Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НОРМИРОВАНИЮ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА НА РАБОТУ СПЕЦМАШИН КОММУНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ (УТВ. ПРИКАЗОМ МИНКОММУНХОЗА РСФСР ОТ 21.01.86 N 38)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                           Утверждены
                                                Приказом Министерства
                                                жилищно-коммунального
                                                      хозяйства РСФСР
                                            от 21 января 1986 г. N 38
   
                                                          Согласованы
                                                        Госплан РСФСР
   
                                                Заместитель Директора
                                             НИИПиН при Госплане СССР
                                                           А.С.ХРЯЩЕВ
   
                                                Заместитель Директора
                                               Академии коммунального
                                         хозяйства им. К.Д. Памфилова
                                                       А.С.КОРНОПЕЛЕВ
                                                    14 июня 1985 года
   
                         МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
           ПО НОРМИРОВАНИЮ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА НА РАБОТУ
                   СПЕЦМАШИН КОММУНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
   
                                Введение
   
       При нормировании  расхода  автомобильного  топлива  на  работу
   специальных машин в предприятиях  жилищно-коммунального  хозяйства
   используются Линейные нормы расхода бензина,  дизельного топлива и
   сжиженного  газа  для  автомобильного   транспорта,   утвержденные
   Постановлением  Госплана  РСФСР от 5 июля 1983 г.  N 130,  а также
   Нормы   расхода   жидкого   топлива   на   работу    оборудования,
   установленного  на  специальных  и специализированных автомобилях,
   утвержденные Постановлением  N 155  Госплана РСФСР  от  7 сентября
   1979 года.
       Методические указания  по нормированию расхода жидкого топлива
   для спецмашин коммунального назначения ранее  не  разрабатывались.
   Отсутствие  таких  методических  указаний  приводит  к  тому,  что
   планирование потребности в топливе  осуществляется  не  по  нормам
   расхода  на единицу работы спецмашин,  а исходя из расхода топлива
   на одну спецмашину в год.
       В результате   этого   практически   невозможно   учесть   при
   определении потребности в топливе рост объемов работ,  выполняемых
   спецмашинами  в жилищно-коммунальном хозяйстве и совершенствование
   технологии их использования.
       В целях    совершенствования    планирования    и   экономного
   использования  автомобильного  топлива  на  работу   спецмашин   в
   настоящих  Методических  указаниях  планирование  расхода  жидкого
   топлива рекомендуется выполнять  по  групповым  нормам  исходя  из
   объемов выполняемых работ.
       Все специальные машины разделены на группы  в  зависимости  от
   характера их  использования.  Для  каждой группы машин разработана
   методика расчета  нормы  расхода  жидкого   топлива   на   единицу
   выработки и приведен порядок планирования потребности в топливе по
   этим нормам.
       При разработке  Методических  указаний по нормированию расхода
   жидкого топлива  на  работу  спецмашин  коммунального   назначения
   использованы разработки    Научно-исследовательского     института
   планирования и нормативов при Госплане СССР "Методика нормирования
   расхода топлива на автомобильном транспорте",  М.,  1983, научно -
   исследовательский отчет "Методические рекомендации по нормированию
   расхода  топлива  на  работу   спецавтомобилей   и   ведомственных
   автомобилей и автобусов",  М.,  1984, а также Методика определения
   индивидуальных норм расхода автомобильного  бензина  и  дизельного
   топлива   на   работу  строительно-дорожных  машин,  разработанная
   совместно ЦНИИОМТП при Госстрое СССР и НИИПиНом при Госплане  СССР
   в 1984 году.
       Методические указания   разработаны   Академией  коммунального
   хозяйства им. К.Д. Памфилова,  Научно-исследовательским институтом
   коммунального водоснабжения и очистки воды Академии, Ленинградским
   научно-исследовательским институтом  Академии,  Гипрониигазом  под
   общим руководством ст.  научн.  сотр.,  кандидата технических наук
   Бутовченко М.Г. (отдел механизации Академии).
   
            1. Основные пути экономии автомобильного топлива
             при работе спецмашин коммунального назначения
   
       Решающим условием,   основным   резервом  роста  эффективности
   народного хозяйства  страны   являются   экономия,   бережливость,
   рациональное использование      накопленного     производственного
   потенциала. На  передний   план   в   реализации   этих   резервов
   выдвигаются работы,   направленные   на  выполнение  Постановления
   Совета Министров РСФСР от 17 октября 1983 г.  N 467  "О  повышении
   эффективности  использования  автотранспортных  средств в народном
   хозяйстве РСФСР,  усилении  борьбы  с  приписками  при  перевозках
   грузов автомобильным   транспортом   и   обеспечении   сохранности
   горюче-смазочных материалов".
       Научиться умело,    по-хозяйски   расходовать   каждую   тонну
   топлива -   одна   из  главных,  неотложных  задач  всех  трудовых
   коллективов,  в  том  числе  и  работников   жилищно-коммунального
   хозяйства.
       В системе Минжилкомхоза РСФСР находится в  эксплуатации  около
   100  тыс.  специальных  машин  коммунального  назначения,  которые
   расходуют ежегодно более 400  тыс.  тонн  автомобильного  топлива.
   Экономия автомобильного   топлива  -  это  комплексная  задача,  в
   решении которой должны участвовать  все  службы  эксплуатационного
   предприятия.
       Мероприятия по экономии жидкого топлива можно подразделить  на
   три основные группы: мероприятия по совершенствованию эксплуатации
   спецмашин   на   линии,   по   повышению   качества   технического
   обслуживания, ремонта и хранения спецмашин и, наконец, мероприятия
   по совершенствованию форм отчетности и планирования (см. рис.).
   
            ----------------------------------------------¬
            ¦Основные пути экономии автомобильного топлива¦
            ¦при работе спецмашин коммунального назначения¦
            L-------------------------T--------------------
               -----------------------+-------------------¬
      ---------+--------¬      -------+-----¬     --------+---------¬
      ¦Совершенствование¦      ¦  Повышение ¦     ¦Совершенствование¦
      ¦  эксплуатации   ¦      ¦  качества  ¦     ¦ форм отчетности ¦
      ¦    спецмашин    ¦      ¦технического¦     ¦  и планирования ¦
      ¦    на линии     ¦      ¦обслуживания¦     L-------T----------
      L-------T----------      ¦  и ремонта ¦             ¦
    -----------                L--------T----   -----------
    ¦ ---------------¬       ------------       ¦ ------------------¬
    ¦ ¦  Оптимизация ¦       ¦ -------------¬   ¦ ¦   Контроль за   ¦
    +-+   маршрутов  ¦       ¦ ¦ Внедрение  ¦   ¦ ¦ведением отчетной¦
    ¦ ¦движения машин¦       ¦ ¦  операций  ¦   +-+ документации по ¦
    ¦ L---------------       ¦ ¦диагностики ¦   ¦ ¦ расходу топлива ¦
    ¦                        +-+технического¦   ¦ L------------------
    ¦                        ¦ ¦ состояния  ¦   ¦
    ¦                        ¦ ¦ топливной  ¦   ¦
    ¦                        ¦ ¦ аппаратуры ¦   ¦
    ¦ -------------------¬   ¦ L-------------   ¦ ----------------¬
    ¦ ¦Четкое соблюдение ¦   ¦ -------------¬   ¦ ¦Внедрение новых¦
    ¦ ¦технологии работы,¦   ¦ ¦ Соблюдение ¦   ¦ ¦форм отчетности¦
    ¦ ¦  обеспечивающее  ¦   ¦ ¦  режимов   ¦   +-+ по групповым  ¦
    +-+ высокое качество ¦   +-+проведения  ¦   ¦ ¦    нормам     ¦
    ¦ ¦    выполнения    ¦   ¦ ¦технического¦   ¦ L----------------
    ¦ ¦     операций     ¦   ¦ ¦обслуживания¦   ¦
    ¦ L-------------------   ¦ ¦ спецмашин  ¦   ¦
    ¦                        ¦ L-------------   ¦ ------------------¬
    ¦                        ¦ --------------¬  ¦ ¦   Организация   ¦
    ¦ -------------¬         ¦ ¦Периодическая¦  ¦ ¦социалистического¦
    ¦ ¦Оборудование¦         ¦ ¦  проверка   ¦  ¦ ¦  соревнования   ¦
    ¦ ¦ спецмашин  ¦         +-+технического ¦  L-+  по экономному  ¦
    +-+ средствами ¦         ¦ ¦  состояния  ¦    ¦     расходу     ¦
    ¦ ¦ радиосвязи ¦         ¦ ¦ спидометров ¦    ¦  автомобильного ¦
    ¦ L-------------         ¦ L--------------    ¦     топлива     ¦
    ¦                        ¦                    L------------------
    ¦                        ¦  ----------¬
    ¦ ---------------------¬ ¦  ¦Утепление¦
    ¦ ¦     Повышение      ¦ ¦  ¦агрегатов¦
    ¦ ¦ уровня механизации ¦ +--+спецмашин¦
    +-+погрузо-разгрузочных¦ ¦  ¦в зимнее ¦
    ¦ ¦ работ и сокращение ¦ ¦  ¦  время  ¦
    ¦ ¦  простоев на линии ¦ ¦  L----------
    ¦ L--------------------- ¦
    ¦                        ¦  ------------¬
    ¦ ------------------¬    ¦  ¦Организация¦
    ¦ ¦Совершенствование¦    ¦  ¦  хранения ¦
    ¦ ¦профессионального¦    L--+ спецмашин ¦
    L-+   мастерства    ¦       ¦в холодное ¦
      ¦работы водителей ¦       ¦время года ¦
      L------------------       L------------
   
         1.1. Совершенствование эксплуатации спецмашин на линии
   
       Наиболее значимым  фактором  экономии  автомобильного  топлива
   является организация  эффективной  работы  спецмашин   на   линии,
   конечной целью этой работы должно быть снижение непроизводительных
   холостых  пробегов  спецмашин.  В  каждом  конкретном  случае  эта
   задача решается по-разному.
       Если рассматривать     использование      аварийно-технических
   спецмашин, предназначенных  для  устранения аварий на коммунальных
   объектах, то экономия топлива достигается при оптимизации  радиуса
   действия этих  машин,  т.е.  за  счет  экономически  обоснованного
   расположения в городах опорных пунктов базирования спецмашин.
       Наиболее наглядно  эффективность внедрения современных методов
   линейной эксплуатации можно  проследить  по  спецмашинам,  занятым
   перевозкой различных грузов (мусоровозы, вакуум-машины, спецмашины
   для перевозки белья фабрик - прачечных и др.).  Перед  работниками
   службы эксплуатации ставится задача разработки маршрутных графиков
   движения  этих  машин  по  городу.  Маршрутные  графики   содержат
   информацию     о     последовательности    движения    машин    от
   эксплуатационного предприятия до пунктов загрузки и далее до места
   разгрузки.   Эти   графики  составляются  с  учетом  интенсивности
   накопления перевозимого материала в  пунктах  загрузки.  Известно,
   что   производительность   мусоровозов   зависит   от   расстояния
   транспортировки твердых  бытовых  отходов  за  черту  города.  Чем
   больше   это   расстояние,   тем   менее  эффективно  используются
   мусоровозы, тем больше они имеют холостых пробегов,  а значит -  и
   повышенный  расход  топлива.  Особенно  остро  этот вопрос стоит в
   крупных городах,  где расстояние вывоза  твердых  бытовых  отходов
   достигает  30  км  и  более.  Отечественная промышленность освоила
   выпуск дизельных большегрузных  мусоровозов,  имеющих  вместимость
   кузова  свыше  20  куб. м.  Такие  мусоровозы  особенно эффективно
   работают на больших расстояниях вывоза твердых бытовых  отходов  и
   могут   использоваться   как   транспортные.   В  последнее  время
   наметилась  тенденция  создания  в   городах   мусороперегрузочных
   станций,  на  которых осуществляется перегрузка бытовых отходов из
   мусоровозов  со   сравнительно   малой   вместимостью   кузова   в
   транспортные мусоровозы. С пуском этих мусороперегрузочных станций
   резко сокращаются холостые  пробеги  мусоровозов,  занятых  сбором
   твердых бытовых отходов в жилых кварталах городов. Кроме того, при
   большом расстоянии вывоза  мусора  транспортными  мусоровозами  за
   пределами города они движутся с минимальным количеством торможений
   и  остановок,  как  правило,  на  высшей  передаче,  а   дизельный
   двигатель  на  протяжении  почти  всего  пути имеет наивыгоднейший
   тепловой  режим.  Расход  топлива  в  этих   условиях   получается
   наименьший.   Так,  например,  по  данным  Академии  коммунального
   хозяйства   внедрение    мусороперегрузочной    станции    годовой
   производительностью  50  тыс.  тонн  и использование транспортного
   мусоровоза КО-416 при расстоянии вывоза 25 км  позволяет  получить
   экономию свыше 190 тонн условного топлива в год.
       Большой экономический эффект по расходу  топлива  мусоровозами
   получается и   при  транспортировке  твердых  бытовых  отходов  на
   специальные мусороперерабатывающие заводы,  которые уже работают в
   ряде городов страны.
       Определенное  влияние на расход  топлива  оказывает соблюдение
   требований технологии работы спецмашин. Так, например, технологией
   уборки городов  рекомендуется выполнение  поливомоечных  работ  на
   улицах  города   в  ночное  время,  когда  интенсивность  движения
   транспортных средств  в   городе   минимальна.   В   этот   период
   поливомоечные  машины  работают  с высокой производительностью и с
   малым числом остановок,  что положительно сказывается на  экономии
   топлива.
       Снижение расхода  топлива  при  повышении   производительности
   работы спецмашин   достигается  также  и  за  счет  четкой  работы
   диспетчерской службы.  Это,  в   первую   очередь,   относится   к
   использованию  аварийно-технических  машин  и спецмашин для зимней
   уборки  городских  территорий.  Внедрение   в   практику   средств
   коротковолновой радиосвязи позволяет оперативно руководить работой
   спецмашин  при  перебазировании  их  с   объекта   на   объект   с
   минимальными холостыми пробегами.
       Важным резервом  экономии  автомобильного   топлива   является
   сокращение времени  на погрузку и разгрузку спецмашин,  особенно в
   зимний период  года,  когда  при  ожидании   погрузки   приходится
   периодически запускать  двигатель  в  работу для прогрева.  В этой
   связи важной  проблемой  является  четкая   организация   загрузки
   пескохлоридоразбрасывателей на   пескобазах,   а   также   приемка
   мусоровозов под разгрузку на полигонах для  складирования  твердых
   бытовых отходов.
   
           1.2. Повышение качества технического обслуживания
              и ремонта спецмашин коммунального назначения
   
       Минимального расхода топлива при эксплуатации спецмашин  можно
   достигнуть лишь  в  том  случае,  если  они находятся  в исправном
   техническом  состоянии.  Неисправности  спецмашин,   влияющие   на
   расход топлива,  можно  подразделить  на  следующие  три  основные
   группы:
       нарушающие протекание процесса работы двигателя;
       увеличивающие непроизводительные затраты энергии  на  трение в
   двигателе, в агрегатах трансмиссии шасси и спецоборудования;
       увеличивающие сопротивление движению спецмашин.
       Кроме того,  в  отдельную,  четвертую  группу  можно  выделить
   различные неисправности, затрудняющие управление спецмашиной.
       Обязательным условием   получения   высоких   показателей   по
   топливной экономичности спецмашин  является  проведение  в  полном
   объеме и  с  соблюдением  периодичности  технического обслуживания
   шасси и   спецоборудования.   При   проведении   ТО    проверяется
   работоспособность газораспределительного механизма двигателя,  так
   как на расход топлива влияют утечки газов из цилиндров,  связанные
   с неплотностью  прилегания клапанов к седлам,  пригоранием колец и
   разрушением прокладки  головки  цилиндров.  Такие  дефекты  обычно
   бывают не во всех,  а лишь в отдельных цилиндрах двигателя и легко
   обнаруживаются при измерении компрессометром давления сжатия.
       Неудовлетворительное наполнение  цилиндров  свежей  смесью   и
   плохая их   очистка   от  продуктов  сгорания  обычно  бывает  при
   загрязнении воздушного   фильтра,   карбюратора,    впускного    и
   выпускного  трубопроводов   и  глушителя,  а  также  из-за  износа
   деталей механизма  газораспределения.  Все  эти  неисправности   в
   основном отражаются  на  мощности  двигателя  при  полном открытии
   дросселя, что же  касается  экономичности,  то  в  этой  части  их
   влияние относительно невелико.
       Заметное увеличение расхода топлива  дает  отклонение  состава
   горючей смеси   от  необходимого,   которое  может  произойти  при
   неисправности или    неправильной     регулировке     карбюратора,
   неплотностях во  впускном  трубопроводе,   значительном  засорении
   воздушного фильтра и др.  Неисправность экономайзера,  при которой
   дополнительное топливо  подается  непрерывно,  повышает  расход на
   10 - 15%.
       Неплотности в  прокладках  и  пробках  впускного трубопровода,
   через которые может пройти воздух,  обедняет  горючую  смесь.  Это
   обеднение  наиболее  значительно  при  холостом  ходе  и при малых
   нагрузках двигателя.  Двигатель  при  этом  работает  неустойчиво,
   часто останавливается,  что  требует  увеличения  его оборотов или
   частых пусков. Это также увеличивает расход топлива.
       Очень большое   влияние   на  экономичность  работы  спецмашин
   оказывают перебои зажигания. Если у шестицилиндрового двигателя не
   работает одна   свеча,  то  расход  топлива  при  движении  машины
   повышается на  25%  по сравнению с расходом топлива при нормальной
   работе того же двигателя.  При отказе в работе двух свечей  расход
   топлива возрастает на 60%.
       Правильность установки  зажигания  также существенно влияет на
   экономичность машины.
       Так как  работа большинства спецмашин коммунального назначения
   носит оперативный  характер  (аварийно-технические,   машины   для
   зимней уборки   городских  территорий  и  др.),  поэтому  основным
   требованием, предъявляемым   к   эксплуатации,   является  высокая
   техническая готовность техники, которая должна реализовываться при
   возникновении необходимости устранения аварий или при снегоочистке
   территорий  после  продолжительного  дежурства  машин  на  опорных
   пунктах.  Особенно  остро  этот вопрос стоит в зимний период года.
   Для уверенного запуска двигателей  в  холодное  время  года  места
   стоянок  спецмашин  должны  быть оборудованы различными средствами
   подогрева.  Наилучших  результатов  по   экономии   автомобильного
   топлива достигают те предприятия,  которые располагают утепленными
   стоянками для оперативных спецмашин.
   
         1.3. Мероприятия по совершенствованию форм отчетности
                  и планирования потребности в топливе
   
       В работе  по  реализации  ресурсов   экономии   автомобильного
   топлива важное  значение  имеют  мероприятия  по совершенствованию
   отчетности и   планирования   потребности   в   топливе.    Расчет
   потребности  по   списочному  составу  парка  машин  и  по  общему
   пробегу  не отвечает  современному уровню  планирования,  так  как
   при таком подходе нельзя учесть рост производительности спецмашин,
   а также оценить те объемы  работ,  которые  машинами  выполняются,
   т.е. нет   возможности   определить   эффективность  использования
   топлива по назначению.
       В смежных  отраслях техники (на автотранспорте, в эксплуатации
   строительно-дорожных машин)  наметилась  тенденция   использования
   для планирования   групповых   норм  расхода  топлива  на  единицу
   выполненной работы.  Групповая норма - это норма,  рассчитанная по
   группе машин  одного  назначения,  использующих один вид топлива и
   принадлежащих одному экономическому объекту.
       В Постановлении  ЦК  КПСС  и  Совета Министров СССР от 30 июня
   1981 г.  "Об  усилении  работы   по   экономии   и   рациональному
   использованию сырьевых,     топливно-энергетических    и    других
   материальных ресурсов"  говорится,  что  необходимо   "значительно
   улучшить нормативное  хозяйство,  повысить  мобилизующее  значение
   норм и   нормативов,   своевременно   уточнять    действующие    и
   устанавливать новые        прогрессивные       нормы       расхода
   топливно-энергетических ресурсов...".
       Для успешного решения  поставленных задач на различных уровнях
   управления в системе жилищно-коммунального хозяйства  должна  быть
   создана нормативная база.
       В настоящих Методических указаниях содержатся рекомендации  по
   нормированию расхода  автомобильного  топлива  исходя из групповых
   норм на единицу выполненного объема работ.
   
       2. Система нормативных показателей расхода автомобильного
              топлива специальными коммунальными машинами
   
       2.1. Нормирование  расхода  топлива   в   жилищно-коммунальном
   хозяйстве для  спецмашин  -  это  установление  плановой  меры его
   производственного потребления.
       2.2. Основная  задача нормирования - обеспечить применение при
   планировании и   в   производстве   технически   и    экономически
   обоснованных, прогрессивных  норм  расхода  автомобильного топлива
   для осуществления режима  экономии,  рационального  распределения,
   наиболее эффективного его использования.
       2.3. Нормы  расхода  топлива  спецмашинами  являются   нормами
   технологическими. Они  включают  расход  топлива,  необходимый для
   осуществления технологического и транспортного процессов.  Расходы
   топлива на  ремонт  спецмашин,  гаражные  и  прочие  хозяйственные
   расходы, не    связанные    непосредственно    с    осуществлением
   технологического процесса,  в  состав  этих  норм  не включаются и
   формируются отдельно.
       2.4. Нормы   расхода   автомобильного   топлива   служат   для
   планирования потребления и оценки эффективности его использования.
   Выполнение    установленных    норм   расхода   топлива   является
   обязательным условием при материальном стимулировании за  экономию
   горючего.
       2.5. Нормы   расхода   автомобильного   бензина  и  дизельного
   топлива, разрабатываемые     для      коммунальных      спецмашин,
   классифицируются по следующим основным признакам:
       - по  степени   агрегации  -   индивидуальные   и   групповые;
   индивидуальные нормы   расхода   топлива   формируются  по  маркам
   спецмашин, а групповые - по экономическим объектам  (министерства,
   ведомства, предприятия, объединения, организации);
       - по периоду действия - годовые и квартальные (на предприятиях
   могут устанавливаться нормы по месяцам, а также маршрутные нормы -
   на период действия маршрута).
       2.6. Индивидуальная  норма расхода топлива для спецмашин - это
   норма  для данной марки в литрах на 100 км пробега или на 1 маш.-ч
   работы спецоборудования при выполнении технологических операций.
       2.7. Индивидуальная норма на пробег спецмашин на автомобильных
   шасси рассчитывается по действующим в народном хозяйстве нормам  с
   учетом изменения   массы   спецмашины   по   сравнению  с  базовым
   автомобилем. Эти нормы представлены в Приложении 1.
       2.8. Индивидуальные нормы предназначены для текущих расчетов с
   водителями в коммунальных  предприятиях  и  называются  линейными.
   Индивидуальные нормы  служат  также для определения групповых норм
   расхода топлива на всех уровнях планирования.
       2.9. Групповые    нормы    предназначены    для   планирования
   потребности автомобильного   топлива   и   оценки    эффективности
   использования спецмашин  по  критерию  снижения расхода топлива на
   единицу выполненной работы.
       2.10. Групповая  норма  расхода  топлива  по спецмашинам - это
   усредненный средневзвешенный расход топлива  по  группе  спецмашин
   различных марок,  выполняющих одноименные технологические операции
   и потребляющие при работе один вид топлива.
       2.11. Групповые  нормы  расхода  топлива  разрабатываются  при
   составлении годовых, пятилетних и долгосрочных планов. В отдельных
   случаях групповые    нормы   могут   разрабатываться   исходя   из
   соответствующих норм   базисного   года   с   учетом   достигнутых
   прогрессивных  показателей   удельного   расхода   и   планируемых
   организационно-технических мероприятий по экономии топлива.
       2.12. Групповые  нормы  расхода  топлива  на  работу спецмашин
   разрабатываются автономно на каждом уровне  планирования  на  базе
   материалов,  имеющихся в данной организации.  Необходимым условием
   разработки  групповых норм расхода  топлива  является  организация
   первичного   учета  использования   спецмашин   и  соответствующая
   отчетность  перед  вышестоящей  организацией,  которая,   в   свою
   очередь, устанавливает плановые задания по использованию спецмашин
   (объемы перевозок, площадь убираемой территории и др.).
       2.13. При   определении   групповых  норм  учитывается  расход
   топлива как на пробег спецмашин, так и на работу спецоборудования.
       2.14. Групповые  нормы  расхода  бензина  и дизельного топлива
   рассчитываются отдельно.
   
         3. Применение индивидуальных норм расхода топлива при
            расчете с водителем в коммунальных предприятиях
   
       3.1. Нормируемый   расход  автомобильного  топлива  на  работу
   специальных машин при расчете с водителями определяется исходя  из
   индивидуальных норм  на работу спецоборудования,  норм на пробег и
   нормативных коэффициентов (надбавок).
       3.2. Нормативные  коэффициенты разработаны централизованно для
   всего народного хозяйства для машин,  имеющих автомобильные шасси.
   Они учитывают     влияние     на    расход    топлива    различных
   дорожно-климатических и эксплуатационных факторов,  не учтенных  в
   индивидуальных нормах.
       3.3. Линейные  нормы  расхода  топлива  на  пробег  спецмашины
   повышаются при следующих условиях:
       а) работа   в   зимнее   время   (при  установившейся  средней
   температуре воздуха ниже 0° С): в южных районах страны - до  5%, в
   районах  с  умеренным   климатом  -  до 10%,  в  северных  районах
   страны -  до  15%,  в  районах  Крайнего  Севера   и   местностях,
   приравненных к ним - до 20%;
       б) работа  в  горных  местностях над уровнем моря:  от 1000 до
   1500 м - на 5%, от 1501 до 2000 м - на 10%, от 2001 до 3000 м - на
   15%, свыше 3000 м - на 20%;
       в) работа на дорогах со сложным планом (в среднем на 1 км пути
   более пяти закруглений радиусом менее 40 м) - до 10%;
       г) работа  в  черте  города,  требующая  частых  остановок  (в
   среднем более чем одна остановка на один километр общего  пути)  -
   до 10%;
       д) перевозка грузов, требующих пониженных скоростей движения -
   до 10%;
       е) обкатка машин,  вышедших из капитального ремонта,  и  новых
   при пробеге первых 1000 км - до 5%.
       3.4. Нормы   расхода   топлива   снижаются   при   работе   на
   внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием - до 15%.
       3.5. При  необходимости   применения  одновременно  нескольких
   надбавок норма расхода жидкого топлива  устанавливается  с  учетом
   суммы или разности этих надбавок.
       3.6. Нормативный расход автомобильного топлива в  коммунальных
   предприятиях при расчетах с водителями для спецмашин,  перевозящих
   грузы (например,  мусоровозы, вакуум-машины и др.), в общем случае
   определяется по формуле:
   
       Q(н) = 0,01 x Н(Sсп) x S(1 + Д) + ДЕЛЬТАQ x п(у)         (3.1)
   
       Н(Sсп) -   линейная   норма  расхода  топлива  на  спецмашину,
   л/100 км;
       S -  пробег  машины за расчетный период (за смену,  за сутки),
   км;
       Д - суммарная относительная надбавка;
       ДЕЛЬТАQ -  норма  расхода  топлива  на выполнение погрузочно -
   разгрузочных работ, л;
       п(у) - количество рейсов.
   
       Н(Sсп) = Н(Sо) + в(G(м) - G(ш)) + 0,5 x в x G            (3.2)
   
       Н(Sо) -   линейная   норма   расхода   топлива   для  базового
   автомобиля, л/100 км;
       G(м) - масса спецмашины, т;
       G(ш) - масса базового автомобиля, т;
       в -  расход  топлива  на каждые 100 т x км транспортной работы
   или на каждую тонну массы спецоборудования при пробеге 100 км;
       G - грузоподъемность машины, т.
       Если учет   работы   спецмашины  ведется  не  в  тоннах,  а  в
   кубических метрах загружаемого груза с последующим уплотнением, то
   грузоподъемность спецмашины определяется по формуле:
   
       G = V x К(упл) x ро(г)                                   (3.3)
   
       V - вместимость кузова спецмашины, куб. м;
       К(упл) - коэффициент уплотнения перевозимого груза  по  данным
   технической характеристики спецмашины;
       ро(г) - удельный вес (плотность груза), т/куб. м.
       Для твердых бытовых отходов плотность при расчете  принимается
   в среднем 0,24 т/куб. м, а в жидких - 1,00 т/куб. м.
       Пример 1 (цифры условные).
       Из путевого листа установлено,  что мусоровоз КО-413 при общем
   пробеге S  = 135 км перевез за  4 рейса 51 куб. м бытового мусора.
   Работа  осуществлялась  в  летний  период  в  условиях,  требующих
   частых остановок   (при  погрузке  мусора  во  дворах).  Требуется
   определить нормативный расход автобензина.
       Дополнительные исходные  данные  для  расчета в соответствии с
   техническими характеристиками мусоровоза КО-413:   V = 7,5 куб. м;
   G(м) = 4,50 т; G(ш) = 2,65 т; К(упл) = 1,7.
       На основании Линейных норм расхода бензина, дизельного топлива
   и сжиженного  газа  для  автомобильного  транспорта,  утвержденных
   Постановлением  Госплана РСФСР N 130 от 5 июля 1983 г.,  полагаем:
   Н(Sо) = 25 л/100 км; в = 2 л/100 т x км (для бензина).
       Норма расхода  топлива  на  погрузку  и  разгрузку  мусоровоза
   принимается  в  соответствии  с  Приказом N  47  Минжилкомхоза  от
   22 января 1985 г.  "Временные нормы  расхода  жидкого  топлива  на
   работу  специальных  машин  по  уборке  городских  территорий,  по
   которым нормы  не  утверждены  Постановлением  Госплана  РСФСР  от
   07.09.79 N 155" ДЕЛЬТАQ = 5,5 л.
       Линейная норма расхода автобензина на мусоровоз составляет:
   
       Н(Sсп) = Н(Sо) + в(G(м) - G(ш)) + 0,5 x в x V x К(упл) x
   
       x ро(г) = 25 + 2(4,4 - 2,65) + 0,5 x 2 x 7,5 x 1,7 x 0,24 =
   
       = 31,76 л/100 км
   
       Нормируемый расход автобензина (см. формулу 3.1):
   
       Q(н) = 0,01 x Н(Sсп) x S(1 + Д) + ДЕЛЬТАQ x п(у) = 0,01 x
   
       x 31,76 x 135 (1 + 0,1) + 5,5 x 4 = 69,16 л.
   
       3.7. Нормативный расход  топлива  для  спецмашин,  выполняющих
   технологические  операции  в движении и перевозящие к месту работы
   технологические    материалы    (универсальные     разбрасыватели,
   поливомоечные  машины, подметально-уборочные и др.) при расчетах с
   водителями определяется в общем виде по формуле:
   
       Q(н) = 0,01 x Н(Sсп) x S(1 + Д) + ДЕЛЬТАQ(1) x S(р)      (3.4)
   
       S -   пробег  машины  за  расчетный  период  при  транспортном
   движении, км;
       S(р) -  пробег машины при выполнении технологических операций,
   км;
       ДЕЛЬТАQ(1) -    норма    расхода    топлива    на   выполнение
   технологических операций, л/100 км.
       Пример 2 (цифры условные).
       Из путевого   листа  установлено,   что  поливомоечная  машина
   КО-002 при общем пробеге 110  км  выполнила  12  рейсов  от  места
   заправки  водой до участка мойки дорожных покрытий.  Работа машины
   осуществлялась в условиях  города, требующих частых  остановок  (в
   среднем более чем одна на одни километр общего пробега). Требуется
   определить нормативный расход автобензина.
       Дополнительные исходные данные: У = 6500 л; G(м) = 5 т; G(ш) =
   3,5 т;  Q(1) = 71,0 л/100 км; в = 2 л/100 т x км; грузоподъемность
   G = 6,5 т;  ширина обрабатываемой полосы при мойке а = 8 м; расход
   воды  при  мойке q = 1л/ кв.  м;  надбавка на частые остановки Д =
   0,1;  линейная  норма  расхода  бензина  на базовое шасси Н(Sо)  =
   31 л/100 км.
       Для определения  нормируемого  расхода  автобензина необходимо
   рассчитать  пробег  машины  при  выполнении моечных работ  за  все
   12 рейсов:
   
                -3 V x п     6500 x 12
       S(р) = 10   ------ = ------------ = 9,75 км
                   q x а    1000 x 1 x 8
   
       Пробег машины при транспортном движении равен
   
       S = 110 - 9,75 = 100,25 км
   
       Нормируемый расход автобензина:
   
       Q(н) = 0,01{[31 + 2(5 - 3,5) + 2 x 6,5 x 0,5] x 100,25(1 +
   
       + 0,1) + 71 x 9,75} = 51,58 л
   
       3.8. Для спецмашин,  выполняющих технологические операции  без
   перевозки материалов   (снегоочистители,  снегопогрузчики,  зимние
   тротуароуборочные  машины  и  др.)  нормативный   расход   топлива
   определяется без   учета  грузоподъемности  машины  по  упрощенной
   формуле:
   
       Q(н) = 0,01{[Н(Sо) + в(G(м) - G(ш))] x S(1 + Д) +
   
       + ДЕЛЬТАQ(1) x S(р)}                                     (3.5)
   
       При учете  работы спецмашины в машино-часах нормативный расход
   топлива определяется по формуле:
   
       Q(н) = Н(То) x Т(1 + Д) + ДЕЛЬТАQ(2) x Т(с)              (3.6)
   
       Н(То) - линейная норма расхода  топлива  для  базовой  машины,
   л/маш.-ч;
       Т - маш.-ч работы при транспортных переездах;
       ДЕЛЬТАQ(2) -    норма    расхода    топлива     при     работе
   спецоборудования, л/маш.-ч;
       Т(с) - маш.-ч работы спецмашины при выполнении технологических
   операций.
       3.9. Для    аварийно-технических   и   оперативных   спецмашин
   нормативный расход топлива определяется по формуле:
   
       Q(н) = 0,01[Н(Sо) + в(G(м) - G(ш))] x S(1 + Д) + ДЕЛЬТАQ(2) x
   
       x Т(с)(1 + Д)                                            (3.7)
   
       Пример 3 (цифры условные).
       Из путевого  листа  установлено,  что   аварийно-водопроводная
   машина АВМ-1М  при  пробеге  90  км  использовалась в стационарном
   режиме работы при устранении аварии  с  продолжительностью  работы
   спецоборудования Т(с)  = 2 маш.-ч.  Работа осуществлялась в зимний
   период года  с  умеренным   климатом.   Шасси   аварийной   машины
   эксплуатируется в   период  обкатки  после  капитального  ремонта.
   Требуется определить нормативный расход автобензина.
       Дополнительные  исходные  данные:   шасси   ГАЗ-52;   Н(Sо)  =
   22 л/100  км,  G(м)  = 3,66 т;  G(ш) = 2,3 т;  в = 2 л/100 т x км;
   ДЕЛЬТАQ(2) = 6,0 л/маш.-ч;  надбавка за зимний период эксплуатации
   Д(1) = 0,1;  надбавка на  эксплуатацию  шасси  после  капитального
   ремонта Д(2) = 0,05.
       Нормируемый расход автобензина равен:
   
       Q(н) = 0,01[Н(Sо) + в(G(м) - G(ш))] x S(1 + Д) + ДЕЛЬТАQ(2) x
   
       x Т(с)(1 + Д) = 0,01[22 + 2(3,66 - 2,3)] x 90(1 + 0,1 +
   
       + 0,05) + 6 x 2(1 + 0,1) = 38,78 л
   
       Так как надбавка Д(2) относится только к  базовому  шасси,  то
   она учитывается только в первом слагаемом формулы.
       Для случая,  когда  для  базового  шасси  и   спецоборудования
   используется разный  вид каждого топлива  (бензин  и  дизтопливо),
   нормируемый расход определяется для каждого вида топлива отдельно.
   
        4. Планирование расхода автомобильного топлива и оценка
          эффективности использования спецмашин коммунального
               назначения по групповым (удельным) нормам
   
       4.1. Планирование     расхода      автомобильного      топлива
   осуществляется по   групповым нормам  на  спецмашины,  выполняющие
   следующие виды работ:
       - перевозка   различных   грузов    (бытового  мусора,  жидких
   отходов, сжиженного газа, белья фабрик - прачечных и др.);
       - уборка  городских  территорий в зимний и летний периоды года
   (снегоочистка, снегопогрузка,   подметание   и   мойка    дорожных
   покрытий);
       - ремонт городских дорожных покрытий;
       - озеленение  городских  территорий (обработка почвы,  обрезка
   кустарников, кошение газонов и др.);
       - устранение аварий на коммунальных объектах.
       4.2. Групповые (удельные) нормы расхода автомобильного топлива
   для спецмашин имеют следующие единицы измерения:
       - мусоровозы и вакуум-машины - грамм топлива на вывоз 1 куб. м
   мусора (жидких отходов) на расстояние 1 км, г/куб. м x км;
       - машины для перевозки газа и машины  для  перевозки  белья  -
   грамм топлива на 1 тонно-километр транспортной работы, г/т x км;
       - снегопогрузчики и роторные снегоочистители -  грамм  топлива
   на погрузку (перекидку) 1 тонны снега, г/т;
       - плужно-щеточные        снегоочистители,        универсальные
   разбрасыватели, подметально-уборочные        летние        машины,
   поливомоечные  машины - килограмм топлива на обработку  площади  в
   1000 кв. м  за  весь  период  сезонного  использования спецмашины,
   кг/1000 кв. м;
       - машины  для ремонта дорожных покрытий - килограмм топлива на
   ремонт покрытия площадью 1000 кв. м, кг/1000 кв. м;
       - машины  для озеленения городов - грамм топлива на выполнение
   озеленительных работ на площади 1 Га, г/Га;
       - аварийно-технические и оперативные машины - грамм топлива на
   1 километр пробега машины, г/км.
       4.3. Групповая  норма  расхода топлива на работу спецмашин для
   всех видов выполняемых работ определяется по формуле:
   
               *
       H(w) = H (w)(1 + Д)                                      (4.1)
   
        *
       H (w) - групповая норма расхода топлива без учета надбавок;
       Д - общая относительная надбавка.
       4.4. Общая относительная  надбавка  определяется  по  отчетным
   данным предыдущего периода для каждой группы машин в общем виде по
   формуле:
   
                Q(ф)
       Д = ------------ - 1                                     (4.2)
              *
             H  x W(ф)
   
       Q(ф) - общий фактический расход топлива за отчетный  период  с
   учетом надбавок;
       W(ф) - объем выполненной работы за отчетный период.
       4.5. Общий нормируемый  расход  топлива  Q(н)  на  планируемый
   период  для каждой группы рассчитывается  раздельно  по  групповой
   норме  расхода    топлива    и   планируемым   объемам   работ   и
   сопоставляется  с   соответствующими    расчетами    подразделений
   предыдущего уровня планирования по формуле:
   
                              a
       Q(н) = H(w) x W(пл) = SUM H(Wj) x W(пл j)                (4.3)
                             j=1
   
       a - количество подразделений предыдущего уровня планирования.
       Расчет групповой нормы расхода топлива для машин,  выполняющих
   различные виды работ,  имеет свои особенности.  Рассмотрим порядок
   расчета групповых норм.
       4.6. Групповая норма расхода топлива (без учета  надбавок) для
   специализированных машин,  выполняющих перевозки различных грузов,
   определяется по формуле:
   
        *                H(ср s)
       H (w) = 10ро(т) -----------, г/т x км                    (4.4)
                       G(ср) x Z
   
       ро(т) - удельный вес (плотность) топлива, кг/л;
       H(ср s)  -  средневзвешенная  норма расхода топлива при работе
   машины, л/100 км;
       G(ср) - средневзвешенная грузоподъемность спецмашин, т;
       Z - коэффициент полезной работы.
       Формула 4.4   используется   для   расчета  норм  по  машинам,
   перевозящим сжиженный газ, белье фабрик - прачечных и др.
       4.6.1. Если    работа   спецмашин   учитывается   в   куб.   м
   перевезенного  груза,   то  групповая   норма   расхода    топлива
   определяется по формуле:
   
        *                   H(ср)
       H  = 10ро(т) ----------------------, г/куб. м x км       (4.5)
                    V(ср) x К(ср упл) x Z
   
       V(ср) -  средневзвешенная  вместимость бункера (кузова) машин,
   куб. м;
       К(ср упл)    -    средневзвешенный    коэффициент   уплотнения
   перевозимого  груза  (если  машины  оборудованы  механизмами   для
   уплотнения груза).
       4.6.2. Для   машин,   у  которых   при  загрузке  и  разгрузке
   используется спецоборудование,  потребляющее   при  своей   работе
   топливо (например,  у  мусоровоза),  дополнительно  рассчитывается
   средневзвешенная норма расхода топлива на выполнение  этих  работ.
   Расчетная формула имеет вид:
   
                      n  H(i) x m(ср i) x A(i)
                     SUM ----------------------
                     i=1        S(i)
       H(ср i) = 100 --------------------------, л/100 км       (4.6)
                             n
                            SUM A(i)
                            i=1
   
       H(i) -   норма  расхода  топлива  на  один  цикл   погрузки  и
   разгрузки, л;
       m(ср i) - число циклов работы машины за планируемый период;
       S(i) - пробег i-ой марки машины за планируемый период, км;
       n - число марок спецмашин в группе;
       A(i) - списочное количество машин в группе i-ой марки.
       4.6.3. Средневзвешенная норма расхода топлива на работу машины
   определяется по формуле:
       а) для    машин,   работа   которых   учитывается   в   тоннах
   перевезенного груза:
   
       H(ср S) = H(ср So) + в x C x Z + H(ср i), л/100 км      (4.7);
   
       б) для  машин,   работа   которых   учитывается   в   куб.   м
   перевезенного груза
   
       H(ср S) = H(ср So) + в x ро(гр) x V(ср) x К(ср упл) x Z +
   
       + H(ср i), л/100 км                                     (4.8);
   
       H(ср So) - средневзвешенная норма расхода топлива на  холостой
   пробег, л/100 км;
       в - нормативный расход топлива на каждые 100 т x км работы;
       ро(гр) - удельный вес (плотность) груза, т/куб. м.
       4.6.4. Средневзвешенная  норма  расхода  топлива  на  холостой
   пробег для группы спецмашин определяется по формуле:
   
                n             *
               SUM [H(Л i) + G (i) x в] x A(i)
               i=1
       H(So) = -------------------------------, л/100 км        (4.9)
                              n
                             SUM A(i)
                             i=1
   
       H(Л i)   -   линейная   норма   расхода   топлива  (без  учета
   транспортной работы), л/100 км;
        *
       G(i) = G(м) - G(ш), т;
       значения (H(Л) + G x в) приведены в Приложении 1.
       4.6.5. Средневзвешенные грузоподъемность и вместимость бункера
   машин определяются по аналогичным формулам:
   
                 n
                SUM G(i) x A(i)
                i=1
       G(ср)  = ---------------, т                             (4.10)
                     n
                    SUM A(i)
                    i=1
   
                 n
                SUM V(i) x A(i)
                i=1
       V(ср)  = ---------------, куб. м                        (4.11)

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное