Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ЗАКОН РФ ОТ 10.07.92 N 3266-1 ОБ ОБРАЗОВАНИИ (ИЗМ. ОТ 16.03.2006 N 42-ФЗ)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

   10 июля 1992 года N 3266-1
   ___________________________________________________________________
   
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
                                  ЗАКОН
   
                             ОБ ОБРАЗОВАНИИ
   
     (с изм. и доп., согл. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ,
            от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ,
            от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ,
             от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ,
            от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 10.01.2003 N 11-ФЗ,
            от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,
             от 05.03.2004 N 9-ФЗ, от 30.06.2004 N 61-ФЗ,
   от 20.07.2004 N 68-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
            от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,
            от 18.07.2005 N 92-ФЗ, от 21.07.2005 N 100-ФЗ,
            от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 16.03.2006 N 42-ФЗ,
            от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ,
            от 05.12.2006 N 207-ФЗ, от 28.12.2006 N 242-ФЗ,
    от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 18.10.2007), от 06.01.2007 N 1-ФЗ,
             от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 09.02.2007 N 17-ФЗ,
            от 20.04.2007 N 56-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,
            от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ,
            от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 24.10.2007 N 232-ФЗ,
      с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
              от 24.10.2000 N 13-П, Федеральными законами
            от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,
            от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
   
       Под     образованием     в    настоящем    Законе    понимается
   целенаправленный   процесс   воспитания   и  обучения  в  интересах
   человека,   общества,  государства,  сопровождающийся  констатацией
   достижения  гражданином  (обучающимся)  установленных  государством
   образовательных уровней (образовательных цензов).
       Под    получением    гражданином    (обучающимся)   образования
   понимается    достижение    и    подтверждение   им   определенного
   образовательного   ценза,  которое  удостоверяется  соответствующим
   документом.
       Право  на образование является одним из основных и неотъемлемых
   конституционных прав граждан Российской Федерации.
       Образование    в    Российской   Федерации   осуществляется   в
   соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации и нормами
   международного права.
   



         ОГЛАВЛЕНИЕ

     Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Государственная политика в области образования
     Статья   2.   Принципы   государственной   политики  в  области
          образования
     Статья  3.  Законодательство  Российской  Федерации  в  области
          образования
     Статья   4.  Задачи  законодательства  Российской  Федерации  в
          области образования
     Статья  5.  Государственные  гарантии  прав  граждан Российской
          Федерации в области образования
     Статья 6. Язык (языки) обучения
     Статья 7. Государственные образовательные стандарты

     Глава II. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

     Статья 8. Понятие системы образования
     Статья 9. Образовательные программы
     Статья 10. Формы получения образования
     Статья 11. Учредитель образовательного учреждения
          (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
     Статья     11.1.     Государственные     и    негосударственные
          образовательные организации
     Статья 12. Образовательные учреждения
     Статья 13. Устав образовательного учреждения
     Статья 14. Общие требования к содержанию образования
     Статья  15.  Общие  требования  к  организации образовательного
          процесса
     Статья  16. Общие требования к приему граждан в образовательные
          учреждения
     Статья 17. Реализация общеобразовательных программ
     Статья 18. Дошкольное образование
     Статья 19. Общее образование
          (в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)
     Статья 20. Реализация профессиональных образовательных программ
     Статья 21. Профессиональная подготовка
     Статья 22. Начальное профессиональное образование
     Статья 23. Среднее профессиональное образование
     Статья 24. Высшее профессиональное образование
     Статья 25. Послевузовское профессиональное образование
     Статья 26. Дополнительное образование
     Статья 27. Документы об образовании

     Глава III. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

     Статья   28.  Полномочия  федеральных  органов  государственной
          власти в сфере образования
          (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
     Статья   28.1.   Полномочия   Российской  Федерации  в  области
          образования,  переданные  для осуществления органам государственной
          власти субъектов Российской Федерации
     Статья  29.  Полномочия органов государственной власти субъекта
          Российской Федерации в сфере образования
          (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
     Статья  30.  Утратила  силу с 1 января 2008 года. - Федеральный
          закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ.
     Статья   31.   Полномочия   органов   местного   самоуправления
          муниципальных районов и городских округов в сфере образования
          (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
     Статья   32.  Компетенция  и  ответственность  образовательного
          учреждения
     Статья   33.  Порядок  создания  образовательных  учреждений  и
          регламентация образовательной деятельности
          (в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 56-ФЗ)
     Статья   34.   Реорганизация   и   ликвидация  образовательного
          учреждения
     Статья   35.   Управление   государственными  и  муниципальными
          образовательными учреждениями
     Статья   36.   Управление   негосударственным   образовательным
          учреждением
     Статья   37.   Органы,   осуществляющие   управление   в  сфере
          образования
     Статья 38. Государственный контроль качества образования

     Глава IV. ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

     Статья 39. Отношения собственности в системе образования
     Статья  40.  Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N
          122-ФЗ.
     Статья 41. Финансирование образовательных учреждений
     Статья  42.  Особенности экономики среднего профессионального и
          высшего профессионального образования
     Статья  43.  Права  образовательного  учреждения на пользование
          финансовыми и материальными средствами
     Статья  44.  Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N
          122-ФЗ.
     Статья   45.   Платные  дополнительные  образовательные  услуги
          государственного и муниципального образовательных учреждений
     Статья     46.     Платная     образовательная     деятельность
          негосударственного образовательного учреждения
     Статья   47.   Предпринимательская   и  иная  приносящая  доход
          деятельность образовательного учреждения
          (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
     Статья 48. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность
     Статья   49.  Возмещение  ущерба,  причиненного  некачественным
          образованием

     Глава V. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН
          НА ОБРАЗОВАНИЕ

     Статья   50.   Права   и   социальная   поддержка  обучающихся,
          воспитанников
          (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
     Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников
     Статья    52.   Права   и   обязанности   родителей   (законных
          представителей)
     Статья   52.1.  Родительская  плата  за  содержание  ребенка  в
          образовательных       учреждениях,       реализующих       основную
          общеобразовательную программу дошкольного образования
     Статья   52.2.   Компенсация   части   родительской   платы  за
          содержание   ребенка  в  образовательных  учреждениях,  реализующих
          основную общеобразовательную программу дошкольного образования
     Статья 53. Занятие педагогической деятельностью
     Статья 54. Оплата труда работников образовательных учреждений
     Статья  55.  Права работников образовательных учреждений и меры
          их социальной поддержки
          (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
     Статья 56. Трудовые отношения в системе образования

     Глава VI. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
          В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

     Статья 57. Международное сотрудничество Российской Федерации
     Статья 58. Внешнеэкономическая деятельность

______________________________________________________________________________


                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1. Государственная политика в области образования
   
       1.   Российская  Федерация  провозглашает  область  образования
   приоритетной.
       2.  Организационной основой государственной политики Российской
   Федерации   в  области  образования  является  Федеральная  целевая
   программа развития образования.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
       3.   Федеральная   целевая   программа   развития   образования
   разрабатывается    и    утверждается    Правительством   Российской
   Федерации.
   (п. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
       4.  Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации
   Федеральной   целевой   программы   развития  образования  ежегодно
   представляется  палатам  Федерального Собрания Российской Федерации
   и публикуется в официальном печатном органе.
   (в   ред.   Федерального   закона  от  22.08.2004  N  122-ФЗ  (ред.
   29.12.2004))
       5.    В   государственных   и   муниципальных   образовательных
   учреждениях,    органах,    осуществляющих   управление   в   сфере
   образования,   создание  и  деятельность  организационных  структур
   политических   партий,   общественно-политических   и   религиозных
   движений и организаций (объединений) не допускаются.
   (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
   
       Статья   2.   Принципы   государственной   политики  в  области
   образования
   
       Государственная  политика в области образования основывается на
   следующих принципах:
       1)     гуманистический    характер    образования,    приоритет
   общечеловеческих  ценностей,  жизни и здоровья человека, свободного
   развития   личности.   Воспитание   гражданственности,  трудолюбия,
   уважения  к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
   Родине, семье;
       2)   единство   федерального   культурного  и  образовательного
   пространства.  Защита  и развитие системой образования национальных
   культур,   региональных   культурных   традиций  и  особенностей  в
   условиях многонационального государства;
       3)    общедоступность    образования,    адаптивность   системы
   образования   к   уровням  и  особенностям  развития  и  подготовки
   обучающихся, воспитанников;
       4)   светский   характер   образования   в   государственных  и
   муниципальных образовательных учреждениях;
       5) свобода и плюрализм в образовании;
       6)    демократический,   государственно-общественный   характер
   управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
   
       Статья  3.  Законодательство  Российской  Федерации  в  области
   образования
   
       1.  Законодательство Российской Федерации в области образования
   включает   в   себя  Конституцию  Российской  Федерации,  настоящий
   Федеральный  закон,  принимаемые в соответствии с ним другие законы
   и  иные  нормативные  правовые  акты  Российской Федерации, а также
   законы  и  иные  нормативные  правовые  акты  субъектов  Российской
   Федерации в области образования.
       2.  Федеральные законы в области образования, включая настоящий
   Закон:
       разграничивают   компетенцию   и   ответственность   в  области
   образования  федеральных  органов  государственной  власти, органов
   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации и органов
   местного самоуправления;
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
       регулируют   в  рамках  установленной  федеральной  компетенции
   вопросы  отношений  в  области образования, которые должны решаться
   одинаково  всеми  субъектами  Российской  Федерации.  В  этой части
   федеральные  законы в области образования являются законами прямого
   действия и применяются на всей территории Российской Федерации;
       вводят  общие установочные нормы по вопросам, которые относятся
   к  компетенции  субъектов  Российской  Федерации и в соответствии с
   которыми  последние осуществляют собственное правовое регулирование
   в области образования.
       3.  Субъекты  Российской Федерации в соответствии с их статусом
   и  компетенцией могут принимать в области образования законы и иные
   нормативные  правовые акты, не противоречащие федеральным законам в
   области образования.
       Законы  и  иные  нормативные правовые акты субъектов Российской
   Федерации   в  области  образования  не  могут  ограничивать  права
   физических  и  юридических  лиц  по  сравнению  с законодательством
   Российской Федерации в области образования.
       4.  Физические  и юридические лица, нарушившие законодательство
   Российской  Федерации  в области образования, несут ответственность
   в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
   
       Статья   4.  Задачи  законодательства  Российской  Федерации  в
   области образования
   
       Задачами   законодательства   Российской  Федерации  в  области
   образования являются:
       1)   разграничение  компетенции  в  области  образования  между
   федеральными     органами     исполнительной    власти,    органами
   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации и органами
   местного самоуправления;
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
       2)   обеспечение   и   защита  конституционного  права  граждан
   Российской Федерации на образование;
       3)  создание  правовых гарантий для свободного функционирования
   и развития системы образования Российской Федерации;
       4)     определение    прав,    обязанностей,    полномочий    и
   ответственности    физических   и   юридических   лиц   в   области
   образования,  а  также правовое регулирование их отношений в данной
   области.
   
       Статья  5.  Государственные  гарантии  прав  граждан Российской
   Федерации в области образования
   
       1.  Гражданам  Российской  Федерации  гарантируется возможность
   получения  образования  независимо  от  пола, расы, национальности,
   языка,   происхождения,  места  жительства,  отношения  к  религии,
   убеждений,     принадлежности     к    общественным    организациям
   (объединениям),    возраста,   состояния   здоровья,   социального,
   имущественного и должностного положения, наличия судимости.
       Ограничения  прав  граждан  на  профессиональное образование по
   признакам  пола,  возраста,  состояния  здоровья, наличия судимости
   могут быть установлены только законом.
       2.  Государство  обеспечивает  гражданам  право  на образование
   путем    создания    системы    образования    и    соответствующих
   социально-экономических условий для получения образования.
       3.   Государство   гарантирует   гражданам   общедоступность  и
   бесплатность  дошкольного,  начального  общего,  основного  общего,
   среднего     (полного)     общего    образования    и    начального
   профессионального   образования,   а  также  на  конкурсной  основе
   бесплатность  среднего профессионального, высшего профессионального
   и  послевузовского  профессионального образования в государственных
   и    муниципальных    образовательных    учреждениях   в   пределах
   государственных   образовательных   стандартов,   если  образование
   данного    уровня    гражданин   получает   впервые,   в   порядке,
   предусмотренном настоящим Законом.
   (в   ред.   Федеральных   законов  от  22.08.2004  N  122-ФЗ  (ред.
   29.12.2004), от 24.10.2007 N 232-ФЗ)
       4. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
       5.   В   целях   реализации   права   на  образование  граждан,
   нуждающихся  в  социальной  поддержке,  государство  полностью  или
   частично  несет  расходы  на  их  содержание в период получения ими
   образования.  Категории  граждан,  которым  предоставляется  данная
   поддержка,  порядок  и  размеры  ее  предоставления устанавливаются
   федеральными     законами     для    федеральных    государственных
   образовательных    учреждений,    законами   субъектов   Российской
   Федерации  для  образовательных  учреждений,  находящихся в ведении
   субъектов  Российской  Федерации,  и  муниципальных образовательных
   учреждений.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
       6.  Государство создает гражданам с ограниченными возможностями
   здоровья,   то   есть  имеющим  недостатки  в  физическом  и  (или)
   психическом   развитии   (далее  -  с  ограниченными  возможностями
   здоровья),   условия   для  получения  ими  образования,  коррекции
   нарушений  развития  и  социальной  адаптации на основе специальных
   педагогических подходов.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ)
       7.  Государство  оказывает  содействие  в получении образования
   гражданами,   проявившими   выдающиеся  способности,  в  том  числе
   посредством    предоставления    им   специальных   государственных
   стипендий,  включая  стипендии  для обучения за рубежом. Критерии и
   порядок     предоставления    таких    стипендий    устанавливаются
   Правительством Российской Федерации.
   
       Статья 6. Язык (языки) обучения
   
       1.  Общие  вопросы  языковой  политики  в  области  образования
   регулируются Законом РСФСР "О языках народов РСФСР".
       2.  Граждане  Российской  Федерации  имеют  право  на получение
   основного  общего  образования  на  родном  языке, а также на выбор
   языка  обучения  в  пределах возможностей, предоставляемых системой
   образования.
       Право   граждан   на  получение  образования  на  родном  языке
   обеспечивается   созданием   необходимого   числа   соответствующих
   образовательных  учреждений, классов, групп, а также условий для их
   функционирования.
       3.  Язык  (языки),  на  котором ведутся обучение и воспитание в
   образовательном      учреждении,      определяется      учредителем
   (учредителями)   образовательного   учреждения   и   (или)  уставом
   образовательного учреждения.
       4.  Государство  в  соответствии  с  международными  договорами
   Российской  Федерации  оказывает  содействие представителям народов
   Российской  Федерации,  проживающим  вне ее территории, в получении
   ими основного общего образования на родном языке.
       5.     Во    всех    имеющих    государственную    аккредитацию
   образовательных  учреждениях,  за  исключением дошкольных, изучение
   русского  языка  как  государственного  языка  Российской Федерации
   регламентируется государственными образовательными стандартами.
       6.  Вопросы изучения государственных языков республик в составе
   Российской    Федерации    регулируются    законодательством   этих
   республик.
       7.  Государство  оказывает содействие в подготовке специалистов
   для  осуществления  образовательного  процесса  на  языках  народов
   Российской Федерации, не имеющих своей государственности.
   
       Статья 7. Государственные образовательные стандарты
   
       1.   В  Российской  Федерации  устанавливаются  государственные
   образовательные   стандарты,   включающие   в  себя  федеральный  и
   региональный   (национально-региональный)   компоненты,   а   также
   компонент образовательного учреждения.
   (в ред. Федерального закона от 25.06.2002 N 71-ФЗ)
       Российская     Федерация    в    лице    федеральных    органов
   государственной  власти  в  пределах  их  компетенции устанавливает
   федеральные  компоненты государственных образовательных стандартов,
   определяющие    в   обязательном   порядке   обязательный   минимум
   содержания  основных  образовательных  программ, максимальный объем
   учебной   нагрузки  обучающихся,  требования  к  уровню  подготовки
   выпускников.
       Государственные       образовательные      стандарты      могут
   устанавливаться   по   отдельным   дополнительным   образовательным
   программам в порядке, определяемом федеральным законом.
   (абзац введен Федеральным законом от 25.06.2002 N 71-ФЗ)
       2.  При  реализации  образовательных программ для обучающихся с
   ограниченными   возможностями   здоровья   могут  быть  установлены
   специальные государственные образовательные стандарты.
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ)
       3.  Порядок  разработки, утверждения и введения государственных
   образовательных  стандартов  определяется Правительством Российской
   Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом.
       4.    Основные    положения   государственных   образовательных
   стандартов   начального   общего,   основного   общего  и  среднего
   (полного)  общего  образования, порядок их разработки и утверждения
   устанавливаются федеральным законом.
   (п. 4 в ред. Федерального закона от 25.06.2002 N 71-ФЗ)
       5.  Государственные  образовательные  стандарты утверждаются не
   реже одного раза в десять лет.
   (п. 5 в ред. Федерального закона от 25.06.2002 N 71-ФЗ)
       6.  Государственные  образовательные стандарты являются основой
   объективной  оценки  уровня  образования и квалификации выпускников
   независимо от форм получения образования.
   
                      Глава II. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
   
       Статья 8. Понятие системы образования
   
       Система  образования  в Российской Федерации представляет собой
   совокупность взаимодействующих:
       преемственных   образовательных   программ   и  государственных
   образовательных стандартов различного уровня и направленности;
       сети  реализующих  их  образовательных учреждений независимо от
   их организационно-правовых форм, типов и видов;
       органов,  осуществляющих  управление  в  сфере  образования,  и
   подведомственных им учреждений и организаций;
   (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
       объединений      юридических      лиц,      общественных      и
   государственно-общественных       объединений,       осуществляющих
   деятельность в области образования.
   (абзац введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 92-ФЗ)
   
       Статья 9. Образовательные программы
   
       1.  Образовательная программа определяет содержание образования
   определенных   уровня  и  направленности.  В  Российской  Федерации
   реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
       1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
       2) профессиональные (основные и дополнительные).
       2.  Общеобразовательные  программы  направлены на решение задач
   формирования  общей культуры личности, адаптации личности к жизни в
   обществе,  на  создание  основы  для  осознанного выбора и освоения
   профессиональных образовательных программ.
       3. К общеобразовательным относятся программы:
       1) дошкольного образования;
       2) начального общего образования;
       3) основного общего образования;
       4) среднего (полного) общего образования.
       4.  Профессиональные  образовательные  программы  направлены на
   решение   задач  последовательного  повышения  профессионального  и
   общеобразовательного      уровней,      подготовку     специалистов
   соответствующей квалификации.
       5. К профессиональным относятся программы:
       1) начального профессионального образования;
       2) среднего профессионального образования;
       3)    высшего    профессионального    образования    (программы
   бакалавриата,   программы   подготовки   специалиста   и  программы
   магистратуры);
   (в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)
       4) послевузовского профессионального образования.
       6.    Обязательный    минимум    содержания   каждой   основной
   общеобразовательной   программы   или   основной   профессиональной
   образовательной  программы (по конкретной профессии, специальности)
   устанавливается   соответствующим  государственным  образовательным
   стандартом.
       7.   Нормативные   сроки   освоения   основных  образовательных
   программ   в   государственных   и   муниципальных  образовательных
   учреждениях  определяются настоящим Законом, другими принимаемыми в
   соответствии   с   ним   федеральными  законами  и  (или)  типовыми
   положениями  об образовательных учреждениях соответствующих типов и
   видов    или    соответствующим   государственным   образовательным
   стандартом.
   (в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)
   
       Статья 10. Формы получения образования
   
       1.    С    учетом    потребностей   и   возможностей   личности
   образовательные   программы   осваиваются  в  следующих  формах:  в
   образовательном   учреждении   -   в   форме   очной,  очно-заочной
   (вечерней),     заочной;    в    форме    семейного    образования,
   самообразования, экстерната.
       Допускается сочетание различных форм получения образования.
       2.  Для  всех  форм получения образования в пределах конкретной
   основной    общеобразовательной   или   основной   профессиональной
   образовательной    программы   действует   единый   государственный
   образовательный стандарт.
       3.  Перечни  профессий  и  специальностей,  получение которых в
   очно-заочной  (вечерней),  заочной  форме  и  в форме экстерната не
   допускается,    в    части    компетенции    Российской   Федерации
   устанавливаются Правительством Российской Федерации.
   
       Статья 11. Учредитель образовательного учреждения
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   
       1.    Учредителем    образовательного   учреждения   (далее   -
   учредитель) могут быть:
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
       1)    органы    государственной    власти,    органы   местного
   самоуправления;
       2)   отечественные   и   иностранные   организации   всех  форм
   собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
       3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
       4)   общественные   и  религиозные  организации  (объединения),
   зарегистрированные на территории Российской Федерации;
       5) граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
       Допускается    совместное    учредительство   негосударственных
   образовательных учреждений.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
       Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
       В  случае реорганизации органов государственной власти, органов
   местного    самоуправления    права    учредителя    переходят    к
   соответствующим правопреемникам.
   (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
       2.  Учредителем  образовательных учреждений всех типов и видов,
   реализующих  военные  профессиональные  образовательные  программы,
   может быть только Правительство Российской Федерации.
       Учредителем   специального   учебно-воспитательного  учреждения
   закрытого  типа  для  детей  и подростков с девиантным (общественно
   опасным)   поведением   могут   быть   только   федеральные  органы
   исполнительной   власти   и   (или)  органы  исполнительной  власти
   субъектов Российской Федерации.
       3.  Отношения  между  учредителем и образовательным учреждением
   определяются  договором,  заключенным  между  ними в соответствии с
   законодательством Российской Федерации.
   
       Статья     11.1.     Государственные     и    негосударственные
   образовательные организации
   
       (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
   
       1.    Государственные   и   негосударственные   образовательные
   организации  могут  создаваться  в  организационно-правовых формах,
   предусмотренных  гражданским законодательством Российской Федерации
   для некоммерческих организаций.
       2.    Деятельность    государственных    и    негосударственных
   образовательных  организаций  в части, не урегулированной настоящим
   Законом, регулируется законодательством Российской Федерации.
   
       Статья 12. Образовательные учреждения
   
       1.    Образовательным   является   учреждение,   осуществляющее
   образовательный  процесс,  то  есть  реализующее одну или несколько
   образовательных   программ  и  (или)  обеспечивающее  содержание  и
   воспитание обучающихся, воспитанников.
       2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.
       3.   Образовательные  учреждения  могут  быть  государственными
   (федеральными   или  находящимися  в  ведении  субъекта  Российской
   Федерации),     муниципальными,    негосударственными    (частными,
   учреждениями     общественных     и     религиозных     организаций
   (объединений)).
       Федеральное   государственное   образовательное   учреждение  -
   образовательное     учреждение,     находящееся    в    федеральной
   собственности   и   финансируемое   за  счет  средств  федерального
   бюджета.
       Действие   законодательства   Российской  Федерации  в  области
   образования  распространяется  на все образовательные учреждения на
   территории     Российской     Федерации     независимо     от    их
   организационно-правовых форм и подчиненности.
   (п. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
       4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
       1) дошкольные;
       2)  общеобразовательные  (начального  общего, основного общего,
   среднего (полного) общего образования);
       3)    учреждения    начального    профессионального,   среднего
   профессионального,   высшего  профессионального  и  послевузовского
   профессионального образования;
       4) учреждения дополнительного образования взрослых;
       5)  специальные  (коррекционные) для обучающихся, воспитанников
   с ограниченными возможностями здоровья;
   (в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ)
       6) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
       7)   учреждения   для   детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
   попечения родителей (законных представителей);
       8) учреждения дополнительного образования детей;
       9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
       5.     Деятельность     государственных     и     муниципальных
   образовательных  учреждений  регулируется  типовыми  положениями об
   образовательных   учреждениях   соответствующих   типов   и  видов,
   утверждаемыми     Правительством     Российской     Федерации,    и
   разрабатываемыми   на   их  основе  уставами  этих  образовательных
   учреждений.
       Для   негосударственных   образовательных   учреждений  типовые
   положения   об   образовательных   учреждениях   выполняют  функции
   примерных.
       6.  Государственный  статус  образовательного  учреждения (тип,
   вид   и   категория  образовательного  учреждения,  определяемые  в
   соответствии   с   уровнем   и   направленностью   реализуемых   им
   образовательных  программ)  устанавливается при его государственной
   аккредитации.
       7.     Филиалы,     отделения,     структурные    подразделения
   образовательного  учреждения могут по его доверенности осуществлять
   полностью или частично правомочия юридического лица.
   (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
       8.     Образовательные     учреждения    вправе    образовывать
   образовательные  объединения  (ассоциации  и  союзы), в том числе с
   участием   учреждений,   предприятий   и  общественных  организаций
   (объединений).  Указанные  образовательные  объединения создаются в
   целях  развития  и  совершенствования  образования  и  действуют  в
   соответствии    со   своими   уставами.   Порядок   регистрации   и
   деятельности  указанных  образовательных  объединений  регулируется
   законом.
       9.  Права и обязанности учреждений дополнительного образования,
   предусмотренные     законодательством     Российской     Федерации,
   распространяются   и  на  общественные  организации  (объединения),
   основной    уставной   целью   которых   является   образовательная
   деятельность,   только   в   части  реализации  ими  дополнительных
   образовательных программ.
   
       Статья 13. Устав образовательного учреждения
   
       1.  В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке
   указываются:
       1)  наименование,  место  нахождения  (юридический, фактический
   адрес), статус образовательного учреждения;
       2) учредитель;
       3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;
       4)  цели  образовательного  процесса,  типы  и виды реализуемых
   образовательных программ;
       5)   основные   характеристики   организации   образовательного
   процесса, в том числе:
       а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
       б) правила приема обучающихся, воспитанников;
   (в ред. Федерального закона от 09.02.2007 N 17-ФЗ)
       в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
       г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
       д)   система  оценок  при  промежуточной  аттестации,  формы  и
   порядок ее проведения;
       е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
       ж)   наличие   платных   образовательных  услуг  и  порядок  их
   предоставления (на договорной основе);
       з)     порядок    регламентации    и    оформления    отношений
   образовательного  учреждения  и  обучающихся, воспитанников и (или)
   их родителей (законных представителей);
       6)    структура   финансовой   и   хозяйственной   деятельности
   образовательного учреждения, в том числе в части:
       а)  использования  имущества,  закрепленного за образовательным
   учреждением;
   (пп. "а" в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
       б)   финансирования   и   материально-технического  обеспечения
   деятельности образовательного учреждения;
       в) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
       г)  осуществления  предпринимательской  и иной приносящей доход
   деятельности;
   (пп. "г" в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
       д)  запрета  на  совершение  сделок,  возможными  последствиями
   которых    является    отчуждение    или   обременение   имущества,
   закрепленного   за   образовательным  учреждением,  или  имущества,
   приобретенного   за   счет  средств,  выделенных  этому  учреждению
   собственником  образовательного учреждения, за исключением случаев,
   если совершение таких сделок допускается федеральными законами;
   (пп.  "д" введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред.
   Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
       е)  порядка  распоряжения имуществом, приобретенным учреждением
   за   счет   доходов,   полученных  от  предпринимательской  и  иной
   приносящей доход деятельности;
   (пп. "е" введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
       ж)  открытия  счетов  в  органах  казначейства  (за исключением
   негосударственных    образовательных    учреждений   и   автономных
   учреждений);
   (пп.  "ж" введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред.
   Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
       7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
       а) компетенция учредителя;
       б)   структура,   порядок   формирования   органов   управления
   образовательного  учреждения,  их компетенция и порядок организации
   деятельности;
       в)    порядок    комплектования   работников   образовательного
   учреждения и условия оплаты их труда;
       г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
       д)   порядок   реорганизации   и   ликвидации  образовательного
   учреждения;
       8) права и обязанности участников образовательного процесса;
       9)  перечень  видов  локальных  актов (приказов, распоряжений и
   других   актов),   регламентирующих  деятельность  образовательного
   учреждения.
       2.  Устав  гражданского образовательного учреждения в части, не
   урегулированной     законодательством     Российской     Федерации,
   разрабатывается   и   принимается   образовательным  учреждением  и
   утверждается    его   учредителем.   Порядок   утверждения   устава
   федерального     государственного    образовательного    учреждения
   устанавливается      Правительством      Российской      Федерации,
   государственного   образовательного   учреждения,   находящегося  в
   ведении  субъекта  Российской  Федерации,  - органом исполнительной
   власти     субъекта     Российской     Федерации,    муниципального
   образовательного учреждения - органом местного самоуправления.
   (п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
       3.   При  необходимости  регламентации  указанных  в  настоящей
   статье   сторон   деятельности  образовательного  учреждения  иными
   локальными   актами   последние  подлежат  регистрации  в  качестве
   дополнений к уставу образовательного учреждения.
       4.   Локальные   акты   образовательного  учреждения  не  могут
   противоречить его уставу.
   
       Статья 14. Общие требования к содержанию образования
   
       1.   Содержание   образования   является   одним   из  факторов
   экономического  и  социального  прогресса  общества  и  должно быть
   ориентировано на:
       обеспечение  самоопределения  личности, создание условий для ее
   самореализации;
       развитие общества;
       укрепление и совершенствование правового государства.
       2. Содержание образования должно обеспечивать:
       адекватный  мировому  уровень общей и профессиональной культуры
   общества;
       формирование  у  обучающегося  адекватной  современному  уровню
   знаний   и  уровню  образовательной  программы  (ступени  обучения)
   картины мира;
       интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
       формирование   человека   и   гражданина,   интегрированного  в
   современное  ему  общество и нацеленного на совершенствование этого
   общества;
       воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
       3.    Профессиональное   образование   любого   уровня   должно
   обеспечивать  получение  обучающимся  профессии  и  соответствующей
   квалификации.
       4.  Содержание образования должно содействовать взаимопониманию
   и  сотрудничеству  между  людьми,  народами  независимо от расовой,
   национальной,  этнической, религиозной и социальной принадлежности,
   учитывать  разнообразие  мировоззренческих подходов, способствовать
   реализации   права   обучающихся   на   свободный  выбор  мнений  и
   убеждений.
       5.   Содержание   образования   в   конкретном  образовательном
   учреждении       определяется       образовательной      программой
   (образовательными   программами),  разрабатываемой,  принимаемой  и
   реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
       Органы,   осуществляющие   управление   в   сфере  образования,
   обеспечивают  разработку  на основе государственных образовательных
   стандартов примерных образовательных программ.
   (в   ред.   Федерального   закона  от  29.12.2006  N  258-ФЗ  (ред.
   20.04.2007))
       6.   Образовательное   учреждение   в  соответствии  со  своими
   уставными  целями  и  задачами  может  реализовывать дополнительные
   образовательные     программы     и     оказывать    дополнительные
   образовательные   услуги   (на   договорной  основе)  за  пределами
   определяющих его статус образовательных программ.
       7.  В  образовательных  учреждениях  среднего  (полного) общего
   образования,       образовательных      учреждениях      начального
   профессионального   и   среднего  профессионального  образования  в
   соответствии  с  государственными  образовательными  стандартами  в
   порядке,  предусмотренном  законами  и иными нормативными правовыми
   актами   Российской   Федерации,   законами  и  иными  нормативными
   правовыми  актами  субъектов  Российской  Федерации, осуществляется
   получение  обучающимися  начальных знаний об обороне государства, о
   воинской  обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в
   области  гражданской  обороны,  а  также  подготовка  обучающихся -
   граждан  мужского  пола,  не  прошедших  военной службы, по основам
   военной службы.
   (п. 7 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 100-ФЗ)
       8.  Образовательное  учреждение  при реализации образовательных
   программ использует возможности учреждений культуры.
   
       Статья  15.  Общие  требования  к  организации образовательного
   процесса
   
       1.  Организация  образовательного  процесса  в  образовательном
   учреждении  регламентируется  учебным  планом (разбивкой содержания
   образовательной  программы  по  учебным курсам, по дисциплинам и по
   годам   обучения),   годовым   календарным   учебным   графиком   и
   расписаниями     занятий,    разрабатываемыми    и    утверждаемыми
   образовательным  учреждением самостоятельно. Органы, осуществляющие
   управление  в  сфере  образования, обеспечивают разработку базисных
   учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин.
   (в  ред. Федеральных законов от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 29.12.2006 N
   258-ФЗ (ред. 20.04.2007))
       2.    Органы   государственной   власти   и   органы   местного
   самоуправления  не  вправе  изменять  учебный план и учебный график
   гражданского  образовательного  учреждения после их утверждения, за
   исключением  случаев,  предусмотренных законодательством Российской
   Федерации.
   (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
       3.  Образовательное  учреждение самостоятельно в выборе системы
   оценок,  формы,  порядка  и  периодичности промежуточной аттестации
   обучающихся.
       4.   Освоение   образовательных   программ   основного  общего,
   среднего    (полного)   общего   образования   и   профессиональных
   образовательных    программ   завершается   обязательной   итоговой
   аттестацией обучающихся.
       В    образовательных   учреждениях,   имеющих   государственную
   аккредитацию,    освоение    указанных   образовательных   программ
   завершается  обязательной  государственной  (итоговой)  аттестацией
   обучающихся.
       Государственная  (итоговая)  аттестация  обучающихся, освоивших
   образовательные  программы  среднего  (полного) общего образования,
   проводится  в  форме  единого государственного экзамена. Иные формы
   проведения   государственной   (итоговой)   аттестации  могут  быть

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное