Стр. 1
Утверждаю
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации,
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
1 ноября 2000 года
Дата введения -
с момента утверждения
2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ
В ДЕТСКИХ ДОМАХ И ШКОЛАХ - ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
СП 2.4.990-00
1. Разработаны: НИИ гигиены и охраны здоровья детей и
подростков Научного центра здоровья детей РАМН (В.Р. Кучма, Л.М.
Сухарева, Б.3. Воронова, М.И. Степанова, В.И. Белявская, Н.Н.
Куинджи, 3.И. Сазанюк, Г.М. Сапожникова, К.Э. Павлович, Г.А.
Шаршаткина); при участии Российской медицинской академии
последипломного образования МЗ РФ (А.Г. Сухарев, Л.Я. Каневская);
НИИ дезинфектологии МЗ РФ (Л.С. Федорова, А.И. Фролова); Института
медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И.
Марциновского ММА им. И.М. Сеченова МЗ РФ (В.П. Сергиев, Н.А.
Романенко, А.И. Чернышенко); Федерального научного центра гигиены
им. Ф.Ф. Эрисмана МЗ РФ (И.И. Пономаренко); Департамента
госсанэпиднадзора МЗ РФ (Б.Г. Бокитько, М.Ф. Глазкова);
Министерства образования РФ (Л.К. Сидорова, Л.П. Рябова, И.Н.
Володина, Т.Г. Балашова); Российского института общественных
зданий (В.И. Степанов).
2. Рекомендованы Комиссией по государственному санитарно -
эпидемиологическому нормированию при Минздраве России.
3. Утверждены Главным государственным санитарным врачом
Российской Федерации - Первым заместителем Министра
здравоохранения Российской Федерации 1 ноября 2000 г.
4. В государственной регистрации не нуждаются, т.к. носят
технический характер, новых правовых норм не содержат (письмо
Минюста России от 14 декабря 2000 г. N 10936-ЮД).
5. Введены взамен "Санитарных правил по устройству и
содержанию детских домов", утвержденных Минздравом СССР 20.07.64.
Федеральный закон Российской Федерации
"О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"
N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.
"Государственные санитарно - эпидемиологические правила и
нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые
акты, устанавливающие санитарно - эпидемиологические требования (в
том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов
среды обитания для человека, гигиенические или иные нормативы),
несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а
также угрозу возникновения и распространения заболеваний".
"Соблюдение санитарных правил является обязательным для
граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц"
(статья 39).
"За нарушение санитарного законодательства устанавливается
дисциплинарная, административная и уголовная ответственность"
(статья 55).
1. Общие положения и область применения
1.1. Настоящие Санитарно - эпидемиологические правила (далее -
санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным
законом "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"
от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, Законом Российской Федерации "Об
образовании" от 5 января 1996 г., "Положением о государственном
санитарно - эпидемиологическом нормировании", утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000
г. N 554.
Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к
устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах
и школах - интернатах для детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, и предназначены для работников органов и
учреждений госсанэпидслужбы, здравоохранения и образования.
2. Гигиенические требования
к устройству, содержанию, организации режима
работы в детских домах и школах - интернатах
для детей - сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей
2.1. Требования к участку
2.1.1. Детские дома и школы - интернаты для детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей (далее - интернатные
учреждения), следует размещать на обособленных земельных участках
в озелененных районах городов, пригородных зонах и сельской
местности. Детские дома необходимо размещать вблизи
общеобразовательных школ, при новом их строительстве с учетом
радиуса пешеходной доступности - не более 500 м. Земельный участок
интернатных учреждений должен иметь ограждение высотой не менее
1,6 м и наружное электрическое освещение при норме освещенности 10
лк на земле.
2.1.2. Площадь земельных участков интернатных учреждений, вне
зависимости от их вместимости, должна составлять не менее 150 кв.
м на одного воспитанника, не считая площади хозяйственной зоны и
площади застройки.
2.1.3. Земельный участок должен быть сухим, чистым, хорошо
проветриваемым и инсолируемым, иметь не менее двух въездов
(основной и хозяйственный) и удобные подъездные пути.
2.1.4. Санитарные разрывы от промышленных, коммунальных,
сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей
принимают в соответствии с требованиями, предъявляемыми к
планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных
пунктов.
Санитарные разрывы между спальными и учебными корпусами в
школах - интернатах должны составлять не более 50 м, от основных
зданий интернатных учреждений до автомагистралей - не менее 150 м,
до хозяйственной зоны - не менее 100 м, дорог местного значения -
не менее 30 м.
Подходы к зданию, пути движения воспитанников на участке не
должны пересекаться с проездными путями транспорта.
2.1.5. На земельном участке интернатных учреждений выделяют
следующие функциональные зоны:
- зона застройки;
- физкультурно - спортивная,
- учебно - опытная;
- зона отдыха;
- хозяйственная зона.
В интернатных учреждениях смешанного типа выделяется зона
групповых площадок для детей дошкольного возраста.
Для интернатных учреждений, расположенных в сельской
местности, выделяется зона для подсобного хозяйства в
непосредственной близости от этих учреждений.
Расстояние от ферм до жилых построек согласовывается
территориальным центром госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) с учетом местной
ситуации.
2.1.6 Озеленение участка предусматривается из расчета не менее
50% от общей площади территории интернатного учреждения. Во
избежание снижения освещенности в помещениях, кустарники следует
высаживать не ближе 5 м, а деревья - 10 м от здания. Ширина
зеленой полосы со стороны улицы составляет 6 м, а с других сторон
- 1,5 м. В целях предупреждения возникновения отравления при
озеленении участка не допускается посадка деревьев и кустарников с
ядовитыми плодами.
2.1.7. Площадь групповой площадки для детей дошкольного
возраста принимается из расчета не менее 7,2 кв. м на одного
ребенка.
Площадки закрепляются за каждой группой детей. Для защиты
детей от солнца и осадков на территории групповой площадки
устанавливается теневой навес площадью не менее 40 кв. м. Полы
делаются деревянными и устанавливаются на расстоянии не менее 15
см от земли.
В I, II, III климатических районах теневые навесы ограждаются
с трех сторон, высота ограждения - не менее 1,5 м. В IА, IВ, IГ
климатических подрайонах вместо теневых навесов оборудуются
отапливаемые прогулочные веранды.
2.1.8. Общая физкультурная площадка должна иметь площадь не
менее 200 кв. м, травяное покрытие и оборудоваться:
- беговой дорожкой длиной 30 м;
- ямой для прыжков (4 x 4);
- зоной для спортивных игр;
- зоной для проведения закаливающих мероприятий, хорошо
инсолируемой в дневное время;
- зоной для гимнастических снарядов;
- площадкой для профилактики плоскостопия.
Групповые площадки по периметру участка соединяются кольцевой
дорожкой шириной 1,5 м - для езды на велосипеде, хождения на
лыжах, изучения правил дорожного движения.
2.1.9. В III климатическом районе следует предусматривать
устройство открытых ванн для обучения детей плаванию и
плескательных ванн для игр детей, а также устройство гелиодушевых.
2.1.10. Физкультурно - спортивная зона для детей школьного
возраста включает:
- площадки для спортивных игр (волейбола, баскетбола,
тенниса);
- специализированную площадку (для гимнастики или занятий
другого профиля);
- комбинированное поле для футбола, ручного мяча;
- два сектора для прыжков в высоту и длину;
- площадки для мини - футбола, хоккея, мини - волейбола, мини
- тенниса, городков, лапты;
- бассейн (по возможности).
2.1.11. Устройство и оборудование площадок должно
соответствовать росту и возрасту детей и исключать возможность
травматизма детей во время игр и занятий.
2.1.12. Физкультурно - спортивную зону не размещают со стороны
окон учебных помещений зданий интернатных учреждений.
Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует
размещать на расстоянии не менее 25 м от окон здания; при наличии
ограждения площадок высотой 3 м расстояние от них может быть
сокращено до 15 м, площадки для других видов физкультурно -
спортивных занятий должны располагаться на расстоянии не менее 10
м.
2.1.13. Зона отдыха должна быть хорошо озеленена и
располагаться вдали от источников шума (спортплощадок, гаражей,
мастерских).
Состав, планировочная организация и оборудование площадок
должны удовлетворять потребностям детей в различных видах игр.
Покрытие площадок должно быть хорошо дренирующим и беспыльным.
2.1.14. Учебно - опытная зона включает:
- участок овощных культур;
- участок плодово - ягодных культур;
- участок цветочно - декоративных растений;
- теплицу;
- живой уголок для мелких животных и птиц (животные и птицы
обязательно должны проходить ветнадзор);
- площадку для занятий на воздухе (с навесом).
2.1.15. Площадь хозяйственной зоны принимается из расчета 3
кв. м на 1 человека.
Хозяйственная зона располагается на границе земельного участка
вдали от групповых и физкультурных площадок и изолируется от
остальной территории зелеными насаждениями.
Хозяйственная зона имеет самостоятельный въезд с улицы,
удобную связь с пищеблоком и постирочной.
На территории хозяйственной зоны могут размещаться: котельная
с соответствующим хранилищем топлива, сооружения водоснабжения с
санитарно - защитной зоной (при отсутствии центрального
водоснабжения), гараж, овоще-, фрукто-, картофелехранилище,
складские помещения; выделяются места для сушки белья и выбивания
ковровых изделий.
На хозяйственном дворе располагаются мусоросборники на
специальной бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от
здания. Размер асфальтированной части площадки должен быть
увеличен по отношению к площади мусоросборника на 1,5 м с каждой
стороны.
2.2. Требования к зданию
2.2.1. Гигиенические требования к планировочной структуре
здания исходят из содержания воспитательной работы с детьми и типа
интернатного учреждения - традиционного воспитания и обучения
детей в детских домах и школах - интернатах и нетрадиционного
воспитания.
2.2.2. Интернатные учреждения традиционного типа:
2.2.2.1. Вместимость интернатных учреждений традиционного типа
не должна превышать 300 мест, оптимальная вместимость детских
домов - 60 мест.
Планировочное решение здания интернатного учреждения должно
обеспечивать четкое деление на основные функциональные группы
помещений: жилые, общевоспитательного назначения, медицинского
обслуживания, административно - хозяйственные и бытовые с
пищеблоком и постирочной. Для детей школьного возраста в детских
домах, помимо перечисленных, выделяется группа помещений для
внеучебных занятий: приготовления уроков, музыкальных и
физкультурных занятий, трудовой деятельности и др.
Взаимное расположение отдельных групп помещений
предусматривает удобные и короткие связи.
2.2.2.2. Интернатные учреждения размещают в отдельно стоящих
зданиях, детские дома для детей дошкольного возраста - в
двухэтажных зданиях, детские дома и школы - интернаты для детей
школьного возраста и смешанного типа - в зданиях не более 3
этажей.
В детских домах смешанного типа допускается размещение
дошкольных групп только ниже 3 этажа зданий.
2.2.2.3. В здании необходимо строго соблюдать принцип изоляции
жилых помещений от административно - хозяйственных и помещений
общего назначения, дошкольных групп от школьных, а также между
группами детей дошкольного возраста.
2.2.2.4. В детских домах смешанного типа входы в здание для
детей дошкольного и школьного возраста необходимо предусматривать
раздельными.
В дошкольных детских домах одним входом могут пользоваться не
более 4 дошкольных групп.
При небольшой вместимости (до 60 человек) допускается
пользоваться общим входом детям дошкольного и младшего школьного
возраста, а также централизованным гардеробом с помещением для
сушки одежды и обуви.
Наружные входы в здания оборудуются тамбурами: одним - в IIIБ
климатическом подрайоне, двойным - в IВ, IД, II и III
климатических районах, тройным тамбуром под углом - в IА, IБ и IГ
климатических подрайонах (наружная дверь должна открываться
вовнутрь).
2.2.2.5. При входе в здание интернатного учреждения
располагаются гардероб для персонала и посетителей и гостиная для
встречи детей с родственниками (площадь не менее 12 кв. м),
санитарный узел с умывальником.
2.2.2.6. Комплекс помещений, необходимый для проживания группы
детей, проектируется по принципу жилой ячейки.
Необходимый состав и площади помещений, входящих в жилые
ячейки для детей разного возраста в интернатных учреждениях,
приведены в табл. 2.1.
Площади помещений спальных, раздевальных и гардеробных в
интернатных учреждениях, размещаемых в IА, IБ и IГ климатических
подрайонах, следует увеличивать на 10%.
Спальни для детей от 3 до 7 лет проектируются на группу из
расчета 3,0 кв. м на одного ребенка. Норма площади на одного
воспитанника школьного возраста должна быть не менее 6 кв. м.
Для детей школьного возраста спальни для мальчиков и девочек
предусматриваются раздельными и рассчитаны: для школьников до 11
лет - не более чем на 3 места, для школьников 11 - 15 лет - не
более чем на 2 - 3 места, для школьников 16 - 18 лет - не более
чем на 2 места, а для детей - родственников - на 2 - 3 места.
В IА, IБ и IГ климатических подрайонах для детей дошкольного
возраста следует предусматривать отапливаемые прогулочные веранды
из расчета 2,5 кв. м на одно место.
Таблица 2.1
СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ ЖИЛОЙ ЯЧЕЙКИ
НА 1 ГРУППУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
----------------------------------------T------------------------¬
¦Наименование помещений в жилых ячейках ¦Площадь (кв. м) на 1 ¦
¦ ¦группу детей (10 чело- ¦
¦ ¦век) ¦
¦ +------------T-----------+
¦ ¦дошкольники ¦ школьники ¦
+---------------------------------------+------------+-----------+
¦Раздевальная ¦ 16 ¦ 18 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Комната для сушки одежды и обуви ¦ 4 ¦ 4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Игровая ¦ 50 ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Буфетная ¦ 5 ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Комната для индивидуальных занятий ¦ ¦ ¦
¦со специалистами (логопед, психолог) ¦ 9 ¦ 9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Комната отдыха ¦ 9 ¦ 36 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Комната для приготовления уроков ¦ - ¦ 36 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Спальные ¦ 3,0 ¦ 6,0 ¦
¦ ¦ кв. м/чел. ¦ кв. м/чел.¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Санитарный узел ¦ 0,8 ¦ 0,35 ¦
¦ ¦ кв. м/чел. ¦ кв. м/чел.¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Комната для стирки и сушки мелких вещей¦ - ¦ 6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Комната для глажения и чистки одежды ¦ - ¦ 5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Комната для хранения колясок, санок ¦ 6 ¦ 6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Комната для хранения личных и сезонных ¦ ¦ ¦
¦вещей ¦ 6 ¦ 9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Комната дежурного воспитателя ¦ 9 ¦ 9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Комната гигиены девочек ¦ - ¦ 4 ¦
L---------------------------------------+------------+------------
Раздевальные помещения оборудуются встроенными шкафами для
раздельного хранения одежды и обуви.
Вблизи раздевалок предусматриваются комнаты для сушки одежды и
обуви, оборудованные подводкой горячей воды, вентиляцией,
стеллажами и приспособлениями для сушки одежды.
Санитарные узлы на группу детей дошкольного возраста
оборудуются из расчета: 5 детских умывальников, 4 детских унитаза
в открытых кабинах с перегородками - экранами, 1 взрослый унитаз в
закрытой кабине, 2 душевых поддона с душевой сеткой на гибком
шланге, 1 полотенцесушитель, 4 ногомойки.
Высота установки детских санитарных приборов от пола до борта
прибора составляет: умывальников для детей младшего дошкольного
возраста - 0,4 м, умывальников для детей среднего и старшего
дошкольного возраста - 0,5 м, ванн на постаментах - 0,6 м,
глубокого душевого поддона для детей первой младшей группы (при
высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,5 м) - 0,6
м, мелкого душевого поддона для детей дошкольного возраста (при
высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,6 м) - 0,3
м. Душевые сетки должны быть с гибким шлангом.
Для детей старшего дошкольного возраста и школьного возраста
туалетные комнаты проектируются раздельными для мальчиков и
девочек и оборудуются: 1 умывальником на 4 человека, 3 ногомойками
на 10 человек.
Туалетные оборудуются 2 унитазами на 5 девочек и 2 - на 5
мальчиков, 1 писсуаром на 5 мальчиков. Туалетные кабины
оборудуются дверью.
Душевые кабины (с раздевальными) оборудуются из расчета 1
рожок не более чем на 5 человек.
Комнаты личной гигиены девочек оборудуются из расчета не менее
2-х кабин на 15 девочек, оборудованных биде или поддоном с гибким
шлангом, умывальником и унитазом.
Необходимо предусмотреть помещения для уборочного инвентаря
(площадью 3 кв. м), оборудованные подводкой горячей и холодной
воды, сливом и сушкой (для тряпок).
На каждом этаже предусматривается санитарный узел для
персонала, оборудованный унитазом и умывальником в шлюзе.
2.2.2.7. Состав и площади помещений общевоспитательного
назначения приведены в Прилож. 1.
2.2.2.8. В детских домах для детей дошкольного возраста
вместимостью 100 мест следует предусматривать один зал для
музыкальных и гимнастических занятий, при увеличении вместимости
детского дома более 100 мест - 2 зала. Залы для музыкальных и
гимнастических занятий детей не должны быть проходными.
Для воспитанников школьного возраста в школах - интернатах
площадь учебно - спортивного зала составляет не менее 288 кв. м, в
детских домах - не менее 162 кв. м.
Необходимо выделить тренажерный зал и оборудовать его
тренажерами: (например, типа "Здоровье", "Стенка здоровья", "Горка
для бега", "Беговая дорожка" и др.), велотренажерами и
велоэргометрами, гребными тренажерами (например, "Гребля",
"Кавказец" и др.), переносимыми тренажерами (эспандеры, диски
вращения) и другие.
2.2.2.9. Примерный состав и площади административно -
хозяйственных и бытовых помещений детских домов приведены в
Прилож. 2.
2.2.2.10. Помещения для сдачи грязного и получения чистого
белья должны быть раздельными и иметь отдельные входы (окна). Шлюз
с окном для сдачи грязного белья должен открываться в сторону
постирочной.
Не устраивают вход в постирочную против входов в помещения
групповых ячеек и пищеблока.
В интернатных учреждениях, полностью обслуживаемых фабрикой -
прачечной, следует предусматривать помещение площадью 4 - 6 кв. м
в зависимости от количества мест в учреждении с отдельным наружным
выходом для сортировки и сдачи грязного белья.
2.2.2.11. Состав и площади учебных помещений школ - интернатов
для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
должны соответствовать требованиям по проектированию школ и школ -
интернатов общего типа и гигиеническим требованиям к
общеобразовательным учебным заведениям.
2.2.2.12. Медицинские помещения размещаются на первом этаже в
изолированном блоке. Медицинский блок состоит из
приемно - карантинного отделения, изолятора и врачебно -
процедурных кабинетов (табл. 2.2).
Изолятор отделяют от остальных помещений медицинского блока
шлюзом с умывальником и он имеет самостоятельный выход на участок.
Количество коек в палатах изолятора, включающего боксы,
принимается из расчета не менее 2% вместимости учреждения и
рассчитано не менее чем на 3 инфекции.
Комната дежурной медицинской сестры размещается рядом с
палатами изолятора и имеет отдельный вход из коридора.
Посудомоечная при буфетной - раздаточной оборудуется тремя
моечными ваннами и баком для дезинфекции посуды. Примерный состав
и площади группы медицинских помещений приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ И РАЗМЕРЫ ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ
МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
----------------------------------------------T------------------¬
¦ Наименование помещений ¦ Площадь (кв. м) ¦
+---------------------------------------------+------------------+
¦Приемно - карантинное отделение: ¦ ¦
¦приемно - смотровая ¦ 6 ¦
¦изоляционные палаты: на 2 койки - 1 ¦ 12 ¦
¦ на 1 койку - 1 ¦ 6 ¦
¦ буфетная ¦ 4 ¦
¦Кабинет врача ¦ 21(3 x 7) ¦
¦Кабинет медсестры ¦ 9 ¦
¦Процедурная со стерилизационной ¦ 8 ¦
¦Физиотерапевтический кабинет ¦ 18 ¦
¦Стоматологический кабинет ¦ 12 ¦
¦Изолятор: палаты на 3 места - 1 ¦ 18 ¦
¦ на 2 места - 2 ¦ 24 ¦
¦ на 1 место - 1 ¦ 6 ¦
¦- палата типа "бокс" на 1 место с санитарным ¦ ¦
¦узлом и отдельным входом ¦ 15 ¦
¦- комната дежурной медсестры ¦ 9 ¦
¦- буфетная - раздаточная с помещением ¦ ¦
¦для мытья посуды ¦ 3 + 5 ¦
¦- ванная ¦ 3 ¦
¦- туалет и комната для дезинфицирующих ¦ ¦
¦средств и хранения инвентаря ¦ 6 ¦
¦- веранда ¦ 2,5 кв. м/чел. ¦
¦Кабинет психологической разгрузки ¦ 15 ¦
¦Санитарный узел персонала ¦ 3 ¦
¦Кабинет ЛФК ¦ 50 ¦
L---------------------------------------------+-------------------
2.2.2.13. Помещения столовой (обеденный зал, производственные
и бытовые помещения) следует размещать на первом этаже с отдельным
выходом на участок. Производственные цеха ориентируются на север и
северо - восток, обеденные залы - на юг и юго - восток.
2.2.2.14. Набор и площади производственных помещений столовой
рассчитаны для работы пищеблока на сырье (Прилож. 3).
В производственных помещениях устанавливается технологическое
оборудование, работающее на электричестве. В интернатных
учреждениях небольшой вместимости (до 50 мест) с учетом местных
условий допускается применение кухонных плит, работающих на газе
или твердом топливе. В этих условиях топку кухонных плит
необходимо вынести в отдельное помещение с выходом наружу.
2.2.2.15. Обеденные залы предусматривают одновременную посадку
100% воспитанников из расчета 1,5 кв. м на одно место для
школьников и 1,0 кв. м - для дошкольников.
2.2.2.16. Для разгрузки продуктовых машин оборудуются эстакады
с возможностью использования малой механизации.
2.2.3. Интернатные учреждения (детские дома) по семейному
типу:
2.2.3.1. Организация работы детского дома по семейному типу,
организованного непосредственно в детском доме, строится по
принципу проживания воспитанников по семейному типу (в семейной
ячейке дети школьного и дошкольного возраста).
Семья состоит из детей разного возраста и пола при постоянном
присутствии "мамы" - педагога - воспитателя.
Вместимость такого учреждения не превышает 100 человек, из
которых 25% - дети дошкольного возраста.
2.2.3.2. Жилая ячейка рассчитана на проживание не более 7
детей, из которых 2 - 3 ребенка дошкольного возраста.
2.2.3.3. Жилая ячейка на 7 человек детей и одного воспитателя
состоит:
- из жилой комнаты для детей дошкольного возраста (количество
- 3 человека) площадью 18 кв. м (из расчета 6 кв. м на одного
ребенка). В жилой комнате выделяются функциональные зоны для сна и
игровой деятельности;
- жилые комнаты для мальчиков и девочек школьного возраста (на
2 человека) предусматриваются отдельными, площадью 12 кв. м (из
расчета 6 кв. м на одного ребенка). В жилой комнате
предусматривается место для сна и для индивидуальных занятий,
оборудованное секретерами и мягкой мебелью;
- комната воспитателя площадью 8 кв. м располагается рядом с
жилой комнатой для дошкольников.
В связи с особенностями проживания детей "по семейному типу"
приготовление пищи проводится на пищеблоке детского дома, а
необходимость в общих обеденных залах отпадает, т.к. режимные
моменты питания переносятся в жилые ячейки. С этой целью
необходимо выделить помещение для столовой, площадью не менее 20
кв. м, которая может быть использована для совместного досуга всех
членов семьи. При столовой оборудуется буфетная, площадью не менее
9 кв. м, с 2-гнездной мойкой для мытья посуды и плитой.
В жилую ячейку входят:
- раздевальная с сушильными шкафами площадью 10 кв. м;
- кладовые для хранения детских личных и сезонных вещей (2
помещения по 6 кв. м);
- кладовая для хранения уборочного инвентаря площадью 3 кв. м;
- 2 санитарных блока при жилых комнатах для девочек и
мальчиков (площади в табл. 2.1). Каждый санитарный блок должен
состоять из изолированной уборной с умывальником в шлюзе и ванной
комнаты, оборудованной ванной с душем и ножной ванной.
2.2.3.4. В детских домах по семейному типу административно -
хозяйственные, бытовые помещения, медицинский блок, пищеблок и
общевоспитательные помещения для школьников должны соответствовать
требованиям для детских домов традиционного типа (Прилож. 1, 2, 3
и табл. 2.1).
Для детей дошкольного возраста взамен специальных залов для
музыкальных и гимнастических занятий и кабинета ручного труда,
указанных в Приложении 2, в детских домах по семейному типу
необходимо выделить 2 помещения площадью по 50 кв. м для
учебно - воспитательной и трудовой деятельности, музыкальных и
спортивных занятий.
2.3. Требования к внутренней отделке помещений
и оборудованию
2.3.1. Гигиенические требования к внутренней отделке
помещений:
2.3.1.1. Для внутренней отделки помещений используются
материалы, разрешенные в строительстве образовательных учреждений
и прошедшие гигиеническую оценку.
2.3.1.2. Стены учебных помещений окрашивают красками, имеющими
санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии их
санитарным правилам.
Стены в помещениях с влажным режимом (душевые, умывальные,
постирочные), кладовых для хранения чистого и грязного белья,
туалетах, панели в кухнях (на высоту 1,6 кв. м) облицовываются
керамической глазурованной плиткой или другими влагостойкими
материалами.
Стены в коридорах и холлах должны иметь панель, отделанную
облицовочными материалами, разрешенными к применению в
установленном порядке, или окрашенную на высоту 1,8 м масляной
краской.
2.3.1.3. Потолки в помещениях с обычным режимом эксплуатации
следует отделывать с использованием меловой или известковой
побелки. Допускается применение водоэмульсионной краски.
Потолки в помещениях с влажным режимом (душевые, постирочные,
умывальные, туалеты и др.) окрашивают масляной краской.
2.3.1.4. Полы помещений интернатных учреждений должны быть
гладкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов. Плинтуса
должны плотно прилегать к стенам и полу. В качестве материалов для
полов следует использовать дерево (дощатые полы, покрытие масляной
краской).
Допускается покрытие полов синтетическими полимерными
материалами, разрешенными к применению в строительстве
образовательных учреждений в установленном порядке.
Полы в помещениях с влажным режимом: туалетах, подсобных
помещениях (кладовых грязного белья и др.) покрывают метлахской
плиткой.
Полы в помещениях душевых и постирочных оборудуют сливными
трапами с соответствующими уклонами полов к отверстиям трапов.
2.4. Требования к оборудованию помещений
для детей дошкольного и школьного возраста
2.4.1. Приемные и раздевальные оборудуют шкафами для верхней
одежды детей, персонала и сушильными шкафами для одежды и обуви.
Шкафы для одежды обязательно закрепляют и оборудуют
индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками
для верхней одежды.
2.4.2. В групповых помещениях столы и стулья устанавливают по
числу детей в группах: 4-местные столы в первой, второй младшей и
средней группах, 2-местные столы с изменяющимся наклоном крышки до
30 град. - для детей старшей и подготовительной групп.
Размеры столов и стульев должны соответствовать требованиям,
предъявляемым к функциональным размерам детской дошкольной мебели
для каждой возрастной группы.
Стулья составляют комплект со столами одной группы и
маркировки (Прилож. 4).
2.4.3. При расстановке столов для занятий необходимо соблюдать
следующие требования:
- столы устанавливают у светонесущей стены при обязательном
левостороннем освещении;
- 4-местные столы устанавливают не более чем в 2 ряда;
- 2-местные столы устанавливают не более чем в 3 ряда;
- расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,5 м;
- расстояние первого ряда столов от светонесущей стены - 1 м;
- расстояние от первых столов до доски 2,5 - 3 м, угол
рассматривания должен составлять не менее 45 град.;
- высота подвеса нижнего края настенной доски - 0,7 - 0,8 м;
- размер настенной доски должен быть 0,75 - 1,5 м.
2.4.4. В групповых помещениях для хранения игрушек и пособий
устанавливают специальные шкафы.
2.4.5. Для показа диафильмов следует применять стандартные
диапроекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота
подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3
м.
Не проводить показ диафильмов непосредственно на стене.
2.4.6. Спальни для детей 3 - 7 лет оборудуют стационарными
кроватями. Длина кровати - 140 см, ширина - 60 см.
В спальне не используют стационарные двухъярусные кровати.
В туалетных детских групп устанавливают настенные или навесные
вешалки с индивидуальными ячейками для детских полотенец (личных и
ножных), предметов личной гигиены, хозяйственные шкафы.
Все стационарное оборудование для детей плотно закрепляют.
2.4.7. Буфетные оборудуют 2-гнездными мойками (с обязательным
устройством воздушных разрывов). Для сушки и хранения посуды
устанавливают подвесные сушилки и шкафы.
2.4.8. Комнату ручного труда оборудуют в соответствии с
гигиеническими требованиями к детским дошкольным учреждениям.
2.4.9 Спальные комнаты для детей школьного возраста
обеспечивают твердым и мягким инвентарем в соответствии с
требованиями, предъявляемыми к мебели.
Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением
минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м,
от наружных стен - не менее 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2
м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 - 0,4 м, ширина
центрального прохода между кроватями - не менее 1,1 м.
Спальные комнаты оборудуют пристроенными или встроенными
шкафами для одежды и обуви. Количество отделений во встроенных
шкафах соответствует количеству спальных мест в комнате.
Количество тумбочек и стульев в спальных комнатах
соответствует числу проживающих.
Покрытия столов, тумбочек, спинок кроватей, полок и другой
мебели должны быть гладкими, легко доступными для влажной уборки и
дезинфекции.
2.4.10. Оконные проемы учебных, спальных и других помещений
оборудуют карнизами для штор.
2.4.11. Комнаты для отдыха и приготовления уроков оборудуют в
соответствии с требованиями, предъявляемыми к столам и стульям
ученическим.
2.4.12. В учебных помещениях школ - интернатов окрашивают:
классные доски - в темно - коричневый или темно - зеленый цвета;
мебель - в светлые тона желто - зеленой гаммы или цвета
натурального дерева; стены - в светлые тона (светло - желтый,
бежевый, розовый, светло - зеленый и др.).
2.5. Требования к естественному
и искусственному освещению
2.5.1. Основные помещения интернатных учреждений имеют
непосредственное естественное освещение.
Допускается проектировать без естественного света:
- снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом
зале; душевые и уборные персонала; комнаты для личной гигиены;
- помещения для сушки одежды и обуви;
- кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения
легко воспламеняющихся и горючих жидкостей);
- помещения для хранения дезсредств;
- радиоузлы, кинофотолаборатории;
- книгохранилища;
- бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры
вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и
другие помещения для установки и управления инженерным и
технологическим оборудованием зданий.
2.5.2. Естественное освещение в помещениях для занятий детей
осуществляется через боковые светопроемы, преимущественно с
левосторонней направленностью света на рабочее место. Направление
светового потока на рабочее место спереди и сзади недопустимо.
2.5.3. Допустимый коэффициент естественной освещенности (КЕО)
в помещениях: не ниже 1,0% - в раздевальной, 1,5% - в групповой,
комнате заболевшего ребенка, спальных комнатах, изоляторе,
комнатах для приготовления уроков. Указанные значения нормируются
для зданий, расположенных в I группе административных районов по
ресурсам светового климата; для других районов проводятся расчеты
в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
2.5.4. Неравномерность естественного освещения учебных
помещений не должна превышать 3:1.
2.5.5. Светопроемы в учебных помещениях, в спальных комнатах
оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи,
тканевыми шторами светлых тонов, сочетающимися с цветом стен.
2.5.6. Помещения для учебных занятий, отдыха детей, спальные
помещения, палаты изолятора следует ориентировать преимущественно
на южные румбы горизонта.
2.5.7. В помещениях, ориентированных на южную сторону, следует
применять отделочные материалы и краски неярких холодных тонов
(бледно - голубой, бледно - зеленый); в помещениях,
ориентированных на север, следует применять теплые светлые тона
(бледно - розовый, бледно - желтый, бежевый). Отдельные элементы
интерьера можно окрашивать в более яркие цвета.
2.5.8. Для отделки помещений используют диффузно отражающие
материалы, краски с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 -
0,8; стен и оборудования - 0,5 - 0,6; пола - 0,3 - 0,5.
2.5.9. Цветы рекомендуется размещать в простенках в подвесных
или напольных цветочницах на высоте 65 - 70 см от пола, и в
уголках природы.
2.5.10. Источники искусственного освещения должны обеспечивать
достаточное и равномерное освещение помещений. Преимущество имеет
люминесцентное освещение. Нормируемые уровни искусственной
освещенности в основных помещениях интернатных учреждений
представлены в табл. 2.3.
При использовании ламп накаливания норму освещенности понижают
на две ступени шкалы освещенности.
Таблица 2.3
НОРМИРУЕМАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ В ОСНОВНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
----T----------------------T---------------------T---------------¬
¦ N ¦Наименование помещений¦Освещенность в лк <*>¦ Поверхности, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ к которым ¦
¦ ¦ ¦ ¦ относятся ¦
¦ ¦ ¦ ¦нормы освещения¦
+---+----------------------+---------------------+---------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+----------------------+---------------------+---------------+
¦ I¦Помещения для дошколь-¦ ¦ ¦
¦ ¦ных групп детских до- ¦ ¦ ¦
¦ ¦мов: ¦ ¦ ¦
¦ ¦раздевальная ¦ 200 ¦На полу ¦
¦ ¦групповая ¦ 300 <*> ¦Горизонтальные ¦
¦ ¦ ¦ ¦поверхности на ¦
¦ ¦ ¦ ¦уровне 0,5 м ¦
¦ ¦спальня, веранда ¦ 75 ¦ - ¦
¦ ¦туалетная ¦ 75 ¦На полу ¦
¦ ¦буфетная ¦ 200 ¦На уровне 0,8 м¦
+---+----------------------+---------------------+---------------+
¦ II¦Помещения для школьных¦ ¦ ¦
¦ ¦групп детских домов и ¦ ¦ ¦
¦ ¦школ - интернатов: ¦ ¦ ¦
¦ ¦комната для отдыха и ¦ ¦ ¦
¦ ¦приготовления уроков ¦ 300 ¦Горизонт. - ¦
¦ ¦ ¦ ¦0,8 м ¦
¦ ¦спальные комнаты ¦ 75 ¦ - ¦
¦ ¦комната дежурных вос- ¦ ¦ ¦
¦ ¦питателей ¦ 200 ¦ - ¦
¦ ¦уборные, умывальные ¦ 75 ¦На полу ¦
¦ ¦комнаты личной гигиены¦ ¦ ¦
¦ ¦девочек, душевые ¦ 75 ¦На полу ¦
¦ ¦обеденный зал ¦ 200 ¦Горизонт. - ¦
¦ ¦ ¦ ¦0,8 м ¦
¦ ¦раздаточные ¦ 300 ¦ - ¦
¦ ¦холодные и горячие це-¦ ¦ ¦
¦ ¦хи, доготовочные и за-¦ ¦ ¦
¦ ¦готовочные ¦ 200 ¦ - ¦
¦ ¦моечные ¦ 200 ¦ - ¦
¦ ¦вестибюли и гардероб- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ные ¦ 150 ¦На полу ¦
¦ ¦лестницы главные ¦ 100 ¦На полу на сту-¦
¦ ¦ ¦ ¦пен. ¦
¦ ¦остальные лестничные ¦ ¦ - ¦
¦ ¦клетки ¦ 50 ¦ ¦
¦ ¦библиотека ¦ 300 ¦Горизонт. - ¦
¦ ¦ ¦ ¦0,8 м ¦
+---+----------------------+---------------------+---------------+
¦III¦Общие помещения для ¦ ¦ ¦
¦ ¦всех видов учреждений:¦ ¦ ¦
¦ ¦кабинет врача ¦ 300 ¦Горизонт. - ¦
¦ ¦ ¦ ¦0,8 м ¦
¦ ¦комната заболевшего ¦ 150 ¦Горизонт. - ¦
¦ ¦ребенка ¦ ¦0,5 м ¦
¦ ¦изолятор ¦ 150 ¦Горизонт. - ¦
¦ ¦ ¦ ¦0,5 м ¦
L---+----------------------+---------------------+----------------
--------------------------------
<*> Условия освещения приравниваются к нормам освещения
подготовительных классов общеобразовательных школ.
2.5.11. Выбор светильников для основных помещений интернатных
учреждений осуществляется согласно табл. 2.4.
Таблица 2.4
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ
ОСНОВНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
----------------T---------T--------------T---------T-------------¬
|