Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНТРУДА РФ ОТ 17.06.2003 N 36 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА (КОНВЕЙЕРНЫЙ, ТРУБОПРОВОДНЫЙ И ДРУГИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ) (ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНЮСТЕ РФ 25.06.2003 N 4824)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

   Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 июня 2003 г. N 4824
   ------------------------------------------------------------------
   
               МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 17 июня 2003 г. N 36
   
                  ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ ПРАВИЛ
            ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО
           ТРАНСПОРТА (КОНВЕЙЕРНЫЙ, ТРУБОПРОВОДНЫЙ И ДРУГИЕ
             ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ)
   
       Министерство труда и социального развития Российской Федерации
   постановляет:
       1. Утвердить прилагаемые Межотраслевые правила по охране труда
   при    эксплуатации    промышленного    транспорта   (конвейерный,
   трубопроводный   и  другие   транспортные   средства  непрерывного
   действия).
       2. Ввести в действие Межотраслевые правила по охране труда при
   эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный
   и    другие    транспортные   средства   непрерывного   действия),
   утвержденные настоящим Постановлением, с 30 июня 2003 года.
       3.  Департаменту  условий  и охраны труда Министерства труда и
   социального  развития  Российской Федерации организовать издание и
   распространение   Межотраслевых   правил   по   охране  труда  при
   эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный
   и другие транспортные средства непрерывного действия).
   
                                                        Министр труда
                                               и социального развития
                                                 Российской Федерации
                                                          А.П.ПОЧИНОК
   
   
   
   
   
                                                           Приложение
                                                      к Постановлению
                                                      Минтруда России
                                              от 17 июня 2003 г. N 36
   
                         МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА
                   ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
                ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА (КОНВЕЙЕРНЫЙ,
             ТРУБОПРОВОДНЫЙ И ДРУГИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
                        НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ)
   
                          I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
   
       1.1.  Межотраслевые  правила  по охране труда при эксплуатации
   промышленного  транспорта  (конвейерный,  трубопроводный  и другие
   транспортные  средства  непрерывного  действия) <*>  устанавливают
   государственные   нормативные   требования  по  охране  труда  при
   эксплуатации  конвейеров  всех типов,  рольгангов,  транспортеров,
   трубопроводного    транспорта   и  других   транспортных   средств
   непрерывного  действия  <**>,   задействованных  в технологических
   транспортных    операциях   на   предприятиях,    в   учреждениях,
   организациях   <***>   как   в  составе  единого  технологического
   комплекса, линии и т.п., так и при их отдельном применении.
       --------------------------------
       <*> Далее - Правила.
       <**> Далее - транспортные средства непрерывного действия.
       <***> Далее - организации.
   
       Требования  настоящих  Правил  распространяются на работников,
   эксплуатирующих  или обеспечивающих эксплуатацию этих транспортных
   средств,   независимо   от   организационно-правовых  форм  и форм
   собственности  организаций,   а  также  на  граждан,  занимающихся
   предпринимательской  деятельностью  без  образования  юридического
   лица.
       Организация   и выполнение  работ  с применением  транспортных
   средств непрерывного действия должны осуществляться при соблюдении
   Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны
   труда  в Российской  Федерации"  <*>,  иных  нормативных  правовых
   актов, содержащих нормативные требования охраны труда <**>.
       --------------------------------
       <*>  Собрание законодательства Российской   Федерации,   1999,
   N 29, ст. 3702.
       <**>  Сноска  на  нормативные  правовые акты,  предусмотренные
   приложением к настоящим Правилам, обозначается квадратной скобкой.
   
       1.2.   Для   транспортировки  больших  объемов  стабильных  по
   направлению,  однородных  по  содержанию  и непрерывных  по подаче
   грузов   наиболее   эффективными  являются  транспортные  средства
   непрерывного  действия  - конвейеры  всех  типов,  монорельсовые и
   подвесные  канатные  дороги,   пневматический,   гидравлический  и
   трубопроводный транспорт.
       1.3.  Применение  транспортных  средств  непрерывного действия
   может  быть  высокоэффективным,  если они представляют собой звено
   полностью  механизированного  комплекса  погрузочно-разгрузочных и
   транспортных работ.
       1.4.  Транспортные  средства непрерывного действия могут иметь
   механические,  гидравлические,  электрические  приводы,  могут  не
   иметь приводов или использовать гравитацию (конвейеры:  ленточные,
   цепные,  пластинчатые,  винтовые,  гравитационные, пневматические;
   лифты  с непрерывным  движением кабин;  эскалаторы;  монорельсовые
   дороги    с  тяговой   лебедкой;    подвесные   канатные   дороги;
   трубопроводный транспорт:  гидравлический (напорный, безнапорный),
   пневматический    (всасывающий,     смешанный,     нагнетательный,
   пневмоконтейнерный и т.п.).
       1.5.   Перспективным   видом   внутризаводского  транспортного
   средства  непрерывного  действия  являются  транспортные  системы,
   представляющие  собой автоматические устройства,  движущиеся вдоль
   магнитной    дороги,     получающие    команду    на    выполнение
   производственного   цикла   от   ЭВМ   и  передающие  ей  ответную
   информацию.
       1.6.  Настоящие  Правила  не  распространяются  на работников,
   эксплуатирующих магистральные трубопроводы, эскалаторы, элеваторы,
   грузовые  и пассажирские  канатные  дороги,  транспортные  системы
   непрерывного  действия в технологических комплексах роторного типа
   (патронное  производство и др.),  в комплексах и системах военного
   назначения,   а   также   работающие   в  специфических   пожаро-,
   взрывоопасных  и др.  условиях  их  применения  и находящиеся  под
   надзором Госгортехнадзора России.
       1.7.   Требования  настоящих  Правил  должны  учитываться  при
   проектировании,  производстве  и эксплуатации транспортных средств
   непрерывного действия, при разработке и применении технологических
   процессов   с  использованием  транспортных  средств  непрерывного
   действия,   при  реконструкции,   техническом  перевооружении  или
   создании  новых  производств  с применением  транспортных  средств
   непрерывного  действия.   Правила  действуют  на  всей  территории
   Российской Федерации.
       1.8.   Выполнение   отдельных   требований  настоящих  Правил,
   требующих  значительных затрат,  может осуществляться по срокам их
   реализации  по  согласованию  с органами  исполнительной власти по
   труду субъектов Российской Федерации, государственными инспекциями
   труда в субъектах Российской Федерации,  территориальными органами
   Госгортехнадзора   России   и  другими  органами  государственного
   надзора и контроля по их компетенции.
       1.9.  Организацию  работы  по  обеспечению  безопасных условий
   эксплуатации  транспортных  средств  непрерывного действия следует
   проводить  на  основе оценки уровня безопасности этих транспортных
   средств и последующего приведения их в соответствие с требованиями
   настоящих   Правил,   документации   завода-изготовителя  и других
   нормативных правовых актов и нормативных технических документов по
   охране и безопасности труда.
       1.10.    С    учетом    конкретных    условий   в  организации
   разрабатываются   или   приводятся  в соответствие  с требованиями
   настоящих  Правил  стандарты организации,  положения,  должностные
   инструкции и инструкции по охране труда.
       1.11.   Руководители  структурных  подразделений,   начальники
   участков,   мастера,   прорабы  должны  иметь  в наличии  комплект
   действующих инструкций для работников по профессиям и видам работ,
   входящих в сферу их производственной деятельности.
       1.12.  Погрузка,  выгрузка,  перемещение  и размещение  грузов
   должны производиться в соответствии с требованиями государственных
   стандартов и правил по охране труда.
       1.13.   Общие   санитарно-гигиенические  требования  к воздуху
   рабочей зоны,  к освещению на рабочих местах,  к уровню вибрации и
   шума   должны   определяться   соответствующими   государственными
   стандартами,   строительными   нормами   и  правилами   и  другими
   нормативными документами.
       1.14.  Опасными  и вредными  производственными  факторами  при
   эксплуатации транспортных средств непрерывного действия являются:
       движущиеся  элементы  транспортных  средств и перемещаемые ими
   грузы, материалы, особенно при размещении этих средств в тоннелях,
   галереях и в других стесненных условиях;
       вращающиеся   элементы   приводных,   натяжных,   загрузочных,
   разгрузочных узлов и др.;
       поражения электрическим током;
       повышенная  запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны
   и производственных помещений;
       недостаточная освещенность.
       1.15.  Особую опасность при использовании транспортных средств
   непрерывного  действия  представляет  контактирование с подвижными
   элементами  (зубчатыми  колесами,  шкивами,  грузом  и др.) и зоны
   набегания  ленты  (у  шкивов,  роликов),  захват за незастегнутую,
   незаправленную надлежащим образом спецодежду, рукавицы и т.п.
       1.16. В конструкцию транспортных средств непрерывного действия
   должны входить необходимые ограждения, блокировки, сигнализация.
       1.17.   Вращающиеся  валы  транспортных  средств  непрерывного
   действия,  даже  когда они выполнены гладкими и вращаются с малыми
   оборотами,  особенно выступающие их концы,  должны быть ограждены,
   т.к.  опасны  возможностью  захвата при контакте с ними спецодежды
   работника,  не  убранных  под  головной убор волос,  находящихся в
   руках или выступающих из карманов спецодежды работника предметов и
   т.п.,  что создает опасность втягивания работника в опасную зону с
   тяжелыми последствиями,
       1.18.  Встречно вращающиеся валы,  валки, цилиндры, фрикционы,
   зубчатые   колеса,   шестерни   и т.п.,   встречающиеся  в большом
   разнообразии у транспортных средств непрерывного действия,  в зоне
   их  набегания  должны  определяться как опасные вне зависимости от
   скорости вращения. Опасность в этих зонах представляет и возможный
   захват подающимися в эти механизмы материалами.
       Указанные зоны должны быть ограждены или иметь другие средства
   защиты, исключающие доступ работника в эти зоны.
       1.19. Зоны набегания между приводными ремнями и шкивами, между
   тросами  и блоками,  между приводными цепями и звездочками,  между
   транспортирующими  лентами  и барабанами  являются опасными зонами
   захвата и должны быть ограждены.
       1.20.  Шпонки,  регулировочные  и фиксирующие  винты,  болты и
   другие детали вращающихся валов,  муфт и т.п.  не должны выступать
   за   габарит   основных   деталей   и опасные  зоны  должны  иметь
   ограждения.
       1.21.  В  скрепляющих  узлах  транспортерных  лент,  приводных
   ремней   транспортных  средств  непрерывного  действия  применение
   металлических  соединительных  элементов (болтов,  скоб и т.п.) не
   допускается.    Сращивание    должно   выполняться   сшивкой   или
   вулканизацией.
       1.22.  Червяки,  шнеки, спирали, зоны между ними и корпусами в
   конструкциях  транспортных  средств  непрерывного  действия должны
   быть  закрыты  ограждениями,  исключающими  доступ работника в эти
   опасные зоны при работающем оборудовании.
       1.23.  Извлечение  застрявшего предмета,  вызвавшего остановку
   шнекового  транспортера,  необходимо  производить после отключения
   привода транспортера от электрической сети. Извлечение застрявшего
   предмета  производить  с использованием  шуровок,   клещей  и т.п.
   инструмента.
       1.24.   Микроклимат  (температура,   относительная  влажность,
   скорость  движения  воздуха,  интенсивность теплового излучения) и
   содержание  вредных  веществ  в воздухе рабочей зоны должны быть в
   пределах санитарно-гигиенических норм, что обеспечивается:
       а)  при незначительных перегревах воздуха и умеренных выбросах
   паров,  газов,  аэрозоля - применением организованной естественной
   вентиляции;
       б)  при  значительных уровнях теплового воздействия и выбросов
   загрязнителей     -   устройством    принудительной    вентиляции,
   обеспечивающей   снижение   температуры   воздуха   и концентрации
   загрязнителей  до  допустимых  пределов притоком свежего воздуха в
   рабочую зону.
       1.25.  Источники  интенсивных  выбросов  загрязнителей  должны
   оборудоваться местной вытяжной вентиляцией непосредственно от них.
       1.26.  При  невозможности  достижения  нормативных показателей
   микроклимата  воздуха  рабочей  зоны  должна обеспечиваться защита
   работников   системами   местного  кондиционирования,   воздушного
   душирования,   средствами   индивидуальной   защиты,   регламентом
   трудового процесса.
       1.27.   При   эксплуатации  производственного  оборудования  в
   атмосфере  пожаро-  и взрывоопасной  пыли  и пылевоздушных  смесей
   основным  условием  безопасности является предотвращение пожаро- и
   взрывоопасных ситуаций, что обеспечивается:
       а)   последовательностью   пуска   и  остановки  оборудования,
   работающего  в едином технологическом комплексе,  с автоматической
   блокировкой при ее нарушении;
       б) светозвуковой сигнализацией срабатывания любой блокировки;
       в) устройством аварийного отключения приводов;
       г) датчиками уровня заполнения бункеров <*>, сблокированными с
   транспортным и другим технологическим оборудованием;
       --------------------------------
       <*>   Бункер   -  емкость   для  кратковременного  хранения  и
   гравитационной разгрузки сыпучих материалов.
   
       д)  минимальным  количеством  точек перегрузки на транспортных
   коммуникациях и их минимальной протяженностью;
       е) защитой электрооборудования от взрыва, коротких замыканий и
   перегрузок;
       ж)  герметичностью производственного оборудования (размещением
   в закрытых кожухах самотечных транспортных средств, норий, цепных,
   ленточных и безроликовых конвейеров).
       1.28.  Не допускается пуск и работа оборудования,  выделяющего
   пыль, с открытыми люками, крышками, дверками.
       1.29.  Проведение  огневых  работ  в помещениях с пылегазовыми
   выделениями,  опасными во взрывопожарном отношении,  допускается в
   исключительных  случаях  при соблюдении требований правил пожарной
   безопасности, утвержденных в установленном порядке.
       1.30.  Общая  компоновка производственного оборудования должна
   обеспечивать   проходы   и  подходы   к  нему   в  соответствии  с
   действующими нормами.
       1.31. Пылевыделяющее производственное оборудование должно быть
   загерметизировано  и эффективно  аспирироваться  с тем,   чтобы  в
   производственные помещения пыль от него не выделялась.
       1.32.  Производственное  оборудование  при эксплуатации должно
   находиться  в исправном состоянии,  быть отрегулировано,  работать
   без  несвойственного  ему  шума,   вибрации  и повышенного  трения
   движущихся частей.
       1.33.  Ответственность  за  техническое состояние и безопасную
   эксплуатацию    транспортных    средств    непрерывного   действия
   возлагается    на    руководителей    структурных   подразделений,
   эксплуатирующих  эти  транспортные  средства,  а  также  на службы
   главных   специалистов   и руководителей  ремонтных  служб  по  их
   компетенции.
       1.34.   Общее  руководство  комплексом  работ  по  обеспечению
   безопасности  при  эксплуатации  транспортных средств непрерывного
   действия   возлагается,   как   правило,   на   главного  инженера
   (технического  директора)  организации.   В  организациях  с малой
   численностью  работающих  исполнение  этих обязанностей может быть
   возложено на одного из работников организации.
       1.35.  Не  допускается  применение  в организациях вредных или
   опасных веществ,  материалов, продукции, товаров, а также оказание
   услуг,   для   которых   не   разработаны   методики   и  средства
   метрологического            контроля,            токсикологическая
   (санитарно-гигиеническая,  медико-биологическая) оценка которых не
   проводилась.
       В  случае использования новых или не применяемых в организации
   ранее  вредных  или  опасных веществ работодатель обязан до начала
   использования   указанных   веществ  разработать  и согласовать  с
   соответствующими  органами  государственного надзора и контроля за
   соблюдением  требований  охраны  труда  меры по сохранению жизни и
   здоровья работников.
       Машины,   механизмы  и другое  производственное  оборудование,
   транспортные  средства,   технологические  процессы,  материалы  и
   химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты
   работников,   в  том  числе  и иностранного  производства,  должны
   соответствовать   требованиям   охраны   труда,   установленным  в
   Российской Федерации, иметь сертификаты соответствия <*>.
       --------------------------------
       <*>   Статья   215   Трудового  кодекса  Российской  Федерации
   (Собрание   законодательства   Российской   Федерации,  2002, N 1,
   часть I, ст. 3).
   
       1.36.  Транспортные  работы в организации должны проводиться с
   соблюдением   требований   пожарной  безопасности:   не  допускать
   пролива,   протечек   горючих  жидкостей  и смазочных  материалов,
   открытого выделения их паров, соблюдать меры осторожного обращения
   с источником огня, искр, высоких температур и т.п.
       Контроль  параметров  газовоздушной  среды должен обеспечивать
   своевременное  принятие  мер,  не допускающих достижения пороговых
   значений   концентрации   опасных   веществ   в  воздушной   среде
   производственных и других помещений, зданий и сооружений.
       1.37.  Ответственность  и контроль  за  выполнением требований
   настоящих Правил несут должностные лица организации в соответствии
   с их должностными обязанностями.
   
                II. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ
                  ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ
   
             2.1. Общие требования охраны труда работников
                 при эксплуатации транспортных средств
                         непрерывного действия
   
       2.1.1.   Общие   требования   охраны   труда   к  конструкции,
   техническому  состоянию,  размещению  и эксплуатации  транспортных
   средств   непрерывного   действия   определяются  государственными
   стандартами   на  соответствующее  производственное  оборудование,
   правилами   устройства   и  безопасной  эксплуатации  транспортных
   средств непрерывного действия, документацией завода-изготовителя и
   настоящими Правилами.
       2.1.2.  Транспортные  средства  непрерывного  действия  должны
   использоваться   по   назначению   в  соответствии  с техническими
   условиями завода-изготовителя.
       2.1.3. Транспортные средства непрерывного действия должны быть
   безопасными  при  эксплуатации  как  отдельно,   так  и в  составе
   комплексов   и  технологических  систем,   а  также  при  монтаже,
   обслуживании, ремонте, демонтаже, транспортировке и хранении.  При
   экстренных  остановах  транспортные средства непрерывного действия
   не должны создавать опасности при срабатывании этих устройств.
       2.1.4.  Не рекомендуется вносить изменения в конструкцию узлов
   транспортных  средств  непрерывного действия без согласования этих
   изменений в установленном порядке.
       2.1.5.   Перед   пуском  транспортного  средства  непрерывного
   действия необходимо убедиться в том, что на трассе не производятся
   какие-либо работы.
       2.1.6.   Транспортные   средства   непрерывного  действия  при
   эксплуатации  не  должны  загрязнять  окружающую  среду  выбросами
   вредных веществ выше установленных санитарных норм.
       2.1.7. Безопасность транспортных средств непрерывного действия
   обеспечивается:
       выбором их типа и конструктивного исполнения,  соответствующих
   условиям применения;
       применением     средств    механизации,     автоматизации    и
   дистанционного управления, средств защиты;
       выполнением эргономических требований;
       включением  требований безопасности в техническую документацию
   на их монтаж, эксплуатацию, ремонт, транспортировку и хранение.
       2.1.8. Транспортные средства непрерывного действия должны быть
   пожаро- и взрывобезопасными.
       2.1.9.   Транспортные   средства   непрерывного   действия   в
   установленных  для  них  режимах и условиях эксплуатации не должны
   создавать опасности от воздействия влажности,  солнечной радиации,
   механических   колебаний,   от  изменений  атмосферного  давления,
   температуры, ветровых нагрузок и т.п.
       2.1.10.    Транспортные    средства   непрерывного   действия,
   работающие  с выделением  пыли,   аэрозолей,   газов,   необходимо
   укрывать   изолирующими   кожухами   и другими  устройствами  либо
   располагать в отдельных изолированных помещениях,  тоннелях и т.п.
   и оснащать их местными отсосами.
       2.1.11.  Местные  отсосы  систем  удаления  вредных веществ от
   производственного оборудования и транспортных средств непрерывного
   действия    должны    блокироваться   с  этими   оборудованием   и
   транспортными  средствами для исключения их работы при выключенной
   вентиляции.
       В  организациях,  где  применяются  особо  токсичные вещества,
   системы  местных  отсосов должны иметь сигнализацию,  включающуюся
   автоматически при остановке вентилятора.
       2.1.12.   Электрооборудование   и  электрические   устройства,
   применяемые в транспортных средствах непрерывного действия, должны
   соответствовать     государственным    стандартам    и   правилам,
   определяющим требования к оборудованию по электробезопасности.
       2.1.13.   Эксплуатация   транспортных   средств   непрерывного
   действия,  подконтрольных территориальным органам Госгортехнадзора
   России,   должна   производиться   в  соответствии   с  правилами,
   установленными Госгортехнадзором России.
       2.1.14.    Транспортные    средства   непрерывного   действия,
   обслуживание  которых  связано  с перемещением  персонала,  должны
   размещаться   с  обеспечением   необходимых  безопасных  и удобных
   проходов,   оснащаться   необходимыми   приспособлениями   и иными
   устройствами для безопасного ведения работ.
       2.1.15.  Транспортные средства непрерывного действия,  имеющие
   большую  протяженность,  не  должны  блокировать  пути перемещения
   работников (в столовую,  к санитарно-бытовым помещениям, к выходам
   из   производственного   здания   и  т.п.).    При   необходимости
   устраиваются переходные мостики или тоннельные переходы.
       В  местах  постоянного  прохода  людей  и проезда транспортных
   средств  под трассой конвейера устанавливаются металлические сетки
   для улавливания падающих с конвейера грузов.
       2.1.16.   Стационарные   транспортные   средства  непрерывного
   действия  устанавливаются в соответствии с планировками на прочные
   основания или фундаменты,  выверяются и закрепляются.  Допускается
   бесфундаментная   установка   транспортных   средств  непрерывного
   действия на виброгасящие опоры.
       2.1.17.   При   установке  транспортных  средств  непрерывного
   действия  на  междуэтажных  перекрытиях  или в галереях они должны
   быть  проверены  на безопасность воздействия от возникающих при их
   эксплуатации нагрузок.
       2.1.18.   Транспортные  средства  непрерывного  действия,  при
   работе  которых  создается  шум,  превышающий предельно допустимые
   нормы,  в  рабочей  зоне  обслуживающего  персонала  рекомендуется
   оборудовать  устройствами  подавления  или снижения уровня шума до
   санитарных норм.
       2.1.19.   Узлы,  агрегаты  транспортных  средств  непрерывного
   действия,  имеющих газо-, паро-, пневмо-, гидро- и другие системы,
   должны  быть выполнены в соответствии с требованиями безопасности,
   действующими для этих систем.
       2.1.20.  Движущиеся  части  транспортных  средств непрерывного
   действия,   являющиеся  источниками  опасности,   ограждаются,  за
   исключением   частей,   ограждение   которых   невозможно   по  их
   функциональному назначению.
       Приводные звездочки,  шестерни и соединительные муфты приводов
   конвейеров,  поворотные звездочки люлечных конвейеров должны иметь
   сплошные металлические или сетчатые ограждения.
       2.1.21.  Средства  защиты  должны  приводиться в готовность до
   начала  работы  транспортных  средств  непрерывного  действия так,
   чтобы  функционирование  транспортных  средств было невозможно при
   отключенных  или  неисправных  средствах  защиты.  Системы  защиты
   должны непрерывно выполнять свои функции,  и их действие не должно
   прекращаться   раньше,   чем  прекратится  действие  опасного  или
   вредного производственного фактора.
       Отказ  отдельных элементов средств защиты не должен прекращать
   защитного   действия   других  средств  или  создавать  какие-либо
   дополнительные опасности.
       Средства  защиты  должны  быть  доступны  для  обслуживания  и
   контроля.
       2.1.22.  Элементы  и детали  транспортных средств непрерывного
   действия  не  должны  иметь  травмоопасных острых углов,  кромок и
   поверхностей  с неровностями,  являющихся потенциальным источником
   опасности.
       2.1.23. Конструкция транспортных средств непрерывного действия
   должна исключать возможность случайного соприкосновения работников
   с горячими или переохлажденными поверхностями.
       2.1.24.    В   необходимых   случаях   транспортные   средства
   непрерывного  действия  оборудуются средствами местного освещения,
   соответствующими условиям эксплуатации.
       2.1.25. Конструкция транспортных средств непрерывного действия
   в необходимых случаях должна предусматривать систему сигнализации,
   а  также  систему автоматического останова и отключения привода от
   источников энергии при опасных неисправностях, аварийных ситуациях
   или при режимах работы, близких к опасным.
       2.1.26. Конструкция транспортных средств непрерывного действия
   должна   исключать  возможность  накопления  зарядов  статического
   электричества в опасных количествах.
       Оборудование   и  цепи,   содержащие   электрические  емкости,
   снабжаются  устройствами для снятия с них остаточных электрических
   зарядов.
       2.1.27.    Органы    управления    транспортными    средствами
   непрерывного  действия  должны  быть  безопасными,   удобными,  не
   требующими  значительных усилий для работы,  исключать возможность
   непроизвольного   или   самопроизвольного  включения  и выключения
   оборудования,    иметь    необходимые    блокировки   и  аварийные
   выключатели.
       Органы аварийного выключения (кнопки, рычаги, краны, штурвалы,
   заслонки и т.п.) должны быть красного цвета, легко распознаваемыми
   и доступными.
       Органы управления,  предотвращающие аварийную ситуацию, должны
   иметь окраску желтого цвета.
       2.1.28.   У   транспортных   средств   непрерывного  действия,
   обеспечивающих    транспортировку   материалов   на   значительные
   расстояния,  органы  управления должны иметь возможность остановки
   этих   транспортных  средств  из  нескольких  мест.   При  наличии
   нескольких  пусковых  устройств должны исключаться несогласованные
   пуски,  пуски  оборудования без предварительной подачи звукового и
   светового сигналов.
       2.1.29.   При  обслуживании,   смазке  и ремонте  транспортных
   средств  непрерывного  действия  должны  обеспечиваться безопасные
   условия их проведения, при этом:
       уборка    упавшего    транспортируемого    материала    должна
   производиться  при остановленном оборудовании с применением лопат,
   крючков, сметок, щеток и т.п.:
       уборка   и  чистка   электрооборудования,   находящегося   под
   напряжением, не допускается;
       ремонт  и наладка,  смазка приводов оборудования и механизмов,
   не   имеющих   встроенных  систем  смазки,   во  время  работы  не
   допускается.
       2.1.30.  После  окончания  ремонта  или  наладки  перед пуском
   транспортных средств непрерывного действия все снятые ограждения и
   приспособления   должны   быть   установлены   на  место  и прочно
   закреплены.
       2.1.31. Для предотвращения образования в бункере, включенном в
   единую    технологическую    транспортную    систему,    зависаний
   транспортируемого материала могут применяться связанные с бункером
   устройства пневматического или вибрационного действия,  включаемые
   в работу одновременно с конвейером.
       2.1.32.  Сверху  бункер  должен  быть оборудован ограждениями,
   исключающими падение работника в бункер.
       2.1.33.  Ручное  разрушение  сводов,  козырьков из зависшего в
   бункере материала ломами,  лопатами не допускается.  Проталкивание
   застрявшего  материала  должно производиться специальными пиками с
   надбункерной площадки.
       В  исключительных  случаях  для  ремонта  или  чистки  бункера
   работник  может  опуститься  в бункер.  Эти  работы выполняются по
   наряду-допуску.
       2.1.34. Перед спуском работника в бункер необходимо:
       прекратить подачу материала в бункер;
       перекрыть выходное отверстие бункера;
       отключить  приводы  подающего в бункер конвейера и вывесить на
   них предупредительный плакат "Не включать - работают люди!";
       при   необходимости   провентилировать   бункер  с последующим
   контролем состояния атмосферы.
       2.1.35.  Для  наблюдения  за работником,  выполняющим работы в
   бункере,  и  оказания ему в случае необходимости экстренной помощи
   вне  бункера  сверху  должны  находиться не менее двух наблюдающих
   работников с необходимыми средствами оказания такой помощи.
       2.1.36.  Крепить  опускаемую в бункер металлическую лестницу с
   крюками   и  (или)  страховочный  канат  предохранительного  пояса
   спускающегося   в  бункер  работника  необходимо  сверху,   вблизи
   бункера.
       2.1.37.  Работник, опускающийся в бункер, должен быть в каске,
   очках,  респираторе,  одет в спецодежду,  соответствующую условиям
   работы  (брюки  на  выпуск),  с предохранительным поясом,  имеющим
   страховочный канат, цепь или веревку, обут в сапоги.
       2.1.38.  При  подъеме  работника из бункера страховочный канат
   должен выбираться так, чтобы в бункере не было провисания каната.
       2.1.39.  Металлоконструкции  транспортных средств непрерывного
   действия      и    другого     производственного     оборудования,
   эксплуатируемого  в составе  единого  технологического  комплекса,
   должны быть заземлены.
       Заземление  должно обеспечивать защиту работников от поражения
   электрическим током.
       2.1.40.   Для   предупреждения   об   опасности   при   работе
   транспортных  средств  непрерывного  действия  должны  применяться
   звуковые,   световые   и цветовые  сигнализации,   которые  должны
   располагаться  в зонах  видимости  и слышимости  работников,  и их
   сигналы должны быть легко различимы в производственных условиях.
       2.1.41.  Части  транспортных  средств  непрерывного  действия,
   представляющие   опасность   для  работников,   и  которые  по  их
   функциональному назначению не могут быть закрыты кожухом, щитком и
   т.п.,  должны быть окрашены в сигнальные цвета с установкой знаков
   безопасности.
       2.1.42.   Если  транспортное  средство  непрерывного  действия
   останавливается  на  длительное  время  (например,   при  сезонной
   работе),  все его узлы подлежат консервации, включающей их очистку
   и смазку.
       2.1.43.    Ограждения    и   другие    защитные    устройства,
   устанавливаемые  на  транспортных средствах непрерывного действия,
   должны  быть выполнены в соответствии с техническими требованиями,
   обеспечивающими  их  функциональное  назначение,  быть  достаточно
   прочными и надежными в течение установленного срока эксплуатации.
       2.1.44.  Ограждения, устанавливаемые на транспортных средствах
   непрерывного  действия,  кроме тех случаев,  когда это невозможно,
   должны  исключать  частичное  ограждение  и доступ к  ограждаемому
   объекту без их снятия.
       2.1.45.   Ограждения  должны  обеспечивать  безопасную  работу
   транспортного  средства  непрерывного  действия  и доступ к точкам
   смазки  и другим деталям,  требующим наблюдения за их состоянием в
   процессе работы.
       2.1.46.  Ограждения не должны снижать производительности труда
   и затруднять работнику выполнение работы.
       2.1.47.  Ограждения должны обеспечивать возможность проведения
   обслуживания   механизмов   транспортного   средства  непрерывного
   действия с минимальной степенью опасности.
       2.1.48.  Ограждения  не  должны  иметь  острых кромок и должны
   исключать возможность получения травмы при обращении с ними.
       2.1.49.   Ограждения  могут  быть  выполненными  из  листового
   металла, из проволочной сетки, металлических прутьев или стержней,
   из армированного или слоистого стекла, из пластмассы.
       2.1.50.   Ограждения,   устанавливаемые  стационарно,   должны
   закрепляться   на  транспортных  средствах  непрерывного  действия
   надежно и сниматься с использованием специального инструмента. Где
   не   требуется  визуального  наблюдения  предпочтительны  сплошные
   ограждения из металла.
       Там,  где  необходимо визуальное наблюдение,  для изготовления
   ограждений следует применять прутки,  стержни,  сетки,  прозрачные
   материалы.
       Если в конструкции ограждения предусмотрены регулируемые части
   или  детали,  то  эти  элементы  ограждения  должны быть безопасно
   расположены,   надежны   и  удобны   в  работе.   При   выполнении
   регулировочных операций необходимо остановить оборудование.
       2.1.51.  В  определенных  случаях  устанавливаемые  ограждения
   дополняются  блокировками  или  другими автоматическими средствами
   безопасности  для предотвращения доступа к источнику опасности при
   работающем механизме через открытые по необходимости пространства.
       2.1.52.   Для   целей  блокировки  предпочтительнее  применять
   нормально   разомкнутые   выключатели,   которые   замыкаются  при
   постановке ограждения на место.
       2.1.53.  Ограждения,  функционально  связанные с ними детали и
   элементы   транспортных  средств  непрерывного  действия,   должны
   регулярно  подвергаться  тщательному  осмотру,  а их блокирующие и
   автоматические   системы  периодическим  осмотрам,   проверкам  на
   функционирование, регулировочным и наладочным операциям.
   
                2.2. Требования охраны труда работников
             при эксплуатации конвейеров общего применения
   
       2.2.1.   Требования   охраны   труда   при  работе  конвейеров
   определяются    государственными    стандартами    на   конвейеры,
   документацией завода-изготовителя, настоящими Правилами.
       2.2.2.  Трасса  конвейера должна быть проложена по кратчайшему
   пути с минимальным числом перегибов.
       Максимальные  радиусы  выпуклых  и вогнутых участков ленточных
   конвейеров   в продольном  профиле  зависит  от  типа  применяемой
   конвейерной ленты,  ее ширины,  угла наклона боковых роликов, типа
   натяжного устройства,  величины натяжения конвейерной ленты и угла
   наклона конвейера.
       2.2.3. При транспортировке сыпучих грузов на подъем наибольшие
   углы  наклона  ленточного  конвейера  с гладкой конвейерной лентой
   зависят от транспортируемого материала и могут приниматься для:
       каменного угля - 16 - 18 град.;
       гальки круглой сухой - 10 град.;
       гипса порошкообразного - 22 град.;
       глины мелкокусковой сухой - 16 град.;
       глины крупнокусковой влажной - 20 - 22 град.;
       щебня - 18 град.;
       гравия - 18 - 20 град.;
       грунта земляного - 18 - 22 град.;
       известняка - 16 - 18 град.;
       песка (в зависимости от влажности) - 14 - 20 град.;
       формовочной смеси - 20 - 24 град.;
       цемента - 20 град.;
       шлака - 20 град.
       2.2.4.  При  транспортировке  тарно-штучного  груза  на подъем
   наибольшие углы наклона ленточного конвейера с гладкой конвейерной
   лентой зависят от типа упаковки груза:
       для груза в картонных коробках - 15 град.;
       для груза:
       в мешках бумажных - 17 град.;
       в мешках льняных или джутовых - 20 град.;
       для груза:
       в ящиках деревянных - 16 град.;
       в ящиках металлических - 12 град.
       2.2.5.   Максимально   допустимые   углы   наклона   ленточных
   конвейеров с гладкой конвейерной лентой при транспортировке грузов
   на  спуск  должны  быть  на  6 -  8 град.  меньше  углов  наклона,
   указанных в п.  п.  2.2.3,  2.2.4 настоящих Правил, но не более 12
   град.
       2.2.6.  Для  ленточных  конвейеров  с углами наклона (подъема,
   спуска)  более  углов,  указанных  в п.  п.  2.2.3,  2.2.4,  2.2.5
   настоящих Правил, следует применять специальные профильные ленты.
       2.2.7.  Основным технологическим требованием,  предъявляемым к
   конвейерам,   является   прием   на   несущий   орган  поступающих
   максимальных   минутных   грузопотоков   без   просыпи  груза  при
   нормальном режиме работы привода и тягового органа конвейера.
       2.2.8.  Конструкция конвейера должна предусматривать установку
   загрузочных    и  разгрузочных   устройств   для   равномерной   и
   центрированной подачи груза на конвейер и его разгрузки.
       2.2.9.   Загрузочные   и  разгрузочные  устройства  конвейеров
   (бункеры,  направляющие лотки,  загрузочные воронки и т.п.) должны
   обеспечивать  равномерную и центрированную подачу груза на несущее
   полотно   конвейера   в  направлении   его  движения  и устойчивое
   положение    груза   на   нем,    быть   оборудованы   средствами,
   предотвращающими налипание,  заклинивание и зависание в них груза,
   образование   просыпей  (выпадение  штучных  грузов)  и перегрузку
   конвейера.
       2.2.10.  Конвейеры с передвижными загрузочными и разгрузочными
   устройствами   должны   оборудоваться  конечными  выключателями  и
   упорами, ограничивающими зону их перемещения.
       2.2.11.   Приемная   часть  конвейеров,   загружаемых  вручную
   штучными грузами,  должна быть выполнена так, чтобы обеспечивалась
   загрузка   конвейера   горизонтальным  перемещением  груза  или  с
   небольшим уклоном в сторону загрузки,  и,  как правило, исключался
   бы   подъем  груза  с пола  (погрузочной  площадки,   транспортных
   средств).
       2.2.12.  Приемная  часть  загрузочных устройств конвейеров для
   сыпучих  и пылевидных  грузов  должна  быть  выполнена так,  чтобы
   обеспечивалась     загрузка     механизированным     способом    и
   пылеулавливание.
       2.2.13.  В  технически обоснованных случаях допускается ручная
   загрузка конвейера, если:
       а)  по  технологическому процессу недопустима механизированная
   загрузка;
       б)  расстояние  от  пола  или площадки (подножки),  на которой
   находится работник, до верхней кромки бункера не превышает 1,3 м.
       2.2.14.  Ширина площадки для загрузки конвейера должна быть не
   менее  0,8 м и при расположении на высоте более 0,5 м должна иметь
   ограждение   высотой  1,0 м   с   обшивкой понизу шириной не менее
   0,15 м.
       2.2.15.  Конвейеры, предназначенные для транспортировки тарных
   грузов, оснащаются по всей длине бортами высотой не менее 200 мм.
       Для  исключения  падения груза при его передаче с конвейера на
   спуск  концы отводных шлагбаумов должны вплотную примыкать к борту
   конвейера и спуска.
       2.2.16. У наклонно установленных конвейеров должна исключаться
   возможность самопроизвольного перемещения грузонесущего элемента с
   грузом при отключении привода.
       Неприводные   конвейеры   должны   иметь  в загрузочной  части
   ограничительные  упоры  и приспособления,  обеспечивающие снижение
   скорости движения груза.
       2.2.17.  Грузовые  натяжные устройства конвейеров должны иметь
   концевые  упоры  для  ограничения хода натяжной тележки и конечные
   выключатели,  отключающие привод конвейера при достижении натяжной
   тележкой крайних положений.
       2.2.18.  На наклонных конвейерах (участках конвейеров) штучные
   грузы   при   транспортировке   должны   находиться  в неподвижном
   состоянии   по   отношению   к  плоскости  грузонесущего  элемента
   конвейера и не менять свое положение, данное при загрузке.
       2.2.19.   Участки  цепных  конвейеров  с углом  наклона  более
   10 град.   оснащаются    ловителями  для  захвата цепи в случае ее
   обрыва,    угрожающего    созданием  травмоопасной  ситуации   для
   обслуживающего персонала.
       2.2.20. Возможность установки  цепного конвейера без ловителей
   проверяется   расчетом.   Конвейеры   с тросовыми  лентами  должны
   оснащаться  средствами  контроля  состояния  ленты  или ловителями
   ленты.
       2.2.21. Конструктивные элементы конвейеров массой более 50 кг,
   подлежащие   подъему  или  перемещению  при  монтаже,   демонтаже,
   ремонте,  должны иметь приливы,  отверстия или рым-болты, если без
   них   применение  стропов  и других  такелажных  средств  является
   опасным.
       2.2.22.   Конвейеры,   предназначенные   для   транспортировки
   пылевидных,  пыле-,  паро-  и газовыделяющих грузов,  должны иметь
   укрытия,    снабженные    местными    отсосами   для   подключения
   аспирационных устройств или оросительных систем.
       2.2.23.  Конвейеры, предназначенные для транспортировки мокрых
   грузов,  должны  быть  закрыты  по всей длине кожухами или щитами,
   предохраняющими работников от брызг пульпы.
       2.2.24. Конвейеры, транспортирующие горячие грузы, должны быть
   оборудованы средствами защиты работников от ожогов.
       2.2.25.    При    размещении   стационарных   конвейеров   для
   транспортировки  сыпучих грузов должна быть обеспечена возможность
   применения  в доступных  местах  трассы конвейера механизированной
   уборки из-под него просыпи без остановки конвейера.
       2.2.26.   В   схеме   управления   конвейерами   должна   быть
   предусмотрена    блокировка    или   установка   предупредительной
   сигнализации,    исключающей    возможность   несанкционированного
   включения привода до ликвидации аварийной ситуации.
       2.2.27.  На  участках трассы конвейеров,  находящихся вне зоны
   видимости  оператора с пульта управления,  должна быть установлена
   двусторонняя  предупредительная предпусковая звуковая или световая
   сигнализация,  включающаяся автоматически перед включением привода
   конвейера.
       2.2.28.  Электрические  провода на конвейере и от конвейера до
   рубильника   должны   быть   защищены   дополнительной   резиновой
   изоляцией. Рама конвейера должна быть заземлена.
       2.2.29.   Конвейеры   должны  иметь  устройства,   отключающие
   конвейер  при  обрыве  ленты  или канатно-натяжных устройств.  При
   наличии   на   одном   конвейере   нескольких   пусковых   кнопок,
   установленных  в разных  местах,   они  должны  быть  электрически
   сблокированы так, чтобы исключался случайный пуск конвейера.
       2.2.30. Монтаж конвейера должен производиться под руководством
   работника,   ответственного  за  безопасность  и квалифицированное
   выполнение работ (мастера, бригадира).
       2.2.31.   Не  допускается  подключение  приводов  конвейера  к
   электросети до полного окончания монтажа конвейера.
       2.2.32.  На отключенных электрических аппаратах конвейеров при
   работе  людей на линии должны вывешиваться таблички с надписью "Не
   включать - работают люди!"
       2.2.33.  Производство ремонтных и других работ на конвейере во
   время его работы не допускается.  Не допускается работа конвейеров
   при отсутствии или неисправности:  ограждения натяжных и приводных
   барабанов,    роликоопор   и  отклоняющих   роликов,    заземления
   электрооборудования, бронированных кабелей и металлоконструкций, а
   также   сигнализации   и освещения,   а  в необходимых  случаях  -
   переходных мостиков,  перекрытий бункеров, ходовых трапов, средств
   борьбы  с пылью  (аспирационных  устройств,  оросительных систем и
   т.п.), при загромождении проходов.
       2.2.34.  Для  обеспечения  безопасности  при работе нескольких
   взаимосвязанных    конвейеров   в  одной   технологической   линии
   применяется  взаимная  блокировка  их  электрических  приводов.  У
   каждого  конвейера  устанавливается  аварийная  кнопка  "Стоп",  с
   помощью  которой  при  необходимости  может  быть  остановлена вся
   транспортная   система.   Пульт  управления  ленточных  конвейеров
   оборудуется  сигнальными лампами,  которые показывают движение или
   остановку  каждого  конвейера,   что  способствует  предотвращению
   несогласованности их работы.
       2.2.35.     Требования    к   электрооборудованию,     монтажу
   электрических  цепей и заземлению конвейера должны быть отражены в
   нормативно-технической документации на него.
       2.2.36.  Движущиеся  части  конвейеров  (приводные,  натяжные,
   отклоняющие барабаны, натяжные устройства, канаты и блоки натяжных
   устройств,  ременные,  зубчатые, цепные и другие передачи, муфты и
   т.п., а также опорные ролики и ролики нижней ветви тягового органа
   в зоне рабочих мест,  шкивы, набегающие участки лент на расстоянии
   не  менее  радиуса  барабана  плюс  1,0 м от линии касания ленты и
   барабана),   к   которым  в зонах  рабочих  мест  возможен  доступ
   работников, должны быть ограждены.
       2.2.37.  Защитные  ограждения конвейеров должны быть откидными
   (на  петлях,  шарнирах) или съемными,  изготовленными из отдельных
   секций.  Для удобства обслуживания конвейеров в ограждениях должны

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное