Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ). МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. МР N 2/09 (УТВ. МИНЗДРАВОМ РФ 09.01.2003)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                             Утверждаю
                                                    Первый заместитель
                                              Министра здравоохранения
                                                  Российской Федерации
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
                                                    9 января 2003 года
   
       ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
                НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                   (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
                                   
                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
                               МР N 2/09
   
       Авторы:
       Б.В.  Лимин,  Т.В. Карлова, И.О. Мясников, И.А. Кузнецова  (ФГУ
   "Центр  госсанэпиднадзора  в Вологодской области"),  Маймулов  В.Г.
   (Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им.  И.И.
   Мечникова).
       Методические  рекомендации предназначены  для  использования  в
   деятельности  центров  госсанэпиднадзора 1 и 2  уровней  управления
   средой обитания и здоровьем населения.
       Программное    обеспечение    к   Методическим    рекомендациям
   "Организация   системы  социально-гигиенического   мониторинга   на
   уровне  субъекта Российской Федерации" можно взять на сайте  Центра
   госсанэпиднадзора в Вологодской области (www.vologda.ru/~gsen).
   
                              1. Введение
   
       В  соответствии  со  ст. 45 Федерального закона  "О  санитарно-
   эпидемиологическом  благополучии населения" N 52-ФЗ  от  30.03.1999
   социально-гигиенический  мониторинг (СГМ) является  государственной
   системой мероприятий и проводится на федеральном уровне, на  уровне
   субъектов   РФ,   в   городских  и  сельских  поселениях   органами
   государственного санитарно-эпидемиологического надзора совместно  с
   федеральными   органами  исполнительной  власти  субъектов   РФ   и
   органами местного самоуправления.
       Информационно-аналитическая  система   социально-гигиенического
   мониторинга  является  одним из ключевых  механизмов  в  технологии
   управления   уровнем   санитарно-эпидемиологического   благополучия
   населения.
       В   соответствии   с   данными  положениями  Правительство   РФ
   Постановлением   от  01.06.2000  N  426  утвердило   "Положение   о
   социально-гигиеническом мониторинге", в соответствии с которым  СГМ
   является  государственной системой наблюдения,  анализа,  оценки  и
   прогнозирования  состояния здоровья населения и среды  обитания,  а
   также  инструментом установления причинно-следственных связей между
   здоровьем и факторами окружающей среды.
   
         2. Роль системы социально-гигиенического мониторинга
                    в системе управления здоровьем
   
       Государственная  социально-экономическая политика  в  последние
   годы  характеризуется признанием необходимости укрепления  здоровья
   населения  как главного фактора экономического роста и  обеспечения
   национальной  безопасности страны. Это становится возможным  только
   при  условии  создания  системы управления  здоровьем  населения  и
   факторами,   формирующими   его.   Состояние   здоровья   населения
   формируется под воздействием нескольких факторов (рис. 1).
   
               -----------------------------------------¬
               ¦Факторы, определяющие здоровье населения¦
               L---------T--------T-----------T----------
               -----------        ¦           L---------¬
               ¦                  ¦                     ¦
               \/                 ¦                     \/
   --- -- -- -- -- -- --¬         \/         - -- -- -- -- -- -- -- ¬
        -----------¬      -----------------¬       ------------¬
   ¦    ¦Социальные¦    ¦ ¦Наследственность¦ ¦     ¦  Факторы  ¦    ¦
        ¦ факторы  ¦      ¦                ¦       ¦окружающей ¦
   ¦    ¦          ¦    ¦ ¦                ¦ ¦     ¦   среды   ¦    ¦
        LT---T----T-      L--------T--------       LT----T----T-
   ¦     \/  ¦    \/    ¦          ¦         ¦      \/   ¦    \/    ¦
     -------¬¦--------¬            ¦          ----------¬¦---------¬
   ¦ ¦образ ¦¦¦уровень¦ ¦          ¦         ¦¦питьевая ¦¦¦ произв.¦¦
     ¦жизни ¦¦¦ жизни ¦            ¦          ¦  вода   ¦¦¦ среда  ¦
   ¦ L-------¦L-------- ¦          ¦         ¦L----------¦L---------¦
             \/                    ¦                     \/
   ¦   ------------¬    ¦          ¦         ¦     -------------¬   ¦
       ¦   мед.    ¦               ¦               ¦атмосферный ¦
   ¦   ¦обеспечение¦    ¦          ¦         ¦     ¦   воздух   ¦   ¦
       L-----T------               ¦               L------T------
   L- -- -- -+ -- -- -- -          \/        L-- -- -- -- +- -- -- --
             ¦            ------------------¬             ¦
             L----------->¦     Здоровье    ¦<-------------
                          L------------------
   
           Рис. 1. Факторы, определяющие здоровье населения
   
       Наибольший   вклад  в  формирование  здоровья   вносит   группа
   факторов,  объединенных  термином  "социальная  среда",  включающим
   социально-экономический статус и особенности поведения населения.
       К   группе  факторов,  определяемых  как  "окружающая   среда",
   относятся  качество объектов среды обитания и их достаточность  для
   удовлетворения   физиологических   потребностей   организма.    Это
   атмосферный  воздух, питьевая вода, производственная среда,  воздух
   закрытых  помещений, в т.ч. жилье, и физические факторы  (вибрация,
   шум,   метеофакторы,  микроклимат,  электромагнитное,  ионизирующее
   излучения и т.д.).
       Состояние медицинской помощи населению имеет немаловажную  роль
   в формировании здоровья.
       Для комплексного воздействия на медико-экологические факторы, в
   целях  обеспечения  медико-демографических, санитарно-гигиенических
   аспектов  развития общества необходима система управления здоровьем
   населения (рис. 2).
   
   ----------------¬   --- -- -- -- -- -- -- -- -- --¬   -----------¬
   ¦Здравоохранение¦    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕМ     ¦Социальная¦
   ¦               ¦<--+                             +-->¦  защита  ¦
   ¦               ¦                                     ¦населения ¦
   L----------------   L -- -- T- -- -T -- -- -T- - --   L-----------
             -------------------      ¦        L------------¬
            \/                        \/                    \/
      -------------¬        -------------------¬     --------------¬
      ¦Медицинское ¦        ¦ Охрана природы и ¦     ¦  Народное   ¦
      ¦страхование ¦        ¦природных ресурсов¦     ¦ образование ¦
      L-------------        L-------------------     L--------------
   
            Рис. 2. Система управления здоровьем населения
   
       В  связи  со  сменой общественно-экономической  формации  перед
   системой   управления  здоровьем  воздвигаются  новые   задачи   по
   формированию социальной, медико-демографической политики и  требуют
   реформирования   существующих  структур  с  целью  оптимизации   их
   деятельности.
       Данное   Положение   предъявляет  требования   по   оптимизации
   деятельности и госсанэпидслужбы, определяет необходимость  перехода
   от  контроля  за  средой  обитания  человека  и  его  здоровьем   к
   управлению  санитарно-эпидемиологической  ситуацией,  что  является
   основным   механизмом   выполнения   главной   задачи   службы    -
   предупреждение, выявление и ликвидация опасного и вредного  влияния
   среды обитания человека на его здоровье.
       Основным механизмом в выполнении данной задачи является система
   социально-гигиенического     мониторинга,     который      является
   государственной    системой   наблюдения,   анализа,    оценки    и
   прогнозирования  состояния здоровья населения и среды  обитания,  а
   также  инструментом установления причинно-следственных связей между
   здоровьем  и факторами окружающей среды. Стержневым звеном  системы
   СГМ  являются  учреждения  Госсанэпидслужбы  Российской  Федерации,
   обеспечивающие  сбор,  обработку, анализ и передачу  информационных
   материалов  о  состоянии  среды обитания и  здоровья  населения  на
   различные уровни власти и управления.
   
                        3. Объекты исследования
            в системе социально-гигиенического мониторинга
   
       Объектами   исследования   в  системе  социально-гигиенического
   мониторинга являются здоровье и факторы среды обитания.
       Здоровье  населения территории является обобщенным интегральным
   критерием    качества   среды   обитания   и   ее    влиянием    на
   жизнедеятельность  людей  и  рассматривается   как   единое   целое
   (общество,   социум,  экономика,  экология)  в  системе  социально-
   гигиенического мониторинга (рис. 3).
   
   --------------¬                                  ----------------¬
   ¦  Экономика  +--------------------------------->¦    Общество   ¦
   L------T-------<-----¬ ------------------¬  ---->L--------T-------
          ¦             ¦ ¦    Здоровье     ¦  ¦             ¦
          \/            L-+    населения    ¦<--             \/
   --------------¬        ¦   территории    ¦       ----------------¬
   ¦   Социум    +------->¦                 ¦<----->¦    Экология   ¦
   L--------------        L------------------       L----------------
          /\                      /\                        /\
          ¦                       ¦                         ¦
          ¦                       \/                        ¦
          ¦              ------------------¬                ¦
          L------------->¦       СГМ       ¦<----------------
                         +-----------------+
                         ¦   Стратегия     ¦
                         ¦развития здоровья¦
                         L------------------
   
             Рис. 3. Стратегия развития здоровья населения
   
       Для    реализации   социально-гигиенического   мониторинга    в
   деятельности службы необходимы следующие условия:
       -  нацеленность  службы  на достижение конечного  результата  -
   улучшение  здоровья  граждан вследствие снижения  влияния  факторов
   риска среды обитания;
       - реформирование службы;
       -  переход  от  объектового надзора  к  факторному  с  расчетом
   оптимально необходимых объемов лабораторных исследований;
       -   рациональное  распределение  функций  между  центрами  ГСЭН
   разного уровня управления;
       -  разработка  оптимальной  системы мониторинга  за  состоянием
   факторов,   формирующих   среду  обитания,  показателями   здоровья
   населения;
       - создание информационной компьютерной системы;
       -    достаточность   финансового   и   ресурсного   обеспечения
   подразделений службы в соответствии с их функциями.
       В    ходе    реализации    намеченных   направлений    развития
   госсанэпидслужбы разработаны и внедрены в практику общие  системные
   подходы   к   организации   социально-гигиенического   мониторинга,
   определены   показатели   мониторирования   здоровья   и   факторов
   окружающей, социальной и производственной среды (рис. 4).
   
   -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -¬      --- -- -- -- -- -- -- --¬
   ¦  ------------------¬                   ¦ -------------------¬
      ¦   Показатели,   ¦            ¦        ¦   Показатели,    ¦  ¦
   ¦  ¦ характеризующие ¦                   ¦ ¦ характеризующие  ¦
      ¦мед. обеспечение ¦            ¦        ¦    состояние     ¦  ¦
   ¦  ¦                 ¦                   ¦ ¦   атмосферного   ¦
      ¦                 ¦            ¦        ¦     воздуха      ¦  ¦
   ¦  +-----------------+                   ¦ +------------------+
      ¦   Показатели,   ¦ Блок соц.- ¦        ¦   Показатели,    ¦  ¦
   ¦  ¦ характеризующие ¦    экон.          ¦ ¦ характеризующие  ¦
      ¦   образ жизни   ¦показателей ¦        ¦качество питьевой ¦  ¦
   ¦  +-----------------+                   ¦ ¦       воды       ¦
   ¦  ¦   Показатели,   ¦                   ¦ L-------------------  ¦
      ¦ характеризующие ¦            ¦                 Блок
   ¦  ¦  условия жизни  ¦                   ¦     гигиенических     ¦
      L------------------            ¦             показателей
   L-- -- -- --T - -- -- -- -- -T- - + - -- +- - -T - -- -- -- -- ---
               ¦                    Показатели,          ¦
               ¦                ¦ характеризующие ¦      ¦
               ¦                 производственную        ¦
               ¦                ¦      среду      ¦      ¦
               ¦                L -- -- -T- -- -- -      ¦
               ¦                         \/              ¦
               ¦                -- -- -- -- -- -- ¬      ¦
               L--------------->¦       СГМ       ¦<------
                                L-- -- -- -- -- ---
                                         /\
      -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --+- -- -- -- -- -- -- -- -- ¬
        --------------------¬  -----------------¬  ---------------¬
      ¦ ¦Социально-демограф.¦  ¦Медико-демограф.¦  ¦Заболеваемость¦ ¦
        ¦    показатели     +--+   показатели   +--+              ¦
      ¦ +---------T---------+  L--------T--------  +-------T------+ ¦
        ¦                   ¦  ---------+-------¬  ¦              ¦
      ¦ ¦Медико-генетические¦  ¦  Инвалидность  ¦  ¦  Показатели  ¦ ¦
        ¦    показатели     +--+                +--+физ. развития ¦
      ¦ L--------------------  L-----------------  L--------------- ¦
                 Блок показателей, характеризующих здоровье
      L-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
   
        Рис. 4. Показатели социально-гигиенического мониторинга
   
       Блок    гигиенических   показателей   составляют    показатели,
   характеризующие   состояние  атмосферного  воздуха,   куда   входят
   источники  загрязнения и выбросы загрязняющих веществ в  атмосферу,
   данные  о  санитарно-защитных  зонах  промышленных  предприятий   и
   количестве  населения, проживающего в них, результаты  лабораторных
   исследований  атмосферного  воздуха  на  стационарных,   маршрутных
   постах,  подфакельные  замеры и комплексные показатели  загрязнения
   атмосферы.   По  такой  же  схеме  рассматриваются  и   показатели,
   характеризующие качество питьевой воды и производственной среды.  В
   блок    социально-экономических   показателей   включены    данные,
   характеризующие   уровень   жизни  населения,   условия   жизни   и
   медицинское обеспечение (рис. 5).
   
                   --------------------------------¬
                   ¦    Социально-экономические    ¦
                   ¦          показатели           ¦
                   L------T-------T----------T------
              -------------       ¦          L----------¬
              \/                  \/                    \/
     ----------------¬     ----------------¬     --------------¬
     ¦Уровень жизни 5¦     ¦Условия жизни 4¦     ¦ Медицинское ¦
     ¦               ¦     ¦               ¦     ¦обеспечение 6¦
     L----------------     L----------------     L--------------
   --------------------¬  -----------------¬  ----------------------¬
   ¦- доходы населения;¦  ¦- уровень       ¦  ¦- обесп. населения   ¦
   ¦- потребление и    ¦  ¦занятости       ¦  ¦врачами;             ¦
   ¦расходы;           ¦  ¦населения;      ¦  ¦- обесп. населения   ¦
   ¦- состояние        ¦  ¦- уровень       ¦  ¦ср. мед. работниками;¦
   ¦коммунального      ¦  ¦пищевого статуса¦  ¦- обесп. койками;    ¦
   ¦хозяйства;         ¦  ¦населения;      ¦  ¦- обесп. населения   ¦
   ¦- обеспечение      ¦  ¦- вредные       ¦  ¦амбул.-поликл.       ¦
   ¦населения услугами ¦  ¦привычки;       ¦  ¦службой;             ¦
   ¦транспорта и связи,¦  ¦- уровень       ¦  ¦- интенсивность      ¦
   ¦услугами бытового  ¦  ¦общественного   ¦  ¦посещения на         ¦
   ¦характера;         ¦  ¦порядка и личной¦  ¦1 жителя;            ¦
   ¦- социальная защита¦  ¦безопасности    ¦  ¦- соответствие       ¦
   ¦уязвимых слоев     ¦  ¦                ¦  ¦учреждения санитарным¦
   ¦населения          ¦  ¦                ¦  ¦нормам               ¦
   L--------------------  L-----------------  L----------------------
   
            Рис. 5. Социально-экономические показатели СГМ
   
                         4. Построение системы
            социально-гигиенического мониторинга в области
   
       Изначально  формирование и построение  системы  СГМ  в  области
   началось  еще  в  1992  году,  когда  впервые  в  центре   ГСЭН   в
   Вологодской   области  была  создана  структура  (отдел)   изучения
   здоровья   населения  и  среды  обитания.  Свое  развитие   система
   получила  в  1995  году  в  связи с принятием  Постановления  главы
   администрации  Вологодской области N 491 "Об утверждении  Программы
   социально-гигиенического  мониторинга   в   Вологодской   области";
   соответствующие  программы  были  разработаны  и  утверждены  в  11
   муниципальных  районах  области. В течение ряда  лет  формировалась
   структура  системы СГМ, накапливались информационные  базы  данных,
   выделялись   приоритетные   показатели   мониторинга,   создавалось
   программное  обеспечение  системы, совершенствовалось  материально-
   техническое обеспечение.
       На  сегодняшний день в межрайонных центрах (МРЦ  ГСЭН)  созданы
   отделы СГМ (или отделения информационно-аналитической поддержки)  с
   организацией  локальных  систем  обмена  информацией.  В  целом   в
   системе   СГМ   задействовано  более  70  специалистов   с   высшим
   образованием,   эксплуатируется  251  ед.   компьютерной   техники,
   разработано   более   50  программ  для  формирования   и   анализа
   информационного фонда.
       Все  данные  системы  СГМ в еженедельном режиме  формируются  и
   представляются  в Центр ГСЭН в Вологодской области с использованием
   сети  Internet (рис. 6), пользователями которой являются все центры
   ГСЭН Вологодской области.
   
   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦       Персонал: 70 служащих           Компьютеры: 251 ед.      ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
   -----------------¬--------------¬ ---------------¬---------------¬
   ¦В.-Устюгский МРЦ¦¦ Грязовецкий ¦ ¦Сокольский МРЦ¦¦ Тотемский МРЦ¦
   +----------------+¦     МРЦ     ¦ +--------------++--------------+
   ¦- врачи: 1      ¦+-------------+ ¦- врачи: 1    ¦¦- врачи: 1    ¦
   ¦- средние: 1    ¦¦- врачи: 1   ¦ ¦- средние: 1  ¦¦- средние: 1  ¦
   ¦- технический   ¦¦- средние: 1 ¦ ¦- технический ¦¦- технический ¦
   ¦персонал: 2,5   ¦¦- технический¦ ¦персонал: 3   ¦¦персонал: 2   ¦
   ¦Компьютеры:     ¦¦персонал: 3  ¦ ¦Компьютеры:   ¦¦Компьютеры: 11¦
   ¦25 <*>          ¦¦компьютеры: 5¦ ¦22 <*>        ¦¦              ¦
   L-------T---------L------T------- L------T--------L-------T-------
           L---------¬      ¦               ¦   --------------
   -----------------¬¦------+---------------+--¬¦-------------------¬
   ¦Белозерский МРЦ ¦L+        Internet        +-¦ Череповецкий МРЦ ¦
   +----------------+ +------------------------+ +------------------+
   ¦- врачи: 2      ¦ ¦         ЦГСЭН          ¦ ¦- врачи: 3        ¦
   ¦- средние: 1    +-+ в Вологодской области  ¦ ¦- средние: 2      ¦
   ¦- технический   ¦ +------------------------+ ¦- технический     ¦
   ¦персонал: 1     ¦ ¦- врачи: 6              ¦ ¦персонал: 5       ¦
   ¦Компьютеры: 8   ¦ ¦- средние: 7,25         ¦ ¦Компьютеры: 60 <*>¦
   L----------------- ¦- технический           ¦ L-------------------
                     -+персонал: 16            ¦
                     ¦¦Компьютеры: 64 <*>      +¬
   -----------------¬¦L-----------T-------------¦
   ¦ Вологодский ТЦ ¦¦      ------+-----¬      -+-----------¬
   +----------------+¦      ¦Вытегорский¦      ¦Кирилловский¦
   ¦- врачи: 1      ¦¦      L------------      L-------------
   ¦- средние: 1    +-      ------------------¬------------------¬
   ¦- технический   ¦       ¦- врачи: 1       ¦¦- врачи: 1       ¦
   ¦персонал: 3     ¦       ¦- средние: 1     ¦¦- средние: 1     ¦
   ¦Компьютеры:     ¦       ¦- технический    ¦¦- технический    ¦
   ¦30 <*>          ¦       ¦персонал: 1      ¦¦персонал: 1      ¦
   L-----------------       ¦Компьютеры: 6    ¦¦Компьютеры: 4    ¦
                            L------------------L------------------
   
   --------------------------------
       <*> Имеют локальную сеть.
   
              Рис. 6. Структура кадрового и компьютерного
                        обеспечения системы СГМ
   
       Создание   единой  системы  связи  между  центрами  на   основе
   глобальной  компьютерной сети Internet, которая является  одним  из
   наиболее   эффективных   и  перспективных   средств   коммуникации,
   позволило  решить  проблемы  универсализации  данных  и  доступа  к
   различным информационным ресурсам.
       Из 251 единицы имеющейся компьютерной техники имеет современную
   конфигурацию  79% в 2001 году. В 5 центрах компьютеры объединены  в
   локальную сеть.
       Для  выполнения  основных  задач госсанэпидслужбы  используются
   программы  компьютерной поддержки, разработанные  и  сопровождаемые
   специалистами областного центра. Количество программных  продуктов,
   используемых  в  областном  центре, - более  60,  обязательных  для
   использования на территориях - 29 (рис. 7).
   
              Рис. 7. Использование программных продуктов
                        на территориях области
   
                        Рисунок не приводится.
   
       Внедрение  программного  обеспечения и  адаптация  к  районному
   уровню,  а  также обслуживание компьютерной техники  осуществляется
   специалистами   отделений   информационно-аналитической   поддержки
   (СГМ), созданных при межрайонных центрах ГСЭН.
       С    целью    внедрения   программных   продуктов   в   систему
   госсанэпиднадзора  на  базе  областного  центра  созданы  постоянно
   действующие   курсы   обучения  специалистов   системы   социально-
   гигиенического  мониторинга,  кроме  этого  специалисты   обучаются
   работе  с  прикладным  программным обеспечением,  проводятся  циклы
   усовершенствования.  В  2002  г.  все  специалисты  отделов  СГМ  и
   оперативных   подразделений  центров  ГСЭН  обучены   на   выездном
   практическом  семинаре по использованию ГИС-технологий  в  практике
   госсанэпиднадзора.
   
             5. Формирование информационных баз данных СГМ
   
       В целях создания единого информационного поля в области приняты
   Соглашения   о   взаимодействии  с  Департаментом   здравоохранения
   области,  Областным комитетом государственной статистики, заключены
   договоры   с   Центром  агрохимической  службы,   Станцией   защиты
   растений,   Департаментом  продовольственных  ресурсов  и   другими
   ведомствами.
       В  системе  сегодня задействовано более 20 ведомств и надзорных
   органов.  В  ходе реализации системы сформировались 10-летние  базы
   данных  по  среде обитания человека и заболеваемости, что позволяет
   проводить  оценку  влияния факторов окружающей среды  на  состояние
   здоровья населения (рис. 8).
   
                   ----------------------------¬
                   ¦ЦГСЭН в Вологодской области¦
                   +---------------------------+
                   ¦         Отдел СГМ         ¦
                   L----------------------------
          -----------------------T-------------------¬
   -------+-----------¬   -------+------¬   ---------+---------¬
   ¦Здоровье населения¦   ¦Социально-   ¦   ¦Факторы окружающей¦
   L---------T---------   ¦экономические¦   ¦       среды      +¬
   ----------+-----¬      ¦показатели   ¦   L-------------------¦
   ¦  Департамент  ¦      L------T-------                       ¦
   ¦здравоохранения¦     --------+-------------------------¬    ¦
   ¦    области    ¦     ¦Областной комитет государственной¦    ¦
   LT---T---T---T---     ¦            статистики           ¦    ¦
    ¦   ¦   ¦ --+------¬ L----------------------------------    ¦
    ¦   ¦   ¦ ¦   ЛПУ  ¦ -------------------¬ -------------------
    ¦   ¦   ¦ L--------- ¦  Система Единой  ¦ ¦ --------------------¬
    ¦   ¦---+----------¬ ¦ сети наблюдения  ¦ +-+   Ведомственный   ¦
    ¦   ¦¦Онкодиспансер¦ ¦ и лабораторного  +-+ ¦ производственный  ¦
    ¦   ¦L-------------- ¦  контроля ЕСНЛК  ¦ ¦ ¦     контроль      ¦
    ¦  -+--------------¬ L------------------- ¦ L--------------------
    ¦  ¦Наркодиспансер ¦ -------------------¬ ¦ --------------------¬
    ¦  L---------------- ¦Комитет природных ¦ ¦ ¦   Управление по   ¦
   -+------------------¬ ¦     ресурсов     ¦ +-+    геологии и     ¦
   ¦ Областной комитет ¦ ¦   Департамент    +-+ ¦использованию недр ¦
   ¦   по физической   ¦ ¦природных ресурсов¦ ¦ L--------------------
   ¦ культуре и спорту ¦ L------------------- ¦ --------------------¬
   L-------------------- -------------------¬ ¦ ¦    Комитет по     ¦
                         ¦Вологодский центр ¦ +-+земельным ресурсам ¦
                         ¦ стандартизации,  ¦ ¦ ¦ и землеустройству ¦
                         ¦   метрологии и   +-+ L--------------------
                         ¦   сертификации   ¦ ¦ --------------------¬
                         L------------------- ¦ ¦    Департамент    ¦
                          ------------------¬ +-+сельского хозяйства¦
                          ¦ГЦ агрохимической¦ ¦ ¦  и продовольствия ¦
                          ¦     службы      +-- L--------------------
                          ¦  "Вологодский"  ¦
                          L------------------
   
          Рис. 8. Схема единого информационного пространства
             системы социально-гигиенического мониторинга
   
       Параметры   факторов   для   системы   социально-гигиенического
   мониторинга   формируются  в  ходе  осуществления  государственного
   санитарно-эпидемиологического  надзора,  лабораторного  контроля  и
   инструментальных      измерений,     собственных      гигиенических
   исследований.   В   систему  социально-гигиенического   мониторинга
   включаются   и  данные,  полученные  в  результате  информационного
   обмена   по  договорам,  заключенным  с  другими  организациями   и
   ведомствами,    заинтересованными    в    проведении     социально-
   гигиенического мониторинга.
       Внедрение  санитарных  правил  СП  1.1.1058-01  "Организация  и
   проведение  производственного контроля  за  соблюдением  санитарных
   правил       и      выполнением      санитарно-противоэпидемических
   (профилактических) мероприятий" позволило включить  в  систему  СГМ
   дополнительный  источник  информации  о  результатах   лабораторных
   исследований   и  испытаний,  полученных  юридическими   лицами   и
   индивидуальными    предпринимателями   в   ходе   производственного
   контроля.
       В   области   создана  система  СНЛК  (система   наблюдения   и
   лабораторного  контроля),  утвержденная Постановлением  губернатора
   области  от  18.12.2000  N  1086  "О совершенствовании  и  развитии
   областного  звена сети наблюдения и лабораторного контроля  (СНЛК)"
   (Приложение 1).
       В  соответствии  с  данной системой в  режиме  мирного  времени
   обобщение,   анализ  информации  о  радиоактивном,   химическом   и
   биологическом загрязнении продовольственного сырья, питьевой  воды,
   пищевого    и   фуражного   сырья,   объектов   окружающей    среды
   осуществляется    Центром   ГСЭН   в    Вологодской    области    и
   предоставляется   всеми  ведомствами,  включенными   в   СНЛК,   на
   безвозмездной основе.
       Основная   цель   информационного   обеспечения   системы   СГМ
   заключается  в  создании  единой системы  программного  обеспечения
   передачи  информации, в унификации процесса получения многоплановой
   информации,     интегральной    ее    обработке,    стандартизации,
   установлении  связи  показателей  здоровья  и  факторов  окружающей
   среды    с    последующим   выделением   приоритетных,   проведении
   гигиенического     ранжирования     территорий,     оздоровительных
   мероприятий.
       Базы   данных   СГМ   поддерживаются   комплексом   программно-
   технологических   и   технических   средств.   Единые   программные
   продукты,    эксплуатируемые    на    разных    уровнях     центров
   госсанэпиднадзора   (межрайонный  -   областной   -   федеральный),
   позволяют    дополнять    и   объединять   информационные    потоки
   лабораторных  данных  по фактору (объекту)  с  его  территориальной
   привязкой.
       Источником всех сведений, используемых для ведения и анализа  в
   системе   СГМ,  являются  официальные  формы  учетной  и   отчетной
   документации,  собственные  данные лабораторного  контроля,  данные
   производственных  лабораторий.  Схема  информационного   обмена   в
   области  СГМ  между  Центром в Вологодской области  и  межрайонными
   центрами ГСЭН представлена в таблице 1.
   
                                                             Таблица 1
   
       СХЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА В ОБЛАСТИ СГМ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ
        ГСЭН В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ И МЕЖРАЙОННЫМИ ЦЕНТРАМИ ГСЭН
   
   -----------T-----------------------T-----------T--------T--------¬
   ¦Исследуе- ¦Программы исследований ¦Форматы    ¦Кто     ¦Кому    ¦
   ¦мый фактор¦                       ¦представле-¦пред-   ¦пред-   ¦
   ¦          ¦                       ¦ния данных ¦ставляет¦ставляют¦
   +----------+-----------------------+-----------+--------+--------+
   ¦Вода пить-¦"Программа исследований¦ПП "Вода   ¦ЦГСЭН   ¦МРЦ ГСЭН¦
   ¦евая      ¦на наличие галогенсо-  ¦как фактор ¦в Воло- ¦        ¦
   ¦          ¦держащих и органических¦среды оби- ¦годской ¦        ¦
   ¦          ¦соединений в питьевой  ¦тания"     ¦области ¦        ¦
   ¦          ¦воде Вологодской обла- ¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦сти на 2003 год", утв. ¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦Приказом главного врача¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦по Вологодской области ¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦N 48 от 12.03.2003     ¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          +-----------------------+-----------+--------+--------+
   ¦          ¦Программа "Мониторинг  ¦ПП "Вода   ¦МРЦ ГСЭН¦ЦГСЭН   ¦
   ¦          ¦качества источников    ¦как фактор ¦        ¦в Воло- ¦
   ¦          ¦питьевого водоснабжения¦среды оби- ¦        ¦годской ¦
   ¦          ¦и питьевой воды", утв. ¦тания"     ¦        ¦области ¦
   ¦          ¦Постановлением Прави-  ¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦тельства Вологодской   ¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦области N 186 от       ¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦11.03.2003             ¦           ¦        ¦        ¦
   +----------+-----------------------+-----------+--------+--------+
   ¦Почва     ¦"Программа исследований¦ПП "Почва  ¦ЦГСЭН   ¦МРЦ ГСЭН¦
   ¦          ¦на наличие химических  ¦как фактор ¦в Воло- ¦        ¦
   ¦          ¦веществ, обладающих то-¦среды оби- ¦годской ¦        ¦
   ¦          ¦ксическим действием, в ¦тания" (в  ¦области ¦        ¦
   ¦          ¦почве и сельскохозяй-  ¦ст. разра- ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦ственных культурах в   ¦ботки)     ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦зоне промышленного за- ¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦грязнения и влияния ав-¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦тотранспорта на терри- ¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦тории Вологодской обла-¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦сти в системе социаль- ¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦но-гигиенического мони-¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦торинга на 2003 год"   ¦           ¦        ¦        ¦
   +----------+-----------------------+-----------+--------+--------+
   ¦Вода водо-¦"Программа исследований¦ПП "Вода   ¦МРЦ ГСЭН¦ЦГСЭН   ¦
   ¦емов      ¦на наличие галогенсо-  ¦как фактор ¦        ¦в Воло- ¦
   ¦          ¦держащих и органических¦среды оби- ¦        ¦годской ¦
   ¦          ¦соединений в питьевой  ¦тания"     ¦        ¦области ¦
   ¦          ¦воде Вологодской обла- ¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦сти на 2003 год", утв. ¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦Приказом главного врача¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦по Вологодской области ¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦N 48 от 12.03.2003     ¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          +-----------------------+-----------+--------+--------+
   ¦          ¦Программа "Мониторинг  ¦ПП "Вода   ¦МРЦ ГСЭН¦ЦГСЭН   ¦
   ¦          ¦качества источников    ¦как фактор ¦        ¦в Воло- ¦
   ¦          ¦питьевого водоснабже-  ¦среды оби- ¦        ¦годской ¦
   ¦          ¦ния и питьевой воды",  ¦тания"     ¦        ¦области ¦
   ¦          ¦утв. Постановлением    ¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦Правительства Вологод- ¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦ской области N 186 от  ¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦11.03.2003             ¦           ¦        ¦        ¦
   +----------+-----------------------+-----------+--------+--------+
   ¦Атмосфер- ¦Данные производственных¦ПП "Атмо-  ¦МРЦ ГСЭН¦ЦГСЭН   ¦
   ¦ный воздух¦лабораторий и лаборато-¦сферный    ¦        ¦в Воло- ¦
   ¦          ¦рий в центрах госсан-  ¦воздух"    ¦        ¦годской ¦
   ¦          ¦эпиднадзора в г. г. Во-¦           ¦        ¦области ¦
   ¦          ¦логда, Череповец, Со-  ¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦кол, В.-Устюг          ¦           ¦        ¦        ¦
   +----------+-----------------------+-----------+--------+--------+
   ¦Продукты  ¦Данные производственных¦Табл. Ехсеl¦МРЦ ГСЭН¦ЦГСЭН   ¦
   ¦питания   ¦лабораторий и лаборато-¦           ¦        ¦в Воло- ¦
   ¦          ¦рий центров госсанэпид-¦           ¦        ¦годской ¦
   ¦          ¦надзора по концентраци-¦           ¦        ¦области ¦
   ¦          ¦ям химических веществ в¦           ¦        ¦        ¦
   ¦          ¦продуктах питания      ¦           ¦        ¦        ¦
   +----------+-----------------------+-----------+--------+--------+
   ¦Условия   ¦Данные производственных¦Табл. Ехсеl¦МРЦ ГСЭН¦ЦГСЭН   ¦
   ¦труда     ¦лабораторий и лаборато-¦           ¦        ¦в Воло- ¦
   ¦          ¦рий центров госсанэпид-¦           ¦        ¦годской ¦
   ¦          ¦надзора                ¦           ¦        ¦области ¦
   +----------+-----------------------+-----------+--------+--------+
   ¦Медико-де-¦Данные областного коми-¦Ф. А-12    ¦ЦГСЭН   ¦МРЦ ГСЭН¦
   ¦мографиче-¦тета государственной   ¦           ¦в Воло- ¦        ¦
   ¦ские пока-¦статистики             ¦           ¦годской ¦        ¦
   ¦затели    ¦                       ¦           ¦области ¦        ¦
   +----------+-----------------------+-----------+--------+--------+
   ¦Структура ¦Данные областного коми-¦Ф. С-51    ¦ЦГСЭН   ¦МРЦ ГСЭН¦
   ¦смертности¦тета государственной   ¦           ¦в Воло- ¦        ¦
   ¦          ¦статистики             ¦           ¦годской ¦        ¦
   ¦          ¦                       ¦           ¦области ¦        ¦
   +----------+-----------------------+-----------+--------+--------+
   ¦Заболева- ¦Данные программы "Забо-¦ПП "Заболе-¦ЦГСЭН   ¦МРЦ ГСЭН¦
   ¦емость    ¦леваемость как критерий¦ваемость"  ¦в Воло- ¦        ¦
   ¦          ¦состояния здоровья на- ¦           ¦годской ¦        ¦
   ¦          ¦селения"               ¦           ¦области ¦        ¦
   +----------+-----------------------+-----------+--------+--------+
   ¦Острые    ¦Токсикологический мони-¦Ф. 58-1    ¦МРЦ ГСЭН¦ЦГСЭН   ¦
   ¦отравления¦торинг на территории   ¦"Экстренное¦        ¦в Воло- ¦
   ¦химической¦Вологодской области    ¦извещение" ¦        ¦годской ¦
   ¦этиологии ¦(Приказ ЦГСЭН N 423/133¦           ¦        ¦области ¦
   ¦          ¦от 20.08.02)           ¦           ¦        ¦        ¦
   L----------+-----------------------+-----------+--------+---------
   
           6. Структура и функции СГМ в Вологодской области
   
       На   современном  этапе  развития  службы  особую  актуальность
   приобретают   вопросы   совершенствования   структуры,    повышение
   эффективности    деятельности   путем   активизации    финансового,
   материально-технического и кадрового обеспечения.
       Структурообразующими   компонентами   единого   информационного
   пространства  в  области  являются:  ЦГСЭН  в  Вологодской  области
   (региональный   уровень),  территориальные  и  межрайонные   центры
   (межрайонный уровень) ГСЭН.
       На  базе регионального и межрайонного ЦГСЭН созданы структурные
   подразделения  (отделения) по изучению влияния  факторов  среды  на
   здоровье населения по обслуживаемым территориям.
       Кроме    того,   МРЦ   ЦГСЭН   являются   субъектами    единого
   информационного   пространства  с  наибольшим   объемом   первичной
   информации.     Остальные    субъекты    единого    информационного
   пространства  взаимодействуют с региональным ЦГСЭН как посредником,
   аккумулирующим и коммутирующим информационные потоки (рис. 9).
   
   --------------------¬   -----------------------------------------¬
   ¦     1 уровень     ¦   ¦    Центр ГСЭН в Вологодской области    ¦
   ¦   региональный    +---+               Отдел СГМ                ¦
   ¦                   ¦   ¦Функции - 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9           ¦
   L-----T--------------   L-----------------------------------------
         \/     /\
   -------------+------¬   -----------------------------------------¬
   ¦     2 уровень     ¦   ¦             МРЦ и ТЦ ГСЭН              ¦
   ¦    межрайонный    +---+             Отделения СГМ              ¦
   ¦                   ¦   ¦Функции - 1, 2, 3, 6, 8, 9              ¦
   L--------------------   L-----------------------------------------
                                        /\
          ------------------------------+--------------------¬
          ¦                     Функции                      ¦
          ¦1. Сбор первичной информации по здоровью и среде  ¦
          ¦   (персонифицированная заболеваемость, данные    ¦
          ¦   производственного контроля)                    ¦
          ¦2. Ведение и формирование баз данных              ¦
          ¦3. Первичный анализ информации                    ¦
          ¦4. Оценка риска                                   ¦
          ¦5. Донозоологическая диагностика                  ¦
          ¦6. Лабораторный контроль факторов среды обитания  ¦
          ¦   на основе натурных наблюдений                  ¦
          ¦7. Применение математических моделей оценки       ¦
          ¦   качества среды обитания                        ¦
          ¦8. Установление причинно-следственных связей в    ¦
          ¦   системе "здоровье - среда обитания"            ¦
          ¦9. Разработка системы профилактических мероприятий¦
          L---------------------------------------------------
   
             Рис. 9. Функциональная система СГМ в области
   
       Такая функциональная система предполагает:
       -   рациональное  распределение  функций  между  центрами  ГСЭН
   разного  уровня управления, от простого к сложному с  периодическим
   функциональным перекрыванием слабых территорий сильными;
       -  стандартизация  и алгоритмизация методов  и  приемов  работы
   ЦГСЭН при выполнении той или иной функции;
       -   эффективное   использование  кадровых   и   технических   и
   информационных ресурсов.
       Особенностью  ведения социально-гигиенического  мониторинга  на
   межрайонном уровне является создание информационных баз  данных  по
   факторам  среды  обитания и здоровью населения  в  более  детальной
   территориальной  разбивке  - микрорайоне города,  сельском  совете,
   группе  сельских советов, организованном коллективе,  что  позволит
   использовать  эти  данные в дальнейшем для  установления  причинно-
   следственных связей между заболеваемостью и окружающей  средой  (ее
   факторами).    Информационными    показателями    для    социально-
   гигиенического мониторинга являются данные наблюдений за:
       -  состоянием здоровья населения (персонифицированные данные по
   заболеваемости населения);
       - факторами среды обитания человека, в том числе биологическими
   (вирусные,  бактериальные, паразитарные), химическими,  физическими
   (шум,  вибрация,  ультразвук,  инфразвук,  тепловое,  ионизирующее,
   неионизирующее  и др.), социальными (уровень жизни, условия  жизни,
   медицинское обеспечение);
       - источниками антропогенного воздействия на окружающую среду, в
   том  числе  на атмосферный воздух, поверхностные и подземные  воды,
   почву;
       - радиационной обстановкой;
       - состоянием охраны и условиями труда работающих;
       -   структурой  и  качеством  питания,  безопасностью   пищевых
   продуктов для здоровья населения.
       В  результате  систематизации  исходных  данных,  их  первичной
   обработки   рассчитываются  их  интегральные  показатели   качества
   окружающей   среды  и  заболеваемости  населения,   которые   также
   включаются  в  систему мониторирования и представляют собой  основу
   для  оценки и сравнения уровня санэпидблагополучия (неблагополучия)
   на   территориях,  определения  тенденций  в  изменении   состояния
   здоровья  и  факторов  окружающей  среды,  выбора  приоритетов  для
   развития социально-гигиенического мониторинга.
       Интегральные     показатели    качества    окружающей     среды
   рассчитываются  согласно МР "Совершенствование  методической  схемы
   гигиенического    прогнозирования   влияния   комплекса    факторов
   окружающей  среды  на  здоровье населения",  "Принципы  комплексной
   гигиенической  оценки  факторов  окружающей  среды".   Интегральный
   показатель  заболеваемости рассчитывается согласно МУ "Интегральная
   оценка  состояния  здоровья  населения  на  территориях",  "Принцип
   расчета интегрального показателя заболеваемости населения".  Оценка
   состояния   здоровья   производится  по   соотношению   местных   и
   региональных   показателей.   Благоприятными   являются    величины
   такового   соотношения,   которые   равны   или   меньше   единицы.
   Неблагоприятными являются величины, превышающие единицу.
       Для   выявления   причинно-следственных   связей   осуществляют
   наблюдение  как в контрольных и опытных группах, так и в нескольких
   группах  с  разными  уровнями  действия  причинных  факторов.   Для
   статистического  прогноза и обоснования проведения  оздоровительных
   мероприятий применяется компьютерная обработка.
       При  компьютерной  обработке создается  информационный  массив,
   состоящий  (по  каждому населенному пункту) из входных  показателей
   (среды  обитания)  и выходных (результатов) - показателей  здоровья
   населения.   Компьютерная  обработка  (моделирование)  производится
   методами  факторного  анализа  (множественной  корреляции,  шаговой
   регрессии). Результатом обработки являются модели вида:
       Y = k x  + k x  + k x  + k x , описывающие показатели здоровья
            1 1    2 2    3 3    i i
   населения (y) через показатели среды обитания (x).
       Установление  статистически  достоверных  отличий   показателей
   состояния   здоровья,  связанных  с  воздействием   неблагоприятных
   факторов,   является   свидетельством   неблагоприятного    влияния
   антропотехногенной нагрузки.
   
                   7. Развитие системы СГМ в области
   
       К  сожалению, в системе мониторинга не всегда удается выйти  на
   фактор, влияющий на формирование патологии. Это связано с тем,  что
   имеющееся лабораторное оборудование не позволяет определять  многие
   высокотоксичные  вещества;  в системе  не  достаточно  используются
   математические   модели   оценки   качества   среды   обитания   на
   муниципальном уровне, медленно внедряются современные технологии  -
   ГИС,  донозоологическая диагностика; многие центры не аккредитованы
   по   оценке   риска,  а  сама  методология  носит  рекомендательный
   характер.
       11   марта  2003  года  Постановлением  Правительства   области
   утвержден  план  мероприятий  по  оценке  влияния  среды   обитания
   человека  на  состояние  здоровья населения  на  2003  -  2005  гг.
   (Приложение  2),  который предусматривает  внедрение  и  реализацию
   данных  направлений и, что особенно важно, развитие системы СГМ  на
   муниципальном уровне.
       7.1.   Внедрение   системы  донозоологической   диагностики   в
   деятельность СГМ
       Изучение  состояния  здоровья населения, реализуемое  в  рамках
   системы  социально-гигиенического мониторинга,  базируется,  прежде
   всего,  на  показателях  заболеваемости, смертности,  инвалидности,
   т.е.   на   негативных  критериях  оценки  состояния  организма   и
   подразумевает  "...установление и устранение  вредного  воздействия
   на  человека  факторов среды обитания" (статья 45, п. 1,  ФЗ-52  "О
   санитарно-эпидемиологическом   благополучии   населения")   в   уже
   сформировавшейся патологии.
       Фактически   все   методики,  заложенные  в   данную   систему,
   теоретически    подразумевают    изучение    здоровья    населения,
   практически  же  предлагают приемы по анализу  данных  о  состоянии
   заболеваемости  с  применением методов  математической  статистики,
   демографии,  не учитывая физиологических и биохимических  процессов
   в  самом  организме  на воздействие различных  факторов  окружающей
   среды,  что  приводит  к формальным, практически  не  доказанным  и
   запоздалым методам профилактики.
       Кроме  этого,  не учитывается высокий потенциал изменчивости  и
   приспосабливаемости   Homo  sapiens  как  биологического   вида   к
   воздействию   незначительных   доз  химической,   биологической   и
   физической  природы  различных факторов окружающей  среды.  Поэтому
   все  негативные  тенденции, наблюдаемые в показателях  соматической
   заболеваемости,  смертности, продолжительности  жизни,  говорят  об
   отсутствии     точки    приложения    санитарно-гигиенических     и
   профилактических мероприятий.
       Вместе с тем следует отметить, что разработать адекватные  меры
   профилактики,  как  и  установить  причинно-следственные  связи   в
   многообразии  влияния  факторов различных  по  воздействию,  уровню
   влияния,  своей  природе, с одной стороны, и  ответной,  совершенно
   индивидуальной  реакции, с другой - чрезвычайно сложно,  тем  более
   воплотить  данную  систему  в  реальном,  постоянно  действующем  и
   востребованном режиме.
       Поэтому,   принимая  заложенную  сущность  системы   социально-
   гигиенического  мониторинга - оценки, прогнозирования  изменений  в
   состоянии    здоровья   населения,   происходящих   под    влиянием
   неблагоприятных  факторов среды обитания,  необходим  принципиально
   новый  подход  к  оценке  -  это  диагностика  ранних  изменений  в
   состоянии    здоровья    населения    на    доклиническом    уровне
   (донозоологическая  диагностика,  оценка  преморбидного   состояния
   организма и саногенетического профиля).
       Данная оценка имеет большое практическое значение:
       -  позволяет  на индивидуальном уровне, с учетом  биологических
   особенностей  организма,  диагностировать пограничные  состояния  и
   судить о его резервных возможностях;
       -  используя  диагностические критерии в индивидуальном  срезе,
   проводить  комплексную  оценку состояния здоровья  населения  любой

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное