам  на  обеспечение  этого взаимодействия.  Осложнится  также
   решение    задачи   по   обеспечению   возможности    использования
   элементарных информационных услуг социально необеспеченными  слоями
   населения.
       К   "горизонтальным"  мероприятиям  ГЦП  "Электронная   Москва"
   относятся:
       - совершенствование нормативно-правовой базы;
       -   создание  общесистемного  обеспечения  (среда  электронного
   взаимодействия,  унифицированные технологические  решения,  система
   информационной безопасности);
       -    развитие   информационно-коммуникационной   инфраструктуры
   (система  городских  порталов,  межотраслевые  системы  и  ресурсы,
   система     безопасности     города,    развитие     информационно-
   коммуникационной инфраструктуры);
       - преодоление информационного неравенства.
       Результаты    реализации   "горизонтальных"    подпрограмм    и
   мероприятий    должны   стать   фундаментом   для    "вертикальных"
   (отраслевых)  подпрограмм и мероприятий ГЦП  "Электронная  Москва",
   предусматривающих      развитие      информационно-коммуникационных
   технологий во всех областях жизни города.
       Одним  из  важных принципов является концентрация  ресурсов  на
   важнейших   направлениях  информатизации  с  завершением   создания
   отдельных  проектов и подсистем в конкретные сроки, в  соответствии
   с   этим   выделены  приоритетные  проекты  Программы,  к   которым
   относятся:
       1. Интеграционные и обеспечивающие проекты, призванные повысить
   эффективность    создания    новых   и   интеграцию    существующих
   информационных систем:
       -    совершенствование   нормативно-правовой   базы    развития
   информационного общества в городе Москве (раздел 1.1);
       -   создание   и   развитие  общегородской  среды  электронного
   взаимодействия (раздел 1.2.1);
       -  создание  унифицированных прикладных платформ для  городской
   информационной инфраструктуры (раздел 1.2.2);
       - создание системы городских порталов (раздел 1.3.1);
       -  создание системы обучения базовым навыкам использования  ИКТ
   (раздел 1.4).
       2.   Проекты,   направленные   на  обеспечение   информационной
   безопасности города:
       -   создание   и   развитие  в  Москве  системы  информационной
   безопасности города (раздел 1.2.3);
       -  создание  регионального  удостоверяющего  центра,  выдающего
   сертификаты ключей ЭЦП (раздел 1.2.3).
       3.   Масштабные  отраслевые  проекты,  реализация  которых  уже
   ведется  городом или по которым имеются распорядительные  документы
   Правительства Москвы:
       -   общегородская  интегрированная  автоматизированная  система
   учета   с   использованием   пластиковых   карт,   включая   проект
   "Социальная карта москвича" (раздел 1.3.2);
       -  создание  и  развитие  системы навигации  и  телематики  для
   городского управления и населения (раздел 1.3.5);
       -  создание  и  развитие единой образовательной  информационной
   среды (раздел 2.2.1);
       -  развитие  Единой  городской базы данных о населении  (раздел
   1.3.3);
       -  создание автоматизированной системы мониторинга Генерального
   плана города Москвы (раздел 1.3.6);
       - создание системы безопасности города (раздел 1.3.7);
       - проект "Последняя миля" (раздел 1.3.8);
       - реализация проекта создания городской интегрированной системы
   районных социально ориентированных информационных ресурсов и  услуг
   - проект "Инфоград" (раздел 1.4);
       -   платформа   "электронного  правительства":   разработка   и
   внедрение   систем   электронного  документооборота   Правительства
   Москвы (раздел 2.1.1);
       -  создание  и развитие интегрированной информационной  системы
   учета собственности города (раздел 2.1.4).
   
            1. СИСТЕМА ПОДПРОГРАММ И МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ:
             ИНТЕГРАЦИОННЫЕ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДПРОГРАММЫ
   
           Раздел 1.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ
          БАЗЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В Г. МОСКВЕ
   
                          Постановка проблемы
   
       Развитие   процессов   создания   и   использования    ИКТ    и
   информационных  ресурсов  требует  наличия  эффективно  действующих
   норм  и  правил,  регулирующих указанные процессы. Это  связано  со
   спецификой  информационных  процессов,  распространяющихся  на  все
   новые  предметные  области, а также со степенью их  значимости  для
   социально-экономического  развития. Применительно  к  Москве  такие
   нормы,  действующие  или подлежащие принятию на  городском  уровне,
   необходимо   соотнести   как   с  федеральным   нормативно-правовым
   регулированием,  так  и  с  возможностью  применения  иных  (помимо
   права) форм регулирования общественных отношений.
       Информатизация   в   городе  Москве  как  субъекте   Российской
   Федерации   в   значительной   степени   регулируется   федеральным

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное