Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ В ДЕТСКИХ ДОМАХ И ШКОЛАХ ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА. СП 2.4.990-00 (УТВ. МИНЗДРАВОМ РФ 01.11.2000)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                            Утверждаю
                                              Главный государственный
                                                      санитарный врач
                                                Российской Федерации,
                                                   Первый заместитель
                                             Министра здравоохранения
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Г.ОНИЩЕНКО
                                                   1 ноября 2000 года

                                                      Дата введения -
                                                с момента утверждения

                    2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

                        ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
          К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ
        В ДЕТСКИХ ДОМАХ И ШКОЛАХ - ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ
              И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

                           САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
                             СП 2.4.990-00

       1. Разработаны:   НИИ   гигиены  и  охраны  здоровья  детей  и
   подростков Научного центра здоровья детей РАМН (В.Р.  Кучма,  Л.М.
   Сухарева,  Б.3.  Воронова,  М.И.  Степанова,  В.И. Белявская, Н.Н.
   Куинджи,  3.И.  Сазанюк,  Г.М.  Сапожникова,  К.Э.  Павлович, Г.А.
   Шаршаткина);   при   участии   Российской   медицинской   академии
   последипломного образования МЗ РФ (А.Г.  Сухарев, Л.Я. Каневская);
   НИИ дезинфектологии МЗ РФ (Л.С. Федорова, А.И. Фролова); Института
   медицинской  паразитологии  и  тропической   медицины   им.   Е.И.
   Марциновского  ММА им.  И.М.  Сеченова МЗ РФ (В.П.  Сергиев,  Н.А.
   Романенко,  А.И. Чернышенко); Федерального научного центра гигиены
   им.   Ф.Ф.   Эрисмана   МЗ  РФ  (И.И.  Пономаренко);  Департамента
   госсанэпиднадзора  МЗ   РФ   (Б.Г.   Бокитько,   М.Ф.   Глазкова);
   Министерства  образования РФ (Л.К.  Сидорова,  Л.П.  Рябова,  И.Н.
   Володина,  Т.Г.  Балашова);  Российского  института   общественных
   зданий (В.И. Степанов).
       2. Рекомендованы Комиссией  по  государственному  санитарно  -
   эпидемиологическому нормированию при Минздраве России.
       3. Утверждены  Главным   государственным   санитарным   врачом
   Российской    Федерации    -    Первым    заместителем    Министра
   здравоохранения Российской Федерации 1 ноября 2000 г.
       4. В  государственной  регистрации  не нуждаются,  т.к.  носят
   технический характер,  новых правовых  норм  не  содержат  (письмо
   Минюста России от 14 декабря 2000 г. N 10936-ЮД).
       5. Введены  взамен  "Санитарных   правил   по   устройству   и
   содержанию детских домов", утвержденных Минздравом СССР 20.07.64.

                 Федеральный закон Российской Федерации
       "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"
                      N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

       "Государственные санитарно   -  эпидемиологические  правила  и
   нормативы (далее -  санитарные  правила)  -  нормативные  правовые
   акты, устанавливающие санитарно - эпидемиологические требования (в
   том числе критерии  безопасности  и  (или)  безвредности  факторов
   среды  обитания  для человека,  гигиенические или иные нормативы),
   несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а
   также угрозу возникновения и распространения заболеваний".
       "Соблюдение санитарных  правил   является   обязательным   для
   граждан,   индивидуальных   предпринимателей  и  юридических  лиц"
   (статья 39).
       "За нарушение   санитарного  законодательства  устанавливается
   дисциплинарная,  административная  и  уголовная   ответственность"
   (статья 55).

                1. Общие положения и область применения

       1.1. Настоящие Санитарно - эпидемиологические правила (далее -
   санитарные  правила)  разработаны  в  соответствии  с  Федеральным
   законом "О санитарно - эпидемиологическом благополучии  населения"
   от  30  марта  1999 г.  N 52-ФЗ,  Законом Российской Федерации "Об
   образовании" от 5 января 1996 г.,  "Положением  о  государственном
   санитарно   -   эпидемиологическом   нормировании",   утвержденным
   Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля  2000
   г. N 554.
       Санитарные правила устанавливают  гигиенические  требования  к
   устройству,  содержанию, организации режима работы в детских домах
   и школах - интернатах для детей - сирот и  детей,  оставшихся  без
   попечения  родителей,  и  предназначены  для  работников органов и
   учреждений госсанэпидслужбы, здравоохранения и образования.

                      2. Гигиенические требования
              к устройству, содержанию, организации режима
              работы в детских домах и школах - интернатах
                 для детей - сирот и детей, оставшихся
                        без попечения родителей

                       2.1. Требования к участку

       2.1.1. Детские дома и школы - интернаты для детей  -  сирот  и
   детей,  оставшихся  без  попечения  родителей (далее - интернатные
   учреждения),  следует размещать на обособленных земельных участках
   в  озелененных  районах  городов,  пригородных  зонах  и  сельской
   местности.    Детские    дома    необходимо    размещать    вблизи
   общеобразовательных  школ,  при  новом  их  строительстве с учетом
   радиуса пешеходной доступности - не более 500 м. Земельный участок
   интернатных  учреждений  должен  иметь ограждение высотой не менее
   1,6 м и наружное электрическое освещение при норме освещенности 10
   лк на земле.
       2.1.2. Площадь земельных участков интернатных учреждений,  вне
   зависимости от их вместимости,  должна составлять не менее 150 кв.
   м на одного воспитанника,  не считая площади хозяйственной зоны  и
   площади застройки.
       2.1.3. Земельный участок должен  быть  сухим,  чистым,  хорошо
   проветриваемым   и  инсолируемым,  иметь  не  менее  двух  въездов
   (основной и хозяйственный) и удобные подъездные пути.
       2.1.4. Санитарные   разрывы   от  промышленных,  коммунальных,
   сельскохозяйственных объектов,  транспортных дорог  и  магистралей
   принимают   в   соответствии   с  требованиями,  предъявляемыми  к
   планировке и застройке городов,  поселков  и  сельских  населенных
   пунктов.
       Санитарные разрывы между  спальными  и  учебными  корпусами  в
   школах  - интернатах должны составлять не более 50 м,  от основных
   зданий интернатных учреждений до автомагистралей - не менее 150 м,
   до хозяйственной зоны - не менее 100 м,  дорог местного значения -
   не менее 30 м.
       Подходы к  зданию,  пути  движения воспитанников на участке не
   должны пересекаться с проездными путями транспорта.
       2.1.5. На  земельном  участке  интернатных учреждений выделяют
   следующие функциональные зоны:
       - зона застройки;
       - физкультурно - спортивная,
       - учебно - опытная;
       - зона отдыха;
       - хозяйственная зона.
       В интернатных  учреждениях  смешанного  типа  выделяется  зона
   групповых площадок для детей дошкольного возраста.
       Для интернатных   учреждений,   расположенных    в    сельской
   местности,    выделяется   зона   для   подсобного   хозяйства   в
   непосредственной близости от этих учреждений.
       Расстояние от   ферм   до   жилых   построек   согласовывается
   территориальным центром госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) с учетом местной
   ситуации.
       2.1.6 Озеленение участка предусматривается из расчета не менее
   50%  от  общей  площади  территории  интернатного  учреждения.  Во
   избежание снижения освещенности в помещениях,  кустарники  следует
   высаживать  не  ближе  5  м,  а  деревья - 10 м от здания.  Ширина
   зеленой полосы со стороны улицы составляет 6 м,  а с других сторон
   -  1,5  м.  В  целях  предупреждения  возникновения отравления при
   озеленении участка не допускается посадка деревьев и кустарников с
   ядовитыми плодами.
       2.1.7. Площадь  групповой  площадки  для   детей   дошкольного
   возраста  принимается  из  расчета  не  менее 7,2 кв.  м на одного
   ребенка.
       Площадки закрепляются  за  каждой  группой  детей.  Для защиты
   детей  от  солнца  и  осадков  на  территории  групповой  площадки
   устанавливается  теневой  навес площадью не менее 40 кв.  м.  Полы
   делаются деревянными и устанавливаются на расстоянии не  менее  15
   см от земли.
       В I,  II, III климатических районах теневые навесы ограждаются
   с трех сторон,  высота ограждения - не менее 1,5 м.  В IА,  IВ, IГ
   климатических  подрайонах  вместо  теневых   навесов   оборудуются
   отапливаемые прогулочные веранды.
       2.1.8. Общая физкультурная площадка должна  иметь  площадь  не
   менее 200 кв. м, травяное покрытие и оборудоваться:
       - беговой дорожкой длиной 30 м;
       - ямой для прыжков (4 x 4);
       - зоной для спортивных игр;
       - зоной   для   проведения  закаливающих  мероприятий,  хорошо
   инсолируемой в дневное время;
       - зоной для гимнастических снарядов;
       - площадкой для профилактики плоскостопия.
       Групповые площадки  по периметру участка соединяются кольцевой
   дорожкой шириной 1,5 м -  для  езды  на  велосипеде,  хождения  на
   лыжах, изучения правил дорожного движения.
       2.1.9. В  III  климатическом  районе  следует  предусматривать
   устройство   открытых   ванн   для   обучения   детей  плаванию  и
   плескательных ванн для игр детей, а также устройство гелиодушевых.
       2.1.10. Физкультурно  -  спортивная  зона  для детей школьного
   возраста включает:
       - площадки   для   спортивных   игр   (волейбола,  баскетбола,
   тенниса);
       - специализированную  площадку  (для  гимнастики  или  занятий
   другого профиля);
       - комбинированное поле для футбола, ручного мяча;
       - два сектора для прыжков в высоту и длину;
       - площадки для мини - футбола,  хоккея, мини - волейбола, мини
   - тенниса, городков, лапты;
       - бассейн (по возможности).
       2.1.11. Устройство    и    оборудование    площадок     должно
   соответствовать  росту  и  возрасту  детей и исключать возможность
   травматизма детей во время игр и занятий.
       2.1.12. Физкультурно - спортивную зону не размещают со стороны
   окон учебных помещений зданий интернатных учреждений.
       Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует
   размещать на расстоянии не менее 25 м от окон здания;  при наличии
   ограждения  площадок  высотой  3  м  расстояние  от них может быть
   сокращено до 15  м,  площадки  для  других  видов  физкультурно  -
   спортивных  занятий должны располагаться на расстоянии не менее 10
   м.
       2.1.13. Зона   отдыха   должна   быть   хорошо   озеленена   и
   располагаться вдали от источников  шума  (спортплощадок,  гаражей,
   мастерских).
       Состав, планировочная  организация  и  оборудование   площадок
   должны удовлетворять потребностям детей в различных видах игр.
       Покрытие площадок должно быть хорошо дренирующим и беспыльным.
       2.1.14. Учебно - опытная зона включает:
       - участок овощных культур;
       - участок плодово - ягодных культур;
       - участок цветочно - декоративных растений;
       - теплицу;
       - живой уголок для мелких животных и птиц  (животные  и  птицы
   обязательно должны проходить ветнадзор);
       - площадку для занятий на воздухе (с навесом).
       2.1.15. Площадь  хозяйственной  зоны  принимается из расчета 3
   кв. м на 1 человека.
       Хозяйственная зона располагается на границе земельного участка
   вдали от групповых  и  физкультурных  площадок  и  изолируется  от
   остальной территории зелеными насаждениями.
       Хозяйственная зона  имеет  самостоятельный  въезд   с   улицы,
   удобную связь с пищеблоком и постирочной.
       На территории хозяйственной зоны могут размещаться:  котельная
   с  соответствующим хранилищем топлива,  сооружения водоснабжения с
   санитарно  -   защитной   зоной   (при   отсутствии   центрального
   водоснабжения),   гараж,   овоще-,   фрукто-,  картофелехранилище,
   складские помещения;  выделяются места для сушки белья и выбивания
   ковровых изделий.
       На хозяйственном   дворе   располагаются   мусоросборники   на
   специальной бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от
   здания.  Размер  асфальтированной  части  площадки   должен   быть
   увеличен  по  отношению к площади мусоросборника на 1,5 м с каждой
   стороны.

                        2.2. Требования к зданию

       2.2.1. Гигиенические   требования  к  планировочной  структуре
   здания исходят из содержания воспитательной работы с детьми и типа
   интернатного  учреждения  -  традиционного  воспитания  и обучения
   детей в детских домах и  школах  -  интернатах  и  нетрадиционного
   воспитания.
       2.2.2. Интернатные учреждения традиционного типа:
       2.2.2.1. Вместимость интернатных учреждений традиционного типа
   не должна превышать  300  мест,  оптимальная  вместимость  детских
   домов - 60 мест.
       Планировочное решение  здания  интернатного  учреждения должно
   обеспечивать четкое  деление  на  основные  функциональные  группы
   помещений:  жилые,  общевоспитательного  назначения,  медицинского
   обслуживания,  административно  -  хозяйственные   и   бытовые   с
   пищеблоком  и постирочной.  Для детей школьного возраста в детских
   домах,  помимо  перечисленных,  выделяется  группа  помещений  для
   внеучебных    занятий:   приготовления   уроков,   музыкальных   и
   физкультурных занятий, трудовой деятельности и др.
       Взаимное расположение      отдельных      групп      помещений
   предусматривает удобные и короткие связи.
       2.2.2.2. Интернатные  учреждения  размещают в отдельно стоящих
   зданиях,  детские  дома  для  детей  дошкольного  возраста   -   в
   двухэтажных  зданиях,  детские  дома и школы - интернаты для детей
   школьного возраста и смешанного  типа  -  в  зданиях  не  более  3
   этажей.
       В детских   домах   смешанного   типа  допускается  размещение
   дошкольных групп только ниже 3 этажа зданий.
       2.2.2.3. В здании необходимо строго соблюдать принцип изоляции
   жилых помещений от административно  -  хозяйственных  и  помещений
   общего  назначения,  дошкольных  групп от школьных,  а также между
   группами детей дошкольного возраста.
       2.2.2.4. В  детских  домах  смешанного типа входы в здание для
   детей дошкольного и школьного возраста необходимо  предусматривать
   раздельными.
       В дошкольных детских домах одним входом могут пользоваться  не
   более 4 дошкольных групп.
       При небольшой  вместимости   (до   60   человек)   допускается
   пользоваться  общим  входом детям дошкольного и младшего школьного
   возраста,  а также централизованным гардеробом  с  помещением  для
   сушки одежды и обуви.
       Наружные входы в здания оборудуются тамбурами:  одним - в IIIБ
   климатическом   подрайоне,   двойным   -   в  IВ,  IД,  II  и  III
   климатических районах,  тройным тамбуром под углом - в IА, IБ и IГ
   климатических   подрайонах   (наружная  дверь  должна  открываться
   вовнутрь).
       2.2.2.5. При    входе   в   здание   интернатного   учреждения
   располагаются гардероб для персонала и посетителей и гостиная  для
   встречи  детей  с  родственниками  (площадь  не  менее 12 кв.  м),
   санитарный узел с умывальником.
       2.2.2.6. Комплекс помещений, необходимый для проживания группы
   детей, проектируется по принципу жилой ячейки.
       Необходимый состав  и  площади  помещений,  входящих  в  жилые
   ячейки для  детей  разного  возраста  в  интернатных  учреждениях,
   приведены в табл. 2.1.
       Площади помещений  спальных,  раздевальных  и  гардеробных   в
   интернатных учреждениях,  размещаемых в IА,  IБ и IГ климатических
   подрайонах, следует увеличивать на 10%.
       Спальни для  детей  от  3  до 7 лет проектируются на группу из
   расчета 3,0 кв.  м на одного  ребенка.  Норма  площади  на  одного
   воспитанника школьного возраста должна быть не менее 6 кв. м.
       Для детей  школьного  возраста спальни для мальчиков и девочек
   предусматриваются раздельными и рассчитаны:  для школьников до  11
   лет  -  не  более чем на 3 места,  для школьников 11 - 15 лет - не
   более чем на 2 - 3 места,  для школьников 16 - 18 лет -  не  более
   чем на 2 места, а для детей - родственников - на 2 - 3 места.
       В IА,  IБ  и IГ климатических подрайонах для детей дошкольного
   возраста следует предусматривать отапливаемые прогулочные  веранды
   из расчета 2,5 кв. м на одно место.

                                                          Таблица 2.1

                СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ ЖИЛОЙ ЯЧЕЙКИ
           НА 1 ГРУППУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

   ----------------------------------------T------------------------¬
   ¦Наименование помещений в жилых ячейках ¦Площадь (кв. м) на 1    ¦
   ¦                                       ¦группу детей (10 чело-  ¦
   ¦                                       ¦век)                    ¦
   ¦                                       +------------T-----------+
   ¦                                       ¦дошкольники ¦ школьники ¦
   +---------------------------------------+------------+-----------+
   ¦Раздевальная                           ¦     16     ¦   18      ¦
   ¦                                       ¦            ¦           ¦
   ¦Комната для сушки одежды и обуви       ¦      4     ¦    4      ¦
   ¦                                       ¦            ¦           ¦
   ¦Игровая                                ¦     50     ¦    -      ¦
   ¦                                       ¦            ¦           ¦
   ¦Буфетная                               ¦      5     ¦    -      ¦
   ¦                                       ¦            ¦           ¦
   ¦Комната для индивидуальных занятий     ¦            ¦           ¦
   ¦со специалистами (логопед, психолог)   ¦      9     ¦    9      ¦
   ¦                                       ¦            ¦           ¦
   ¦Комната отдыха                         ¦      9     ¦   36      ¦
   ¦                                       ¦            ¦           ¦
   ¦Комната для приготовления уроков       ¦      -     ¦   36      ¦
   ¦                                       ¦            ¦           ¦
   ¦Спальные                               ¦      3,0   ¦    6,0    ¦
   ¦                                       ¦ кв. м/чел. ¦ кв. м/чел.¦
   ¦                                       ¦            ¦           ¦
   ¦Санитарный узел                        ¦      0,8   ¦    0,35   ¦
   ¦                                       ¦ кв. м/чел. ¦ кв. м/чел.¦
   ¦                                       ¦            ¦           ¦
   ¦Комната для стирки и сушки мелких вещей¦      -     ¦    6      ¦
   ¦                                       ¦            ¦           ¦
   ¦Комната для глажения и чистки одежды   ¦      -     ¦    5      ¦
   ¦                                       ¦            ¦           ¦
   ¦Комната для хранения колясок, санок    ¦      6     ¦    6      ¦
   ¦                                       ¦            ¦           ¦
   ¦Комната для хранения личных и сезонных ¦            ¦           ¦
   ¦вещей                                  ¦      6     ¦    9      ¦
   ¦                                       ¦            ¦           ¦
   ¦Комната дежурного воспитателя          ¦      9     ¦    9      ¦
   ¦                                       ¦            ¦           ¦
   ¦Комната гигиены девочек                ¦      -     ¦    4      ¦
   L---------------------------------------+------------+------------

       Раздевальные помещения  оборудуются  встроенными  шкафами  для
   раздельного хранения одежды и обуви.
       Вблизи раздевалок предусматриваются комнаты для сушки одежды и
   обуви,   оборудованные   подводкой   горячей   воды,  вентиляцией,
   стеллажами и приспособлениями для сушки одежды.
       Санитарные узлы   на   группу   детей   дошкольного   возраста
   оборудуются из расчета:  5 детских умывальников, 4 детских унитаза
   в открытых кабинах с перегородками - экранами, 1 взрослый унитаз в
   закрытой кабине,  2 душевых поддона с  душевой  сеткой  на  гибком
   шланге, 1 полотенцесушитель, 4 ногомойки.
       Высота установки детских санитарных приборов от пола до  борта
   прибора  составляет:  умывальников  для детей младшего дошкольного
   возраста - 0,4 м,  умывальников  для  детей  среднего  и  старшего
   дошкольного  возраста  -  0,5  м,  ванн  на  постаментах  - 0,6 м,
   глубокого душевого поддона для детей первой  младшей  группы  (при
   высоте  расположения душевой сетки над днищем поддона 1,5 м) - 0,6
   м,  мелкого душевого поддона для детей дошкольного  возраста  (при
   высоте  расположения душевой сетки над днищем поддона 1,6 м) - 0,3
   м. Душевые сетки должны быть с гибким шлангом.
       Для детей  старшего  дошкольного возраста и школьного возраста
   туалетные  комнаты  проектируются  раздельными  для  мальчиков   и
   девочек и оборудуются: 1 умывальником на 4 человека, 3 ногомойками
   на 10 человек.
       Туалетные оборудуются  2  унитазами  на  5  девочек и 2 - на 5
   мальчиков,  1  писсуаром  на   5   мальчиков.   Туалетные   кабины
   оборудуются дверью.
       Душевые кабины (с  раздевальными)  оборудуются  из  расчета  1
   рожок не более чем на 5 человек.
       Комнаты личной гигиены девочек оборудуются из расчета не менее
   2-х кабин на 15 девочек,  оборудованных биде или поддоном с гибким
   шлангом, умывальником и унитазом.
       Необходимо предусмотреть  помещения  для  уборочного инвентаря
   (площадью 3 кв.  м),  оборудованные подводкой горячей  и  холодной
   воды, сливом и сушкой (для тряпок).
       На каждом  этаже   предусматривается   санитарный   узел   для
   персонала, оборудованный унитазом и умывальником в шлюзе.
       2.2.2.7. Состав  и   площади   помещений   общевоспитательного
   назначения приведены в Прилож. 1.
       2.2.2.8. В  детских  домах  для  детей  дошкольного   возраста
   вместимостью   100  мест  следует  предусматривать  один  зал  для
   музыкальных и гимнастических занятий,  при увеличении  вместимости
   детского  дома  более  100  мест - 2 зала.  Залы для музыкальных и
   гимнастических занятий детей не должны быть проходными.
       Для воспитанников  школьного  возраста  в  школах - интернатах
   площадь учебно - спортивного зала составляет не менее 288 кв. м, в
   детских домах - не менее 162 кв. м.
       Необходимо выделить  тренажерный   зал   и   оборудовать   его
   тренажерами: (например, типа "Здоровье", "Стенка здоровья", "Горка
   для  бега",  "Беговая   дорожка"   и   др.),   велотренажерами   и
   велоэргометрами,   гребными   тренажерами   (например,   "Гребля",
   "Кавказец" и  др.),  переносимыми  тренажерами  (эспандеры,  диски
   вращения) и другие.
       2.2.2.9. Примерный   состав   и   площади   административно  -
   хозяйственных  и  бытовых  помещений  детских  домов  приведены  в
   Прилож. 2.
       2.2.2.10. Помещения для сдачи  грязного  и  получения  чистого
   белья должны быть раздельными и иметь отдельные входы (окна). Шлюз
   с окном для сдачи грязного  белья  должен  открываться  в  сторону
   постирочной.
       Не устраивают вход в постирочную  против  входов  в  помещения
   групповых ячеек и пищеблока.
       В интернатных учреждениях,  полностью обслуживаемых фабрикой -
   прачечной,  следует предусматривать помещение площадью 4 - 6 кв. м
   в зависимости от количества мест в учреждении с отдельным наружным
   выходом для сортировки и сдачи грязного белья.
       2.2.2.11. Состав и площади учебных помещений школ - интернатов
   для детей - сирот и детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,
   должны соответствовать требованиям по проектированию школ и школ -
   интернатов   общего   типа   и   гигиеническим    требованиям    к
   общеобразовательным учебным заведениям.
       2.2.2.12. Медицинские помещения размещаются на первом этаже  в
   изолированном     блоке.     Медицинский     блок    состоит    из
   приемно -  карантинного  отделения,   изолятора   и   врачебно   -
   процедурных кабинетов (табл. 2.2).
       Изолятор отделяют от остальных  помещений  медицинского  блока
   шлюзом с умывальником и он имеет самостоятельный выход на участок.
   Количество  коек   в   палатах   изолятора,   включающего   боксы,
   принимается из  расчета  не  менее  2%  вместимости  учреждения  и
   рассчитано не менее чем на 3 инфекции.
       Комната дежурной   медицинской   сестры  размещается  рядом  с
   палатами изолятора и имеет отдельный вход из коридора.
       Посудомоечная при  буфетной  -  раздаточной  оборудуется тремя
   моечными ваннами и баком для дезинфекции посуды.  Примерный состав
   и площади группы медицинских помещений приведены в табл. 2.2.

                                                          Таблица 2.2

              ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ И РАЗМЕРЫ ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ
           МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

   ----------------------------------------------T------------------¬
   ¦           Наименование помещений            ¦ Площадь (кв. м)  ¦
   +---------------------------------------------+------------------+
   ¦Приемно - карантинное отделение:             ¦                  ¦
   ¦приемно - смотровая                          ¦         6        ¦
   ¦изоляционные палаты: на 2 койки - 1          ¦        12        ¦
   ¦                     на 1 койку - 1          ¦         6        ¦
   ¦                     буфетная                ¦         4        ¦
   ¦Кабинет врача                                ¦     21(3 x 7)    ¦
   ¦Кабинет медсестры                            ¦         9        ¦
   ¦Процедурная со стерилизационной              ¦         8        ¦
   ¦Физиотерапевтический кабинет                 ¦        18        ¦
   ¦Стоматологический кабинет                    ¦        12        ¦
   ¦Изолятор: палаты на 3 места - 1              ¦        18        ¦
   ¦                 на 2 места - 2              ¦        24        ¦
   ¦                 на 1 место - 1              ¦         6        ¦
   ¦- палата типа "бокс" на 1 место с санитарным ¦                  ¦
   ¦узлом и отдельным входом                     ¦        15        ¦
   ¦- комната дежурной медсестры                 ¦         9        ¦
   ¦- буфетная - раздаточная с помещением        ¦                  ¦
   ¦для мытья посуды                             ¦       3 + 5      ¦
   ¦- ванная                                     ¦         3        ¦
   ¦- туалет и комната для дезинфицирующих       ¦                  ¦
   ¦средств и хранения инвентаря                 ¦         6        ¦
   ¦- веранда                                    ¦   2,5 кв. м/чел. ¦
   ¦Кабинет психологической разгрузки            ¦        15        ¦
   ¦Санитарный узел персонала                    ¦         3        ¦
   ¦Кабинет ЛФК                                  ¦        50        ¦
   L---------------------------------------------+-------------------

       2.2.2.13. Помещения столовой (обеденный зал,  производственные
   и бытовые помещения) следует размещать на первом этаже с отдельным
   выходом на участок. Производственные цеха ориентируются на север и
   северо - восток, обеденные залы - на юг и юго - восток.
       2.2.2.14. Набор и площади производственных помещений  столовой
   рассчитаны для работы пищеблока на сырье (Прилож. 3).
       В производственных помещениях устанавливается  технологическое
   оборудование,   работающее   на   электричестве.   В   интернатных
   учреждениях небольшой вместимости (до 50 мест)  с  учетом  местных
   условий  допускается применение кухонных плит,  работающих на газе
   или  твердом  топливе.  В  этих  условиях  топку   кухонных   плит
   необходимо вынести в отдельное помещение с выходом наружу.
       2.2.2.15. Обеденные залы предусматривают одновременную посадку
   100%  воспитанников  из  расчета  1,5  кв.  м  на  одно  место для
   школьников и 1,0 кв. м - для дошкольников.
       2.2.2.16. Для разгрузки продуктовых машин оборудуются эстакады
   с возможностью использования малой механизации.
       2.2.3. Интернатные  учреждения  (детские  дома)  по  семейному
   типу:
       2.2.3.1. Организация работы детского дома по  семейному  типу,
   организованного   непосредственно  в  детском  доме,  строится  по
   принципу проживания воспитанников по семейному  типу  (в  семейной
   ячейке дети школьного и дошкольного возраста).
       Семья состоит из детей разного возраста и пола при  постоянном
   присутствии "мамы" - педагога - воспитателя.
       Вместимость такого учреждения не  превышает  100  человек,  из
   которых 25% - дети дошкольного возраста.
       2.2.3.2. Жилая ячейка рассчитана  на  проживание  не  более  7
   детей, из которых 2 - 3 ребенка дошкольного возраста.
       2.2.3.3. Жилая ячейка на 7 человек детей и одного  воспитателя
   состоит:
       - из  жилой комнаты для детей дошкольного возраста (количество
   - 3 человека) площадью 18 кв.  м (из расчета 6  кв.  м  на  одного
   ребенка). В жилой комнате выделяются функциональные зоны для сна и
   игровой деятельности;
       - жилые комнаты для мальчиков и девочек школьного возраста (на
   2 человека) предусматриваются отдельными,  площадью 12 кв.  м  (из
   расчета   6   кв.   м   на   одного   ребенка).  В  жилой  комнате
   предусматривается место для  сна  и  для  индивидуальных  занятий,
   оборудованное секретерами и мягкой мебелью;
       - комната  воспитателя площадью 8 кв.  м располагается рядом с
   жилой комнатой для дошкольников.
       В связи с особенностями проживания детей "по  семейному  типу"
   приготовление  пищи  проводится  на  пищеблоке  детского  дома,  а
   необходимость в общих  обеденных  залах  отпадает,  т.к.  режимные
   моменты   питания   переносятся  в  жилые  ячейки.  С  этой  целью
   необходимо выделить помещение для столовой,  площадью не менее  20
   кв. м, которая может быть использована для совместного досуга всех
   членов семьи. При столовой оборудуется буфетная, площадью не менее
   9 кв. м, с 2-гнездной мойкой для мытья посуды и плитой.
       В жилую ячейку входят:
       - раздевальная с сушильными шкафами площадью 10 кв. м;
       - кладовые  для  хранения  детских  личных и сезонных вещей (2
   помещения по 6 кв. м);
       - кладовая для хранения уборочного инвентаря площадью 3 кв. м;
       - 2  санитарных  блока  при  жилых  комнатах  для  девочек   и
   мальчиков  (площади  в табл.  2.1).  Каждый санитарный блок должен
   состоять из изолированной уборной с умывальником в шлюзе и  ванной
   комнаты, оборудованной ванной с душем и ножной ванной.
       2.2.3.4. В детских домах по семейному типу  административно  -
   хозяйственные,  бытовые  помещения,  медицинский блок,  пищеблок и
   общевоспитательные помещения для школьников должны соответствовать
   требованиям для детских домов традиционного типа (Прилож.  1, 2, 3
   и табл. 2.1).
       Для детей  дошкольного  возраста  взамен специальных залов для
   музыкальных и гимнастических занятий  и  кабинета  ручного  труда,
   указанных  в  Приложении  2,  в  детских  домах  по семейному типу
   необходимо  выделить  2  помещения  площадью  по  50  кв.  м   для
   учебно -  воспитательной  и  трудовой деятельности,  музыкальных и
   спортивных занятий.

             2.3. Требования к внутренней отделке помещений
                             и оборудованию

       2.3.1. Гигиенические    требования    к   внутренней   отделке
   помещений:
       2.3.1.1. Для   внутренней   отделки   помещений   используются
   материалы,  разрешенные в строительстве образовательных учреждений
   и прошедшие гигиеническую оценку.
       2.3.1.2. Стены учебных помещений окрашивают красками, имеющими
   санитарно   -  эпидемиологическое  заключение  о  соответствии  их
   санитарным правилам.
       Стены в  помещениях  с  влажным режимом (душевые,  умывальные,
   постирочные),  кладовых для хранения  чистого  и  грязного  белья,
   туалетах,  панели  в  кухнях (на высоту 1,6 кв.  м) облицовываются
   керамической  глазурованной  плиткой  или  другими   влагостойкими
   материалами.
       Стены в коридорах и холлах  должны  иметь  панель,  отделанную
   облицовочными    материалами,    разрешенными   к   применению   в
   установленном порядке,  или окрашенную на высоту  1,8  м  масляной
   краской.
       2.3.1.3. Потолки в помещениях с обычным  режимом  эксплуатации
   следует   отделывать  с  использованием  меловой  или  известковой
   побелки. Допускается применение водоэмульсионной краски.
       Потолки в помещениях с влажным режимом (душевые,  постирочные,
   умывальные, туалеты и др.) окрашивают масляной краской.
       2.3.1.4. Полы  помещений  интернатных  учреждений  должны быть
   гладкими,  плотно пригнанными,  без  щелей  и  дефектов.  Плинтуса
   должны плотно прилегать к стенам и полу. В качестве материалов для
   полов следует использовать дерево (дощатые полы, покрытие масляной
   краской).
       Допускается покрытие    полов    синтетическими    полимерными
   материалами,    разрешенными    к   применению   в   строительстве
   образовательных учреждений в установленном порядке.
       Полы в  помещениях  с  влажным  режимом:  туалетах,  подсобных
   помещениях (кладовых грязного белья и  др.)  покрывают  метлахской
   плиткой.
       Полы в помещениях душевых  и  постирочных  оборудуют  сливными
   трапами с соответствующими уклонами полов к отверстиям трапов.

                2.4. Требования к оборудованию помещений
               для детей дошкольного и школьного возраста

       2.4.1. Приемные  и  раздевальные оборудуют шкафами для верхней
   одежды детей,  персонала и сушильными шкафами для одежды и  обуви.
   Шкафы    для    одежды    обязательно   закрепляют   и   оборудуют
   индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и  крючками
   для верхней одежды.
       2.4.2. В групповых помещениях столы и стулья устанавливают  по
   числу детей в группах:  4-местные столы в первой, второй младшей и
   средней группах, 2-местные столы с изменяющимся наклоном крышки до
   30 град. - для детей старшей и подготовительной групп.
       Размеры столов  и  стульев должны соответствовать требованиям,
   предъявляемым к функциональным размерам детской дошкольной  мебели
   для каждой возрастной группы.
       Стулья составляют   комплект   со   столами   одной  группы  и
   маркировки (Прилож. 4).
       2.4.3. При расстановке столов для занятий необходимо соблюдать
   следующие требования:
       - столы устанавливают у светонесущей  стены  при  обязательном
   левостороннем освещении;
       - 4-местные столы устанавливают не более чем в 2 ряда;
       - 2-местные столы устанавливают не более чем в 3 ряда;
       - расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,5 м;
       - расстояние первого ряда столов от светонесущей стены - 1 м;
       - расстояние от первых  столов  до  доски  2,5  -  3  м,  угол
   рассматривания должен составлять не менее 45 град.;
       - высота подвеса нижнего края настенной доски - 0,7 - 0,8 м;
       - размер настенной доски должен быть 0,75 - 1,5 м.
       2.4.4. В групповых помещениях для хранения игрушек  и  пособий
   устанавливают специальные шкафы.
       2.4.5. Для показа  диафильмов  следует  применять  стандартные
   диапроекторы  и  экраны  с  коэффициентом  отражения  0,8.  Высота
   подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не  более  1,3
   м.
       Не проводить показ диафильмов непосредственно на стене.
       2.4.6. Спальни  для  детей  3  - 7 лет оборудуют стационарными
   кроватями. Длина кровати - 140 см, ширина - 60 см.
       В спальне не используют стационарные двухъярусные кровати.
       В туалетных детских групп устанавливают настенные или навесные
   вешалки с индивидуальными ячейками для детских полотенец (личных и
   ножных), предметов личной гигиены, хозяйственные шкафы.
       Все стационарное оборудование для детей плотно закрепляют.
       2.4.7. Буфетные оборудуют 2-гнездными мойками (с  обязательным
   устройством  воздушных  разрывов).  Для  сушки  и  хранения посуды
   устанавливают подвесные сушилки и шкафы.
       2.4.8. Комнату   ручного  труда  оборудуют  в  соответствии  с
   гигиеническими требованиями к детским дошкольным учреждениям.
       2.4.9 Спальные    комнаты   для   детей   школьного   возраста
   обеспечивают  твердым  и  мягким  инвентарем  в   соответствии   с
   требованиями, предъявляемыми к мебели.
       Кровати в  спальных   комнатах   расставляют   с   соблюдением
   минимальных разрывов:  между длинными сторонами кроватей - 0,65 м,
   от наружных стен - не менее 0,6 м,  от отопительных приборов - 0,2
   м, между   изголовьями  двух  кроватей  -  0,3  -  0,4  м,  ширина
   центрального прохода между кроватями - не менее 1,1 м.
       Спальные комнаты   оборудуют   пристроенными  или  встроенными
   шкафами для одежды и обуви.  Количество  отделений  во  встроенных
   шкафах соответствует количеству спальных мест в комнате.
       Количество тумбочек   и   стульев    в    спальных    комнатах
   соответствует числу проживающих.
       Покрытия столов,  тумбочек,  спинок кроватей,  полок и  другой
   мебели должны быть гладкими, легко доступными для влажной уборки и
   дезинфекции.
       2.4.10. Оконные  проемы  учебных,  спальных и других помещений
   оборудуют карнизами для штор.
       2.4.11. Комнаты  для отдыха и приготовления уроков оборудуют в
   соответствии с требованиями,  предъявляемыми к  столам  и  стульям
   ученическим.
       2.4.12. В учебных помещениях  школ  -  интернатов  окрашивают:
   классные доски  -  в темно - коричневый или темно - зеленый цвета;
   мебель  -  в  светлые  тона  желто  -  зеленой  гаммы  или   цвета
   натурального дерева;  стены - в светлые  тона  (светло  -  желтый,
   бежевый, розовый, светло - зеленый и др.).

                    2.5. Требования к естественному
                       и искусственному освещению

       2.5.1. Основные   помещения   интернатных   учреждений   имеют
   непосредственное естественное освещение.
       Допускается проектировать без естественного света:
       - снарядные,  умывальные,  душевые, уборные при гимнастическом
   зале; душевые и уборные персонала; комнаты для личной гигиены;
       - помещения для сушки одежды и обуви;
       - кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения
   легко воспламеняющихся и горючих жидкостей);
       - помещения для хранения дезсредств;
       - радиоузлы, кинофотолаборатории;
       - книгохранилища;
       - бойлерные,  насосные  водопровода  и   канализации;   камеры
   вентиляционные  и  кондиционирования  воздуха;  узлы  управления и
   другие  помещения  для  установки  и   управления   инженерным   и
   технологическим оборудованием зданий.
       2.5.2. Естественное освещение в помещениях для  занятий  детей
   осуществляется   через   боковые  светопроемы,  преимущественно  с
   левосторонней направленностью света на рабочее место.  Направление
   светового потока на рабочее место спереди и сзади недопустимо.
       2.5.3. Допустимый коэффициент естественной освещенности  (КЕО)
   в помещениях:  не ниже 1,0%  - в раздевальной, 1,5% - в групповой,
   комнате  заболевшего  ребенка,   спальных   комнатах,   изоляторе,
   комнатах для приготовления уроков.  Указанные значения нормируются
   для зданий,  расположенных в I группе административных районов  по
   ресурсам светового климата;  для других районов проводятся расчеты
   в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
       2.5.4. Неравномерность    естественного    освещения   учебных
   помещений не должна превышать 3:1.
       2.5.5. Светопроемы  в учебных помещениях,  в спальных комнатах
   оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами типа  жалюзи,
   тканевыми шторами светлых тонов, сочетающимися с цветом стен.
       2.5.6. Помещения для учебных занятий,  отдыха детей,  спальные
   помещения,  палаты изолятора следует ориентировать преимущественно
   на южные румбы горизонта.
       2.5.7. В помещениях, ориентированных на южную сторону, следует
   применять отделочные материалы и  краски  неярких  холодных  тонов
   (бледно    -   голубой,   бледно   -   зеленый);   в   помещениях,
   ориентированных на север,  следует применять теплые  светлые  тона
   (бледно - розовый,  бледно - желтый,  бежевый). Отдельные элементы
   интерьера можно окрашивать в более яркие цвета.
       2.5.8. Для  отделки  помещений  используют диффузно отражающие
   материалы,  краски с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 -
   0,8; стен и оборудования - 0,5 - 0,6; пола - 0,3 - 0,5.
       2.5.9. Цветы рекомендуется размещать в простенках в  подвесных
   или  напольных  цветочницах  на  высоте  65  - 70 см от пола,  и в
   уголках природы.
       2.5.10. Источники искусственного освещения должны обеспечивать
   достаточное и равномерное освещение помещений.  Преимущество имеет
   люминесцентное   освещение.   Нормируемые   уровни   искусственной
   освещенности  в   основных   помещениях   интернатных   учреждений
   представлены в табл. 2.3.
       При использовании ламп накаливания норму освещенности понижают
   на две ступени шкалы освещенности.

                                                          Таблица 2.3

             НОРМИРУЕМАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ В ОСНОВНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
                         ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

   ----T----------------------T---------------------T---------------¬
   ¦ N ¦Наименование помещений¦Освещенность в лк <*>¦  Поверхности, ¦
   ¦   ¦                      ¦                     ¦   к которым   ¦
   ¦   ¦                      ¦                     ¦   относятся   ¦
   ¦   ¦                      ¦                     ¦нормы освещения¦
   +---+----------------------+---------------------+---------------+
   ¦ 1 ¦          2           ¦          3          ¦       4       ¦
   +---+----------------------+---------------------+---------------+
   ¦  I¦Помещения для дошколь-¦                     ¦               ¦
   ¦   ¦ных групп детских до- ¦                     ¦               ¦
   ¦   ¦мов:                  ¦                     ¦               ¦
   ¦   ¦раздевальная          ¦         200         ¦На полу        ¦
   ¦   ¦групповая             ¦         300 <*>     ¦Горизонтальные ¦
   ¦   ¦                      ¦                     ¦поверхности на ¦
   ¦   ¦                      ¦                     ¦уровне 0,5 м   ¦
   ¦   ¦спальня, веранда      ¦          75         ¦      -        ¦
   ¦   ¦туалетная             ¦          75         ¦На полу        ¦
   ¦   ¦буфетная              ¦         200         ¦На уровне 0,8 м¦
   +---+----------------------+---------------------+---------------+
   ¦ II¦Помещения для школьных¦                     ¦               ¦
   ¦   ¦групп детских домов и ¦                     ¦               ¦
   ¦   ¦школ - интернатов:    ¦                     ¦               ¦
   ¦   ¦комната для отдыха и  ¦                     ¦               ¦
   ¦   ¦приготовления уроков  ¦         300         ¦Горизонт. -    ¦
   ¦   ¦                      ¦                     ¦0,8 м          ¦
   ¦   ¦спальные комнаты      ¦          75         ¦      -        ¦
   ¦   ¦комната дежурных вос- ¦                     ¦               ¦
   ¦   ¦питателей             ¦         200         ¦      -        ¦
   ¦   ¦уборные, умывальные   ¦          75         ¦На полу        ¦
   ¦   ¦комнаты личной гигиены¦                     ¦               ¦
   ¦   ¦девочек, душевые      ¦          75         ¦На полу        ¦
   ¦   ¦обеденный зал         ¦         200         ¦Горизонт. -    ¦
   ¦   ¦                      ¦                     ¦0,8 м          ¦
   ¦   ¦раздаточные           ¦         300         ¦      -        ¦
   ¦   ¦холодные и горячие це-¦                     ¦               ¦
   ¦   ¦хи, доготовочные и за-¦                     ¦               ¦
   ¦   ¦готовочные            ¦         200         ¦      -        ¦
   ¦   ¦моечные               ¦         200         ¦      -        ¦
   ¦   ¦вестибюли и гардероб- ¦                     ¦               ¦
   ¦   ¦ные                   ¦         150         ¦На полу        ¦
   ¦   ¦лестницы главные      ¦         100         ¦На полу на сту-¦
   ¦   ¦                      ¦                     ¦пен.           ¦
   ¦   ¦остальные лестничные  ¦                     ¦      -        ¦
   ¦   ¦клетки                ¦          50         ¦               ¦
   ¦   ¦библиотека            ¦         300         ¦Горизонт. -    ¦
   ¦   ¦                      ¦                     ¦0,8 м          ¦
   +---+----------------------+---------------------+---------------+
   ¦III¦Общие помещения для   ¦                     ¦               ¦
   ¦   ¦всех видов учреждений:¦                     ¦               ¦
   ¦   ¦кабинет врача         ¦         300         ¦Горизонт. -    ¦
   ¦   ¦                      ¦                     ¦0,8 м          ¦
   ¦   ¦комната заболевшего   ¦         150         ¦Горизонт. -    ¦
   ¦   ¦ребенка               ¦                     ¦0,5 м          ¦
   ¦   ¦изолятор              ¦         150         ¦Горизонт. -    ¦
   ¦   ¦                      ¦                     ¦0,5 м          ¦
   L---+----------------------+---------------------+----------------

       --------------------------------
       <*> Условия   освещения   приравниваются  к  нормам  освещения
   подготовительных классов общеобразовательных школ.

       2.5.11. Выбор светильников для основных помещений  интернатных
   учреждений осуществляется согласно табл. 2.4.

                                                          Таблица 2.4

                РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ
               ОСНОВНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

   ----------------T---------T--------------T---------T-------------¬

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное