Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА СНГ ОБ ОБЗОРЕ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (ПРИНЯТО В Г. МОСКВЕ 03.09.2004)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                          ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
                  СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
           ОБ ОБЗОРЕ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
                                   
                    (Москва, 3 сентября 2004 года)
   
       Экономический совет Содружества Независимых Государств
       решил:
       1.  Принять  к  сведению  обзор  торговой  политики  Республики
   Казахстан,  подготовленный Исполнительным комитетом СНГ  на  основе
   национального   доклада,   представленного   Комитетом   по   делам
   Содружества  Независимых  Государств Министерства  иностранных  дел
   Республики  Казахстан, и рассмотренный Комиссией  по  экономическим
   вопросам.
       2.   Направить  указанный  обзор  в  правительства  государств-
   участников СНГ для информирования и использования в работе.
       3.  Поручить  Исполнительному  комитету  СНГ  в  месячный  срок
   опубликовать   указанный   обзор  и   разместить   его   на   сайте
   Исполнительного комитета СНГ в Интернете.
   
                                                          Председатель
                                                 Экономического совета
                                    Содружества Независимых Государств
                                                                В.ИОВВ
   
   
   
   
   
                        ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
                  СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
                                   
                                 ОБЗОР
                ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
   
       Обзор  торговой  политики  Республики  Казахстан  составлен   в
   соответствии  с  Порядком  проведения  обзоров  торговой   политики
   государств-участников  СНГ,  утвержденным  Решением  Экономического
   совета Содружества Независимых Государств от 15 марта 2002 г.
       Обзор  подготовлен Исполнительным комитетом  СНГ  на  основании
   национального   доклада,   представленного   Комитетом   по   делам
   Содружества  Независимых  Государств Министерства  иностранных  дел
   Республики  Казахстан,  и  имеющейся  у  Исполнительного   комитета
   информации по данному вопросу.
       Целью    обзоров   торговой   политики   является    достижение
   государствами-участниками СНГ транспарентности  торговой  политики,
   содействие  соблюдению правил, норм и обязательств, зафиксированных
   в  международных договорах и документах по вопросам формирования  и
   эффективного  функционирования зоны  свободной  торговли,  а  также
   регулярное   проведение  объективной  оценки  основных  показателей
   торговой политики и практики государств Содружества, их влияния  на
   развитие взаимной торговли.
   
                        РЕЖИМ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
                                   
                     1.1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РАМКИ
   
       В  целях  стимулирования  и содействия  экспорту  казахстанской
   продукции Постановлением Правительства Республики Казахстан  от  12
   мая  2003  г.  N  442 создано акционерное общество "Государственная
   страховая   корпорация   по  страхованию  экспортных   кредитов   и
   инвестиций".
       Основной    задачей    Корпорации   является   непосредственное
   содействие  экспорту  товаров и услуг казахстанских  производителей
   путем  страхования  и перестрахования политических  и  регулятивных
   рисков.   Корпорация   проводит  маркетинговые   исследования   для
   развития    экспорта    казахстанской    продукции,    изучает    и
   распространяет  информацию о потенциальных рынках  сбыта.  Подобный
   инструмент  является  общепризнанным в мире и  позволяет  облегчать
   экспортные  операции с финансовой и административной точек  зрения.
   По  мере  роста  отечественного страхового рынка и  его  готовности
   страховать  риски,  связанные  с  экспортно-импортными  операциями,
   Корпорация   будет  фокусировать  свою  активность  на  страховании
   рисков  и  распространении коммерческой информации о  международных
   рынках.
   
                      1.2. ЦЕЛИ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
   
       В  Республике Казахстан проводимая торговая политика направлена
   на   обеспечение   либерализации  внешнеторгового  режима,   снятие
   барьеров  во  взаимной торговле, создание оптимальных  условий  для
   доступа  казахстанских экспортеров на зарубежные рынки,  завершение
   процесса  вступления  Казахстана в ВТО и улучшение  инвестиционного
   климата Казахстана.
       Приоритетными  направлениями торговой политики  для  реализации
   поставленных целей являются:
       -  продолжение работы по вступлению Казахстана в ВТО и активное
   использование  механизмов  данной  организации  для  предотвращения
   дискриминации интересов Казахстана во внешней торговле;
       -  формирование условий для взаимовыгодной интеграции страны  в
   мировую экономику;
       -  продвижение  экономических инициатив в  рамках  региональных
   объединений (СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, ШОС и ЦАС);
       - диверсификация экспорта и увеличение доли продукции с высокой
   добавленной стоимостью в общем объеме экспорта;
       - проведение гибкой таможенно-тарифной политики, реагирующей на
   конъюнктурные изменения мирового рынка;
       -  формирование  механизма кредитования и страхования  экспорта
   продукции с высокой добавленной стоимостью;
       -  совершенствование правового поля, регулирующего  торговую  и
   инвестиционную деятельность;
       -   восстановление   и  налаживание  новых  конкурентоспособных
   производств   в   ведущих   отраслях,  базируемых   на   кооперации
   отечественных  предприятий с зарубежными партнерами,  прежде  всего
   из государств-участников СНГ;
       -  совершенствование  механизмов  и  системы  предупреждения  и
   регулирования    торговых    споров    в    результате    активного
   взаимодействия  государственных органов, торговых представительств,
   союза торгово-промышленных палат в Республике Казахстан;
       -   совершенствование  системы  предоставления   инвестиционных
   преференций;
       -  стимулирование и увеличение объемов инвестиций в  несырьевые
   сектора экономики.
   
                     1.3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
   
       1.  Постановление Кабинета Министров Республики  Казахстан  "Об
   утверждении  Положения  об экспорте и импорте  ядерных  материалов,
   технологий,   оборудования,   установок,   специальных    неядерных
   материалов,   оборудования,  материалов   и   технологий   двойного
   назначения,   источников  радиоактивного  излучения   и   изотопной
   продукции" от 9 марта 1993 г. N 183.
       2.  Закон  Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике
   Казахстан" от 20 июля 1995 г.
       3.  Закон  Республики Казахстан "Об авторском праве  и  смежных
   правах" от 10 июня 1996 г. N 6-1.
       4.  Закон Республики Казахстан "Об экспортном контроле"  от  18
   июня 1996 г. N 9-1.
       5.   Постановление   Правительства  Республики   Казахстан   "О
   лицензировании  экспорта  и  импорта  товаров  (работ,   услуг)   в
   Республике Казахстан" от 30 июня 1997 г. N 1037.
       6.  Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 г.  N
   167.
       7.   Постановление  Правительства  Республики   Казахстан   "Об
   утверждении  Положения о лицензировании деятельности,  связанной  с
   использованием атомной энергии" от 12 февраля 1998 г. N 100.
       8.   Постановление   Правительства  Республики   Казахстан   "О
   наркотических  средствах,  психотропных  веществах  и  прекурсорах,
   подлежащих контролю в Республике Казахстан" от 9 марта  1998  г.  N
   186.
       9. Постановление Правительства Республики Казахстан "О введении
   ограничений  на ввоз и вывоз отдельных товаров" от 5  декабря  1998
   г. N 1243.
       10.  Закон  Республики  Казахстан "О мерах  защиты  внутреннего
   рынка при импорте товаров" от 28 декабря 1998 г.
       11. Гражданский кодекс Республики Казахстан от 1 июля 1999 г. N
   409-1.
       12.   Закон   Республики  Казахстан  "Об  охране   селекционных
   достижений" от 13 июля 1999 г. N 422-1.
       13. Закон Республики Казахстан "Об антидемпинговых мерах" от 13
   июля 1999 г. N 421-1.
       14. "Патентный закон Республики Казахстан" от 16 июля 1999 г. N
   427-1.
       15. Закон Республики Казахстан "О сертификации" от 16 июля 1999
   г. N 434-1.
       16.  Закон  Республики Казахстан "О субсидиях и компенсационных
   мерах" от 16 июля 1999 г. N 441-1.
       17.  Закон  Республики  Казахстан "О  товарных  знаках,  знаках
   обслуживания  и  наименованиях мест происхождения  товаров"  от  26
   июля 1999 г. N 456-1.
       18.  Постановление Правительства Республики Казахстан  "Вопросы
   Министерства юстиции Республики Казахстан" от 11 сентября  1999  г.
   N 23.
       19.   Постановление  Правительства  Республики  Казахстан   "Об
   утверждении  Протокола  о  едином порядке  применения  технических,
   медицинских,     фармацевтических,    санитарных,     ветеринарных,
   фитосанитарных   и  экологических  стандартов,   норм,   правил   и
   требований  в  отношении товаров, ввозимых в  государства-участники
   соглашения о Таможенном союзе" от 16 ноября 1999 г. N 1716.
       20.   Постановление  Правительства  Республики   Казахстан   "О
   совершенствовании   системы  экспортного  контроля   в   Республике
   Казахстан" от 14 декабря 1999 г. N 1917.
       21.   Постановление  Правительства  Республики  Казахстан   "Об
   утверждении Правил осуществления экспортного контроля в  Республике
   Казахстан   и   Правил  оформления  обязательств  по  использованию
   ввозимой  в  Республику Казахстан продукции, подлежащей экспортному
   контролю,  и  проверок их использования" от 14 декабря  1999  г.  N
   1919.
       22.  Постановление Правительства Республики Казахстан "О  мерах
   по  усилению  контроля  за  деятельностью хозяйствующих  субъектов,
   занятых  сбором (заготовкой), хранением, переработкой и реализацией
   лома  и  отходов цветных и черных металлов" от 6 января 2000  г.  N
   23.
       23.  Приказ МВД Республики Казахстан от 29 февраля  2000  г.  N
   119,  Приказ  Министерства  Юстиции  Республики  Казахстан  от   29
   февраля  2000 г. N 23, Приказ МГД Республики Казахстан от  1  марта
   2000  г.  N  168  "О  мерах по обеспечению имущественных  интересов
   авторов произведений и обладателей смежных прав".
       24. Постановление Правительства Республики Казахстан "О ставках
   вывозных  таможенных пошлин на отдельные виды товаров"  от  5  июня
   2000 г. N 841.
       25.   Постановление  Правительства  Республики  Казахстан   "Об
   утверждении  списка  продукции, подлежащей экспортному  контролю  в
   Республике Казахстан" от 18 августа 2000 г. N 1282.
       26.   Постановление  Правительства  Республики   Казахстан   "О
   контроле  соответствия  продукции в  Республике  Казахстан"  от  29
   ноября 2000 г. N 1787.
       27.  Закон  Республики Казахстан "О правовой  охране  топологий
   интегральных микросхем" от 29 июня 2001 г. N 271.
       28.   Постановление  Правительства  Республики  Казахстан   "Об
   утверждении  Правил импорта, экспорта, реализации  и  использования
   специальных   технических   средств  для   проведения   специальных
   оперативно-розыскных мероприятий, а также специальных материалов  и
   оборудования  для  их производства в Республике  Казахстан"  от  26
   сентября 2001 г. N 1247.
       29.   Постановление  Правительства  Республики  Казахстан   "Об
   утверждении    Правил    приобретения    (продажи),    регистрации,
   проектирования,    строительства   (установки,   эксплуатации    на
   территории    Республики   Казахстан   и   ввоза   из-за    границы
   радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств" от 6  октября
   2001 г. N 1293.
       30.   Постановление  Правительства  Республики  Казахстан   "Об
   утверждении   Программы   по  реализации  Концепции   охраны   прав
   интеллектуальной собственности" от 29 мая 2002 г. N 591.
       31.     Закон     Республики    Казахстан    "О     комплексной
   предпринимательской лицензии (франчайзинге)" от 24 июня 2002  г.  N
   330.
       32.  Закон Республики Казахстан "О ветеринарии" от 10 июля 2002
   г. N 339-II.
       33. Постановление Правительства Республики Казахстан "Отдельные
   вопросы лесопользования" от 16 июля 2002 г. N 785.
       34.   Совместный  приказ  министра  здравоохранения  Республики
   Казахстан  от  8  августа 2002 г. N 772 и министра  государственных
   доходов  Республики  Казахстан от 8  августа  2002  г.  N  674  "Об
   утверждении   Правил  взаимодействия  Министерства  государственных
   доходов   Республики   Казахстан  и  Министерства   здравоохранения
   Республики Казахстан при импорте и экспорте лекарственных  средств,
   медицинской техники и изделий медицинского назначения".
       35.  Таможенный кодекс Республики Казахстан от 1  мая  2003  г.
   (главы 26, 27, 52, 53).
       36.  Закон  Республики  Казахстан "О  ратификации  Протокола  о
   таможенном   контроле  за  реэкспортом  товаров,   происходящих   с
   территории  государств-участников Договора  о  Таможенном  союзе  и
   Едином  экономическом  пространстве  от  26  февраля  1999  года  и
   ввозимых в третьи страны" от 5 мая 2003 г. N 407-II.
       37.   Приказ   председателя  Агентства   таможенного   контроля
   Республики  Казахстан  "О  декларировании  товаров  и  транспортных
   средств" от 20 мая 2003 г. N 219.
       38.   Приказ   председателя  Агентства   таможенного   контроля
   Республики  Казахстан "Об утверждении Инструкции  по  осуществлению
   экспортного контроля таможенными органами Республики Казахстан"  от
   4 июня 2003 г. N 267.
       39.   Постановление  Правительства  Республики  Казахстан   "Об
   утверждении  запретов  на ввоз в Республику Казахстан  и  вывоз  из
   Республики  Казахстан  товаров  и  транспортных  средств,  перечней
   товаров,  запрещенных к помещению под некоторые таможенные  режимы,
   а  также  запретов и ограничений на проведение операций с товарами,
   помещенными под отдельные таможенные режимы" от 10 июля 2003  г.  N
   681.
       40.   Программа  развития  транзитно-транспортного   потенциала
   Республики  Казахстан,  утвержденная  Постановлением  Правительства
   Республики Казахстан от 30 декабря 2003 г. N 1351.
       41.   Закон  Республики  Казахстан  "О  регулировании  торговой
   деятельности в Республике Казахстан" 12 апреля 2004 г.
       Кроме того:
       -   соглашения,  заключенные  Республикой  Казахстан  в  рамках
   региональных  объединений на двусторонней основе  с  государствами-
   участниками СНГ и дальнего зарубежья;
       -   соглашения,  заключенные  Республикой  Казахстан  в  рамках
   Евразийского экономического сообщества;
       -  многосторонние соглашения, заключенные Республикой Казахстан
   с государствами-участниками СНГ;
       - соглашения, заключенные Республикой Казахстан в рамках ОЭС;
       -  соглашения,  заключенные Республикой Казахстан  со  странами
   дальнего зарубежья;
       - многосторонние соглашения в рамках региональных объединений.
   
          2. МЕРЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАКТИКА ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ
                                   
                      2.1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА
                                   
                       Требования к регистрации,
                  документации и таможенные процедуры
   
       Республика  Казахстан не применяет других пошлин  и  сборов  на
   импорт,    кроме    действующих   импортных   таможенных    пошлин,
   утвержденных  Постановлением Правительства Республики Казахстан  от
   14 ноября 1997 г. N 1389, и сборов за оказанные услуги.
       Республика   Казахстана  с  15  июня  1997  года   в   качестве
   номенклатуры  тарифов до 1 января 2004 г. использовала Номенклатуру
   Содружества  Независимых  Государств (ТН ВЭД  СНГ),  основанную  на
   "Соглашении  о  единой  товарной  номенклатуре  внешнеэкономической
   деятельности Содружества Независимых Государств" от 3  ноября  1995
   г.   Гармонизированная  система  соответствует  Конвенции  и  Общим
   правилам   классификации  (ТН  ВЭД  96),  разработанным   Всемирной
   торговой организацией. С 1 января 2004 г. осуществлен переход с  9-
   значной  на  10-значную  единую номенклатуру  тарифов  Евразийского
   экономического сообщества (ЕврАзЭС).
       Кроме  того,  3  февраля 2004 г. Республика  Казахстан  приняла
   Закон   "О   присоединении  Республики  Казахстан  к  Международной
   конвенции   о  Гармонизированной  системе  описания  и  кодирования
   товаров  и  Протоколу о внесении поправки в Международную конвенцию
   о  Гармонизированной системе описания и кодирования товаров", целью
   которого   является   единообразная   классификация   товаров   для
   таможенных тарифов и ведения торговой статистики.
   
                           Таможенные тарифы
   
       Таможенным  кодексом  предусмотрено, что исчисление  таможенных
   пошлин  и налогов производится в соответствии с Таможенным  тарифом
   Республики Казахстан по кодам товаров по ТН ВЭД.
       Для  применения  мер  тарифного и нетарифного  регулирования  к
   товарам, ввозимым через таможенную границу Республики Казахстан,  и
   установления    правил   таможенной   классификации    товаров    в
   соответствии  с  ТН  ВЭД  Приказом Агентства  таможенного  контроля
   Республики  Казахстан от 15 мая 2003 г. N 210  утверждены  "Правила
   принятия и форма предварительных решений".
       Импортные    таможенные   тарифы   установлены   Постановлением
   Правительства Республики Казахстан от 14 ноября 1996 г. N  1389  "О
   ставках   таможенных  пошлин  на  ввозимые  товары"  с   внесенными
   изменениями и дополнениями. Тарифная политика Республики  Казахстан
   направлена  в первую очередь на удовлетворение нужд потребителей  и
   в  этом  отношении  является  одной из наиболее  либеральных  среди
   государств  Содружества.  На  проводимую  тарифную  политику  также
   влияют   международные   обязательства  и  участие   Казахстана   в
   интеграционных процессах в рамках ЕврАзЭС и СНГ.
       Для  товаров,  ввозимых  из  развивающихся  стран-пользователей
   схемой  преференций  Республики  Казахстан,  применяются  сниженные
   ставки  таможенных  пошлин  РНБ. Товары, происходящие  из  наименее
   развитых  стран,  ввозятся беспошлинно. В  отношении  импортируемых
   товаров,  страна  происхождения  которых  не  установлена,  базовые
   ставки РНБ по таможенным пошлинам увеличены вдвое.
       В   соответствии  с  двусторонними  соглашениями  о   свободной
   торговле,   заключенными   между   Казахстаном   и   государствами-
   участниками    СНГ   (за   исключением   Туркменистана),    товары,
   происходящие  из  этих  государств, ввозимые  с  их  территорий  на
   территорию  Казахстана,  таможенными пошлинами  не  облагаются,  за
   исключением  изъятий  из режима свободной торговли.  Исключения  из
   данного  торгового  режима  по согласованной  номенклатуре  товаров
   оформляются  протоколом к соглашению. Изъятия из  режима  свободной
   торговли  установлены  в  отношении ряда товаров  из  Азербайджана,
   Армении, Грузии, Молдовы, Узбекистана, и Украины.
       В  рамках  таможенного режима "временного  ввоза"  определенные
   категории  товаров согласно Постановлению Правительства  Республики
   Казахстан от 8 июля 2003 г. N 688 "Об утверждении Перечня  товаров,
   временно  ввозимых  с  полным освобождением  от  уплаты  таможенных
   пошлин  и  налогов  и временно вывозимых с полным освобождением  от
   уплаты   таможенных  пошлин",  временно  ввезенные  на   территорию
   Республики  Казахстан, полностью освобождаются от уплаты таможенных
   пошлин  и  налогов. Также предметы лизинга, включенные  в  Перечень
   согласно  Постановлению Правительства Республики  Казахстан  от  21
   августа  2001 г. N 1092 "Об утверждении Перечня предметов  лизинга,
   к  которым применяется таможенный режим временного ввоза товаров  и
   транспортных   средств",   полностью   освобождаются   от    уплаты
   таможенных  пошлин  и  налогов  при условии  соблюдения  требований
   законодательства Республики Казахстан о финансовом лизинге.
       В  отношении  товаров,  не включенных в вышеуказанные  перечни,
   применяется  частичное освобождение от уплаты таможенных  пошлин  и
   налогов.  При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин  и
   налогов  за  каждый полный и неполный календарный месяцы нахождения
   товаров  на территории Республики Казахстан уплачивается 3%  суммы,
   которая   подлежала  бы  уплате  в  случае  выпуска   товаров   для
   свободного обращения.
       Таможенный  режим  временного  ввоза  не  распространяется   на
   следующие категории товаров:
       - промышленные отходы;
       -  запасные части и комплектующие изделия, предназначенные  для
   временно  ввезенных  транспортных средств,  расходные  материалы  и
   образцы,  сырье, полуфабрикаты, за исключением временного  ввоза  в
   рекламных и демонстрационных целях в единичных экземплярах;
       - пищевые продукты, напитки (в том числе алкогольные и табачные
   изделия),   за   исключением  временного  ввоза   в   рекламных   и
   демонстрационных целях в единичных экземплярах;
       -   товары,   запрещенные  к  ввозу  на  территории  Республики
   Казахстан.
   
                        Другие пошлины и сборы
                 (сборы и пошлины за оказанные услуги,
                    консульские сборы и иные сборы)
   
       В    целях   создания   благоприятных   условий   для   проезда
   автотранспортных   средств  по  территории   Республики   Казахстан
   начиная  с  2000 года снижена в 3 раза ставка сбора  за  транзитный
   проезд   иностранных   автотранспортных   средств   по   территории
   Республики  Казахстан,  следующих без  соответствующих  разрешений,
   стоимость  которого  равняется 10 месячным  расчетным  показателям.
   Наряду  с этим и в целях защиты интересов национальных перевозчиков
   отменена   дополнительная   реализация   бланков,   разрешений   на
   въезд/выезд  на  территорию Республики иностранных автотранспортных
   средств.  Двусторонние международные перевозки будут осуществляться
   по  бланкам  разрешений  (если  иное  не  оговорено  международными
   договорами),  обмененных на паритетной основе  между  компетентными
   органами Сторон.
       Следует  отметить, что сборы, взимаемые органами  транспортного
   контроля     на    границе    в    соответствии    с    действующим
   законодательством,  уплачиваются  перевозчиками  только  в   случае
   отсутствия  разрешительных  документов  на  транзитный  проезд   по
   территории  Республики  Казахстан  и  превышения  установленных  на
   территории  республики  допустимых весовых и габаритных  параметров
   автотранспортных средств.
       В  целях исключения сборов при проезде автотранспортных средств
   по  территории Республики Казахстан, а также учитывая необходимость
   обеспечения   сохранности   сети   автомобильных   дорог,   Законом
   Республики Казахстан "Об автомобильном транспорте" от 4  июля  2003
   г.   предусмотрен  запрет  на  движение  по  автомобильным  дорогам
   республики  крупногабаритных и тяжеловесных  транспортных  средств,
   за  исключением  случаев перевозки неделимых  грузов.  Данная  мера
   позволит  обеспечить  сохранность  дорожного  полотна  и  исключить
   значительные  суммы  сборов, уплачиваемые  перевозчиками  в  случае
   превышения    допустимых    весовых   и    габаритных    параметров
   автотранспортных средств.
   
                        НДС при импорте товаров
   
       Налогами, применяемыми к импортной продукции, являются налог на
   добавленную стоимость (НДС) и акцизный налог.
       В  соответствии  со  статьей 245 Налогового кодекса  Республики
   Казахстан  ставка  налога на добавленную стоимость  по  облагаемому
   импорту  равняется  15% от размера облагаемого  импорта,  при  этом
   согласно   статье  220  Налогового  кодекса  в  размер  облагаемого
   импорта  включается  таможенная  стоимость  импортируемых  товаров,
   определяемая   в   соответствии   с  таможенным   законодательством
   Республики  Казахстан, а также суммы налогов и других  обязательных
   платежей,  подлежащих  уплате  в  бюджет  при  импорте  товаров   в
   Республику Казахстан.
       Органы  управления  на местном уровне не  имеют  права  вводить
   новые  налоги  на  импорт. Новые налоги могут быть  введены  только
   центральными  органами в результате принятия новых  законодательных
   актов  или  внесения изменений и дополнений в действующий Налоговый
   кодекс.
       Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28  января
   2000   г.   N  137  "О  ставках  акцизов  на  подакцизные   товары,
   производимые  в  Республике  Казахстан  и  ввозимые  на  таможенную
   территорию   Республики   Казахстан,  реализуемые   на   территории
   Республики Казахстан, и игорный бизнес" установлены ставки  акцизов
   на   подакцизные  товары,  производимые  на  территорий  Республики
   Казахстан   и   ввозимые   на  таможенную   территорию   Республики
   Казахстан,  реализуемые  на  территории  Республики  Казахстан,   и
   игорный   бизнес.  Порядок  взимания  акцизов  аналогичен   порядку
   взимания НДС.
   
                   Правила, связанные с определением
                     страны происхождения товаров
   
       В  Республике Казахстан действует единая система по определению
   страны  происхождения всех товаров для тарифных и нетарифных  целей
   в  отношении  ввозимых  и вывозимых товаров.  Используемая  система
   разработана   Всемирной  таможенной  организацией  и   отражена   в
   Международной   конвенции  об  упрощении  гармонизации   таможенных
   процедур  (Киотской конвенции) от 18 мая 1973 г. с учетом  редакции
   1999 года.
       Страной происхождения товара считается страна, в которой  товар
   был  полностью произведен или подвергнут достаточной переработке  в
   соответствии  с  критериями,  установленными  Таможенным   кодексом
   Республики    Казахстан.    Под   критерии    товаров,    полностью
   произведенных  в  одной  стране,  попадают  продукты  естественного
   происхождения,  такие  как  живые  животные,  полезные  ископаемые,
   фрукты  и т.д., в то время как под критерии достаточной переработки
   попадают  товары, в производстве которых участвуют  две  или  более
   страны.   В  последнем  случае  для  выяснения,  имела   ли   место
   достаточная  переработка,  используются различные  критерии,  такие
   как  изменения  в  тарифном заголовке (изменение одного  из  первых
   четырех   знаков  товарной  позиции),  добавленной  стоимости   или
   перечне операций при переработке. Под страной происхождения  товара
   может  пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион  или
   часть  страны,  если имеется необходимость их выделения  для  целей
   определения происхождения товара.
       При  ввозе товара на таможенную территорию Республики Казахстан
   сертификат о происхождении товара представляется только в случаях:
       -  предоставления преференций по таможенному тарифу в отношении
   товаров, перемещаемых через территорию Республики Казахстан;
       -  если  у  таможенного  органа  Республики  Казахстан  имеются
   обоснованные  предположения о том, что товар происходит  из  стран,
   ввоз   товаров   из   которых   регулируется   мерами   нетарифного
   регулирования;
       -   если   это   предусмотрено   международными   соглашениями,
   участницей   которых   является  Республика  Казахстан,   а   также
   законодательством   Республики  Казахстан  в   области   санитарно-
   эпидемиологического  благополучия  населения,   охраны   окружающей
   природной  среды,  здоровья  населения, защиты  прав  потребителей,
   общественного  порядка  и  государственной  безопасности.  В   иных
   случаях сертификат о происхождении товара не требуется.
       Сертификат  о  происхождении товара должен свидетельствовать  о
   том,  что  указанный товар происходит из соответствующей  страны  и
   должен содержать:
       -   письменное  свидетельство  заявителя  о  том,   что   товар
   удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;
       -  письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза,
   выдавшего  сертификат  о  том,  что  представленные  в  сертификате
   сведения    соответствуют   действительности.   Таможенный    орган
   Республики   Казахстан  может  отказать  в  выпуске  товара   через
   таможенную   границу   Республики  Казахстан   лишь   при   наличии
   достаточных  оснований  полагать,  что  он  происходит  из  страны,
   товары  которой не подлежат выпуску в соответствии с международными
   соглашениями,  участником  которых является  Республика  Казахстан,
   или  законодательством  Республики Казахстан.  Указанные  основания
   представляются   декларанту  в  письменном  виде.   Непредставление
   надлежащим   образом   оформленного   сертификата   (гигиенического
   заключения)  или  сведений  о  происхождении  товара  не   является
   основанием  для  отказа в выпуске товара через  таможенную  границу
   Республики Казахстан.
       Согласно статье 47 Таможенного кодекса таможенный орган  вправе
   принять   предварительное   решение   по   применению   методологии
   определения  страны  происхождения товара. Предварительное  решение
   по   происхождению  товаров  выносится  таможенными   органами   по
   обращению   заявителя.  Согласно  статье  49  Таможенного   кодекса
   предварительное решение таможенных органов действует  в  течение  3
   лет  с  момента  его  принятия.  Предварительное  решение  выдается
   таможенным  органом в течение 10 рабочих дней,  если  не  требуется
   предоставления  иной  информации либо проведение  экспертизы.  Если
   представленные  заявителем  сведения  недостаточны   для   принятия
   предварительного  решения,  таможенный  орган  уведомляет  лицо   о
   необходимости  предоставления доказательств с  установлением  срока
   для  их  предоставления. В случае отклонения заявления  о  принятии
   предварительного  решения  таможенный  орган  обязан  в  течение  7
   рабочих   дней  предоставить  заявителю  письменный  мотивированный
   отказ.  Таким  образом,  положения Таможенного  кодекса  Республики
   Казахстан  по  правилам,  связанным  с  определением  происхождения
   товаров, находятся в соответствии с соглашениями ВТО.
   
                           Таможенная оценка
   
       Оценка  таможенной стоимости ввозимых на таможенную  территорию
   Казахстана  товаров  основывается  на  общих  принципах  таможенной
   оценки,  определенных в статье VII ГАТТ и Соглашении  о  реализации
   статьи  VII ГАТТ. В соответствии со статьей 308 Таможенного кодекса
   Республики  Казахстан определение таможенной стоимости на  ввозимые
   товары производится путем применения следующих методов:
       - по цене сделки с ввозимыми товарами;
       - по цене сделки с идентичными товарами;
       - по цене сделки с однородными товарами;
       - вычитания стоимости;
       - сложения стоимости;
       - резервного.
       Основным  методом  определения  таможенной  стоимости  является
   метод  по  цене сделки с ввозимыми товарами. В случае невозможности
   использования  основного метода последовательно применяется  каждый
   из   перечисленных  методов.  При  этом  каждый  последующий  метод
   применяется,  если  таможенная стоимость не может  быть  определена
   путем  использования предыдущего метода. В соответствии со  статьей
   309   Таможенного  кодекса  Республики  Казахстан  при  определении
   таможенной  стоимости товара в цену сделки включаются сопутствующие
   расходы  (комиссионные и брокерские вознаграждения),  если  они  не
   были ранее включены.
       Основным  нормативным  правовым  актом,  регулирующим   вопросы
   определения   таможенной   стоимости   товаров,   является   Приказ
   Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 15 мая  2003
   г.   N  209  "Об  утверждении  Правил  заполнения  форм  декларации
   таможенной  стоимости  и  заполнения форм корректировки  таможенной
   стоимости".
   
                      Прочие таможенные процедуры
   
       В  отношении оформления паспортов сделки в Республике Казахстан
   при     проведении    экспортно-импортных    операций     участники
   внешнеэкономической  деятельности  оформляют   паспорт   сделки   в
   зависимости от вида проводимой сделки.
       Оформление   паспорта   сделки   необходимо   для   обеспечения
   соблюдения   валютного   законодательства   Республики   Казахстан.
   Паспорт  сделки содержит данные по внешнеэкономическим операциям  и
   используется  для  мониторинга  движения  товаров  и   средств   по
   экспортно-импортным   операциям.   Механизмы   валютного   контроля
   обеспечивают   полноту   и  своевременность  поступления   валютной
   выручки,  а  также  регламентируют  использование  национальной   и
   иностранной валюты в рамках операций по импорту.
       Согласно Закону Республики Казахстан от 24 декабря 1996 г. N 54-
   1    "О   валютном   регулировании"   и   Постановлению   Правления
   Национального Банка Республики Казахстан от 5 сентября  2001  г.  N
   343  "Об утверждении инструкции об организации экспортно-импортного
   валютного    контроля   Республики   Казахстан"   паспорт    сделки
   оформляется на основании предоставленного договора купли-продажи  в
   сумме   свыше   10   тыс.  долл.  и  выдается   автоматически   без
   определенных  условий  в  течение  2-х  дней  после  предоставления
   контракта.   Процессы  оформления  паспорта  сделки  и  регистрации
   компаний  в  органах  юстиции  не  взаимосвязаны.  Паспорт   сделки
   оформляется таможенными органами по каждой внешнеторговой сделке  в
   сумме  свыше  10  тыс.  долл.,  тогда как  регистрация  компании  -
   разовая  процедура  и связана с установлением юридического  лица  в
   органах юстиции.
       Паспорт   сделки   не  используется  в  какой-либо   мере   для
   балансирования торговли и, следовательно, не является  препятствием
   для     осуществления    внешнеэкономической    деятельности    или
   "дополнительным  бременем  на торговые отношения".  Каждый  паспорт
   сделки  имеет свой определенный номер, содержит краткую выжимку  из
   контракта.   В  результате  электронного  мониторинга   на   основе
   сформированной   базы  паспортов  сделок  также  выявляются   факты
   осуществления "фиктивных" сделок по внешнеэкономическим  операциям"
   посредством перевода "теневых" капиталов в оффшорные зоны.
   
                       Предотгрузочная инспекция
   
       Ранее    действовавшая   в   Республике    Казахстан    система
   предотгрузочной инспекции прекратила свое действие 31  января  1997
   г.
   
          Специальные, антидемпинговые и компенсационные меры
   
       Специальные,   антидемпинговые   и   компенсационные   меры   в
   Казахстане   применяются  в  соответствии  с  Законами   Республики
   Казахстан   от  28  декабря  1998  г.  N  337-1  "О  мерах   защиты
   внутреннего рынка при импорте товаров", от 13 июля 1999 г. N  421-1
   "Об  антидемпинговых  мерах"  и от 16  июля  1999  г.  N  441-1  "О
   субсидиях  и компенсационных мерах". В настоящее время в Республике
   Казахстан  меры,  устанавливаемые в соответствии  с  вышеуказанными
   Законами, отсутствуют.
       В  соответствии с Законом Республики Казахстан "О мерах  защиты
   внутреннего  рынка  при  импорте товаров" от  28  декабря  1998  г.
   решение   о   начале  разбирательства  принимается   уполномоченным
   органом  по поручению Правительства Республики Казахстан,  а  также
   на  основании заключения уполномоченного органа, подготовленного по
   заявлениям    отечественного    производителя    или    объединения
   производителей.
       Определение   серьезного  ущерба  основывается  на   полученных
   данных,  подтвержденных объективными фактами, при этом должно  быть
   доказано   наличие  причинно-следственной  связи  между  возросшими
   объемами  поставок товара и нанесенным серьезным  ущербом  или  его
   угрозой.
       В  процессе разбирательства Правительством Республики Казахстан
   на    основании    предварительного   утвердительного    заключения
   уполномоченного органа возможно принятие постановления  о  введении
   временных  защитных  мер  при  условии  одновременного  продолжения
   разбирательства.
       Временные защитные меры вводятся в критических обстоятельствах,
   если  их  отсрочка  может  нанести  серьезный  ущерб  отечественной
   промышленности, который трудно возместить.
       Если   уполномоченный  орган  по  результатам   разбирательства
   вынесет  решение, что возросший объем поставок не наносит серьезный
   ущерб  или  его угрозу отечественным производителям,  то  временные
   меры  должны  быть  отменены, и импортер  имеет  право  на  возврат
   уплаченной   суммы   в  порядке,  установленном   законодательством
   Республики Казахстан.
       Соответственно   разбирательство,   проводимое   уполномоченным
   органом,   завершается  подготовкой  заключения,  направляемого   в
   Правительство  Республики  Казахстан о прекращении  разбирательства
   ввиду  отсутствия достаточных доказательств серьезного  ущерба  или
   угрозы  его  нанесения  отечественным  производителям  от  поставок
   товара, в отношении которого проводилось разбирательство.
       В  случае  установления  факта наличия  серьезного  ущерба  или
   угрозы   его   нанесения  возросшим  количеством   импорта   товару
   отечественной  промышленности Правительством  Республики  Казахстан
   по  предложению  и  на основании заключения уполномоченного  органа
   принимается постановление о применении защитных мер.
       Защитные  меры  применяются в виде ограничения объема  поставок
   товара  путем  установления  квоты  и  (или)  посредством  введения
   защитной пошлины.
       Общий   период   применения  защитной  меры,   включая   период
   применения  любой  временной меры, период начального  применения  и
   любого его продления не должен превышать 8 лет.
       В    соответствии   с   Законом   Республики   Казахстан    "Об
   антидемпинговых    мерах"   решение   о   начале   антидемпингового
   разбирательства   уполномоченный  орган  принимает   на   основании
   заявлений  отечественных товаропроизводителей,  а  также  по  своей
   инициативе  в  случае,  если  располагает  сведениями   о   наличии
   демпинга  и материального ущерба или угрозы его нанесения поставкой
   демпингового товара.
       На основании предварительного определения о наличии демпинга  и
   причинения  им  материального ущерба  или  угрозы  его  причинения,
   вынесенного   уполномоченным  органом,   Правительство   Республики
   Казахстан  принимает  решение о введении временных  антидемпинговых
   мер.
       По  итогам  антидемпингового  разбирательства,  проводимого  по
   определению  наличия  демпинга, материального  ущерба  и  причинно-
   следственной   связи  между  ними,  уполномоченный  орган   выносит
   заключение, направляемое в Правительство Республики Казахстан  либо
   о  прекращении  антидемпингового разбирательства без  принятия  мер
   ввиду  отсутствия  материального ущерба или угрозы  его  нанесения,
   либо   в   случае   доказательства  факта   демпинга   о   введении
   антидемпинговых пошлин.
       В  случае  получения  от лица, вовлеченного  в  антидемпинговое
   разбирательство, добровольного обязательства о пересмотре цены  или
   прекращении  ввоза  в  Казахстан по  демпинговым  ценам  товара,  в
   отношении   которого  проводится  антидемпинговое  разбирательство,
   которое  устранило  бы  последствия  от  демпинга,  антидемпинговое
   разбирательство  может  быть  приостановлено  или  прекращено   без
   наложения временных мер или антидемпинговых пошлин.
       В  соответствии с Законом Республики Казахстан "О  субсидиях  и
   компенсационных  мерах" заявление о наличии субсидии  и  наносимого
   ею   материального   ущерба  или  угрозы  его  нанесения   подается
   отечественными   производителями   или   государственным    органом
   Республики Казахстан.
       Если  в результате разбирательства, проведенного уполномоченным
   органом,   установлено,   что  импорт   какого-либо   товара,   при
   производстве    и    (или)    экспорте   которого    использовалась
   специфическая субсидия иностранного государства (союза  иностранных
   государств),  которая  наносит  или угрожает  нанести  материальный
   ущерб   отечественным   производителям,  Правительство   Республики
   Казахстан имеет право применить компенсационные меры.
       Субсидия    иностранного   государства    (союза    иностранных
   государств)   не   компенсируется   и   не   рассматривается    как
   специфическая,   если   объективные   критерии   и    условия    ее
   предоставления    устанавливаются    без    указания    конкретного
   предприятия или отрасли экономики.
       Субсидия  является  специфической и  ее  предоставление  влечет
   применение компенсационных мер, если:
       -  субсидирующий орган или законодательство, на основе которого
   действует субсидирующий орган, ограничивает доступ к субсидии  всем
   другим лицам, кроме ограниченного числа предприятий;
       -   предоставление  субсидий  связано  с  ограниченным   числом
   предприятий, расположенных в конкретном регионе;
       - субсидии связаны с результатами экспорта или с использованием
   местных  товаров  вместо  импортных в  качестве  единственного  или
   одного из нескольких условий.
       Неспецифическая субсидия компенсируется, если ее предоставление
   наносит  или  угрожает  нанести  материальный  ущерб  отечественным
   производителям  и  условия,  формы ее предоставления  соответствуют
   следующим факторам:
       -  преимущественное использование субсидий ограниченным  числом
   предприятий;
       -  непропорционально большие размеры субсидии,  предоставленные
   ограниченному числу предприятий;
       - частота отказов или удовлетворения заявок на субсидирование и
   мотивы    соответствующих    решений   правительственных    органов
   иностранного государства (союза иностранных государств).
       Субсидии,  которые  не  являются  специфическими,  не  подлежат
   компенсации.
       Предметом  разбирательства  по импорту  товара,  субсидируемого
   иностранным государством (союзом иностранных государств),  является
   установление   уполномоченным  органом  факта  импорта   товара   в
   Республику   Казахстан,  субсидируемого  иностранным   государством
   (союзом   иностранных   государств),   и   причинения   тем   самым
   материального ущерба отечественным производителям подобного  товара
   или возникновения угрозы его причинения.
       На  основании  предварительного заключения  о  наличии  импорта
   товара,    субсидируемого    иностранным    государством    (союзом
   иностранных  государств), и нанесении им материального  ущерба  или
   угрозы   его   нанесения,   вынесенного   уполномоченным   органом,
   Правительство  Республики Казахстан принимает  решение  о  введении
   временных компенсационных мер.
       Временные  компенсационные меры в форме  денежных  депозитов  и
   (или)  гарантии банка Республики Казахстан применяются к поставщику
   не ранее чем через два месяца с момента начала разбирательства.
       Применение  временных компенсационных мер не  должно  превышать
   четырех месяцев.
       Процедура  разбирательства может быть  завершена  без  введения
   временных  или  окончательных компенсационных мер  после  получения
   обязательства по ценам, согласно которому:
       -  правительство страны происхождения или экспорта  соглашается
   ликвидировать или ограничить субсидию;
       -  поставщик  обязуется пересмотреть свои цены  или  прекратить
   экспорт  товара,  субсидируемого иностранным  государством  (союзом
   иностранных государств).
       Повышение  цен по таким обязательствам не должно  быть  больше,
   чем  это  необходимо для возмещения размера специфических субсидий.
   Повышение  цен  может  быть меньше размера специфических  субсидий,
   если   поставки   импортного  товара,  субсидируемого   иностранным
   государством  (союзом иностранных государств),  по  этим  ценам  не
   будут наносить материального ущерба отечественным производителям.
       Обязательство  по  ценам  может быть предложено  уполномоченным
   органом,  но  поставщик не должен принуждаться  принимать  на  себя
   подобное обязательство.
       Обязательство   по  ценам  может  быть  принято  уполномоченным
   органом  только  после вынесения им предварительного  заключения  о
   наличии  специфической субсидии и материального ущерба  или  угрозы
   его нанесения.
       Обязательство   по   ценам   не  может   быть   принято,   если
   уполномоченный    орган    считает    их    принятие    практически
   неосуществимым  в  силу  большого количества  поставщиков  либо  по
   другим  причинам,  о которых уполномоченный орган  должен  сообщить
   поставщику.
       Уполномоченный  орган имеет право требовать от поставщика,  чье
   обязательство  по  ценам  было  принято,  представлять   данные   о
   выполнении  принятого  обязательства по ценам,  а  также  проводить
   проверку достоверности представляемых данных.
       Решение о введении компенсационной пошлины и размере ее  ставки
   принимается  Правительством  Республики  Казахстан  по   заключению
   уполномоченного  органа  и  вступает в силу  со  дня  опубликования
   постановления в официальных изданиях.
       На  основании  решения  Правительства  Республики  Казахстан  о
   введении   компенсационной  пошлины  таможенные  органы  Республики
   Казахстан  взимают  ее  со  всего  ввозимого  товара,  в  отношении
   которого  проводилось  разбирательство, за исключением  товара  тех
   поставщиков, от которых были приняты обязательства по ценам.
       Для  реализации  вышеперечисленных  законов  действуют  Правила
   проведения     разбирательства,     утвержденные     Постановлением
   Правительства Республики Казахстан от 9 сентября 2000  г.  N  1374.
   ]rh  Правила  разработаны в соответствии с  указанными  законами  и
   определяют  порядок проведения разбирательства, введения  защитных,
   антидемпинговых  и  компенсационных мер, а  также  взаимоотношения,
   права и обязанности государственных органов и заинтересованных  лиц
   с  целью  защиты  интересов отечественных производителей  товара  и
   оказания содействия при проведении разбирательства.
       В  настоящее время в Республике Казахстан меры, устанавливаемые
   в  соответствии  с  вышеуказанными законами  в  отношении  импорта,
   отсутствуют.
   
                  Стандарты и технические требования
   

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное