Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
22.09.2017
USD
58.22
EUR
69.26
CNY
8.83
JPY
0.52
GBP
78.63
TRY
16.58
PLN
16.17
 

ПИСЬМО ФТС РФ ОТ 30.06.2005 N 01-06/21925 О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
                                   
                                ПИСЬМО
                   от 30 июня 2005 г. N 01-06/21925
                                   
                О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
   
       Направляем   разработанные   с   учетом   практики   применения
   таможенными органами Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ  "О
   внесении    изменений    в   Кодекс   Российской    Федерации    об
   административных  правонарушениях и  Таможенный  кодекс  Российской
   Федерации"     Методические    рекомендации     по     квалификации
   административных   правонарушений  в   области   таможенного   дела
   (нарушений таможенных правил).
       При  квалификации  административных  правонарушений  в  области
   таможенного дела следует также руководствоваться:
       -   письмом   ГТК  России  от  11.12.2001  N  01-06/49116   "Об
   ответственности  лиц  при  перемещении  через  таможенную   границу
   Российской  Федерации  морских  судов,  сдаваемых  в  аренду   либо
   передаваемых в собственность";
       -  письмом  ГТК России от 27.06.2002 N 01-06/25397 "О действиях
   таможенных  органов  при выявлении фактов заявления  недостоверного
   кода товаров по ТН ВЭД";
       -   письмом   ГТК   России  от  20.07.2004  N  27-40/26490   "О
   Постановлении  Президиума  Высшего  Арбитражного  Суда   Российской
   Федерации от 03.02.2004 N 12133/03";
       - письмом ФТС России от 09.03.2005 N 01-06/6814 "О квалификации
   административных   правонарушений   при   периодическом   временном
   декларировании российских товаров".
       С момента получения настоящего письма не подлежат применению:
       -  письмо  ГТК  России от 18.01.2001 N 01-06/1777 "О  некоторых
   вопросах  привлечения железных дорог к ответственности за нарушение
   таможенных правил";
       -  письмо  ФТС России от 12.10.2004 N 01-06/3086 "О направлении
   методических рекомендаций".
       Одновременно  сообщаем,  что ФТС  России  в  начале  2006  года
   планируется  проведение  работы  по  систематизации  и   укрупнению
   методических     разъяснений    по    вопросам    административного
   производства   в  целях  издания  пособий,  которые  будет   удобно
   применять в работе.
       Начальникам  таможенных органов обеспечить изучение прилагаемых
   методических   рекомендаций  и  использование  их  в   практической
   деятельности подчиненными должностными лицами.
   
                                              Заместитель руководителя
                                                     генерал-полковник
                                                          Н.А.ВОЛОБУЕВ
                                                                      
   
   
   
                                                                      
                                                            Приложение
                                                   к письму ФТС России
                                           от 30.06.2005 N 01-06/21925
   
                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
       ПО КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ
            ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НАРУШЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ)
                                   
       Статья   16.1.   Незаконное   перемещение   товаров   и   (или)
   транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации
   
       1.  Нарушение  порядка  прибытия товаров и  (или)  транспортных
   средств  на  таможенную территорию Российской  Федерации  путем  их
   ввоза   помимо  пунктов  пропуска  через  Государственную   границу
   Российской Федерации либо иных установленных мест прибытия или  вне
   времени  работы  таможенных органов, а равно  совершение  действий,
   непосредственно направленных на фактическое пересечение  таможенной
   границы   Российской  Федерации  товарами  и  (или)   транспортными
   средствами   при  их  убытии  с  таможенной  территории  Российской
   Федерации  помимо  пунктов пропуска через  Государственную  границу
   Российской  Федерации либо иных мест, установленных в  соответствии
   с  законодательством Российской Федерации о Государственной границе
   Российской  Федерации,  или вне времени работы  таможенных  органов
   либо без разрешения таможенного органа, -
       влечет   наложение  административного  штрафа  на   граждан   и
   юридических  лиц в размере от одной второй до трехкратного  размера
   стоимости   товаров   и  (или)  транспортных   средств,   явившихся
   предметами административного правонарушения, с их конфискацией  или
   без    таковой   либо   конфискацию   предметов   административного
   правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот  минимальных
   размеров оплаты труда.
       2. Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования
   тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров,  либо
   путем  придания одним товарам вида других при перемещении их  через
   таможенную границу Российской Федерации -
       влечет   наложение  административного  штрафа  на   граждан   и
   юридических  лиц в размере от одной второй до трехкратного  размера
   стоимости    товаров,   явившихся   предметами    административного
   правонарушения,  с  их конфискацией или без таковой  и  конфискацию
   товаров   и   (или)   транспортных  средств,   явившихся   орудиями
   совершения   административного  правонарушения,  либо   конфискацию
   предметов  административного правонарушения; на должностных  лиц  -
   от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
       3.  Сообщение  таможенному  органу  недостоверных  сведений   о
   количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе  и
   (или)  об  объеме  товаров  при прибытии на  таможенную  территорию
   Российской   Федерации  или  при  убытии  с  таможенной  территории
   Российской  Федерации  товаров и (или) транспортных  средств,  либо
   для  получения разрешения на внутренний таможенный транзит или  для
   его  завершения,  либо при помещении товаров  на  склад  временного
   хранения путем представления недействительных документов,  а  равно
   использование  для  этих  целей поддельного средства  идентификации
   или   подлинного  средства  идентификации,  относящегося  к  другим
   товарам и (или) транспортным средствам, -
       влечет  наложение административного штрафа на граждан в размере
   от  десяти  до  двадцати пяти минимальных размеров оплаты  труда  с
   конфискацией   товаров,   явившихся  предметами   административного
   правонарушения,   или   без  таковой  либо  конфискацию   предметов
   административного   правонарушения;  на  должностных   лиц   -   от
   пятидесяти   до   ста  минимальных  размеров   оплаты   труда;   на
   юридических  лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных  размеров
   оплаты   труда   с   конфискацией  товаров,  явившихся   предметами
   административного правонарушения, или без таковой либо  конфискацию
   предметов административного правонарушения.
       Примечания:
       1.    За   административные   правонарушения,   предусмотренные
   настоящей    главой,   лица,   осуществляющие   предпринимательскую
   деятельность    без    образования   юридического    лица,    несут
   административную ответственность как юридические лица.
       2.  Для  целей применения настоящей главы под недействительными
   документами понимаются поддельные документы, документы,  полученные
   незаконным  путем,  документы, содержащие  недостоверные  сведения,
   документы,  относящиеся  к  другим  товарам  и  (или)  транспортным
   средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
   
       Статья    16.1    КоАП    РФ   устанавливает   административную
   ответственность  за незаконное перемещение товаров  и  транспортных
   средств  через  таможенную границу и объединяет три самостоятельных
   состава   правонарушений,  различающихся  способом  противоправного
   перемещения.
       Перемещение  товаров  и транспортных средств  через  таможенную
   границу   представляет  собой  совершение  действий  по  ввозу   на
   таможенную территорию РФ или по вывозу с этой территории товаров  и
   транспортных   средств  любым  способом.  При   этом   под   ввозом
   понимается   фактическое  пересечение  товарами   и   транспортными
   средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные  ТК
   РФ  действия  с товарами и транспортными средствами до  их  выпуска
   таможенными органами, а под вывозом - подача таможенной  декларации
   или  совершение  действий, непосредственно  направленных  на  вывоз
   товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ, а  также
   все  последующие  предусмотренные  ТК  РФ  действия  с  товарами  и
   транспортными   средствами   до   фактического   пересечения    ими
   таможенной границы (подп. 7, 8, 9 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
       К числу действий, непосредственно направленных на вывоз товаров
   и транспортных средств, относятся:
       -  вход  (въезд) физического лица, выезжающего из  РФ,  в  зону
   таможенного контроля;
       -  въезд  автотранспортного средства  в  пункт  пропуска  через
   Государственную границу в целях убытия его с таможенной  территории
   РФ;
       -  сдача  транспортным  организациям товаров  или  организациям
   почтовой  связи международных почтовых отправлений для отправки  за
   пределы таможенной территории РФ;
       -  действия  лица, непосредственно направленные на  фактическое
   пересечение   товарами  или  транспортными  средствами   таможенной
   границы  вне  установленных в соответствии с  законодательством  РФ
   мест.
       Согласно   подп.  10  пункта  1  статьи  11  ТК  РФ  незаконным
   перемещением  товаров  и транспортных средств  является  совершение
   действий по ввозу на таможенную территорию РФ или по вывозу с  этой
   территории  товаров  и транспортных средств с  нарушением  порядка,
   установленного   ТК   РФ,  включая  нарушение   норм   процедурного
   характера.   Однако  в  контексте  рассматриваемого  правонарушения
   незаконным  следует  признавать только перемещение,  сопряженное  с
   совершением  одного из указанных в статье 16.1 КоАП РФ деяний.  При
   этом деяние, предусмотренное частями 1 и 2 статьи 16.1 КоАП РФ  при
   ввозе,    совершается   лицом   непосредственно   при   пересечении
   таможенной границы.
       Частью  1  статьи  16.1 КоАП РФ предусмотрена  административная
   ответственность   за   нарушение   порядка   прибытия   товаров   и
   транспортных  средств на таможенную территорию РФ  и  их  убытия  с
   этой территории.
       Согласно   пункту  1  статьи  69  ТК  РФ  прибытие  товаров   и
   транспортных  средств  на таможенную территорию  РФ  допускается  в
   пунктах  пропуска  через Государственную границу,  установленных  в
   соответствии  с законодательством РФ, и во время работы  таможенных
   органов.  В  иных  местах  товары  и  транспортные  средства  могут
   прибывать   на   таможенную  территорию   РФ   в   соответствии   с
   законодательством РФ о Государственной границе. Пункт 2  статьи  69
   ТК  РФ  закрепляет  обязанность перевозчика  после  пересечения  им
   таможенной   границы  доставить  ввезенные  товары  и  транспортные
   средства  в  место прибытия и предъявить их таможенному органу  для
   проведения  таможенного оформления и таможенного  контроля.  Убытие
   товаров  и  транспортных средств с таможенной территории  РФ  также
   допускается  только в пунктах пропуска через таможенную  границу  и
   во  время  работы таможенных органов. Основанием для убытия  служит
   разрешение    таможенного    органа,   для    получения    которого
   представляются  документы,  подтверждающие  помещение  товаров  под
   таможенный  режим,  предусматривающий вывоз  товаров  с  таможенной
   территории РФ (статьи 119, 120 ТК РФ).
       Объективную сторону правонарушения, предусмотренного  частью  1
   рассматриваемой статьи, составляют:
       -  нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на
   таможенную  территорию  РФ путем их ввоза помимо  пунктов  пропуска
   через   Государственную  границу  либо  иных   установленных   мест
   прибытия или вне времени работы таможенных органов;
       -   совершение   действий,  непосредственно   направленных   на
   фактическое  пересечение таможенной границы  РФ  при  их  убытии  с
   таможенной   территории   РФ   помимо   пунктов   пропуска    через
   Государственную   границу   либо   иных   мест,   установленных   в
   соответствии с законодательством РФ о Государственной границе,  или
   вне   времени   работы  таможенных  органов  либо  без   разрешения
   таможенного органа.
       Правительство  РФ  вправе устанавливать пункты  пропуска  через
   Государственную  границу  для  прибытия  отдельных  видов   товаров
   (пункт  1  статьи  69  ТК РФ). Следует иметь в  виду,  что  деяние,
   выражающееся  в  прибытии товаров и транспортных  средств  в  место
   прибытия,  отличное  от  специально определенного  для  этого  вида
   товаров,  не  может рассматриваться как перемещение помимо  пунктов
   пропуска  через  Государственную границу  либо  иных  установленных
   мест таможенного контроля.
       Ответственность   за   данное   правонарушение   несут    лица,
   осуществляющие  перевозку товаров через  таможенную  границу  РФ  с
   нарушением порядка прибытия и убытия.
       Предметом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.1
   КоАП  РФ,  являются товары и транспортные средства, перемещаемые  с
   нарушением  порядка  прибытия  или убытия.  При  этом  транспортные
   средства,   на  которых  перевозятся  товары,  орудиями  совершения
   данного  правонарушения  не являются. Так,  например,  если  товары
   ввозятся  на таможенную территорию РФ на транспортном средстве  вне
   места  прибытия,  то  и  товары, и транспортные  средства  являются
   предметами  административного правонарушения.  В  случае  нарушения
   порядка  убытия  товаров, перевозимых на оформленных  в  таможенном
   отношении  морских судах, предметом правонарушения являются  только
   товары. Морское судно в указанном случае не может быть признано  ни
   предметом, ни орудием данного правонарушения.
       Часть 2 статьи 16.1 КоАП РФ предусматривает ответственность  за
   сокрытие   товаров  от  таможенного  контроля  одним  из  следующих
   способов:
       - путем использования тайников;
       -  путем  использования иных способов, затрудняющих обнаружение
   товаров;
       - путем придания одним товарам вида других.
       Тайниками    признаются    места,   специально    изготовленные
   (функциональным предназначением которых является только  незаконное
   перемещение  товаров  через  таможенную  границу)  либо  специально
   оборудованные   или  приспособленные  (подвергшиеся  конструктивным
   изменениям,   разборке,  монтажу  и  т.д.)  для  сокрытия   товаров
   (например,   перемещение   товаров  в  нише,   не   предусмотренной
   конструкцией транспортного средства, в чемодане с двойным  дном,  в
   полостях  под  подкладкой  одежды). К иным  способам,  затрудняющим
   обнаружение   товаров,  относятся  различные   ухищренные   способы
   утаивания  товаров,  такие как физическое сокрытие  товаров,  когда
   должностное  лицо  таможенного органа не может их обнаружить  путем
   обычного  визуального осмотра без проведения личного  досмотра  как
   исключительной   формы   таможенного   контроля   или    применения
   технических  средств  таможенного  контроля,  а  также   нахождение
   товаров  в  местах,  не предназначенных для их транспортировки  или
   хранения,   доступ  в  которые  затруднен  (например,   перемещение
   товаров   в   шинах,   топливных  и  иных  емкостях   транспортного
   средства).  Под  приданием  одним товарам  вида  других  понимается
   существенное  изменение  внешних  характерных  признаков   товаров,
   которые  позволяют отнести их к товарам иного вида. Это могут  быть
   изменения  внешнего вида самого товара или его упаковки и  тары,  в
   которой он перемещается через таможенную границу РФ.
       При  ввозе  на  таможенную территорию РФ  сокрытие  товаров  от
   таможенного  контроля  совершается  в  месте  их  прибытия,  однако
   обнаружен  факт  сокрытия таможенным органом может  быть  на  любом
   этапе   перемещения,  вплоть  до  декларирования.  При   вывозе   с
   таможенной  территории РФ сокрытие товаров от таможенного  контроля
   может  быть совершено как при декларировании товаров, так и при  их
   убытии с таможенной территории РФ.
       Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.1
   КоАП  РФ,  является  лицо, осуществляющее перевозку  товаров  через
   таможенную  границу РФ и скрывающее их от таможенного  контроля.  К
   ответственности  по  данной  статье  может  быть  привлечен   также
   российский  отправитель товаров, если будет установлено  совершение
   им   конкретных   действий  по  сокрытию  (например,   изготовление
   тайника).   С  учетом  части  1  статьи  1.7  КоАП  РФ  иностранные
   отправители  не  являются  субъектами  ответственности  по   данной
   статье,   поскольку   не  совершают  противоправных   действий   на
   территории РФ.
       Следует отметить, что содержание диспозиции данной части статьи
   и  характер  самого способа незаконного перемещения свидетельствуют
   о  том,  что  предметом рассматриваемого правонарушения могут  быть
   только товары, но не транспортные средства.
       По  части  3 статьи 16.1 КоАП РФ подлежит квалификации  деяние,
   выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных  сведений
   путем:
       - представления недействительных документов;
       -  использования поддельного средства идентификации, подлинного
   средства   идентификации,   относящегося   к   другим   товарам   и
   транспортным средствам.
       Согласно   примечанию   2   к   статье   16.1   КоАП   РФ   под
   недействительными документами понимаются:
       а)   поддельные  документы,  то  есть  полностью  изготовленные
   фиктивные  документы  или подлинные документы,  в  которые  внесены
   искаженные  сведения (например, путем исправления  или  уничтожения
   части  текста, внесения в него дополнительных данных,  проставления
   оттиска  поддельного штампа или печати, замены  целой  страницы  на
   другую с текстом, отличным от исходного, и т.п.);
       б)  документы, полученные незаконным путем, то есть выданные  с
   нарушением   порядка  их  выдачи,  либо  полученные  в   результате
   представления  в  качестве основания для их выдачи заведомо  ложных
   сведений  или поддельных (подложных) документов, либо в  результате
   злоупотребления   должностным  лицом   служебным   положением   или
   совершения им халатных действий при выдаче этого документа;
       в)  документы, содержащие недостоверные сведения, -  документы,
   которые  фактически являются подлинными, но содержат  сведения,  не
   соответствующие  действительности.  При  этом  документ   сохраняет
   признаки   и   реквизиты  должного  (изготовляется  на  официальном
   бланке,  содержит  фамилии  и должности  лиц,  которые  должны  его
   подписывать,  и  т.п.),  однако внесенные в него  сведения  (текст,
   цифровые данные) являются ложными;
       г)  документы,  относящиеся  к другим  товарам  и  транспортным
   средствам,  -  документы, отвечающие установленным требованиям,  но
   являющиеся  основанием  для перемещения  через  таможенную  границу
   других товаров и транспортных средств;
       д)  иные не имеющие юридической силы документы, к которым могут
   относиться  документы, не имевшие юридической силы  или  утратившие
   ее   (например,  документы,  выданные  неправомочным  органом   или
   неуполномоченным  должностным лицом,  доверенность,  в  которой  не
   указана дата ее совершения, и т.п.).
       ТК  РФ  устанавливает  требование о  представлении  таможенному
   органу документов при:
       -  прибытии в пункт пропуска через таможенную границу или  иное
   установленное место (статья 72);
       -  получении  разрешения  на  применение  таможенной  процедуры
   внутреннего  таможенного  транзита (статья  81),  на  международный
   таможенный транзит (статья 169);
       - завершении процедуры внутреннего таможенного транзита (статья
   92);
       - помещении товаров на склад временного хранения (статья 102);
       - убытии с таможенной территории (статья 120);
       - декларировании товаров (статьи 124, 131).
       Рассматриваемая  часть  статьи  16.1  КоАП  РФ  предусматривает
   ответственность  за  представление недействительных  документов  на
   каждом  из  указанных  этапов  перемещения,  за  исключением  этапа
   декларирования. Заявление недостоверных сведений или  представление
   недействительных  документов  при декларировании  товаров  подлежит
   квалификации по частям 2, 3 статьи 16.2 КоАП РФ, по части 1  статьи
   16.19  КоАП  РФ,  представление  недействительных  документов   для
   выпуска  товаров до подачи таможенной декларации - по статье  16.17
   КоАП РФ.
       Следует  учитывать,  что  административную  ответственность  по
   части   3  статьи  16.1  КоАП  РФ  влечет  сообщение  недостоверных
   сведений    путем   представления   только   тех   недействительных
   документов, которые в соответствии со статьями 72, 81, 92,  102  ТК
   РФ   необходимы   для   получения   разрешения   на   использование
   вышеназванных таможенных процедур.
       Частью  3 статьи 16.1 КоАП РФ установлен исчерпывающий перечень
   недостоверных  сведений о товарах, за сообщение  которых  наступает
   административная ответственность:
       - количество грузовых мест и их маркировка;
       - наименование товаров;
       - вес и (или) объем товаров.
       При  правовой  оценке недостоверности сведений о весе  и  (или)
   объеме  товаров  необходимо исходить из основных  и  дополнительных
   единиц измерения веса и (или) объема, применяемых в соответствии  с
   Таможенным  тарифом Российской Федерации (утвержден  Постановлением
   Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г.  N  830)  к
   конкретному   товару,   являющемуся   предметом   административного
   правонарушения.
       Прибытие  на  таможенную  территорию РФ  товаров  в  количестве
   меньшем,   чем   указано   в  представляемых   таможенному   органу
   документах,    не    является   нарушением    таможенных    правил,
   ответственность за которое предусмотрена данной статьей,  поскольку
   указанная  в документах часть товара фактически не перемещается  на
   таможенную территорию Российской Федерации. При отсутствии  товара,
   подлежащего  таможенному  оформлению  и  таможенному  контролю,  не
   возникает   вредных  последствий,  общественная  опасность   такого
   деяния отсутствует.
       В  случае прибытия товаров в количестве большем, чем указано  в
   товаросопроводительных    документах,   предметом    правонарушения
   является только не указанная в документах часть товара.
       Вывоз  российских товаров в меньшем количестве, чем  указано  в
   товаросопроводительных  документах, также  не  является  нарушением
   таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена  частью
   3  статьи 16.1 КоАП РФ, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи
   122   ТК  РФ  российские  товары  могут  быть  вывезены  в  меньшем
   количестве,  чем  количество,  заявленное  при  их  помещении   под
   определенный  таможенный  режим,  вне  зависимости  от  причин,  по
   которым произошло уменьшение количества товаров.
       Однако  сообщение таможенному органу недостоверных  сведений  о
   количестве вывозимых иностранных товаров, когда иностранные  товары
   вывозятся     в     меньшем    количестве,    чем     указано     в
   товаросопроводительных документах, подлежит квалификации  по  части
   3  статьи  16.1  КоАП РФ (при отсутствии признаков  правонарушения,
   ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9  КоАП
   РФ).  Согласно  пункту  1  статьи 122  ТК  РФ  товары  должны  быть
   фактически вывезены с таможенной территории Российской Федерации  в
   том  же  количестве, в котором они находились в момент их помещения
   под  определенный  таможенный  режим.  Вредные  последствия  такого
   деяния  выражаются  в  том,  что  в отношении  иностранного  товара
   фактически  не  завершается  таможенный  режим,  в  соответствии  с
   которым  иностранный  товар  был ввезен  на  таможенную  территорию
   Российской  Федерации.  Также  может  иметь  место  неосновательное
   освобождение  от уплаты таможенных пошлин, налогов и от  применения
   к  товарам  запретов и ограничений, установленных в соответствии  с
   законодательством     РФ     о    государственном     регулировании
   внешнеторговой   деятельности.   Наряду   с   привлечением    лица,
   фактически  сообщившего недостоверные сведения, по части  3  статьи
   16.1  КоАП  РФ необходимо рассматривать вопрос о привлечении  лица,
   поместившего  товары  под  таможенный  режим,  за  незавершение   в
   установленные  сроки  таможенного режима по части  3  статьи  16.19
   КоАП РФ.
       В  соответствии  с  пунктом 1 статьи 124 ТК  РФ  декларирование
   товаров   производится   путем  заявления  таможенному   органу   в
   таможенной декларации или иным способом, предусмотренным  Кодексом,
   в  письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений
   о  товарах,  об их таможенном режиме и других сведений, необходимых
   для    таможенных   целей.   Учитывая   изложенное,   указание    в
   товаросопроводительных   документах   недостоверных   сведений    о
   количестве  товара,  помещаемого в месте  прибытия  под  таможенный
   режим  международного  таможенной транзита, влечет  ответственность
   по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
       Сообщение   таможенному   органу   недостоверных   сведений   о
   маркировке  о  стране происхождения может быть  квалифицировано  по
   части  3  статьи 16.1 КоАП РФ только в том случае, если это  влечет
   несоблюдение запретов на ввоз в РФ или транзит через ее  территорию
   в   соответствии   с   международными   договорами   РФ   и   (или)
   законодательством РФ.
       За  сообщение  таможенному  органу  недостоверных  сведений   о
   количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе  и
   (или) объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ и  на
   иных  этапах перемещения подлежит ответственности лицо,  фактически
   представившее недействительные документы.
       При  доказывании  вины перевозчика в совершении правонарушения,
   выразившегося   в   сообщении  таможенному   органу   недостоверных
   сведений   о   товаре,  следует  установить,  в  полной   ли   мере
   перевозчиком  были использованы положения действующих международных
   договоров  в  области перевозок (Конвенции о договоре международной
   перевозки   грузов  (КДПГ)  1956  г.,  Соглашения  о  международном
   железнодорожном   грузовом   сообщении   1951   г.,   Международной
   конвенции  об  унификации некоторых правил о коносаменте  1924  г.,
   Конвенции  ООН  о  морской  перевозке  грузов  1978  г.   и   др.),
   предоставляющие ему возможность для выполнения возложенных на  него
   ТК РФ обязанностей (статьи 72 - 76, 81, 92, 102).
       При   определении  вины  перевозчика,  сообщившего  таможенному
   органу  недостоверные  сведения  о количестве  наливных,  насыпных,
   навалочных и иных товаров, количество которых определяется  весовым
   параметром,  необходимо  исходить из  того,  насколько  существенна
   разница   между  количеством  фактически  перемещаемого  товара   и
   количеством,  указанным  в  товаросопроводительных  документах,   а
   также  насколько  такое  несоответствие могло  быть  очевидным  для
   перевозчика,  осуществляющего свою деятельность на профессиональной
   основе,  исходя  из осадки транспортного средства, его  технических
   возможностей, расхода топлива и других подобных показателей.
       Наряду  с  представлением  таможенному органу  недействительных
   документов   объективную  сторону  рассматриваемого  правонарушения
   образует  использование  для  незаконного  перемещения  товаров   и
   транспортных  средств также средств идентификации, перечисленных  в
   части 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а именно:
       -   поддельного  средства  идентификации,  то  есть   полностью
   изготовленного фиктивного средства идентификации;
       -  подлинного  средства  идентификации, относящегося  к  другим
   товарам   и   транспортным  средствам,  то  есть   соответствующего
   установленным  требованиям, но служащего для  идентификации  других
   товаров    и    транспортных   средств   (подробнее   о   средствах
   идентификации см. рекомендации к статье 16.11 КоАП РФ).
   
       Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование
   товаров и (или) транспортных средств
   
       1.  Недекларирование по установленной форме (устной, письменной
   или  электронной) товаров и (или) транспортных средств,  подлежащих
   декларированию,  за  исключением случаев,  предусмотренных  статьей
   16.4 настоящего Кодекса, -
       влечет   наложение  административного  штрафа  на   граждан   и
   юридических  лиц  в размере от одной второй до двукратного  размера
   стоимости   товаров   и  (или)  транспортных   средств,   явившихся
   предметами административного правонарушения, с их конфискацией  или
   без    таковой   либо   конфискацию   предметов   административного
   правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот  минимальных
   размеров оплаты труда.
       2.    Заявление    декларантом   либо    таможенным    брокером
   (представителем)  при декларировании товаров и  (или)  транспортных
   средств  недостоверных  сведений о  товарах  и  (или)  транспортных
   средствах,   если   такие   сведения   послужили   основанием   для
   освобождения   от  уплаты  таможенных  пошлин,  налогов   или   для
   занижения их размера, -
       влечет   наложение  административного  штрафа  на   граждан   и
   юридических  лиц  в  размере от одной второй  до  двукратной  суммы
   неуплаченных  таможенных пошлин, налогов с конфискацией  товаров  и
   (или)  транспортных средств, явившихся предметами административного
   правонарушения,   или   без  таковой  либо  конфискацию   предметов
   административного правонарушения; на должностных лиц -  от  ста  до
   двухсот минимальных размеров оплаты труда.
       3.    Заявление    декларантом   либо    таможенным    брокером
   (представителем)  при декларировании товаров и  (или)  транспортных
   средств  недостоверных  сведений о  товарах  и  (или)  транспортных
   средствах, а равно представление недействительных документов,  если
   такие   сведения   и  документы  могли  послужить  основанием   для
   неприменения   запретов  и  (или)  ограничений,   установленных   в
   соответствии   с   законодательством   Российской    Федерации    о
   государственном регулировании внешнеторговой деятельности, -
       влечет  наложение административного штрафа на граждан в размере
   от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда  с
   конфискацией  товаров  и  (или)  транспортных  средств,   явившихся
   предметами  административного правонарушения, или без таковой  либо
   конфискацию   предметов   административного   правонарушения;    на
   должностных  лиц  - от ста до двухсот минимальных  размеров  оплаты
   труда;  на  юридических  лиц  -  от  одной  тысячи  до  трех  тысяч
   минимальных  размеров оплаты труда с конфискацией товаров  и  (или)
   транспортных   средств,   явившихся  предметами   административного
   правонарушения,   или   без  таковой  либо  конфискацию   предметов
   административного правонарушения.
   
       Частью  1  статьи  16.2  КоАП  РФ установлена  административная
   ответственность   за   недекларирование  товаров   и   транспортных
   средств,  подлежащих декларированию, а частями 2 и  3  статьи  16.2
   КоАП  РФ  - за их недостоверное декларирование. Ответственность  за
   недекларирование  либо  недостоверное  декларирование   физическими
   лицами иностранной валюты или валюты РФ предусмотрена статьей  16.4
   КоАП РФ.
       Недекларирование.  В  соответствии  со  статьей   123   ТК   РФ
   декларированию  подлежат  товары,  перемещаемые  через   таможенную
   границу,  товары,  таможенный  режим которых  изменяется,  а  также
   отходы   и   остатки,  образованные  при  использовании  таможенных
   режимов  переработки  на  таможенной  территории,  переработки  для
   внутреннего потребления и уничтожения (статьями 183, 184, 194,  247
   ТК  РФ). Обязанность по декларированию отходов не наступает  только
   в  том  случае, когда товары переработаны в состояние,  непригодное
   для   их  дальнейшего  коммерческого  использования  на  таможенной
   территории  РФ,  и  не  могут быть восстановлены  в  первоначальном
   состоянии экономически выгодным способом (статьи 183, 247  ТК  РФ).
   Отсутствие прямого указания в статье 123 ТК РФ на статью 194 ТК  РФ
   не  следует рассматривать как отсутствие обязанности декларирования
   отходов,   образованных   при  использовании   таможенного   режима
   переработки  для  внутреннего  потребления,  и  остатков   товаров,
   помещенных   под  этот  таможенный  режим,  поскольку  законодатель
   статьей   194   ТК   РФ  распространил  на  эти   товары   правила,
   предусмотренные статьями 183 и 184 ТК РФ.
       Декларированию  подлежат также товары,  незаконно  перемещенные
   через   таможенную   границу,  что  повлекло  за   собой   неуплату
   таможенных   пошлин,   налогов   или   несоблюдение   запретов    и
   ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ  о
   государственном    регулировании    внешнеторговой    деятельности,
   обнаруженные  таможенными органами у лиц, приобретших такие  товары
   на    таможенной   территории   РФ   в   связи   с   осуществлением
   предпринимательской  деятельности (статья 391  ТК  РФ).  Однако  из
   самой  статьи 391 ТК РФ следует, что декларирование в данном случае
   является  правом,  но не обязанностью указанных  лиц.  Кроме  того,
   обязанность по декларированию не может возникать дважды  -  сначала
   в  силу перемещения таких товаров через таможенную границу, а потом
   в  связи  с  их  приобретением. Изложенное не позволяет  привлекать
   лиц,   приобретших   товары   на  таможенной   территории   РФ,   к
   ответственности   по   части  1  статьи  16.2   КоАП   РФ   за   их
   недекларирование.  Вместе  с  тем  в  действиях  таких  лиц   может
   усматриваться      состав     административного     правонарушения,
   ответственность за которое предусмотрена статьей 16.21 КоАП РФ.
       Правонарушению, ответственность за которое установлена частью 1
   статьи  16.2  КоАП РФ, могут предшествовать противоправные  деяния,
   совершенные  до  этапа декларирования, повлекшие выведение  товаров
   из-под  таможенного  контроля  либо  самовольное  получение  его  в
   пользование   либо  распоряжение  до  выпуска.  К   таким   деяниям
   относятся  недоставление товара в место доставки в  соответствии  с
   процедурой  внутреннего  таможенного транзита,  выдача  товара  без
   разрешения таможенного органа со склада временного хранения либо  в
   отношении  которого  имитировалась  процедура  временного  хранения
   (бестоварная операция) и др.
       За  недекларирование товара, находящегося на временном хранении
   (на   складе   временного  хранения,  на   складе   получателя,   в
   транспортных  средствах  на железнодорожных  путях),  по  истечении
   установленного  срока  временного хранения  товаров  лицо  подлежит
   ответственности по статье 16.16 КоАП РФ.
       Частью  1  статьи  16.2 КоАП РФ установлена ответственность  за
   недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда  лицом
   фактически  не  выполняются требования таможенного законодательства
   по   декларированию  и  таможенному  оформлению  товара,  то   есть
   таможенному  органу  не заявляется весь товар  либо  его  часть.  В
   одних   случаях   в  таможенной  декларации  не  заявляется   часть
   однородного  товара  (например, когда  декларируются  20  мониторов
   конкретного  размера, а при таможенном досмотре  обнаруживаются  40
   мониторов   того  же  размера,  имеет  место  недекларирование   20
   мониторов);  в  других случаях при декларировании товарной  партии,
   состоящей   из   нескольких   товаров,  в   таможенной   декларации
   сообщаются  сведения  только  об  одном  товаре  (например,   когда
   декларируются  мониторы для компьютеров, а при досмотре  кроме  них
   обнаруживаются    также   и   системные    блоки,    имеет    место
   недекларирование системных блоков).
       Также  по  части  1  статьи 16.2 КоАП РФ подлежат  квалификации
   деяния,  когда  фактически к таможенному оформлению  представляется
   товар,  отличный  от  того,  сведения о  котором  были  заявлены  в
   таможенной   декларации.   Например,   когда   таможенному   органу
   заявляются   трубы,   а  при  таможенном  досмотре   обнаруживаются
   телевизоры,  имеет место недекларирование телевизоров.  Указание  в
   декларации   сведений   о  трубах  не  имеет  правового   значения,
   поскольку   они   не  перемещаются  через  таможенную   границу   и
   фактических  оснований для возникновения таможенных  правоотношений
   в связи с их заявлением в таможенной декларации не имеется.
       На  практике возможны сочетания этих вариантов, которые требуют
   полной правовой оценки, применительно к каждому виду товаров.
       При  этом  необходимо отличать недекларирование товаров  от  их
   недостоверного  декларирования.  Недекларирование   товаров   имеет
   место   при   незаявлении  декларантом  либо  таможенным   брокером
   (представителем)   соответствующих  действительности   сведений   о
   количественных  характеристиках товара (штуки, вес, объем  товара),
   то есть не заявляется весь товар либо его часть.
       При  недостоверном декларировании декларантом  либо  таможенным
   брокером  (представителем) в таможенной  декларации  заявляются  не
   соответствующие   действительности   (недостоверные)   сведения   о
   качественных  характеристиках товара,  необходимых  для  таможенных
   целей.  Качественными  характеристиками  товаров  являются  как  их
   первичные  или  природные свойства (например: физические  -  размер
   монитора  компьютера,  химические - наличие  в  веществе  примесей,
   влияющих  на  его  классификацию по ТН ВЭД,  биологические  -  мясо
   птицы,   животных,  и  прочие  свойства),  так  и   вторичные   или
   общественные свойства (стоимость, происхождение и др.).
       Таким  образом,  если  общее количество  и  общее  наименование
   заявленного    товара    соответствует    действительности,    т.е.
   отсутствуют  признаки недекларирования товаров,  но  внутри  партии
   товара  обнаруживается  пересортица  (например,  декларируется   40
   велосипедов, из которых 30 - с колесами 15 см, 10 - с  колесами  20
   см,  а фактически обнаруживается 40 велосипедов, из которых 10 -  с
   колесами  15  см,  30  -  с  колесами 20 см),  либо  несоответствие
   точного  наименования  товара (например,  декларируется  40  курток
   женских,  а фактически обнаруживается 40 курток детских),  влекущие
   освобождение   от   уплаты   таможенных   пошлин,   налогов,   либо
   неприменение   запретов  и  (или)  ограничений,   установленных   в
   соответствии    с    законодательством   РФ    о    государственном
   регулировании   внешнеторговой  деятельности,  то   лицо   подлежит
   ответственности по частям 2, 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
       Согласно  пункту 2 статьи 281 ТК РФ предназначение товаров  для
   личных,  семейных,  домашних и иных не связанных  с  осуществлением
   предпринимательской   деятельности  нужд  определяется   таможенным
   органом   исходя   из  заявления  физического   лица   о   товарах,
   перемещаемых  через  таможенную границу,  характера  товаров  и  их
   количества,   а   также  из  частоты  перемещения   товаров   через
   таможенную  границу. Поэтому при исследовании вопроса о  виновности
   физического  лица  в  совершении  правонарушения,  предусмотренного
   частью  1  статьи 16.2 КоАП РФ, необходимо устанавливать наличие  у
   лица   статуса  индивидуального  предпринимателя  без   образования
   юридического  лица,  насколько  для  физического  лица  могло  быть
   очевидным  коммерческое предназначение товара, иные  обстоятельства
   перемещения товара.
       За   недекларирование  товаров  могут  быть  привлечены   лица,
   ответственные  за  совершение  таможенных  операций   для   выпуска
   товаров  (статья  16  ТК  РФ), либо физические  лица,  перемещающие
   товары  через  таможенную границу (статья 286  ТК  РФ).  Однако  за
   недекларирование товаров, представленных к декларированию вместе  с
   другими товарами, отвечает лицо, подавшее таможенную декларацию,  в
   том числе таможенный брокер.
       Недостоверное  декларирование. Часть  2  статьи  16.2  КоАП  РФ
   предусматривает  ответственность за  заявление  при  декларировании
   товаров  и транспортных средств недостоверных сведений о товарах  и
   (или)   транспортных  средствах,  если  такие  сведения   послужили
   основанием  для  освобождения от уплаты таможенных пошлин,  налогов
   или  для  занижения их размера. Часть 3 статьи 16.2 КоАП  РФ  -  за
   заявление   при  декларировании  товаров  и  транспортных   средств
   недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах,  а
   равно   представление  недействительных  документов,   если   такие
   сведения  и  документы могли послужить основанием для  неприменения
   запретов  и  (или)  ограничений,  установленных  в  соответствии  с
   законодательством     РФ     о    государственном     регулировании
   внешнеторговой деятельности.
       Должностные   лица   таможенных  органов  зачастую   испытывают
   затруднения  при  правовой  оценке  недостоверного  декларирования,
   выявленного   в   ходе   проверки   таможенной   декларации,   иных
   документов,  представленных при декларировании, поскольку  часть  1
   статьи  153  ТК  РФ предписывает таможенному органу незамедлительно
   уведомить  декларанта о том, какие именно условия  выпуска  товаров
   не  соблюдены  и какие именно декларант должен совершить  действия,
   достаточные для соблюдения условий выпуска товаров.
       Однако  направление таможенным органом требования декларанту  в
   соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 153 ТК РФ о том, какие  именно
   сведения  необходимо скорректировать для выпуска  товаров  и  какие
   именно   документы,   подтверждающие   соблюдение   соответствующих
   ограничений,  должны быть представлены, не является препятствием  к
   возбуждению дела об административном правонарушении по частям  2  и
   3  статьи  16.2  КоАП РФ. С момента принятия таможенная  декларация
   становится   документом,  свидетельствующим   о   фактах,   имеющих
   юридическое   значение,   основанием  для   возбуждения   дела   об
   административном  правонарушении является  ненадлежащее  исполнение
   декларантом    (таможенным   брокером)   своих   обязанностей    по
   декларированию   товаров  и  представлению   в   таможенный   орган
   документов,  подтверждающих  заявленные  в  таможенной   декларации
   сведения  (см.  статьи  124,  127, 131,  132  ТК  РФ).  Аналогичным
   образом    усматриваются    признаки   состава    административного
   правонарушения,  если недостоверные сведения обнаружены  таможенным
   органом  после  выпуска  товаров. Возможность  привлечения  лица  к
   административной ответственности не должна ставиться в  зависимость
   от  того, на каком этапе - выпуска товаров или таможенного контроля
   после   выпуска  товаров  -  таможенный  орган  обнаружил  признаки
   состава административного правонарушения.
       Не влечет наступления административной ответственности по части
   2  статьи  16.2 КоАП РФ заявление недостоверных сведений (например,
   о  коде  товаров  в соответствии с ТН ВЭД), если  в  результате  их
   корректировки  подлежащая уплате сумма таможенных  пошлин,  налогов
   уменьшится  по  сравнению  с заявленной  декларантом,  поскольку  в
   данном  случае  отсутствуют вредные последствия и такое  деяние  не
   носит  противоправного характера. В указанном случае выпуск товаров
   осуществляется   до   выполнения  требований  таможенного   органа,
   указанных в пунктах 2 и 3 статьи 153 ТК РФ (см. пункт 6 статьи  153
   ТК РФ).
       В  соответствии  с пунктом 3 статьи 383 ТК РФ пробы  и  образцы
   товаров,   находящихся   под  таможенным   контролем,   берутся   в
   минимальных    количествах,    обеспечивающих    возможность     их
   исследования.  Для  целей  же привлечения лица  к  административной
   ответственности  вывод  о недостоверности заявленных  в  таможенной
   декларации  сведений о товаре в части несоответствия всей  товарной
   партии  определенному ГОСТу может быть сделан  таможенным  органом,
   если  при  определении  качества  всей  товарной  партии  соблюдены
   требования   соответствующего  ГОСТа,  предъявляемые  к  количеству
   товара, необходимого для отбора проб и образцов.
       Необходимо  учитывать, что привлечение лица к  административной
   ответственности за заявление недостоверных сведений о  коде  товара
   в  соответствии  с ТН ВЭД, заявленного в таможенной  декларации  со
   ссылкой   на   предварительное   решение   таможенного   органа   о
   классификации  товара,  возможно только в том  случае,  если  будет
   установлено,  что  к таможенному оформлению был представлен  товар,
   отличный  от  того,  в  отношении второго было  принято  решение  о
   классификации.  В соответствии со статьей 43 ТК РФ  предварительное
   решение  о  классификации  товара является  обязательным  для  всех
   таможенных органов.
       В   случаях,  если  представленные  недействительные  документы
   влияют на принятие таможенным органом решения о выпуске товаров  до
   подачи   таможенной  декларации  либо  влекут  несоблюдение   лицом
   условий  помещения товаров или транспортных средств под  таможенный
   режим,  содержание  которого предусматривает полное  или  частичное
   освобождение  от  уплаты таможенных пошлин,  налогов  либо  возврат
   уплаченных  сумм и (или) неприменение запретов и (или)  ограничений
   экономического   характера,   установленных   в   соответствии    с
   законодательством     РФ     о    государственном     регулировании
   внешнеторговой деятельности, такие деяния подлежат квалификации  по
   статье   16.17  КоАП  РФ  либо  части  1  статьи  16.19   КоАП   РФ
   соответственно.
       Заявление  в  таможенной  декларации недостоверных  сведений  о
   товарах  не  может  быть квалифицировано по статье  19.7  КоАП  РФ.
   Правонарушение,   предусмотренное   этой   статьей,   посягает   на
   нормальную     деятельность     государственных     органов,      и
   непредставленная  (представленная недостоверной) информация  должна
   быть  необходима для законной деятельности государственного органа,
   то  есть  без  такой  информации либо в случае  ее  недостоверности
   осуществление  этим  органом  своей  деятельности  невозможно   или
   затруднено.   Заявление   в  таможенной  декларации   недостоверных
   сведений   о   товарах   и  транспортных  средствах   посягает   на
   установленный  порядок  таможенного оформления  и  не  препятствует
   деятельности таможенного органа как государственного  органа  -  он
   продолжает   свою   деятельность  в  рамках   предоставленных   ему
   полномочий  и  может принять соответствующее решение  о  товарах  и
   транспортных  средствах,  в  отношении которых  заявлены  указанные
   сведения.
       Субъектом   ответственности  за  недостоверное   декларирование
   выступает  декларант, а если декларирование товаров  осуществлялось
   таможенным  брокером,  - таможенный брокер. Декларантом  признается
   лицо,   которое   декларирует  товары  либо   от   имени   которого
   декларируются  товары  (подп.  15  пункта  1  статьи  11  ТК   РФ).
   Устанавливая,  что таможенный брокер действует не  от  собственного
   имени,  а  от  имени декларанта, ТК РФ закрепляет, что действия  по
   декларированию совершает таможенный брокер (пункт 1 статьи 124),  в
   связи  с  чем именно он несет все обязанности, сопутствующие  этому
   действию,  в  том  числе  обязанность заявлять  таможенному  органу
   достоверные  сведения  о  товаре.  Положение  ТК  РФ  о  том,   что
   таможенный брокер действует от имени представляемого лица (пункт  2
   статьи   139)  означает,  что  к  декларанту  переходят   права   и
   обязанности,   возникающие  в  результате  таможенного   оформления
   товаров  (право  пользования товаром в  соответствии  с  заявленным
   таможенным  режимом,  обязанность по  его  завершению  определенным
   способом,  обязанность по уплате периодических таможенных  платежей
   и др.).
       При  доказывании вины таможенного брокера следует устанавливать
   использование  таможенным брокером предоставленного ему  пунктом  3
   статьи   143   ТК  РФ  права  требовать  от  представляемого   лица
   представления  документов и сведений, необходимых  для  таможенного
   оформления,  и  получать  такие  документы  и  сведения  в   сроки,
   обеспечивающие  соблюдение  требований  ТК  РФ.  Кроме   того,   на
   основании   пункта  1  указанной  статьи  таможенный   брокер   при
   декларировании товаров в соответствии с пунктом 1 статьи 127 ТК  РФ
   вправе  осматривать и измерять подлежащие декларированию товары,  в
   том  числе  до  подачи таможенной декларации,  брать  с  разрешения
   таможенного  органа  пробы и образцы таких товаров.  Следовательно,
   возможный   довод   таможенных   брокеров   в   обоснование   своей
   невиновности,  связанный  с  тем,  что  они  лишь  используют   при
   декларировании  те  сведения, которые получают  от  получателя  или
   отправителя   товаров,   и  не  отвечают   за   их   достоверность,
   несостоятелен.
       Вместе   с   тем  при  определении  вины  таможенного   брокера
   необходимо   учитывать  принцип  разумной   достаточности,   а   не
   указывать  в  качестве непринятия всех зависящих  от  него  мер  по
   соблюдению   правил   и   норм  несовершение  таможенным   брокером
   действий,  являющихся чрезмерными и излишними  в  обычных  условиях
   делового   оборота   (проведение  экспертизы  представленного   ему
   импортером  контракта, запрос подтверждения стоимости у отправителя
   товара и т.п.).
       При  установлении  вины декларанта или таможенного  брокера  за
   совершение   административного  правонарушения,   выразившегося   в

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное