Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 17.11.2001 N 796 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА" НА 2002 2005 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                  ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 17 ноября 2001 г. N 796
                                   
                    О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
           "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА" НА 2002 - 2005 ГОДЫ
                     И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА
                                   
  (с изм. и доп., согл. Постановления Правительства РФ от 29.12.2001 N 923,
           с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
               от 21.10.2004 N 1355-р (ред. 23.03.2006))
   
       В  целях  снижения  энергоемкости отраслей экономики  России  и
   удовлетворения потребностей страны в энергоносителях  Правительство
   Российской Федерации постановляет:
       1.   Утвердить   прилагаемую  Федеральную   целевую   программу
   "Энергоэффективная экономика" на 2002 - 2005 годы и на  перспективу
   до 2010 года (далее именуется - Программа).
       2.  Министерству экономического развития и торговли  Российской
   Федерации,    Министерству   финансов   Российской   Федерации    и
   Министерству   промышленности,  науки   и   технологий   Российской
   Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002  -
   2010   годы  включать  Программу  в  перечень  федеральных  целевых
   программ,  подлежащих  финансированию за счет средств  федерального
   бюджета,  и  уточнять ежегодно объемы выделяемых на  ее  реализацию
   ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета.
       3.   Рекомендовать  органам  исполнительной  власти   субъектов
   Российской Федерации принять участие в финансировании Программы  за
   счет   средств   бюджетов   субъектов   Российской   Федерации    и
   внебюджетных источников.
   
                                            Председатель Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                            М.КАСЬЯНОВ
   
   
   
   
   
                                                            Утверждена
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                            от 17 ноября 2001 г. N 796
   
                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                     "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА"
           НА 2002 - 2005 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА
                                   
      (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2001 N 923,
           с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
               от 21.10.2004 N 1355-р (ред. 23.03.2006))
   
                                ПАСПОРТ
                     ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
           "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА" НА 2002 - 2005 ГОДЫ
                     И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА
   
   Наименование          - Федеральная целевая программа
   Программы               "Энергоэффективная экономика" на 2002 -
                           2005 годы и на перспективу до 2010 года
   
   Основание и дата      - распоряжение Правительства Российской
   принятия                Федерации от 22 января 2001 г. N 83-р
   решения о разработке
   Программы
   
   Государственный       - Министерство энергетики Российской
   заказчик -              Федерации
   координатор
   Программы
   
   Государственные       - Министерство Российской Федерации
   заказчики подпрограмм   по атомной энергии, Министерство
   и разделов Программы    промышленности, науки и технологий
                           Российской Федерации, Министерство
                           сельского хозяйства Российской Федерации,
                           Министерство транспорта Российской
                           Федерации, Министерство путей сообщения
                           Российской Федерации, Государственный
                           комитет Российской Федерации по
                           строительству и жилищно-коммунальному
                           комплексу
   
   Основные разработчики - Министерство энергетики Российской
   Программы               Федерации, Министерство Российской
                           Федерации по атомной энергии, Министерство
                           промышленности, науки и технологий
                           Российской Федерации, Министерство
                           сельского хозяйства Российской Федерации,
                           Министерство транспорта Российской
                           Федерации, Министерство путей сообщения
                           Российской Федерации, Государственный
                           комитет Российской Федерации по
                           строительству и жилищно-коммунальному
                           комплексу, проектные и научные организации
   
   Основные цели и       - реализация основных положений
   задачи Программы        энергетической стратегии России;
                           перевод экономики России на
                           энергосберегающий путь развития за счет
                           всемерного использования энергосберегающих
                           технологий и оборудования, надежное
                           обеспечение энергоносителями отраслей
                           экономики;
                           снижение издержек производства в
                           энергетическом секторе, в том числе на
                           транспорте, при переработке и
                           использовании топливно-энергетических
                           ресурсов потребителями;
                           снижение негативного воздействия
                           энергетического сектора на окружающую
                           природную среду;
                           сохранение и расширение экспортного
                           потенциала топливно-энергетического
                           комплекса
   
   Сроки и этапы         - первый этап - 2002 - 2005 годы;
   реализации Программы    второй этап - 2006 - 2010 годы
   
   Перечень подпрограмм, - Подпрограмма "Энергоэффективность топливно
   основных мероприятий    -энергетического комплекса"
   и их государственные    (государственный заказчик - Министерство
   заказчики               энергетики Российской Федерации) включает
                           в себя следующие разделы:
                           нефтедобывающий комплекс;
                           модернизация нефтеперерабатывающей
                           промышленности;
                           модернизация и повышение надежности
                           магистральных нефтепроводов и
                           нефтепродуктопроводов;
                           газовая отрасль;
                           угольная промышленность;
                           электроэнергетика (в части мероприятий
                           по строительству зон затопления
                           гидроэлектростанций государственным
                           заказчиком является Государственный
                           комитет Российской Федерации по
                           строительству и жилищно-коммунальному
                           комплексу);
                           эффективное энергообеспечение регионов, в
                           том числе северных и приравненных к ним
                           территорий, на основе использования
                           нетрадиционных возобновляемых источников
                           энергии и местных видов топлива;
                           создание высокоэффективного и
                           импортозамещающего оборудования и
                           материалов для топливно-энергетического
                           комплекса;
                           экологические аспекты энергоэффективного
                           развития топливно-энергетического
                           комплекса, включая ресурсосберегающую
                           переработку золошлаковых отходов тепловых
                           электростанций и снижение выбросов
                           парниковых газов;
                           организационные мероприятия и мониторинг
                           Программы
   
                           Подпрограмма "Безопасность и развитие
                           атомной энергетики" (государственный
                           заказчик - Министерство Российской
                           Федерации по атомной энергии) включает в
                           себя следующие разделы:
                           безопасность действующих атомных
                           электростанций;
                           строительство атомных электростанций;
                           продление ресурса энергоблоков атомных
                           электростанций первого и второго
                           поколений;
                           снятие атомных электростанций с
                           эксплуатации;
                           топливообеспечение атомных электростанций;
                           разработка кадастра перспективных площадок
                           для размещения атомных электростанций;
                           обращение с облученным ядерным топливом и
                           отходами атомных электростанций;
                           инновационная ядерная энергетическая
                           технология с реактором и топливным циклом
                           естественной безопасности;
                           механизм реализации и управления
                           подпрограммой
   
                           Подпрограмма "Энергоэффективность в сфере
                           потребления" включает в себя следующие
                           разделы:
                           энергоэффективность энергоемких отраслей
                           промышленности (государственный заказчик -
                           Министерство промышленности, науки и
                           технологий Российской Федерации);
                           энергоэффективность в сельском хозяйстве
                           (государственный заказчик - Министерство
                           сельского хозяйства Российской Федерации);
                           энергоэффективность в жилищно -
                           коммунальном хозяйстве (государственный
                           заказчик - Государственный комитет
                           Российской Федерации по строительству и
                           жилищно-коммунальному комплексу);
                           энергоэффективность на транспорте
                           (государственный заказчик - Министерство
                           транспорта Российской Федерации, в части
                           мероприятий в сфере железнодорожного
                           транспорта - Министерство путей сообщения
                           Российской Федерации);
                           энергоэффективность в организациях
                           (учреждениях) федеральной бюджетной сферы
                           (государственный заказчик - Министерство
                           энергетики Российской Федерации);
                           энергосбережение в отраслях топливно -
                           энергетического комплекса (государственный
                           заказчик - Министерство энергетики
                           Российской Федерации)
   
   Исполнители           - определяются на конкурсной основе
   программных
   мероприятий
   
   Объемы и источники    - всего на реализацию Программы требуется
   финансирования          7004,66 млрд. рублей,
   Программы               из них за счет средств федерального
                           бюджета - 50,26 млрд. рублей,
                           в том числе:
                           2002 - 2005 годы - 12,34 млрд. рублей,
                           2006 - 2010 годы - 37,92 млрд. рублей:
   
                                                       (млрд. рублей)
                          ------------------T-----------T-----------¬
                          ¦                 ¦2002 - 2005¦2006 - 2010¦
                          ¦                 ¦   годы    ¦   годы    ¦
                          +-----------------+-----------+-----------+
                          ¦Всего            ¦ 2958,671  ¦  4045,989 ¦
                          ¦в том числе по   ¦           ¦           ¦
                          ¦государственным  ¦           ¦           ¦
                          ¦заказчикам:      ¦           ¦           ¦
                          ¦Минэнерго России ¦ 2703,901  ¦  3690,349 ¦
                          ¦Минатом России   ¦  181,66   ¦   286,16  ¦
                          ¦Минпромнауки     ¦   34,68   ¦    33,4   ¦
                          ¦России           ¦           ¦           ¦
                          ¦Минсельхоз России¦    4,1    ¦     4,02  ¦
                          ¦Минтранс России  ¦    3,76   ¦     4,21  ¦
                          ¦МПС России       ¦    5,24   ¦     3,8   ¦
                          ¦Госстрой России  ¦   25,33   ¦    24,05  ¦
                          L-----------------+-----------+------------
   
                           Объемы финансирования мероприятий
                           Программы в 2002 - 2005 годах уточняются
                           при разработке прогнозов социально -
                           экономического развития страны и
                           федерального бюджета.
                           Государственные заказчики ежегодно
                           уточняют и согласовывают перечень
                           первоочередных проектов и мероприятий,
                           намеченных к финансированию,
                           руководствуясь Постановлением
                           Правительства Российской Федерации от
                           11 октября 2001 г. N 714 и иными
                           нормативными правовыми актами
   
   Система контроля за   - государственные заказчики обеспечивают
   выполнением Программы   создание и функционирование многоуровневой
                           системы планирования, учета и контроля
                           хода выполнения программных мероприятий в
                           соответствии с Постановлением
                           Правительства Российской Федерации от
                           26 июня 1995 г. N 594
   
   Ожидаемые конечные    - реализация Программы позволит преодолеть
   результаты реализации   негативные тенденции в развитии отраслей
   Программы               топливно-энергетического комплекса и
                           обеспечить:
                           а) достижение необходимых уровней добычи и
                           производства топливно-энергетических
                           ресурсов:
   
                           ----------------------T--------T---------¬
                           ¦                     ¦ к 2005 ¦ к 2010  ¦
                           ¦                     ¦  году  ¦  году   ¦
                           +---------------------+--------+---------+
                           ¦добыча нефти с       ¦  360   ¦360 - 370¦
                           ¦газовым конденсатом  ¦        ¦         ¦
                           ¦(млн. тонн)          ¦        ¦         ¦
                           ¦добыча газа          ¦  620   ¦   635   ¦
                           ¦(млрд. куб. м)       ¦        ¦         ¦
                           ¦добыча угля          ¦  300   ¦   335   ¦
                           ¦(млн. тонн)          ¦        ¦         ¦
                           ¦производство         ¦ 1008,8 ¦  1158,9 ¦
                           ¦электроэнергии       ¦        ¦         ¦
                           ¦(млрд. кВт.ч)        ¦        ¦         ¦
                           L---------------------+--------+----------
   
                           б) производство первичных топливно -
                           энергетических ресурсов (к 2005 году -
                           1543,4 млн. тонн условного топлива, к 2010
                           году - 1602 - 1618 млн. тонн условного
                           топлива);
                           в) перевод экономики страны на
                           энергосберегающий путь развития и
                           достижение экономии топливно -
                           энергетических ресурсов за счет
                           использования современных технологий (в
                           2002 - 2005 годах - 143 - 156 млн. тонн
                           условного топлива, в 2006 - 2010 годах -
                           152 - 169 млн. тонн условного топлива);
                           г) обеспечение безопасной эксплуатации
                           атомных электростанций;
                           д) снижение энергоемкости ВВП в 2005 году
                           на 13,4 процента и в 2010 году на 26
                           процентов по отношению к 2000 году;
                           е) поэтапное перевооружение отраслей
                           топливно-энергетического комплекса и
                           обновление до 2010 года оборудования:
                           в нефтяной отрасли - на 50 процентов;
                           в нефтеперерабатывающей промышленности -
                           на 70 процентов;
                           в сфере нефте- и нефтепродуктопроводного
                           транспорта - на 45 процентов;
                           в газовой отрасли - на 40 процентов;
                           в угольной отрасли - на 30 процентов;
                           в электроэнергетике - на 30 процентов;
                           ж) сокращение вредных выбросов в атмосферу
                           и уменьшение загрязнения окружающей среды;
                           з) сохранение и расширение экспортного
                           потенциала топливно-энергетического
                           комплекса;
                           и) увеличение рабочих мест на 199 тыс.
                           человек.
   
                I. Обоснование необходимости разработки
                 Программы и организация ее выполнения
   
       В  2000  году Правительством Российской Федерации были одобрены
   Основные  положения энергетической стратегии России  на  период  до
   2020  года  (протокол заседания Правительства Российской  Федерации
   от  23  ноября  2000 г. N 39), а также стратегия  развития  атомной
   энергетики  России на первую половину XXI века (протокол  заседания
   Правительства  Российской  Федерации от  25  мая  2000  г.  N  17).
   Разработка   указанных  документов  была  обусловлена   сложившимся
   положением  в  отраслях топливно-энергетического  комплекса  (далее
   именуется  -  ТЭК) и возникшими в экономике страны проблемами,  что
   потребовало  переоценки перспективной роли и места  ТЭК  на  разных
   этапах развития экономики.
       С  целью реализации Основных положений энергетической стратегии
   России  на  период  до  2020 года, а именно снижения  энергоемкости
   отраслей   экономики   и  обеспечения  устойчивого   удовлетворения
   потребностей  страны в энергоносителях, распоряжением Правительства
   Российской  Федерации  от 22 января 2001 г. N 83-р  соответствующим
   федеральным  органам  исполнительной  власти  поручена   разработка
   Федеральной  целевой  программы  "Энергоэффективная  экономика"  на
   2002  - 2005 годы и на перспективу до 2010 года (далее именуется  -
   Программа).
       В  90-х годах в отраслях ТЭК накапливались нерешенные проблемы,
   которые состоят в следующем:
       сводные финансовые и экономические показатели всех отраслей ТЭК
   в  период  с  1992  года по 2000 год были хуже  прогнозных  оценок,
   которые   были  намечены  в  Основных  направлениях  энергетической
   политики  Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденных
   Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 г. N 472;
       не  создан  благоприятный инвестиционный климат,  в  результате
   чего объем годовых инвестиций в ТЭК за эти годы снизился более  чем
   в 3 раза;
       не  произошло снижение энергоемкости экономики страны,  которая
   практически   стабилизировалась  на  уровне,  превышающем   на   20
   процентов и без того высокие дореформенные показатели;
       диспропорции в ценовой и налоговой политике государства привели
   к    нарушению    условий   самофинансирования   хозяйственной    и
   инвестиционной   деятельности  большинства   отраслей   ТЭК   и   к
   деформациям структуры спроса на энергоносители;
       не     удалось     добиться     технического     перевооружения
   электроэнергетики (включая атомную) и угольной промышленности;
       не  сформировалась  целостная система  законодательных  и  иных
   нормативных  правовых актов, регулирующих деятельность  организаций
   ТЭК.
       Программа   призвана   обеспечить   реализацию   энергетической
   стратегии   государства  и  предусматривает   участие   федеральных
   органов  исполнительной  власти  и  органов  исполнительной  власти
   субъектов   Российской   Федерации  в   разработке   и   реализации
   мероприятий, направленных на решение проблем ТЭК и обеспечение  его
   сбалансированного развития.
       Целевая  направленность  Программы определяется  необходимостью
   решения  задач,  связанных с низкой энергоэффективностью  экономики
   страны,  и как следствие - с высокими издержками общества  на  свое
   энергообеспечение,   необходимостью   устойчивого   энергоснабжения
   населения и экономики страны, снижения техногенной нагрузки ТЭК  на
   окружающую среду, сохранения энергетической безопасности России.
       Предусматривается    создание    социально     ориентированного
   конкурентоспособного  топливно-энергетического  сектора  экономики,
   основанного  на  рыночных  условиях  хозяйствования,   и   снижение
   энергоемкости  валового национального продукта за счет  структурных
   и     технологических    изменений    в    энергопроизводящих     и
   энергопотребляющих отраслях.
       Законодательной    основой   разработки   Программы    являются
   Федеральные   законы   "О  поставках  продукции   для   федеральных
   государственных  нужд"  и  "О  государственном  прогнозировании   и
   программах     социально-экономического     развития     Российской
   Федерации",  Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля  1997
   г.  N  305  "О  первоочередных мерах по предотвращению коррупции  и
   сокращению  бюджетных  расходов при организации  закупки  продукции
   для  государственных нужд", Постановление Правительства  Российской
   Федерации  от  26  июня  1995 г. N 594 "О  реализации  Федерального
   закона  "О  поставках  продукции  для  федеральных  государственных
   нужд".
   
               II. Основные цели, задачи, сроки и этапы
                         реализации Программы
   
       Целями Программы являются:
       повышение  эффективности  использования топливно-энергетических
   ресурсов  и создание необходимых условий для перевода экономики  на
   энергосберегающий путь развития;
       устойчивое обеспечение населения и экономики энергоносителями;
       создание  надежной  сырьевой  базы  и  обеспечение  устойчивого
   развития ТЭК в условиях формирования рыночных отношений;
       поддержание  на достаточном уровне экспортного потенциала  ТЭК,
   повышение эффективности экспорта топливно-энергетических ресурсов;
       уменьшение негативного воздействия ТЭК на окружающую среду;
       обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.
       Программа  включает в себя мероприятия, нацеленные  на  решение
   следующих задач:
       перевод  экономики страны на энергосберегающий путь развития  с
   обеспечением  разумных  энергетических  потребностей  общества  при
   приоритете    потребностей    населения    в    различных     видах
   энергоресурсов;
       повышение  эффективности энергопроизводства путем реконструкции
   и    технического   перевооружения   отраслей    ТЭК    на    новой
   технологической основе;
       развитие  глубокой  переработки  и  комплексного  использования
   топливно-энергетических ресурсов;
       использование местных видов топлива;
       развитие нетрадиционной энергетики;
       ускоренное развитие угольной промышленности;
       развитие   атомной   энергетики  с  обеспечением   безопасности
   действующих  атомных  электростанций и  создание  нового  поколения
   безопасных ядерных энергетических установок;
       создание высокоэффективного и импортозамещающего оборудования и
   материалов   для   ТЭК   и   использование  отечественных   научно-
   технических  достижений  для ускорения технического  перевооружения
   действующих и создания новых объектов энергетики;
       снижение вредного воздействия на окружающую среду объектов  ТЭК
   и    оздоровление   экологической   обстановки   в   добывающих   и
   энергопроизводящих регионах;
       повышение уровня рационального использования топлива и  энергии
   за  счет  широкого  использования  энергосберегающих  технологий  и
   оборудования  потребителями  топливно-энергетических   ресурсов   в
   различных секторах экономики;
       создание  и организация серийного производства установок  малой
   энергетики,  в  том  числе  для  использования  гидроэнергетических
   ресурсов,  солнечной,  ветровой,  геотермальной  энергии  и  других
   нетрадиционных источников энергии.
       Главным   средством   достижения  поставленных   целей   станет
   формирование  энергетического рынка с приемлемым  для  потребителей
   соотношением  цен  на  мазут,  уголь и  природный  газ  и  развитие
   межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции на этом рынке.
       Программа      предусматривает     достижение     значительного
   мультипликативного   эффекта,  который   заключается   в   снижении
   энергоемкости  внутреннего валового продукта и является  обобщающим
   показателем   энергоэффективности  во  всех  сферах   экономики   и
   коммунально-бытовом секторе.
       Реализацию   программных   мероприятий   намечено   осуществить
   посредством   проведения   энергосберегающей,   энергетической    и
   инвестиционной  политики, в том числе путем  проведения  ценовой  и
   налоговой  реформ, формирования внутреннего энергетического  рынка,
   реализации  комплекса мер государственного воздействия на  процессы
   структурной  перестройки  отраслей ТЭК  и  создания  благоприятного
   инвестиционного климата в стране.
       Программа является межотраслевой и реализуется в два этапа:
       I этап - 2002 - 2005 годы;
       II этап - 2006 - 2010 годы.
       На   I   этапе  будут  осуществляться  меры,  направленные   на
   углубление  структурных  реформ  и  укрепление  рыночных  начал   в
   энергетическом   секторе,   преодоление  диспропорций   переходного
   периода, в том числе меры:
       по   надежному   топливо-  и  энергоснабжению  энергодефицитных
   регионов в осенне-зимние периоды;
       по  проведению структурных реформ в электроэнергетике и газовой
   отрасли, завершению реструктуризации угольной промышленности;
       по      насыщению      внутреннего     рынка      отечественным
   высокотехнологичным оборудованием, материалами и конструкциями  для
   отраслей ТЭК;
       по  созданию  и  организации серийного  производства  установок
   малой и нетрадиционной энергетики;
       по  модернизации  действующих атомных  электростанций  с  целью
   безопасной и эффективной эксплуатации;
       по продлению ресурса энергоблоков;
       по   расконсервации,   строительству   и   вводу   в   действие
   энергоблоков с высокой и средней степенью готовности;
       по  завершению  оснащения потребителей  приборами  и  системами
   учета   и   регулирования  расхода  энергоресурсов   и   реализации
   высокоэффективных,      быстроокупаемых       и       малозатратных
   энергосберегающих проектов.
       На II этапе главными задачами являются:
       максимально   возможное   ускорение   обновления   материально-
   технической базы;
       повышение эффективности и конкурентоспособности производства;
       повышение   топливно-энергетического   потенциала   действующих
   атомных электростанций;
       подготовка  к выводу из эксплуатации энергоблоков, выработавших
   ресурс;
       повышение  энергетической эффективности производства на  основе
   внедрения  новых  высокоэффективных  технологических  процессов   и
   оборудования.
   
                 III. Система программных мероприятий
   
       Программа состоит из трех Подпрограмм:
       "Энергоэффективность топливно-энергетического комплекса";
       "Безопасность и развитие атомной энергетики";
       "Энергоэффективность в сфере потребления".
   
            1. Подпрограмма "Энергоэффективность топливно -
                      энергетического комплекса"
   
       Подпрограмма   состоит  из  разделов,  в  которых  предусмотрен
   комплекс  мероприятий, направленный на устойчивое развитие отраслей
   ТЭК.
   
                   Раздел "Нефтедобывающий комплекс"
   
       Мероприятия  раздела  направлены  на  обеспечение  технического
   перевооружения    организаций    нефтедобывающей    промышленности,
   увеличение   нефтеотдачи  пластов,  своевременное  освоение   новых
   месторождений  и  снижение технологических  потерь  углеводородного
   сырья при его добыче.
       Для  дальнейшего наращивания объемов добычи нефти в  период  до
   2005  года  предусматривается освоение около 100 новых  нефтяных  и
   нефтегазовых  месторождений в Западной  Сибири,  Пермской  области,
   Республике   Коми,  Ненецком  автономном  округе,   Калининградской
   области,  Поволжье,  Восточной Сибири,  Сахалинской  области  и  на
   Северном Кавказе.
       В  2005  году  суммарная добыча нефти по  новым  месторождениям
   должна быть доведена до 14,4 млн. тонн против 0,6 млн. тонн в  2002
   году.  Для  этого  потребуется  увеличить  объем  эксплуатационного
   бурения  с  9,18  млн. погонных метров в 2001 году  до  12,43  млн.
   погонных  метров  в 2005 году, а с целью укрепления  сырьевой  базы
   увеличить  объем  разведочного бурения с 1,65 млн. погонных  метров
   до  2,43  млн.  погонных метров в 2005 году. В 2002  -  2005  годах
   должно  быть  введено в эксплуатацию 16713 нефтяных  скважин,  а  в
   2006 - 2010 годах - 20028 скважин.
       В  2002  -  2005  годах  и  в период до  2010  года  необходимо
   произвести  техническое перевооружение нефтяной  отрасли,  обновить
   парк  основного бурового, промыслового оборудования  и  технических
   средств,   а   также   установок  и  оборудования   для   повышения
   нефтеотдачи  пластов, в первую очередь буровых  станков  различного
   класса,   станков-качалок  разной  производительности  и  фонтанной
   арматуры.
       Важным  мероприятием  является сокращение простаивающего  фонда
   нефтяных  скважин,  который  в  2000 году  составил  24,3  процента
   эксплуатационного  фонда. Прогнозируется в 2002  -  2005  годах  за
   счет  наращивания  объемов капитального ремонта  скважин  ввести  в
   эксплуатацию  около 45 тыс. скважин с суммарной  добычей  нефти  за
   этот период около 72 млн. тонн.
       Для  увеличения  нефтеотдачи пластов  необходим  комплекс  мер,
   включающий применение наиболее перспективных технологий и  методов,
   использование которых обеспечит рост дебита скважин в 1,2 -  5  раз
   и  увеличение  нефтеотдачи пластов на 5 - 20 процентов  и  более  в
   зависимости   от   применяемого   способа   разработки.   За   счет
   использования третичных методов прогнозируется добывать нефти  41,7
   млн.  тонн  в 2002 году и 47,2 млн. тонн - в 2005 году,  а  в  2010
   году - 50,4 млн. тонн.
       В  2000  году  в  целом по отрасли коэффициент  технологических
   потерь  нефти составил 0,616 процента объема добычи, или порядка  2
   млн.  тонн.  В  связи  с  этим необходимо широкое  использование  в
   производстве  технико-технологических мероприятий  для  минимизации
   промысловых  технологических потерь, что позволит  в  2002  -  2005
   годах  суммарно снизить потери на 0,6 млн. тонн и  в  2006  -  2010
   годах - на 1,7 млн. тонн нефтяного сырья.
       Несмотря на прогнозируемый рост добычи нефтяного сырья в период
   до  2010  года  (до  360 - 370 млн. тонн),  в  2002  -  2005  годах
   предусматривается      сокращение     численности      промышленно-
   производственного  персонала  на  27  тыс.  человек,  но  при  этом
   производительность  труда  должна  возрасти   в   среднем   на   12
   процентов,  а  себестоимость  продукции  снизиться  почти   на   13
   процентов.
   
              Раздел "Модернизация нефтеперерабатывающей
                            промышленности"
   
       Предусматривается   реализация   комплекса    мероприятий    по
   реконструкции  нефтеперерабатывающих мощностей с  целью  углубления
   переработки   нефти,   увеличения  производства  высококачественных
   нефтепродуктов и снижения затрат на их производство.
       В  период  до 2005 года предусматривается ввод новых установок,
   позволяющих   повысить   глубину   переработки   нефти,   суммарной
   мощностью  около 30 млн. тонн и 15 млн. тонн мощностей,  повышающих
   качество  нефтепродуктов, а в 2006 - 2010  годах  -  соответственно
   около  10  млн.  тонн  и  9 млн. тонн. Кроме  того,  до  2005  года
   намечается ввод новых мощностей по первичной переработке 15,5  млн.
   тонн нефти.
       В  результате  глубина переработки нефти  в  целом  по  отрасли
   составит  73  процента в 2005 году и 75 процентов в 2010  году  при
   объемах  первичной переработки соответственно 200 млн. тонн  и  210
   млн.  тонн.  В  таком  случае представляется  возможным  произвести
   достаточное  количество  нефтепродуктов  для  внутреннего  рынка  и
   обеспечить их экспорт.
       Реализация  указанных мероприятий обеспечит  снижение  выбросов
   вредных  веществ  в  окружающую среду,  снижение  энергетических  и
   материальных затрат при производстве продукции.
       Прекращение   производства  высокосернистых   топлив   позволит
   снизить  выбросы  в  атмосферу оксидов серы почти  в  два  раза,  а
   внедрение  современных крупнотоннажных процессов переработки  нефти
   -  снизить  безвозвратные  потери на  0,1  -  0,2  процента  объема
   перерабатываемой нефти.
       За    счет    использования   высокоактивных   и    селективных
   катализаторов   и   экономичного   современного   оборудования    в
   перерабатывающем   производстве  потребление   топлива,   тепла   и
   электроэнергии  может быть снижено в целом по  отрасли  на  5  млн.
   тонн условного топлива в год.
       В  результате  намечаемой  реконструкции  нефтеперерабатывающей
   промышленности     суммарная    энергоемкость     перерабатывающего
   производства  снизится с 10,4 процента в 2001 году до 7,9  процента
   в 2005 году и до 7 процентов в 2010 году в нефтяном эквиваленте.
   
              Раздел "Модернизация и повышение надежности
         магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов"
   
       Предусматривается   реализовать   мероприятия   по    повышению
   эффективности  использования  системы магистральных  трубопроводов,
   их   надежности  и  экологической  безопасности  за   счет   нового
   строительства и модернизации нефте- и нефтепродуктопроводов, в  том
   числе  по следующим направлениям: диагностика, повышение надежности
   линейной  части, резервуарных парков, нефтеперекачивающих  станций,
   электроснабжение     объектов     магистральных      нефтепроводов,
   метрологическое обеспечение, внедрение автоматики и телемеханики  и
   повышение экологической безопасности.
       В  2002  -  2005  годах намечается строительство  нефтепроводов
   Харьяга  - Уса, Россия - Китай (1-й этап) и новых нефтепроводов  от
   отдельных  нефтяных  месторождений в Ненецком автономном  округе  в
   район    Харьяги;    реконструкция    и    расширение    Балтийской
   трубопроводной системы, резервуарного парка на нефтебазе  Грушевая,
   действующих  нефтеперекачивающих станций на  участке  нефтепроводов
   Омск  - Иркутск и Красноярск - Иркутск, нефтепроводов Усть-Балык  -
   Нижневартовск  и  Нижневартовск - Курган -  Куйбышев,  нефтепровода
   Дружба-1 на участке Лопатино-Никольское.
       В  2006  - 2010 годах предполагается строительство нефтепровода
   Россия  -  Китай (2-й этап) и реконструкция нефтепровода  Игольско-
   Таловое - Парабель.
       До   2005  года  предусматривается  техническое  перевооружение
   существующей  транспортной системы открытого акционерного  общества
   "АК  "Транснефтепродукт", строительство нефтепродуктопровода  Пермь
   - Альметьевск - Запад.
       В   2006   -   2010   годах   предусматривается   строительство
   нефтепродуктопровода  Кстово  -  Ярославль  -  Кириши  -   Приморск
   протяженностью 1197 километров и производительностью около 10  млн.
   тонн  в  год.  В  южном направлении предусматривается строительство
   нефтепродуктопровода Сызрань - Саратов - Волгоград  -  Новороссийск
   протяженностью 1600 километров и производительностью около 10  млн.
   тонн в год и завершение строительства нефтепродуктопровода Пермь  -
   Альметьевск - Запад.
   
                       Раздел "Газовая отрасль"
   
       Предусматривается  реализация  мероприятий,   направленных   на
   техническое  перевооружение производственных объектов по  добыче  и
   транспортировке  газа, совершенствование структуры  газопотребления
   и  рациональное  использование газа,  а  также  на  освоение  новых
   месторождений.
       В  2002  -  2005 годах намечается освоение и ввод в  разработку
   Заполярного,  Ен-Яхинского,  Вынгаяхинского,  Песцового,  Восточно-
   Таркосалинского,  Еты-Пуровского и  Харампурского  месторождений  в
   Надым-Пур-Тазовском  районе  с  суммарной  добычей  газа  к   концу
   периода  до  96 млрд. куб. метров в год. Кроме того, в этот  период
   будут   проводиться  разведочные  работы  с  целью   подготовки   к
   разработке   Ямальских,   Каменномысского  и  Северокаменномысского
   месторождений для подачи газа к газопроводам Ямбурга. В  Республике
   Коми будут введены в разработку Югид-Соплесское, Печорогородское  и
   Западно-Печорогородское  месторождения,  а  в  Ненецком  автономном
   округе - газоконденсатные залежи Лаявожского месторождения.
       Необходимо  будет построить газопроводы из Соболевского  района
   до  г.  Петропавловск-Камчатский в Камчатской области, Нюксеница  -
   Архангельск,   Средневилюйское  газоконденсатное  месторождение   -
   Мастах  -  Берге  - Якутск (3-я нитка) в Республике Саха  (Якутия),
   Сахалин  - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск и три нитки газопровода
   Заполярное - Новый Уренгой.
       В  2006 - 2010 годах для достижения уровня добычи газа в объеме
   635  млрд.  куб.  метров  предусматривается освоение  и  разработка
   Губкинского,     Юрхаровского,    Берегового    и     Южно-Русского
   месторождений  в  Надым-Пур-Тазовском районе  с  суммарной  добычей
   газа  в 2010 году около 200 млрд. куб. метров. В Красноярском  крае
   будет  освоено Пеляткинское месторождение с доведением добычи  газа
   в  2010  году  до  3,5  млрд. куб. метров и в Иркутской  области  -
   Ковыктинское месторождение с добычей газа в 2010 году до  20  млрд.
   куб.     метров.    Предусматривается    освоение    Штокмановского
   месторождения  на  условиях  соглашения  о  разделе   продукции   с
   доведением  добычи  газа  в  2010 году до  60  млрд.  куб.  метров.
   Освоение  Ковыктинского  и Штокмановского  месторождений  потребует
   строительства соответствующих газопроводов.
       Для  достижения  намечаемого  уровня  добычи  газа  потребуется
   пробурить   около   3000  тыс.  метров  скважин   эксплуатационного
   бурения,  в  том числе 1550 тыс. метров - в 2002 -  2005  годах,  и
   ввести  в  эксплуатацию более 2000 новых газовых  скважин,  из  них
   1236 скважин - в 2002 - 2005 годах.
       С  целью укрепления сырьевой базы предусматривается разведочное
   бурение  в объеме около 2000 тыс. метров, из них 770 тыс. метров  -
   в 2002 - 2005 годах.
       В   период   до   2005  года  будет  проводиться   замена   550
   газоперекачивающих агрегатов на газотранспортных системах на  новые
   экономичные агрегаты повышенной мощности, а также модернизация  437
   газоперекачивающих агрегатов. За счет реализации  этих  мероприятий
   может  быть  сэкономлено около 5 млрд. куб. метров газа  в  год.  В
   целом  же  экономия газа в период до 2005 года за  счет  реализации
   различных мероприятий по всем подотраслям, включая выработку  тепла
   собственными  котельными, составит около 11  млрд.  куб.  метров  в
   год.
       В  рассматриваемый период потребуется замена 23 тыс. километров
   магистральных  газопроводов  и  строительство  22  тыс.  километров
   новых магистральных газопроводов и межсистемных перемычек.
       Будет  продолжена газификация российских регионов, в том  числе
   крупных  промышленных  центров в южной части Западной  и  Восточной
   Сибири  и  на Дальнем Востоке. Общий прирост сети распределительных
   газопроводов составит 75 - 80 тыс. километров за пятилетие, из  них
   более 75 процентов - в сельской местности.
   
                   Раздел "Угольная промышленность"
   
       Предусматривается   реализовать  мероприятия   по   дальнейшему
   развитию  добычи  угля  и  углеобогащению, комплексной  переработке
   угольного  сырья,  снижению  затрат и повышению  качества  угольной
   продукции, а также завершению реструктуризации угольной  отрасли  с
   целью  улучшения финансового состояния организаций  и  оздоровления
   природной среды угольных регионов.
       В  2002 - 2005 годах потребуется ввод 49,33 млн. тонн мощностей
   по  добыче  угля (шахты - 16,18 млн. тонн и разрезы  -  33,15  млн.
   тонн)  и  3,3  млн. тонн мощностей по переработке  угля.  При  этом
   предусматриваются  реконструкция 9 действующих шахт,  строительство
   10  новых  шахт,  строительство  47 угольных  разрезов  и  участков
   открытых   работ,  реконструкция  двух  обогатительных   фабрик   и
   строительство  одной  новой  фабрики. Основной  объем  ввода  новых
   мощностей приходится на Кузнецкий бассейн - 21,2 млн. тонн, Канско-
   Ачинский  бассейн  -  11,6  млн. тонн,  на  месторождения  Дальнего
   Востока - 9,8 млн. тонн и Северного Кавказа - 1 млн. тонн.
       В  2006  -  2010 годах необходимо ввести 43,9 млн.  тонн  новых
   мощностей по добыче угля (шахты - 15,1 млн. тонн и разрезы  -  28,8
   млн.  тонн) и 3,1 млн. тонн мощностей по переработке угля.  В  этот
   период  продолжатся реконструкция и расширение 5  шахт  и  начнется
   строительство   новых  8  шахт,  22  угольных  разрезов   и   одной
   обогатительной  фабрики. Как и в предыдущий период,  основной  ввод
   новых  мощностей  будет  в Кузбассе - 16,1  млн.  тонн,  в  Канско-
   Ачинском  бассейне - 12,8 млн. тонн, на Дальнем Востоке - 8,5  млн.
   тонн и на Северном Кавказе - 2,3 млн. тонн.
   
                      Раздел "Электроэнергетика"
   
       Для обеспечения растущих потребностей экономики страны в период
   до  2010 года предусматривается рост производства электроэнергии на
   2 - 3 процента в год.
       В  2002 - 2005 годах намечается ввод генерирующих мощностей  на
   тепловых  электростанциях  - 5535 МВт и на  гидроэлектростанциях  -
   2548,8 МВт.
       В  период  до  2005  года  должны  быть  внедрены:  парогазовые
   установки   на   Северо-Западной   ТЭЦ,   Калининградской    ТЭЦ-2,
   Конаковской,  Псковской и Ивановской ГРЭС; газотурбинные  установки
   на  Ивановской  ГРЭС  и  ГРЭС-3 Мосэнерго;  котлы  с  циркулирующим
   кипящим  слоем на Несветай и Черепетской ГРЭС; котлы  для  сжигания
   твердых  топлив  с  улучшенной  экологической  характеристикой   на
   Минусинской  ТЭЦ;  головные  энергоблоки  мощностью  330   МВт   на
   Каширской и Рязанской ГРЭС.
       В   2006  -  2010  годах  предусматривается  ввод  генерирующих
   мощностей   на   тепловых   электростанциях   -   16414   МВт,   на
   гидроэлектростанциях - 10681 МВт.
       В  период  до 2010 года предполагается использование технологий
   парогазовых и газотурбинных установок при сооружении новых  крупных
   ТЭС,  при  расширении и технологическом перевооружении  действующих
   ТЭС:  Конаковской,  Щекинской и Заинской ГРЭС,  Сургутской  ГРЭС-1,
   Тюменской ТЭЦ-1 и Губкинской ТЭЦ.
       Дальнейшее  развитие гидроэнергетики связано со  строительством
   Бурейской,    Нижне-Бурейской,   Усть-Среднеканской,   Богучанской,
   Аушигерской, Советской, Ирганайской, Зеленчукской, Зарамагских  ГЭС
   и Вилюйской ГЭС-3.
       Сооружение гидроэлектростанций требует дополнительных затрат на
   проведение работ по обустройству зон затопления, в связи  с  чем  в
   Программе предусмотрена реализация соответствующих мероприятий.
       Кроме  того,  Программой предусматривается начало строительства
   ряда  новых  гидроэлектростанций как базы  для  будущего  развития:
   каскада  низконапорных гидроэлектростанций средней мощности  на  р.
   Зее  (Амурская  область),  каскада гидроузлов  на  р.  Учур  (Южная
   Якутия),  каскада  гидроузлов  на р.  Нижней  Ангаре  (Красноярский
   край) и гидроаккумулирующей электростанции в Московской области.
       Первоочередными  объектами  технического  перевооружения  будут
   Волжская,    Волгоградская,    Камская,    Угличская,    Рыбинская,
   Волховская, Нижне-Свирская, Усть-Хантайская, Цимлянская ГЭС и  Нива
   ГЭС-2.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное