Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
16.08.2016
USD
64.21
EUR
71.73
CNY
9.67
JPY
0.64
GBP
82.94
TRY
21.72
PLN
16.8
 

ПРИКАЗ МНС РФ ОТ 26.02.2002 N БГ-3-02/98 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 25 "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

         МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
   
                                ПРИКАЗ
                  от 26 февраля 2002 г. N БГ-3-02/98
   
               ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
         ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 25 "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ"
         ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       В  соответствии  с пунктом  2 статьи 4 части первой Налогового
   кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
   Федерации, 1998, N 31, ст.  3824; 1999, N 14, ст.  1649; N 28, ст.
   3487;  2000,  N 2, ст.  134; N 32, ст.  3341) и в целях реализации
   положений  главы  25  "Налог  на прибыль организаций" части второй
   Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства
   Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3413) приказываю:
       1.   Утвердить   прилагаемые   Методические   рекомендации  по
   применению  главы  25  "Налог на прибыль организаций" части второй
   Налогового кодекса Российской Федерации.
       2.  Управлениям Министерства Российской Федерации по налогам и
   сборам  по субъектам Российской Федерации довести настоящий Приказ
   до   нижестоящих   налоговых  органов  и обеспечить  применение  в
   практической   работе   Методических  рекомендаций,   утвержденных
   настоящим Приказом.
       3.  Контроль  за  исполнением  настоящего Приказа возложить на
   первого  заместителя  Министра  Российской  Федерации по налогам и
   сборам В.В. Гусева.
   
                                         Министр Российской Федерации
                                                  по налогам и сборам
                                                           Г.И.БУКАЕВ
   
   
   
   
   
                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
         ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 25 "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ"
         ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии
   с  пунктом  2 статьи  4 части первой Налогового кодекса Российской
   Федерации,  главой  25 "Налог на прибыль организаций" части второй
   Налогового  кодекса  Российской  Федерации,  введенной  в действие
   Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и
   дополнений  в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
   и  некоторые  другие  акты законодательства Российской Федерации о
   налогах  и сборах,  а также о признании утратившими силу отдельных
   актов  (положений  актов)  законодательства Российской Федерации о
   налогах и сборах".
   
                            Общие положения
   
       Методические  рекомендации  по  применению  главы 25 "Налог на
   прибыль  организаций"  части  второй Налогового кодекса Российской
   Федерации  изданы  в целях  обеспечения  единообразного применения
   норм главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
   (далее  - глава  25 НК РФ) и осуществления контроля за соблюдением
   законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
       В  настоящих методических рекомендациях используются следующие
   сокращения:
       НК  РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и
   вторая);
       ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации;
       БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации;
       ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации;
       Закон  N 110-ФЗ  - Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О
   внесении  изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
   Российской  Федерации  и некоторые  другие  акты  законодательства
   Российской  Федерации  о налогах  и сборах,  а  также  о признании
   утратившими     силу    отдельных    актов    (положений    актов)
   законодательства Российской Федерации о налогах и сборах";
       Закон  N 129-ФЗ  - Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О
   бухгалтерском учете";
       Закон  СССР  N 2213-1  - Закон СССР от 31.05.1991 N 2213-1 "Об
   изобретениях в СССР";
       Закон  СССР  N 2328-1  - Закон  СССР от 10.07.1991 N 2328-1 "О
   промышленных образцах";
       Закон РФ N 3517-1 - Закон  Российской  Федерации от 23.09.1992
   N 3517-1 "Патентный закон Российской Федерации";
       Закон  N 39-ФЗ  - Федеральный  закон  от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О
   рынке ценных бумаг";
       Закон  N 82-ФЗ  - Федеральный  закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об
   общественных объединениях";
       Закон  N 181-ФЗ  - Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О
   социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
       Закон РФ N 3085-1 - Закон  Российской Федерации  от 19.06.1992
   N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах,
   их союзах) в Российской Федерации";
       Закон  N 135-ФЗ  - Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О
   благотворительной деятельности и благотворительных организациях";
       Закон  N 208-ФЗ - Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об
   акционерных обществах";
       Закон  N 14-ФЗ  - Федеральный  закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об
   обществах с ограниченной ответственностью";
       Закон  N 95-ФЗ  - Федеральный  закон  от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О
   безвозмездной  помощи (содействии) Российской Федерации и внесении
   изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской
   Федерации   о  налогах  и об  установлении  льгот  по  платежам  в
   государственные   внебюджетные   фонды   в связи  с осуществлением
   безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";
       Закон  N 127-ФЗ  - Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О
   науке и государственной научно - технической политике";
       Закон  N 7-ФЗ  - Федеральный  закон  от  10.01.2002 N 7-ФЗ "Об
   охране окружающей среды";
       Закон   об   оценочной  деятельности  - Федеральный  закон  от
   29.07.1998   N  135-ФЗ  "Об  оценочной  деятельности  в Российской
   Федерации".
       С  введением в действие с первого января 2002 года главы 25 НК
   РФ  налог  на  прибыль  организаций  (далее  - налог на прибыль) в
   Российской  Федерации  исчисляется и уплачивается в соответствии с
   положениями главы 25 НК РФ.
       Нумерация,  указанная  в настоящих методических рекомендациях,
   совпадает с нумерацией подпунктов и пунктов соответствующих статей
   главы 25 НК РФ.
       При применении главы 25 НК РФ следует учитывать:
   
       Статья 246.
   
       1. Не являются плательщиками налога на прибыль согласно статье
   1  Федерального  закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на
   вмененный  доход для определенных видов деятельности" организации,
   перешедшие  на  уплату  единого  налога  на  вмененный  доход  для
   определенных видов деятельности.
       Организации,  осуществляющие  наряду с деятельностью на основе
   свидетельства  об  уплате  единого налога иную предпринимательскую
   деятельность,  являются  плательщиками  налога  на прибыль по этой
   деятельности в общеустановленном порядке.
       2. Не являются плательщиками налога на прибыль согласно пункту
   2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной
   системе  налогообложения,  учета и отчетности для субъектов малого
   предпринимательства"  организации,  применяющие упрощенную систему
   налогообложения, учета и отчетности.
       3. Не являются плательщиками налога на прибыль согласно статье
   6  Федерального  закона  от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный
   бизнес"  организации,  уплачивающие  налог  на игорный бизнес,  по
   деятельности, относящейся к игорному бизнесу.
       4.     Организации,     являющиеся    плательщиками    единого
   сельскохозяйственного  налога,  в соответствии с главой 26.1 НК РФ
   не являются плательщиками налога на прибыль.
       5.  Организации,  указанные в пунктах 1,  2,  3,  4 настоящего
   раздела,  не  освобождаются  от исполнения обязанностей налогового
   агента  и удержания  сумм  налога  с доходов у источника выплаты в
   соответствии с главой 25 НК РФ.
   
       Статья 247.
   
       Не  является  объектом  обложения налогом прибыль организаций,
   являющихся    сельскохозяйственными    товаропроизводителями   (за
   исключением  сельскохозяйственных организаций индустриального типа
   (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие
   комплексы  и другие),   определяемых  по  перечню,   утверждаемому
   законодательными (представительными) органами субъектов Российской
   Федерации,    в    соответствии    с  порядком,    устанавливаемым
   Правительством     Российской     Федерации),     от    реализации
   сельскохозяйственной     продукции,     произведенной    ими    на
   сельскохозяйственных    угодьях    (объектах   налогообложения   в
   соответствии  со  статьей 346.3 НК РФ),  в том числе от реализации
   продуктов ее переработки.
   
       Статья 248.
   
       1.  При  определении  доходов от реализации из них исключаются
   суммы    налогов,    предъявленные    в  соответствии   с  НК   РФ
   налогоплательщиком   покупателю  (приобретателю)  товаров  (работ,
   услуг,  имущественных  прав),  в  частности  исключаются  налог на
   добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, подлежащие уплате в
   бюджет  в соответствии  с НК  РФ  и принятыми в соответствии с ним
   федеральными законами о налогах и сборах.
       Порядок  составления  первичных  учетных документов установлен
   Законом N 129-ФЗ (статья 9).
       Ведение  налогового  учета налогоплательщиком осуществляется в
   соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
       Подтверждением данных налогового учета являются:
       1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
       2) аналитические регистры налогового учета;
       3) расчет налоговой базы.
   
       Статья 249.
   
       1.   При   применении   пункта   1  следует  руководствоваться
   положениями  статей  38  и 39 НК РФ с учетом положений главы 25 НК
   РФ.
       С  введением  в действие главы 25 НК РФ с 1 января 2002 года в
   составе  доходов  отражается  выручка  от реализации имущественных
   прав.
       Пунктом  4 статьи  454  ГК  РФ  предусмотрено,  что  к продаже
   имущественных  прав применяются общие положения о купле - продаже,
   если иное не вытекает из содержания или характера этих прав.
       В зависимости от содержания или характера имущественного права
   следует руководствоваться положениями ГК РФ, Закона СССР N 2213-1,
   Закона СССР N 2328-1, Закона РФ N 3517-1.
   
       Статья 250.
   
       В  целях главы 25 НК РФ внереализационными доходами признаются
   доходы, не указанные в статье 249 НК РФ.
       1.   Особенности   определения   налоговой  базы  по  доходам,
   полученным от долевого участия в других организациях, определяются
   с учетом положений статьи 275 НК РФ.
       2.  По  доходам от операций купли - продажи иностранной валюты
   (кроме банков) следует иметь в виду,  что согласно пункту 3 статьи
   39   НК   РФ   осуществление   операций,   связанных  с обращением
   иностранной валюты, с 1 января 1999 года не признается реализацией
   товаров (работ, услуг).
       При  этом  доходом  от  продажи  (покупки)  иностранной валюты
   признается  положительная  (отрицательная)  разница  между  курсом
   продажи (курсом покупки) и официальным курсом иностранной валюты к
   рублю  Российской  Федерации,   установленным  Центральным  банком
   Российской  Федерации  на дату совершения сделки продажи (покупки)
   иностранной валюты.
       Особенности   определения  доходов  банков  от  этих  операций
   устанавливаются статьей 290 НК РФ.
       3.   За   нарушения   договорных   обязательств   договором  в
   соответствии  со статьей 330 ГК РФ может быть предусмотрена уплата
   должником  кредитору неустойки (штрафа,  пени).  Неустойка (штраф,
   пеня)  и убытки (определение убытков дано в статье 15 ГК РФ) могут
   быть  уплачены  (возмещены)  добровольно  либо взысканы в судебном
   порядке.
       Порядок  налогового  учета  отдельных  видов внереализационных
   доходов определяется с учетом статьи 317 НК РФ.
       4.  В  составе  внереализационных доходов отражаются доходы от
   сдачи  имущества  в аренду  (субаренду),  если  сдача  имущества в
   аренду не является предметом основной деятельности организации.
       Для организаций, предоставляющих на постоянной основе за плату
   во  временное пользование и (или) временное владение и пользование
   имущество и (или) исключительные права, возникающие из патентов на
   изобретения,  промышленные  образцы и другие виды интеллектуальной
   собственности,  доходами от реализации считаются доходы, связанные
   с   этой   деятельностью,   то  есть  такие  доходы  отражаются  в
   соответствии с положениями статьи 249 НК РФ.
       В соответствии со статьей 39 НК РФ реализацией товаров,  работ
   или  услуг организацией признается возмездное оказание услуг одним
   лицом другому лицу.
       Согласно  статье  38  НК  РФ услугой для целей налогообложения
   признается деятельность, результаты которой не имеют материального
   выражения,  реализуются  и потребляются  в процессе  осуществления
   этой деятельности.
       Статьей  779  ГК  РФ  определено,  что по договору возмездного
   оказания  услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать
   услуги    (совершить   определенные   действия   или   осуществить
   определенную  деятельность),  а  заказчик  обязуется  оплатить эти
   услуги.
       Верховный  Суд  Российской  Федерации  в Решении от 24.02.1999
   N ГКПИ 98-808, 809 сделал  вывод,  что  закрепленная  в статье 779
   НК  РФ  норма  фактически не исключает возможности распространения
   правил,  касающихся  договора  возмездного  оказания  услуг,  и на
   отношения, вытекающие из договора аренды имущества.
       Следовательно,  в  случае,  когда  одним из видов деятельности
   организации    является    предоставление    имущества   в  аренду
   (субаренду),  данный  вид  деятельности  для целей налогообложения
   следует рассматривать как оказание услуг организацией.
       При  этом следует учитывать,  что если организации операции по
   передаче имущества в аренду (субаренду) осуществляют на постоянной
   основе,  то доходы от таких операций учитываются в соответствии со
   статьей 249 НК РФ,  а если операции по передаче имущества в аренду
   носят разовый характер,  то доходы от таких операций учитываются в
   составе внереализационных доходов.
       По  договорам  субаренды  имущества  следует руководствоваться
   пунктом   2 статьи  615  ГК  РФ,   согласно  которому  к договорам
   субаренды  применяются  правила  о договорах аренды,  если иное не
   установлено законом или иными правовыми актами.
       6.  Правила  выплаты  процентов по договору займа и кредитному
   договору установлены статьями 809, 819 ГК РФ.
       Понятие  договора  банковского счета приведено в статье 845 ГК
   РФ,  а  понятие  договора банковского вклада - в статье 834 ГК РФ,
   согласно  которой  по  договору  банковского  вклада  одна сторона
   (банк),  принявшая  поступившую  от другой стороны (вкладчика) или
   поступившую  для нее денежную сумму (вклад),  обязуется возвратить
   сумму  вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке,
   предусмотренных договором.
       Особенности  определения налоговой базы по операциям с ценными
   бумагами установлены статьями 280, 281, 329 НК РФ.
       Понятие   долговых   обязательств  в целях  главы  25  НК  РФ,
   особенности  отнесения процентов по полученным заемным средствам к
   расходам приведены в статье 269 НК РФ.
       Порядок  ведения  налогового  учета  доходов (расходов) в виде
   процентов,  полученных  (уплаченных) по договорам займа,  кредита,
   банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным
   бумагам и другим долговым обязательствам определен в статье 328 НК
   РФ.
       7.  В  случае   если  сумма  созданного  резерва  больше суммы
   фактически    израсходованных    (в   срок,    установленный   для
   соответствующего резерва) средств резерва, то указанное превышение
   отражается в составе внереализационных доходов.
       8.  Для  определения  налоговой  базы по доходам,  указанным в
   пункте 8,  следует учитывать положения статьи 274 НК РФ,  согласно
   которой рыночные цены определяются в порядке,  аналогичном порядку
   определения рыночных цен, установленному пунктами 4 - 10 статьи 40
   НК  РФ,  на  момент  реализации  или  совершения внереализационных
   операций  (без  включения  в них  налога на добавленную стоимость,
   акциза и налога с продаж).
       При  определении  источников  информации  о рыночных  ценах на
   товары (работы или услуги) необходимо руководствоваться пунктом 11
   статьи 40 НК РФ.
       При  этом  источниками  информации о рыночных ценах могут быть
   признаны:
       -  официальная  информация о биржевых котировках (состоявшихся
   сделках)   на  ближайшей  к месту  нахождения  (месту  жительства)
   продавца (покупателя) бирже,  а при отсутствии сделок на указанной
   бирже  либо  при  реализации  (приобретении)  на  другой  бирже  -
   информация  о биржевых  котировках,  состоявшихся  сделках на этой
   другой бирже,  или информация о международных биржевых котировках,
   а  также  котировки  Министерства финансов Российской Федерации по
   государственным ценным бумагам и обязательствам;
       -  информация государственных органов по статистике,  органов,
   регулирующих ценообразование, и иных уполномоченных органов;
       -  информация  о рыночных  ценах,   опубликованная  в печатных
   изданиях  или  доведенная  до  сведения  общественности средствами
   массовой информации.
       Кроме  того,  оценка  рыночной  цены  на  продукцию может быть
   осуществлена  в соответствии  с Законом  об оценочной деятельности
   оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке.  Статьей 5
   Закона  об  оценочной  деятельности предусмотрено,  что к объектам
   оценки относятся работы, услуги, информация.
       10.  В целях применения пункта 10 в случае  если по выявленным
   в   отчетном   (налоговом)   периоде   доходам   прошлых   лет  не
   представляется  возможным  определить конкретный период совершения
   ошибок  (искажений)  в исчислении  налоговой  базы,  то  указанные
   доходы  отражаются  в составе внереализационных  доходов,  то есть
   корректируются   налоговые  обязательства  отчетного  периода,   в
   котором выявлены ошибки (искажения).
       В  том  случае,  если  при  обнаружении  ошибок  (искажений) в
   исчислении   налоговой   базы,   относящихся  к прошлым  налоговым
   периодам,    возможно    определить   период   совершения   ошибок
   (искажений),  перерасчет  налоговых  обязательств  производится  в
   периоде совершения ошибки с учетом положений статьи 54 НК РФ.  При
   этом   налогоплательщик   обязан   представить  в налоговый  орган
   уточненную   налоговую  декларацию.   Согласно  статье  87  НК  РФ
   налоговые  органы  вправе  проводить  выездные  налоговые проверки
   налогоплательщиков  за  три календарных года,  предшествующих году
   проведения  проверки.  В  связи с этим   по перерасчетам налоговых
   обязательств,  связанных с выявлением ошибок (искажений) в прошлых
   отчетных    (налоговых)   периодах   до   1  января   2002   года,
   налогоплательщик  обязан  представить в налоговый орган уточненную
   налоговую  декларацию  по  форме,  установленной  Инструкцией  МНС
   России  от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет
   налога  на  прибыль  предприятий  и организаций".  При обнаружении
   ошибок  (искажений) в отчетных (налоговых) периодах после 1 января
   2002   года  налогоплательщик  представляет  уточненную  налоговую
   декларацию   по   форме,   утвержденной  Приказом  МНС  России  от
   07.12.2001   N  БГ-3-02/542   (зарегистрирован   в Минюсте  России
   17.12.2001 N 3084).
       11.   Понятие   курсовой   разницы  приведено  в Положении  по
   бухгалтерскому  учету  "Учет  активов  и обязательств,   стоимость
   которых выражена в иностранной валюте",  ПБУ 3/2000,  утвержденном
   Приказом  Минфина России от 10.01.2000 N 2н (по заключению Минюста
   России  данный документ в государственной регистрации не нуждается
   -  письмо  Минюста  России  от  09.02.2000 N 842-ЭР) ("Экономика и
   жизнь", N 9, 2000).
       13.  При отражении материальных ценностей или иного имущества,
   полученных  в результате  демонтажа  или  разборки  при ликвидации
   выводимых  из эксплуатации основных средств,  их стоимость следует
   учитывать по рыночной цене.
       14.  Отчет  о целевом  использовании  имущества  (в  том числе
   денежных   средств),   работ,   услуг,   полученных  бюджетными  и
   некоммерческими    организациями    в   рамках   благотворительной
   деятельности,  целевых поступлений, целевого финансирования (далее
   -    Отчет    о   целевом   использовании   полученных   средств),
   представляется налогоплательщиками по окончании налогового периода
   в  налоговые  органы по месту своего учета в составе Декларации по
   налогу на прибыль организаций по форме, приведенной в Листе 14.
       Бюджетные   учреждения   в  Отчете   о  целевом  использовании
   полученных   средств   отражают  целевые  поступления,   средства,
   полученные  в виде  безвозмездной  помощи  (содействия) в порядке,
   установленном Законом N 95-ФЗ, и средства целевого финансирования,
   за исключением средств,  полученных ими из бюджетов всех уровней и
   государственных  внебюджетных  фондов  по смете доходов и расходов
   бюджетного учреждения.
       15.    В   составе   внереализационных   доходов   учитываются
   использованные   эксплуатирующей   организацией   не  по  целевому
   назначению средства,  предназначенные для формирования резервов по
   развитию  и обеспечению  функционирования  и безопасности  атомных
   электростанций на всех стадиях их жизненного цикла, в соответствии
   с  законодательством Российской Федерации об использовании атомной
   энергии.
       Правила  отчисления эксплуатирующими организациями средств для
   формирования    резервов,    предназначенных    для    обеспечения
   безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и
   развития,   утверждены   Постановлением  Правительства  Российской
   Федерации от 30.01.2002 N 68.
       Эксплуатирующие   организации   по   средствам  сформированных
   резервов  заполняют отчет о целевом использовании имущества (в том
   числе  денежных  средств),   работ,   услуг,  полученных  в рамках
   благотворительной   деятельности,    целевых   средств,   целевого
   финансирования   в  соответствии   с  Инструкцией   по  заполнению
   декларации  по  налогу  на  прибыль  организаций  и представляют в
   налоговые органы по месту своего учета.
       18.  При  определении  срока  исковой давности по кредиторской
   задолженности (обязательства перед кредиторами) следует учитывать,
   что  согласно  статье  196  ГК  РФ  общий  срок  исковой  давности
   устанавливается в три года.
       Для  отдельных  видов требований законом могут устанавливаться
   специальные   сроки   исковой  давности,   сокращенные  или  более
   длительные по сравнению с общим сроком.
       Правила  статей  198  - 207  ГК  РФ  распространяются также на
   специальные сроки давности, если законом не установлено иное.
   
       Статья 251.
   
       1.2.  При  применении  подпункта 2 пункта 1 следует учитывать,
   что   понятия   "залог"   и "задаток"  для  целей  налогообложения
   определяются, соответственно, статьями 334 и 380 ГК РФ.
       При  применении подпунктов 3,  4,  5 пункта 1 статьи 251 НК РФ
   необходимо  иметь  в виду,  что  при определении налоговой базы не
   учитывается передача имущества,  предусмотренная подпунктами 4, 5,
   6  пункта 3 статьи 39 НК РФ,  не признаваемая реализацией товаров,
   работ или услуг в соответствии с пунктом 3 статьи 39 НК РФ.
       В целях реализации подпункта 3 пункта 1 следует учитывать, что
   согласно статье 28 Закона N 208-ФЗ уставный капитал общества может
   быть  увеличен  путем  увеличения  номинальной стоимости акций или
   размещения дополнительных акций.
       1.6.   Средства,   полученные   в  виде  безвозмездной  помощи
   (содействия)   в  порядке,   установленном  Законом  N 95-ФЗ,   не
   учитываются  при  определении налоговой базы по налогу на прибыль.
   Понятия    "безвозмездная    помощь",     "техническая    помощь",
   "гуманитарная  помощь" для целей налогообложения применяются в том
   значении, в каком они используются в Законе N 95-ФЗ.
       При  этом  необходимо учесть,  что документом,  подтверждающим
   принадлежность средств,  товаров,  работ и услуг к технической или
   гуманитарной   помощи   (содействию),    является   удостоверение,
   составленное   по  форме  и выдаваемое  в порядке,   определенном,
   соответственно,  Постановлением Правительства Российской Федерации
   от  17.09.99 N 1046 "Об утверждении порядка регистрации проектов и
   программ  технической  помощи (содействия),  выдачи удостоверений,
   подтверждающих  принадлежность средств,  товаров,  работ и услуг к
   технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за
   ее   целевым   использованием"   и  Постановлением   Правительства
   Российской  Федерации  от  14.12.99 N 1335 "Об утверждении порядка
   оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации".
       При  применении  данного  подпункта  следует  учитывать,   что
   средства,  полученные  в виде  безвозмездной  помощи (содействия),
   использованные  не  по  целевому  назначению,  подлежат  включению
   организациями - получателями во внереализационные доходы в момент,
   когда  получатель  таких  доходов  фактически использовал их не по
   целевому назначению (нарушил условия их получения).
       1.9. Понятия "комитент" и "комиссионер", "агент" и "принципал"
   в    целях   реализации   подпункта   9  пункта   1  определяются,
   соответственно, статьями 990 и 1005 ГК РФ.
       1.15. Средства целевого финансирования направляются конкретным
   организациям    -  получателям   согласно   утвержденным   целевым
   программам.
       Средства,    полученные    из    бюджетов   всех   уровней   и
   государственных  внебюджетных  фондов  по смете доходов и расходов
   бюджетного  учреждения,  направляются  бюджетными  учреждениями на
   финансирование расходов по ведению их уставной деятельности.
       Бюджетным   учреждением   является   организация,   отвечающая
   требованиям статьи 161 БК РФ.
       При   отсутствии   у  таких  организаций  одного  из  условий,
   определенных статьей 161 БК РФ, в частности финансирования ведения
   уставной  деятельности за счет средств соответствующих бюджетов на
   основе  сметы  доходов  и расходов  бюджетного учреждения,  они не
   являются бюджетными учреждениями.
       При  применении  абзаца  7 подпункта  15  пункта  1 необходимо
   учесть,  что  полученные заказчиком согласно заключенным договорам
   денежные  средства  от  предприятий - дольщиков в порядке долевого
   участия  на  строительство объектов,  в том числе жилья,  являются
   источником  целевого  финансирования  и не  облагаются  налогом на
   прибыль  при условии,  что размер денежных средств,  полученных от
   каждого  дольщика  на  долевое  участие в строительстве,  в момент
   подписания  актов  выполнения этапов работ либо сдачи объекта "под
   ключ"  (в  зависимости  от  условий  договора  между  заказчиком и
   инвесторами  строительства)  не  превышает  фактических  затрат по
   строительству переданной части объекта предприятию - дольщику.
       Доходы  в виде  средств дольщиков,  аккумулированных на счетах
   организации    -  застройщика,    подлежат   включению   в  состав
   внереализационных доходов в случае, когда получатель фактически не
   использовал  такие  средства  до  момента завершения строительства
   объекта  в сроки,  установленные  в договоре  о долевом  участии в
   строительстве.
       1.18.   В  целях  реализации  подпункта  18  пункта  1 следует
   учитывать,  что  обязанность  организации  по уменьшению уставного
   капитала установлена статьей 29 Закона N 208-ФЗ, статьей 20 Закона
   N 14-ФЗ и статьями 90, 99 ГК РФ.
       1.24.  Согласно  пунктам  4.2  и 4.3 Устава РОСТО (утвержден 1
   Учредительным  съездом  РОСТО  25.09.91,   изменения  и дополнения
   приняты  2 съездом  РОСТО  22.09.95,  3  съездом  РОСТО  11.04.01)
   организациями,  входящими в структуру РОСТО, являются: Центральный
   Совет РОСТО (постоянно действующий руководящий орган); Центральная
   контрольно  - ревизионная комиссия;  организации РОСТО в субъектах
   Российской    Федерации    и  административно   -  территориальных
   структурах  городов,  городские,  районные и первичные организации
   РОСТО; представительства ЦС РОСТО в федеральных округах Российской
   Федерации;  образовательные,  авиационные, спортивные, спортивно -
   технические и иные организации РОСТО.
       1.25.  До 01.01.2002 (дата введения в действие главы 25 НК РФ)
   результат переоценки ценных бумаг по рыночной стоимости учитывался
   при исчислении налога на прибыль.
       Организации,   осуществившие   до  01.01.2002  в установленном
   порядке   переоценку   стоимости  ценных  бумаг  в соответствии  с
   изменением   рыночной   цены  и учитывающие  результаты  указанной
   переоценки при исчислении величины налогооблагаемой базы по налогу
   на прибыль,  обязаны по состоянию на 01.01.2002 согласно статье 10
   Закона    N  110-ФЗ   включить   в  состав   расходов   подлежащую
   единовременному  списанию  сумму  положительного  сальдо от данной
   переоценки.
       2.  Перечень  целевых  поступлений,  поименованный в пункте 2,
   является исчерпывающим.
       Целевые  поступления,  полученные в виде подакцизных товаров и
   подакцизного   минерального  сырья,   учитываются  некоммерческими
   организациями  с даты  их  получения  в составе  внереализационных
   доходов.   Признанные   подакцизными  товары  и минеральное  сырье
   указаны, соответственно, в пунктах 1 и 2 статьи 181 НК РФ.
       2.1.  Публично  - правовыми  профессиональными  объединениями,
   целевые   взносы   и  отчисления   в  которые   признаны  целевыми
   поступлениями,  являются  Федеральная  и региональные нотариальные
   палаты,  образованные  в соответствии  с Основами законодательства
   Российской  Федерации  от  11.02.93  N 4462-1  "О  нотариате",   и
   коллегии адвокатов,  образованные в   соответствии с Законом РСФСР
   от 20.11.80 "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР".
       К   целевым   поступлениям   отнесены   также   пожертвования,
   признаваемые таковыми в соответствии со статьей 582 ГК РФ.
       2.4.  При  применении  подпункта 4 пункта 2 следует учитывать,
   что понятие "благотворительная деятельность" определено в статье 1
   Закона  N 135-ФЗ.  Под  благотворительной деятельностью понимается
   добровольная    деятельность   граждан   и  юридических   лиц   по
   бескорыстной  (безвозмездной  или  на  льготных условиях) передаче
   гражданам  или  юридическим лицам имущества,  в том числе денежных
   средств,  бескорыстному  выполнению  работ,  предоставлению услуг,
   оказанию иной поддержки.
       Средствами,     полученными    в   рамках    благотворительной
   деятельности,   признаются   средства  некоммерческих  организаций
   (образованных   в  соответствии   с  законодательством  Российской
   Федерации  о некоммерческих  организациях) на осуществление целей,
   определенных пунктом 1 статьи 2 Закона N 135-ФЗ.
       2.8.  Коллегии  адвокатов являются добровольными объединениями
   лиц,   занимающихся  адвокатской  деятельностью,  образованными  и
   осуществляющими   свою   деятельность   в  порядке,   определенном
   Положением  об  адвокатуре  РСФСР,  утвержденным  Законом РСФСР от
   20.11.80 "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР".
       Согласно  статье 29 вышеназванного Положения средства коллегий
   адвокатов    образуются   из   сумм,    отчисляемых   юридическими
   консультациями  от  оплаты за оказание юридической помощи,  размер
   которых   в  фонд   коллегии   устанавливается   общим   собранием
   (конференцией)  членов  коллегии адвокатов,  но не может превышать
   тридцати процентов сумм, поступивших в юридическую консультацию.
       2.9.   Согласно  подпункту  9 пункта  2 средства,  поступившие
   профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами
   (соглашениями),  направляются на проведение социально - культурных
   и  других мероприятий,  предусмотренных их уставной деятельностью.
   Указанные  средства  не могут быть направлены на покрытие расходов
   по содержанию профсоюзных организаций.
       Учет  поступления  и расходования  указанных  средств  ведется
   профсоюзными организациями отдельно от других целевых поступлений.
       В соответствии с подпунктом 20 статьи 270 НК РФ расходы в виде
   средств,  перечисляемых профсоюзным организациям,  при определении
   налоговой   базы   организаций,    перечисливших   средства,    не
   учитываются.
       В  отношении бюджетных учреждений и некоммерческих организаций
   следует учитывать следующее.
       Перераспределение   целевых   поступлений   и  грантов   между
   некоммерческой    организацией    и  входящими   в  ее   структуру
   территориальными   организациями,   созданными   в соответствии  с
   законодательством  о некоммерческих организациях,  при определении
   налоговой базы не учитывается.
       При   передаче   некоммерческими  организациями  полученных  в
   установленном  порядке  целевых  поступлений  и грантов  созданным
   территориальным   организациям  у последних  поступившие  средства
   признаются,  соответственно,  целевыми  поступлениями  и грантами,
   полученными на ведение уставной деятельности.
       Целевые поступления,  полученные некоммерческими организациями
   на   осуществление   уставной  деятельности  от  созданных  ими  в
   установленном  порядке  территориальных организаций,  признаются у
   организации  - получателя  целевыми поступлениями,  полученными на
   осуществление уставной деятельности.
       Бюджетные  учреждения  и некоммерческие организации,  наряду с
   ведением уставной деятельности, могут осуществлять и деятельность,
   связанную с получением доходов от реализации товаров, работ, услуг
   и имущественных прав, а также внереализационных доходов.
       Ведение  названными учреждениями и организациями деятельности,
   связанной   с  обеспечением   целей   и  задач,   определенных  их
   учредительными документами,  производится за счет средств целевого
   финансирования,   в  том  числе  грантов,  целевых  поступлений  и
   средств,  полученных  в виде безвозмездной помощи (содействия),  в
   порядке, установленном Законом N 95-ФЗ.
       При  направлении  указанных  средств не по целевому назначению
   для целей налогообложения сумма,  использованная не по назначению,
   подлежит  включению  в состав  внереализационных доходов в момент,
   когда  получатель  таких  доходов  фактически использовал их не по
   целевому назначению (нарушил условия их получения).
       Ведение     бюджетными     учреждениями    и   некоммерческими
   организациями  учета  полученных  доходов  в виде средств целевого
   финансирования,  определенных  подпунктом  15  пункта  1,  целевых
   поступлений, определенных пунктом 2, и других доходов, указанных в
   подпунктах  6 и  8 пункта 1,  и произведенных за счет этих доходов
   расходов,   а  также  сумм  доходов  и расходов  от  деятельности,
   связанной  с производством  и (или)  реализацией  товаров,  работ,
   услуг   и  имущественных   прав,    и   доходов   и  расходов   от
   внереализационных операций производится раздельно.
       При  этом в доходы и расходы от реализации и внереализационные
   доходы   и  расходы   бюджетными   учреждениями  и некоммерческими
   организациями   не   включаются  доходы  и расходы,   связанные  с
   содержанием  и ведением уставной деятельности указанных учреждений
   и организаций.
       Организации,   созданные   в  установленном  законодательством
   порядке   в  организационно   -  правовых   формах  некоммерческих
   организаций,   при  осуществлении  налогового  учета  коммерческой
   деятельности    применяют    общие   нормы   главы   25   НК   РФ,
   регламентирующие порядок определения доходов и расходов.
       Налоговый учет доходов и расходов, связанных с производством и
   (или)  реализацией,  и  доходов  и расходов  от  внереализационных
   операций  осуществляется бюджетными учреждениями и некоммерческими
   организациями  в соответствии с правовыми нормами,  установленными
   НК РФ.
   
       Статья 252.
   
       1.  Под  экономически  оправданными затратами следует понимать
   затраты   (расходы),   обусловленные   целями  получения  доходов,
   удовлетворяющие  принципу  рациональности и обусловленные обычаями
   делового оборота.
       В  целях  применения  статьи  252  НК  РФ необходимым условием
   признания  затрат для целей налогообложения является подтверждение
   первичными документами произведенных расходов.
       Под   документально   подтвержденными   расходами   понимаются
   затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
   законодательством   Российской   Федерации.   Порядок   оформления
   документов     предусмотрен    нормативными    правовыми    актами
   соответствующих   органов   исполнительной   власти,   которым   в
   соответствии     с    законодательством    Российской    Федерации
   предоставлено   право   утверждать   порядок  составления  и формы
   первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции.
       4. Группировка расходов приведена в пункте 2 статьи 253 НК РФ.
   
       Статья 253.
   
       1.  Система  налогового  учета  организации  должна обеспечить
   группировку    осуществленных    налогоплательщиком   расходов   в
   соответствии с пунктом 1,  а также иные виды группировки,  которые
   особым  образом  учитываются  в соответствии с главой 25 НК РФ,  в
   частности расходы обслуживающих производств;  расходы, связанные с
   реализацией амортизируемого имущества.
       Следует  учесть,  что  расходы,  сгруппированные  по пункту 1,
   могут   содержать   расходы,   относящиеся   к  группам  расходов,
   предусмотренные пунктом 2. Расходы, сгруппированные в соответствии
   с   пунктом   1,    подлежат   учету   в  порядке,   установленном
   соответствующими статьями главы 25 НК РФ.
       Расходы,  связанные с производством и реализацией, включают, в
   частности:
       расходы  на освоение природных ресурсов (определяются с учетом
   положений  статьи  261  НК  РФ;  порядок  ведения налогового учета
   осуществляется в соответствии со статьей 325 НК РФ);
       расходы  на  научные  исследования  и опытно - конструкторские
   разработки (определяются с учетом положений статьи 262 НК РФ);
       расходы на обязательное и добровольное страхование (расходы на
   обязательное  и добровольное  страхование имущества определяются с
   учетом положений статьи 263 НК РФ);
       прочие расходы,  связанные с производством и (или) реализацией
   (определяются с учетом положений статьи 264 НК РФ).
   
       Статья 254.
   
       1.3.  При  отнесении  расходов по подпункту 3 пункта 1 следует
   иметь в виду следующее.
       Затраты  на  приобретение  спецодежды,   спецобуви  и защитных
   приспособлений   учитываются   в составе  "Материальных  расходов"
   только  в том  случае,  если  обязательное  применение спецодежды,
   спецобуви   и  защитных   приспособлений   работниками  конкретной
   профессии предусмотрено законодательством Российской Федерации.
       Согласно  статье  221  ТК РФ,  пункту 2 статьи 14 Федерального
   закона  от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской
   Федерации"  работодатель  обязан  обеспечить  приобретение за счет
   собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви
   и    других    средств   индивидуальной   защиты,    смывающих   и
   обезвреживающих  средств  в соответствии  с установленными нормами
   работникам,  занятым  на работах с вредными или опасными условиями
   труда,  а  также  на  работах,  выполняемых в особых температурных
   условиях или связанных с загрязнением.
       Поскольку   указанные   расходы   должны   быть   экономически
   оправданы,   то  они  должны  быть  произведены  в соответствии  с
   Правилами обеспечения работников специальной одеждой,  специальной
   обувью  и другими средствами индивидуальной защиты,  утвержденными
   Постановлением Минтруда России от 18.12.98 N 51 (зарегистрирован в
   Минюсте  России 05.02.99 N 1700).  Типовые нормы бесплатной выдачи
   специальной   одежды,    специальной   обуви   и  других   средств
   индивидуальной  защиты  работникам сквозных профессий и должностей
   всех  отраслей экономики утверждены Постановлением Минтруда России
   от 30.12.1997 N 69.
       1.5.  Основанием для учета данной хозяйственной операции будет
   являться  договор  с энергоснабжающей организацией,  заключенный в
   соответствии  с ГК  РФ  (либо  иной  документ,  например,  счет  -
   фактура),   отражающий   поставку  электроэнергии  и других  видов
   энергии.
       В  аналогичном  порядке  учитываются  расходы  по приобретению
   воды.
       При    этом   указанные   расходы   должны   быть   обоснованы
   технологическим  процессом.  В  случае перерасхода электроэнергии,
   превышения норм потребления воды, не обусловленных технологическим
   процессом, затраты следует считать экономически неоправданными.
       1.6.  Расходы  на  доставку  товарно - материальных ценностей,
   осуществленные   собственным   автотранспортом   организации,   не
   увеличивают  стоимость указанных товарно - материальных ценностей,
   а  отражаются  в составе соответствующей группы затрат (затраты на
   оплату труда, суммы начисленной амортизации и т.п.).
       1.7.  В  целях  применения  подпункта  7 пункта 1 по расходам,
   связанным     с    природоохранными     мероприятиями,     следует
   руководствоваться Законом N 7-ФЗ.
       Затраты  природоохранного назначения определены Перечнем работ
   (услуг)   природоохранного   назначения,   утвержденным   Приказом
   Госкомэкологии России от 23.02.2000 N 102.
       При  этом указанные расходы организации не должны быть связаны
   с приобретением, сооружением амортизируемого имущества.
       По    вопросам    экологически    опасных    отходов   следует
   руководствоваться    Постановлением    Правительства    Российской
   Федерации  от  01.07.96  N 766  "О государственном регулировании и
   контроле  трансграничных  перевозок  опасных  отходов",   Приказом
   Госкомэкологии   России   от   27.11.97   N  527   "О  Федеральном
   классификационном  каталоге  отходов"  (зарегистрирован  в Минюсте
   России 29.12.97 N 1445).
       Утвержденный    вышеупомянутым    Приказом   Каталог   отходов
   предназначен   для   использования   в  системе   государственного
   управления  в области  обращения с отходами при учете,  контроле и
   нормировании  в области  обращения с отходами,  при лицензировании
   деятельности в области обращения с отходами, при выдаче разрешений
   на    трансграничные   перевозки   и  размещение   отходов,    при
   проектировании     природоохранных    сооружений    и   проведении
   средозащитных  мероприятий,  при  оценке  материального ущерба или
   риска возникновения аварии при обращении с отходами.
       Этот   Каталог  отходов  содержит  конкретный  перечень  видов
   отходов,    систематизированных   по   совокупности   приоритетных
   признаков:   по   происхождению  отхода,   агрегатному  состоянию,
   химическому составу,  экологической опасности.  Кроме того, отходы
   сформированы по признаку их происхождения: органические природного
   происхождения    (животного    и  растительного);    минерального,
   химического и коммунального (включая бытовые) происхождения.
       4.  В  целях  применения  пункта  4 при  реализации возвратных
   отходов  на  сторону  следует  иметь  в виду,  что  цена указанных
   отходов  определяется  по  соглашению сторон согласно заключенному
   договору.   При  этом  налоговые  органы  к данной  сделке  вправе
   применить положения статьи 40 НК РФ.
       5.3.   Технологические   потери   материальных   ресурсов  при
   производстве  и (или)  транспортировке  должны  быть  обоснованы и
   утверждены сметой технологического процесса.
   
       Статья 255.
   
       Оплата труда в соответствии со статьей 129 ТК РФ - это система
   отношений,  связанных  с обеспечением установления и осуществления
   работодателем  выплат  работникам  за  их  труд  в соответствии  с
   законами,   иными  нормативными  правовыми  актами,  коллективными
   договорами,   соглашениями,   локальными   нормативными  актами  и
   трудовыми договорами.
       Понятия коллективного договора, соглашения, трудового договора
   приведены в ТК РФ.
       Не   учитываются   в  составе   расходов  на  оплату  труда  в
   соответствии   со   статьей  270  НК  РФ  расходы  на  любые  виды
   вознаграждений,  предоставляемых руководству или работникам помимо
   вознаграждений,  выплачиваемых  на  основании  трудовых  договоров
   (контрактов).
       Следует  учитывать,  что  организацией должны быть разработаны
   Правила  внутреннего трудового распорядка организации,  являющиеся
   локальным нормативным актом организации.
       Поскольку Правила внутреннего трудового распорядка организации
   регламентируют  порядок  приема и увольнения работников,  основные
   права,  обязанности  и ответственность  сторон трудового договора,
   режим   работы,   время  отдыха,   применяемые  к работникам  меры
   поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых
   отношений в организации, организации вправе рассматривать расходы,
   осуществляемые  на  основе  Правил  в качестве  расходов на оплату
   труда  в соответствии со статьей 255 НК РФ.  В противном случае на
   расходы   по   оплате   труда   относятся  только  вознаграждения,
   выплачиваемые в пользу работников на основании трудовых договоров:
       в  виде  премий,  выплачиваемых  работникам  за  счет  средств
   специального назначения или целевых поступлений;
       в  виде  сумм  материальной помощи работникам (в том числе для
   первоначального   взноса  на  приобретение  и (или)  строительство
   жилья, на полное или частичное погашение кредита, предоставленного
   на  приобретение  и (или)  строительство жилья,  беспроцентных или
   льготных ссуд на улучшение жилищных условий,  обзаведение домашним
   хозяйством и иные социальные потребности).
       Исходя из указанной формулировки,  выплаты материальной помощи
   в  любом виде и на любые цели не учитываются в составе расходов на
   оплату  труда,  признаваемых  для целей налогообложения прибыли на
   оплату  дополнительно  предоставляемых  по  коллективному договору
   (сверх  предусмотренных  действующим  законодательством)  отпусков
   работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.
       В  соответствии  со статьей 116 ТК РФ ежегодные дополнительные
   оплачиваемые   отпуска  предоставляются  работникам,   занятым  на
   работах  с вредными и (или) опасными условиями труда,  работникам,

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное